Главная страница 1
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

2 класс (О.В. Кубасова)

Конспект

Урока-обобщения по разделу

«УЧИМСЯ РАБОТАТЬ С ТЕКСТОМ: ПЛАН И ПЕРЕСКАЗ» «ПОСЛОВИЦА НЕДАРОМ МОЛВИТСЯ».

Учитель начальных классов

МОУ «Большеулуйская средняя

общеобразовательная школа»

Козлова Елена Антоновна
2008 год
Цель: дать учащимся возможность оценить свои достижения, ощутить радость успеха в проявлении своих знаний.

Задачи:


1.Проверить сформированность понятий «план» и «пересказ»

2.Развивать творческие способности детей

3. Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи.

Оборудование :рисунок чудо-дерева с плодами, на которых написаны пословицы; рисунки к сказке «Добрая хозяюшка» В.Осеевой; шапки, варежки, шарфы- к рассказу В.Сухомлинского «Вьюга»


Ход урока

1.Орг. момент.

Как у наших у ворот

Чудо-дерево растет.

Чудо, чудо, чудо, чудо

Расчудесное!

Не листочки на нем,

Не цветочки на нем,

А пословицы на нем,

Словно яблоки!

2.Целепологание

Как вы думаете чем же нам может помочь чудо-дерево?

Какую цель мы поставим на урок ?

А что же такое пословица ? –это краткое, меткое , глубокое и точное по мысли изречение, в котором содержится законченная мысль, передается оценка определенного явления, события.

Чем мы можем воспользоваться , чтобы выразить мысль ? планом.

-Пословицы с чудо-дерева помогут вспомнить те произведения, с которыми мы познакомились в этом разделе. Многие литературные герои вам полюбились, стали настоящими друзьями. А с друзьями хочется встречаться как можно чаще.

3. Повторение

Ученик выбирает пословицу и называет произведения, к которым ее можно отнести.



  1. Новых друзей наживай, а старых не забывай. («Добрая хозяюшка» В.Осеевой)

На доске рисунки петушка, уточки, курочки, котенка, щенка и белый лист.

-Установите порядок, как в сказке. (котенка не было)

- Какой совет можно дать «доброй хозяюшке»?

2)Отгадайте загадку.

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь.

Этот зверь лесной … (медведь)

-Из какой сказки этот герой? («Медведь и Солнце»)

-Кто автор?

(Н.Сладков)

Найдите пословицу к сказке . (Всему свое время). Объясните выбор.

Чтение сказки по ролям .

3)Ты, вьюга, злись, а мы друг друга держись. (В.Сухомлинский «Вьюга»)

-Покажите»живую картинку» к произведению. Используйте шапки, варежки, шарфы, портфели для показа.

4)Разгадайте кроссворд


1.Сыпучие крупинки кварца, используемые для посыпания скользкой дороги. (Песок)

2.Инструмент для копания земли. (Лопата)

3.Маленькая снежная гора. (Горка)

4.Дети, молодые люди. (Ребята)











1
















2




3































4
























-Из какого произведения эти слова?

-Кто автор?(«На горке» Н.Носов)

-Прочитайте фрагмент рассказа, который вам больше всего нравится.

-Найдите пословицу к рассказу. («Умел ошибаться, умей и поправляться»)

5)-Как называется рассказ? Кто автор?

-Перескажите по плану

-Какая пословица соответствует содержанию рассказа?

(Всякий человек в деле познается»)

6.Вспомните сказку, в основу которой положен миф об Икаре. («Про поросенка, который учился летать»)

-Почему поросенок упал в море?

-Расскажите, какая пословица соответствует содержанию сказки?(«Под лежачий камень вода не течет»)

Составьте картинный план к этой сказке
7) Отгадайте , откуда этот отрывок:

Учащийся зачитывает отрывок(«Лягушка - путешественница» В.Гаршин)

Подберите пословицу к этому произведению («Не хвались языком, хвались делом)

-Объясни свой выбор.

