Главная страница 1страница 2страница 3

Характеристика основных исследований искусства 18 века.

Краткая историческая справка.

Многочисленные преобразования в области искусств на европейский лад: новое зодчество, новое изобразительное искусство, начало системы художественного образования в Петровскую эпоху (Петр I /1696-1725/). Классицизм и барокко в практике искусства.

Отказ от продолжения реформ предыдущей эпохи в условиях отсутствия харизматического лидера в годы правления Екатерины 1 (урожд. Марта Скавронская /1725-1727/).


Упадок государственных дел и искусства в период правления Петра II (1727- 1730) и Анны Иоанновны (1730-1740). Отлучение от власти соратников Петра; биронщина. Преследование художников и архитекторов, работавших с Петром I. Выдвижение Ломоносова и Тредиаковского. Роль в стабилизации русского искусства возвращающихся из-за границы пенсионеров.

Начало реставрации петровских реформ в правление Елизаветы Петровны (1741-1761). Учреждение Академии художеств, открытие первого университета. Начало расцвета национального искусства. Отражение в искусстве образа Елизаветы Петровны.


Стремительное развитие русского искусства в эпоху правления Екатерины II (1762-1796). Распространение культурных веяний на периферию, строительство дворцово-парковых усадебных комплексов, рассвет живописи и скульптуры. Интерес к искусству Востока (Китая, Японии, Турции). Утверждение классицизма в роли доминантного направления. Отражение личности императрицы в искусстве.

Искусство при Павле 1 (1796-1801). Развитие сентименталистских и предроматических тенденций в искусстве. Архитектурные памятники эпохи, состояние живописи и скульптуры.



Смысл петровских реформ.

Задача обмирщения искусства, связи его с общественными интересами, привитие новое эстетики, формирование нового понимания жизни, общественных и личных идеалов, пропаганда европейского образа жизни. Смена старой знаковой системы от языка до градостроительства. Приглашенные европейские мастера и русские пенсионеры как культурные посредники между Россией и Европой. Создание коллекций произведений европейского искусства. Сюжеты и герои античной мифологии как средство воспритания новой эстетики и морали.

Роль архитектуры в обновлении России. Роль Трезини и Леблона в утверждении градостроительного плана С.-Петербурга, формирования господствующего стиля. Внедрение типовых проектов зданий различного предназначения. Новое понимание города как единого архитектурного ансамбля. Отказ от средневековой радиально-кольцевой системы, начало проектирования и каменного зодчества с инженерным расчетом. Здания-ансамбли. Комплексность дворцово-парковых комплексов (архитектура, живопись, декоративно-прикладное искусство, садовое и фонтанное искусство, музыка и театр, искусство фейерверков).

Классификация направлений в искусстве 18 века.

Форма ускоренного развития искусства России - переплетение барокко, рококо, классицизма: первая треть 18 века - ранний классицизм и барокко, 1740-1750-е гг. - развитое барокко с элементами классицизма, вторая половина 18 века - упрочение классицизма с элементами барокко, рубеж веков и начало 19 века - поздний классицизм с элементами сентиментализма и предромантизма.



Основные стилевые особенности барокко, новая классификация жилых помещений в дворцовой форме, их декорирование. Начало аллегорической живописи.

Классицизм. Происхождение, периодизация. Философские, социально-политические основания классицизма. Каноничность художественной системы классицизма, культура готовой формы. Система жанров. Большая дворцовая форма и историческая живопись как высокие жанры. Геометризм, логичность планировки, отход от протяженных анфилад. Дидактический пафос, утопизм в понимании человека и государства. Идеал человеческой личности.

Художественное образование в России. Роль Оружейной палаты, Санкт-Петербургской типографии, Кунсткамеры и Канцелярии от строений в художественном образовании предыдущего периода. Система пенсионерства. Признание русских мастеров в Европе. Формирование демократической творческой интеллигенции. 1724 - указ об учреждении Академии художеств и наук с преподаванием перспективы и рисунка. 1748 - классы архитектуры, скульптуры, живописи. 1758/1764 - Указ об основании Академии художеств. Здание Академии художеств (1764-1788). Система обучения в Академии художеств: роль рисунка, работа с образца как основная форма (копирование античных образцов, европейских картин, статуй, чертежей и моделей зданий). Место в системе обучения библейских, мифологических и исторических сюжетов, роль конкурсов.

