Главная страница 1страница 2 ... страница 8страница 9


НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА:
ОПЫТ, РЕЗУЛЬТАТЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ
СБОРНИК ДОКЛАДОВ

НАУЧНО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЧТЕНИЙ

УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Нижневартовск

2005

Комитет по образованию администрации

муниципального образования Нижневартовский район

Учебно – методический центр

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА:

ОПЫТ, РЕЗУЛЬТАТЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

СБОРНИК ДОКЛАДОВ

НАУЧНО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЧТЕНИЙ

УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Нижневартовск

2005
Редакционная коллегия: М.М.Ишбаев., канд. пед. наук

С.А. Мухина., методист УМЦ


В сборник вошли доклады педагогов образовательных учреждений Нижневартовского района, которые были представлены на первых районных научно – педагогических чтениях учителей начальных классов «Начальная школа: опыт, результаты, перспективы».

Нижневартовск – МУП «Нижневартовская типография»,

2005. -


Роль методиста учебно – методического центра в совершенствовании деятельности учителя в условиях модернизации образования.


Мухина С.А. методист по начальному образованию

учебно – методического центра Нижневартовского района

В образовательных учреждениях Нижневартовского района работает 130 учителей начальных классов. Из них 73 учителя с высшим образованием, 57 со средним специальным. 5 учителей имеют высшую категорию, 21- первую, 50 – вторую. 106 учителей имеют большой стаж работы: от 10 до 20 лет – 60 человек, более 20 лет – 46 человек.

Учебно – методический центр систематически изучает профессиональные потребности учителей. Анализ результатов диагностики позволяет организовать методическую работу с различными группами учителей с учётом уровня их профессионального мастерства. Это молодые учителя, учителя, работающие в системе коррекционно-развивающего обучения, использующие в своей работе технологии модульного обучения и КСО, работающие по системе Л.В.Занкова.

Методист учебно – методического центра является практическим психологом, создающим атмосферу взаимодействия в процессе обучения взрослого человека. Эта деятельность охватывает различные аспекты: стимулирование работы учителя, советы и рекомендации, помощь в решении тех или иных методических и педагогических проблем.

Значительную роль в повышении профессионализма педагогов играют внутришкольные и районное методическое объединение учителей начальных классов. Мы ориентируем работу методических объединений на решение таких вопросов, как выбор проблем, над которыми надо работать, внедрение инноваций, научных исследований, повышение уровня педагогического мастерства и эффективности педагогической деятельности. Большое внимание мы уделяем вопросам повышения психологической культуры педагогов, развитию у учителей навыков самоанализа педагогической деятельности. Наиболее распространённые формы методической работы с учителями района: консультации (индивидуальные и групповые), семинары и практикумы (с посещением и анализом открытых уроков), педагогические чтения, курсовая переподготовка, конкурсы и др.

За последние 3 года курсовую переподготовку на базе институтов повышения квалификации прошли 30 учителей начальных классов и каждый учитель дважды, а некоторые трижды посетили районные семинары. Перечислим лишь некоторые темы семинаров: «Современные подходы к организации целостной системы коррекционно-развивающего обучения», «Уроки литературного чтения в начальной школе», «Использование частных методик для обучения и развития учащихся в начальной школе», «Обеспечение преемственности между дошкольным и начальным образованием» и многие другие. Обычно ежегодно проходит по 2-3 семинара. Учителя не только повышают свой теоретический и практический уровень, но и получают методическую папку с рекомендациями и материалами, необходимыми для работы. Учителя начальных классов являются постоянными участниками педагогических чтений, конкурсов «Учитель года», где показывают прекрасные результаты своей деятельности.

Итогом многолетней плодотворной методической работы с учителями начальных классов района явилось издание учебно – методическим центром ряда сборников, в которых обобщён опыт работы учителей: «Основы профессиональной компетенции учителя начальных классов», «Модульное обучение в начальных классах», «Модульная программы по русскому языку по курсу Т.Г.Рамзаевой», «Модульная программа по математике по курсу Моро». Много сделано, но не мало предстоит сделать ещё.

