Главная страница 1страница 2
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»
Кафедра изобразительного искусства

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой

доц. С.А. Бочаров

«27» октября 2008г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА


Дисциплины «История искусств» (История русского искусства. ХХ век) (варианты названий курса: История культуры и искусств, История изобразительного искусства)

Блок дисциплин ОПД

Специальность: дизайн, народное художественное творчество, изобразительное искусство

Факультет искусств

Форма обучения дневная, заочная

Семестр 7

Всего учебных занятий — 80 (88) часа

В том числе:

Аудиторных 40 (44) часа, из них

Лекций- 28 часов

Практических - 16 (12) часов

Лабораторных - нет

Самостоятельных — 40 (44) часов

Контроль – 2 теста

Итоговый контроль – экзамен

Сыктывкар 2008

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»
Кафедра изобразительного искусства

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой

доц. С.А. Бочаров

«27» октября 2008г


Учебно-методический комплекс

Дисциплины «История искусств» (История русского искусства ХХ века) (варианты названий курса: История культуры и искусств, История изобразительного искусства)

Блок дисциплин ОПД

Специальность дизайн, народное художественное творчество, изобразительное искусство

Факультет искусств.

Форма обучения дневная, заочная

Сыктывкар 2008
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ СТАНДАРТА:
Курс читается для студентов трех специальностей, в стандарте которых он имеет варианты названий («История искусств» - специальность «Народное художественное творчество», «История культуры и искусств» - специальность «Дизайн», «История изобразительного искусства» - специальность «Изобразительное искусство»).

Стандарт специальности «Народное художественное творчество» предлагает самое общее описание дисциплины: характеристика предмета искусствоведения, формирование видов и жанров, направлений и стилей искусства, история изобразительного искусства (без всяких уточнений), анализ шедевров русского искусства, основные искусствоведческие труды.

ИТОГ: перечисленные дидактические единицы включены в программу курса.

Стандарт специальности «Изобразительное искусство» определяет лишь основные периоды истории русского искусства: древнерусское и искусство ХУП века, искусство ХУШ века, искусство Х1Х века, искусство ХХ века, современные тенденции в развитии искусства.

ИТОГ: периодизация русского искусства, предложенная данным стандартом, положена в основу курса.

Стандарт специальности «Дизайн» конкретизирует дидактические единицы: он вводит такие теоретические аспекты, как классификация видов искусств, их специфика, взаимосвязь истории России и истории русского искусства, направления и теории в истории искусств; такие исторические аспекты, как история больших художественных стилей, история искусства Древней Руси, русское искусство ХУШ и Х1Х веков, искусство ХХ века, связь русского искусства с византийским, влияние западноевропейского искусства; тенденции современного искусства (реализм, модернизм, постмодерн, масс-культура, школы современного искусства.

ИТОГ: все перечисленные дидактические единицы учитываются в изложении курса, начиная от древнерусского до современного.


МЕТОДИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА
Учебный курс осуществляется в виде лекционных и практических занятий.

Данный курс выстраивается с учетом следующего: 1) выделение из огромного количества фактов искусства наиболее важных и закономерных; 2) характеристика выбранных фактов; 3) выявление основных черт архитектурных, художественных школ и шире - видов искусства; 4) обнаружение общих черт, характерных для искусства всей эпохи.



ЦЕЛЬЮ курса является формирование знаний в области истории и теории искусства.

ЗАДАЧАМИ являются:

1. Искусствоведческие задачи:

  • введение в круг эстетических проблем 20 века;

  • характеристика проблем: взаимосвязь инонациональных влияний и внутринациональных закономерностей развития искусства, традиции и новаторство, формирование художественных объединений, большие стили века, жанровая система;

  • характеристика основных терминов и понятий искусства данного периода.

2. Методологические установки:

  • использование современных методов анализа явлений искусства;

  • междисциплинарность преподавания (искусство, философия, история);

  • типологически-проблемное строение лекционного материала и практических занятий.

3. Методические задачи:

  • активизация восприятия лекционного материала; на практический занятиях в этом аспекте — коллективное обсуждение проблемных вопросов;

  • качественная работа с источниками (форма конспектирования, способы использования «чужого» материала и пр.). Часть тем выносится на практические занятия, при подготовке к которым студентам рекомендуется изучить научную литературу. Это - реализация требования стандарта.

Итоговый контроль.

Курс завершается экзаменом, включающим:



  • оценки по тестам;

  • оценку не менее 10 конспектов научных исследований: статей, монографий или их отдельных глав;

  • оценку устного ответа и качества подготовленных к практическим занятиям материалов, конспектов исследований, тестов.

Кроме традиционной формы такого рода материалов, можно использовать их электронную форму: размещенные на сайтах сканированные исследования, имеющие библиографические данные; авторские материалы сайтов музеев, библиотек, др. Не разрешается использовать безымянные материалы, материалы в виде рефератов. Обязанностью студента является характеристика сайта, материалы которого он использовал.

Условия тестов и их оценки объясняются заранее, чтобы студенты могли к ним подготовиться.



ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН





Наименование разделов, тем

Количество часов по учебному плану

Максимальная нагрузка студентов (часов)

Аудиторная нагрузка

Самостоятельная работа

Всего

В том числе

Лекции

Семинар

Практич. работа

Лаборатор.

работа


1.

Кризис реализма рубежа веков. Формирование модернизма. Принципы модернизма. Объединение «Мир искусства». Творчество А. Бенуа, В. Серова, К. Сомова и др.

10 (12)




4

2 (2)







Конспектирование источников

4 (2)


2.

Символизм в искусстве: эстетическая платформа, «Голубая роза»; творчество М. Врубеля, В. Борисова-Мусатова, Н. Рериха, П. Кузнецова, Сарьяна и др.

14




6










Конспектирование источников

8


3.

Группы «Бубновый валет» и «Ослиный хвост»: эстетическая платформа, творчество Н. Гончаровой, Ларионова и др.

10




4










Конспектирование источников 6

4.

Кубофутуризм: эстетическая платформа, творчество К. Малевича и др.

10




4










Конспектирование источников

6


5.

Творчество М. Шагала, Н. Альтмана, В. Кандинского, П. Филонова и др.

14




6










Конспектирование источников

8


6.

Искусство конца 1920-х-1930-х годов: группировки, формирование соцреализма. Живопись, архитектура.

12




2

4







Конспектирование источников

4


7.

Искусство 1960-х-1970-х годов: андеграунд, формальный эксперимент, реалистическое направление.

6 (10)







4 (2)







Конспектирование источников

2 (2)


8.

Тенденции искусства конца ХХ-начала ХХ1 века

4







2







Конспектирование источников

2


9.

Тест

























Итого

80 (88)




26

12 (16)







40 (44)



Программа курса «История русского искусства. ХХ век»
Ситуация рубежа Х1Х-ХХ веков: Завершение Нового времени, критика материалистической, антропоцентристской картины мира. Актуализация комплекса ницшеанских и марксистских идей, глобальный спор о морали и культуре. Синтез искусств: поэзии – театра – музыки – живописи – архитектуры. Кризис реалистического искусства. Формирование модернизма: панэстетизм, мифологизация художественного сознания, цитация формул прошлых эпох искусства, символичность изображаемого, поиски новых художественных средств. Воплощение новых путей развития искусства в объединении «Мир искусства» (1898-1924) – в творчестве А. Бенуа, Л. Бакста, К. Сомова, В. Серова, М. Врубеля, Н. Рериха, Б. Кустодиева и др. Журнал «Мир искусства»: программные статьи В. Розанова, Л. Шестова, Д. Мережковского, З. Гиппиус, В. Брюсова, А. Белого, К. Бальмонта, А. Блока, А. Дягилева, А. Бенуа и др.