Аллегорические, мифологические и исторические образы в искусстве 18 века.

Аллегоризм и мифологизм как способ художественного мышления русского искусства нового времени, поддержка его Академией художеств. Названное явление в искусстве 17 века (притчи). Основные задачи нового художественного языка: воспитание нового человека, прославление Петра (образ абсолютного монарха). Пантеон античных богов (Зевс, Геркулес, Нептун, Персей, Гелиос, Фаэтон, Минерва, Андромеда, Церера, Флора), система античных и европейских мифологических и библейских образов, мотивов и сюжетов, понятий (абстрактные, географические, наука и искусства, время, стихии и др.), исторические герои. Издание книги «Символы и эмблемата». Формы оперативной пропаганды нового изобразительного языка (праздники, шествия, фейерверки, маскарады, садово-парковая скульптура в Летнем саду и Петергофе, монументальная живопись).




Архитектура




Доменико Трезини (1670-1734) Архитектор-инженер. Руководство архитектурной мастерской и Канцелярией от строений. Автор, соавтор, руководитель строительства Петропавловской крепости, первого Летнего дворца, первого Зимнего дворца, здания Сената и др. строений, автор проектов образцовых жилых домов.


Петропавловская крепость (1703-1733): отражение русской (кремль) и европейской традиций. Фортификационная роль крепости, государственные учреждения. Архитектурные особенности собора (образцы - соборы в Ревеле и Риге в близких географо-климатических условиях), его декорирования, в т.ч. лепное убранство. Композиция и декорирование иконостаса. Архитектурные и декоративные особенности колокольни. План застройки Васильевского острова. Архитектурная форма здания 12 коллегий, отражение в ней русских и голландских традиций. Дворец Меншикова: архитектурные особенности, функциональность помещений, оформление интерьеров и экстерьера. Летний дворец в Летнем саду: архитектурный замысел, устройство внутренних помещений, лепное убранство, декорирование, композиции на мифологические сюжеты, аллегорические изображения.

Жан-Батист Александр Леблон (1679-1719). Архитектор-инженер. Идея идеального города на принципе геометрии в плане Васильевского острова. Автор идеи царского садово-паркового комплекса (Петергоф): большой дворец с парком, малые дворцы Эрмитаж, Монплезир, Марли; комплексы, построенные по образцу Петергофа. Петергофский Большой дворец: общий архитектурный план, декор экстерьера, принцип расположения помещений, их декорирование. Большой каскад как подножие дворца, его скульптурное оформление. Монплезир - дворец в миниатюре. Система комнат, их архитектурные и декоративные особенности. Функциональное назначение галерей, их оформление.

Франческо-Бартоломео Растрелли (1700-1771). Новый архитектурный стиль: усиление рельефа фасадов, увеличение количества колонн, расцветка зданий, позолота лепных деталей, скульптура, внутренние парадные дворы и пр. Крупные постройки: Екатерининский дворец в Царском селе, Зимний дворец, Смольный монастырь (три типа дворцов: загородный, городской и дворец-монастырь). Екатерининский дворец: тип громадного блока-галерей с анфиладами залов и комнат. Регулярный парк с различными павильонами. Композиция всего комплекса и «среднего» дома. Окна и колонны в экстерьере и интерьере. Балюстрада. Цветность, лепное убранство внешнего декора, внутренний декор. Зимний дворец: общий архитектурный план, расположение помещений, внешний и внутренний декор. Замысел Смольного монастыря, его реализация. Собор Смольного монастыря.

Кокоринов А.Ф. (1726-1776). Начало классицизма. Здание Академии художеств (также и Деламот): общий архитектурный план, композиция центрального объема, декор фасадов, расположение внутренних помещений.

Баженов Василий Иванович (1737-1799). Учеба в Академии художеств, пенсионерская поездка. Идея нового плана Москвы как великого города на основе древнерусских традиций. Наиболее значительные проекты (Кремлевского дворца и ансамбль в Царицыне под Москвой). Новое толкование городского и загородного дворцов. Проблема новой ансамблевости. Кремлевский дворец. Идея грандиозного дворца как 8-го чуда света. Историческая застройка и ландшафт в проекте. Общий план проекта, архитектура главного корпуса. Замысел главной площади как отражение нового понимания роли народа в истории. Особенности оформления экстерьера и интерьера. Царицынский дворец как отражение нового стиля. Композиция дворцового комплекса, древнерусские традиции в оформлении экстерьера. Связь сооружений воротами, естественный парк. Драматическая судьба дворца. Архитектурная идея Дома Пашкова.

