Главная страница 1страница 2 ... страница 11страница 12
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет»

Гуманитарный институт

Кафедра социологии


Л.Д. Филиогло

В.В. Нюренберг

ОСНОВЫ САМООРГАНИЗАЦИИ
Учебно-методическое пособие

Тольятти 2011



УДК 374.1:378(075.8)

ББК 60.55:74.4

Ф 532

Рецензент:

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой «Информатика и ВТ», заместитель директора по науке Филиала РГСУ в г. Тольятти

Н. А. Демченкова

Ф 532 Филиогло Л.Д., Нюренберг В.В. Основы самоорганизации: Учебно-методическое пособие. – Тольятти: ТГУ, 2011. – 190 с.

Учебно-методическое пособие включает тематический план курса, сведения о назначении темы и учебной ситуации на каждом аудиторном занятии, методические рекомендации по тематической подготовке, вопросы для самоконтроля и тестовый материал. Практические задания, направленные на освоение планирования в качестве способа эффективной организации персональной деятельности, снабжены методическими указаниями по их выполнению.

Пособие адресовано студентам, изучающим основы самоорганизации, а также всем тем, кто желает освоить инструменты повышения личной эффективности, управления временем, поиска стратегии личного развития.

УДК 374.1:378(075.8)

ББК 60.55:74.4

© Филиогло Л.Д., Нюренберг В.В., 2011

© Тольяттинский государственный университет, 2011

СОДЕРЖАНИЕ



Введение ……………………………………………………………………

4

Тематический план учебного курса «Основы самоорганизации» ……...

7

Организация работы в учебно-тренинговом курсе ……………………...

9

I этап. Уяснение исходного состояния и определение направления действий …………………………………………………………………….

20


II этап. Выделение задач и подбор соответствующих им практических действий и работ …………………………………………………………...

46


III этап. Придание упорядоченного вида совокупности намеченных к выполнению работ …………………………………………………………

61


IV этап. Оценка ресурсного обеспечения намеченных работ …………..

91

Подведение итогов учебной работы ……………………………………...

127

Библиографический список ……………………………………………….

131

Приложения ………………………………………………………………...


134



Введение


В современном обществе человек не может быть успешен без осмысленного отношения к своей жизни, без сознательного её проектирования, наличия стратегии жизни. В нынешних условиях высшее образование и соответствующий диплом не гарантируют получения работы по избранной специальности и востребованности на динамично изменяющемся рынке труда, который предъявляет высокие требования к уровню компетентности специалиста независимо от сферы деятельности. Неотъемлемыми его качествами должны быть не только профессиональная компетентность, ответственное отношение к выполняемым обязанностям, но и умение спланировать и эффективно организовать свою работу, способность распределять рабочие нагрузки и управлять персональной деятельностью.

Для подготовки к успешной профессиональной деятельности студент, начиная с первого курса, должен сам формировать свою образовательную траекторию, направленную на достижение желаемого уровня образования, общей и профессиональной подготовки, а также на реализацию персональных интересов и проявление социальной активности.

В основе способности рационально организовывать действия по достижению результата лежит персональная самоорганизация, представляющая особый процесс внутренней мобилизации возможностей и способностей человека, активизация которого обязательна при осуществлении любых целенаправленных и заранее спланированных действий. В связи с этим целью курса «Основы самоорганизации» является развитие компетенций студентов, необходимых для организации персональной деятельности. Компетенции такого рода предполагают формирование у учащихся умения ставить перед собой цели, определять и привлекать необходимые ресурсы, планировать шаги по достижению результата и действовать по намеченному плану, учитывая реальные временные и прочие ограничения.

Таким образом, учебный курс направлен на развитие персональной самоорганизации учащихся, включающей:



  • умение подготовить и организовать целенаправленную работу;

  • владение техниками рационального планирования, тайм-менеджмента (организации времени);

  • умение визуализировать и представлять результаты собственной деятельности (составлять конспекты, карты памяти, визуализировать календарные планы работ с помощью графических средств);

  • владение знаниями и представлениями о способах организации успешной деятельности в различных областях жизни человека (общие представления об условиях достижения успеха и качествах успешного человека; о возможности выбора и ответственности за последствия совершённого выбора; владение способами самомотивации).

Представления, техники и первичные навыки самоорганизации формируются в активном (тренинговом) режиме в процессе планирования собственной деятельности учащихся по отношению к наиболее актуальным для них ситуациям, таким, как прохождение экзаменационных испытаний, самоутверждение в студенческой среде, достижение успеха в сфере личных увлечений, реализация социально значимых интересов, подготовка к профессиональной деятельности.

