Главная страница 1страница 2 ... страница 10страница 11

www.koob.ru




Сайты по теме книги:
www.gorodnaneve.com

Слова признательности

Я хочу выразить свою глубокую благодарность мо­ему духовному наставнику, учителю и другу, покойному С. Максвеллу Кэйду. Без его поддержки моя работа была бы невозможной. Его жена Изабелл Кэйд также оказала мне неоценимую помощь, а Джеффри Бландел выступал в роли технического гения и поддерживал меня целых двадцать лет.

Я также хочу поблагодарить Элизабет Сент-Джон за то, что в течение всего времени написания этой книги она поддерживала меня и оказывала помощь, как и в любой день из 25 лет нашей дружбы.

Кроме того, я выражаю свою признательность вра­чевателям и моим духовным наставникам, имена кото­рых я не могу перечислить здесь — их очень много. В особенности я благодарна Мэри Симпкинс, Ричарду Липфилду, Сека Николик, Мод Хаимсон Нерман, Мед­вежьему Сердцу, Своми Сатъянанда Сарасвати, ма­тушке Мире и его преподобию Сесилу Вилъямсу.

На моем пути меня поддерживало множество людей, и я хочу поблагодарить Стива Миллера и Ивонн Шелл за любовь и помощь, а также за все то хорошее, что они сделали для меня. Особую благодарность хочется выра­зить Марианне и Бобу Палмерам за их понимание и дружеское отношение.

Я выражаю свою признательность Нэнси Ланни и чу­десным людям — сотрудникам Исэлен Инститъют, а также С. Джею Брэдбери за постоянную поддержку.

Я также хочу сказать спасибо всем своим студентам и клиентам, которые на протяжении многих лет позволя­ли мне заниматься тем, что мне нравится и что я люблю. Вы стали воздухом для моей работы, и без вас она была бы невозможной. Особая благодарность моим студентам из Боулдера. Выражаю благодарность всем, кто поддер­живал меня в течение последних лет, — в их числе были Шияма Осборн и Индиго Моррисон. Я также благодарю всех, кто предоставил мне свои истории и прочую информацию, которая чрезвычайно помогла мне напи­сать эту книгу. Все эти люди оказали мне помощь в ее создании.

За вдохновение я благодарю Джо Камия, Нейла Хэн-кока и говорю большое спасибо Терри Паттерн. Эти люди всегда поддерживали меня и были рядом в труд­ную минуту. Я также хочу поблагодарить всех, кто ока­зывал мне помощь в любых ситуациях. Среди них Пат-рисия Ниб, Урсула Грей, Анна Хэлприн, Майкл Скипвитч, Линда Джонсон, Регина Уотерспирит и Рик Ранум.

Я также благодарю всех, кто помог этой книге выйти в свет. Я благодарю своего технического редактора Джен­ни Блэйкер.

В заключение я хотела бы сказать спасибо своему редактору Джой Паркер, без нее эта книга не была бы такой, какая она есть. Кроме этого, я благодарю Джере­ми Тарчера, без него эта книга просто бы не увидела свет. Спасибо вам всем за вашу веру и поддержку.

Я приветствую и благодарю читателей моей книги за


проявленный к ней интерес и внимание. Пусть она хоть
немного поможет вам вершить все свои дела с успехом
и удовольствием. Надеюсь, вас не разочарует оживлен­
ный и доверительный стиль изложения, напоминающий
скорее беседу, чем лекцию. Надеюсь, вас не смутят свое­
образная нумерация рисунков и внушительные размеры
глав, на которые поделен материал книги. Позвольте мне

также выразить надежду, что у вас будет всё хорошо, и пожелать вам истинного счастья!




ГЛАВА ПЕРВАЯ

Человек


и волны мозговой активности

Эффективность интеллекта определяется способно­стью в любой момент по желанию входить в то состоя­ние сознания, которое наиболее подходит для сложив­шихся обстоятельств. На Западе стремление развивать интеллект нетрадиционными методами появилось не­давно, но появление этого стремления имело силу на­стоящего урагана. В последние десятилетия двадцатого века на Западе стало известно множество приемов, тех­ник и способов, направленных на развитие интеллекта. Следует отметить, что эти приемы, способы и техники принадлежат к самым различным культурам. Все они имеют своей целью развить творческий потенциал, снять стресс и укрепить физическое и эмоциональное здоро­вье. Приемы же, содержащиеся в этой книге, помогут вам достичь принципиально нового уровня интеллекту­альной активности и достойно вступить в двадцать пер­вый век.

Комбинируя научные знания и приемы медитации, мой учитель Макс Кэйд и я разработали метод, с помо­щью которого можно достигать оптимальной работо­способности интеллекта. Цель этой книги — помочь вам найти ту схему мозговой активности, которая подходит вам больше всего, и научиться вызывать ее по своему желанию.

8

Многие люди стремятся к тому, чтобы их интеллект работал с максимальной эффективностью. Но они счи­тают, что добиться этого можно только многолетними тренировками и медитацией. Эти люди рассматривают такую форму самосовершенствования как нечто недо­ступное обычному человеку, если он, конечно, не хочет проводить несколько часов каждый день в тренировках и медитации. Но объединение научных знаний и прие­мов медитации создало новый подход к развитию ин­теллекта. Этот метод подразумевает управление волнами мозговой активности с целью достижения совершенно определенного результата.

Теоретические сведения, упражнения и приемы, ко­торые предлагаются вашему вниманию в этой книге, по­зволят вам совершить увлекательное путешествие, кото­рое даст возможность управлять своим мышлением, а также испытывать приятные ощущения, связанные с по­гружением в мир удивительной фантазии. После того как вы определите, какая из схем мозговой активности является для вас оптимальной, и научитесь входить в соответствующее состояние, в последующих главах мож­но будет узнать о том, как с максимальной пользой при­менять его в повседневной жизни.

Высокоэффективный интеллект обладает потенциа­лом для использования такого состояния с целью укре­пления здоровья (как физического, так и психического), снятия стресса, расслабления, развития творческого по­тенциала и решения эмоциональных проблем. Кроме того, достижение оптимального состояния мозговой ак­тивности может помочь работать с большей продуктив­ностью, улучшить отношения с окружающими людьми и добиться более полного взаимопонимания с детьми. По­сле прочтения этой книги вы приобретете понимание того, в каком состоянии находится ваше сознание. И еще вы сможете сознательно изменять это состояние так, как захотите.

Выполнение упражнений, рассматриваемых в этой книге, поможет вам постепенно достичь того состояния интеллекта, которое называется активным состоянием.

9

В этом состоянии интеллект человека работает более быстро, точно и эффективно, чем в других обычных состояниях. Мыслительный процесс протекает гладко, без помех и торможений, а чувства и эмоции становятся более понятными и управляемыми. В этом состоянии информация легко "гуляет" между подсознательным, со­знательным и бессознательным уровнями. Развивается также интуиция — из чего-то малообъяснимого она пре­вращается в неотъемлемую часть нормального созна­ния. Когда интеллект находится в активном состоянии, у человека лучше работает фантазия и воображение, а это повышает творческие способности. В результате чело­век начинает ощущать себя более свободным. Он при­обретает возможности, о которых раньше мог только мечтать.

