Главная страница 1страница 2 ... страница 5страница 6



Министерство здравоохранения республики Беларусь

Белорусская медицинская академия последипломного образования

Кафедра педиатрии

Беляева Л.М.


Профилактические и лечебно-профилактические мероприятия для детей и подростков I и II групп здоровья Современная тактика ведения часто и длительно болеющих детей


Учебно-методическое пособие

МИНСК 2006 г.
УДК 616-053.2/.6-084-08(075.8)

ББК 57. 33я7

Б43
Рекомендовано в качестве учебно-методического пособия

УМС Белорусской медицинской академии последипломного образования

(ректор – профессор Хулуп Г.Я.)

Автор: д.м.н., профессор Беляева Л.М.


Рецензенты:

Зав. кафедрой детских болезней №1 БГМУ профессор, доктор медицинских наук А.В. Сукало.

Зав.каф. пропедевтики детских болезней БГМУ, доцент, канд. мед. наук В.И. Твардовский
Беляева Л.М.

Б 43 Профилактические и лечебно-профилактические мероприятия для детей и

подростков I и II групп здоровья. Современная тактика ведения часто и

длительно болеющих детей.


ISBN 985-499-058-3
В учебно-методическом пособии изложены основные принципы и методы ведения детей 1-ой и 2-ой групп здоровья. Освещены принципы и тактика лечения и реабилитации часто болеющих детей. Уделено внимание причинам возникновения, вопросам лечения и профилактики пищевой аллергии. Приведены современные подходы к комплексному лечению часто болеющих детей, включающему также применение антигистаминных средств, иммуностимулирующую и антибактериальную терапию.

Дана характеристика иммуномодулирующих, антигистаминных и антибактериальных препаратов, наиболее часто используемых в педиатрической практике.

Учебно-методическое пособие предназначено для врачей педиатров и реабилитологов детских поликлиник, больниц, санаториев и реабилитационных центров.
УДК 616-053. 2-084-08 (075.8)

ББК 57.33я7

ISBN 985-499-058-3
Введение

Забота о здоровье подрастающего поколения в РБ в настоящее время является одной из важнейших государственных задач.

Благодаря совместным усилиям и координированным действиям медицинских и социальных служб, предусматривающих обязательное знание законодательной и правовой основы регулирования прав ребенка, активно пропагандируются и внедряются основные положения «здорового образа жизни». В этом важнейший залог успеха в формировании гармоничной личности и в сохранении здоровья подрастающего поколения нашей страны.

Важной политической, социальной и экономической задачей РБ является всесторонняя гарантированная защита государством и обществом детства, семьи и материнства нынешнего и будущих поколений.

Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на охрану и укрепление здоровья. Законодательством Республики Беларусь созданы необходимые условия матери по охране ее здоровья в дородовой и послеродовый периоды, обеспечено здоровое развитие ребенка, детям предоставлена бесплатная медицинская помощь, предусматривающая диагностику, лечение, профилактику и реабилитацию.

Дети раннего возраста, как правило, обеспечиваются лекарственными средствами по рецептам лечащих врачей бесплатно в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь.

При обосновании стратегии педиатрии в целом, следует ориентироваться на основную цель – охрану и защиту здоровья подрастающего поколения, при этом предусматривается, что здоровье ребенка, матери и семьи – это неразрывное целое.

Концепция охраны здоровья детей, женщин-матерей и семей в целом представлена следующими направлениями:

а) обеспечение приоритетного развития службы охраны материнства и детства на основе интеграции детских и родовспомогательных учреждений;

б) повышение уровня репродуктивного здоровья, приоритетное развитие профилактических, лечебно - диагностических и реабилитационно-вос-становительных технологий по оздоровлению женщин, девушек и юношей, начиная с детского, включая, подростковый возраст;

в) продолжать реформу системы госпитализации детей, с отказом от наращивания коечного фонда и принципов тотальной госпитализации детей; создание в стационарах оптимальных условий для совместного пребывания детей с родителями;

г) вложение материальных ресурсов в те технологии, которые обеспечивают рождение здоровых детей, их выхаживание и профилактику инвалидности (современные методы пренатальной и антенатальной диагностики, медико-генетическое консультирование и др.);

д) максимальный охват профилактическими прививками детей, подростков и молодежи;

е) внедрение норм и правил, повышающих ответственность семьи за жизнь и здоровье детей, разработка и внедрение мер экономического стимулирования здорового образа жизни на уровне семьи, повышение рождаемости;

В связи с выше сказанным проблема «здорового детства» в нашей стране время является вопросом государственной важности.

