Главная страница 1
Типы нервной системы

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: актуализировать социально- личностный смысл к познанию психологических особенностей ВНД

Задачи урока:

Образовательные: ознакомиться с историей учения о темпераментах, известными классификациями и характеристиками 4 типов темпераментов

Развивающие: организовать решение проблемных и практических задач

Воспитательные: подвести к выводу о том, что нет плохих или хороших темпераментов : надо проявлять уважение ко всем типам нервной системы и работать над становлением своего характера

Ход урока

« У каждого человека 3 характера: тот, который ему приписывают, тот, который он сам себе приписывает, и тот, который есть в действительности»

В.Гюго


1.Мотивация урока

Почему люди по - разному поступают в сходных ситуациях?

В чем суть понятий «темперамент», «характер», «личность»?

Приходим к выводу: все эти понятия относятся к психологическим особенностям человека, но личность, как более широкое понятие, имеет еще помимо психологической особенности, физическую, физиологическую, морфологическую характеристики … Самым узким из этих понятий является темперамент , который мы получаем по наследству от родителей, а характер и личностные качества формируются в течение жизни человека как результат практического жизненного опыта.

Темперамент – тип ВНД

Темперамент – основа характера и личности

Темперамент – характеристика индивида со стороны его динамических особенностей: интенсивности, скорости, темпа, ритма, психических процессов и состояний

Таблица №1 «2 характеристики психической деятельности человека»:



Характер

Темперамент

* Греч. «charakter» -признак, особенность

Лат. «temperamentum» - соотношение частей

*Итал. «tempera» -смесь



*Приобретенный признак

*Врожденный (наследственный) признак

*Сколько людей – столько характеров

*Всего 4 типа темперамента

* Характер – неповторимое сочетание психологических особенностей личности

Большая Советская Энциклопедия



*Темперамент - жизненная энергия, способная к внутреннему подъему

Словарь Ожегова С.И.



* Меняется

*Стабилен

2.История о темпераментах

Древний Китай 7 век до н.э. 3 типа людей: тигры, панды, обезьяны

Гиппократ 5 век до н.э. 4 типа жидкостей в организме

Аристотель 4 век до н.э. 4 особенности крови

Гален Клавдий 2 век до н.э. выделил 9 групп темперамента, ввел термин «темперамент», описал и дал современные названия 4-ем типам темперамента, дошедших до н.э.

И. Кант (1724-1804) психологические характеристики темпераментам

А.П. Чехов (1860-1904) психологические характеристики темпераментам

И.П. Павлов (1849-1936) современная классификация темпераментов и их психологические характеристики

Эрнст Кречмер ( 1888- 1964гг )нем. психолог 3 типа темпераментов: шизотимический, циклотимический, иксотимический

3.Классификация темпераментов – заполняется с помощью учебника:



Создал

Сангвиник

Холерик

Флегматик

Меланхолик

Гиппократ древнегреческий врач 460-377гг до н.э.

Кровь

Лат. «sanguis»



Желтая желчь греч.«coln»

Мокрота греч.«flegma»

Черная желчь греч.«melan coln»

Аристотель древнегреческий философ 384-322гг до н.э.

Легко кровный

Теплокровный

Хладнокровный

Тяжело кровный

Павлов И.П. создатель современного учения о типах ВНД

Сильный

Уравновешенный

Подвижный

Живой


Сильный

Неуравновешенный

Подвижный

Безудержный



Сильный

Уравновешенный

Малоподвижный

Инертный



Слабый

Неуравновешенный

Неподвижный


Примеры

Репин И.Е.

Герцен А.И.

Бруно Джордано

Леонов Евг.

Крачковская Н.

Невинный Вяч.

Д Артаньян


Суворов А.В.

Пушкин А.С.

Моцарт В.А.

Луи де Фюнес

Волочкова Анастасия

Дон Кихот



Кутузов Н.И.

Гончаров И.А.