Эстет. программа «Мира искусства»: 1) худ. индивидуализм, идея автономии искусства от политических и социальных проблем; 2) резкая критика эстетической программы Чернышевского, определившей характер искусства 2-ой половины 19 века; 3) художественная эпоха 18-начала 19 века как источник обновления современного искусства, интерес к русскому барокко и классицизму; ретроспективная мечтательность; 4) ориентация на западноевропейское искусство конца Х1Х века; 5) задача пропаганды русского искусства на Западе; 6) влияние романтизма как метода и символизма (выведение сути художественного образа за пределы его внешней оболочки; 7) использование формульных образов, повторение мотивов (выезда, выхода, прогулок, гуляний, праздников, фейерверков, театральных сцен, мотивы кукольности и т.д.); 8) неприятие авангарда – кубизма, неопримитивизма.



Александр Николаевич Бенуа (1870-1960). График, живописец, театральный художник, историк и теоретик искусства. Основные художественные установки и идеи живописных серий: Версальская серия 1, 2 (Последние прогулки Людовика Х1У, Прогулка короля, Купальня маркизы и др.), Русская серия (пейзажи пригородов Петербурга и т.д.): проблема «природа-искусство-человек», идея художника как творца «второй реальности», архитектурно-театральная композиция, новые отношения массы и свободного пространства, цветовой решение. Новый подход к художественному оформлению книги: книга как единый комплекс (рисунки с изображением важнейших сцен, заставки и концовки, виньетки, композиция полосы набора и рисунок шрифта).

Валентин Александрович Серов (1865-1911). Цель искусства: «В нынешнем веке пишут все тяжелое. Я хочу отрадного и буду писать только отрадное». Отражение эстетической установки в картинах «Девочка с персиками» (портрет Веры Мамонтовой; 1887) и «Девушка, освещенная солнцем» (портрет Симонович, 1888). Новый предмет искусства – творческий человек (личность, в которой воплощена свобода и воля, красота). Традиция парадного портрета: отображение монументальности и красоты творческой личности (Портрет Ермоловой; 1905). Живописные эксперименты в портретах Гиршман и Орловой (1907, 1911). Интерес к греческой мифологии (мифотворчество как способ углубления содержания): «Похищение Европы» (1910) – миф о судьбах Европы; тема Европы и Азии, Запада и Востока; основные мотивы и образы картины, символические детали.

Константин Андреевич Сомов (1869-1939). Романтическая мечта в конкретном, реальном объекте изображения. Идиллические сцены сельской и дачной жизни, основные образы и мотивы в теме любви (Спящая молодая женщина; 1909; Осмеянный поцелуй; 1908); декоративное начало, стилизация под эмальерную технику. Программная картина – «Дама в голубом» (1897-1900): женщина на пересечении образов прошлого и настоящего (портрет современницы в декорациях прошлой жизни); проблемы красоты и конечности жизни, противостояния мечты и действительности, роли творческой личности в мире; особенности композиции пространства и цвета. Поздние портреты: создание в скульптурно-монументальной форме маски вневременной сути данного человека (портреты Блока, Кузмина, Добужинского в графической технике).

Лев Самойлович Бакст (1866-1924). Создатель декораций к 12 знаменитым постановкам балетов: «Шехерезада» Римского-Косакова, «Жар-птица» Стравинского, др., портреты: Бенуа (1898), Дягилева (1906): отказ от жанра парадного портрета, средства создания интимного изображения (поза, фон, детали костюма, фигура няни). Символизм картины «Ваза (Автопортрет)» (1906). Афишно-плакатная эстетика картины «Ужин» (1902). Увлечение искусством Древней Греции: идеей красоты и здоровья, аполлоническим началом (статья «Пути классицизма в искусстве» (1909). Формирование на этой базе социальной утопии, использование многочисленных деталей и образов античной мифологии: «Элизиум» (1906) – изображение края вечного блаженства; «Античный ужас» (1908) – идея возвышения красоты и искусства над смертью (панэстетическая утопия). Портреты Гиппиус, Белого, Сомова.

Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927). Поздний мирискусник. Основная тема творчества - мир русской провинции и деревни. 2 группы картин: 1) массовые гулянья, катанья, хороводы, балаганы; 2) изображение 1 или нескольких фигур, отражающих полноту жизни (купчихи, красавицы и др.). Идейно-художественные особенности: отношение к народной жизни как идеалу «хорошей жизни», изображение мира радости и красоты; персонажи-типы даны в состоянии любования жизнью; карнавальность стиля; декоративность, условность изображаемого; отказ от реалистической перспективы в композиции, множественность точек зрения; приемы лубка и вывески. «Масленица» (1916)глубина, масштабность, всеобщность образа, пренебрежение к жизнеподобию, опора на детали «чуда», «праздника». «Купчихи» (1912) – понимание женской красоты, яркость, красочность изображения, придание бытовым образам и мотивам ритуального характера, смысл сюжета чаепития, приемы лубка, отдаленный «след» классицизма: форма парадного портрета, скульптурная моделировка формы, мотив кулис. «Портрет Шаляпина» (1921, 1922): выбор фона, черты парадного портрета, детали и мотивы, особенности композиции.

Символизм (преимущественно художники «Мира искусства» и «Голубой розы») – первое направление стиля «модерн» (Сарабьянов) в европейском искусстве рубежа Х1Х-ХХ веков. «Символ» – из игры греческих слов «сюнтитеми» (сополагаю) и «симбалло» (сбрасываю вместе) - целостное единство с изначальной двойственностью. Отсюда – сопоставление и противопоставление изображенного и предполагаемого.

Мировоззренческие и художественные черты символизма: 1) окружающий мир понимается как система знаков невидимого, непознаваемого мира; разновидности символизма: религиозный, эстетический и общефилософский; 2) критика обоснования человека биологическими, социальными и экономическими причинами в реалистическом искусстве; 3) синтез трагического мировосприятия и надежды на достижение «новой земли» и «нового неба»; 4) предмет искусства – творческий человек, сверхличность; интерес к образам Демона, Пророка, Гамлета, Фауста; 5) стремление к синтезу искусств и к мифологии Древнего Египта и Древней Греции, к искусству Востока с целью расширения художественных возможностей; 6) декоративность, соединение реального с условным, фантастическим, освобождение образов от повседневности, быта. В изобразительном искусстве символистами являются Врубель, Рерих, Борисов-Мусатов, Кузнецов.



Михаил Александрович Врубель (1956-1910). Новое в пластическом языке – «гранение» фигур и предметов на пересекающиеся плоскости, создающие устойчивую «конструкцию», пересоздание мира по принципам панэстетизма. Увлечение образом Демона – светлым могучим и скорбным творческим духом (Платон, Лермонтов, Ницше как предшественники). «Демон сидящий» (1890): проблема жертвенного и героического в творческой личности, божественного и дьявольского, конфликт духовного и материального; средства философского изображения (мотив остановки, паузы, обобщенность места и времени, композиция фигуры, соединение живописи и ваяния, орнаментальный мотив как знак предмета и т.д.). Иллюстрации к «Демону» М.Лермонтова. «Демон поверженный» (1902): подчеркнутая символистская условность изображения, обыгрывание образа птицы Феникс. Принцесса Греза (1896) (750х1400): источник сюжета - роман Эдмона Ростана о принце Жоффруа Рюдель и принцессе Мелисанде (любовь к Прекрасной Даме); центральная тема - вечной женственности и рыцарского поклонения красоте; центральная идея – любовь и счастье возможны лишь за пределами реального мира.

