Главная страница 1
Республиканская научно-практическая конференция учащихся

EXCELSIOR” - 2009



Секция СОЦИАЛОГИЯ


Чтение подростка


Волкова Анастасия, ученица 7 класса МОУ «Калининская СОШ» Вурнарского района Чувашской Республики


Научный руководитель:

Кошкин Геннадий Никандрович

Учитель технологии и обществознания

МОУ «Калининская СОШ»


г. Чебоксары, 2009 год
Оглавление

Введение……………………………………………………….1

Читают ли наши школьники?...................................................2

Отражения чтения на грамотности учащихся………………5


Заключение …………………………………………………...7
Библиографический список
Приложения

Введение.
     Уже не меньше пятнадцати лет в разных контекстах любят обсуждать тему чтения современных детей-подростков. Естественно, при этом встает вопрос о целях, которые могут быть достигнуты благодаря чтению, и, наоборот, о тех проблемах, которые возникают при его отсутствии.

По рассказам родителей мы знаем, что совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. 70-80 годы – это бум книгособирательства. Многотомные издания русской и зарубежной классики до сих пор заполняют бесконечные книжные полки и стеллажи большинства домашних библиотек. Престиж чтения в обществе, и особенно чтения «серьезной» литературы, в те годы был очень велик. Фраза «Россия – самая читающая страна» тогда была аксиомой.

 Сейчас мы чаще слышим уже другую фразу: «Дети перестали читать». «Телевизор, видео, компьютерные игры поглощают время ребенка, захватывают заповедные уголки его сознания и души!», – переживают взрослые, уверенные в том, что книгу нельзя заменить экраном. Известны факты, когда наши юноши, призванные в армию, не умеют читать, гра­мотно излагать свою мысль, грамотно писать, полноценно общаться. Накопление подобных фактов идет по нарас­тающей. Нельзя не увидеть во всем этом прямой связи с ростом детской преступности, алкого­лизма и наркомании. Неслучайно применительно к детскому чтению все чаще мы слышим сло­во "кризис", а иногда и "катастрофа".

А вот данные социологов:

Число постоянно читающих за последнее десятилетие уменьшилось с 49 % до 26%, а тех, кто вообще не читает книги, возросло с 23% до 34%. 40% читают книги от случая к случаю. За эти годы произошло обвальное падение числа людей, которые приобретают книги. Если в 1994 году книги покупали 58%, то в 2004 году — только 20%. (Книжное обозрение, №39, 2005)



Данные о детском чтении:

Любят читать: младшие школьники 43%, старшие — 17%

Не любят читать: младшие школьники 8%, старшие — 17%

Не читают ничего, кроме заданий учителя, 10% школьников

Читают на досуге только развлекательную литературу 40% учащихся.

Читают познавательную литературу 21%

Читают для самообразования 10% школьников.

(Данные взяты из статьи В.П.Чудиновой, журнал "Школьная библиотека", 2003,№8)

Представленные здесь цифры красноречиво говорят о тенденции снижения интереса к чте­нию от младшего школьного возраста — к старшему. Чем старше школьник, тем больше харак­тер его чтения приближается к взрослому.

Но сами дети не видят в этом никакой проблемы. И чтение по-прежнему является одним из главных досуговых занятий детей и подростков, хотя, конечно, не единственным и не определяющим. Это и пытались мы установить своим исследованием.

Главные цели исследования:

1. Выявить, как читают наши школьники подросткового возраста;

2. Роль чтения в грамотности учащихся.

Гипотеза:


  1. Отношение к чтению у подростков весьма противоречивое;

  2. Большее количество учащихся подросткового возраста любят читать;

  3. Тенденции снижения интереса к чте­нию от младшего школьного возраста — к старшему;

  4. Читают больше развлекательную литературу и произведения, заданные по школьной программе;

  5. Большая часть учащихся читают от случая к случаю;

  6. Читают в основном на русском языке;

  7. В возрасте от 10 до 15 лет предпочтение отдается приключенческой литературе и фантастике;

  8. Большая часть детей приходит в библиотеку по мере необходимости;

  9. У многих есть домашняя библиотека;

  10. Чем больше дети читают – темь грамотнее они пишут и разговаривают.