Казаков Михаил Федорович (1738-1812). Архитектор Москвы. Архитектурный замысел Петровского дворца (выделение в главном зале большого зала с высоким куполом, парадный двор - «визитная карточка» стиля), Московского университета, Дома Демидова.

Джакомо Кваренги (1744-1817). Сторонник строгого классицизма. Автор проектов общественных сооружений: здания Академии наук, Государственного банка, Смольного института и др. Архитектурные особенности: параллелепипед с 2 флигелями, пониженными галереями, портики с фронтонами и боковыми статуями, колонны с нарядными капителями.

Тенденции архитектуры частных усадеб на примере усадеб Останкино и Кусково.


Живопись.
Антон Павлович ЛОСЕНКО (1737-1773). Живописец и педагог. Биографическая справка. Труды по рисованию. Теория рисунка: против идеализации реальных форм, анатомия, законы перспективы и освещение как основа рисунка, понимание пропорций человека, изображение фигуры в динамике, последовательность заданий. Классицизм в исторической живописи. Владимир и Рогнеда (1770). Звание академика и профессора живописи. Трактовка исторической темы. Национальная идея: равноправие русской истории с античной. Сюжет и его художественное решение: выбор персонажей и ситуации, выбор интерьерного пространства, композиция планов, историческая правда и классицистический идеал женской и мужской красоты, связь сюжета с событиями 18 века. Прощание Гектора с Андромахой (1773). Выбор героя и сюжета, конфликт, архитектурная декорация, театрализованная композиция, демонстрационный характер переживаний, цветовое решение композиционного центра.

Портрет в живописи.

Парсуна (произведения примитива и парадно-аристократический портрет) в живописи 17 века, ее влияние на портрет 18 века. Сближение парсуны с общеевропейским портретом. Развитие портретного искусства 18 века как следствие нового понимания человека.

Формирование системы жанров портрета.

По преобладающему характеру представления модели: 1) парадный - прославительно-мемориальный; поза модели, выражение фигуры и лица, одежда, аксессуары, фон; 2) полупарадный - переходный к камерному; интеллектуализация модели; одежда, аксессуары, фон; 3) разновидность полупарадного - парный портрет (2 сопутствующие изображения) и двойной (изображение на одном полотне); проблема представления в искусстве женского образа; 4) вариант полупарадного портрета - детский портрет; принципы портретирования ребенка; 5) групповой портрет; художественные трудности его композиции; 6) камерный - переходный к интимному; уход от античной нормативности к национальным ментальным качествам; новые психологические качества личности; одежда и фон, формат; 7) интимный (лирический) портрет - отражение новых отношений модели и художника; апелляция к настроению модели; 8) вариант интимного (или - камерного) портрета - автопортрет; причины неразвитости в 18 веке; 9) костюмированный - маскарадная одежда как первичный способ психологизирования модели; 10) кунсткамерный тип, или научно-фиксационный: а) посмертный; б) изображение диковин и уродств; в) этническое изображение.



Типология портрета по видам искусства и материалу: 1) живописный; 2) скульптурный, в том числе восковой; 3) гравированный (часто профильный), или медальерный; 4) портрет-миниатюра (чаще на эмали).

Иван Никитич Никитин (1680-1742). Первый русский художник Нового времени. Портреты особ царского дома. Пенсионерство в Италии. Драматическая судьба. Роль традиции парсуны и иконной живописи в портретах. Отход от суммарности и типичности. Влияние на творчество И. Никитина французской школы живописи, традиции голландского портрета. Понимание задач художественного портретирования. Портрет Натальи Алексеевны (1716). Традиции парсуны: анатомическая неправильность, плоскостность, статичность позы и декоративность колорита; попытка создании камерного портрета, решения проблемы передачи фактурности. Портрет напольного гетмана (1720-е годы). Модель: Мазепа, Скоропадский, сам художник. Переходная форма от полупарадного портрета к интимному: выбор модели, поза, выражение лица, детали костюма - свобода от формульности. Портрет канцлера Гавриила Ивановича Головкина (1716-1720-е годы). Полупарадный портрет: интеллектуализация лица; момент фиксации - подведение итогов жизни; регалии и акссесуары, колористика и фактурность костюма, фон. Портрет Сергея Строганова (1726). Полупарадный портрет с сентиментально-романтическими элементами; барочно-рокайльная поза. Предсказание направления развития русского портрета. Петр 1 на смертном ложе (1725). Научно-фиксационный и художественный портрет.

