Главная страница 1страница 2страница 3
На правах рукописи
Овсянникова Виктория Владимировна


РОЛЬ КОГНИТИВНЫХ ФАКТОРОВ В РАСПОЗНАВАНИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ

19.00.01 – общая психология, психология личности, история психологии

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук

Москва – 2007

Работа выполнена в лаборатории психологии и психофизиологии творчества

Института психологии РАН

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук Д.В. Люсин


Официальные оппоненты:

доктор психологических наук, профессор М.А. Холодная

кандидат психологических наук, доцент Ю.Д. Бабаева
Ведущая организация: Психологический институт РАО

Защита состоится «4» октября 2007 года в 1300 ч. на заседании Диссертационного Совета Д 002.016.02 в Институте психологии РАН по адресу: 129366, г. Москва, ул. Ярославская, д.13.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института психологии РАН.

Автореферат разослан «3» сентября 2007 года.





Ученый секретарь Диссертационного совета

кандидат психологических наук







Т.Н. Савченко


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы. Эмоциональные явления – давний предмет философских изысканий и неиссякающая тема психологических исследований. Значительная часть работ касается проблемы распознавания эмоциональных состояний, которая на настоящий момент выступает полем для дискуссий в обсуждении как фундаментальных вопросов психологии эмоций, так и методических аспектов организации эмпирических исследований. Отдельные вопросы, связанные с распознаванием эмоций, получают разработку в других областях психологического знания, в частности, в социальной, дифференциальной психологии, психологии развития.

Ключевой вопрос настоящего исследования заключается в том, каким образом люди распознают эмоциональные состояния других людей и какие характеристики познавательной сферы определяют содержание и эффективность этих оценок.

На сегодняшний день изучение распознавания эмоциональных состояний направляется, как минимум, тремя современными тенденциями, обобщающими полученные ранее эмпирические факты.

Первая тенденция заключается в констатации рядом авторов слабости и недостаточности идущей от Дарвина парадигмы в изучении распознавания эмоций для объяснения эмпирически полученных данных (Russell, Bachorowski, Fernández-Dols, 2003). В рамках предлагаемого подхода пересматриваются функции экспрессии, которая традиционно считается наиболее информативным признаком эмоций. Представление об экспрессии как о средстве выражения вовне внутреннего состояния (Изард, 1980; Ekman, 1979) противопоставляется идее об отсутствии однозначной связи между эмоцией и экспрессией (Russel, 1994). Следовательно, процесс распознавания эмоций понимается не как непосредственный и мгновенный, подобный рефлекторному декодированию сообщения (Ekman, 1997), но как более сложный, поэтапный, основанный на интерпретации реципиентом всей доступной ему информации.

Первостепенность роли экспрессии в распознавании эмоций и ее социальная значимость подчеркиваются в отечественных исследованиях, которые руководствуются тезисом о том, что «... выражение и воздействие взаимосвязаны и взаимообусловлены» (Рубинштейн, 2001, с. 567). В контексте проблематики межличностного познания разработаны глубокие идеи и проведены многочисленные исследования, раскрывающие особенности формирования первого впечатления; роль эталонов в социальном восприятии; интерпретации экспрессии лица; социально-психологические факторы, детерминирующие эти процессы (Абульханова, 2002; Андреева, 1998; Барабанщиков, 2003; Бодалев, 1982; Бодалев, Васина, 2005; Лабунская, 1999; Шкуратова, 1994).

Вторая тенденция является современной реализацией исторически сложившегося представления о том, что люди способны понимать эмоциональные состояния с разной степенью успешности. Изучение индивидуальных различий в способностях понимания, описания и контроля эмоций получило интенсивное развитие в начале 90-х гг. в связи с появлением конструкта эмоционального интеллекта (Mayer, Salovey, Caruso, 2004). В качестве факторов, выступающих источниками этих различий, исследуются гендерные, профессиональные, личностные характеристики. В теоретическом поиске возможных детерминант способностей в распознавании эмоциональных состояний значительная роль отводится когнитивным характеристикам, которые, однако, практически не исследованы в эмпирическом ключе (Робертс с соавт., 2004).