Задачи:

  1. Изучить методы исследования;

  2. Составить анкету (см. приложение 1);

  3. Провести анкетирование в 5 – 9 классах;

  4. Обработать анкеты;

  5. Сделать выводы.

Предмет исследования - чтение школьников.

Объект исследования - влияние чтения на грамотность.

Субъект исследования – учащиеся 5 – 9 классов Калининской СОШ.

Методы исследования: 1. Анкетирование;

2. Изучение библиотечных картотек;

3. Анализ классных журналов.

          Но правда ли то, что человек, который много, читает допускает меньше ошибок при письме и в разговоре? Все учителя на каникулы задают своим ученикам обязательно прочитать несколько книг из художественной литературы. Также на уроках они часто говорят, что чтение сильно влияет на грамотность. Именно это при помощи опроса школьников мы и попытались выяснить.

Читают ли наши школьники?

     Данный опрос был направлен на изучение детского чтения (потребность в чтении, мотивацию, предпочтения), а также на определение роли чтения на грамотность. Анкета состоит из 18  вопросов с возможными вариантами ответов (см. Приложение 1).


     Опрос проводился после зимних каникул в январе 2009 года на классных часах в 5 – 9 классах. Общее количество респондентов, принимавших участие в опросе, составила 189 учащихся от 11 до 15 лет.     В итоге были получены следующие результаты опроса детской аудитории.
     Вопрос «Любите ли вы читать?» был поставлен достаточно жестко, предполагая только два варианта ответов: либо да, либо нет. На что 85,7% детей ответили утвердительно, и только 27 человек (14,3%) честно признались в своей нелюбви к чтению.

Диаграмма 1




Мы попытались выяснить, как часто подростки читают? Для этого было предложено три варианта ответов на этот вопрос. Результаты приведены в таблице.

Таблица 1


Регулярно

40,7%

От случая к случаю (когда задают в школе)

40,3%

Очень редко

19%

40,7% детей ответили, что читают достаточно часто; 40,3% детей читают от случая к случаю, преимущественно по школьной программе. И 36 ребят ответили, что читают очень редко. Таким образом, 81% (153 чел.) – это как раз те самые дети, которые и любят читать и находят время на чтение. Регулярно читают около 50% учащиеся 5 – 7 классов, в 8 – 9 классах больше 50% учащихся читают от случая к случаю.

Диаграмма 2


Таким образом, если сопоставить результаты ответов на вопросы «Любите ли Вы читать?», «Как часто вы читаете?», то становится очевидным, что распространенное мнение «дети перестали читать», по крайней мере, нельзя считать утверждением. Большинство детей и любят читать и читают.

 Читательские предпочтения респондентов представлены в таблице 2. Конечно, налицо тенденция в сторону популярного чтения, т.е. чтения журналов развлекательного жанра, облегченных для восприятия и понимания, особо не требующих включения мыслительного процесса для обдумывания и осмысления содержания текста. Но все же большинство ребят, предпочитают читать книги, хотя литературные жанры книг также самые разнообразные (см. таблицу 3).

Таблица 2






Книги

Газеты

Журналы

Комиксы

Кол-во уч.

146

27

71

30

В процентах

77%

14%

38%

16%

Жанры художественных произведений

Таблица 3




Сказки

Поэзия

Фантастика

Приключения

Детективы

История

Научно-популь.

5-7 кл.

39%

3%

38%

59%

28%

17%

7%

8-9 кл.

14%

28%

49%

51%

20%

18%

16%

Как видно из таблицы 3, в возрасте от 11 до 13 лет предпочтение отдается приключенческой литературе и сказкам, причем даже среди тех, кто читать не очень любит. Чуть меньший процент респондентов этого возраста отдает предпочтение фантастике и детективам. Чтение же поэзии, научно-популярной и исторической литературы не пользуется большой популярностью. Подростки от 14 до 15 лет предпочтение отдают приключениям и фантастике, возрастает интерес к поэзии, историческому жанру и научно-популярной литературе, к сказкам обращаются реже.

Большинство читающих ребят (55%) обсуждают прочитанные книги с друзьями, родителями, библиотекарями. Они делятся своими чувствами и впечатлениями от прочитанной книги, дают собственные оценки, рекомендуют, что стоит прочитать, а что нет.

