Главная страница 1
Блок уроков по теме:

«Серебряный век в русской поэзии»

урок№1 –«…Этот мир очарованный, этот мир из серебра» - урок - лаборатория

урок №2- «В мире удивительных характеров и судеб» урок - лекция

урок №3- «Я не плачу, я не жалуюсь,

Мне счастливой не бывать…» - урок - экскурсия

урок №4- «Я каждый миг исполнен откровенья». - урок – круглый стол
Цели к блоку уроков «Серебряный век в русской поэзии»

1 обучающая: познакомить учащихся с Русской культурой Серебряного века; вызвать интерес к данной эпохе;

2 развивающая: на примерах картин русских художников развивать кругозор учащихся в области Русской культуры эпохи Серебряного века;

3. воспитывающая: создать благоприятные условия для эстетического восприятия учебного материала.


Формы и методы работы: рассказ учителя, использование слайдов (ИКТ), индивидуальная работа учащихся с использованием материалов Интернета, чтение наизусть, творческая индивидуальная работа.

урок№1 –«…Этот мир очарованный,

этот мир из серебра»

Вид урока: урок – лаборатория с использованием материалов Интернета
Ход урока.

1 Оргмомент.

2 Беседа сучащимися о золотом веке русской поэзии, об их представителях, почему век назван «золотым». Кто из ребят вспомнит стихи и прочитает в классе наизусть! (чтение выразительно).



3. Просмотр слайдов-тестов

4.Рассказ учителя.

Учителем формируется проблемный вопрос:



  • Какие мысли возникают в вашем сознании, когда вы слышите эти слова?

  • Какие ассоциации вызывает звучание этих слов?

Высказывания школьников. Создание словесного портрета эпохи Серебряного века.

-Звуковой облик слов «Серебряный век» создает в нашем сознании особый мир, настраивает нас на разговор о чем-то возвышенном и прекрасном.

-Сегодня Серебряным веком русской культуры называют исторически непродолжительный период на рубеже 19 и 20 веков, отмеченный необыкновенным творческим подъемом в области поэзии, гуманитарных наук, живописи, музыки, театрального искусства.

-Вопрос о хронологических границах этого явления еще до конца не решен. Ученые, критики обосновывают самые разные точки зрения. Например, Наум Коржаев считает, что Серебряный век начался в 10-е годы и закончился с революцией. Ефим Эткинд другого мнения: «Серебряный век робко начался в 90-е годы 19 века… а 1915 год – высший подъем Серебряного века и в то же время его конец.. Вадим Крейд утверждает, что «все кончилось после 1917 года, с началом Гражданской войны. Никакого Серебряного века после этого не было».

Учителем формируется проблемный вопрос для домашнего задания


  • Каким десятилетием, каким историческим событием можно очертить конечную границу Серебряного века?

Данный вопрос записывается в тетрадь (поиск ответа дома на проблемный вопрос).

Итог урока:



  • Почему именно поэзия заняла в культуре ведущее место?

(Ученики слушают сообщения одноклассников, выступающих в роли историка, искусствоведы, факты и имена).

5.Индивидуальные сообщения (по результатам работы в Интернете): (смотри приложение к уроку (краткое содержание)).

  • Историк;

  • Искусствовед (при выступлении искусствоведа демонстрируются слайды с портретами художников и их работами

В.Борисов - Мусатов «Водоем».

М.Врубель «Демон»

К.Петров-Водкин «Купание красного коня».


  • Литературовед.

Ученики делают вывод, записывают в тетрадь: демонстрация слайда

6. Домашнее задание:

  • ответить на поставленный проблемный вопрос в тетрадях по литературе,

  • индивидуальные сообщения о поэтах Серебряного века по выбору (К.Бальмонт, Д.Мережковский, Ф.Сологуб, М.Кузьмин, М.Волошин, В.Ходасевич, В. Хлебников, И.Северянин и другие). (опережающее обучение –материал к уроку №3)

  • По желанию чтение наизусть стихов Н Гумилёва «Капитаны», «Рим», «У меня не живут цветы…», «Читатель книг», «Она» - диф. подход в обучении

7.Подведение итога урока.

8.Оценка за урок по критериям:

  • участие в работе лаборатории;

  • участие в ходе урока;

  • индивидуальные сообщения (требования: эмоциональность, оригинальность, содержание, индивидуальность, манера подачи материала).