Ведущие направления в развитии образования, определённые Концепцией модернизации российского образования на период до 2010г. могут быть реализованы при условии постоянного совершенствования педагогической деятельности. В настоящее время возросла потребность в учителе, способном обновлять содержание своей деятельности посредством творческого подхода, применения достижений науки и педагогического опыта. В центре обучения и воспитания стоит ребёнок и одним из главных направлений модернизации является сохранение его здоровья и развития. Основной фигурой, в этом процессе, является учитель, и от его профессионализма будет зависеть будущее подрастающего поколения. В широком смысле профессионализм учителя, это практика и как итог работы опыт, который даёт высокий педагогический результат. По определению В.И.Загвязинского «Педагогический опыт - отвечающий современным запросам, открывающий возможность постоянного самосовершенствования, нередко оригинальный по содержанию, логике, методам и приёмам (или хотя бы по одному из указанных элементов), образец педагогической деятельности, приносящий лучшие по сравнению с массовой практикой результаты».

Наше обращение к определению «педагогический опыт» не случайно: из 130 учителей начальных классов 106 имеют большой опыт работы. Всё больше появляется учителей-мастеров своего дела: учителей года, творчески работающих учителей первой и высшей квалификационной категории. Это педагоги владеющие новыми педагогическими технологиями, индивидуальным стилем работы, наиболее полно реализующие свой творческий потенциал, имеющие свой индивидуальный и неповторимый опыт работы. А такой опыт требует изучения, обобщения и распространения. Это одно из основных направлений методической работы, которое, к сожалению, у нас в районе ещё недостаточно реализуется. Такая работа должна нести в себе следующие виды деятельности: выявление, изучение, обобщение и распространение педагогического опыта. Первичная работа должна проводиться на местах.

Выявление и изучение педагогического опыта должно проходить через наблюдение за учебно – воспитательным процессом, анкетирование, проведение бесед с учащимися, родителями, коллегами, самооценивание своих достижений педагогом. Вся работа по обобщению опыта должна проходить в тесном взаимодействии школьного, районного методического объединения и учебно – методического центра. Обобщение и распространение опыта должно сопровождаться участием учителей в научно- практических конференциях, педагогических чтениях, конкурсах и пр. Необходимо формирование банка передового педагогического опыта (компьютерный, видеобанк).

Анализ диагностики затруднений показал, что 59% учителей начальных классов не владеют компьютером. В ближайшей перспективе необходимо запланировать обучение учителей начальных классов компьютерным технологиям. Концепция модернизации образования предполагает преподавание информатики в начальной школе со 2 класса. Также необходима достаточная компьютеризация образовательных учреждений. Итоги диагностики показывают, что 41% учителей начальных классов района на хорошем уровне овладели технологией модульного обучения и 72% овладели технологией КСО. Из практики известно, сколько различного рода технологических карт, модульных карточек и прочего дидактического материала готовит учитель к модульному уроку, подчас приходится всё это делать вручную, не имея компьютера.

Перед начальной школой на современном этапе встала проблема введения новой системы оценивания, которая позволила бы преодолеть недостатки существующей пятибалльной системы оценивания. Такая система ещё не разработана на уровне технологии. Вместе с тем учёными определены и сформулированы некоторые общие подходы к построению безотметочной системы. Необходимо рассмотреть возможность внедрения некоторых форм организации данной системы в начальных классах школ района.

Как основным из направлений модернизации в рамках начальной школы является введение иностранного языка со 2 класса. В плане такого подхода необходимо провести анализ программ, учебной и методической литературы, а также кадрового обеспечения для введения курса иностранного языка в начальной школе.

В условиях модернизации образования, смены образовательной парадигмы, изменения структуры, содержания, методологии начального образования учитель далеко не всегда имеет возможность следить за новыми процессами и тенденциями в образовании. Основной задачей методиста является информирование учителей о новом научно-методическом обеспечении учебно – воспитательного процесса, издании новых учебников, учебно - методических комплексов, учебных пособиях, кино, видео – информации, ознакомление с новыми правовыми, нормативными актами, решениями, инструкциями, рекомендациями министерства и органов управления образованием. Ещё более значимой задачей является не просто информировать учителя о научных достижениях, но и содействовать тому, чтобы информация становилась личностно значимой, стимулировала учителя к постоянному совершенствованию в педагогической деятельности, к профессиональному росту и продвижению к более высокой квалификационной категории.

