Главная страница 1
Тема: Тенденции развития семьи в современном мире.
Цели и задачи: развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические

положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, осуществлять проектную деятельность;

формировать мнение о роли семьи в обществе, вырабатывать определенную позицию по отношению к семейной жизни и семейным отношениям.

Оборудование: Проектор, презентация схемы, пакет документов.

Тип уроков: урок-практикум

Ход урока:


  1. Организационный момент:

Эпиграфом нашего урока может быть высказывание «Семья – это кристалл общества»

Как вы считаете, почему это высказывание выбрано эпиграфом нашего урока.
II. Работа с источниками

В рамках нашей темы мы рассматриваем семью как социальный институт. Следовательно, речь должна идти не об отдельной человеческой общности, а о семье как комплексе существующих в обществе социальных норм, санкций, образцов поведения, прав и обязанностей, регулирующих отношения между супругами, родителями и детьми. Вспомните схему:



Исполнение семейной роли зависит от правильного формирования ролевого образа, включающего ответы на вопросы:

1. Что соответствует ролевым ожиданиям членов семьи по отношению друг к другу?

2. Что значит быть женой или мужем, старшим в семье или младшим?

3. Какого поведения от вас ждут?

4. Какие правила, нормы диктует вам общество?

Используя данные вопросы, разбившись на группы, охарактеризуйте семейные роли.

Первая группа - супружеские (жена и муж).

Вторая группа - родительские (мать и отец).

Третья группа - детские (сын, дочь, сестра, брат и т. д.).

Четвертая группа - межпоколенные (дед, бабушка, прадед,

внучка, правнук и т. д.).

Пятая группа - внутрипоколенные (старший сын, старшая

дочь, младший брат, младшая сестра и т. д.).

- Как вы думаете, когда возникли и как складывались нормы семейного поведения?

- Вспомните, как и почему возникает нормативные механизмы института семьи. Как их можно классифицировать?

(Юридические - регламентируются законодательством;

Культурные - регламентируются ценностными установками;

этические - регламентируются обычаями, традициями.)

- Где и как проявляется семейная деятельность? Вспомните, какие функции выполняет семья.

(По ходу ответов учащихся выстраивается схема.)

Функции семьи

1. Репродуктивная - воспроизводство новых членов общества.

2. Социальная - формирование индивида как личности.

3. Экономическая - общее хозяйство, помощь, поддержка.

4. Защитная - физическая, экономическая, психологическая защита.

5. Статусная - принадлежность к определенному социальному слою, национальность и т. д.

6. Эмоциональная - доверительное общение, эмоциональное выражение чувств, забота, ласка, любовь
Сферы семейной деятельности

1. Репродуктивная.

2. Хозяйственно- бытовая.

3. Экономическая.

4. Воспитательная.

5. Досуговая.

6. Эмоциональная.

7. Духовное общение.

8. Социально-статусная.

9. Первичный социальный контроль


Как вы можете объяснить высказывание Герцена. Актуально ли оно в наше время?

«Без равенства нет брака в самом деле. Жена, исключенная из всех интересов, занимающих ее мужа, чуждая им, не делящая их, - наложница, экономка, нянька, но не жена в полном, в благородном значении слова» (A.M. Герцен)


Какие из семейных ценностей мы можем внести в разряд вечных?

Семейные ценности

1. Верность

2. Постоянство

3. Любовь

4. Уважение

5. Толерантность

6. Взаимный интерес

7. Понимание


- Какие ценности, существующие в семьях ваших родителей, вы бы приняли и перенесли в свои будущие семьи, а от каких отказались? Ответ аргументируйте.


Работа с документами.

Аристотель об основах семейной жизни

 

Аристотель (384—322 до н. э.) древнегреческий философ и ученый, ученик Платона, воспитатель А. Македонского, осно­ватель Ликея

Наука о домохозяйстве предполагает три элемента власти: во-пер­вых, власть господина по отношению к рабам; во-вторых, отношение отца к детям; в-третьих, отношение мужа к жене. Действительно, вла­ствуют и над женой и над детьми как существами свободными, но осу­ществляется эта власть неодинаковым образом. Власть мужа над же­ной можно сравнить с властью политического деятеля, власть отца над детьми — с властью царя. Ведь мужчина по своей природе, исключая лишь те или иные ненормальные отклонения, более призван к руково­дительству, чем женщина, а человек старший и зрелый может лучше руководить, чем человек молодой и незрелый.

Аристотель. Политика // Сочинения.— Т. 4.— М., 1983.— С. 377.

 

Вопросы и задания: 1. Какие основания Аристотель считает принципиально важными для построения семейных отношений? С какими его мыслями вы соглас­ны? Свой ответ аргументируйте. 2. Почему Аристотель видит основу домохозяйства в отношениях власти и подчинения? 3. С какими аргументами Аристотеля может не согласиться современный человек и почему? 4. В чем Аристотель вас убедил и по­чему?

