Главная страница 1страница 2
Муниципальное образовательное учреждение

Гимназия № 53

Советского района г. Нижнего Новгорода

Научное общество учащихся
«Тема войны 1812 года
в творчестве Л.Н. Толстого и В.В. Верещагина».

Выполнил:

Игорь Бельский,

ученик 10 «А» класса

Научный руководитель:

Татьяна Владимировна Пантюхова,

учитель МХК.


Нижний Новгород

2011 год

Содержание




Содержание 2

Введение 3

Глава I. Биографии и взгляды 5

Л.Н. Толстого и В.В. Верещагина 5

Глава II. События 1812 года 10

в картинах В.В. Верещагина и романе Л.Н. Толстого 10

Заключение
55

Литература 56

Интернет-ресурсы 56

Приложения 57




Введение


Актуальность темы. Отечественная война 1812 года оказала огромное влияние на духовную жизнь России. Как известно, декабристы признавали себя детьми двенадцатого года. Герцен считал 1812 год важной вехой общественного движения в России. Продолжая эту мысль, Белинский писал: «Двенадцатый год, потрясший всю Россию, из конца в конец, пробудил ее спящие силы и открыл в ней новые, дотоле неизвестные источники сил... возбудил народное сознание и народную гордость, и всем этим способствовал зарождению публичности как началу общественного мнения». Война 1812 года, можно сказать, прошла через русскую литературу. Не только очевидцев волновала тема Отечественной войны, но и последующие поколения деятелей искусства обращались к этой теме и представляли обществу свои интерпретации событий 1812 года и посвящали данной теме свои творения. Так, после окончания войны был воздвигнуты памятники архитектуры Храм Христа Спасителя в благодарность Богу за спасение России от Наполеоновского нашествия, Александровская колонна в Санкт-Петербурге в честь победы над Наполеоном. Были созданы серии медальонов на темы Отечественной войны 1812 года, воздвигнуты памятники героям войны. Известные композиторы, как Петр Ильич Чайковский и Сергей Сергеевич Прокофьев посвятили свои произведения - «Увертюра 1812 год» и «опера Война и мир» событиям 1812 года. Литература тоже не могла оставить такое событие без внимания. Конечно роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир» затмевает по своему величию многие другие произведения, но нельзя не упомянуть и о них. Сочинения Дениса Довыдова, участника войны 1812 года. Записки кавалерист-девицы Дуровой Надежды Андреевны. По картинам Василия Верещагина можно изучать Отечественную войну 1812 года.

Также было снято большое количество фильмов об отечественной войне 1812 года. Яркой кинокартиной считается фильм Сергея Бондарчука по роману Л. Н. Толстого «Война и мир». В 2007 году телезрителям был представлен телесериал «Война и мир», режиссёром которого является Роберт Дорнхельм. Все эти произведения, показывают нам, что во все времена тема отечественной войны 1812 года остаётся актуальной.

Сегодня, нам, молодому поколению важно сохранить память о событиях российской истории, осмыслить и принять легендарные исторические страницы.

Разработанность темы. На протяжении двухсотлетнего периода тема 1812 года была представлена в художественной и научно-познавательной литературе. По данной теме защищены диссертации разного уровня. Создан портал «1812», на котором сосредоточены и структурированы ресурсы по Отечественной войне. Анализ интернет - ресурсов показал, что тема одна из самых востребованных и достаточно изученных. Необходимо отметить, что в основном информационные материалы освещают отдельно творчество Л.Н. Толстого и В.В. Верещагина. На портале «Первое сентября» представлены сценарии уроков по роману «Война и мир» в сопровождении картин В.В. Верещагина. Сопоставление взглядов писателя и художника на одно и то же событие, а именно на войну 1812 года не найдено. Отсюда объектом исследования является – война 1812 года в произведениях художественной культуры. Предмет исследования – описание Отечественной войны в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» и в цикле полотен В.В. Верещагина «1812».



Цель работы – сравнение авторских позиций и выявление точек соприкосновения в произведениях В.В. Верещагина и Л.Н. Толстого.

Задачи:

  1. Изучить биографии В.В. Верещагина и Л.Н.Толстого и их взглядов на Отечественную войну 1812 года.

  2. Определить эпизоды (темы) в событиях 1812 года.

  3. Сравнить эпизоды и выделить общее и различное в романе и цикле картин описания 1812 года.