Функции методиста районной методической службы достаточно многогранны. Однако профессия «методист» не предусматривается в действующем классификаторе профессий. Но, как показывает многолетний опыт, сегодня «методист» - это должность крайне необходимая в системе образования России. Методическая служба выполняет существенную работу в осуществлении непрерывного образования педагогических кадров, именно методические центры глубоко учитывают потребности педагогической практики, что особенно важно и востребуемо.

Роль хантыйских музыкальных инструментов

в преподавании музыки в начальных классах.
Галиева Г.Р. – учитель музыки

Корликовская МНОСШ
Основной целью современного начального образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Искусства», составляющей частью которой является музыкальное искусство.

Возраст младшего школьника, в котором преобладает эмоционально – чувственное восприятие действительности, является самым благоприятным в нравственно – эстетическом воспитании. Чувства и переживания, которые вызывают музыкальные произведения, отношение к ним ребенка, являются основой приобретения личностного опыта и основой самосозидания. Это залог дальнейшего развития интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознание сложности и богатства своих внутренних переживаний, способности сопереживания и внимательного отношения к окружающим людям. Упущенные возможности в нравственно – эстетическом воспитании на этапе обучения в начальной школе уже нельзя будет компенсировать в основной школе.

Программа по предмету «Музыка» для 1 – 4 классов четырехлетней начальной школы общеобразовательных учреждений составлена в соответствии с основными положениями художественно – педагогической концепции Д.Б. Кабалевского и обеспечена учебно-методическими комплексами (авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина) для каждого класса. УМК включает в себя учебник, рабочую тетрадь, хрестоматию музыкального материала и фонохрестоматию музыкального материала для каждого класса, а так же методические рекомендации по работе с УМК для начальной школы.

Урок музыки по данной программе трактуется как урок искусства, нравственно – эстетическим стержнем которого является художественно – педагогическая идея. В ней раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка «вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и др., запечатленные в художественных образах.

Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно – педагогической идеи блока уроков, четверти, года. Занятия в первом классе носят вводный характер и предполагают знакомство детей с музыкой в широком жизненном контексте. В программе 1 – 4 классов 7 разделов: «Россия – Родина моя», «День, полный событий», «О России петь, что стремиться в храм», «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!», «В музыкальном театре», «В концертном зале», «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…».

В Корликовской национальной муниципальной общеобразовательной школе я работаю три года по данной программе и два из них с использованием на уроках хантыйских музыкальных инструментов.

До приезда в Корликовскую школу я знала о существовании национального музыкального инструмента бубен, который использовался в различных обрядах. Приехав в Корлики, я познакомилась с замечательным человеком, Куниным Г.З., от него узнала о многообразии хантыйских музыкальных инструментов. Он очень увлеченный человек, по образованию художник, занимается возрождением национальных музыкальных инструментов. Один из хантыйских инструментов (нар-сьюх) подарил нашей школе. Он поведал о существовании хантыйских гуслей «Лебедь» (гусли могут быть 9 струнные и 12 струнные), хантыйской скрипке (1,2, 3 –х струнной), а также о санквылтапе - разновидности нар-сьюха, тембровое звучание которого бас.

В следующем учебном году я решила ввести в блок «Гори, гори ясно…» - изучение национальных музыкальных инструментов. Я поняла, что через изучение национальных инструментов учащиеся легче воспринимают русский музыкальный фольклор и фольклор народов мира.