Андрей Меркурьевич Матвеев (1701-1739). В 1716г. отправлен пенсионером в Голландию. 11 лет пенсионерства. Копирование картин старых и современных мастеров. Руководитель (с 1730) «Живописной команды Канцелярии от строений». Композиции для Петропавловского собора, Зимнего дворца, здания Двенадцати коллегий, Летнего дворца, триумфальных ворот и различных церквей и дворцов Петербурга, живописные работы для Петергофа. Из станковых произведений: «Аллегория живописи» (1725), «Портрет Петра 1» (1725), «Венера и Амур», «Портрет княгини А. Голицыной» (1728), «Автопортрет с женой» (1729). Матвеев содействовал обмирщению русского искусства. Аллегория живописи (1725) - первое русское произведение живописи на аллегорический сюжет. Персонажи и предметы, символизирующие науку и искусство. Екатерина 1 в образе Минервы. Компоновка пространства. Технология живописи. «Иконологический лексикон» - руководства для поэтов и художников. Система аллегорических образов: художник должен изображаться с палитрой и кистями, архитектор - с чертежом здания, циркулем, угольником и др., рисовальщик - с рисовальным пером и фигурами Лаокоона, Аполлона и пр., скульптор - с молотком и долотом или со скульптурой. Автопортрет с женой (1729). Традиции голландской живописи, свадебного европейского портрета. Наличие иконографических качества. Композиция картины. Изображение моделей. Цветовая гамма, лессировки. Новый фон - условный пейзаж. Костюмированность изображения. Русский целомудренный вариант трактовки темы любви в живописи Ватто. Портрет княгини Анастасии Петровны Голицыной (1728). Форма портрета, личность модели. Полупарадный барочный портрет: импозантность позы, положения головы, разворота плеч, одежды, аксессуаров. Колористическая и фактурная нарядность. Портрет как элемент интерьера. В трактовке модели - прообраз психологического портрета. Несогласованность панегирической формы и правдиво переданных черт.

Иван Яковлевич Вишняков (1699-1761). Ученик и преемник А. Матвеева. С 1739 года глава «Живописной команды». Многочисленные монументальные живописные работы, парные портреты (реакция на складывающуюся традицию создания семейных портретных галерей). Интерес к частной жизни и обычному человеку - черта послепетровского времени. Влияние живописи Ватто: передача поэтичности, грусти, лиризма, но отказ от жеманности, фривольности, игривости. Влияние иконописного искусства. Портрет Сарры Фермор (1749-1750). Уменьшенная портретная копия взрослого - ребенок еще не является непосредственным предметом живописи: иконный «след» в изображении статуарной позы и плоскостной анатомически неправильной фигуры; одежда; роль в оформлении пространства колонны; детали интерьера; фон - символический пейзаж предромантического характера; элементы пейзажа как эпическая и психологическая параллели к портретам сестры и брата; соединение традиционных русских форм с еще неокончательно освоенными традициями европейского искусства. Портрет Матвея Бегичева (1757). Эволюция портретного искусства: приближение фигуры и укрупнение деталей, скульптурное выявление объема лица; разработка эмоционального выражения лица; передача фактуры сложных тканей; сохраняющиеся традиции парсуны.

Алексей Петрович Антропов (1716-1795). Ученик А. Матвеева и И. Вишнякова. Учитель Д. Левицкого. Росписи Летнего и Зимнего дворцов, дворцов в Петергофе и др. С конца 1750-х годов - главный художник Синода. 8 канонических портретов Елизаветы Петровны с «образца» (портрет Каравакка), портреты Петра Ш, Измайловой, Румянцевой, др. Портрет Петра Ш (1762). Несколько вариантов, в т.ч. поколенный. Везде - фигура задвинута вглубь пространства. Парадный полнофигурный портрет: организация и декорирование пространства, поза и одежда, атрибуты власти, колористическое решение. Замена дверного проема батальным пейзажем. Несогласование парадного портрета с реалистической передачей фигуры и лица Петра - формирование реалистической психологической портретной живописи. Портрет А.М. Измайловой (урожденная Нарышкина; 1754). Соотношение фигуры и пространства картины, моделирование фигуры, скульптурное изображение лица. Передача характера, эпохи. Портрет Екатерины П (1762 - несколько вариантов, подмастерье — Д. Левицкий; 1763, 1764, 1766 - несколько). Полнофигурный портрет 1762 года - обычный набор аксессуаров. Углубление пространства фигурной ступенькой. Эстетизация фигуры, поза, одежда. Способы передачи фактурности тканей. После 1760 года - камерные портреты членов царской семьи, в том числе многократно - детские портреты Павла Петровича.