Язык волн мозговой активности

Прежде чем совершить путешествие, о котором гово­рилось выше, вы должны усвоить основные понятия, ко­торыми мы будем оперировать. Прежде всего следует сказать, что мозг человека постоянно испускает элек­трические импульсы, называемые волнами мозговой ак­тивности. Эти волны имеют два показателя: амплитуда и частота.



Амплитуда — это величина электрического импуль­са, которая измеряется в микровольтах.

Частота — это скорость изменения волны (сколь­ко раз электрический импульс достигает максимального значения за секунду), измеряемая в циклах в секунду (герцах). По частоте волны мозговой активности разде­ляются на четыре категории: альфа, бета, тета и дель­та. Комбинация этих волн и определяет то состояние, в котором находится интеллект.

Всякое состояние, в котором вы находитесь, состоит из целой "симфонии" волн, и каждая из них оказывает свое характерное влияние. Результатом достижения оп­ределенного сочетания волн мозговой активности были творчество Пикассо, архитектура Фрэнка Ллойда Райта и теории Эйнштейна.

Хитросплетение волн мозговой активности опреде­ляет то состояние, в котором находится, к примеру, сей­час ваш интеллект. Как уже говорилось, каждая катего­рия волн мозговой активности имеет свои характерные черты. Позже вы познакомитесь с особенностями каж­дой категории. А обладая знаниями о свойствах каждой категории волн мозговой активности, вы сможете лучше понять свойства их комбинаций. В следующих четырех подразделах будут рассмотрены каждая из категорий волн мозговой активности и те состояния интеллекта, кото­рые соответствуют этим категориям.

Бета-волны

От нормального мышления до паники

В вашем сознании одна мысль сменяет другую, и вы не можете остановить их непрерывное движение. Одна­ко когда вы концентрируете внимание на какой-то од­ной мысли, вам кажется, что скорость течения мыслей несколько уменьшилась. Ваше сердце учащенно бьется, кровь пульсирует в висках, дыхание неровное, и вам кажется, что вы не можете нормально обдумать ситуа­цию. Кажется, что ваш интеллект больше не подчиняет­ся вам, и частота бета-волн повысилась.

Бета-волны обычно производятся мозгом тогда, ко­гда вы находитесь в нормальном состоянии бодрство­вания, но большое количество бета-волн может при­вести к возникновению эмоционального дискомфор­та. Бета-волны ассоциируются с логическим мышле­нием, решением проблем и концентрацией внимания. Эти волны позволяют нам активно действовать, но мы должны знать, как ими управлять. А зная это, мы смо­жем использовать их более эффективно и уменьшать свою зависимость от них.

Максвелл Кэйд, отец английской школы по изуче­нию обратной биологической связи электроэнцефало­граммы, определяет бета-волны как "нормальный ритм бодрствования, ассоциирующийся с активным мышле­нием, концентрацией внимания или решением конкрет-




10

11

ных проблем; сила сигнала возрастает по мере возраста­ния тревоги и снижается при мышечной активности". Бета-волны ассоциируются с ускоренным обменом ве­ществ и повышенным кровяным давлением. Бета-волны обычно сопутствуют комплексному мышлению и приня­тию решений.

Альфа-волны

"Я утонул в мечтах..."

Когда на сцене появляются альфа-волны, глаза обыч­но бывают закрыты, в сознании пляшут различные яр­кие образы, активно работает воображение. Ваше вни­мание может переключаться с одной мечты на другую, с одного образа на другой, причем мечты и образы могут произвольно изменяться без всякой видимой причины. Такой полет воображения, как правило, не несет ника­кой смысловой нагрузки. Когда интеллектом человека владеют альфа-волны, он часто забывает об окружаю­щем мире и полностью погружается в мир фантазий от грез.

Альфа-волны генерируются интеллектом, когда чело­век мечтает, фантазирует, когда активизируется визуали­зация. Эти волны также ассоциируются с расслаблен­ным состоянием, с восприятием. Некоторые люди чрез­вычайно глубоко погружаются в альфа-состояние и ви­дят окружающий их мир сквозь дымку фантазии. Зачас­тую они даже радуются тому, что им удается ускользать от окружающей реальности.

Наиболее распространенной проблемой, связанной с альфа-волнами, является то, что их часто не хватает для связи с другими волнами мозговой активности. Без альфа-волн невозможно запомнить свои сны после про­буждения, даже если вы и помните, что они были ярки­ми, красочными и производили сильное впечатление. Без альфа-волн вы не сможете вспомнить те мысли, которые приходили вам в голову в состоянии медита­ции, даже если вы и помните, что вам приходило в го­лову много толковых идей, которые вы хотели исполь-



12

зовать. Когда исчезают альфа-волны, теряется связь с подсознанием.

Макс Кэйд считает, что альфа-волны являются рит­мом с "наименьшей смысловой нагрузкой, если, конеч­но же, он (ритм) не контактирует с другими волнами мозговой активности". Тем не менее альфа-волны были первыми волнами мозговой активности, которые люди научились распознавать и которыми они впоследствии научились управлять.

Джо Камия, отец электроэнцефалографии в Соеди­ненных Штатах, обнаружил в ходе своих фундаменталь­ных исследований в Чикагском университете в конце пятидесятых, что он может научить людей различать наличие и отсутствие альфа-волн. Позже в Калифорний­ском университете он учил людей увеличивать или, на­оборот, уменьшать скорость альфа-волн. Это простое, но очень важное открытие дало толчок для более слож­ных исследований Кэйда, который использовал управле­ние волнами мозговой активности для достижения бо­лее высоких уровней сознания.

Работы Камия были поистине революционными для шестидесятых годов. Однако, к сожалению, впоследст­вии значение альфа-волн было чересчур преувеличено, что привело к торможению прогресса в изучении и при­менении волн мозговой активности. Альфа-волны стали каким-то основополагающим понятием. Считалось, что если человек способен производить альфа-волны, то он также может легко обеспечить наиболее эффективное функционирование своего интеллекта.

Несколько позже многие нейропсихологи, специали­сты в области изучения электроэнцефалограмм и просто врачи обратили внимание на то, что некоторые люди мо­гут с легкостью производить альфа-волны — им нужно только закрыть глаза или расслабиться перед телевизором, в то время как у других это не получается так легко. На основании этого наблюдения они заключили, что магиче­ские свойства, которые приписывают альфа-волнам, могут быть фикцией. Негативными последствиями данной си­туации стало то, что после этих наблюдений и заключе-



13

ний специалисты перестали уделять должное внимание обратной биологической связи электроэнцефалограммы, что существенно затормозило исследование волн мозго­вой активности. Нельзя не отметить, что для того, чтобы волны мозговой активности снова привлекли внимание специалистов и ученых, потребовалось несколько лет. А ведь эти волны представляют собой реальное отражение состояния сознания человека.

