Главная страница 1


Урок литературы в 8 классе

Посвящается 65-летию Великой Победы

Учитель: Чернышук Л.С., «Почетный работник общего образования РФ»

МОУ Паршиковская СОШ Цимлянского района

Ростовской области

Тема урока: «Великая Отечественная война в лирике XX века» в Великой Отечественной войне, воспитывать патриотические чувства, развивать навыки выразительного чтения стихотворений, повторить жанры лирики.
Оборудование: компьютерная презентация «Великая Отечественная война в лирике XX века», записи песен о войне «Он не вернулся из боя…» и «На братских могилах не ставьте крестов» в исполнении В.Высоцкого, иллюстрации к произведениям о ВО войне, выполненные учащимися школы, выставка книг о Великой Отечественной войне.

Ход урока.

1.Выступление учителя.

Эпиграф к уроку:


Я пальто из шинели давно износила,

Подарила я дочке с пилотки звезду,

Но коль сердце мое тебе нужно, Россия,

Ты возьми его, как в сорок первом году!


9 мая исполняется 64 года со дня Великой Победы. Этот праздник всегда будет самым светлым для нашего народа, для всех добрых людей, ведь это праздник мира и добра, праздник победы над фашизмом.

Тема Великой Отечественной войны нашла яркое отражение в литературе. В военной лирике отражены и гражданские, и личные мотивы. Поэты писали об ужасах войны, о воинах и тружениках тыла, о партизанах, женщинах и детях, писали о Родине и о себе, воспевали мужество и великий подвиг нашего народа во имя Родины, свободы и мира.


Проблемный вопрос: «Какое предисловие к сборнику стихов «Поэты о Великой Отечественной войне» вы бы написали?»

(Необходимо ответить в конце урока).


2. Компьютерная презентация на тему: «Великая Отечественная война в лирике XX века». (Автор: Холодков Вячеслав, ученик 8 класса)
3.Конкурс чтецов «Строки, опаленные войной»
1.Анна Ахматова «Мужество» (Рассказывает наизусть ученик)
-Какие чувства выразила поэтесса в этом стихотворении?
2.А.Прокофьев «Москва» (Рассказывает наизусть ученик)
-В этом стихотворении чувства и настроение передаются через отношение к городу, к столице нашей Родины.

-Какие художественные образы помогают раскрыть связь лирического героя с Родиной, его патриотические чувства?


3.К. Симонов «Ты помнишь, Алеша…» (Рассказывает наизусть ученик)
-К какому жанру лирики можно отнести стихотворение К.Симонова?
Смотрите схему на доске:
Стихи
Лирические Сатирические Лироэпические

элегия ода песня сатирические баллада поэма

- Как обрисованы в стихотворении русские женщины?


4.Стих К. Симонова «Жди меня, и я вернусь». (Исполняет учитель)
5.А.Твардовский «Рассказ танкиста» (Рассказывает наизусть ученик)
- В чем, по-вашему, заключается основная тема этого стихотворения?
6.Юлия Друнина «Зинка». (Рассказывает наизусть ученик)
Учитель:
Я только раз видала рукопашный.

Раз – наяву. И тысячу – во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне…

(Ю.Друнина)

7.Звукопись песни в исполнении В.Высоцкого «Он не вернулся с боя»
- Кто из ваших близких воевал в годы Великой Отечественной войны? Расскажите о них.
8.М.А.Дудин «Здесь грязь и бред, и вши в траншеях…» (Рассказывает наизусть ученик)
-Чем объясняется повторяющееся обращение «Душа моя…»
9.Многие стихотворения о Великой Отечественной войне становились песнями : «Огонек», «В землянке», «Журавли», «Враги сожгли родную хату», «Соловьи» и многие другие.

Песню «В землянке» исполняет весь класс. (на стихи Алексея Суркова). Эта песня была одной из самых любимых в годы Великой Отечественной войны.

-Какие чувства передал поэт А.Сурков в этом произведении?
10.Б Окуджава «До свидания, мальчики!» (Рассказывает наизусть ученик)
- Какие чувства выразил Б.Окуджава в этом стихотворении? Какова главная идея этого произведения?
11. Е. Винокуров «В полях за Вислой сонной…» (Рассказывает наизусть ученик)

-Какие чувства вызывает у тебя это стихотворение?


12.Звукозапись песни В. Высоцкого «На братских могилах не ставьте крестов».
13.Ознакомление с книжной выставкой «Советуем прочитать!»
14. Беседа с учащимися.

- Ответьте на вопросы:

-Какие кинофильмы о Великой Отечественной войне вы смотрели и на вас они произвели наибольшее впечатление?

-Какое предисловие к сборнику стихов «Поэты о Великой Отечественной войне» вы бы написали?



15. Итог урока и д/з: Подготовить устное сочинение на тему: «Строки, опаленные войной».


Смотрите также:
Урока: «Великая Отечественная война в лирике XX века»
39.69kb.
1 стр.
Сочинение Великая Отечественная война в биографии моей семьи
19.02kb.
1 стр.
Отечественная история учебное пособие
2883.95kb.
10 стр.
Конкурс литературного эссе «Современники и Великая Отечественная война»
32.5kb.
1 стр.
Великая Отечественная война: начало, характер, цели, основные периоды и события
801.92kb.
5 стр.
Великая Отечественная война
60.83kb.
1 стр.
Реферат по творчеству одного из писателей. Написать отзыв об одном из произведений на эту тему. Подготовить проект в любой художественной форме по теме «Великая Отечественная война»
9.85kb.
1 стр.
Сочинение, посвящённое 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, ученицы 6 класса а моу «Февральская сош №2» Крещенок Натальи «Мы победили! Мы помним!»
25.06kb.
1 стр.
Занятие по теме "Дети и Великая Отечественная война"
53.35kb.
1 стр.
Зачем нам «великая отечественная война»?
57.18kb.
1 стр.
Сборников документов «великая отечественная война 1941-1945 гг.»
4932.62kb.
26 стр.
Цель: воспитатель уважение и чувство гордости у учащихся за мужественные поступки и героизм своих земляков
41.27kb.
1 стр.