ИванПетрович Аргунов (1729-1802). Несколько поколений крепостных художников. Учился при Канцелярии от строений (ученики начинали с грунтовки и натяжки холстов, растирания красок, изготовления кистей и постепенно переходили к рисунку и живописи). Иконы для придворной царскосельской церкви. Выполнение заказов на оформление интерьеров: плафоны, настенная живопись на мифологические сюжеты или древней истории. Особая популярность - история царицы Египта Клеопатры (образец рокайльной декоративной живописи). Парные портреты Лобановых-Ростовских (1750, 1754). Лобанов-Ростовский - полупарадный портрет: героизирующая поза, отсутствие индивидуальной характеристики, мундир, мантия, аксессуары, насыщенный колорит. Традиции парсуной живописи. Портрет соответствует художественным исканиям более раннего периода. Лобанова-Ростовская: малая индивидуализизация образа, подчеркнуты детали парадной одежды, прически, однако новая утонченная цветовая гамма. Фигуры обращены друг к другу, принцип дополнительности цветовой гаммы. Портрет П. Шереметева с собакой (1753) - отражение новой русской действительности. Новый вид парадного изображения: охотничьи аксессуары, парадный костюм, драгоценный ошейник собаки, торжественная цветовая гамма. Понимание шаблонности парадного портрета, поиски более интимной формы, хотя сословно-нормативное представление о человеке еще остается. Портрет супругов Хрипуновых (1754). Интимность обстановки, момент чтения, отказ от внешних средств характеристики. Небольшой размер холста, простая композиция и скромная гамма цветов. Психологическая характеристика моделей в ситуации активной умственной жизни. Скромная цветовая гамма. Автопортрет: использование предметов изобразительных искусств для составления инициалов. Портрет калмыцкой девочки Аннушки (1767). Вариант кунсткамерного типа портрета с деталями репрезентативного. Изображение калмыцких детей Д. Левицким, О. Кипренским. Отражение национальных особенностей восточной внешности, анатомических особенностей детской фигуры. Отражение в портрете нравов и культуры эпохи. Девочка держит в руках парадный портрет своей покойной хозяйки Шереметевой (портрета Грота). Платье, аксессуары - демонстрация деятельности Шереметевой. Портреты семейства Лазаревых (1769). Изображение армян, переселившихся в Россию из Персии. Их писали Аргунов, Мартос, Тропинин и др. художники. Самый глубокий и профессиональный И. Аргунова - портрет Анны Акимовны Лазаревой. Национальный костюм с хорошо выписанной фактурностью, реалистическое изображение лица со скульптурной проработкой, переданы возраст, психологический тип.

Портретная галерея Шереметевых (несколько десятков, в том числе и посмертные), портрет Елизаветы Петровны (1760), портрет Екатерины П (1762) для Сената - по схеме и деталям известных портретов Елизаветы Петровны других художников.



Крестьянская тема, тема морального воспитания дворян. Портрет неизвестной крестьянки (1785) - предвосхищение опоэтизированных образов крестьянок Венецианова. Положение фигуры, скульптурная передача форм тела, гармонические пропорции, увязанность цветов друг с другом, этнографическая точностью костюма крестьянки Московской губернии. Педагогическая деятельность Аргунова.

