Главная страница 1
Дидактический материал по теме «Словообразование» в 5 классе.

КАРТОЧКА №1.

Разобрать слова по составу: мокрыми, смотрят, обжигает, прислушался, делать, почернеть.

Какое слово лишнее? Почему?

________________________________________________________________

КАРТОЧКА №2

Есть ли в приведённых ниже парах слов чередование гласных в корне?



Поласкает- полоскает, запиваем-запеваем, посидел-поседел,

Излагает-изложим, скрипка-скрепка, отрастают-отросли.

_______________________________________________________________

КАРТОЧКА №3

Вставить пропущенные буквы.



Ра…цвести, бе…жалостный, ра…статься, …делать, …десь, ра…стелить, о…судить, и…зябнуть, во..приятие, ра..стегнуть, о…делать, …дание.

_______________________________________________________________

КАРТОЧКА №4

Составить слова с данными морфемами:



-ому- (окончание),-ан-(суффикс), при- (приставка),-ход(корень)

________________________________________________________________

КАРТОЧКА №5

Подчеркнуть слова, которые не являются однокоренными со словом БОЛЬ.

Больница, больше, болтун, больной, болевой, болельщик.
_______________________________________________________________

КАРТОЧКА №6

Составить словарный диктант по теме «Словообразование».

_______________________________________________________________

КАРТОЧКА №7.

От данных глаголов образуй существительные с помощью суффикса –ени-. Какие из этих существительных имеют только форму множественного числа?



Увлекать, сожалеть, удивлять, сотрясать, объявлять, разъяснять, раздражать, сокращать.

_________________________________________________________________

КАРТОЧКА №8

Спишите, обозначая условия выбора букв ё и о.

Ж…лтенький, ч…лн, ш…пот, ш..в, щ…лка, капюш…н, ж…лч, ч…ткий, ож…г (руки), ч..лка, ш…лк, ш…рстка, щ…голь, ш…рох, ж…лудь, ч…рточка, крыж…вник, ч…рный, ш…л, щ…тка, ж…сткий, ш…колад, щ…лочка, ж…рнов, ш…фёр, ш…ссе, щ…чка, пч…лка.

________________________________________________________________

КАРТОЧКА №9

Добавь к словам нужные окончания. Выясни, зачем они нужны.

У Толстого было восемь дет… и двадцать шесть внук… .Некотор… из них написал… воспоминания о нем. Его внук Сергей Сергеевич оставил воспоминания об «урок… жизн…», котор… давал ему дед. Лев Николаевич делал это так незаметно, что внук оценил их, только повзрослев. Воспоминаниями об « урок… на цел… жизнь» Сергей Сергеевич делится с читател… .

КАРТОЧКА №10

Составь слова, добавив к окончаниям любые основы. Что общего в словах каждой строчки?

-ий…………………………………………..

--ешь………………………………………..

-а……………………………………………
________________________________________________________________

КАРТОЧКА № 11

Сгруппируй слова, выделив в них корни.

Бас бассейн, басня, басить, басенный, баснословный;

Барс, барский, барсовый, барство, барсук, барствовать, барсучонок.
________________________________________________________________

КАРТОЧКА №12

Корню –род- одиноко. Надо окружить его приставками и суффиксами. Если ты заботливый и хозяйственный, то придумаешь много слов.

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

__________________________________________________________________

КАРТОЧКА №13

«Третий лишний». В каждой тройке слов одно- не родственное. Вычеркни его.


  1. Лес, лесничий, лестница.

  2. Честный, чесночный, чеснок.

  3. Седло, седловина, седина.

  4. Смешной, смешить, смешать.

  5. Дивный, удивлённый, диванный.

  6. Водичка, водить, водяной.

КАРТОЧКА №14

Объясни значения приставок в словах.



Записывать, описывать, списывать.

Сдать, раздать,отдать.

Взнос, поднос, перенос.