Задачей первого урока является знакомство детей с тембрами русских народных музыкальных инструментов – свирель, дудочка, рожок, а также национального инструмента бубен. Бубен становится отправной точкой в мир фольклора. Детям очень нравятся легенды, рассказывающие о происхождении инструментов. Представим себе жизнь далёких предков. В большинстве их первостепенных занятий были – охота, рыбная ловля, валка деревьев, изготовление орудий труда, одежды, жилища. Бубен во многом похож на простейшее орудие труда, это заметно и по форме, и по манере игры на нём. Обычно шкуру убитого зверя натягивали, чтобы высушить. При ударе натянутая шкура издавала глухой звук, и инструмент – позднее его назовут ударным – можно было считать готовым. Бубен – древнейший музыкальный инструмент, распространённый чуть ли не у всех народов мира, выполняющий некогда серьёзную функцию при обрядах. Задачей последующих уроков является продолжение знакомства с музыкальными инструментами, сопоставляя звучание народных и профессиональных инструментов: свирель – флейта; бубен – барабан. Изучаются такие инструменты как балалайка, гармонь, гусли, нар-сьюх. Струнный музыкальный инструмент нар-сьюх тоже родился из орудия труда. Он представляет собой ничто иное, как подражание луку. От него всё и унаследовал нар-сьюх, а главное – принципы действия. Струна (в луке её роль выполняла тетива) в результате воздействия на неё начинает вибрировать, издавая звук. Чтобы дети представили звучание голосов инструментов, им предлагается прослушать наигрыши национальных мелодий. Произведение «Куренка» на национальном инструменте исполнил мастер – изготовитель Кунин Г.З.

На уроках стремлюсь к тому, чтобы дети самостоятельно различали не только звучания народных инструментов и оркестра, но и их выразительные особенности, которые подчёркивают принадлежность народных напевов и наигрышей. Так при изучении темы «Масленица – праздник русского народа» дети пытаются назвать хантыйские праздники, проходящие весной, и сопоставить традиционные и обрядовые наигрыши, мелодии, песни, звучащие во время этих праздников. Восприятие мира в народной музыкальной культуре связано с восприятием природы человеком. Песни разных народов мира о природе – повод не только к поиску особенностей выразительного их исполнения, но и к размышлениям о характерных национальных особенностях, отличающих музыкальный язык одной мелодии от другой. Продолжается знакомство учащихся с музыкальными инструментами России, важно пробудить интерес к истории их возникновения и бытования, красоте их звучания в руках современных исполнителей. В 4 классе происходит обобщение полученных знаний об национальных музыкальных инструментах. Так на уроке «Оркестр народных инструментов» мы с детьми фантазируем на тему «Оркестр хантыйских инструментов».

Опора на национальную музыкальную культуру делает естественным приобщение детей к музыкальному фольклору, учащиеся познают свою родную музыку, возникает интерес к изучению национальной музыкальной культуры. Через уроки музыки в детях воспитывается любовь к малой родине и чувство патриотизма, происходит приобщение детей к русскому фольклору и фольклору народов мира.

Живое выразительное исполнение национальных наигрышей на инструменте нар-сьюх оставляет в душе детей неизгладимое впечатление. Нар-сьюх вызывает у детей большой интерес, вовлекая в мир музыки.

В современных условиях, когда возрастают задачи эстетического воспитания детей, национальным музыкальным инструментам отводится особая роль. Они помогают развивать музыкально – сенсорные способности детей, дети знакомятся с отдельными элементами музыкальной грамоты.

В ближайшем будущем у нас в школе планируется открыть музыкальный кружок игры на национальных музыкальных инструментах.




Формирование интереса к национальному творчеству народов Севера на уроках трудового обучения в национальной школе.
Гизатуллина Ф.А. – учитель начальных классов

Варьёганская МНОСШ
Современное российское общество характеризуется суверенизацией субъектов Российской Федерации, ростом национального самосознания, что ставит перед школой как социокультурным институтом особый комплекс дидактических, воспитательных и педагогических задач, решение которых должно обеспечить каждому человеку возможность самоидентифицироваться как представителю той или иной национальной культуры, создать условия для равноправного диалога с этнокультурным окружением, вовлечь подрастающее поколение в цивилизованные процессы, основывающиеся на национальных, общероссийских и общечеловеческих ценностях.