Новизна работы. Во-первых, сделана попытка сравнительного анализа двух точек зрения, писателя Л.Н. Толстого и художника, публициста В.В. Верещагина, на Отечественную войну 1812, отображенную разными средствами, во-вторых, изучение дополнительного материала для углубления знаний и личных открытий по школьной программе.

Практически использовать данную работу можно как информационный и демонстрационный материал на уроках литературы и мировой художественной культуры. На основе материала созданы демонстрационный и творческий альбомы.

Для написания этой работы была изучена литература:

- Верещагин В.В. «1812»,

- Верещагин В.В. «Наполеон I в России» - каталог с пояснением к картинам.

- Толстой Л. Н. Война и мир/Л.Н. Толстой. – М.: Просвещение, 1981.

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Глава I. Биографии и взгляды

Л.Н. Толстого и В.В. Верещагина





    1. Жизненные пути писателя и художника

Лев Николаевич Толстой (1828, имение Ясная Поляна Тульской губ. - 1910, станция Астапово Рязано-Уральской ж.д.) - писатель. родился в аристократической графской семье. Рано остался без родителей и жил у родственников. В 1844 поступил на восточный факультет Казанского университета, но фактически не занимался и, не имея возможности сдать экзамены, перевелся на юридический ф-т, где продолжал вести светский образ жизни. В 1847 он оставил ун-т и, возвратившись в Ясную Поляну, занимался самообразованием; в 1848 уехал в Москву, где, по его собственным словам, жил "очень безалаберно". Но все это время в нем проходила напряженная духовная работа: Толстой пытался понять мир и свое место в нем. В 1851 поступил на военную службу на Кавказе и начал серьезно заниматься литературой: были написаны "Детство", "Отрочество", рассказы. В 1854 Толстой участвовал в обороне Севастополя. В 1856 в чине поручика оставил военную службу, путешествовал по Западной Европе. Вернувшись в Россию, стал мировым посредником, приняв участие в проведении крестьянской реформы, но вызвал неприязнь помещиков защитой крестьянских интересов и был освобожден от должности.

В 60-х гг. открыл у себя в уезде ряд школ, главным центром которых стала первая в России экспериментальная яснополянская школа, ставшая для Толстого "поэтическим, прелестным делом, от которого нельзя оторваться". Он учил детей без принуждения, видя в них таких же свободных людей, как он сам; создал оригинальную методику, не потерявшую своего значения. В 1862 Толстой женился на С.А. Берс и поселился в Ясной Поляне, где написал романы "Война и мир", "Анна Каренина" и др. В 1884 переехал в Москву, где участвовал в переписи населения. Социально-религиозные и философские искания привели Толстого к созданию собственной религиозно-философской системы (толстовства), изложенной им в статьях "Критика догматического богословия", "В чем моя вера" и др. Толстой проповедовал в жизни и художественных произведениях ("Воскресение", "Смерть Ивана Ильича", "Крейцерова соната" и др.) необходимость нравственного усовершенствования, всеобщую любовь, непротивление злу насилием, за что подвергался нападкам как со стороны революционно-демократических деятелей, так и со стороны церкви, от которой Толстой был отлучен решением Синода в 1901. Никогда не оставаясь равнодушным к страданиям людей, он боролся с голодом в 1891, выступил со статьей "Не могу молчать", протестуя против смертных казней в 1908, и др. Мучаясь своей принадлежностью к высшему обществу, возможностью жить лучше, чем рядом находившиеся крестьяне, Толстой в октябре 1910, выполняя свое решение прожить последние годы соответственно своим взглядам, тайно покинул Ясную Поляну, отрекшись от "круга богатых и ученых". Заболев в пути, умер. Был похоронен в Ясной Поляне. А.М. Горький сказал о нем: "Этот человек сделал поистине огромное дело: дал итог пережитого за целый век и дал его с изумительной правдивостью, силой и красотой".



