Главная страница 1

Донецкая общеобразовательная школа № 90



Урок русского языка


в 3 классе

Тема: Род имен существительных.

( урок с использованием интерактивных технологий )
Учитель начальных классов

Общеобразовательной школы

І – ІІІ ступеней № 90

Кравченко Н. В.


Тема: Род имен существительных.

Цель: познакомить с понятием рода имен существительных.

• повторить признаки имен существительных;

• формировать умения определять род имен существительных путем

подстановки личного местоимения;

• развивать орфографическую зоркость

• умения группировать слова по определенным признакам;

• умения употреблять слова в переносном значении;

• воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование:

• учебник “Русский язык. 3 класс”;

• Волина В.В. “Веселая грамматика”;

• Карточки с опорными словами по теме “Имя существительное”;

• плакат по определению рода имен существительных;

• сигнальные карточки (у учащихся).

Ход урока:

I. Организационный момент.

Учитель: С добрым утром начат день,

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и писать.

Тихо сели. Начинаем урок!

II. Повторение изученного материала.

1. Гимнастика для глаз.

Учитель: Не водя рукой по линиям, а лишь следя глазами, определите, какие буквы соответствуют числам. Прочитайте слово.

Дети: Рисунок.



Сыт, бываю только летом,

В дни, когда малину рву,

А полгода без обедов

И без завтраков живу.

У. Какой частью речи является данное слово? Докажите.

Д. Слово рисунок является именем существительным, так как отвечает на вопрос что? и обозначает предмет.

Составление ассоциативного куста по существительному

Имя существительное –

часть речи

кто? что?

предмет

одушевленное неодушевленное



собственное нарицательное

число единственное множественное

2. У. Прочитайте отрывок из стихотворения

М . лыш мурлыкал, как к . тёнок,

в своей постели м . ховой.

А за . кном вторые сутки


пурги не ут . хает вой.

У. Объясните правописание слов с пропущенными буквами. В какой части слова находится данная орфограмма? Как проверить проверяемые гласные в корне слова? Приведите свои примеры.

Выпишите из данного отрывка только имена существительные, поставив их в начальную форму.

(Один ученик работает у доски)

У. Какие имена существительные вы выписали?

Д. Мы выписали следующие имена существительные: малыш, котенок, постель, окно, сутки, пурга, вой.

У. Какое слово “лишнее”? Свой ответ обоснуйте.

Д. Лишнее слово сутки, потому что оно стоит во множественном числе, а все остальные – в единственном

III. Изучение нового материала.

1. Проблемная ситуация.

(На доске к уже записанным словам учитель добавляет новую группу слов)

Малыш, котенок, постель, окно, пурга, вой, гнездо, доктор, колесо, конь, осина.

У. Усложним задание: разделите данные имена существительные на три группы.

Д. Данные имена существительные можно разделить на три группы в зависимости от количества слогов в слове: в первую группу мы отнесем слова конь и вой, так как они состоят из одного слога; во вторую группу – малыш, постель, гнездо, окно, доктор, пурга – они состоят из двух слогов; в третью группу – колесо, осина, котенок – в них три слога.

– Слова можно разделить и по положению ударения в слове: первую группу составят слова конь, доктор, вой – в них ударение падает на первый слог; слова гнездо, болото, осина, малыш, котенок, постель, окно, пурга – вторая группа, ударение падает на второй слог; третья группа – колесо – ударный слог последний.

2. Постановка учебной задачи.



У. В русском языке очень много разных “тайн”, в том числе и об имени существительном. Наша задача на уроке – раскрыть еще одну “тайну” данной части речи. Поэтому на схеме я ставлю знак вопроса.

(на схеме в последнем графе появляется знак вопроса)

У. Оказывается, все имена существительные можно разделить на три группы, независимо от того, какие это существительные – собственные или нарицательные, одушевленные или неодушевленные, единственного или множественного числа.

3. Грамматическая сказка.

У. Послушайте грамматическую сказку и скажите, на какие три группы можно разделить имена существительные.

В одном королевстве жили имена существительные.

Сначала все существительные были очень и очень похожи. Да так похожи, что сама королева их путала.

И вот однажды она издала указ:

Кто придумает для моих слуг – существительных знаки различия, тот будет награжден”.



А в другом королевстве жили муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить. Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не разделили их до конца. Смерть помешала.

Пришла королева и сказала:

Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода (туда попали слова: муж, папа, дядя, стул, …). Те слова, которые оказались у жены, будут женского рода (туда попали слова: жена, бабушка, весна, …). А те, что остались неопределенными, пусть будут среднего рода ( так и стали: солнце, небо, …)”.



Вот так появился род у существительных. С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом, так как знала секрет различия рода имен существительных.

У. На какие три группы делятся имена существительные?

Д. Имена существительные можно разделить по родам: женский, мужской и средний род.

(На доске вместо знака вопроса появляется соответствующая запись)

род

мужской женский средний



У. Сегодня мы должны научиться определять род имен существительных. А чтобы вам легче было определить род имени существительного, я открою вам секрет королевы.