Приложение к уроку.

Историк.

На смену некоторому застою в экономической и политической жизни России последних десятилетий 19 века пришел период социальных, политических потрясений.

1890 год – начало эпохи экономического роста, реформы Витте.

1894 год – начало царствования Николая II.

С 1902 года – массовое создание политических партий: социалистических, либеральных, консервативных, националистических.

1903 год - второй съезд РСДРП.

1904-1905 годы – русско - японская война.

1905 -1907 годы- первая русская революция.

1906 год – создание I Государственной Думы;

Аграрная реформа Столыпина.

1914 год – начало Первой мировой войны.

1917 год- Февральская революция; свержение самодержавия; Октябрьская революция.

Человек этой тревожной, противоречивой эпохи понимал, что живет в особое время, предчувствовал надвигающуюся катастрофу, находился в состоянии растерянности, беспокойства, осознавал свое роковое одиночество. В художественной литературе получили распространение декаденство, модернизм. Одинокий человек, стоящий перед лицом Вечности, Смерти, Вселенной, Бога не может стать героем романа Гончарова или драмы Островского. Только поэтическое слово способно выразить его внутренний мир.

Искусствовед.

Настроения Серебряного века русской культуры нашли глубокое, проникновенное отражение в творчестве музыкантов и художников.

Всмотритесь в полотна живописцев, вслушайтесь в звуки музыки композиторов этой эпохи.

М. Врубель. Демон.

(при демонстрации слайда чтение текста на экране)

В.Борисов – Мусатов. Водоем.

(при демонстрации слайда чтение текста на экране)

К.Петров – Водкин Купание красного коня

(при демонстрации слайда чтение текста на экране)

Литературовед.

Русский Серебряный век своими корнями уходит в столетие XiX и всеми корнями прорастает в «век золотой», в гениальное творчество А.С.Пушкина

«Золотой век» в истории русской литературы был порою господства поэзии; длился он недолго, до конца 20-ых годов, т.е полтора десятилетия. Уже в 1827 году А.С.Пушкин чувствовал наступление иной, прозаической эпохи… Ее сменила новая, поэтическая эпоха… намечается известная периодичность литературного процесса: краткий период господства сменяется более длительным прозаическим, после чего на такой же краткий период снова воцаряется поэзия

Таким образом, поэзия – это всплеск чувств, озарение, сердечная боль, безумство, апатия… и всегда потрясение. Сколько бедствий, катастроф вобрал в себя период начала века! Надежды и разочарования, взлеты и падения, обретения и потери… а что ждало человека впереди? Этого не знал никто. Только поэты предчувствовали будущее. Предчувствие обретало форму стиха. Стих был ярко индивидуален…



урок №2- «В мире удивительных

характеров и судеб»

Вид урока: урок – лекция с применением информационных технологий
Ход урока.

1 Оргмомент.

2.Лекция..

Содержание лекции:

  1. Слово учителя.

  2. Просмотр слайдов –галерея фотографий.

  3. Чтение наизусть стихов Н Гумилёва «Капитаны», «Рим», «У меня не живут цветы…», «Читатель книг», «Она»

Задания:

  • Роль стихов Н.С. Гумилёва в поэзии Серебряного века?

  • Высказывания современных поэтов о творчестве Гумилёва ( Интернет)

Данные задания записываются в тетрадь (поиск ответов дома ).

Итог урока:



  • Почему поэзия Н.С. Гумилёва заняла в культуре ведущее место?

(Ученики слушают мнения одноклассников).

3. Домашнее задание:

  • ответить на поставленный проблемный вопрос в тетрадях по литературе,

  • индивидуальные сообщения о поэтах Серебряного века –подготовить по материалам Интернета виртуальную экскурсию «Творчество А. Ахматовой»

7.Подведение итога урока.

  • 8.Оценка за выполнение домашнего задания

    1. чтение наизусть стихов Н Гумилёва «Капитаны», «Рим», «У меня не живут цветы…», «Читатель книг», «Она»

    2. Ответ на проблемный вопрос.

урок №3- «Я не плачу, я не жалуюсь,

Мне счастливой не бывать…»
Вид урока: урок – экскурсия с использованием материалов Интернета
Ход урока.

1 Оргмомент.

2.Вступительное слово учителя.

  • Что необычного и привлекательного вы находите в жизни Ахматовой?

