Главная страница 1
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 46
Утверждено и рекомендовано к реализации

Директор МОУ школы № 46

____________________Т.И.Леснякова
Рассмотрено на заседании М/ О учителей

и рекомендовано к утверждению


Руководитель М О __________Волкова О.Н.

Календарно – тематическое планирование

по МХК 1 час в неделю

для 10 класса 34 часа в год.


Составлено на основе программ общеобразовательных программ «Мировая художественная культура», Л.Г. Емохонова, М: «Академия», 2007г.


Используемые учебники:

Мировая художественная культура: учебник для 10 класса (базовый уровень)/Л.Г. Емохонова. – М: Издательский центр «Академия «, 2008


Учитель музыки: Алексеева С.Г.

Тольятти 2011-2012







Тема урока

Кол-во

часов


Сроки и дата проведения

Знания и умения

1


Культурология как наука. Общее понятие культуры. Исторические деления развития культуры. Древние образы. Магия и обряд. Обряд плодородия. Мировое древо, мировая гора, дорога. Миф- основа ранних представлений о мире. Космогонические мифы.


1


05.09-09.09

Знать определение слова «культура».Какова роль мифов в формировании сознания и мировоззрения человека. Какие мифы относятся к разряду космогонических. Какое влияние древние мифы оказали на развитие мировой литературы.


2


Славянские земледельческие обряды. Святки. Масленица. Русальная неделя. Семик. Иван купала.

1

12.09-16.09


Добиться понимания, почему традиция поминовения предков занимает ключевое место в языческих обрядах. Знать современные обряды. Познакомить с обрядом Масленица.

3


Зарождение искусства. Художественный образ- основное отражение и познание мира в первобытном искусстве. Наскальная живопись пещер Альтамира и Ласко. Образность архитектурных первоэлементов.

1


19.09-23.09

Знать, какие формы искусства характерны для первобытного мира. Познакомить с первобытными архитектурными сооружениями. Познакомить с наскальной живописью пещер Ласко и Альтамира.

4


Месопотамский зиккурат - жилище богов.Зиккураты в Уре и Вавилоне. Глазурованный кирпич и ритмический узор- основные декоративные средства. Ворота Иштар. Дорога процессий в новом Вавилоне.


1


26.09-30.09

Культура Месопотамии. Рассказать , какие черты характерны для архитектурных сооружений в городах-государствах Месопотамии. Из каких народов складывалась цивилизация Месопотамии. Культура шумеров.

5


Воплощение вечной идеи жизни в архитектуре некрополей. Пирамиды в Гизе. Наземный храм-символ вечного самовозрождения бога Ра. Храм Амона- Р в Карнаке.


1


03.10-07.10

Познакомить с историческими периодами развития Древнего Египта. В чем состоял заупокойный культ древних египтян. Просмотреть на ДВД архитектуру египетских некрополей. Рассказать легенду о боге Ра.

6


Магия. Декор гробниц. Канон изображения фигуры на плоскости. Гробница Рамсеса 9 в Долине царей.

1


17.10-21.10

Знать как изменялось оформление гробниц знати в разные периоды египетской культуры. Рассмотреть , какие элементы декора саркофагов указывают на их роль оберега «священных останков».






Тема урока

Кол-во

часов


Сроки и дата проведения

Знания и умения

7


Индуистский храм- мистический аналог тела-жертвы и священной горы. Роль скульптурного декора. Храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо.29.10.

1


24.10-28.10

Познакомить с культурой Древней Индии. Каким образом архитектурные формы индуистского храма воспроизводят мифологию индусов. Знать какую роль выполняет скульптурный декор индуистского храма.

8


Буддийские культовые сооружения - символ космоса и божественного присутствия. Большая ступа в Санчи. Особенности буддийской пластики и живописи. Фресковая роспись пещерных храмов Аджанты.

1


31.10-04.11

Познакомить с буддийской храмовой культурой. Назвать основные типы буддийской храмовой культуры.

9


Храмовая архитектура индейцев Месамерики как воплощение мифа о жертве, давшей жизнь. Пирамида Солнца в Теотиуакане. Комплекс майя в Паленке.