Николай Константинович Рерих (1874-1947). Автор около 7 тысяч картин, декораций к «Князю Игорю» Бородина, «Весне священной» Стравинского и др. в 1910 – председатель объединения «Мир искусства». Интерес к проблеме культурно-исторической эволюции человечества, малоизученным культурам. Тема дохристианской Руси: «Гонец. Восста род на род» (1897), «Город строят» (1902), «Заморские гости» (1902) – изображение человека «заменяется изображением жизни более сложных организмов, как: толпа, государство, человечество» (Рерих). Увеличение символической нагрузки образов, условная, декоративная, стилизованная манера изображения, влияние иконописной традиции – «Небесный бой» (1912), «Пречистый град», Град обреченный (1912, 1914), картины посвященные Сергию Радонежскому. Интерес к Индии (переводы на русский язык эпической поэмы «Махабхарата», «Жизни Будды» Асвагоши, произведений Рабиндраната Тагора и др). Центрально-азиатские экспедиции – «Гималайская серия»: влияние идей Е. Блаватской и индийских Учителей, космизм мировосприятия, персонажи картин и философия Рериха, проблема «знание-любовь-этика» (труд «Живая этика»). Организация Института гималайских исследований. Работы: Восток-Запад, Древние источники, Культура и цивилизация, Человек и природа.

Объединение «Голубая роза» (1904-1910). Развитие идей русского символизма и творчества В. Борисова-Мусатова. Журнал «Золотое руно». Участники: М. Сарьян, П. Кузнецов, К. Петров-Водкин, участвовали М. Ларионов, Н. Гончарова. Связь с поэтами-символистами и композиторами (Скрябиным).

Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (1870-1905). Глава саратовской провинциальной художественной школы, зачинатель «Голубой розы» (выставка 1907 года «Голубая роза»). Символизм второй волны в его творчестве, интерес к инмпрессионизму Клода Монэ («Агава», 1907). Элегия «Автопортрет с сестрой» (1898) – особенности двухфигурной композиции, смысл мужской и женской модели. Программная картина «Водоем» (1902) – черты символистского искусства: материал – поэтический слой бытия, модели как образы мистического культа Вечной женственности, иконографичность - поза как эквивалент состояния, система мотивов разворота и круга, мотив молчания, мотив зыбкости изображения.

Павел Варфоломеевич Кузнецов (1878-1968). Ведущий художник «Голубой розы». Неоромантическая концепция «прекрасной ясности» (азиатская тема: Спящая в кошаре; 1911, Мираж в степи; 1912, Вечер в степи (1912), Дождь в степи (1912) и др.). Объединены названиями «Киргизская сюита», «Бухарская сюита». Поэтизация прозаической повседневности через обыденные детали. Мотивы: фонтана («Голубой фонтан», 1906), весны, утра, пробуждения, предчувствия, мотив рождения младенца и др. Мистические названия: Рождение дьявола, Видение родильницы и др. Азиатская тема: Восток (степь) как символ иной, «правильной» цивилизации, патриархальная идиллия. Изображение вечного, всеобщего средствами условно-обобщенного стиля. «Вечер в степи» – «иконный след» в картине, мифологизация изображаемого, связь с киргизским художественным эпосом («Манас»), основные образы и мотивы, композиция (Земля, воздушная стихия, Космос). Спящая в кошаре (1911) – символический смысл образа героини, обыденных деталей и композиции, цвета. Натюрморт. Утро (1916) – отражение сакральности мира через форму предметов (преображение природной формы в «сверхжизненные кристаллы»), символический смысл композиции.

Мартирос Сергеевич Сарьян (1880-1972). Преображение реальности в сказку, поэтизация и романтизация натуры: прекрасные животные, фантастическая растительность («Принцесса», «Сказка», «Озеро фей», «Сказка у дерева»), отражение радости жизни (стремления к счастью и свободе). Орнаментальность, декоративность стиля (большие цветовые плоскости, обобщенные формы). Рафинированный символизм в использовании традиций Востока: орнаментики армянского декоративно-прикладного искусства, жанра рубаи, армянской миниатюры. Программные картины – «Константинополь. Улица. Полдень (1910)», Финиковая пальма (1911), Ночь. Египет (1911) и др.: преобладание оранжевого и синего цветов, опредмечивание теней, геометрия композиции, условное обозначение пространства, образы пальмы, верблюда, ослика, основные мотивы.

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878-1939). Формально не входил в Голубую розу, но органично вписывается в это движение. «Мальчики» (1911) – реминисценция на «Водоем» Борисова-Мусатова: круговая композиция, застывшая поза моделей, отличный от предшественника смысл круга (стремление к разрыву), тема Авеля и Каина. «Купание красного коня» (1912) – программное произведение всего дореволюционного творчества художника: переход к мифотворчеству (перекличка с «Похищением Европы» Серова), значения образа красного коня (фольклор, Апокалипсис, иконопись), мотив круга, универсальный символ будущего в образе мальчика (мотив преображения Апокалипсиса в новую Книгу творения), связь его с иконописными образами, образ воды, цветовое решение. «Девушки на Волге» (1915», «Утро. Купальщицы» (1917), «Мать» (1913, 1915), «Петроградская мадонна» (1920): ориентация фигур и предметов в глобальном пространстве (отражение теории планетарной сферической перспективы) -способ монументализации фигур, изображения универсальности их качеств). «Мать» - парафраз образа Богоматери; варианты интерпретации: общепланетарный символ материнства, темы второго пришествия Христа, цитирование «избяного космизма» крестьянских писателей (С. Есенин и др.). «Полдень» (1917) – цитация житийной иконы: имитация клейм с изображением рождения, любви, материнства, смерти, образ яблоневой ветки. «Утро. Купальщицы» (1917) – софийная идея, мотив введения во храм, языческий и христианский мотив купания, вхождения в воду, стихия воды как чудесное, мотивы поклонения радости жизни, восхождения к духовному, смены поколений. Типологичность обращения к иконописной традиции.

Авангард

«Бубновый валет» (1911-1917). Группа – своеобразный трамплин для художников-авангардистов. Ядро группы: П. Кончаловский, И. Машков, А. Лентулов, братья Бурлюки, В. Кандинский, В. Малевич, М. Шагал, и др. Оппоненты «Голубой розы» и «Мира искусств». Идейно-художественная платформа «Бубнового валета»: 1) нигилизм по отношению к реализму и модернизму; 2) эпатажная самореклама; 3) ориентация на формы примитивного народного искусства (лубок, вывески, балаганные и ярмарочные формы), промыслы (роспись деревянных и жестяных изделий); 4) принципы формализма - освобождение искусства от идейности, содержания; 5) восприятие опыта кубистов; 6) актуализация жанра натюрморта.