Практические навыки самоорганизации относятся к наиболее медленно осваиваемым навыкам, требующим кропотливой систематической работы, в связи с чем учебный курс обеспечивает формирование первичных умений и навыков самоорганизации, закрепление и развитие которых целесообразно продолжить в процессе дальнейшей учебной и профессиональной деятельности.



Тематический план

учебно-тренингового курса «Основы самоорганизации»

№ п/п

Наименование разделов и тем курса

Кол-во часов

  1. Вводный этап

1.

Назначение и особенности курса «Основы самоорганизации»

2

2.

Самоорганизация и личная эффективность

2

2. Уяснение исходного состояния и определение направления действий

3.

Успех и построение личной карьеры

2

4.

Цели и результат персональной деятельности

2

5.

Постановка цели персональной деятельности и определение сообразного ей результата

2

3. Выделение задач и подбор соответствующих им практических действий и работ

6.

Задачи целенаправленной деятельности

2

7.

Решение поставленных задач

2

4. Придание упорядоченного вида совокупности намеченных к выполнению работ

8.

Принятие решений и определение приоритетов

2

9.

Назначение и содержание планирования

2

10.

Краткосрочное планирование в персональной деятельности

2

5. Оценка ресурсного обеспечения намеченных работ

11.

Ресурсы персональной деятельности

2

12.

Работа с информацией в персональной деятельности

2

13.

Поддержание собственной работоспособности

2

14.

Организация времени

2

15.

Организация рабочего пространства

2

6. Финальный этап

16.

Подведение итогов курса

2

17.

Зачётное занятие

2

Курс «Основы самоорганизации», согласно учебному плану, изучают студенты I курса в течение одного семестра (34 часа аудиторных + 22 часа самостоятельной работы). Форма контроля: зачёт.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В УЧЕБНО-ТРЕНИНГОВОМ КУРСЕ

Вводные занятия предназначены для ознакомления с содержанием и порядком работы в курсе, а также для формирования представления о самоорганизации и её значении для продуктивной персональной деятельности.



Тема 1. НАЗНАЧЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ КУРСА «ОСНОВЫ САМООРГАНИЗАЦИИ»

Никто не знает, каковы его силы, пока их не использует.

И.В. Гёте

Основные вопросы темы

  • Назначение, особенности, цели и задачи учебного курса

  • Порядок работы в курсе

  • Этапы учебного курса

  • Правила прохождения курса

  • Условия получения зачёта

При изучении данной темы

Вы сформируете представление о назначении, содержании и порядке обучения в учебном курсе, о том, каким образом будете развивать умения и навыки организации персональной деятельности.

Вы узнаете

  • трактовку ключевого понятия курса – «самоорганизация»;

  • почему нужно развивать личную самоорганизованность;

  • цель и задачи учебного курса; этапы учебной работы в курсе;

  • почему курс практико-ориентированный;

  • каким образом будет осуществляться освоение первичных навыков самоорганизации в учебном курсе;

  • как будет организована работа в учебно-тренинговом курсе;

  • какие виды учебной работы необходимо будет выполнять;

  • какие условия выполнения и оценивания учебных заданий и заданий для самостоятельной работы;

  • какие условия получения зачёта.

Вы научитесь

  • различать понятия «учебно-тренинговый курс», «практико-ориентированный курс».

Методические рекомендации по изучению темы

Для освоения темы необходимо изучить учебный материал об устройстве учебно-тренингового курса «Основы самоорганизации» и организации в нём учебной работы.

Выяснив цель учебной работы в курсе, соотнесите её с особенностями учебно-тренингового практико-ориентированного курса, и попытайтесь определить основные требования, которые будут предъявляться к вам, как к учащемуся, в ходе обучения. Обратите внимание на технологию освоения первичных навыков самоорганизации – это процесс составления плана персональной деятельности на период семестра обучения в ТГУ. Сравните содержание этапов учебной работы в курсе с этапами составления персонального плана, сделайте вывод. Внимательно ознакомьтесь с видами учебной работы в курсе, разделите их на аудиторную и самостоятельную работу, выясните порядок оценивания заданий. Разберитесь, как будет осуществляться балльно-рейтинговая оценка учебной работы, что предполагает проведение текущего контроля, как будет проводиться итоговая аттестация.