1


08.11-11.11

Древняя Америка. Эпохи развития разных народов. Знать, какой миф индейцев науа составляет основу праздника Мертвых в современной Мексике. Что определяет архитектурный облик храмов .

10

Крито-микенская архитектура и декор как отражения мифа. Кносский дворец-лабиринт царя Миноса на Крите. Дворец царя Агамемнона в Микенах

1


14.11-18.11

Знать что такое античность. Знать основные памятники культуры крито - микенского периода. Сравнить архитектуру кносского и микенского дворцов.

11


Греческий храм -архитектурный образ союза людей и богов. Афинский Акрополь как выражение идеала красоты Древней Греции. Парфенон- образец высокой классики.

1


20.11-22.11

Знать периоды развития древнегреческого развития, основные признаки архитектурных ордеров. Каким богам посвящались греческие храмы. Какими характерными для классики особенностями обладал архитектурный ансамбль афинского Акрополя.

12


Эволюция греческого рельефа от архаики до высокой классики. Храм Афины в Селинунте. Храм Зевса в Олимпии. Метопы и ионический фриз Парфенона.

1


28.11-02.12

Какую идею выражал ионический фриз Парфенона. Познакомить с новыми терминами. Почему творчество Фидия считается вершиной греческой пластики.

13


. Скульптура Древней Греции от архаики до поздней классики. Куросы и коры. Поликлет. Дорифор. Фидий. Торс богини. Скопас. Менада.

1


05.12-09.12

Познакомить со скульптурой Древней Греции. В чем прелесть архаической скульптуры. Понимать, как скульптура позволяет представить мироощущение греков в эпоху ранней, высокой, поздней классики.



Тема урока

Кол-во

часов


Сроки и дата проведения

Знания и умения

14


Синтез восточных и античных традиций в эллинизме. Спящий гермафродит. Венера Милосская. Гигантизм архитектурных форм. Экспрессия и натурализм скульптурного декора. Алтарь Зевса в Пергаме.

1


12.12-16.12

Знать периоды развития Древнего Рима. Какие сооружения создавали облик городов Древнего Рима. Как понимать выражение:» принял Август Рим кирпичным, а оставил мраморным.

15


Особенности римского градостроительства. Общественные здания периодов республики и империи. Римский форум, Пантеон, Колизей.

1


19.12-23.12

Рассмотреть сооружения, которые создавали облик городов Древнего Рима. Знать что такое акведук, амфитеатр, триумфальные арки.

16


Планировка римского дома. Фреска и мозаика- основные средства декора. Дом Веттиев, дом трагического поэта в Помпеях. Скульптурный портрет. Марк Юний Брут. Октавиан Август. Константин Великий.

1


26.12-30.12

Понимать и различать архитектурные особенности римского дома. Какими художественными средствами пользовались римляне для украшения жилищ.

17


Типы христианских храмов: ротонда и базилика. Мозаичный декор. Христианская символика. Мавзолей Констанции в Риме. Базилика Санта Мария Маджоре в Риме.


1

09.01-13.01

Познакомить с возникновением христианства. Какие типы храмов получили распространение в эпоху раннего христианства. Знать центрально-купольный храм, базилику.

18.

Византийский центрально-купольный храм как обиталище Бога на земле. Космическая символика. Собор СВ. Софии в Константинополе. Живописная декорация крестово-купольного храма.


1

16.01-20.01

Познакомить с византийской культурой. Этапы развития. В чем особенности византийского стиля. Как декор крестово – купольного храма отражает символическую идеи Церкви Вечной.

19.

Топографическая и временная символика храма .Стилистическое многообразие крестово-купольных храмов Древней Руси. Собор Св. Софии в Киеве. Церковь Покрова на Нерли. Церковь Спаса Преображения на Ильине в Новгороде.

1

23.01-28.01

Познакомить с русскими церквями. Символика русской церкви. Каким образом жизнь Иисуса Христа отображена в архитектуре крестово-купольного храма.

20.

Византийский стиль в мозаичном декоре. Собор Св. Софии в Константинополе. Церковь Сан - Витале в Равенне. Собор Св. Софии в Киеве.