Илья Иванович Машков (1881-1944). Основной жанр – натюрморт, тяготеющий к вывесочному стилю. Программная картина - «Синие сливы» (1910): техника детского рисунка, кубистическая композиция, эксперимент с пространством, основные цвета, стилизация купеческих вывесок. «Портрет Рубановича» (1910): вызов законам физического мира - принцип деформации, гипертрофия естественной формы. «Автопортрет» (1911) – мотив игры-переодевания, пародия на парадный портрет, лицо без скульптурных качеств, стилизация изображения в фотоателье, лубочного коврика.

Аристарх Васильевич Лентулов (1883-1943). Экспериментатор, подошедший к беспредметному изображению. Сотрудничество с мюнхенским «Синим всадником» В. Кандинского. Центральная тема творчества - фантазии на темы древнерусской архитектуры. Основные картины: «Василий Блаженный» (1913), «Москва, 1913», «Декоративная Москва» (1914), «Нижний Новгород» (1915) и др. Изображение христианских храмов: стилизация икон и фресок 17 века в форме расколотого зеркала – сдвинутость форм, сплющенность планов, нагромождение кубистических объемов, обобщение форм (при сохранении их узнаваемости), плоскостность изображения, множественность точек зрения, дополнение изображения коллажем. «Автопортрет» (1915): самореклама во втором названии – «Великий живописец» (Le grand peintre!); ироническое и серьезное в изображении фона, фигуры, деталей, мотив игры.

Натан Исаевич Альтман (1889-1970). Наиболее интересные ранние работы – «Автопортрет» и «Еврейские похороны». «Автопортрет» (1911): влияние Модильяни – упрощенность форм, длинная шея (структурность, ассоциативность с другими явлениями мира), черты артистизма, вертикальное построение композиции, плоскостное изображение одежды; черты скульптурного портрета, сохранение материальной чувственности образа. «Портрет Анны Ахматовой» (1914): эксперимент в области композиции - строгая упорядоченность объемов, сдвинутых с опор, утративших тяжесть; контрастные декоративные цвета, контраст жесткой конструкции и бесплотности фигуры как средство отражения характера. «Подсолнухи» (1915): нарушение объемов и их соотношения, мифологичность изображения, сближающая с М. Шагалом и И. Бабелем (порождено Ветхим заветом). Проект оформления Дворцовой площади (7 ноября 1918 года). «Цветовые объемы и плоскости» (1918): мир отображений в осколке зеркала – попытка философского осмысления эпохи. Плакат «Россия. Труд» (1921): башнеобразность композиции, создание мифологем пролетарского времени - образы башни, бетоно-металлических конструкций, шестеренки; слово «труд». Серия графических портретов Ленина. Декорации к постановкам «Отелло», «Бронепоезд 14-69» и мн. др.

«Ослиный хвост» (1910-1914). Начало - с парижской выставки 1910 года. Основатели – М. Ларионов и Н. Гончарова (последняя – лидер; влияние ее творчества на формирование К. Малевича и Татлина, создание совместно с Ларионовым теории «лучизма»; вместе с экспериментами В. Кандинского последняя составляет базу русского абстрактного искусства). Участники группы: К. Малевич, Татлин, М. Шагал (позже - основатели новых направлений), Зданевич и др. Участие в выставках группы творчества детей и маляров. Эпатажность поведения: Гончарова рисовала цветы на своем лице, Ларионов наносил на лицо лучистый рисунок. Художественные принципы «Ослиного хвоста»: 1) примитив как метод и как путь к народному целостному сознанию; примитивизм участников группы называют вариантом общеевропейского эспрессионизма; 2) интерес к Востоку как родине примитива (Россия также ассоциировалась с Востоком); демонстрация на выставках картин и вывесок тифлисского примитивного художника Нико Пиросмани (Пиросманишвили); 3) ориентация и на художественные отечественные традиции: на иконы, старые лубки, северные вышивки, кустарные игрушки, каменные бабы, барельефы на просфорах, на старые вывески – это главная характерность русского примитивизма; 4) следование за традицией синтеза искусств – оформление театральных спектаклей (декорации, занавесы, костюмы); 5) пересмотр категории прекрасного.



Наталья Сергеевна Гончарова (1881-1962). Выставки в Париже, в «Синем всаднике» в Берлине и др. Сцены из крестьянской жизни (1910-е годы): «Мытье холста» (1910), «Сбор яблок», «Зима» (1911) и др.: ориентация на архаичные пласты крестьянской жизни, сохранившие связь с мифом, обрядом; бытовая сюжетика; драматизированный мифологизм - танец как обрядовое заклятие, хоровод как действие жертвоприношения; «строчечная» компоновка картин, обводка контуром, утрировка форм, застылость поз (стилизация каменных скифских баб или деревянных идолов); тема скифства. «Евангелисты» (4 картины) (1910) – традиция деисусного чина, компоновка в пространстве картины, отражение в грубых формах фигур первобытной земледельческой магии. «Жатва» (1911) – девятичастный полиптих; тема Апокалипсиса. «Ангелы метают камни в город» - картина вселенского разрушения: основные образы и мотивы, цвет, композиция. Картина «Павлин под солнцем (Стиль египетский) (1911) (серия работ «Художественные возможности по поводу павлина») – реализация программы «всечества». «Фабрика», «Велосипедист», «Вокзал», «Аэроплан над поездом» (1913) – художественные установки футуризма: материал технико-урбанистической среды, образы и мотивы, композиция, реализация принципа симультанизма. Серия «Испанки» (с 1916) – выбор объектов, композиция, деталь, цвет.

Михаил Федорович Ларионов (1881-1964). До 1907 года – импрессионизм, до 1912 – примитивистский период, далее – лучизм и новый примитив. Интерес к балагану, карнавальности - утверждение самоценного игрового начала в искусстве (игра формами и конструкциями без каких-либо ограничений, с ориентацией на низовые формы жизни). Пересмотр категории прекрасного: отсутствует разделение явлений на высокие и низкие, предпочтение тому, что ранее считалось низким, для легализации это в искусстве нового предмета изображения. «Отдыхающий солдат» (1911) (Солдатский цикл): сниженность ситуаций и сцен, набора деталей, эстетическая и социальная функция надписей на заборах, сведение изображения к знаку, ориентация на афишу. Серия «Провинциальные парикмахеры» (1909): двухфигурные композиции, расположенные в рамах из драпировок; утрировка приемов вывесок; автономность деталей с задачей рекламы; свободная композиция; прием уподоблений и сопоставлений; принцип деформации фигур. «Весна. Времена года. Новый примитив» (1912): знаковый стиль, плоскость изображения, уподобление раскраске. Оформление футуристических книг (1912-1913) (издатель В. Крученых): опыт заборного рисунка, детского изобразительного творчества и казарменной живописи. Брошюра «Лучизм» (1913) - принципы новой живописной системы: 1) лозунг полной независимость художника от реальности (например, восприятие городской среды как грандиозной театральной декорации); 2) беспредметное искусство (отсвет реальных предметов); влияние новейших, «энергийных», теорий квантовой физики; идеи В. Хлебникова о молнийно-световой природе мира, К. Циолковского об эволюции человеческого организма в сторону энергийной формы, В. Вернадского – теории ноосферы и т.д.; влияние электрификации урбанистической среды; 3) отражение моментальности восприятия; 4) сущность живописи в комбинации цвета, его насыщенности, фактуре, линейном ритме; 5) содержание картины – напряженность тона и положение, в котором он находится по отношению других тонов. «Петух (Лучистый этюд)» (1912): иллюстрация идей лучизма; создан из оранжево-красных и желтых линий (лучей); беспредметная живопись.