По определению ВОЗ - «ЗДОРОВЬЕ – это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и повреждений».

По определению педиатрической школы:

«ЗДОРОВЬЕ ребенка - это не сиюминутный статус организма, а состояние, детерминированное совокупностью факторов: генетических, эмбриологических, постнатальных и социальных. А также - сочетание показателей физического и нервно-психического развития, функционального состояния организма, его резистентности и заболеваемости. Все это формирует определенный уровень здоровья: здоров - пограничное состояние - группа риска - болен.

На этом принципе и построена идеология формирования групп здоровья в детском возрасте. Первая группа – здоровые дети, вторая группа – пациенты из группы риска по вероятной хронизации заболевания (особенно – 2-б подгруппа, к которой относятся дети - часто и длительно болеющие ОРИ, к третьей группе здоровья (ранее 3,4,5) – относят детей, имеющих хронические заболевания и (или) ограниченные физические возможности (инвалидность).

Настоящее учебно-методическое пособие преследует цель - акцентировать внимание врача-педиатра на профилактических и лечебно - профилактических мероприятиях, прежде всего предназначенных для практически здоровых детей и подростков. Это позволяет предупреждать частую их заболеваемость и развитие хронической патологии. Известно, что важнейшим медицинским аспектом охраны здоровья детей является правильно организованная профилактическая работа.

1. Профилактическое обслуживание детей на амбулаторно – поликлиническом уровне.

а). Задачи:


  • Контроль за развитием и состоянием здоровья детского населения –

календарная диспансеризация

  • Контроль за состоянием здоровья больных детей

  • Лечение детей с острыми заболеваниями

б). Ступени реализации

  • Заключение по «уровню здоровья», то есть определение группы здоровья

  • Текущее наблюдение в декретированные сроки

  • Диагноз болезни – статистический учет по ф. №030

  • Текущее наблюдение совместно с узкими специалистами

  • Диагноз острого заболевания

  • Текущее наблюдение за ребенком и при необходимости - лечение

в). Цель

  • Сохранение или улучшение исходного состояния здоровья ребенка

  • Снятие с учета по выздоровлению или перевод во взрослую сеть

    1. Основные разделы профилактических и лечебно-профилактических мероприятий для детей раннего возраста

(0-4 лет) I и II групп здоровья (общие положения).

Контроль за состоянием здоровья и развитием детей:

  • Дородовый патронаж беременной

  • Наблюдение за новорожденным

  • Наблюдение за ребенком 1-го года жизни

  • Наблюдение за ребенком 2-3-го года жизни

  • Наблюдение за детьми старше 3-х лет

Обеспечение гармоничного развития и оптимального здоровья

а/ Профилактические мероприятия



  • Обеспечение условий для развития ребенка

  • Профилактические прививки

  • Подготовка ребенка к поступлению в ДДУ, в школу

б/ Оздоровительные мероприятия

  • Оздоровление при начальных отклонениях в состоянии здоровья

(фоновое состояние) и развитии ребенка

  • Медико-педагогические мероприятия

Рекомендации:

  • по возрасту: режим, питание, физическое воспитание,

воспитательные воздействия, прививки

  • закаливание

  • профилактика пограничных состояний

  • диспансеризация (календарная)

  • лабораторные исследования

  • медикаментозные назначения

1.2. Основной путь оздоровления детей 0-4 лет,

отнесенных к I группе здоровья:

  • Режим дня возрастной, охранительный

  • Рациональное вскармливание грудным материнским молоком, при его отсутствии – донорским, а при отсутствии последнего – адаптированные молочные смеси по возрасту.

  • Особое внимание придается уходу за кожей ребенка.

  • Физическое воспитание и закаливание (по возрасту).

  • Гимнастика и массаж играют важную роль в нормализации процессов

возбуждения и торможения

  • Воспитательные воздействия – возрастные

  • Профилактические прививки – по индивидуальному календарю

  • Преемственность в работе с ДДУ

  • На первом году жизни в первом квартале педиатр осматривает ребенка ежемесячно, при высоком риске развития патологии на 1-м месяце жизни – 4 раза, затем до 3-х месяцев по показаниям; до 6 месяцев 2 раза в месяц. При необходимости в консультативной и лечебной помощи невролога – он осматривает ребенка в возрасте - 1,3 и 6 месяцев.

  • Число патронажей медсестры определяет участковый врач.