1

30.01-03.02

Научить сравнивать декор русских церквей с мозаичным декором византийского стиля. С чем связан переход от техники красочной лепки лица к линейной стилизации.






Тема урока

Кол-во

часов


Сроки и дата проведения

Знания и умения

21.

Византийский стиль в иконописи. Икона Богоматери Владимирской. Феофан Грек. Деисус иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля.

1

06.02-10.02

Рассказать о византийском стиле в иконописи. Какими художественными приемами достигал Феофан Грек полной отрешенности святых от греховного материального мира.

22.

Формирование московской школы иконописи. Русский иконостас. Андрей Рублев. Спас Звенигородского чина. Икона «Троица»-символ национального единения русских земель.

1

13.02-17.02

Познакомить с московской школой иконописи. Почему Андрей Рублев считается создателем русского иконостаса. Знать, что означает картина «Троица»

23.

Московская архитектурная школа. Раннемосковское зодчество. Собор Спаса Нерукотворного Спасо-Андронникова монастыря. Ренессансные черты в ансамбле Московского Кремля. Успенский собор. Архангельский собор. Новый тип шатрового храма. Церковь Вознесения в Коломенском.

1

27.02-02.03

Добиться понимания, каким образом архитектура храма отражает ключевые идеи времени. Какие архитектурные и декоративные элементы соборов начала 16 в. Свидетельствуют о преемственности московского зодчества от владимиро-суздальского и ренессансного. Составить рассказ описания храмов.

24.

Фресковые росписи на тему Величания Богородицы. Дионисий. Фресковый цикл церкви Рождества Богородицы в Ферапонтове. Знаменный распев.

1

05.03-09.03

Послушать знаменный распев –литургию. Почему стенопись Дионисия созвучна торжественно-мажорному облику храмов эпохи Ивана 2.

25.

Дороманская культура. «Каролингское Возрождение». Архитектура, мозаичный и фресковый декор. Капелла Карла Великого в Ахене. Базилика Сен-Мишель де Кюкса в Лангедоке. Церковь Санкт - Иоханн в Мюстере.

1

12.03-16.03

Познакомить со средневековой культурой Западной Европы. Знать, чем базилики «каролингского Возрождения отличаются от раннехристианских. Какими особенностями обладает живописный декор дороманских базилик.

26.

Романская культура. Отображение жизни человека Средних веков в архитектуре базилик, фресках, витражах

Аббатство Сен-Пьер в Муассаке. Церковь Санкт – Иоханн в Мюстере.



1

19.03-23.03

Знать, какую задачу выполнял каменный декор романской базилики. Как в архитектуре и декоре романской базилики и византийского собора выражена главная идея культурного развития западного и восточного ареалов.

27.

Готика. Готический храм- образ мира. Церковь Сен-Дени под Парижем. Архитектурный и скульптурный декор готического храма. Внутренний декор храма: витражи, скульптура, шпалеры. Собор Нотр - Дам в Париже. Григорианский хорал.

1

26.03-30.03

Слушание григорианского хорала. Познакомить с терминами. Знать, в чем состоит отличие готического собора от романской базилики. Какую роль играли витражи в интерьере готического собора.



Тема урока

Кол-во

часов


Сроки и дата проведения

Знания и умения

28.

Основные этапы развития готического стиля. Региональные особенности готики. Франция. Собор Нотр-Дам в Шартре. Аббатство Сен-Дени под Парижем. Германия.Собор Нотр-Дам в Руане. Собор Сан-Петер в Кельне. Фрауектрхе в Нюрберге. Англия. . Собор Вестминстерского аббатства в Лондоне. Испания. Собор в Толедо. Церковь Санта-Мария во Флоренции.

1

02.04-06.04

Познакомить с этапами развития готического стиля. Знать, чем они характеризуются. Познакомить с особенностями готики в Германии, Англии, Испании, Италии.

29.

Проторенессанс в Италии. Эстетика Арс нова в литературе. Данте Алигьери. «Божественная комедия». Античный принцип «подражать природе» в живопися. Джотто. Фресковый цикл в капелле Скровеньи в Падуе.