Марк Захарович Шагал (1887-1985). Изучение французской живописи, интерес к Анри Руссо. Переезд в 1922 году в Париж. Отклик на открытия искусства ХХ века: примитизм, кубизм, др. Участие в выставках «Мира искусства», «Бубнового валета», «Ослиного хвоста». Наиболее известные работы: «Я и деревня» (1911), «Над городом» (1918), «Прогулка» (1917), «Венчание» (1918), «День рождения» (1914). Черты художественного метода: 1) материал - бытовая среда провинциальной жизни в общеприродном ритме, в конкретных деталях; 2) подход к материалу – быт как универсальная модель человеческой вселенной; 3) физиологический характер явлений общеприродного ритма, переведение духовного в материально-телесный план (беременность и роды женщин и животных, еда, пр.); физиологизм, натурализм изображения; 4) неэстетичные, но полные достоинства позы – отражение простодушного восприятия мира; 5) обрядовые, ритуальные ситуации, наполненные религиозным чувством (рождение, свадьба, похороны, суббота, др.); возведение изображаемого к библейским сюжетам и образам, библейскому времени; традиции иконописи; 6) конкретика материально-бытовой среды как источник фантастических перевоплощений, фантазии карнавального типа, игры, праздника, ритуала; 7) кубистический прием разъятия и последующего сложения деталей разновременных моментов; имеют более содержательную, чем формальную ценность; 8) космизм мышления - пророщенность космоса в земной быт, а земного быта – в космос; 9) цитатность – реминисценции на картины предшественников (Рембранта, Дюрера, Руссо, др.); 10) «автобиографизм» - присутствие в картинах членов семьи. Центральные мотивы и образы: 1) беременная женщина; 2) корова, носящая теленка; 3) корова, кормящая теленка и ребенка; 4) мотив полета, танца; 5) мотив сдвоенности фигур; 6) образы скрипача и скрипки (перекличка: К. Малевич. «Корова и скрипака»; 1913).

Футуризм и кубофутуризм в живописи. Традиции итальянского футуризма: новое понимание человека (воля, энергия), художника (воин, агитатор), науки и техники (способ возвеличения над природными стихиями), героическое измерение жизни, нигилизм по отношению к традициям. Творческие установки: 1) концепция динамизма индустриальной и урбанистической среды; изображение следа двигающегося предмета, процесс распредмечивания, прием хронофотографии; 2) концепция симультанизма – передача одновременного движения и наслоений впечатлений, психических состояний (влияние Бергсона), столкновение разных ритмов, смещение пространственных планов, наплывы предметов; 3) концепция «линий силы» - скрытые силовые конструкции; 4) интерес к музыке, танцу, передача звука через абстрактные линии, формы и краски; 5) понимание света как силы преображения мира, интерес к электрическому освещению, образ уличного фонаря; 6) использование коллажа для достижения динамического контраста материалов; 7) разработка машинной эстетики, мифология машины, индустриальные образы, мотивы и картины, связь с конструктивизмом; 8) культ авиации, образ Икара, новая космогония; образы, связанные с небом, самолетом, космосом; 9) эпатажность – эстетика ошеломления.

Русский футуризм (самоназвание – будетляне). Связь с несколькими течениями: примитивизм, кубизм, символизм, неоимпрессионизм. Футуризм и «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Союз молодежи», конструктивисты и др. Художники, близкие к футуризму: М. Ларионов, Н. Гончарова, К. Малевич, А. Лентулов, И. Розанова, П. Филонов, Л. Попова, И. Пуни и др. Время активной фазы футуризма. Радикальное крыло русского футуризма – писатели. Манифест Зданевича и Ларионова «Манифест футуристов. Почему мы раскрашиваемся» (1913). Специфика русского футуризма: 1) отказ от мистики и идеализации силы; 2) идея «психической эволюции»; 3) интерес к техникам психологических трансформаций, увлечение инфантилизмом и примитивом, алогическим и абсурдом; 4) антитехницизм, интерес к архаическим формам жизни, фольклору, деревенской теме; 5) кубофутуризм – взаимовлияние поэтов-футуристов и художников-кубистов (термин внес Малевич в 1913 году); 6) усвоение приемов итальянского футуризма (от принципа динамизма – прием хронофотографии /К. Малевич. Экипаж в движении; П. Филонов. Перерождение интеллигента/, дробление предметов и фигур на геометрические фигуры; концепция симультанизма; эпатажность. Н. Гончарова: сюжетная близость к футуризму («Велосипедист», «Аэроплан над поездом», «Динамомашина»). Мотивы и образы мира техники. М. Ларионов: теория лучизма – версия созерцательного футуризма, концепции «линий силы». «Венера на бульваре» и футуристическая концепция динамизма; эпатажность. К. Малевич: динамизированное художественное пространство. «Дама у остановки трамвая», «Дама у афишного столба», «Портрет Матюшина»: разъятие мира на фрагменты, соединение их по принципу алогизма, конструкция скрытых свойств.

Казимир Северинович Малевич (1878-1935). Позднее вхождение в искусство. 1900 годы – импрессионистический период. Отзвук ренуаровской поэтики в работах 1900-х годов (Цветочница, 1903; На бульваре, 1903; Девушка без службы, 1904, Бульвар, 1903). «Светлая живопись, радостная, солнечная». «Варваризация» импрессионистической манеры («Цветочница»»): жесткий контур застывшей фигуры, отсутствие цвето-световых переходов, вибраций, окаймленность предметов контуром. После импрессионистического периода – быстрое прохождение различных направлений: фовизм – от франц. «feuve» «дикий»: яркие картины с интенсивным открытым цветом, на основе декоративных соотношений цветов, обобщение пространства и форм; неопримитивизм (плпцдарм для кубизма), влияние Ларионова и Гончаровой («Мозольный оператор» и «Провинциальные парикмахерские», «Садовник»: статика, деформация, огрубление фигур). Кубизм. Крестьянская серия («Косарь», «Уборка ржи», «Крестьянка с ведрами», «Лицо крестьянской девушки», «Дворовосек», «Утро после вьюги в деревне», «Жница» – 1911-1912) – геометрические формулы, статичный, тяжеловесный, примитивный мир деревни. Городская серия («Дама в трамвае», «Дама у афишного столба», «Портрет Клюна», «Портрет Матюшина» и др. – 1913-1914) – алогизм форм, этап к супрематизму: набор разных форм, требующих расшифровку, архитектурность деталей, наплыв форм, синтезирование отдельных фрагментов, деструкция нормального – поиск нового языка города. Параллельно - супрематизм. Манифест Малевича «От кубизму к супрематизму» (1915): освобождение картины от содержания, от традиции, от чувственности образа, беспредметность, создание умозрительных структур, экономные формы (квадрат, круг, крест), «архитектоны» объемных форм, перекодировка реальных вещей, образы-знаки. «Черный квадрат» – отказ от законов гравитации, отсутствие понятий «верх», «низ», «право», «лево», идея свободного парения в мировом пространстве, символика черного цвета, энергийная концепция искусства, символика формы квадрата – формула планетарно-космического взгляда на жизнь.

Экспрессионизм . Кандинский, П. Филонов, а также М. Шагал) – связь с экспрессионистической тенденцией европейского искусства.