 

Текст 2. Мораль двух полов

 

Жан-Жак Руссо (1712—1778) французский писатель и философ

При существующем различии морали двух полов в отношении женщины возникает новое требование, вытекающее из всех изложенных нами принципов, а именно — неуклонно соблюдать прили­чия, следить за своим поведением, за своими манерами и тоном. Утверждать, что оба пола равны и что обязанности их одинаковы, значит предаваться пустым словоизвержениям, значит говорить вздор, пользуясь тем, что никто не опровергнет эту болтовню. <...>

Оба пола обладают одинаковыми способностями, но не в равной мере. Однако в каждом поле недостаток тех или иных качеств возме­щается противоположными. Когда женщина бывает до конца женщи­ной, она представляет больше ценности, нежели когда она играет роль мужчины; всякий раз как женщина заявляет о своих правах, она берет над нами верх; всякий раз как она хочет завладеть нашими пра­вами, она оказывается ниже нас. Это очевидная истина, и возразить против нее можно, лишь ссылаясь на исключения,— обычная аргу­ментация галантных поклонников прекрасного пола.



Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспита-нии//Избранные произведения.— М., 1961.— Т. 1.— С. 550—552.

 

Вопросы и задания: 1. Самостоятельно определите основную идею приведенных фрагментов сочинения Ж-Ж. Руссо. 2. Каково ваше мнение о существовании раз­личной морали разных полов? 3. Какие требования к моральным качествам жены, по вашему мнению, укрепляют семью? Ответ аргументируйте. 4. Какие моральные требования можно сформулировать применительно к мужчине? 5. Какие основания, по мысли Руссо, позволяют считать возможным различение ролей мужчины и жен­щины в семье? Согласны ли вы с данными основаниями?

 

Текст 3. Брак и его нравственные основы

 

Г. Гегель (1770—1831) немецкий философ, представи­тель классической философии

Связь двух лиц различного пола, называемая браком,— это не просто естественный, животный союз и не просто гражданский до­говор, а прежде всего моральный союз, возникающий на основе взаим­ной любви и доверия и превращающий супругов в одно лицо. <...>

Долг родителей перед детьми — заботиться об их прокормле­нии и воспитании: долг детей — повиноваться, пока они не стали самостоятельными, и чтить родителей всю свою жизнь: долг братьев и сестер вообще — обходиться друг с другом с любовью и в высшей степени справедливо.

Брак мы должны поэтому ближе определить следующим образом: он есть правовая нравственная любовь; при таком определении из по­следней исключается все, что в ней преходяще, капризно и лишь субъективно.

Гегель Г. Философия права//Цит. по: Се­мья: Книга для чтения. В 2 кн.— Кн. 2.— М., 1991.— С. 149.

 

Вопросы и задания: 1. Как автор приведенного текста определяет сущность брака? 2. Какие основания существуют для подобного взгляда на брак? Как вы относитесь к такой точке зрения? Ответ аргументируйте. 3. Какое значение для пони­мания роли нравственности в браке имеет осознание неразрывной связи членов се­мьи? (См. 1-й абзац.) 4. Возможен ли, по мнению Гегеля, брак вне моральных от­ношений? В чем вы согласны с великим философом? Какие дополнительные аргу­менты можете привести? 5. Что такое, по вашему мнению, «брак как правовая нрав­ственная любовь»? Что в браке связано с нравственными основами, а что — с пра­вовыми? 6. Сопоставьте понимание семейного долга, приведенное в данном фрагмен­те, с текстом к уроку «Долг и совесть». Сделайте необходимые выводы.

 

Текст 4. О девическом смирении

Из книги «Юности честное зерцало». Сборник XVIII в., вклю­чавший тексты разных авторов, предназначенные для изучения в школах с целью приучить юношество «к приличным манерам в обществе»

Между другими добродетелями, которые честную даму или девицу украшают и от них требуются, есть смирение, начальнейшая и глав­нейшая добродетель, которая весьма много в себе содержит. И того не довольно, что токмо в простом одеянии ходить, и главу наклонять, и наружными поступками смиренна себя являть, сладкие слова испущать, сего еще гораздо не довольно, но имеет сердце человеческое Бога знать, любить и бояться. Потом должно свои собственные сла­бости, немощи и несовершенство признавать. И для того перед Богом себя смирять и ближнего своего больше себя почитать. Никого не унижать, себя ни для какого дарования не возвышать, но каждому в том служить, охотну и готову быть... Писание свидетельствует во многих местах, что воля Божия есть, дабы каждый себя пред ним сми­рил, и сие есть праведно. Ибо Он есть наш сотворитель, мы же тварь его. Но есть Отец наш, мы же чада его...