Тета-волны

"Это пришло ко мне из дымки!"

Вы ощущаете, что где-то в глубине вашего сознания пульсирует какая-то мысль. Вы чувствуете, что что-то не так, но не можете толком понять, что именно. Это ощу­щение как бы что-то подсказывает вам, кажется, какая-то информация стремится вырваться на уровень созна­ния, но не может подняться из глубин вашей психики. Иногда это чувство становится таким острым и реаль­ным, что вы можете ощутить ошеломляющий эффект духовного пробуждения, который характеризуется твор­ческим подъемом и осознанием новых перспектив. Если вы испытываете эти ощущения — значит вам пытаются что-то сказать mema-волны.

Тета-волны считаются проявлением подсознания, ко­торое условно можно расположить между уровнем со­знания и бессознательным уровнем. Тета-волны несут неиссякаемый поток воспоминаний, ощущений и эмо­ций. И хотя этот поток не может прорваться в сознание человека, но он, несомненно, оказывает серьезное влия­ние на формирование его взглядов, отношений, ожида­ний и убеждений. К примеру, взрослый человек, кото­рый совершенно не помнит своих детских капризов, продолжает стремиться к каким-то злоупотреблениям в личной взрослой жизни, потому что тета-волны "выпус­кают на волю" это глубоко спрятанное под толщей со­знания побуждение.

Тета-волны также могут вызывать проявления подав­ленных представлений, загнанных вглубь творческих спо-

собностей. Наиболее активными тета-волны бывают в то время, когда человек спит, находится в состоянии меди­тации или состоянии творческого подъема.

Итак, тета-волны ассоциируются с творческой актив­ностью человека, но для того чтобы творческие способ­ности могли проявиться на сознательном уровне, необ­ходимо их взаимодействие с другими видами волн моз­говой активности. Для полного использования потен­циала тета-волн требуется наличие их комбинации с другими волнами; только такая комбинация может обеспечить действительно творческий подъем.



Дельта-волны

"Мне кажется, что я могу читать мысли других людей. Я знаю, что они скажут, еще до того, как они раскрывают рот!"

Мы чувствуем, что телефон "собирается" зазвонить, еще до того, как он звонит. Вы также знаете, что чувст­вует ваш друг, любовница, жена, ребенок, потому что вы сами это чувствуете. Иногда человек даже удивляется, принадлежат ли те чувства, которые он испытывает, ему самому или кому-нибудь другому. Случается, что мы от­чаянно хотим достучаться до кого-либо, войти в кон­такт, но боимся. Иногда происходит то, что наш интел­лект входит в контакт с интеллектом другого человека, а мы даже не знаем об этом. Таким образом, можно ска­зать, что дельта-волны являются радаром интеллекта. С помощью этих волн наше подсознание получает и от­правляет различные послания.

Можно сказать, что дельта-волны и формируют само подсознание. Дельта-волны особенно активизируются во время сна, они также остаются "включенными" тогда, когда все остальные волны мозговой активности "вы­ключены". Дельта-волны обеспечивают восстановитель­ные стадии сна.

В комбинации с другими волнами дельта-волны так­же могут наблюдаться и во время бодрствования. Дель­та-волны — это своеобразный радар, принимающий ин-




14

15




На рисунке показаны волны мозговой активности и то, как они измеряются по частоте и амплитуде. Левое полушарие отображено в левой части рисунка, правое же полушарие — в правой его части. Частота измеряется не так, как на электроэнцефалограмме, а по вертикальной шкале: сверху — большая частота, снизу — малая. Раз­бежка частоты — от 38 до 0,5 циклов в секунду.

Амплитуда измеряется по горизонтальной шкале в мик­ровольтах. В центре шкалы располагается нуль, от кото­рого и начинается отсчет амплитуды. Чем более отклоня­ется значение амплитуды в левую сторону от нуля, тем больше амплитуда частоты в левом полушарии головного мозга, а чем сильнее значение амплитуды отклоняется от нуля в правую сторону, тем больше амплитуда частоты в правом полушарии головного мозга.

Итак, на рисунке 1А показана сильная амплитуда вы­сокой частоты бета-волн: 38—14 герц (циклов в секунду).

На рисунке 1В показана средняя частота альфа-волн: 14—8 герц.

На рисунке 1С показана низкая частота тета-волн: 8— 4 герц.

На рисунке ID показана чрезвычайно низкая частота дельта-волн: 4—0,5 герц.

На рисунке 1E показана комбинация частот бета-, альфа-, тета- и дельта-волн, которая формирует состоя­ние интеллекта, называемое активным.

На всех остальных рисунках, которые будут приведе­ны в этой книге, используются комбинации волн мозго­вой активности, составленные с применением одной или нескольких вышеозначенных частот.

формацию на инстинктивном уровне. Люди с большой амплитудой дельта-волн, как правило, обладают хорошо развитой интуицией. Такие люди привыкли полагаться на свое шестое чувство, так как оно часто подсказывает им правильные выходы из самых различных ситуаций. Большая амплитуда дельта-волн делает человека чрезвы­чайно проникновенным. Это качество свойственно пси­хотерапевтам, врачам, консультантам — короче говоря, людям, чьи профессиональные обязанности связаны с оказанием помощи тем, кто в ней нуждается.

Способность активно использовать дельта-волны мо­жет показаться бесценным даром, но для людей с боль­шой амплитудой дельта-волн, особенно для тех из них, которые не понимают, что с ними происходит, это мо­жет быть настоящим проклятием. Мне часто приходи­лось встречаться с людьми, которые были буквально оше­ломлены своей способностью чутко улавливать ощуще­ния, стремления и потребности других людей. В некото­рых случаях эти люди нуждаются в том, чтобы поток чужих мыслей, чувств и побуждений, который выплески­вается на них из их же подсознания, был ограничен. Таким людям необходимо "возведение" барьеров, кото­рые будут сдерживать поток подсознательно восприни­маемых чужих чувств и мыслей; им также следует учить­ся различать, какие чувства и мысли являются их собст­венными, а какие — чужими.



Как комбинации

волн мозговой активности

создают наши впечатления

Только что мы довольно подробно рассмотрели все четыре составляющие схемы волн мозговой активности: бета-, альфа-, тета- и дельта-волны. Каждое состояние нашего сознания в любой момент является одной из комбинаций этих четырех составляющих. Путем иссле­дования упоминавшихся волн мозговой активности и того, как они взаимодействуют между собой, мы можем больше узнать о формировании наших настроений и впечатлений. Короче говоря, с помощью таких исследо­ваний можно приоткрыть завесу, скрывающую тайну формирования состояний нашего сознания.