Стивен Сигал

Мордюкова Нонна

Вески Анне

Обломов И.И.



Гоголь Н.В.

Дарвин Ч.

Левитан И.

Шопен Ф.


Солист группы «Абба» Бьерн Ульвеус

Принц Гамлет

Евгений Онегин


4. Характеристика нервных процессов изучается по учебнику и доп. источникам информации

Сила – выносливость нервной системы, устойчивость к внешним раздражителям

Слабость - невысокая работоспособность, неустойчивость к внешним раздражителям, высокая чувствительность

Уравновешенность –соотношение возбуждения и торможения

Подвижность – скоростные характеристики основных процессов нервной системы- возбуждения и торможения

Нейротизм – показатель эмоциональной устойчивости или стабильности

Экстраверсия – индивидуально – психическое ориентирование на мир внешних объектов

Интроверсия – ориентирование на внутренний субъективный мир

Активность – степень воздействия человека на внешний мир

Реактивность – сила эмоционального реагирования на внешние или внутренние воздействия

Пластичность - свойство легко и быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни

Ригидность – неприспособленность к изменяющимся условиям жизни

Темп реакции – скорость движения, речи, запоминания, быстроты мысли

5.Характеристика темпераментов по Павлову И.П. ,Канту И. ,Чехову А.П.

Задание : 1.найти положительные и негативные черты в каждом типе темперамента

Тип темперамента

Положительные черты

Отрицательные черты

Сангвиник

Активность

Общительность

Жизнерадостность

Оптимистичность

Находчивость

Смелость

Доброжелательность

Инициативность




Поспешность

Поверхностность

Недостаточно настойчив и усидчив

Непринятие монотонности




Холерик

Активность

Энергичность

Инициативность

Общительность

Решительность


Вспыльчивость

Несдержанность

Агрессивность

Раздражительность

Резкость в общении

Импульсивность




Флегматик

Высокая работоспособность

Настойчивость

Спокойствие

Надежность

Добросовестность

Последовательность




Медлительность

Малообщительность

Инертность

Индивидуализм




Меланхолик

Аккуратность

Сердечность

Исполнительность

Чувственность

Внимательность

Обязательность



Застенчивость

Замкнутость

Необщительность Медлительность

Ранимость

Низкая работоспособность

Низкая активность



2.какой тип темперамента вам наиболее симпатичен? Найти цитаты, раскрывающие отношение классиков к разным типам темперамента

Стендаль - «Холерик – темперамент выдающихся людей»

Павлов – «Флегматики – труженики жизни»

Кант – «Флегматики -философы жизни»

Чехов – «Женщина – сангвиник – самая сносная женщина…

Женщина -холерик – крокодил в юбке…»

6.Практическая работа «Определение своего типа темперамента и описание своего характера» Сонин Н.И. «Рабочая тетрадь» 8кл № 165

План психоанализа:

1)эмоции (бурные, слабо выражены)

2)инициатива, творчество

3)речь (быстрая, спокойная, громкая, тихая)

4)движения, жесты (резкие, робкие, вялые)

5)коммуникабельность

6)внимание (устойчивое, неустойчивое)

7)работоспособность (усидчив, неусидчив)

7.Выводы по уроку

Темперамент наследуется от родителей, но на него существенно влияет окружающая среда. Поэтому в характере человека наблюдаются психологические черты разных типов темперамента, каждая личность заимствует позитивные черты от других типов темперамента и культивирует в себе все лучшее своего типа нервной системы, а негативные черты характера зачастую скрываются. Обратим внимание на эпиграф, данный в начале урока, в действительности мы можем быть не такими, какими видят нас окружающие и даже не такими, какими сами о себе представляем, поэтому только всесторонний анализ и тестирование дают нам более или менее реальную картину о своем внутреннем психологическом состоянии