На вопрос «Как часто вы посещаете библиотеку?» ребятам было предложено три варианта ответов: каждую неделю, по мере необходимости, редко. По результатам общей выборки большая часть детей приходит в библиотеку по мере необходимости (61%), каждую неделю посещают библиотеку 15,3% детей, а редко здесь бывают 23,7% ребят (опять же около 20% из числа тех ребят, в чьи интересы чтение не входит, а остальные читают из домашней библиотеки).

Как часто вы посещаете библиотеку?

Таблица 4



Каждую неделю

15,3%

По мере необходимости

61%

Редко

23,7%

Что интересно, так это выявленная в исследовании мотивация детского чтения. Возможно, для кого-то это покажется неправдоподобным, но дети читают для души. Результаты опроса показали, что 51,3% читателей ходят в нашу школьную библиотеку просто за тем, чтобы почитать что-нибудь интересное. 48,7% ребят приходят за литературой по школьной программе. При этом из тех, кто обращается за литературой по интересам, 25% ребят посещают библиотеку каждую неделю. Но и из тех, кто посещает библиотеку преимущественно для выполнения заданных в школе уроков, есть такие ответственные, которые ходят еженедельно – их 12%.

Для некоторых детей чтение книг – это еще и совместное с родителями проведение досуга. 47% наших учащихся сообщили о том, что члены их семей посещают библиотеки. При этом у 59% респондентов имеется домашняя библиотека, большую часть которой ребята, видимо, уже прочитали, и идут в библиотеку за новинками книжного мира.

Диаграмма 3



Нужно отметить, что даже у тех ребят, которые не любят читать есть домашняя библиотека. Но, вероятно, родители просто не смогли вызвать у детей интерес к ней и привить любовь к чтению.

Больше всего дети читают книги из школьной библиотеки(68% из прочитанных книг), следующий по количеству – домашняя библиотека (22%). Остальные 10% из сельских библиотек и других источников.

Большинство учащихся предпочитают читать только на русском языке – 61 %. Остальные читают и на русском и на чувашском языках. На чувашском языке в основном читают учащиеся из близлежащих деревень.

Среднее количество страниц прочитанных книг (приблизительно) составляет 105 страниц.

70% респондентов предпочитает читать современную литературу, 30% - классическую литературу.

37% учащихся уделяют чтению больше одного часа времени ежедневно, 37% - больше 30 минут и до часа, остальные 26 % – полчаса и меньше.

Скорость чтения по классам выглядит следующим образом:

Таблица 5




5 «а»

5 «б»

6 «а»

6 «б»

7 «а»

7 «б»

8 «а»

8 «б»

9 «а»

9 «б»

Выше нормы

28,6%

14,3%

16,7%

9,1%

27,3%

5,9%

13,6%

33,3%

8%

14,3%

Норма

66,6%

64,2%

58,3%

81,8%

59,1%

35,3%

86,4%

33,3%

92%

78,6%

Ниже нормы

4,8%

21,5%

25%

9,1%

13,6%

58,8%

-

33,4%

-

7,1%

Большинство школьников укладываются в норму. Ниже нормы читают больше половины 7 «б» класса и треть 8 «б» класса. В остальных классах ниже нормы единицы, но мало и тех, кто читает быстро, и хорошо запоминает.

Все эти результаты доказывают, что наши дети не перестали читать, что они читают. И читают не только бульварную прессу и развлекательные романы. Много литературы из разряда классики становится любимыми книгами ребят после того, как они прочли их в рамках школьной программы, или им посоветовали взять родители из домашней библиотеки. Мир не стоит на месте, все меняется, и литературные вкусы тоже, тем более что современную литературу нельзя назвать абсолютно некачественной.

Самые читающие классы: 8 «а», 9 «а», 7 «а», 5 «а» классы. Учащиеся этих классов прочитали самый большой объем художественной литературы на каждого учащегося. Самые не читающие – 6 «б», 7 «б», 9 «б» классы.