В семидесятые годы существовало всеобщее убежде­ние, что определяющую роль в области формирования сознания играют альфа-волны. Но теперь, в конце девяно­стых, можно с достаточной уверенностью утверждать, что непосредственное влияние на формирование сознания ока­зывают также тета- и дельта-волны, а отсюда следует, что необходимо начинать их тщательное изучение. Некото­рые из нынешних сторонников медитации считают, что тета- и дельта-волны не имеют такого значения, как аль­фа- и бета-волны. Другие исследователи склоняются к мыс­ли, что существует иерархия волн мозговой активности, в которой они располагаются в следующем порядке: бета-, альфа-, тета- и дельта-волны. Третьи же вообще отрицают какую либо роль дельта-волн в процессе формирования состояний сознания; эту свою точку зрения они основы­вают на том, что дельта-волны малозначимы и что их в принципе невозможно измерить. В действительности, од­нако, можно с полной уверенностью говорить о том, что ни одна из категорий волн мозговой активности не имеет ведущего значения. Можно однозначно утверждать, что все волны взаимодействуют друг с другом и что только комбинации волн создают наше эмоциональное, менталь­ное и духовное настроение.

Следует отметить, что четыре крупные категории волн мозговой активности подразделяются на более мелкие в

зависимости от частоты. Также нельзя не сказать, что схе­мы волн мозговой активности сугубо индивидуальны для каждого человека, они сохраняют определенные индиви­дуальные черты вне зависимости от происходящих в со­знании человека изменений. Различные частоты волн моз­говой активности подобны нотам в симфонии. В одном случае сочетание нот бывает нежным и мелодичным, в другом же может представлять собой настоящую какофо­нию. Наша цель — создание полноценной, мощной и гар­моничной симфонии волн мозговой активности. Чтобы сочинить симфонию, нужно обладать определенными зна­ниями. Точно так же и в нашем случае для создания гар­моничного состояния сознания необходимо знать, как ком­бинировать волны мозговой активности.

Левое полушарие правое полушарие

Принято считать, что левое полушарие отвечает за ло­гическое мышление и анализ, а правое — за творческие способности человека. Поэтому некоторые полагают, что при выполнении какого-либо определенного задания мы пользуемся одним из полушарий, причем выбор полуша­рия зависит от рода задания. В действительности наш мозг представляет единое целое, и нами постоянно использу­ются оба его полушария. Левое полушарие более ориенти­ровано на детали, оно больше входит в частности, правое же полушарие, наоборот, больше ориентировано на рас­смотрение общей картины, но для полноценного осуще­ствления процесса мышления необходима одновременная деятельность обоих полушарий. В идеале схемы волн моз­говой активности одного и второго должны быть симмет­ричны, но довольно часто встречаются и асимметричные схемы. Медитация и тренировка волн мозговой активно­сти способствуют созданию баланса между схемами вол­новой активности обоих полушарий головного мозга.

Нельзя не отметить, что оба полушария головного моз­га принимают участие как в процессе мышления, так и в процессе творчества. Отсюда следует, что всплеск творче­ской активности не означает "переключения" с левого по­лушария на правое. Такая вспышка скорее объясняется


18

19

одновременной активизацией в обоих полушариях голов­ного мозга разных волн мозговой активности. К примеру, сначала активизируются бета-волны, а потом к ним при­соединяются альфа-, тета- и дельта-волны.

Активный интеллект

"Эврика! Я добился этого. Теперь мне все понятно. На какие-то несколько мгновений на меня снизошло озарение. Ну почему такая ясность мысли не присутствует всегда?"

Вы знаете, что вы знаете! Вы поняли все до конца. Возможно, такие моменты, когда кажется ясным и понят­ным все, и наталкивают на мысль о вдохновении, о вспле­ске творческой активности. Случается, что застарелые про­блемы внезапно начинают казаться не такими уж сложны­ми, а даже весьма простыми или вообще незначительны­ми. В таких случаях мы восклицаем: "Как же мне это рань­ше не пришло в голову?" или "Это же элементарно!" В таких ситуациях у человека возникает ощущение какого-то озарения. Создается впечатление, что все вокруг просто и понятно; вся Вселенная, кажется, освещена каким-то све­том. Когда у человека возникают такие ощущения, это означает, что его интеллект вошел в активное состояние.



Схемой волн активного интеллекта является ком­бинация из всех четырех волн мозговой активности. Ко­гда человек одновременно производит альфа-, бета-, те­та- и дельта-волны в нужных пропорциях, он обладает обостренным восприятием, обеспечиваемым дельта-вол­нами, и творческим вдохновением, которое является про­дуктом действия тета-волн, а также находится в состоя­нии легкого расслабления (альфа-волны) и готовности к сознательному мышлению (бета-волны). Не забывайте, что все описанное происходит одновременно.

Исследование активного интеллекта

Максвелл Кэйд — признанный специалист в области психобиологии, а также один из немногих членов престижного Королевского Медицинского Общества, ко-

торые не являются врачами. Кэйд постоянно интересо­вался искусством медитации и Дзэн-тренировки. По ме­ре развития своих исследовательских способностей он стал интересоваться, возможно ли измерить волны моз­говой активности у человека, который находится в со­стоянии просветленного сознания. Если да, то такие ис­следования помогут выяснить, что происходит в голов­ном мозге человека в такие моменты. А выяснив, что там происходит, можно, наверное, помочь другим входить в это состояние. Так размышлял Максвелл Кэйд, присту­пая к своим исследованиям. В то время он уже изучил многие приемы медитации и стремился найти способ точного измерения волн мозговой активности человека. Это было следующим логическим шагом в его исследо­ваниях.

В конце концов Кэйд вместе с электронщиком Джеф­фри Бланделлом изобрели электроэнцефалограф, кото­рый как раз и должен был служить этой цели: измерять волны мозговой активности. Они назвали свое изобре­тение Зеркалом Интеллекта. Их электроэнцефалограф отличался от обычного тем, что с помощью спектраль­ного анализа измерял одиннадцать различных частот в обоих полушариях головного мозга.

С помощью Зеркала Интеллекта Кэйд измерил волны мозговой активности у знаменитых йогов, хилеров и просто людей, серьезно увлекающихся медитацией, про­анализировал результаты и обнаружил ту общую нить, которую искал. Он обнаружил схему волн мозговой ак­тивности, которую назвал схемой активного интеллекта. После этого Кэйд продолжал исследования схемы вол­новой активности у людей, находящихся в просветлен­ном состоянии, и нашел способ, с помощью которого получил возможность помогать своим студентам вхо­дить в это состояние.

Вернувшись в 1981 году из Лондона, где я в течение восьми лет сотрудничала с Максвеллом Кэйдом, я при­ступила к своим собственным исследованиям. В ходе работы мне удалось выяснить, что активное состояние интеллекта имеет место в момент творческого вдохно-




20

21

вения, причем оно совершенно не зависит от убежде­ний человека и его занятий. Интеллект композиторов, хореографов, художников — всех творческих людей в момент творчества — находится в активном состоянии. У математика, решающего сложную задачу, и ученого, ставящего важный эксперимент, наблюдается одна и та же схема, которая свидетельствует об активном состоя­нии интеллекта. Интеллект руководителя, принимающе­го важное решение, находится в том же активном со­стоянии.