Юности честное зерцало//Цит. по: Семья: Книга для чтения. В 2 кн.— Кн. 1.— М., 1990.— С. 150.

 

Вопросы и задания: I. Какие добродетели женщин автор считает необходимым усло­вием счастливой семейной жизни? 2. Можно ли считать эти добродетели достаточным условием счастливого брака? Ответ аргументируйте. 3. Возможен ли, по вашему мне­нию, счастливый брак без смирения? Ответ аргументируйте. 4. Не является ли приве­денное толкование смирения как добродетели устаревшим? Докажите или опровергните такую точку зрения.


В наши дни во всех странах семья переживает качественные изменения. Кто-то даже говорит о кризисе социального института.
Тенденции развития и проблемы семьи
1. Замена традиционных ролей, которые играли муж и жена

2. Преобладание нуклеарных семей

3. Снижение ценности семьи с детьми, единства всех семейных поколений

4.Рост числа неполных семей

5. Усиливается девиантное поведение в семье - злоупотребление алкоголем и наркотиками, семейное насилие

6. Семья перестает зависеть от социальных норм и санкций (законы, нравы, обычаи, общественное мнение, традиции, ритуалы) и все больше зависит от межличностных отношений, взаимной привязанности, взаимопонимания

7. Уменьшается число законных браков, растет число свободных

8. Рост социальных сирот
Анализ социологического опроса( в презентации)

Анализ первого вопроса подтверждает тенденцию №2, но я не могу согласиться, что это современная тенденция. Если мы вспомним сказки, которые являются этнографическим источником, то увидим. Что данное явление имело место и в прошлом. Примером могут служить сказки «Морозко», «Золушка» ???

Второй вопрос – стремление к нуклеарной семье….. Радует, что практически нет тех, кто не хотел бы иметь семью и детей. Но опять же , на мой взгляд в тех же сказках мы не видим описания больших семей с бабушками и дедушками. Приводим пример
? Проанализировав результаты социологического опроса, ответить на вопрос имеют ли место данные тенденции в нашем селе.? Своё мнение подтвердить сведениями из каких либо источников.
Разбившись на группы, предположите, какие причины вызывают эти тенденции и проблемы. При этом распределите их по двум направлениям.

Отчужденность Проблемы: недостаток общения, одиночество, занятость родителей, редкий отдых, недостаток совместного досуга. Выводы: защита интересов семьи государством, увеличение зарплаты родителям, увеличение детских пособий.

ЗДОРОВЬЕ Проблемы: алкоголизм, нет спорта, курение, ранняя беременность и последствия, хронические заболевания. Выводы: профилактика, здоровый образ жизни, увеличение финансирования здравоохранения.

«Материальные трудности» Проблемы: зарплата, несколько работ, низкие дотации, бесплатное питание только в Москве, старшеклассники вынуждены подрабатывать, проблемы получения высшего образования. ВЫВОД: благополучная семья – это богатое государство. Сильное государство начинается с благополучия семьи.



Причины зависящие от:
государства и общества членов семьи

III. Итог уроков

5. Государственная политика поддержки семьи

Ситуацию в России некоторые социологи называют катастрофической.

По данным статистики, распадается каждый второй брак. 70% разводов приходится на молодые семьи. Каждый третий ребенок рождается вне брака. Ежегодно рассматриваются десятки тысяч заявлений о лишении родительских прав. Следовательно, проблема укрепления семьи стоит очень остро, и решать ее надо на уровне государства.

- Что же делается в нашей стране в этой связи?



Работая с последним пунктом § 11, определите основные направления

государственной политики поддержки семьи.


Смотрите также:
Тенденции развития семьи в современном мире
88.03kb.
1 стр.
Языковая личность в современном мире
20.17kb.
1 стр.
1. Роль экологии в современном обществе Экология, природопользование и охрана природы. Три аспекта охраны природы. Две основные тенденции развития современного общества. Место экологического образования в области образовательных
92.96kb.
1 стр.
1. Русский язык в современном славянском мире. Основные проблемы этно- и глоттогенеза
2986.36kb.
13 стр.
1. Современное состояние и тенденции развития туризма в мире
1402.34kb.
7 стр.
Мировой рынок биотехнологий: тенденции и проблемы становления, развития и регулирования на современном этапе. Перспективы участия россии
360.84kb.
1 стр.
Основные тенденции развития мировой экономики во второй половине 20 века
93.34kb.
1 стр.
Информационное обеспечение управления основные тенденции развития
2804.2kb.
11 стр.
«Связи с общественностью и реклама на Южном Урале: тенденции развития»
77.87kb.
1 стр.
Информационные технологии: современное состояние, роль в бизнесе и тенденции развития
15kb.
1 стр.
Тенденции развития страхового рынка пермского края в условиях кризиса
138.17kb.
1 стр.
Использование теоремы Фалеса в современном мире
182.38kb.
1 стр.