Отражения чтения на грамотности учащихся.
Роль чтения и письма как социально-значимого явления была зафиксирована в понятии «грамотность», включенном Всемирной Организацией Здравоохранения в 12 показателях, характеризующих здоровую нацию. Прилагательное «грамотный» было введено Цицероном, который назвал так образованного человека. В средние века грамотным называли умевшего читать на латыни, после 1300 года – того, кто хоть немного умел читать на латыни, а после Реформации – того, кто мог читать и писать на родном языке. Отголоски «классического» определения проявлялись вплоть до 1790-х годов, когда неграмотными считали того, кто не знал греческого языка и латыни. В конце XX века стали различать просто грамотных, т.е. тех, кто мог читать и писать, и высокограмотных, т.е. тех, кто мог читать серьезную литературу, такую, как, например, произведения Фолкнера и Виттгенштайна.

Современное употребление слова также различает уровни грамотного человека, относя слово «грамотный» к достаточно низкому уровню выполнения деятельности и «высокограмотный» – к высокому; или, другими словами, определяя функциональную, прагматическую грамотность и культурную грамотность. Термин «грамотный» чаще относится к тому, кто умеет читать и писать правильно.     Словарь Вебстера (1954) определял человека грамотного как того, кто умеет читать и писать, а неграмотным называл того, кто не умеет читать. В «Советском энциклопедическом словаре» 1979 г. и Словаре русского языка в четырех томах, а прилагательного «грамотный» – также в Словаре русского языка:

Грамотность: 1) В широком смысле – владение навыками устной и письменной речи в соответствии с нормами литературного языка; 2) В узком смысле – умение только читать или читать и писать простейшие тексты; 3) Наличие знаний в какой-либо области (техническая, политическая) (1979).

     Грамотность: 1. Умение читать и писать, перен. – наличие соответствующих знаний в какой-либо области; 2. Свойство по прилагательному грамотный во втором значении. Грамотность сочинения. (1981)

     Грамотный: 1. Умеющий читать и писать. Умеющий грамматически правильно писать и говорить, перен. – обладающий необходимыми сведениями в какой-либо области, сведущий; 2. Не содержащий грамматических и стилистических ошибок. Выполненный со знанием дела. (1990).

     Как видно из приводимых примеров, все более распространенным для настоящего времени в русском языке является толкование грамотности в узком смысле как умения читать и писать правильно.

     1990 год был объявлен ЮНЕСКО Международным годом грамотности, годом грамотности был 1998 в Великобритании, но при подведении итогов оказалось, что одного года недостаточно. Поэтому ООН объявило 2003 – 2012 годы десятилетием грамотности. Чтение рассматривается как основное, базовое умение, необходимое человеку для жизни.

Что же касается наших школьников, то, как видно из их опроса, отношение к чтению у них весьма противоречивое. Есть дети, для которых книга — органическая часть их жизни. Есть дети, которые не любят читать и не читают. В своей исследовательской работе грамотность мы связали с успеваемостью по языкам.

Как мы и предполагали хорошую успеваемость по русскому языку и чувашскому языку показали те классы, в которых учащиеся любят читать и много читают (смотри табл. 5).

Таблица 6



Средние баллы за 2008 по русскому и чувашскому языкам





5 «а»

5 «б»

6 «а»

6 «б»

7 «а»

7 «б»

8 «а»

8 «б»

9 «а»

9 «б»

Русск.яз

3,9

3,4

3,5

3,5

3,9

3,2

4,1

3,5

3,7

3,1

Чув. яз.

4

4,3

4,2

4,4

4,6

4

4,4

3,5

4,4

3,7

В 8 «а», 7 «а», 5 «а» и 9 «а» классах по языкам самые высокие средние баллы.

Общая успеваемость в этих же классах самая высокая.

Итоги подведены и по отдельным ученикам, данные переданы классным руководителям.

Кто смо­трит телевизионную передачу "Умники и умницы", тот наверняка убедился в феноменальной на­читанности этих подростков — будущей элиты нашего общества. В них виден интеллект, эруди­ция, культура, способность решать нестандартные задачи, прогнозировать. К сожалению, таких детей, кто не мыслит жизнь без чтения, с каждым годом становится все меньше. Зато возрастает процент тех, кто "не тычет в книжку пальчик". Тревожит, что таких "мальчиков" с каждым го­дом становится все больше. Для них чтение — тяжкая повинность. Они не осознают его не толь­ко как средство общекультурного развития, но и как средство, гарантирующее учебные успехи по всем предметам. Ведь чтение в школе связано не только с литературой. Оно является основой для изучения всех дисциплин, даже математики. Неправильно понятая задача ведет к непра­вильному решению. Вместе с тем, начитанность школьников определяет уровень межличност­ных отношений в классе, обусловливает духовный климат в школе и дома. Кем бы потом ни ста­ли выпускники школ — им жить среди людей. А значит необходимо уметь понимать их, общать­ся с ними, предвидеть их поведение, а для этого представлять себе разнообразие характеров, иметь запас жизненных ситуаций и способов их разрешения, почерпнутых из литературы.