Большинство людей пребывают в таком просвет­ленном состоянии всего несколько мгновений, при­чем оно приходит внезапно, подобно вспышке. Конеч­но же, и вы в своей жизни не раз переживали подоб­ные моменты, когда казалось, что правильное реше­ние пришло само собой. Возможно, у вас есть некое приятное занятие (род деятельности, активный при­ем), которое помогает вам быстро и легко войти в такое состояние. Возможно также и то, что вы не знае­те, как войти в это состояние, и только мечтаете о том, как бы этому научиться. Так или иначе вы можете усвоить технику сознательного вхождения в это со­стояние. Для этого надо уметь управлять своими вол­нами мозговой активности.

Эта книга расскажет вам о схеме волн мозговой ак­тивности, которая соответствует активному состоянию интеллекта, о том что ее формирует и как происходит процесс формирования. Но сначала мы рассмотрим не­которые комбинации волн мозговой активности и соот­ветствующие им состояния сознания.

Общие состояния сознания

На рисунках 2А, В и С показаны схемы волн мозго­вой активности, соответствующие тем состояниям со­знания, в которых мы обычно находимся, когда бодрст­вуем. Так как вы часто находитесь в этих состояниях, они могут послужить своеобразными "кирпичиками", из которых впоследствии можно будет строить состояния более сложные. По мере того как вы будете овладевать

приемами формирования сложных состояний сознания, простые состояния станут языком сознания.

В состоянии бодрствования большинство из нас ге­нерируют схему, которую можно назвать схемой расши­ряющихся бета-волн (рис. 2А). Если вы посмотрите на рисунок 2Е, на котором отражена схема активного ин­теллекта, то увидите, что на нем частота бета-волн зна­чительно меньше. А схема, изображенная на рисунке 2А, говорит о чрезмерной мыслительной деятельности (пла­нирование, обдумывание, оценка, критика). Эта схема также может свидетельствовать о панике, чрезмерном волнении, тревоге, а также о каком-либо дискомфорте.

Многие люди могут отлично действовать, производя только эту (или преимущественно эту) схему мозговой активности. Нельзя не отметить, что эта схема мозговой активности не является полностью сознательной, то есть если ваш интеллект производит эту схему, значит, вы не находитесь в полном сознании. Как это понимать? А так находясь в этом состоянии, вы не слышите свою интуи­цию, не имеете связи со своим подсознанием, не говоря уже о бессознательном уровне. Забавно то, что бета-волны, ассоциирующиеся с сознательным мыслительным процессом, не обеспечивают полного сознания. Дейст­вительно, чистые бета-волны, не находясь во взаимодей­ствии с другими волнами, не обеспечивают полного со­знания, что выражается в потере связи с подсознанием и интуицией. А это, несомненно, снижает творческий потенциал человека. Активное состояние интеллекта не­возможно без интуиции и связи с подсознанием.

Во время демонстрации Зеркала Интеллекта я про­сила добровольного участника эксперимента выполнять различные задачи, вследствие чего происходили изме­нения схем волновой активности мозга. Я всегда давала сложный математический пример, в котором нужно бы­ло перемножить большие числа. И когда добровольцы решали этот пример, я могла с уверенностью утверждать, что их интеллект показывает именно ту схему, которая изображена на рисунке.2А. Когда они сталкивались со сложной задачей, их интеллект сразу же переключался




22

23

на эту схему. Переключение на эту схему еще более ускорялось тем, что они должны были решать задачу на глазах у всей остальной группы. Я редко просила их закончить задачу; как правило, этот прием использовал­ся мной лишь для того, чтобы продемонстрировать мгно­венное переключение интеллекта на схему расширяю­щихся бета-волн.

Многие люди отчаянно стремятся "присоединить" к бета-волнам также и другие волны. Им известно, что существует более полное состояние сознания, но они не знают, как добиться этого состояния. Стремление к новым формам сознания, точно так же как и стремле­ние к получению различного рода новой информа­ции, проявляется в виде активизации дельта-волн. Стремление к пониманию настолько велико, что оно проявляется в деятельности подсознательного радара (рис. 2В). На этой схеме мы видим большую частоту бета-волн (мыслительный процесс и сознательные на­блюдения) и чрезвычайно маленькую частоту дельта-волн (радар подсознания). А так как между двумя эти­ми волнами ничего нет, так как их ничто не связыва­ет, то эта схема названа блокадой альфа-волн. Мы зна­ем, что альфа-волны обеспечивают связь между высо­кими частотами сознательного мышления и низкими частотами подсознания, и видим, что на этой схеме отсутствуют альфа-волны, а значит, отсутствует и связь между сознанием и подсознанием. Поэтому такая схе­ма и называется блокадой альфа-волн.

Человек, у которого наличествует эта схема мозго­вой активности, действительно хочет понять, что проис­ходит. И его сознание, и его подсознание стремятся к получению информации, но "не знают об этом". Связи нет, а следовательно, нет и обмена информацией.

Эту схему я часто наблюдала у людей, которые в первый раз проходили тестирование на Зеркале Интел­лекта. После той схемы, которая изображена на рисунке 2А, эта схема является наиболее распространенной. Она встречается у людей, находящихся в состоянии бодрст­вования, особенно если эти люди попали в незнакомую



ситуацию, связанную с измерением волн их мозговой активности.

Когда человека в первый раз подключают к Зеркалу Интеллекта, у него в голове протекает мощный процесс сознательного мышления, поэтому, как правило, прибор показывает схему расширяющихся бета-волн. Хотя, впро­чем, случается, что аппарат показывает и другую схему. К примеру, наличие дельта-волн свидетельствует о том, что испытуемый глубоко заинтересован в том, что про­исходит.


24

25

Когда Зеркало Интеллекта показывает мне схемы волн мозговой активности моего клиента (пациента), я могу с легкостью сказать, в какой момент он теряет интерес к тому, что я говорю: о потере интереса к моим словам говорит ослабление дельта-волн. В этом случае я могу изменить тему разговора, упомянуть о каких-то инте­ресных фактах и посмотреть, усилилась ли активность дельта-волн. Если она усилилась, значит, у клиента сно­ва появился интерес к моим словам, если же активность дельта-волн не изменилась, то это говорит о том, что мне надо попробовать еще что-нибудь. Таким образом, с помощью рассмотрения схем мозговой активности мож­но поддерживать постоянный интерес у клиента. Во вре­мя напряженных сеансов терапии активность дельта-волн резко возрастает, и это говорит о том, что человек ищет связь со своим подсознанием.

По этой причине во время каждого сеанса мои кли­енты подключены к Зеркалу Интеллекта. С помощью это­го прибора я вижу, что происходит в сознании моего клиента, и зачастую случается, что я лучше знаю, что происходит в его голове, чем он сам.

Если аппарат показывает рассмотренные нами схе­мы, то это говорит, что человек не испытывает ничего особенного, кроме, возможно, легкой заинтересованно­сти и желания разобраться в том, что происходит. Не забывайте, что дельта-волны представляют подсознание, а это значит, что стремление разобраться во всем может иметь место на подсознательном уровне и что вы впол­не можете не иметь понятия об этом своем стремлении. Схема блокады альфа-волн также может служить своеоб­разной защитой от мыслей, которые человек просто не может вынести в настоящий момент времени.