Василий Васильевич Верещагин родился 26 октября 1842 г. в Череповце (тогда Новгородская губерния) в семье помещика. У него было три брата. Все были определены в военно-учебные заведения. Младшие, Сергей и Александр, стали профессиональными военными; старший, Николай — общественным деятелем. Василий в возрасте девяти лет поступил в морской кадетский корпус. По окончании этого заведения после короткого периода службы вышел в отставку и поступил в петербургскую Академию художеств, где учился с 1860 по 1863 у А. Т. Маркова, Ф. А. Моллера и А. Е. Бейдемана. Оставив Академию, уехал на Кавказ, где пробыл около года. Затем уехал в Париж, где учился и работал под руководством Жерома (1864—1865). В марте 1865 Верещагин вернулся на Кавказ и продолжил писать с натуры. Осенью 1865 г. Верещагин посетил Петербург, а затем вновь вернулся в Париж, чтобы продолжить учёбу. Зиму 1865—1866 г. он провёл, обучаясь в Парижской академии. Весной 1866 художник вернулся на родину, завершив своё официальное обучение. В 1867 г. К. П. Кауфман, генерал-губернатор Туркестана и командующий русскими войсками в Средней Азии, приглашает художника к себе на службу — тот должен состоять при генерале в чине прапорщика. В августе 1867 г. Верещагин отправляется в Ташкент и Самарканд. Участвовал в обороне осаждённого Самарканда, был ранен и получил Орден Святого Георгия 4-го класса. В конце 1868 г. художник едет в Петербург, оттуда в Париж, а затем снова в Петербург. В 1869 г. он при содействии Кауфмана организует в столице «туркестанскую выставку», где демонстрирует свои работы. После окончания выставки Верещагин снова едет в Туркестан, на этот раз через Сибирь. В 1871 г. Верещагин переезжает в Мюнхен и начинает работать над картинами по восточным сюжетам.

В 1873г. он устроил персональную выставку своих туркестанских произведений в Хрустальном дворце в Лондоне. Весной 1874 г. состоится выставка в Петербурге. Затем он почти два года живёт в Индии, выезжая также в Тибет. Весной 1876 г. художник возвращается в Париж. Узнав весной 1877 г. о начале русско-турецкой войны, он тотчас же отправляется в действующую армию, оставив в Париже свою мастерскую. Командование причисляет его к составу адъютантов главнокомандующего Дунайской армией с правом свободного передвижения по войскам, но без казённого содержания. Художник участвует в некоторых сражениях. В июне 1877 г. он получает тяжёлое ранение. В 1882—1883 г. он снова путешествует по Индии. В 1884 г. едет в Сирию и Палестину, после чего пишет картины на евангельские сюжеты. В 1901 г. художник посетил Филиппинские острова, в 1902 г. — США и Кубу, в 1903 г. — Японию. Когда началась русско-японская война, Верещагин поехал на фронт. Он погиб в сражении при Порт-Артуре в результате взрыва на броненосце «Петропавловск» 31 марта 1904 г. вместе с адмиралом С. О. Макаровым.



    1. Взгляды на войну 1812 года Л. Н. Толстого и В. В. Верещагина

Война 1812 года в изображении Толстого носит особенный характер. Над Россией нависла смертельная опасность, и в действие вступили те силы, которые автор и Кутузов называют "народным чувством", "скрытой теплотой патриотизма". Кутузов накануне Бородинского сражения, объезжая позиции, увидел ополченцев, надевших белые рубахи: они были готовы к смерти за Родину. "Чудесный, бесподобный народ", -- с волнением и слезами произнес Кутузов. В уста народного полководца вложил Толстой слова, которые выражают его мысли. Толстой подчеркивает, что в 1812 году Россию спасли не отдельные личности, а усилия всего народа в целом. По его мнению, в Бородинском сражении была одержана русскими нравственная победа. Толстой пишет, что не только Наполеон, но и все солдаты и офицеры французской армии испытывали одинаковое чувство ужаса перед тем врагом, который, потеряв половину войска, стоял в конце сражения так же, как и в начале его. Французы были морально сломлены: оказывается, русских можно убить, но не победить. Адъютант докладывает Наполеону со скрытым страхом о том, что французская артиллерия бьет в упор, а русские продолжают стоять. Толстому ненавистна война, и он рисует не только картины сражений, но и страдание всех людей на войне, будь - то враги или нет. Отходчивое русское сердце подсказало, что можно пожалеть обмороженных, грязных, голодных французов, взятых в плен. Это же чувство и в душе старого Кутузова. Обращаясь к солдатам Преображенского полка, он говорит, что пока французы были сильны, мы их били, а теперь и пожалеть можно, ведь тоже люди. У Толстого патриотизм неотделим от гуманизма, и это естественно: простым людям война всегда была не нужна. Итак, Толстой рисует войну 1812 года как народную, Отечественную, когда на защиту Родины поднялся весь народ. И сделал это писатель с огромной художественной силой, создав грандиозный роман-эпопею, которому нет равных в мировой литературе.

