МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет»
Гуманитарный институт
Кафедра социологии
Л.Д. Филиогло
В.В. Нюренберг
О
СНОВЫ САМООРГАНИЗАЦИИ
Учебно-методическое пособие
Тольятти 2011
УДК 374.1:378(075.8)
ББК 60.55:74.4
Ф 532
Рецензент:
кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой «Информатика и ВТ», заместитель директора по науке Филиала РГСУ в г. Тольятти
Н. А. Демченкова
Ф 532 Филиогло Л.Д., Нюренберг В.В. Основы самоорганизации: Учебно-методическое пособие. – Тольятти: ТГУ, 2011. – 190 с.
Учебно-методическое пособие включает тематический план курса, сведения о назначении темы и учебной ситуации на каждом аудиторном занятии, методические рекомендации по тематической подготовке, вопросы для самоконтроля и тестовый материал. Практические задания, направленные на освоение планирования в качестве способа эффективной организации персональной деятельности, снабжены методическими указаниями по их выполнению.
Пособие адресовано студентам, изучающим основы самоорганизации, а также всем тем, кто желает освоить инструменты повышения личной эффективности, управления временем, поиска стратегии личного развития.
УДК 374.1:378(075.8)
ББК 60.55:74.4
© Филиогло Л.Д., Нюренберг В.В., 2011
© Тольяттинский государственный университет, 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………………
|
4
|
Тематический план учебного курса «Основы самоорганизации» ……...
|
7
|
Организация работы в учебно-тренинговом курсе ……………………...
|
9
|
I этап. Уяснение исходного состояния и определение направления действий …………………………………………………………………….
|
20
|
II этап. Выделение задач и подбор соответствующих им практических действий и работ …………………………………………………………...
|
46
|
III этап. Придание упорядоченного вида совокупности намеченных к выполнению работ …………………………………………………………
|
61
|
IV этап. Оценка ресурсного обеспечения намеченных работ …………..
|
91
|
Подведение итогов учебной работы ……………………………………...
|
127
|
Библиографический список ……………………………………………….
|
131
|
Приложения ………………………………………………………………...
|
134
|
Введение
В современном обществе человек не может быть успешен без осмысленного отношения к своей жизни, без сознательного её проектирования, наличия стратегии жизни. В нынешних условиях высшее образование и соответствующий диплом не гарантируют получения работы по избранной специальности и востребованности на динамично изменяющемся рынке труда, который предъявляет высокие требования к уровню компетентности специалиста независимо от сферы деятельности. Неотъемлемыми его качествами должны быть не только профессиональная компетентность, ответственное отношение к выполняемым обязанностям, но и умение спланировать и эффективно организовать свою работу, способность распределять рабочие нагрузки и управлять персональной деятельностью.
Для подготовки к успешной профессиональной деятельности студент, начиная с первого курса, должен сам формировать свою образовательную траекторию, направленную на достижение желаемого уровня образования, общей и профессиональной подготовки, а также на реализацию персональных интересов и проявление социальной активности.
В основе способности рационально организовывать действия по достижению результата лежит персональная самоорганизация, представляющая особый процесс внутренней мобилизации возможностей и способностей человека, активизация которого обязательна при осуществлении любых целенаправленных и заранее спланированных действий. В связи с этим целью курса «Основы самоорганизации» является развитие компетенций студентов, необходимых для организации персональной деятельности. Компетенции такого рода предполагают формирование у учащихся умения ставить перед собой цели, определять и привлекать необходимые ресурсы, планировать шаги по достижению результата и действовать по намеченному плану, учитывая реальные временные и прочие ограничения.
Таким образом, учебный курс направлен на развитие персональной самоорганизации учащихся, включающей:
-
умение подготовить и организовать целенаправленную работу;
-
владение техниками рационального планирования, тайм-менеджмента (организации времени);
-
умение визуализировать и представлять результаты собственной деятельности (составлять конспекты, карты памяти, визуализировать календарные планы работ с помощью графических средств);
-
владение знаниями и представлениями о способах организации успешной деятельности в различных областях жизни человека (общие представления об условиях достижения успеха и качествах успешного человека; о возможности выбора и ответственности за последствия совершённого выбора; владение способами самомотивации).
Представления, техники и первичные навыки самоорганизации формируются в активном (тренинговом) режиме в процессе планирования собственной деятельности учащихся по отношению к наиболее актуальным для них ситуациям, таким, как прохождение экзаменационных испытаний, самоутверждение в студенческой среде, достижение успеха в сфере личных увлечений, реализация социально значимых интересов, подготовка к профессиональной деятельности.
Практические навыки самоорганизации относятся к наиболее медленно осваиваемым навыкам, требующим кропотливой систематической работы, в связи с чем учебный курс обеспечивает формирование первичных умений и навыков самоорганизации, закрепление и развитие которых целесообразно продолжить в процессе дальнейшей учебной и профессиональной деятельности.