Третья тенденция современных исследований в области распознавания эмоций связана с отмечаемой исследователями необходимостью повышения экологической валидности экспериментов (Russell, Bachorowski, Fernández-Dols, 2003). Типичная экспериментальная ситуация распознавания эмоционального состояния значительно упрощена по сравнению с реальной, так как в ней ограничено количество источников информации об эмоциях.

В настоящей работе материалом для оценивания выступают естественные эмоциональные состояния, что обеспечивает более высокую экологическую валидность процедуры. Такой подход к организации эмпирического исследования мало представлен среди многочисленных работ, в которых для распознавания эмоций используются отдельные признаки (например, экспрессия лица) (Russel, 1996). Проводимый в исследовании анализ связей когнитивных характеристик стороннего наблюдателя (в частности, интеллекта, когнитивных стилей, эмоционального интеллекта) с особенностями распознавания им эмоций восполняет пробел в понимании роли когнитивных факторов в этом процессе.



Объект исследования: распознавание эмоционального состояния другого человека.

Предмет исследования: когнитивные характеристики, связанные с распознаванием эмоционального состояния другого человека.

Целью диссертационной работы является выявление и исследование взаимосвязей между особенностями распознавания наблюдателем эмоциональных состояний и его когнитивными характеристиками.

Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:

1. Провести анализ современного состояния и тенденций развития исследований распознавания эмоциональных состояний и факторов, определяющих индивидуально-психологические различия в этой области.

2. На основании данных научной литературы и теоретического анализа определить когнитивные характеристики, предположительно связанные с распознаванием эмоциональных состояний, а также выбрать или разработать методики для их измерения.

3. Разработать экспериментальную методику для получения оценок наблюдателем эмоциональных состояний другого человека.

4. По результатам эмпирического исследования разработать структурную модель распознавания эмоциональных состояний.



Методологической основой работы является работы является системный подход (Б.Ф. Ломов, А.А. Митькин, Д.Н. Завалишина, В.А. Барабанщиков), социально-конструктивистский подход к описанию организации эмоциональной сферы (Дж. Рассел).

Общая гипотеза исследования. В распознавании эмоциональных состояний другого человека выделяются два аспекта - результативный и процессуальный, которые образуют связи с когнитивными характеристиками наблюдателя.

Методы и методики исследования. По схеме организации исследование является корреляционным, включает ряд методов статистической обработки данных (корреляционный анализ, факторный анализ, дисперсионный анализ, регрессионный анализ). Обработка результатов выполнена при помощи статистического пакета SPSS и приложения MS Excel.

В работе использовались методики, позволяющие получить: а) оценки наблюдателем эмоциональных состояний других людей; б) когнитивные характеристики наблюдателя.



Положения, выносимые на защиту:

1. В распознавании эмоциональных состояний выделяются два аспекта – результативный и процессуальный. Результативный аспект проявляется в точности распознавания эмоциональных состояний другого человека; процессуальный аспект представлен стратегиями распознавания эмоций.

2. Существуют индивидуально-психологические различия в результативном и процессуальном аспектах распознавания эмоциональных состояний. По отношению к результативному компоненту они проявляются в степени эффективности распознавания эмоций. Специфику индивидуальных различий в процессуальном компоненте образует содержание когнитивных стратегий распознавания эмоций.

3. С индивидуально-психологическими различиями в распознавании эмоциональных состояний связаны две группы факторов:

1) индивидуальные особенности организации когнитивной сферы наблюдателя;

2) особенности информации, доступной для распознавания эмоциональных состояний.