Василий Васильевич Кандинский (1866-1944). Русский и немецкий художник. Связь с «Миром искусства», В. Борисовым-Мусатовым, Н. Рерихом. Древнерусская и рыцарская темы. Объединение «Синий всадник» (1911) (мистический и мифологический смысл названия, эстетическая программа). Перерастание модернизма «Мира искусств» в экспрессионизм, тяготеющий к беспредметности. Теоретик искусства («О духовном в искусстве»; 1912). Основные идеи книги. 3 стадии удаления от зрительных впечатлений: импрессии (полупредметные картины), импровизации (переосмысление), композиции (собственно абстрактное искусство). Импровизация «Озеро» (1910) (реминисценция на «Девятый вал» Айвазовского): различные аспекты трактовки, интеллектуальный ребус. «Композиция №6» и «Композиция №7» – живописно-пластические композиции: олицетворение пятен и линий, характер мотивов, космизм и эсхатологизм художественного мышления, идея семи планов Космического бытия (плотноматериальные и тонкоматериальные), понимание задач и возможностей художника. Организационно-культурная деятельность после революции. 1921 – отъезд в Германию. Усиление геометризма его картин (На точках, 1928). Влияние «зооморфизма» сюрреалистов (Композиция №9, 1936: Вокруг круга, 1940).

Павел Николаевич Филонов (1883-1941). «Школа жизни». Участие в выставках «Союза молодежи» (совместно с И. Розановой, К. Петровым-Водкиным, Н. Гончаровой, М. Ларионовым, К. Малевичем, И. Машковым, П. Кончаловским и др.). 1912-1915 гг. – расцвет творчества. Программа «Идеология аналитического искусства и принцип сделанности». Идея визионерства. Понимание искусства как жизнестроительства: «сделанность» картины, интеллектуальное творение мира художником, изображение «комплекса видимых и невидимых явлений, их эманаций, реакций...» с целью извлечения скрытого смысла; отражение мифа о творении мира – картина всеобщих качеств бытия. Влияние идеи Н. Федорова о патрофикация. Филонов и поэтический футуризм: поиски универсальных законов существования. Композиция полотен: загромождение предметами, людьми, животными, зданиями и др. Характер образности: принцип матрешки в объемах и плоскостях, техника примитива, первобытного искусства (Мексики, Африки; широкий интерес к этому в «Союзе молодежи»), знаковый принцип живописи «Крестьянская семья /Святое семейство/»: ассоциации со святой Троицей, иконные отголоски, миф об Адаме и Еве; отголоски библейских легенд о Рае, о днях Творения мира, народно-поэтического представления о божьем мироустройстве, отражение научных теорий о кристалле как единице материи; композиция картины и комплекс идей. «Пир королей» (1912-1913) – оценки ее В. Хлебниковым (пир трупов) и Ю. Маркиным (обряд причащения человеческой кровью), В. Каменским (ночные призраки). Трактовка автора методических указаний: реминисценции на иконы «Сошествие в ад», «Тайная вечеря», «Христос Пантократор», деисусное предстояние Богородицы, «Троица ветхозаветная». «Победитель города» (1915): идея неподвластност человеку стихии города. «Цветы мирового расцвета» (1915): цветомузыкальность изображения, уподобление его через композицию Млечному Пути, в недрах которого формируются новые звезды и новая жизнь. Цикл «Ввод в мировой расцвет» (1919). Близость к беспредметной живописи. Культурно-организационная деятельность. Композиции «Формула петроградского пролетариата» (1921), «Формула весны» (1929) – размышления о формуле космического бытия: попытка изображения атомизированной массы земной материи, потока света. Драматизм последних лет жизни.

Александр Михайлович Родченко (1891-1956); Варвара Федоровна Степанова (1894-1958). Участие в выставках футуристов, культурно-организационная работа. Работа чертежными инструментами. Беспредметное творчество в графике. Крайняя геометризация фигур, опора на геометрические формы: круги, полосы разных цветов. Основные цвета – синий, красный, желтый. Идея искусства – преобразование жизни по законам целесообразности. Пропаганда «производственного искусства», начало отечественного дизайна. Теория конструктивизма, соединение искусства с техническими новшествами. Разработка художественной фотографии, плаката и рекламы, работа в области художественного текстиля. Идея прикладного назначения искусства, задача создания эстетической среды человека. Скульптурно-архитектурное творчество и конструктивизм. Красота как целесообразность. Серия «Фигур» - картин и графических листов. Работа в области «промышленного искусства», театральной декорации, книжной иллюстрации, плаката. Преподавательская деятельность. Архитектурные проекты. Возвращение к живописи в последние годы жизни.

Живопись 1920-начала 1930-х годов. Оформление агитпоездов и агитпароходов, массовых празднеств. Объединения художников 1920-1930-х годов: 1) АХР (1922; с 1928 – АХРР – Ассоциация художников революционной России); активная выставочная деятельность – «Жизнь и быт рабочих» (1922); «Жизнь и быт Красной Армии» (1923); «Жизнь и быт народов СССР» (1926) и др. Пропаганда идеи «героического реализма» (романтического реализма). Творчество И.И. Бродского (портрет М. Фрунзе), М.Б. Грекова («В отряд к Буденному», «Тачанка», «Трубачи Первой Конной армии»); роль главного предшественника и ядра искусства социалистического реализма; 2) «Четыре искусства» (1924-1931) (художники, связанные с «Миром искусства» и «Голубой розой»): связь с традициями французской живописи, пластические эксперименты, «живописно-цветовое мироощущение»; художники К. Петров-Водкин, П. Кузнецов, В. Фаворский, М. Сарьян, В. Мухина, Ащусев, В. Щуко и др.); 3) ОСТ (Общество художников-станковистов) (1925); связи с Вхутемасом и Музеем живописной культуры); Д. Штеренберг, А. Дейнека, Ю. Пименов, А.Лабас; индустриально-урбанистическая тематика, синтез конструктивизма и романтического реализма; 4) «Маковец» (А. Шевченко, С. Герасимов, А. Фонвизин и др.) – заявка о приверженности традициям русского искусства, символика лубка и иконы; 5) ОМХ – Общество московских живописцев: продолжение традиций «Бубнового валета», русского «сезаннизма» - А. Лентулов, Р. Фальк, И. Машков, А. Куприн и др. Резкая критика формализма, усиление централизации и партийного контроля в области искусства, Постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» (1932), создание единого Союза художников (1934).

Живопись 1930-1950-х годов: принцип единообразия в искусстве; развитие жанра портрета - от интимного до парадного и исторического портрета: П. Корин. «Портрет маршала Жукова», «Александр Невский». Жанровые картины, посвященные войне и героическим событиям истории («Фашист пролетел» А. Пластова, «Мать партизана» С. Герасимова, «Оборона Севастополя» А. Дейнеки, «Бегство фашистов из Новгорода» Кукриниксов, «Письмо с фронта» А. Лактионова, «Утро на Куликовом поле» А. Бубнова). Актуализация традиций передвижников – жизнеподобное повествование о социально-бытовой жизни: «Опять двойка» Ф. Решетникова, «Обсуждение двойки» и «Прием в комсомол» С. Григорьева. Развитие монументальной живописи в оформлении общественных зданий и метрополитена.