  • По окончании выступлений учащиеся должны сформулировать проблемный вопрос для домашнего задания

3. Виртуальная экскурсия. Индивидуальные сообщения о поэтах Серебряного века – «Творчество А. Ахматовой» (по результатам работы в Интернете)

Высказывания школьников:

-Создание словесного портрета А. Ахматовой.

-Её стихи (Голос А. Ахматовой – чтение своих стихов).



-Фотоальбом А. Ахматовой.

-Музеи А. Ахматовой.



сформулированный проблемный вопрос для домашнего задания записывается в тетрадь (поиск ответа дома на вопрос).

Итог урока:



  • Что необычного и привлекательного вы находите в жизни Ахматовой?

Высказывания учеников.

6. Домашнее задание:

  • ответить на поставленный вопрос в тетрадях по литературе,

  • индивидуальные сообщения о поэтах Серебряного века по выбору (К.Бальмонт, Д.Мережковский, Ф.Сологуб, М.Кузьмин, М.Волошин, В.Ходасевич, В. Хлебников, И.Северянин и другие).

7.Подведение итога урока.

8.Оценка за урок по критериям:

  • участие в работе виртуальной экскурсии;

  • индивидуальные сообщения (требования: эмоциональность, оригинальность, содержание, индивидуальность, манера подачи материала).


урок №4- «Я каждый миг исполнен откровенья»

Вид урока: урок – КРУГЛЫЙ СТОЛ

с использованием материалов Интернета


Ход урока.

1 Оргмомент.

2. Учитель в роли наблюдателя

Цель –представление творчества поэтов Серебряного века.



3. Круглый стол. Индивидуальные сообщения о поэтах Серебряного века. (по результатам работы в Интернете)

  • К.Бальмонт,

  • Д.Мережковский,

  • Ф.Сологуб,

  • М.Кузьмин,

  • М.Волошин,

  • В.Ходасевич,

  • В. Хлебников,

  • И.Северянин

Итог урока:

Высказывания учеников.



6. Домашнее задание:

  • ответить на поставленный вопрос «Моё представление о Серебряном веке» - сочинение.

  • Тексты поэмы «Реквием» А. Ахматовой

7.Подведение итога урока.

8.Оценка за урок по критериям:

  • участие в работе круглого стола;

  • индивидуальные сообщения (требования: эмоциональность, оригинальность, содержание, индивидуальность, манера подачи материала).



Использованная литература:

  • «Серебряный век русской поэзии» часть 1, конспекты уроков для учителя литературы. Москва, гуманитарный издательский центр «Владос»,2000.

  • Н.А.Ионина «Сто великих картин», Москва, «Вече», 2001.

  • Краткий биографический словарь. 300 биографий. Художники. Москва, «Рипол Классик», 2001 .

  • Диск «Шедевры русской живописи». «Кирилл и Мефодий»

CD – ROM For Windows And MacOS

  • Диск «Библиотека школьника»

  • Диск «Литература 5-11 классы»

  • Материалы Интернета


Смотрите также:
Урок№1 -«…Этот мир очарованный, этот мир из серебра» урок лаборатория
79.97kb.
1 стр.
Греко персидские войны. Марафонская битва
115.52kb.
1 стр.
Урок по теме «квадратные уравнения». Это урок комплексного применения знаний, умений и навыков
44.5kb.
1 стр.
Урок №9 /обобщающий/ Тема: «Материнская ласка конца не знает»
226.55kb.
1 стр.
Из опыта работы клуба «Зеленая лампа»
100.04kb.
1 стр.
Урок литературы в 8 классе с введением компонента психологии Элегия несбывшегося счастья (по повести И. С. Тургенева
282.01kb.
1 стр.
Урок по природоведению в 1-м классе по теме «откуда в наш дом приходит вода»
605.23kb.
5 стр.
Загрязнение биосферы
1102.3kb.
6 стр.
Урок литературы в 6 классе по теме: «А. С. Пушкин «Станционный смотритель»
81.97kb.
1 стр.
Урок i. Обзор системы «Мастер-Ключ»
2276.51kb.
14 стр.
Урок литературы «Тема Родины в творчестве Есенина» Тема Родины в творчестве С. А. Есенина
110.66kb.
1 стр.
Урок-путешествие русского языка в 3 классе ( русский язык обучения) Тема урока: Мягкий знак ( ь ) на конце имён существительных после шипящих
91.59kb.
1 стр.