Освоение культурных ценностей – процесс длительный, продолжающийся в течение всей жизни человека. Особая роль в этом процессе принадлежит школьному возрасту. Именно в этом возрасте складывается, формируется нравственно эстетическое отношение к жизни, к самому себе. Всё дальнейшее восприятие идёт через призму усвоенного в этом возрасте.

У хантов и ненцев, как и у других народов Севера, своя система эстетического воспитания, и её характерной особенностью является тесная связь с трудовым воспитанием. Вот отрывок из сказки: «Бабушка Таись и дедушка Портя, собрав вокруг себя внуков и правнуков, давали каждому в руки нож, кому – иголки с нитками, кому – красивый лоскуток, и внуки вырезали из дерева стрелы, а внучки вышивали узоры». Кажется невероятным, но девочка в два – три года уже умела собирать из бисера браслетик, в четыре-пять составляла орнамент, а в шесть-семь – различала традиционные узоры домашней одежды. У хантов и ненцев покрой и узоры домашней одежды – это своего рода удостоверение личности: по ним можно судить о том, к какому роду принадлежит человек. Воссозданные и развитые традиции национального воспитания особенно действенны в условиях национальной школы. В национальной школе шаг за шагом формируется чувство принадлежности к обществу, осознание себя частью семьи, рода, племени, народа.

В нашей школе проводится эксперимент по теме: «Этнопедагогизация целостного процесса учебно – воспитательной работы в школе – важный фактор сохранения и развития национальной культуры». В учебный план включены предметы национально – регионального компонента, в том числе и для начальной школы: «Сказки моего народа» (2 кл.), «Мы – дети природы» интегрированы с природоведением (1-4 кл.), родной язык (1-4 кл.), заветы предков (3-4 кл.), национальные виды спорта (1-4 кл.). Нами модифицирована программа по трудовому обучению для начальных классов национальной школы. Структура традиционной программы сохранена, но включены темы, вопросы, отражающие национально – региональные особенности края.

Национально – региональный компонент обеспечивает особые потребности и интересы в области декоративно – прикладного искусства коренных народов, в котором отражено уникальное национальное (этническое) своеобразие и самобытность.

Данная программа позволяет формировать трудовые умения и навыки младших школьников посредством деятельности, связанной с творчеством своего народа.

Цель программы: формирование интереса к национальному творчеству народов Севера.

Задачи:


  1. Создание условий для ознакомления с национальным искусством народов Севера.

  2. Формировать положительное отношение к духовным и нравственно-эстетическим ценностям своей культуры в единстве с другими культурами.

  3. Формировать трудовые умения и навыки в изготовлении традиционных видов изделий.

  4. Воспитывать творчески активную личность.

  5. Формировать у учащихся позицию активных носителей культуры своего народа.

  6. Формировать национальное самосознание.

  7. Расширять активный словарный запас учащихся.

  8. Формировать умение соблюдать правила техники безопасности при выполнении практических работ.

В основу программы легли психолого-педагогические и технологические конструкции преподавания трудового обучения в национальных школах:

- темы отвечают задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания учащихся, учитываются интересы детей ханты и ненцы, их этнические особенности;

- преемственность в обучении (дошкольников, младших школьников, школьников среднего звена).

- система межпредметных связей (родной язык, чтение, музыка, рисование, природоведение);

- связь с жизнью народа;

- система творческих заданий по трудовому обучению на основе ознакомления с хантыйским и ненецким народным декоративно – прикладным искусством.

Программа состоит из следующих разделов: обработка бумаги, обработка ткани, работа с бисером, бытовой труд, основы художественной обработки различных материалов, лепка, сельскохозяйственный труд, общественно-полезный труд.

Задача восстановления традиционного мировоззрения, на наш взгляд, является сегодня одной из важнейших задач сохранения народа в истории. Способствовать её успешному решению может правильно поставленная работа с таким богатым материалом, как орнамент.

Орнамент – мощный пласт культуры народов Севера. Он богат и многогранен, как сама народная жизнь, и, как определённая знаковая система, является одним из средств передачи духовного опыта предшествующих поколений.