Составьте план пересказа этого произведения.

8. «Подбери рифму»

-Хором дружно добавляйте в рифму:

По крутой тропинке горной

Шел домой барашек …(черный)

И на мостике горбатом

Повстречался с белым братом…(братом).

-Как называется стихотворение ?

-Кто автор? (С. Михалков «Бараны»)

-Какая пословица относится к этому стихотворению? (И не прав , да упрям)

-Вспомните другое произведение, где герои поплатились за свое упрямство. (К .Ушинский «Два козлика»)

Инсценировка произведений учащимися.

9.Викторина «Вспомни произведение, героя и подбери пословицу»


  • В какай сказке герой, встречая Волка, лису, Филина, приговаривает :»…серого Волка не побоялся, мимо Лисы прошел – не заметил, а про тебя, старая птица, и думать не хочу…» ?

(«Черный Омут» С. Козлова , Пословица «Только глупец ничего не боится»)

  • Прилетела стрекоза,

Как горошины глаза.

Народ местный разбежался,

Лишь один храбрец остался.

(«Храбрый утенок» Б.Житкова , пословица «Волков боятся –в лес не ходить»)



  • ….?

Шагал

По переулку.

Он

Жевал


Большую

Булку. (Пёс)

(«Жадина» Э.Мошковская, пословица «Что посеешь, то и пожнешь»)


  • Какую сказку напоминает диалог?

-Откуда идешь, Кондрат?

-Из города.

-Что купил?

-Корову.


Где корова?

-Обменял на пса.

-А где пёс?

-Убежал.


(Русская народная сказка «Мена», пословица «Не нужен клад, коли в семье лад»)

  • «Живет она на дне морском, перламутровая раковина служит ей кроватью. Есть у нее маленькая золотая арфа, на которой она играет песенки, и волшебное зеркальце».

(Немецкая сказка «Русалочка», пословица «В гостях хорошо ,а дома лучше»)

  • Друг, который появился у Утенка, только когда светило солнышко.

(«Как Утенок свою тень потерял» М Пляцковского

«Друзья познаются в беде»

Голос громкий или тихий,

Голос может быть любой,

Только важно , чтобы голос

Был не чей –нибудь, а свой.

(«Как Цыпленок голос искал» Е.Каргановой, пословица «Труднее всего быть самим собой»)

Итог урока :

Давайте, посмотрим добились ли вы поставленных целей ?

Учащиеся комментируют свои цели и оценивают свои достижения.



Вам понравилось на уроке ?


Смотрите также:
Урока-обобщения по разделу «учимся работать с текстом: план и пересказ» «пословица недаром молвится»
52.19kb.
1 стр.
Цель урока: План урока: Приветствие, вступительное слово, тема урока, задачи. Пословица к уроку, обсуждение. Р 1, р чтение списка профессий
152.95kb.
1 стр.
Тема урока: А. П. Чехов
37.18kb.
1 стр.
Тема № урока Тема урока Этап урока Оборудование Деятельность учителя Деятельность
152.05kb.
1 стр.
«ради жизни на земле»
86.67kb.
1 стр.
Урока: Урок обобщения по роману «Евгений Онегин» А. С. Пушкина. Роман «Евгений Онегин»
86.09kb.
1 стр.
План интегрированного урока
20.61kb.
1 стр.
Образование СССР
51.02kb.
1 стр.
Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Тригонометрические уравнения» (2 урока). Вид урока: Урок-семинар
88.14kb.
1 стр.
«Страдалец или неудавшийся Наполеон?»
66.68kb.
1 стр.
Методические рекомендации и задания для выполнения контрольных работ для студентов заочной формы обучения
71.47kb.
1 стр.
План-конспект урока литературы в 9 классе по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Тема урока : «Язык комедии Грибоедова». Эпиграф: Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку
84.55kb.
1 стр.