  • При отсутствии патологии со стороны ЦНС через 6 месяцев ребенок может быть переведен в 1-ю группу здоровья. Лабораторные исследования общие, при необходимости – проводится УЗИ-мозга.

Закаливание детей раннего возраста (комплексы по возрасту):

1-3 месяца

  • температура в помещении – 220 С;

  • обязательный сон на воздухе при температуре от -100 С до +300С;

  • во время пеленания и массажа – воздушная ванна 5-6 минут;

  • умывание, температура воды 280 С;

  • общая ванна при температуре воды 360 -370 С, продолжительность 5-6 минут

3-6 месяцев

  • температура в помещении – 200 -220 С;

  • обязательный сон на воздухе при температуре от -100 С до +300С;

  • во время пеленания и массажа – воздушная ванна 6-8 минут;

  • умывание, температура воды 250 -260С;

  • общая ванна при температуре воды 360 -370 С, продолжительность 5-6 минут, с последующим обливанием водой температурой 340-350 С

  • летом пребывание под рассеянными лучами солнца 2-3 раза в день по 5-6 минут

6-12 месяцев

  • температура в помещении – 200-220 С;

  • обязательный сон на воздухе при температуре от -100 С до +300С;

  • воздушные ванны во время переодевания, гимнастики, во время бодрствования -10-12 минут;

  • умывание, температура воды 200-240С;

  • общая ванна при температуре воды 360-370С, с последующим обливанием водой температурой 340-350 С;

  • сухие обтирания фланелевой рукавичкой до слабого покраснения кожи- 7-10 дней, затем – влажные обтирания водой температурой 350 С, постепенно снижая ее до 300С;

  • летом пребывание под рассеянными лучами солнца 2-3 раза в день до 10 минут

1-3 года

  • температура в помещении 190-200 С;

  • дневной сон на открытом воздухе при температуре от -100 С до +300С;

  • воздушная ванна при смене белья после дневного и ночного сна, а детям старше 2-х лет - во время утренней и гигиенической гимнастики и умывания;

  • умывание, температура воды в начале закаливания 200С, в дальнейшем ее постепенно снижают до 160-180 С, детям старше 2-х лет - моют шею, верхнюю часть груди и руки до локтя;

  • общее обливание после прогулки; начальная температура воды - 340-350 С, в дальнейшем ее постепенное снижают до 240-260 С;

  • обливание перед дневным сном, начальная температура воды 280 С, в дальнейшем ее постепенно снижают до 180 С;

  • общая ванна при температуре воды 360 С продолжительностью 5 минут, с последующим обливанием водой температурой 340 С перед ночным сном 2 раза в неделю;

  • летом пребывание под косыми лучами солнца, начиная с 5-6 минут до 8-10 минут 1-2 раза в день.

1.3. Профилактические и лечебно-профилактические мероприятия для детей до 1 года со II-ой группой здоровья, имеющих

пограничные состояния.

а) группа риска по внутриутробному инфицированию:

  • Режим дня возрастной. Особый контроль за санитарно-гигиеническим режимом: температура воздуха в помещении +200-220С, регулярные проветривания, влажная уборка помещения 1-2 раза в день, предупреждения переохлаждения и перегревания ребенка, одежда только из хлопчато-бумажных тканей, ежедневная гигиеническая ванна, мытье рук перед тем, как подойти к ребенку и т.д.

  • Обработка пупочной ранки медсестрой и обучение этому матери

  • Рациональное питание грудным молоком, при его отсутствии- свежим донорским или адаптированными молочными смесями. Введение тренирующего прикорма с 5 - 6 месяцев – соков, фруктового пюре

  • Физическое воспитание и закаливание по возрасту

  • Воспитательные воздействия – возрастные

  • Профилактические прививки – по индивидуальному прививочному календарю в зависимости от степени риска осложнений

  • Педиатр осматривает ребенка на первом месяце жизни - 4 раза, затем до 3-х месяцев 2 раза в месяц. Число патронажей медсестры определяет участковый врач. Если в течение 3-х месяцев риск не реализовался, ребенка можно перевести в 1-ю группу здоровья

  • Лабораторные исследования: регулярная термометрия, анализ крови к концу первого месяца и в 3 месяца.

б) для недоношенных (рожденных при сроке беременности менее 37 недель) и незрелых (т.е. несоответствующих по степени зрелости гестационному возрасту):

  • Режим дня возрастной. Оптимальный санитарно-гигиенический режим в соответствии со степенью недоношенности и зрелости.