Левицкий Дмитрий Григорьевич (1735-1822). Ученик Антропова. Модернизация парадного портрета. Портрет А.Ф. Кокоринова (1769). Парадный портрет: одежда, поза, жесты, атрибутика (барочный характер), композиция картины с центральной постановкой фигуры, интерьерный фон. Личность как воплощение просветительского идеала эпохи классицизма. Звание академика за портрет. Портрет П.А. Демидова (1773). Традиционная схема парадного портрета: формат холста и изображения, фон, детали как знаки вкусов, занятий и положения. Образ Садовника. Роль чудака как способ психологизма. Риторические жесты и театральная условность. Серия портретов учениц Смольного института (1773-1777). Театральные, к5остюмированные игровые портреты с разработкой сюжета, одиночные и парные. Пасторальная тема как знак формирующегося сентиментализма, ее реализация в образах и мотивах. Портрет Екатерины П - законодательницы… (1783). Смысл длинного названия. Формат изображения, организация пространства и символические детали, цветовая символика. Реалистические портреты дворян: Воронцова, Львова и др. Женские портреты: Урсулы Мнишек (1782), М. Дьяковой (1778), дочери Агаши, др. Система жанров: парадный, лирический (или поэтический), этнографический портреты с сохранением однотипных черт модели, естественной постановкой фигуры в пространстве, подчеркнутой материальностью изображения. Смена приоритетов в живописи - историческая картина как главный жанр, драматизм положения жанра портрета. Окончательное вхождение русского искусства в ряд европейского. Развитие интимного портрета.

Рокотов Федор Степанович (1735/1736 - 1808). Учеба в Академии художеств, в 1765 г. избрание в академики. Учителя Рокотова. Основатель камерного, или интимного портрета. Коронационный портрет Екатерины П в профиль (полнофигурный, поколенные, погрудный) (1762). Заказы на портреты членов царской семьи, государственных деятелей и дворянской интеллигенции. Формирование нового образа личности. Создатель «интимизированного парадного портрета» (Н. Лапшина). Традиции Антропова, индивидуально-творческие черты. Формат картин. Портрет Екатерины П (1763). Поза, аллегорические фигуры и детали постановки, колористическое решение. Техника письма. Цикл женских портретов 1770-х годов: новый формат картин, положение фигуры, выражение лица, колорит. Портрет Струйской (1772). Новый женский образ (женщина сложной духовной жизни), новые акценты в деталях лица и выражении. Фон. Перекличка форм, линий, колористический тон. Портрет неизвестной в розовом. Портрет Новосильцевой (1780): одежда, психологическая неоднозначность выражения лица, характер объемной формы. Портрет Суровцевой (1780-е): фигура, одежда, символический образ розы, колорит; черты искусства сентиментализма. Художественные особенности поздних портретов (период классицизма): красочный слой, усиление роли рисунка, четкие контуры, статуарность, скульптурность (портреты Писаревой, Бутурлиных и др.).

Боровиковский Владимир Лукич (1757-1825). Учеба у венского портретиста И. Лампи. Более 400 полотен: парадные портреты большого формата, небольшие камерные изображения, миниатюры, аллегорические картины, иконы. Особая роль миниатюр (масляные и эмалевые): материал, форма, изображение, фон. Художник сентиментализма, интерес к возможностям позднего классицизма. 1795 - избрание в академики. Формирование русского сентиментализма: критика рассудочности, приоритет эмоциональности, чувственности, критика общественных пороков, идеализация природы, естественного человека, естественного состояния, развитие пейзанской темы, идеализация крестьянина, понимание сострадания как нормы поведения. Портрет Императрицы на прогулке в Царскосельском парке (1794): камерное толкование образа императрицы в духе сентиментализма; одежда, фигура, природна как фон и самостоятельный персонаж (изображение с натуры). Развитие темы в повести А. Пушкина «Капитанская дочка». Черты жанровой картины. Портрет персидского принца (1796): средства монументализации фигуры, природный фон романтического характера, изображение лица и деталей одежды. Портреты-идиллии с природным сельским или парковым фоном, образы животных, форма холста, простые одежды, отсутствие украшений, идиллические мотивы (Ж.-Ж. Руссо: нравственный человек не может любить богатство). Портрет Нарышкиной в детстве, портрет неизвестных девочек с овечкой, портрет Лизыньки и Дашиньки (1794). Портрет Арсеньевой (1790-е): костюм пейзанки, роль пастушки, черты личности, образ яблока, живопись сплавленными мазками, новое понимание свето-тени, колорит, роль растушеванности объемов, золотой дымки. Портрет Марии Лопухиной (1797) - визитная карточка художника, поэтический сентименталистско-романтический портрет: культ уединенного существования, фигура и одежда в слиянии с природой, значение линии и ритма, символические образы цветов, цветовые соотношения и оттенки, характер природной среды, роль лессировок, характер мазка (извлечение духовного из материального). Семейная идиллия в интимном портрете: портрет сестер Гагариных (1802), портрет графини Безбородко с дочерьми (1803). Портреты деятелей церкви, иконы.