Орнамент в школьной практике можно использовать с различной целью:

- как средство концентрации внимания детей, т.к. в орнаменте заложен ритм, который должен предполагать порядок;

- как средство развития мелкой моторики руки у младших школьников с помощью штриховки и закрашивания орнаментов;

- как средство введения детей ханты в языковую традицию своего народа посредством называния узоров;

- как средство введения детей в традиционное мировоззрение через мифолого – сакральную расшифровку орнамента.

В связи с этим в программу включён цикл занятий по изучению орнаментов народов ханты и ненцев.


Раздел

Класс

Тема. Название изделия.

Образовательные цели

Работа с бумагой

1

Украшение манжета хантыйского платья

Знакомство с орнаментальным искусством




1

Аппликация из цветной бумаги. Рукавица.

Знакомство с зимней одеждой народов Севера.

Знакомство с орнаментами народа ханты.






2

Аппликация. Узор для игольницы.

Знакомство с национальными игольницами.

Знакомство с орнаментами ненцев.






2

Конструирование короба для сбора ягод.

Знакомство с изделиями из бисера.




3

Конструирование короба для сбора низкорослых ягод.

Знакомство с изделиями из бересты. Знакомство с орнаментами.




4

Составление альбома с орнаментами. (Выставка альбомов с хантыйскими, ненецкими и мансийскими орнаментами.)

Обобщение знаний учащихся по видам орнамента.




4

Конструирование люльки.

Знакомство с национальными люльками.

Работа с тканью

1

Игольница – подушечка, вышитая бисером.

Знакомство с различными игольницами. Обучение вышивки бисером по ткани.




2

Игольница – оберег

Знакомство с оберегами




2

Аппликация из ткани. Кукла – хантыйка.

Знакомство с куклами народа ханты.




2

Кукла юганских хантов (Акань)

(Выставка кукол.)



Знакомство с куклами народа ханты.




3

Сумочка для швейных принадлежностей.

Знакомство с национальными сумочками для шитья.




4

Хантыйская кукла Пакэ.

Знакомство с хантыйскими куклами.




4

Варьёганская кукла.

Знакомство с куклами народа ханты




4

Игольница из квадратов

Знакомство с игольницами.




4

Аппликация из ткани (хантыйка)

Умение работать с тканью, мехом

Работа с бисером

1

Плетение из 2-х лесок. Цепочка «Крестик».

Знакомство с историей бисера, с изделиями из бисера.




1

Узор на манжете хантыйского платья

Знакомство с вышивкой бисера по ткани.




2

Плетение цепочки «Цветочек»

Знакомство с плетением цепочки




2

Низание крестиком. Браслет «Золотые треугольники».

Умение работать с бисером.




2

Браслет «Ягодки»

Умение работать с бисером.




3

Плетение цепочки «Цветочек из четырёх лепестков».

Знакомство с изделиями из бисера.




3

Параллельное низание «Цветы и листочки»

Учить нанизывать бисер по схеме.




4

Цепочка «Ёлочка»

Учить нанизывать бисер по образцу и схеме.




4

Низание сеток. Браслет «Звёздочки».

Учить нанизывать бисер по образцу.

Основы художественной обработки различных материалов

1

Лепка. Посуда народов ханты. Ложки.

Знакомство с посудой народов Севера.




1

Лепка. Кукла - ханты

Умение работать с пластилином.




2

Лепка. Звери. Медведь. Олень.

Знакомство с домашним животным – олень и с диким животным - медведь.




3

Кулон. Подвеска с использованием бисера и меха.

Умение работать с бисером и мехом.




4

Сувенир «Солнышко» («Хантыйка»)

Умение работать с мехом, тканью.

С целью знакомства учащихся с жизнью коренных народов Севера, с их бытом, укладом жизни запланированы экскурсии в сельский музей под открытым небом.


1 класс – Быт народов Севера.

2 класс – Предметы быта. Изделия из бересты.

3 класс – Жилища народов Севера.

4 класс – Одежда народов ханты и ненцев.


Приобретённые детьми умения и знания, нравственные качества и навыки, сформированные в процессе труда, помогают им успешно продолжить обучение в старшем звене.