Живопись 2-ой половины ХХ века. Продолжение революционной героики – Е. Моисеенко. Оппозиция социалистическому реализму в живописи – «суровый стиль», близкий к монументальному искусству: изображение правды жизни в сдержанной, условно-обобщенной манере (Д .Жилинский, М. Савицкий, В. Попков и др.). Преимущественное развитие жанра портрета, вбирающего черты социально-бытового жанра (В. Попков. «Работа закончена»; «Хороший человек была бабка Аксинья») и любовно-семейный материал (Д. Жилинский. «Портрет семьи художника Н. Чернышева», «Под старой яблоней», «Семья Капицы» и др.). Бурное развитие классического пейзажа (Н. Андронов, П. Никонов, др.) и «пейзажа концепционного» (образ-знак, образ-символ, ассоциативность, философичность изображения; традиции лубка, вывески, народной игрушки (В .Сидоров. «День победы»; Т. Яблонская. «Лето»). Тема праздника, карнавала, представления, жанр притчи (О. Булгакова. «Представление», «Застолье при луне»). Монументально-декоративная живопись: общественных зданий (мемориальные комплексы, конференц-залы, др.), мест отдыха (кафе, рестораны, театры, дворцы культуры): новые материалы, соединение живописи с рельефами, использование мозаики. Судьба направления нонконформизма: возникновение «второго авангарда» (конец 1950-х годов), элементы экспрессионизма, кубофутуризма; конфликт с властями (1962) – роль маргинального искусства, организация «домашних выставок», «бульдозерная выставка» 1974 года. «Лианозовская группа» – О. Рабин, Е. Кропивницкий, В. Немухин, др.) – неоэкспрессионизм в современной живописи. Группа «Сретенских бульваров» (И. Кабаков, Э. Булатов, Э. Неизвестный) – искусство концептуализма: жизнь как абсурд, сюжеты и детали обыденной жизни, предметы обихода, включение в изображение текста (И. Кабаков. «Коммунальная кухня»; 1974). Группа «Санкт-Петербург» (глава – М. Шемякин) – «метафизический синтетизм», интерес к древним культам, магии (М. Шемякин. «Метафизический курящий»), абсурдизм, символизм картин (М. Шемякин. «Туша», «Петр Великий»). Мрачная фантасмагория современной жизни в творчестве О. Целкова (морды-маски, глаза – арбузные семечки: «Групповой портрет с арбузом»). Экспрессионизм в творчестве А. Зверева. «Соц-арт» (В. Комар, А. Меламид): использование приемов соцреалистических плакатов, советской символики, гротеск («Двойной автопортрет в виде пионеров»). Начало диссидентского движения. Постперестроечная живопись.

Архитектура. Формирование на рубеже Х1Х-ХХ веков направлений: 1) модерна как выражения общеевропейской архитектурной мысли (национальная окраска: примесь исторических стилей необарокко, неорококко; принцип свободной ассиметрии, разный характер фасадов, увлечение орнаментом и живописностью - использование мозаичного фриза, пояса поливной керамики, витражных окон с переплетами, балконных решеток, декоративной скульптурой и др.; особняк Рябушинского в Москве, здание современного «Дома книги» в Петербурге; архитекторы Ф. Шехтель, П. Сюзор); 2) неоклассицизма как чисто русского явления в архитектуре (трехчастная композиция, анфиладный принцип, применение колонн – гостиница «Астория»; архитектуры В. Щуко и И. Жолтовский); 3) развитие неорусского (неороматического) стиля (стилизация под древнерусские терема и палаты: Ярославский и Казанский вокзалы, здание Третьяковской галереи; архитекторы Ф. Шехтель, А. Щусев).

Архитектура постреволюционной эпохи (1920-е годы): развитие формального направления. Создание проектов зданий государственного управления и промышленного назначения, рабочих клубов (проект рабочего клуба им. Русакова архитектора К. Мельникова, серебряная медаль 1925 года в Париже 1925 года за проект рабочего клуба А. Родченко) и дворцов, домов культуры, комплекса ВДНХ (проект И. Жолтовского) (сочетание цельных плоскостей с большими застекленными поверхностями, сочетание разных по композиции объемов, стилизация машинных деталей и др.). Влияние идей Корбюзье. Монументальность проектов: проект комплекса Дворца труда в Москве братьев Весниных: Дворец съездов, Дом Советов, Дом культуры, театр, горком партии, музей и т.д.; их же проект дома Наркомтяжстроя на Красной площади в Москве. Проекты перепланировок Москвы.

Архитектура 1930-1950-х годов: формирование стиля «упрощенной классики» с гигантскими размерами общественных сооружений; проект Дворца Советов (Б. Иофан, В. Щуко; высота более 300 м. со статуей Ленина на вершине, на 21 тыс. человек); разработка и оформление станций метро; упрочение «сталинского монументального стиля» - возведение ансамбля Московского университета на Ленинских горах (1948-1953; С. Чернышев и др.), строительство высотных домов в Москве; гражданское строительство (гармоничные пропорции зданий, членение протяженного фасада, декоративные элементы, подчеркнутый карниз, встроенные башни – архитектор И. Жолтовский); массовое жилищное строительство послевоенной эпохи, восстановление разрушенных городов. Постановление ЦК о борьбе с «излишествами» в архитектуре (1955) – явлениями сталинского неоклассицизма. Положительные и отрицательные стороны типового жилищного строительства.

Архитектура 2-ой половины ХХ века: простота, лаконичность, экономичность, рационализм построек; Останкинская башня (1967; архитектор Л. Баталов), новые станции метрополитена, кубический Дворец съездов (1961; архитекторы М. Посохин, др.; учет архитектурного комплекса Кремля), застройка Калининского проспекта. Архитектура постперестроечной эпохи – многостильность, учет ландшафта, декоративность, пышность, значительное углубление: монументальный мемориальный комплекс на Поклонной горе (1995; архитекторы А. Полянский, В. Будиев, Л. Вавакин; автор 140-метровой Ники – З. Церетели), храм Христа Спасителя (архитекторы М. Посохин и А. Денисов), подземный многоуровневый коммерческий комплекс на Манежной площади с мозаичным и скульптурным убранством, проекты Международного делового центра «Сити» на Красной Пресне, Русского культурного центра в Москве с театрами, ресторанами, магазинами и деловыми зданиями. Увлечение модерном начала ХХ века – формирование стиля неомодерна с опорой на сложные инженерные решения.

Скульптура. Измельчание форм как отражение кризиса скульптуры на рубеже Х1Х-ХХ веков, начало монументализации, развитие жанра портрета. Творчество А.Голубкиной (1864-1927): влияние О. Родена; «Идущий», «Сидящий», «Портрет А. Белого», «Портрет В. Эрна», «Портрет М. Лермонтова» – экспрессивность деталей, романтизация образа при сохранении жизнеподобия; разнообразие материала: гипс, дерево, бронза. А. Матвеев (1878-1960) – музыкальность, поэтичность образов, обобщенно-условная манера в реалистическом методе («Юноша», «Сидящий мальчик», «Спящие мальчики», надгробие В. Борисова-Мусатова); революционная тема – «Октябрь». Творчество С. Коненкова (1974-1971): картины начала 1900-х годов («Рабочий-боевик», «Нике») – экспрессивность, пластичность, социальная трактовка образа; увлечение сказочной тематикой и античной мифологией в 1910-е годы («Стрибог», «Эос») – традиции прикладного народного искусства (резьба по дереву, деревянная скульптура); создание мемориальных досок в постреволюционную эпоху, памятник Степану Разину для Лобного места на Красной площади (сказочный герой народного эпоса); статуи, вырубленные из дерева, раскрашенные («Кариатиды», «Текстильщица») – выражение отвлеченной идеи в чувственно-конкретном образе; портреты 1930-1950-х годов («Портрет Ф. Достоевского», «Марфенька», «Автопортрет») – психологичность, философичность. Скульптурная группа В. Мухиной (1889-1953) «Рабочий и колхозница», памятник М. Горькому. Интерес к скульптуре В. Серова, К. Сомова, Б. Кустодиева, М. Врубеля.