Схема блокады альфа-волн не всегда является ста­бильной, и к ней могут быть добавлены постоянные или, наоборот, внезапные всплески альфа-волн (рис. 2С). Ко­гда это происходит, у человека появляется связь между сознательным и бессознательным уровнями его созна­ния. Чем более сильны и постоянны всплески альфа-волн, тем более устойчива эта связь. Наличие такой схе-

мы волновой активности мозга показывает, что у чело­века активизируется интуиция, он может стать более вос­приимчивым и осведомленным о своих глубоких чувст­вах и потребностях. И хотя, находясь в этом состоянии, человек может переживать яркие вспышки фантазии и видеть четкие образы, у него все равно сохраняется чув­ство того, что он чего-то не знает, что что-то ускользну­ло от его внимания.

На рисунке 2D изображена схема волн мозговой ак­тивности, которая называется "Ага!" Эта схема соответ­ствует тому состоянию сознания, которое наиболее близ­ко к активному состоянию интеллекта. На короткий или не очень короткий период у человека появляется чувст­во, что он нашел то, что раньше от него ускользало. Когда вы находитесь в этом состоянии, то можете даже не знать, что вам известно, но даже какая-то физически ощутимая дрожь будет говорить о том, что вы знаете. Случается, что это чувство пропадает так же быстро, как появляется, и тогда остается лишь удивляться тому, что вы только что ощущали.

Это состояние частичного просветления практиче­ски всегда бывает мимолетным и характеризуется вспыш­кой интуиции. Если оно задерживается на достаточно продолжительный период времени, то подсказка интуи­ции успевает пройти через сознательный, подсознатель­ный и бессознательный уровни сознания, что обеспечи­вает запоминание информации и возможность пользо­ваться ею после того, как вспышка интуиции угаснет. К сожалению, в большинстве случаев ощущение озарения исчезает до того, как информация успевает пройти че­рез все три уровня сознания, по этой причине мы не можем вспомнить, что нам подсказало наше подсозна­ние, и нам остается только мучиться от чувства того, что мы что-то знаем, а что — неизвестно. Когда такое случа­ется, мы часто останавливаемся, закрываем глаза и отчаянно пытаемся вспомнить, какая же ясная мысль только что приходила нам в голову. К несчастью, эти наши попытки в большинстве случаев заканчиваются неудачей.


26

27

Описывая схему, изображенную на рисунке 2D, я указала, что она соответствует состоянию, наиболее близкому к активному состоянию интеллекта. Встает вопрос: почему это состояние является только лишь близким, а не самим просветленным состоянием? Что­бы увидеть разницу, посмотрите на рисунок 2Е. Обра­тите внимание на то, что на этой схеме бета-волны вверху загибаются внутрь. Если вы испытываете акти­визацию интуиции, находясь в том состоянии, кото­рое отображено на рисунке 2D, то расширяющиеся бета-волны создают чувство раздражения, обострен­ного мыслительного процесса. Кроме всего описанно­го, находясь в этом состоянии, вы можете испытывать тревогу, обеспокоенность, невозможность сосредото­читься и совершаете попытки проанализировать си­туацию. Схема, изображенная на рисунке 2D, часто встречается у преуспевающих руководителей, которые активно используют интуицию, но не могут избавить­ся от тревоги и обеспокоенности.

А когда человек находится в том состоянии, которо­му соответствует схема 2Е, то он испытывает, пусть на короткий срок, чувство полной ясности мысли и сосре­доточенности, не искаженное никакими посторонними чувствами — ни тревогой, ни обеспокоенностью, ни раз­дражением.

На рисунке 2F показана схема, на которой присутст­вуют бета-, тета- и дельта-волны, но отсутствуют альфа-волны, а это очень важно. Человек, находящийся в этом состоянии, испытывает какой-то дискомфорт, причем тем более сильный, чем сильнее тета-волны. Тета-волны мо­гут нести как позитивную, так и негативную нагрузку. Но вне зависимости от того, какую нагрузку несут тета-волны, при их наличии вы чувствуете некоторый толчок из подсознания. А без наличия альфа-волн, которые яв­ляются связующим звеном, вы не можете понять, что это за толчок. По причине того, что на нас часто оказы­вает влияние неизвестная (неидентифицированная, не­опознанная — возможно, до поры до времени) инфор­мация из подсознания, наше поведение изменяется не-

зависимо от нашего желания. А когда мы добавляем в эту схему альфа-волны, то находим объяснение многим нашим поступкам и действиям. Это предоставляет нам право выбора.

В состоянии, которое отображено на рисунке 2F, че­ловек может испытывать то, что скрывалось глубоко в его подсознании. В этом состоянии из глубины подсо­знания могут всплывать подавленные желания и стрем­ления. Их проявление на сознательном уровне может выражаться в возникновении какой-то внутренней дви­жущей силы. Пребывание в этом состоянии обычно со­провождается чувством разочарования: у человека появ­ляется творческое стремление, которое не реализуется. В этом случае человек остро нуждается в активизации альфа-волн.

У одного моего клиента наблюдалась эта схема, хотя внешне он производил впечатление чрезвычайно благо­получного человека. В его жизни все вроде бы было в порядке: отличная работа, эмоциональное равновесие в отношениях с людьми и никаких видимых проблем в прошлом. Когда я увидела такую схему, то стала задавать вопросы, пытаясь разобраться в том, что же ее вызывает, что скрывается в подсознании этого человека. Довольно быстро мне удалось выяснить, что когда-то у этого че­ловека были сложности, связанные с религией. Потреб­ность в каком-то духовном поиске вызывала у него чув­ство неудовлетворенности и являлась причиной возник­новения этой схемы мозговой активности. С моей помо­щью он понял, что происходит в его подсознании, и смог сделать свои подсознательные потребности созна­тельными.

У другой моей клиентки наблюдалась та же схема волн мозговой активности. Это состояние ее сознания было связано с детскими переживаниями, глубоко спрятанными в подсознании. Надо сказать, что состояние моей клиент­ки причиняло ей немалые страдания. После многочислен­ных сеансов она смогла справиться со своими пережива­ниями и почувствовала себя значительно лучше.


28

29

Как изменять состояние сознания?

Итак, мы поговорили о состояниях сознания и тех схемах волн мозговой активности, которые соответству­ют этим состояниям. Теперь, когда вы лучше представ­ляете, на чем основаны схемы волн мозговой активно­сти, мы можем перейти к вопросу создания нужных нам схем. Теперь вы, наверное, представляете, в каком со­стоянии вы находитесь и в каком состоянии хотите на­ходиться. Следовательно, вы хотите узнать, как можно изменять схемы волн мозговой активности с целью вхо­ждения в то состояние, в котором вы хотите находиться.