Таким образом, данная программа поможет учителям не только национальных школ, но и учителям других школ включать в свои уроки элементы национальной культуры.

Желательно, чтобы учащиеся других национальностей соприкоснулись с культурой народов, живущих на этой земле издревле.

Развитие орфографической интуиции в обучении младших школьников.
Палайчук Н.И. -учитель начальных классов

детского дома – школы «Надежда» п.Излучинск

Орфографическая грамотность – эта задача была, есть и будет одной из главных в обучении русскому языку. Это составная часть нашей общей языковой культуры и поэтому основы грамотного письма закладываются уже в начальной школе. Доказано, что сведения о русском языке, в особенности орфографические правила, словарные слова, изученные в раннем возрасте, воспринимаются в течение всей жизни человека как непреложная истина, как аксиома, не подвергаемая сомнению. В дальнейшем эти усвоенные сведения ощущаются человеком как врождённая грамотность, т.е. человек пишет правильно, не задумываясь, не вспоминая каждый раз изученные в детстве орфограммы, руководствуясь одним подсознанием.

Однако из практики видно, что ученик знает правила, приводит примеры, а при письме допускает большое количество ошибок. Значит, усвоить и даже осмыслить правила – это ещё не значит избавиться от проблем с орфографией.

Эта проблема остаётся актуальной и для нашей школы. Основной контингент нашей школы – это воспитанники детского дома. К нам поступают дети с разными исходными данными. Как правило, это дети с низким интеллектуальным потенциалом, с отставанием в развитии. Преобладает непроизвольное внимание и память. А ведь известно, чтобы что-то запомнить, нужна установка на запоминание, т.е. обучение словарным словам по традиционной методике осуществляется с опорой на произвольное внимание, поэтому она оказалась такой неэффективной при обучении детей со сниженным интеллектом. Стали искать методы обучения орфографии, которые основывались бы на непроизвольном запоминании. Ведь общеизвестно, что многие люди не делают ошибок в словах, которых они не помнят, не знают, специально не изучали их написание. Всё дело в том, что у некоторых людей легко осуществляется доступ к информации, лежащей на подсознательном уровне: в подсознании человек способен хранить зрительный образ каждого слова, которое видел хотя бы один раз в жизни. В этом случае мы говорим об орфографической интуиции, в основе которой лежит непроизвольное внимание и память. Орфографическая интуиция, как и любое свойство человеческой психики, вещь развиваемая. Значит, развивая орфографическую интуицию, можно обучать письму без ошибок.

Анализ результатов работ по русскому языку показал, что обучение написанию словарных слов по традиционной методике, когда слово записывается в словарик, а ребятам предлагается его запомнить, результатов не даёт. Попытки разнообразить процесс изучения словарных слов ничего не изменили. На заседании методического объединения мы решили искать способы и приёмы изучения словарных слов, которые бы учитывали психофизиологические особенности наших учащихся.

Развитие орфографической интуиции как метод обучения младших школьников был предложен ещё в 19 веке выдающимся методистом Д.И.Тихомировым. В своей работе «Чему и как учить на уроках родного языка в начальной школе» он разработал эффективную методику обучения орфографии без правил. За этот труд в 1888 году Тихомиров Д.И. был награждён Петербургским Комитетом грамотности Большой золотой медалью. Как и большинство педагогов того времени, он считал, что изучить все правила невозможно: если собрать все правила только по глаголу, то их более двухсот. Кроме того, Тихомиров Д.И. был убеждён, что теоретическое изучение языка в раннем возрасте вредит мышлению ребёнка, и отдавал предпочтение развитию орфографической интуиции. В основу своего метода он положил особенность человека усваивать информацию непроизвольно, на подсознательном уровне.