Щедрин Семен Федорович (1745-1804). Учеба в Академии художеств вместе с братом Феодосием, будущим скульптором. Пенсионерская поездка. Признание ландшафтного художества; Щедрин - родоначальник русского пейзажа. Природа в картинах 18 века - элемент, фон, изображенный условно. Затем - интерес к пейзажным паркам (натуральной природе), стремление к сельской идиллии, пейзанству, новое чувство природы; пейзажная схема того времени. Интерес Щедрина к французскому романтическому пейзажу, фламандскому и голландскому пейзажу 17 века. Развил видовую картину петровского времени, сделав предметом изображения пейзажные парки, открыл русскую природу. Суммарное изображение с воспроизведением отдельных деталей места. Композиция: природные объекты первого плана, их роль; объекты второго плана, видовые изображения; изображение световоздушной среды, построение глубины пространства; животные как знаки сельского вида. Роспись стен Михайловского замка: иллюзия вида природы через колонны, ложные окна. Педагогическая деятельность.
Скульптура.

Бартоломео Карло Растрелли (1675-1744).

Начало светской скульптуры разных жанров: круглой скульптуры, бюста, скульптурной группы, конного монумента, работа над декорациями, эскизами маскарадных платьев. В скульптуре - парадные и полупарадные портреты. Единственный мастер скульптурного портрета на протяжении 1-й половины 18 века. Бюст Меншикова (1717). Барочный характер: разворот торса, внимание к деталям. Бюст Петра 1 (1723 - до 1730): разворот торса, многофигурность лат, акцент на множественности фактур, сложные пространственные решения фигуры, динамика, проработка поверхности бюста, элементы психологической характеристики Петра. Методика работы с портретом: восковая маска Петра, с нее - гипсовый слепок, затем - восковой бюст царя в латах, затем - бронзовый бюст. Восковой бюст и восковая фигура как самостоятельная скульптурная форма. Бронзовая статуя Анны Иоанновны с арапчонком, подносящим державу (1732-1741): возведение облика в ранг величия; образ арапчонка, фактура платья. Соединение парадного портрета и жанровой картины. Конная статуя Петра 1 (1741-1744). Традиции античного искусства. Отход от барокко.



Мартос Иван Петрович (1754-1835). Учеба в Академии у жиле, пенсионерство. Увлечение античностью, классицизмом. Развитие жанра надгробной скульптуры. Отсутствие акцента смерти, изображение умерших в бюстах или портретных рельефах. Надгробная плита Волконской (1782) - украшена фигурой плачущей женщины, обнимающей урну с дорогим прахом. Надгробие Собакиной (1782): первое многофигурное изображение со стилизацией античных памятников; аллегорические фигуры; изображение умершей, мотив пирамиды-обелиска, ритм повторений, фронтальную ориентацию 3-мерной скульптуры. Надгробие Куракиной (1792): композиция, детали. Оформление дворцов в Царском Селе, в Павловске. Старший профессор натурного класса. Памятник Минину и Пожарскому (1804-1818): положение фигур, сюжет, мотивы одежды, детали, иносказательный язык. Памятники Павлу 1, Ришелье, Ломоносову.

Федот Иванович Шубин (1740-1805). Мастер скульптурного портрета европейского уровня 18 века. Учеба в Академии у Николя Жиле, пенсионерская поездка. Увлечение античностью. Портреты братьев Орловых, избрание почетным членом Болонской академии. Бюст Екатерины П. Избирание в академики Академии художеств. Работа в мраморе по циклу: глина - гипс - мрамор. Форма обычно — бюст. Портрет А. Голицына (1775): роль драпировки (влияние античной статуи), положение головы, биографическое сходство, подчеркивание достойного и красивого, эффект кругового обозрения как способ многосторонней характеристики персонажа. Портреты Екатерины, Павла 1, Безбородко, Голицыных, Шереметевых, Шуваловых, художника Шварца, архитектора Ринальди и мн. др. Соединение классицизма, сентиментализма, предромантизма и реализма как отражение ускоренного развития русского искусства. Портрет А.А. Безбородко (1789): личность и форма изображения. Статуя Екатерины П-Законодательницы (1789) - по заказу Потемкина для Таврического дворца: статуя-аллегория в античных одеждах, с жезлом в руке, рядом - колонна. Портрет Павла 1 (1800): реалистическая передача лица, психологическая характеристика, отражение звания Великого магистра мальтийского ордена; поясное изображение, создающее эффектный и пышный пьедестал для головы. Оформление Чесменского дворца под Петербургом (портреты-медальоны русских князей и царей), статуи и рельефы для Александро-Невской лавры, строящегося Исаакиевского собора.