Монументальная скульптура 1920-х-начала 1930-х годов – памятники деятелям революции, ученым, писателям, художникам, композиторам.



Скульптура 1930-1950-х годов. Анималистическая скульптура (В. Ватагин, И. Ефимов). Изображение идеального, возвышенно-героического: Н. Томский (портреты Героев Советского Союза), Е. Вучетич (1908-1974): многофигурные композиции («Памятник генерал-лейтенанту М. Ефремову»), скульптура «Советский воин-освободитель» - 13-метровая фигура солдата с ребенком на руках: героизация, монументализация образа.

Скульптура 2-ой половины ХХ века: ведущая форма – архитектурно-скульптурный комплекс, мемориал (В. Цигаль. «Памятник генералу Д. Карбышеву», «Узники Освенцима»; Е. Вучетич. «Памятник-ансамбль на Мамаевом кургане»; В. Исаева, Р. Таурит. «Мемориал на Пискаревском кладбище»). Общее в художественных особенностях: экспрессивно-напряженный символический образ, значительная роль архитектурного и декоративного компонентов. То же в интимной теме: Н. Жилинская. «Семья» (деревянная скульптура, стилизация триптиха или открытых ставень). Космическая тема: А. Файдыш. «Памятник К. Циолковскому». Декоративно-парковая скульптура: выставки «Скульптура на открытом воздухе», «Скульптура и цветы». Фонтанные скульптуры Б. Свинина («Фархад»). Конструктивизм в скульптуре – В. Сидур: материал – трубы, батареи, условный язык («Препарараты», «Гроб-арт»). Нонконформизм в скульптуре – Э. Неизвестный (1925): художественное и философское образование; концептуальная условность образов; техногенные мотивы (цикл «Роботы и полуроботы»); художественный эксперимент - 100-метровая скульптура-здание «Древо-жизни».

Графика. Бурное развитие графических искусств на рубеже Х1Х-ХХ веков. Новое понимание искусства книги как единого ансамбля. Издания художественных журналов («Мир искусства», «Аполлон», «Золотое руно»), признание важности полиграфического исполнения изданий, графика сатиры («Сатирникон»). Книжные издания И.Я. Билибина, А.Н. Бенуа, Г.И. Нарбута, М.В. Добужинского, С.В. Чехонина и др. Агитационный лубок и политический плакат. Новые формы графики: цветная гравюра, цветной офорт, цветной эстамп.

Графика 1920-х годов: героический (Моор – Д.С. Орлов: «Ты записался добровольцем?», «Помоги!») и сатирический плакат (Дени – В.Н. Денисов: «Антанта»). Плакаты «Окон сатиры РОСТА». Влияние плаката на газетно-журнальную, книжную графику. Издание журнала «Крокодил» (1922). Детская иллюстрация (Н. Радлов, С. Чехонин и др.).

Графика 1930-1950-х годов: художественные издания русской и зарубежной классики, многонациональной советской литературы; военный плакат (И.М. Тоидзе. «Родина-мать зовет!», плакаты Кукриниксов), «Окна ТАСС»; плакат послевоенного времени (трудовая и антивоенная темы).

Графика 2-ой половины ХХ века. Развитие эстампа; тенденция циклизации произведений графики.



Декоративно-прикладное искусство. Стиль модерн в мебели, посуде, ювелирном искусстве. Актуализация обивочных тканей. Деятельность художников Абрамцевского кружка, мастерской М.К. Тенишевой (М. Врубель, В. Васнецов и др.). Развитие промышленного фарфорового производства (изделия Императорского фарфорового завода; производство фарфора для массового потребления заводами М. Кузнецова). Изделия Фаберже.

Декоративно-прикладное искусство 1920-х годов: новые формы росписи фарфоровых изделий (портрет, лозунг, советская эмблематика и геральдика; супрематические формы и роспись предметов фарфоровой промышленности). Художественный текстиль: индустриальные мотивы, советская орнаментика.

Декоративно-прикладное искусство 1930-1950-х годов. Восстановление народных промыслов (лаковая миниатюра Палеха, Мстеры и Холуя). Массовое производство стекла, фарфора и тканей.

Декоративно-прикладное искусство 2-ой половины ХХ века. Новые виды изделий: панно, гобелены и декоративные ткани, произведения из стекла и керамики. Разработка проектов предметов быта – начало художественного конструирования.



ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Практическое занятие № 1.

Художники 2-ой половины ХХ века (по выбору)

*Форма занятия: 3-4 группы студентов выбирают по согласованию с преподавателем художников, творчество которых представляют на занятии по следующей схеме: описание исследований, посвященных творчеству, общая характеристика творчества, характеристика избранных картин. Исследования используются из списка литературы данных методических указаний.
Практическое занятие № 2.

Архитектура 2-ой половины ХХ века.

*Форма занятия идентична описанной выше.
Практическое занятие № 3.

Декоративно-прикладное искусство ХХ века

(мебель и обивочные ткани, художественный фарфор, лаковая миниатюра, художественный текстиль, художественное стекло)

*Форма занятия идентична описанной выше.



Практическое занятие № 4.

Графика ХХ века

(книжная графика, плакат).

*Форма занятия идентична описанной выше.




Литература:

Труды художников-современников эпохи:

А. Бенуа (История живописи в Х1Х веке. Русская живопись),

Грабаря (Серов. Жизнь и творчество; История русского искусства; Врубель),

В. Кандинского (3-томник писем и статей),

К. Малевича (От кубизма и футуризма к супрематизму. Новый живописный реализм), К. Петрова-Водкина (Хлыновск. Пространство Эвклида. Самаркандия)

и др.



следующая страница >>
Смотрите также:
С. А. Бочаров «27» октября 2008г. Рабочая учебная программа дисциплины «История искусств»
444.4kb.
2 стр.
С. А. Бочаров «27» ноября 2008г. Рабочая учебная программа дисциплины «История искусств»
402.04kb.
3 стр.
Рабочая учебная программа дисциплины «Отечественная история»
1741.58kb.
9 стр.
Рабочая учебная программа по литературе для 10 класса 3 ступень Срок реализации 1 год Рабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных школ «Литература» под редакцией Лебедева Ю. В.,10 кл. М. «Просвещение», 2008г
596.91kb.
2 стр.
Рабочая учебная программа дисциплины акушерство для специальности 060201. 65 стоматология Всего часов 81, из них
341.78kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа дисциплины Моделирование рассуждений
158.28kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины в «Отечественная история»
772.17kb.
5 стр.
Рабочая учебная программа дисциплины «дифференциальная психология» для студентов, обучающихся по специальности
360.38kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине «международное частное право»
607.34kb.
3 стр.
Рабочая учебная программа по поликлинической терапии для специальности 060101 лечебное дело
371.75kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа по общественному здоровью и здравоохранению для специальности 060105 стоматология
536.92kb.
3 стр.
Рабочая учебная программа по фтизиопульмонологии, детской фтизиатрии для специальности 060105 стоматология
232.24kb.
1 стр.