1

16.04-20.04

Рассмотреть, какое новое гуманистическое мышление проявилось в литературе. Познакомить с «Божественной комедией» Данте. В чем заключается новаторство Джотто.

30.

Аллегорические циклы Арс нова. Андреа де Бонайути. «Триумф покаяния». Испанская капелла церкви Санта Мария Новелла во Флоренции. Мастер «Триумфа смерти». Кладбище Кампосанто в Пизе. Музыкальное течение Арс нова.

1

23.04-27.04

Познакомить с новыми терминами .Рассказать о картинах на библейские темы. Почему средневековый ужас перед загробной жизнью уживается в фресковых циклах 14 столетия

31.

Специфика Арс нова на Севере. Ян Ван Эйк. Алтарь «Поклонение Агнцу» в церкви Св. Бавона в Генте.

1

07.05-11.05

Записать новые термины к данному уроку. Рассмотреть новые картины к данной теме. Какие черты, присущие готике, сохраняет Гентский алтарь Яна Ван Эйка. Выполнить задание по культуре Арс нова.

32.

Взаимодействие янь и инь- основа китайской культуры. Архитектура как воплощение мифологических и религиозно- нравственных представлений Древнего Китая. Храм Неба в Пекине.




14.05-18.05

Знать периоды правления китайских династий. Мифы Китая. Как идея Гармонии Неба и Земли отражена а архитектурных формах Храма неба.

33.

Японские сады как квинтэссенция мифологии синтоизма и философско- религиозных воззрений буддизма. Райский сад монастыря Бедоин в Elpb/ Философский сад камней Реандзи в Киото. Чайный сад «Сосны и лютни» виллы Кацура близ Киото.

1

21.05-25.05

Познакомить с этапами развития японской культуры. Почему сады Японии являются особым видом искусства. Рассмотреть иллюстрации японских садов.






Тема урока

Кол-во

часов


Сроки и дата проведения

Знания и умения

34.

Образ рая в архитектуре мечетей. Мечеть Омейядов в Кордове. Купальня Голубая Мечеть в Стамбуле. Площадь Регистан в Самарканде. Образ мусульманского рая в архитектуре дворцов.

1

28.05-30.05

Рассмотреть, какие различия существуют в организации внутреннего пространства и декоре колонной мечети и базилики. К какому средству прибегали зодчие для создания образа райского сада в купольных мечетях. Какой орнамент, изобретенный арабами, применялся для украшения покоев и внутренних дворов Альгамбры.


Смотрите также:
Тематическое планирование по мхк 1 час в неделю для 10 класса 34 часа в год. Составлено на основе программ общеобразовательных программ «Мировая художественная культура»
137.54kb.
1 стр.
Пояснительная записка. Количество часов в неделю-2, в год-34. Контрольные работы-2, зачеты- 4
125.94kb.
1 стр.
Учебно-тематическое планирование по литературе Классы
2298.33kb.
8 стр.
Образовательная программа по предмету мхк (мировая художественная культура) для 11
230.57kb.
1 стр.
Тематическое планирование по курсу «Географии материков и океанов»
120.1kb.
1 стр.
Пояснительная записка в результате изучения данных тем курса математики учащиеся должны уметь
219.16kb.
1 стр.
Тематическое планирование по литературному чтению. 3часа в неделю 102 часа в год. Программу обеспечивают. Чуракова Н. А. Литературное чтение. 4 класс
253.89kb.
1 стр.
Пояснительная записка Планирование программы составлено на основе Программы элективного курса «Искусство владеть словом»
116.04kb.
1 стр.
Программа по иностранным языкам для 9 класса Социально — экономический профиль обучения: Количество часов в неделю
29.92kb.
1 стр.
Рабочая программа для 9 класса предусматривает обучение озож в объеме 1 часа в неделю. Всего 34 часа. Цели регионального курса «Основы здорового образа жизни»
157.94kb.
1 стр.
Реализуемые учебные программы
17.33kb.
1 стр.
Тематическое планирование по истории для 7-го класса на 2010-2011 учебный год
415.11kb.
3 стр.