Тематический план
учебно-тренингового курса «Основы самоорганизации»
№ п/п
|
Наименование разделов и тем курса
|
Кол-во часов
|
-
Вводный этап
|
1.
|
Назначение и особенности курса «Основы самоорганизации»
|
2
|
2.
|
Самоорганизация и личная эффективность
|
2
|
2. Уяснение исходного состояния и определение направления действий
|
3.
|
Успех и построение личной карьеры
|
2
|
4.
|
Цели и результат персональной деятельности
|
2
|
5.
|
Постановка цели персональной деятельности и определение сообразного ей результата
|
2
|
3. Выделение задач и подбор соответствующих им практических действий и работ
|
6.
|
Задачи целенаправленной деятельности
|
2
|
7.
|
Решение поставленных задач
|
2
|
4. Придание упорядоченного вида совокупности намеченных к выполнению работ
|
8.
|
Принятие решений и определение приоритетов
|
2
|
9.
|
Назначение и содержание планирования
|
2
|
10.
|
Краткосрочное планирование в персональной деятельности
|
2
|
5. Оценка ресурсного обеспечения намеченных работ
|
11.
|
Ресурсы персональной деятельности
|
2
|
12.
|
Работа с информацией в персональной деятельности
|
2
|
13.
|
Поддержание собственной работоспособности
|
2
|
14.
|
Организация времени
|
2
|
15.
|
Организация рабочего пространства
|
2
|
6. Финальный этап
|
16.
|
Подведение итогов курса
|
2
|
17.
|
Зачётное занятие
|
2
|
Курс «Основы самоорганизации», согласно учебному плану, изучают студенты I курса в течение одного семестра (34 часа аудиторных + 22 часа самостоятельной работы). Форма контроля: зачёт.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В УЧЕБНО-ТРЕНИНГОВОМ КУРСЕ
Вводные занятия предназначены для ознакомления с содержанием и порядком работы в курсе, а также для формирования представления о самоорганизации и её значении для продуктивной персональной деятельности.
Тема 1. НАЗНАЧЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ КУРСА «ОСНОВЫ САМООРГАНИЗАЦИИ»
Никто не знает, каковы его силы, пока их не использует.
И.В. Гёте
Основные вопросы темы
-
Назначение, особенности, цели и задачи учебного курса
-
Порядок работы в курсе
-
Этапы учебного курса
-
Правила прохождения курса
-
Условия получения зачёта
При изучении данной темы
Вы сформируете представление о назначении, содержании и порядке обучения в учебном курсе, о том, каким образом будете развивать умения и навыки организации персональной деятельности.
Вы узнаете
-
трактовку ключевого понятия курса – «самоорганизация»;
-
почему нужно развивать личную самоорганизованность;
-
цель и задачи учебного курса; этапы учебной работы в курсе;
-
почему курс практико-ориентированный;
-
каким образом будет осуществляться освоение первичных навыков самоорганизации в учебном курсе;
-
как будет организована работа в учебно-тренинговом курсе;
-
какие виды учебной работы необходимо будет выполнять;
-
какие условия выполнения и оценивания учебных заданий и заданий для самостоятельной работы;
-
какие условия получения зачёта.
Вы научитесь
-
различать понятия «учебно-тренинговый курс», «практико-ориентированный курс».
Методические рекомендации по изучению темы
Для освоения темы необходимо изучить учебный материал об устройстве учебно-тренингового курса «Основы самоорганизации» и организации в нём учебной работы.
Выяснив цель учебной работы в курсе, соотнесите её с особенностями учебно-тренингового практико-ориентированного курса, и попытайтесь определить основные требования, которые будут предъявляться к вам, как к учащемуся, в ходе обучения. Обратите внимание на технологию освоения первичных навыков самоорганизации – это процесс составления плана персональной деятельности на период семестра обучения в ТГУ. Сравните содержание этапов учебной работы в курсе с этапами составления персонального плана, сделайте вывод. Внимательно ознакомьтесь с видами учебной работы в курсе, разделите их на аудиторную и самостоятельную работу, выясните порядок оценивания заданий. Разберитесь, как будет осуществляться балльно-рейтинговая оценка учебной работы, что предполагает проведение текущего контроля, как будет проводиться итоговая аттестация.
Учебные задания
Чтобы изучить параметры учебного курса и подготовиться к тестированию по теме «Особенности и правила прохождения курса», выполните следующие задания:
Задание для самостоятельного освоения тематического материала 1
Ознакомьтесь с тематическими материалами по теме «Учебный курс «Основы самоорганизации».
Ознакомление с программой учебно-тренингового курса и выяснение ее основных положений, а именно:
-
цели и задач курса;
-
формы учебного процесса;
-
этапов учебного курса и их содержания;
-
учебных мероприятий в курсе;
-
правил оценки учебных мероприятий;
-
условий получения зачёта
даст возможность сформировать чёткое представление об организации и содержании учебного процесса.
Для подготовки к семинарскому обсуждению по теме «Необходимость самоорганизации» на следующем аудиторном занятии выполните задание:
Задание для самостоятельного освоения тематического материала 2
Ознакомьтесь с тематическими материалами по теме «Самоорганизация и личная эффективность».
При изучении материалов обратите особое внимание на следующие вопросы:
-
сущность самоорганизации и тайм-менеджмента (ТМ);
-
специфика современной трудовой деятельности; требования, предъявляемые к современному специалисту;
-
понятия «эффективность» и «личная эффективность», их связь с результатами персональной деятельности.
Вопросы для самоконтроля
-
Каково назначение курса «Основы самоорганизации»?
-
Почему курс «Основы самоорганизации» носит характер учебно-тренингового и практико-ориентированного?
-
Какие представления должны быть сформированы у вас после обучения в курсе?
-
Какие практические умения и навыки вы сможете приобрести в курсе?
-
Где пригодятся вам (где вы сможете применить) представления, умения и навыки, полученные в курсе «Основы самоорганизации»?
-
Работа над каким процессом положена в основу учебного курса?
-
Можно ли пропускать или менять местами этапы учебного курса?
-
Что является итогом учебной работы на первом этапе курса?
-
Какие учебные действия необходимо совершить на втором этапе курса?
-
В чём трудность третьего этапа учебного курса?
-
Проводится ли в курсе проверка усвоения учебных тем? Каким образом это происходит?
-
Предусмотрена ли в учебном курсе возможность получения дополнительных баллов? Если да, то в чём она заключается?
-
В какой форме проводится зачёт по курсу?
Литература основная по теме «Учебный курс «Основы самоорганизации»
-