Учебные задания

Чтобы изучить параметры учебного курса и подготовиться к тестированию по теме «Особенности и правила прохождения курса», выполните следующие задания:



Задание для самостоятельного освоения тематического материала 1

Ознакомьтесь с тематическими материалами по теме «Учебный курс «Основы самоорганизации».

Ознакомление с программой учебно-тренингового курса и выяснение ее основных положений, а именно:


  • цели и задач курса;

  • формы учебного процесса;

  • этапов учебного курса и их содержания;

  • учебных мероприятий в курсе;

  • правил оценки учебных мероприятий;

  • условий получения зачёта

даст возможность сформировать чёткое представление об организации и содержании учебного процесса.

Для подготовки к семинарскому обсуждению по теме «Необходимость самоорганизации» на следующем аудиторном занятии выполните задание:



Задание для самостоятельного освоения тематического материала 2

Ознакомьтесь с тематическими материалами по теме «Самоорганизация и личная эффективность».



При изучении материалов обратите особое внимание на следующие вопросы:

  • сущность самоорганизации и тайм-менеджмента (ТМ);

  • специфика современной трудовой деятельности; требования, предъявляемые к современному специалисту;

  • понятия «эффективность» и «личная эффективность», их связь с результатами персональной деятельности.

Вопросы для самоконтроля

  1. Каково назначение курса «Основы самоорганизации»?

  2. Почему курс «Основы самоорганизации» носит характер учебно-тренингового и практико-ориентированного?

  3. Какие представления должны быть сформированы у вас после обучения в курсе?

  4. Какие практические умения и навыки вы сможете приобрести в курсе?

  5. Где пригодятся вам (где вы сможете применить) представления, умения и навыки, полученные в курсе «Основы самоорганизации»?

  6. Работа над каким процессом положена в основу учебного курса?

  7. Можно ли пропускать или менять местами этапы учебного курса?

  8. Что является итогом учебной работы на первом этапе курса?

  9. Какие учебные действия необходимо совершить на втором этапе курса?

  10. В чём трудность третьего этапа учебного курса?

  11. Проводится ли в курсе проверка усвоения учебных тем? Каким образом это происходит?

  12. Предусмотрена ли в учебном курсе возможность получения дополнительных баллов? Если да, то в чём она заключается?

  13. В какой форме проводится зачёт по курсу?

Литература основная по теме «Учебный курс «Основы самоорганизации»

следующая страница >>
Смотрите также:
Учебно-методическое пособие Тольятти 2011 (075. 8) Ббк 60. 55: 74. 4 Ф 532 Рецензент
1877.55kb.
12 стр.
Учебно-методическое пособие Брест 2011 +366 ббк 67. 404 + 67. 401 Рецензент
232.72kb.
1 стр.
Учебно-методическое пособие минск 2006 г. (075. 8) Ббк 57. 33я7 Б43
745.35kb.
6 стр.
Учебно-методическое пособие Великий Новгород 2009 (075. 8) Ббк 67 П68 Печатается по решению рис новГУ
1428.47kb.
5 стр.
Учебно-методическое пособие (075. 8) Ббк 65. 9 (4 Беи) 5 ч 57
2888.12kb.
11 стр.
Учебно-методические указания Для студентов неисторических специальностей нальчик 2011 (075) ббк 63. 3я73 д-76 Рецензент
1008.29kb.
6 стр.
Учебно-методическое пособие для студентов факультетов иностранных языков Балашов 2007 Англ я73 ббк 803(075. 8) К12
597.9kb.
10 стр.
Дипломного образования Л. Г. Кожарская, Г. Л. Качан сердечно сосудистая система у новорожденных учебно-методическое пособие минск белмапо 2006 (075. 8) Ббк 57. 33я7 К58
773.33kb.
4 стр.
Учебно-методическое пособие Ульяновск, 2004 г. Ббк: 74. 200. 52 + 74. 265. 1
840.41kb.
5 стр.
Методическое пособие для студентов заочной формы обучения тольятти 2006 Безопасность жизнедеятельности. Методическое пособие для студентов заочной формы обучения / Л. Н. Горина, Н. Е. Данилина, Т. Н. Рыжкова
2344.31kb.
13 стр.
Учебно-методическое пособие по офтальмологии для студентов педиатрического факультета г. Ставрополь 2009 (075. 8)
576.21kb.
4 стр.
Учебно-методическое пособие для студентов Казань 2010 ббк 60 5 (Я 7) Печатается по решению предметно-проблемного совета гуманитарных и социально-экономических дисциплин
816.82kb.
6 стр.