Обратитесь к своему сознанию

Учиться контролировать волны мозговой активно­сти легче всего тогда, когда вы находитесь в расслаблен­ном состоянии с закрытыми глазами. Когда вы обращае­тесь к своему сознанию, когда вы обращаетесь вглубь себя, вам становится легче управлять альфа- и тета-вол-нами. Однако нужно научиться управлять этими волна­ми и тогда, когда вы обращены к внешнему миру.

Но сначала давайте рассмотрим, как мы можем ис­пытывать некоторые из внутренних состояний. Те из вас, кто практикует медитацию, наверное, хорошо пони­мают, что такое внутренний мир. Но вне зависимости от того, медитируем мы или нет, некоторые внутренние состояния должны быть знакомы каждому из нас.

Иногда, когда мы закрываем глаза и уходим в себя, не происходит ничего необычного. Это бывает, если мы настолько поглощены нашими мыслями, что продолжа­ем находиться в схеме, известной как схема расширяю­щихся бета-волн. Как мы помним, эта схема соответст­вует напряженному мыслительному процессу. Иногда мы хотим расслабиться и забыть о том, что нас тревожит, но наш мозг настолько поглощен анализированием обо­значившихся в реальности проблем, что мысли продол­жают захлестывать нас неослабевающим потоком. В этом случае, кажется, ничто не может изменить наше состоя­ние. Вернитесь к рисункам 2А и 2В, и вы увидите, как выглядят в таком состоянии схемы волн вашей мозго-

вой активности. Если вы стремитесь к расслаблению и покою, то это состояние вашего сознания может пока­заться вам некомфортным. Если ваши бета-волны черес­чур активизированы, то вы можете испытывать чрезмер­ное напряжение. Если занимающие вас мысли связаны с чем-то негативным или тревожным, то вы будете испы­тывать тревогу и обеспокоенность. Даже если ваши мыс­ли наполнены чем-то позитивным и творческим, вы все равно можете чувствовать тревогу и неудовлетворенность. Так происходит из-за того, что вы не можете выкинуть эти мысли из головы.

Отсюда следует, что вы должны научиться управлять состояниями своего сознания, вне зависимости от их содержания. Одинаково важно уметь управлять как нега­тивными, так и позитивными мыслями.



"Но у меня недостаточно времени для медитирования. Как я могу разобраться со своим внутренним состоянием за короткий промежуток времени? Я хочу избавиться от этих надоедливых мыслей..."

Как быть, если у нас появляется благое намерение предаться медитации, но что-то (работа, дети, дела, хоб­би и пр.) мешает нам воплотить это намерение в жизнь? Следует ли нам из-за этого отказаться от мыслей о само­совершенствовании и достижении оптимального для нас состояния сознания? Безусловно, нет и еще раз нет.

Всего несколько минут медитации, пусть даже раз в неделю, могут оказать необходимое воздействие на схе­му волн нашей мозговой активности, а следовательно, и на нашу жизнь. Многие считают, что им нужно медити­ровать не меньше часа в день, чтобы добиться ощутимо­го результата. Такие люди могут заниматься этим не­сколько дней или даже недель, но в итоге они все равно обнаруживают, что не могут уделять медитации столько времени. Они также могут решить, что медитация не стоит того, чтобы перекраивать ради нее свое привыч­ное расписание.

На первых порах такие люди пытаются сделать еще несколько попыток, чтобы успокоить свою совесть и




30

31

сказать себе, что они сделали все от них зависящее. Но в итоге они все равно приходят к выводу, что медитация не для них. Таким образом, они прекращают учиться контролю над волнами своей мозговой активности.

Эти люди не понимают самого главного: любое ко­личество времени, затраченное на изучение внутренне­го состояния и релаксацию, приносит ощутимую пользу. Следует отметить, что если вы попробуете уделять меди­тированию хотя бы немного времени, то все-таки по­чувствуете пользу, которую вам принесли сеансы меди­тации, и этот результат поможет вам поверить в полез­ность ее вообще.



Волны чувств

Одним из вопросов, которые мне задают наиболее часто, является следующий: "Существуют ли особые вол­ны любви, злости, ненависти, радости, страха и т.д.?" Ответить на этот вопрос не так-то легко, потому что схемы, соответствующие тому или иному чувству, уни­кальны для каждого из нас.

Например, у одного злость может проявляться увели­чением амплитуды всех частот, вспышкой электрической активности головного мозга, а у другого, наоборот, злость может вызывать снижение амплитуды всех частот. Воз­можно также и то, что злость может вызвать специфиче­скую частоту волн мозговой активности: активизация бета-волн — неуправляемый поток мыслей, активизация тета-волн — извлечение из подсознания каких-то вос­поминаний.

Разные виды злости могут вызывать различные схемы волн мозговой активности. Если бы у меня была возмож­ность понаблюдать за вашими схемами волн мозговой ак­тивности, то через какое-то время я смогла бы совершен­но спокойно узнавать, когда вы злитесь, а когда нет. Для этого мне не нужно было бы даже смотреть на выражение вашего лица — достаточно было бы схем вашей мозговой активности. Тем не менее следует еще раз отметить, что не существует общих схем мозговой активности, которые воз­никали бы у всякого человека, когда он злится.

Я не говорю, что, научившись управлять схемами сво­ей мозговой активности, вы сможете контролировать свою злость. Однако если в вашем подсознании есть какое-то событие десятилетней давности, раздражающее вас до сих пор, то вам нужно с помощью управления схемами волн мозговой активности справиться с этой негативной эмоцией, освободиться от нее, и вам сразу станет легче жить.

Встает вопрос: как же с помощью управления схема­ми волн мозговой активности можно справиться со сво­ей злостью? В следующий раз, когда вас что-нибудь ра­зозлит, постарайтесь обратишь внимание на то, что вы испытываете. Запомнив это состояние своего сознания, вы можете вернуться к тем схемам, которые описаны в этой книге, и разобраться в том, какие волны активизи­руются, когда вы злитесь. А когда вы узнаете, какая схе­ма волн мозговой активности соответствует этому со­стоянию вашего сознания, вы сможете с помощью прие­мов управления волнами научиться изменять это состоя­ние таким образом, как вы того хотите.

Скоро вы сможете понимать, когда вы находитесь в том состоянии, в котором хотите находиться, и когда — в том, в котором вы находиться не хотите. Когда вы научитесь в этом разбираться, вам потребуется еще не­много времени для того, чтобы приобрести навыки со­знательного изменения состояний сознания. Нельзя не напомнить, что это произойдет не сразу, потребуются определенные усилия и терпение. Но не забывайте, что результат стоит того, чтобы приложить усилия и запас­тись терпением.

Прежде чем вы закончите читать эту главу, я хочу, чтобы вы немного помедитировали. После того как вы прочтете перечисленные ниже указания, вам нужно рас­положиться поудобнее в таком месте, где вас ничто не будет отвлекать в течение, по крайней мере, десяти ми­нут, и войти в медитативное состояние.



Закройте глаза, освободитесь от всех мыслей и на несколько минут сосредоточьтесь только лишь на своем дыхании; это поможет вам расслабиться.