Научная новизна исследования заключается в расширении представлений о распознавании эмоциональных состояний - выявлении не только конечных результатов распознавания, но и когнитивных переменных, которые определяют характер выносимой человеком оценки. Новизну эмпирического плана работы составляет разработка оригинальной экспериментальной методики, позволяющей получить оценку наблюдателя естественных эмоциональных состояний другого человека.

Теоретическое значение работы состоит в анализе роли когнитивных характеристик в распознавании эмоциональных состояний, что обогащает теоретические основы исследований индивидуально-психологических различий в этой области. Обращение к процессуальному аспекту распознавания эмоциональных состояний является предпосылкой для изучения лежащих в основании механизмов. На основании обобщения результатов исследований распознавания эмоциональных состояний и эмпирического анализа связей когнитивных характеристик человека с особенностями распознавания им эмоций выделены два аспекта распознавания, по-разному проявляющиеся в зависимости от организации когнитивной сферы и ситуации распознавания.

Практическая значимость полученных результатов заключается в возможности их использования для разработки рекомендаций по повышению эффективности оценивания эмоциональных состояний других людей, предназначенных для широкого круга специалистов (социальных работников, актеров, педагогов, психологов и др.). Результаты также могут быть использованы при разработке внешнего вида интерфейсов для он-лайн взаимодействия (например, при дистанционном обучении) с целью повышения сходства представленных в них изображений эмоций с естественными.

Достоверность и обоснованность результатов исследования достигается за счет проведения содержательного анализа работ по теме диссертации, адекватности методов эмпирического исследования, использования современных методов статистической обработки данных.

Апробация результатов исследования проводилась на международных конференциях: «Культурно-исторический подход и исследование процессов социализации: 5 чтения памяти Л.С. Выготского» (Москва, 2005), «Понимание в коммуникации - 2007. Язык. Человек. Концепция. Текст» (Москва, 2007), на семинаре «Теоретические проблемы психологии» Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ (2007).

Публикации. По теме диссертации опубликованы 7 работ.

Структура диссертации. Представляемая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Текст сопровождается таблицами и рисунками.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении раскрывается актуальность темы исследования, ее научная новизна, теоретическая и практическая значимость. Формулируются цель, задачи, общая гипотеза исследования. Указываются методологическая основа работы, объект, предмет, методы и методики исследования. Формулируются положения, выносимые на защиту.

Глава 1 «Распознавание эмоциональных состояний как объект психологического исследования» представляет аналитический обзор теоретических позиций, которые на настоящий момент являются основополагающими для исследований распознавания эмоций, обсуждает ключевые вопросы методического характера и освещает спектр эмпирических работ по этой тематике.

В разделе 1.1 рассматриваются теоретические предпосылки существующих на сегодняшний день исследований распознавания эмоций - подходы к описанию организации эмоциональной сферы и альтернативные позиции, касающиеся функций эмоциональной экспрессии. Приверженность той или иной позиции определяет основные моменты в экспериментальной процедуре распознавания эмоций - набор эмоций, который предъявляется для распознавания, формат ответов испытуемого, способ интерпретации результатов.

Охарактеризованы два подхода к описанию организации эмоциональной сферы: выделение измерений, по которым характеризуются эмоции (dimensional approach - дименсиональный подход) (Г. Шлосберг, Дж. Рассел, А. Телледжен, Д. Уотсон, Ч. Осгуд, О.С. Архипкина); выделение базовых эмоций, сочетания которых порождают разнообразие эмоциональных явлений (К. Изард, П. Экман, С. Томкинс, О. Моурер, Н. Фрейда). В обзоре отражены критические положения в адрес подходов. По отношению к дименсиональному подходу – это обсуждение количества измерений, включение в модель неэмоциональных категорий, возможность проведения только общих различий между эмоциями и пр. (Lucas, Diener, Larsen, 2003; Russell, 2003). Идея базовых эмоций вызывает полемику по поводу того, какие эмоции следует относить к базовым, что делает эмоцию базовой, и сколько существует базовых эмоций (Ortony, Turner, 1990).