Козловский Михаил Иванович (1753-1802). Учеба в Академии у Николя Жилле. Многократно награждался Золотыми медалями за рельефы на темы древней русской истории. Пенсионерство (10 лет, Париж, Рим). Умеренный классицист, интерес к греческим сюжетам: Умирающий гладиатор, гибнущий Лаокоон, сюжеты «Илиады» и «Энеиды», Ахилл с телом Патрокла, Самсон. Отказ от эротики женского тела прошлой эпохи, обращение к пластике отрока. 1782 - избрание в академики. Оформление барельефами стен Мраморного дворца (сюжеты истории Древнего Рима): перспективные планы, фигуры в разной удаленности и разного выделения из плоского фона. Статуя Екатерины-законодательницы (1785). Поза, черты и одежда античной богини, шлем Афины, богини мудрости. Аллегорические образы. Аллегорические скульптуры Екатерина с Гением Славы (1785), Минерва и гений художества (1796). Поездка в Париж (1788-1791), французская революция. Работа над Поликратом: интерес к страстям, трагедии тела и духа. 1799 - старший профессор натурного класса, из его мастерской — В. Демут-Малиновский, С. Пименов. Памятник Суворову (1801) - символический монумент в честь воинской славы России: цилиндрический расчлененный постамент - идея устойчивости и величия, содержание барельефа, образ воина в римских доспехах с мечом в правой руке и щитом в левой. Самсон, раздирающий пасть льва (1800).

Э. Фальконе. Памятник Петру I (1766-1782).

Декоративно-прикладное искусство. Проектирование мебели и элементов декора ведущими архитекторами эпохи. Художественный металл, стекло; фарфор. Обивочные ткани. Люстры. Паркеты.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ


1.

Эрмитаж: здания, коллекция.

2.

Третьяковская картинная галерея: здание, коллекция.

3.

Русский музей: здание, коллекция.

4.

Фарфор и стекло, мосты и набережные С.-Петербурга.


Рекомендации к практическим занятиям: занятие готовят несколько человек по принципу дополнительности в освещении вопроса; ответ начинается с характеристики источников; содержание ответа должно быть четко структурировано, стиль ориентирован на устную подачу материала.
МАТЕРИАЛЫ в помощь студентам ОЗО

<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
С. А. Бочаров «27» ноября 2008г. Рабочая учебная программа дисциплины «История искусств»
402.04kb.
3 стр.
С. А. Бочаров «27» октября 2008г. Рабочая учебная программа дисциплины «История искусств»
444.4kb.
2 стр.
Рабочая учебная программа дисциплины «Отечественная история»
1741.58kb.
9 стр.
Рабочая учебная программа по литературе для 10 класса 3 ступень Срок реализации 1 год Рабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных школ «Литература» под редакцией Лебедева Ю. В.,10 кл. М. «Просвещение», 2008г
596.91kb.
2 стр.
Рабочая учебная программа дисциплины акушерство для специальности 060201. 65 стоматология Всего часов 81, из них
341.78kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа дисциплины Моделирование рассуждений
158.28kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины в «Отечественная история»
772.17kb.
5 стр.
Рабочая учебная программа дисциплины «дифференциальная психология» для студентов, обучающихся по специальности
360.38kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине «международное частное право»
607.34kb.
3 стр.
Рабочая учебная программа по общественному здоровью и здравоохранению для специальности 060105 стоматология
536.92kb.
3 стр.
Рабочая учебная программа по поликлинической терапии для специальности 060101 лечебное дело
371.75kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа по фтизиопульмонологии, детской фтизиатрии для специальности 060105 стоматология
232.24kb.
1 стр.