32

33

Пройдитесь мысленно по всему телу, следя за тем, чтобы каждая часть вашего тела расслабилась. Начните с мышц ли­ца, шеи и плеч, а потом продвигайтесь ниЖе.

Почувствуйте внутренний покой и тишину.

Находясь в расслабленном состоянии, постарайтесь найти образ или символ, который, по вашему мнению, отражает ту ситуацию, то положение на воображаемой линии Жизни, в ко­тором вы находитесь в настоящий момент.

Вы моЖете увидеть просто какой-либо цвет, образ или Же почувствовать что-либо, услышать звук или даЖе голос. А моЖет быть, вы просто ощутите, на каком этапе Жизненно­го пути вы находитесь в данный момент.

Сохраните это чувство, когда будете выходить из состоя­ния медитации.

Вам нужно хорошо запомнить, что за символ или что за образ отображал ваше состояние, ваше положе­ние. Вы можете даже описать его на бумаге, чтобы не забыть, он вам еще пригодится. По мере прочтения книги вы можете снова проделывать это упражнение и сравни­вать новый образ или символ со старым. Таким образом, вы сможете определять, изменилось ли ваше состояние или осталось прежним.

Развитие высокоэффективного интеллекта включает множество аспектов. И вы можете в самом начале обна­ружить, что это развитие принесло вам ощутимую и вполне определенную пользу. Теперь вы обладаете базо­выми знаниями о бета-, альфа-, тета- и дельта-волнах, и ваши знания помогут вам комбинировать эти волны и таким образом продвигаться дальше по пути формиро­вания высокоэффективного интеллекта.

ГЛАВА ВТОРАЯ

Связь с телом

В этой главе мы перейдем к рассмотрению той роли, которую в развитии высокоэффективного интеллекта играет тело.

Мы знаем, что биологическая обратная связь часто используется для обучения человека контролю над со­стояниями его тела. А теперь мы познакомимся с тем, как с помощью обратной биологической связи можно контролировать состояния сознания. Прежде всего сле­дует сказать, что биологическая обратная связь явля­ется средством, с помощью которого можно многое узнать о состоянии человека. Действительно, трудно изменять что-либо, не обладая сведениями о настоя­щем состоянии этого чего-либо. И если мы узнаем больше о том, в каком состоянии находится наше со­знание в настоящий момент, мы получим возможность изменять это состояние.

Итак, с помощью биологической обратной связи мы можем получать информацию о функционировании на­шего тела. А обладая этой информацией, мы можем тем или иным образом изменять его функции. Наиболее про­стым примером биологической обратной связи является зеркало. Мы смотрим в зеркало и видим, как мы выгля­дим. Глядя в зеркало, мы получаем информацию о на-



35

шем внешнем виде, а обладая этой информацией, мы можем как-либо изменить наш внешний вид — к при­меру, причесаться, поправить что-либо в одежде и т.д.

Другим привычным примером биологической обрат­ной связи являются обыкновенные весы. Допустим, вы хотите избавиться от лишних килограммов. Для этого вы взвешиваетесь каждое утро и предпринимаете опре­деленные меры для того, чтобы ваш вес стал меньше.

А используя секундомер, вы можете научиться регу­лировать биение своего сердца: вы можете ускорять или, наоборот, замедлять свой пульс. Для этого вам нужно замерять пульс и стремиться к тому, чтобы ваше сердце стало биться быстрее или медленнее. Нельзя не отме­тить, что обратная биологическая связь не является мыс­лительным процессом. Для того чтобы в вашем организ­ме произошли изменения, вам нужно просто позволить им происходить. После того как вы приняли решение о необходимости каких-либо изменений (активизация бе­та-волн), вы должны позволить своим альфа- и тета-волнам осуществить эти изменения.

Для измерения каждой функции нашего организма существует индивидуальный механизм обратной биоло­гической связи. Электрическая сопротивляемость и галь­ваническая реакция кожи свидетельствуют о напряже­нии и используются для того, чтобы научить человека расслабляться и таким образом бороться со стрессом. С помощью другого приема можно измерять напряжение мышц. Кстати говоря, этот прием используется для вос­становления поврежденных мышц. Для измерения волн мозговой активности используется электроэнцефало­грамма. И с ее помощью можно научиться управлять волнами мозговой активности. Обратная биологическая связь, как мы видим, применяется достаточно широко. Существуют даже инструменты для измерения уровня кислотности в желудке!

Выполняя упражнения, которые предлагаются ваше­му вниманию в этой книге, вы, наверное, не будете ис­пользовать обратную биологическую связь, но сейчас речь пойдет о том, что с помощью биологической связи

можно получать достоверную и точную информацию о функционировании нашего организма, и в частности о состоянии сознания. Каждый раз, когда вы будете чувст­вовать, что выполнение упражнений вызывает какие-ли­бо изменения в вашем сознании, запомните это ощуще­ние. Оно станет инструментом обратной биологической связи, с помощью которого вы будете узнавать о проис­ходящих в вашем сознании изменениях. Когда вы на­учитесь понимать внутренний язык вашего тела, у вас будет возможность использовать получаемую с его по­мощью информацию для дальнейшего совершенствова­ния. Посредством обратной биологической связи мож­но научиться легко входить в желаемые состояния со­знания и находиться в них сколь угодно долго.

А учиться управлять волнами мозговой активности и продвигаться по пути к развитию высокоэффективного интеллекта легче в состоянии релаксации, а не в состоя­нии постоянного напряжения и тревоги. Попробуйте, к примеру, помечтать, когда ваши кулаки и челюсти креп­ко сжаты, — и вы поймете, что я имею в виду. Вообще, медитация — это искусство расслабляться физически и эмоционально.


следующая страница >>
Смотрите также:
Я хочу выразить свою глубокую благодарность мо­ему духовному наставнику, учителю и другу, покойному
3380.99kb.
11 стр.
Сила ведьм благодарность
3498.17kb.
17 стр.
Новости, которые принес Фан, были неутешительны. Четыре дня назад Ли вместе с посольством ушел дальше, на Запад
2218.18kb.
14 стр.
Вступление Общие вопросы Физико-географическая характеристика некоторых регионов нефтедобычи
2532.96kb.
10 стр.
Предисловие к первому изданию 1884 года
2400.89kb.
11 стр.
Книга 2 Детям, нашим Учителям, посвящается
2080.4kb.
17 стр.
«Хочу я быть певцом и гражданином…»
62.76kb.
1 стр.
Приведены психологи­ческие причины, способствующие возникновению различных заболеваний
2274.81kb.
13 стр.
Роси Филип Капло. Беречь Все Живое. Буддизм и вегетарианство
1395.98kb.
19 стр.
Слава Мурильо бросила на долгое время глубокую тень на Риберу, Сурбарана
116.02kb.
1 стр.
В память о святых учителях! (беседа)
112.8kb.
1 стр.
Станислав Гроф Космическая игра
3282.29kb.
14 стр.