Другой фундаментальной предпосылкой исследований распознавания эмоций является существование разных подходов к пониманию функций экспрессии и связи экспрессивных признаков с эмоциями. Эволюционное понимание значения экспрессии, реализованное в подходе базовых эмоций, подчеркивает ее врожденный характер и универсальность распознавания, независимо от половых, расовых и других характеристик распознающего. Экспрессия – это внешнее выражение внутреннего состояния, ее декодирование – врожденный, непосредственный, мгновенный процесс (Ekman, 1997). В рамках социально-конструктивистского подхода распознавание эмоций, в первую очередь, определяется особенностями содержания концептов эмоций, а не биологически заданными механизмами распознавания (Widen, Russell, 2004). Подвергается критике тезис об однозначности связи между экспрессивными выражениями и эмоциями. Функция экспрессии с точки зрения этого подхода – осуществить социальное влияние, поэтому процесс распознавания эмоций рассматривается как более сложный, чем подобное рефлексу декодирование сообщения, предполагает этапы, интерпретацию воспринимающим всей доступной, помимо экспрессии, информации (Russell, Bachorowski, Fernández-Dols, 2003).

Эмпирическим путем выявлено, что процесс восприятия лицевой экспрессии базовых эмоций имеет форму викарного общения; для него характерны этапность, непрерывность, реконструирование опорных единиц; отдельные мимические выражения воспринимаются не изолированно, а как определенная система признаков, в которой существуют связи между элементами (Барабанщиков, 2002; Барабанщиков, Носуленко, 2004; Барабанщиков, Самойленко (ред.), 2007; Малкова, 1981). Таким образом, показано, что существенные положения системного подхода могут быть раскрыты по отношению к распознаванию эмоций по выражению лица. Данная работа также апеллирует к системным представлениям, в первую очередь, для решения задачи построения структурной модели распознавания эмоций.

Раздел 1.2 посвящен обзору работ, в которых эмоциональные состояния распознаются по отдельным признакам – выражению лица (п. 1.2.1), жестам и голосу (п. 1.2.2), контексту ситуации (п. 1.2.3). Основные методические проблемы, связанные с исследованием распознавания эмоций, подробно анализируются в п. 1.2.4. Вопросы, касающиеся экологической валидности процедуры, определения правильности ответов в заданиях и пр., обсуждаются в контексте дискуссии между представителями эволюционного (С. Томкинс, П. Экман, К. Изард) и социально-конструктивистского (Дж. Рассел) подходов. Описаны основные аспекты типичной экспериментальной схемы распознавания эмоций и направления ее модификации с позиции альтернативного подхода. Приведены соответствующие эмпирические данные.

В целом обзор исследований распознавания эмоций показывает, что на настоящий момент эта область представлена в основном работами, анализирующими отдельные источники информации об эмоциях. Их методологические и методические трудности осложняют изучение спонтанных состояний и снижают валидность лабораторных экспериментов. Переживания, возникающие у людей в естественных ситуациях повседневной жизни – это многокомпонентные феномены, распознавание которых является более сложным, чем предполагалось ранее, процессом, в основе которого - интерпретация человеком всех доступных ему для вывода об эмоциональном состоянии источников информации.