КАРТОЧКА №15



Напиши сказку «Соперничество суффиксов»

_____________________________________________________________

КАРТОЧКА №16



Напиши сказку «Приключение приставки»

КАРТОЧКА №17

Вставь пропущенные буквы:

Долго р…сло р…стение, выр…щенное р…стовщиком из Р…стова по имени Р…стислав, пока р…сток не перер..с возр…стной барьер, прор…с выше, пройдя сквозь все р…стительные преграды, став добычей работников пищевой отр…сли.

КАРТОЧКА №18



Измени слово таким образом, чтобы в корнях произошло чередование.

Собирать-………............. Касаться-……………

Простирать-…………… Опираться-…………...

Подрастать-……………. Зарница-………………

Приложение-……………. Кланяться-…………..

КАРТОЧКА №20

Отгадай загадки, вставь пропущенные буквы.

1)Хоть бе…крылый, а летает,

Бе..голосый, а свистит,

Хоть бе…рукий, но, бывает,

Груши с веток …бивает. (ветер)

2)Шла девчонка с торга, несла гороха торбу,

Да рассыпала горох на четырнадцать доро… .

Ни лопатою …грести, ни метёлкою …мести.

А как стало ра…светать, стало нечего сметать.(звёзды в небе)

КАРТОЧКА №21

Найди среди данных слов те, которые имеют чередующиеся гласные в корнях. Выдели корни, подчеркни орфограммы.

Сидеть, отпереть, глядеть, загорать, половина, положение, косичка, коснуться, отрасль, росинка, убегать, зажигать, растение, зарисовать, заря, зори.

КАРТОЧКА №22

Выпиши в две колонки формы слова и однокоренные слова. Вставь пропущенные буквы.

Два щ…нка щ…ка к щ…ке щ…плюют травку в уголке.

Да у щ…тки половой палка есть над г…ловой.

Палка щ…лк щ..нков с плеча,

Два щ..нка ушли ворча.

КАРТОЧКА № 23

Прочитай фольклорное стихотворение, выдели суффиксы в выделенных словах и определи их значение.



Наша-то хозяюшка счастлива была,

Всем в избе работушку к празднику дала:

Чашечку собачка моет язычком,

Мышка собирает крошки под окном,

По столу котище лапою скребёт,

Половички курочка веничком метёт.

КАРТОЧКА №24

Выдели морфему, в которой находится орфограмма. Вставь пропущенные буквы.

Соб..ру урожай, бл…стать знаниями, к…саться рукой, выт…реть пол, заж..гательный танец, лёгкое прик…сновение, подб…ру книги, оп..реться о стенку, изл..гать свои мысли, зам..рающие звуки, пол…жить на стол, бл..стеть на солнце, прик..саться рукой.

КАРТОЧКА №25

Подбери к будущим словам приставку, вставь её.



цветающий, ….мерить, …дельник, …ведчик, …лететь, …ложение, ..править, …пахать, ..вестия, …пытывать, …шумный, …кипеть, …жигать.

_____________________________________________________________


Смотрите также:
«Словообразование» в 5 классе
49.17kb.
1 стр.
«Словообразование»
52.39kb.
1 стр.
Лексикология и словообразование современного французского языка
80.08kb.
1 стр.
Словообразование основные понятия
436.13kb.
3 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Стилистика» для специальности 033200 «иностранный язык»
216.47kb.
2 стр.
Секция XII. Словообразование русского языка Словообразовательная система как дискурсивное взаимодействие гнезд и типов
1206.17kb.
8 стр.
Интегрированные уроки приоритетная форма обучения
217kb.
1 стр.
Для учителей, работающих в 7 классе по умк м. И. Башмакова
32.62kb.
1 стр.
Программа учебного курса «Литература» в 11 классе учителя русского языка и литературы
534.11kb.
6 стр.
Словообразование современного русского языка Универсальные и специфические особенности процесса субстантивации в русском языке
902.72kb.
6 стр.
Классе 35 уроков (1 урок в неделю) № урока/к-во часов по теме Тема урока Виды контроля,измерители Тип урока Характеристика
906.39kb.
4 стр.
Я вам жизнь завещаю
36.63kb.
1 стр.