В.В. Верещагин основательно изучал историю Отечественной войны 1812 года, уделяя значительное внимание военно-историческим реалиям. В 1887-1900 гг. создал в Москве и Париже серию из 20 картин, в которых стремился «показать великий национальный дух русского народа», а также «свести образ Наполеона с того пьедестала героя, на который он внесен». Но Наполеон I - без сомнения, остается самой яркой фигурой XIX столетия, а кампания 12-го года - наиболее выдающееся военное событие этого века: громадность замысла, быстрота событий и важность их последствий невольно приковывают внимание к делам, имевшим влияние на все XIX столетие. Картины о 1812 годе - это поистине величественная, монументальная, полная патриотического пафоса эпопея о русском народе, его мужестве, национальной гордости, преданности Родине, ненависти к захватчикам. Во всем мировом изобразительном искусстве события Отечественной войны 1812 года не получили освещения, столь правдивого по документальной обоснованности, глубокого по содержанию, широкого по охвату и эмоционально страстного, как в картинах Верещагина.



Выводы к 1 главе:

  1. Л.Н. Толстой и В. В. Верещагин родились и воспитывались в благополучных семьях, получили высшее образование, любили путешествовать, занимались общественной деятельностью, участвали в боевых операциях. Разница в возрасте составляла 14 лет, но воспитание, образование и образ жизни послужили формированию одинаковых взглядов на события 1812 года.

  2. В основе работы мастера над серией «1812 год» лежит метод художественной реконструкции исторических событий. Художник стремился воссоздать «простоту и правду» истории, что было встречено тогдашней критикой и публикой неоднозначно. Художник разрушает миф о Наполеоне и показывает жесткость войны.

  3. Л.Н. Толстой тоже реконструирует события, но через переживания, отношения и ощущения героев романа. Автор рисует войну 1812 года как народную, Отечественную, когда на защиту Родины поднялся весь народ. Толстому ненавистна война, и он рисует не только картины сражений, но и страдание всех людей на войне, будь - то враги или нет. Такие же ощущения переданы в картинах В. Верещагина.

  4. Серия картин «1812 год» Василия Верещагина признана хрестоматийным памятником исторической батальной живописи и по своей культурно-исторической значимости стоит в одном ряду с романом Л.Н. Толстого «Война и мир».



следующая страница >>
Смотрите также:
Тема войны 1812 года в творчестве Л. Н. Толстого и В. В. Верещагина
480.58kb.
2 стр.
Урок литературы в 10 классе Тема: Отечественная война 1812 года в литературе и искусстве Цели и задачи урока
68.35kb.
1 стр.
Тема урока: «Тема войны в творчестве современных писателей. Б васильев «А зори здесь тихие…»»
39.84kb.
1 стр.
История России
134.6kb.
1 стр.
Тема революции и гражданской войны в творчестве писателей ХХ века А. А. Фадеев
23.54kb.
1 стр.
Лекция №26. Лев Толстой. Женитьба и семейная тема в жизни Л. Н. Толстого. Творчество и семейная жизнь Толстого так, что разделить их не возможно
155.2kb.
1 стр.
Литература мп «Л. Н. Толстой «Война и мир»
51.17kb.
1 стр.
Тема Великой Отечественной войны на долгие годы стала одной из основных тем нашей литературы. Особенно глубоко и правдиво рассказ
47.08kb.
1 стр.
Конспект урока по литературному чтению М. Ю. Лермонтов «Бородино» Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя Цель
56.01kb.
1 стр.
Н. В. Кашина в книге «Человек в творчестве Достоевского» исследует различные типы героев Достоевского. Среди прочих проблем она уделяет особое место восприятию героями Достоевского свободы. Наиболее полно и интере
244.52kb.
1 стр.
2011 Урок по окружающему миру в 4-ом классе (1-4). Тема урока : День Бородино. Отечественная война 1812 года
76.5kb.
1 стр.
Урок литературы «Тема Родины в творчестве Есенина» Тема Родины в творчестве С. А. Есенина
110.66kb.
1 стр.