Тихомиров разработал ряд методических приёмов по развитию орфографического чутья. К таким приёмам он отнёс орфографическое чтение и показ написания слов. Суть этого метода состоит в том, что учитель произвольно отбирает 10 непроверяемых слов, пишет их крупным шрифтом (высота букв 4 см), красным цветом помечает «опасные» буквы. В начале урока карточки поочерёдно показываются классу в течение 5 – 10 минут. Установка на запоминание не ставится. Учащиеся читают слова по слогам, потом бегло. Читаются слова орфографически, т.е. так, как пишутся, без соблюдения орфоэпических правил. Через неделю эти слова включаются в словарные диктанты. Одним из главных условий, способствующим успешному запоминанию является систематичность.

В 3 классе нашего образовательного учреждения был проведён эксперимент. Ученикам были предложены слова: беседа, богатство, дежурный, директор, впереди, деревня, железо, издалека, космонавт, комбайн, растение. Через неделю учащиеся писали словарный диктант. Работу выполняли 14 учеников, 6 из них не сделали ни одной ошибки, в 4 работах было по 3 ошибки, в 2 работах по 4 ошибки, ещё в 2 работах было допущено по 2 ошибки. Мы провели сравнительный анализ работ этих же учеников после работы со словами по традиционной методике. Они ни одной работы не написали без ошибок. В 3 работах было по 1 ошибке, в 6 работах по 6 ошибок, в 2 работах по 4 ошибки, в 3 работах по 3 ошибки.

Сравнительные данные говорят о том, что, работая по методике, разработанной Тихомировым, можно достигать положительных результатов. К концу года учащиеся могут правильно писать даже те слова, которые им не показывали, причём это слова с неизученными и непроверяемыми написаниями. Можно предложить, что это ребята с более глубоким уровнем орфографической интуиции. Они способны переносить имеющийся орфографический опыт на слова, которые до сих пор были вне границ этого опыта.

Во всяком случае, это ещё требует всестороннего изучения. Работу по развитию орфографической интуиции следует продолжать и в старших классах. Идея Тихомирова – обучать орфографии без правил или хотя бы их свести к разумному минимуму, очень актуальна и в наше время. Большинство орфографических правил нуждаются в унификации, многие из них не согласуются с фонетикой современного русского языка. Учащимся трудно понять, почему, например, после исконно твёрдых ж, ш, ц в корне пишется буква и, а в суффиксе и окончании – ы (жизнь, шина, цирк – сестрицын, страницы). Многие написания вообще восходят ещё к индоевропейскому языку-основе. Тихомиров Д.И. одним из первых указал на необходимость упростить и сократить систему орфографических правил и основную роль в обучении орфографии отвёл развитию орфографической интуиции как методу, основанному на учёте психофизиологических особенностей человека и данный метод в нашей практике даёт положительные результаты.




следующая страница >>
Смотрите также:
Сборник докладов научно педагогических чтений учителей начальных классов нижневартовск 2005
1560.62kb.
9 стр.
Сборник докладов международной научно-технической конференции 3-7 октября 2005 г. Пенза
3374.7kb.
34 стр.
Анализ работы школьного методического объединения учителей начальных классов моу «сош №10» за 2009-2010 учебный год
293.08kb.
1 стр.
О состаянии преемственности и взаимодействии учетелей начальных классов и учителей-предметников
79.59kb.
1 стр.
Сборник шестых педагогических чтений «Педагогика здоровья»
1443.04kb.
7 стр.
Программа по математике (начальная школа) Утверждена на шмо учителей начальных классов 16 мая 2011 года
425.06kb.
3 стр.
Программа по музыке (начальная школа) Утверждена на шмо учителей начальных классов 16 мая 2011 года
232.62kb.
1 стр.
Рассмотрено: на заседании мо учителей начальных классов
4053.52kb.
15 стр.
Развитие речи учащихся начальных классов Учитель начальных классов
107.93kb.
1 стр.
Сборник научных статей и докладов участников Поволжской научно-практической конференции 12-13 ноября 2009 г
4109.39kb.
19 стр.
Сборник содержит материалы докладов и выступлений участников Лемпертовских чтений VII международного научно-методического симпозиума «Преподавание иностранных языков и культур: проблемы, поиски, решения»
2923.65kb.
49 стр.
Гмо учителей начальных классов Г. Дубна. 2008 г
139.09kb.
1 стр.