Сказка о четырех рыцарях



Жили в одном королевстве 4 рыцаря: Сангвиник, Холерик, Флегматик и Меланхолик. Носили доспехи, ездили на прекрасных конях, но были очень разные. Холерик ни минуты не мог сидеть спокойно: носился на коне целый день, громко кричал, разгонял всех разбойников в округе. И если слышал, что поблизости появился какой-нибудь дракон, мчался сразиться. Если не удавалось сразу справиться , терял интерес и отправлялся на поиски жар-птицы. Сангвиник тоже все делал быстро и весело. Если строил себе замок, то не прекращал, пока не закончит. Драться не любил, но мог постоять за себя. Не прочь посмеяться и поохотиться с друзьями. Флегматик делал все медленно и неторопливо строя свой замок неделями, обдумывал, как возвести башню или где поставить ворота. Увлеченный работой, он не замечал, как гуляют драконы возле замка. А если замечал, то пока готовился к схватке, те успевали исчезнуть. Меланхолик был самый тихий и грустный. Он всегда боялся всего. Если разбойники окружали замок, плакал. Пугался драконов. Любил сидеть на лавочке в парке. При строительстве своего замка слушал чужие советы. Собрались однажды рыцари просить руки принцессы. Прибыли к королевскому замку и увидели, что страшный великан – людоед стоит у ворот. Холерик не раздумывая ринулся в бой, но, получив удар дубиной ,вылетел из седла, крича и доказывая, что бой был не честный. Меланхолик всхлипнул и отправился восвояси, думая, какой он несчастный. Флегматик почесал затылок и сказал: «Ничего не поделаешь, приеду завтра». Сангвиник сразу смекнул, что с великаном так просто не справиться. Он не спеша объехал замок с другой стороны и ,напевая, полез по веревке, но сорвался. И тогда решил построить воздушный шар. Принцесса видела, как поступили 4 ее поклонника. Они разочаровали ее .Но через несколько дней… Холерик пришел во главе большого отряда рыцарей, собранного со всей округи . Испугался дракон и убежал, бросив дубинку. Сангвиник прилетел на воздушном шаре. Меланхолик прислал голубя с любовной балладой. Вдруг по булыжникам загрохотали тяжелые повозки – это Флегматик прислал подарки. Четыре рыцаря предстали перед королем. Принцесса сказала: «Сначала я разочаровалась в вас, а теперь восхищаюсь вашей смекалкой. У каждого из вас оказались замечательные черты, и я выбираю…» Кого же выберет принцесса? Кто из рыцарей вам более симпатичен


Смотрите также:
Типы нервной системы Тип урока: изучение нового материала
82.69kb.
1 стр.
Тип урока: изучение нового материала. Цели урока: изучение явления природы молнии
132kb.
1 стр.
Презентация Power Point «Государство на берегах Нила». Тип урока: изучение нового материала. Ход урока
48.04kb.
1 стр.
Конспект урока «Основные cовременные тенденции развития мирового машиностроения»
134.14kb.
1 стр.
Тема урока: Прямой угол. Тип урока: объяснение нового материала. Место урока в структуре по теме: данная тема изучается в разделе «Табличное сложение однозначных чисел с переходом через десяток»
76.45kb.
1 стр.
Урок по теме «Нефть» Исполнители : Гришарина Н. Г., учитель химии Сергеева О. А., учитель географии
122.01kb.
1 стр.
Анализ результатов контрольной работы; Изучение нового материала
103.12kb.
1 стр.
Лекция №1 Общая физиология нервной системы
312.13kb.
1 стр.
Тип урока: повторение усвоенного материала. Формы работы: игровая. Оборудование
96.67kb.
1 стр.
Урока Разработана учителем моу сош №3 г. Нефтегорска Пономаренко О. Л. Предмет: география Тема учебного занятия : Биосфера. Жизнь в океане и на суше. Форма учебного занятия. Изучение нового материала
69.68kb.
1 стр.
Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2 изд. М.: Академический проект: Фонд «Мир», 2004. 112с
60.79kb.
1 стр.
Центральной нервной системы
3170.31kb.
25 стр.