Глава 2 «Индивидуально-психологические различия в распознавании эмоциональных состояний» посвящена анализу факторов, определяющих индивидуально-психологические различия в распознавании эмоциональных состояний. Обзор исследований, проведенный в разделе 2.1, показывает, что значительную эмпирическую разработку получили некогнитивные факторы успешности распознавания эмоциональных состояний (пол, возраст, профессиональная и культурная принадлежность, некоторые личностные черты и пр.) (Гаврилова, 1975; Hall, Matsumoto, 2004; Mufson, Nowicki, 1992). В разделе 2.2 обсуждаются когнитивные факторы распознавания эмоций. Среди них наиболее широко исследуется эмоциональный интеллект – способность понимать и управлять эмоциями (Андреева, 2006; Бабаева с соавт., 1999; Люсин, 2006; Робертс с соавт., 2004; Roberts et al., 2001). В п. 2.2.1 описаны основные модели эмоционального интеллекта, подходы и методики его измерения, связи с другими конструктами. В п. 2.2.2 в качестве когнитивного фактора, определяющего успешность распознавания эмоций, анализируется понятие когнитивного стиля. Приведены результаты исследований трех когнитивных стилей - полезависимости-поленезависимости, диапазона эквивалентности, ригидного-гибкого познавательного контроля. Указаны методики их диагностики, характеристики представителей разных полюсов стилей, особенности их поведения в социальном контексте.

П. 2.2.3 преимущественно посвящен исследованиям, выходящим за рамки только анализа успешности распознавания эмоциональных состояний. В центре внимания таких работ оказываются индивидуальные способы выполнения заданий на распознавание эмоций (на разном материале), а также особенности поведения, похожие на стилевые – например, «чувствительность» к определенным признакам при восприятии эмоций (Малкова, 1981; Сысоева, 2005; Feldman Barrett, Niedenthal, 2004; Schnall et al., 2002). Раздел подводит к выводу о том, что, хотя в теоретическом анализе когнитивным характеристикам отводится значительная роль (эмоциональные знания и навыки, особенности переработки эмоциональной информации), данная группа факторов практически не исследована в эмпирическом ключе. На сегодняшний день исследователи говорят о необходимости выявления психологических процессов, обуславливающих индивидуальные различия в переработке эмоционально окрашенных стимулов, и только начинают обращаться к анализу характерных для тех или иных групп людей способов обращения с эмоциональным содержанием (Робертс с соавт., 2004; Carroll, Russell, 1996).

Программа, результаты, обсуждение результатов и выводы настоящего исследования изложены в главе 3 «Эмпирическое исследование роли когнитивных факторов в распознавании эмоциональных состояний других людей».


следующая страница >>
Смотрите также:
Роль когнитивных факторов в распознавании эмоциональных состояний 19. 00. 01 общая психология, психология личности, история психологии
473.59kb.
3 стр.
Психологическое содержание жизнестойкости личности студентов 19. 00. 01 Общая психология, психология личности, история психологии
395.82kb.
3 стр.
Развитие научных знаний о ребенке в отечественной психологии конца XIX начала XX веков 19. 00. 01 Общая психология, психология личности, история психологии
274.22kb.
1 стр.
Многомерная оценка индивидуальной устойчивости к стрессу 19. 00. 01 Общая психология, психология личности, история психологии
424.4kb.
3 стр.
Психотипологическая изменчивость личности подростков с девиантным поведением в континууме их жизнедеятельности 19. 00. 01 Общая психология, психология личности, история психологии
735.73kb.
4 стр.
Динамика личностных особенностей женщин в кризисной ситуации 19. 00. 01 Общая психология, психология личности, история психологии
271.24kb.
1 стр.
Становление патопсихологии в России в конце XIX начале XX вВ. 19. 00. 01 общая психология, психология личности, история психологии
395.3kb.
2 стр.
Развитие личностного потенциала летчика в процессе профессионального становления 19. 00. 01 Общая психология, психология личности, история психологии
581.26kb.
4 стр.
Индивидуально-психологические особенности адаптации человека к старости
319.2kb.
1 стр.
Программа курса I курс Часть Вводные вопросы Предмет психологии; природа психического, психика и сознание, психология и магия
16.78kb.
1 стр.
Психологические особенности переживания ценностно-смыслового конфликта у девушек на этапе начального профессионального самоопределения
337.72kb.
1 стр.
Программа дисциплины «Предупреждение и коррекция аддиктивного поведения»
371.82kb.
1 стр.