  • Рациональное питание грудным молоком, при его отсутствии - свежим донорским, при отсутствии - адаптированными смесями. При естественном вскармливании регулярные контрольные взвешивания. При смешанном и искусственном – взвешивание 1 раз в 7 дней; семья должна быть обеспечена весами. Своевременное введение корригирующих добавок и прикормов. При задержке прибавки в массе расчет и коррекция питания. При нереализованном риске на 2-м году жизни перевод ребенка в I группу здоровья.

  • Физическое воспитание и закаливание по возрасту

  • Воспитательные воздействия – возрастные

  • Профилактические прививки – по индивидуальному прививочному календарю в зависимости от степени риска

  • Лабораторные исследования: общий анализ крови, общий анализ мочи 1 раз в квартал.

в) группа риска по возникновению анемии

  • Режим дня возрастной

  • Рациональное питание с ограничением мучных продуктов, ранний первый овощной прикорм – с 4-5 месяцев. С 6-7 месяцев вводится мясо или печень

  • Физические методы воспитания, закаливание по возрасту

  • Максимальное пребывание на свежем воздухе

  • Воспитательные воздействия

  • Профилактические прививки по возрасту

  • Педиатр осматривает ежемесячно, при отсутствии снижения гемоглобина в течение года перевести в I группу здоровья

  • Лабораторные исследования: анализ крови доношенным детям – ежеквартально, недоношенным – ежемесячно

г) группа социального риска:

- профилактические назначения:



  • Режим дня возрастной, охранительный

  • Рациональное вскармливание грудным материнским молоком, при его отсутствии – донорским или адаптированными смесями. Первый прикорм возбудимым детям – каши

  • Физическое воспитание и закаливание по возрасту. Гимнастике и массажу придается приоритетное значение в нормализации процессов возбуждения и торможения ЦНС

  • Воспитательные воздействия – по возрасту

  • Профилактические прививки – по индивидуальному календарю

  • Преемственность в работе с ДДУ

  • В первом квартале педиатр осматривает ребенка ежемесячно, при высоком риске на 1-м месяце жизни – 4 раза, затем до 3-х месяцев - по показаниям; до 6 месяцев - 2 раза в месяц. Невролог осматривает ребенка в возрасте 1,3 и 6 месяцев. Число патронажей медсестры определяет участковый врач. При отсутствии патологии со стороны ЦНС через 6 месяцев ребенок может быть переведен в 1-ю группу здоровья

  • Оказание семье социально-правовой помощи.

1.4. Преемственность в работе детской поликлиники и ДДУ.

следующая страница >>
Смотрите также:
Учебно-методическое пособие минск 2006 г. (075. 8) Ббк 57. 33я7 Б43
745.35kb.
6 стр.
Дипломного образования Л. Г. Кожарская, Г. Л. Качан сердечно сосудистая система у новорожденных учебно-методическое пособие минск белмапо 2006 (075. 8) Ббк 57. 33я7 К58
773.33kb.
4 стр.
Учебно-методическое пособие (075. 8) Ббк 65. 9 (4 Беи) 5 ч 57
2888.12kb.
11 стр.
Учебно-методическое пособие Тольятти 2011 (075. 8) Ббк 60. 55: 74. 4 Ф 532 Рецензент
1877.55kb.
12 стр.
Учебно-методическое пособие Великий Новгород 2009 (075. 8) Ббк 67 П68 Печатается по решению рис новГУ
1428.47kb.
5 стр.
Учебно-методическое пособие Брест 2011 +366 ббк 67. 404 + 67. 401 Рецензент
232.72kb.
1 стр.
Учебно-методическое пособие для студентов факультетов иностранных языков Балашов 2007 Англ я73 ббк 803(075. 8) К12
597.9kb.
10 стр.
Учебно-методическое пособие. Под общей ред
4206.25kb.
24 стр.
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов Ростов -на -дону 2006 г
677.5kb.
4 стр.
Учебно-методическое пособие Ульяновск, 2004 г. Ббк: 74. 200. 52 + 74. 265. 1
840.41kb.
5 стр.
Учебно-методическое пособие для студентов Казань 2010 ббк 60 5 (Я 7) Печатается по решению предметно-проблемного совета гуманитарных и социально-экономических дисциплин
816.82kb.
6 стр.
Учебно-методическое пособие для подготовки студентов к пгк павлодар (075. 8) Ббк 32. 18я7 Б18
4145.74kb.
25 стр.