А вот и секрет (плакат):

Женский род запомню я


И скажу: “Она – моя”.

И запомню род мужской

И опять скажу” “Он – мой”.

Средний род: “Оно – моё!”

Это правило – твоё!

У. Пользуясь секретом королевы, запишите имена существительные в три столбика по родам.

м.р. ж.р. ср. р.

(он, мой) (она, моя) (оно, моё)

(Три ученика работают у доски)

вой постель окно

конь осина колесо

малыш пурга гнездо

котенок

У. Сделайте вывод о том, как определить род имени существительного.

(Учащиеся читают хором вывод в учебнике )

Представление общего рода


- Какое слово из данных относится к общему роду? (доктор)

( чтение стихотворения)



Растяпа, неряха, жадина?
В доме – грязь, черна рубаха

А зовут его ....
Ничего на целом свете

Не поделит с вами Петя:

Ни ватрушку, ни игрушку,

Ни забавную зверушку...

И кричат мальчишке дети:

"Эх и ... ты, Петя!"
Круглый год у нас потери:

Календарь – на той неделе,

В прошлом месяце – билет,

В этом – книга и пакет.

Невиновна вся семья,

Ведь ... это – я!

- Какие имена существительные можно отнести к общему роду?

(забияка, работяга, злюка, непоседа, рева, обжора, соня, егоза, задира,подлиза)


  • Что выражают эти слова? ( Качества человека)

  • Как вы считаете, какие имена существительные еще относятся к общему роду?

  • Выпишите из стихотворения слова – названия профессий и определите род этих слов.



Мамины профессии
Тёплые вещи быстро и тихо

Шьёт для детишек мама–портниха.


Доит корову с утра спозаранку

В чистом загоне мама–доярка.


Зубки больные без всяких уколов

Вылечит мама – врач–стоматолог.


В детском саду очень много занятий.

Мама там няня и воспитатель.


В школе не меньше занятий. Смотрите:

Ставит оценки мама–учитель.


Из корешочка растить не устанет

Чудо–растение мама–ботаник.


Пишет в газеты статьи и записки

Мама–писатель и журналистка.


Вкусной колбаски достала с витрины

Мама, она – продавец магазина.


Плюшки и булочки кушать спешите!

Их испекла нам мама–кондитер.


Из самолёта прыгает с риском

Смелая мама–парашютистка.

IV. Закрепление.

Интерактивная технология « Микрофон»

Итог урока

1. Распределите слова по колонкам в зависимости от рода, запишите их.

(На доске)

Гнев, ярость, бешенство;

дорога, путь, направление;

штиль, тишь, затишье;

вид, картина, зрелище;

облик, обличье, внешность;

заглавие, заголовок, название.

(Проверка)

У. Что это за слова?

Д. Это слова – синонимы.

Подбери к каждому прилагательному подходящее по смыслу имя существительное.

Ловкая …, мягкая …, теплое …, крепкая …, поздний …, глубокое …, робкая …, легкий …

Напиши словосочетания. Определи род имен существительных..

У. Какие из данных имен прилагательных можно употребить в переносном значении?

V. Итог урока.

У. Услышим скоро мы звонок,

Пора заканчивать урок.

– Что было главным на уроке?

– Как определить род имени существительного?

– С помощью сигнальных карточек определить род имен существительных.

(Красная сигнальная карточка – имена существительные мужского рода; синяя – женского рода; зеленая – среднего рода)

Улица, место, огонь, библиотека, метель, платье, переулок, музей.



У. Молодцы! Я довольна вашей работой на уроке. Спасибо.





Смотрите также:
Род имен существительных
68.21kb.
1 стр.
Правописание сложных имён существительных Упражнение 1
191.24kb.
1 стр.
Урок-путешествие русского языка в 3 классе ( русский язык обучения) Тема урока: Мягкий знак ( ь ) на конце имён существительных после шипящих
91.59kb.
1 стр.
Вопросы для собеседования по английскому языку 1 курс мдс сзо 2008/2009
21.17kb.
1 стр.
Аббревиация (от лат ab — от + brevio — сокращаю). Способ образования слов (имен существительных) от других слов или словосочетаний. См усечение в 1-м значении абзац
5856.03kb.
38 стр.
«Склонение имен прилагательных женского рода»
63.11kb.
1 стр.
Урок русского языка в 6 классе. Учитель Насонова Е. Ю. Тема урока : Разряды имен прилагательных по значению Цели урока : Дать понятие о разрядах имён прилагательных
73.42kb.
1 стр.
Семантика имен романа И. А. Гончарова
124.58kb.
1 стр.
Для передачи на русском языке иностранных личных имен существуют три основных способа: транскрипция, то есть более или менее сходное изображение звуковой формы имени
240.95kb.
1 стр.
Книга имен которым не место на карте России Москва «посев» 2004
3988.16kb.
24 стр.
Конспект урока в 5 классе по теме "Wir spielen und singen"
20.03kb.
1 стр.
1. Абанин Никита Александрович, род. 1911, с. Сосновка, рядовой. Пропал без вести в ноябре 1941
1809.68kb.
8 стр.