     
Заключение


Подводя итоги, можно отметить, что гипотезы почти все подтвердились. Эти результаты доказывают, что наши дети не перестали читать, что они читают. И читают не только бульварную прессу и развлекательные романы. Очень много литературы из разряда классики становится любимыми книгами ребят после того, как они прочли их в рамках школьной программы, или им посоветовали взять родители из домашней библиотеки. Много современной литературы ребята берут в СЕЛЬСКИХ ИЛИ РАЙОННЫХ библиотеках, где можно найти любые новинки книгоиздания.

Данная исследовательская работа дает возможность учителям, библиотекарю и классным руководителям планировать мероприятия по привитию учащимся любви к чтению.

Ребенку нужно прививать любовь к чтению, а не давать установку, что, читая, ты станешь умным, грамотным, образованным. При этом книга совсем не обязательно «лучше», чем другие информационные носители, – для некоторых детей восприятие книги и общение с ней гораздо сложнее, чем доступ к аудиовизуальным и электронным материалам, – все зависит от возрастных особенностей. Кроме того, сейчас в средствах массовой информации достаточно большое количество образовательных программ, в которых даже сложный для детского восприятия материал представлен в доступном виде, используя свой главный козырь – наглядность. А о том количестве самой разнообразной информации, которую можно найти и прочитать в Интернете, наверное, даже говорить не стоит.

Мы нисколько не хотим умалить значение книги для развития ребенка и общества в целом. Но мы считаем, что любовь к книге нужно прививать с детства в семье. А если взрослые говорят о том, что дети перестали читать, но при этом сами не находят времени почитать ребенку книжку, тем самым заинтересовав его чтением, то мы так и будем продолжать сетовать на современную невоспитанную и необразованную молодежь, которая так категорично отказывается проявлять интерес к чтению. Результаты нашего исследования показали, что для паники по этому поводу нет оснований: дети любят читать и читают.


     Интерес к книге закладывается именно в детстве, и именно родители обладают возможностью вызвать у ребенка этот интерес, и даже такой, что книга и чтение станет неотъемлемой частью его жизни. Книга должна стать для ребенка не просто банальным инструментом получения знаний. К ней нужно формировать именно интерес как к необходимому источнику получения и знаний, и удовольствия. Только тогда чтение книги станет важной частью жизни человека, а телевидение и Интернет – просто дополнительным источником получения знаний.

Анкеты и итоги опроса переданы классным руководителям, библиотекарю для дальнейшего планирования работ по вовлечению учащихся в чтение. Совместно с администрацией школы нами разработаны рекомендации по приобщению детей к книге и чтению — кладезю знаний, идей, мудрости и опыта (см. приложение 2).



Библиографический список


  1. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология – М.: Гардарика, 2001.

  2. Гарифуллина Т. Р. Проблемы детского чтения. Публикация в www.rgdb.ru/public/issled.asp

  3. Менькова И.В. Наши дети читают! // Психолог в детской библиотеке. Сборник. Выпуск 4. Ребенок и чтение

  4. Ожегов С.И. Словарь русского языка – М.: Оникс, 2007

  5. Ушаков Д.Н. Четырехтомный словарь русского языка – М.: Просвещение, 1992

  6. Советском энциклопедический словарь – М.: Просвещение, 1979 г.

  7. Чудинова В.П. Статья «Проблемы подросткового чтения». Журнал "Школьная библиотека", 2003, №8


Приложение 1

Анкета

Уважаемые ребята! Ответьте, пожалуйста, на вопросы этой анкеты.
Ваши искренние ответы очень помогут нам в исследовании.



  1. Класс____________________

  2. Ф.И.О. (по желанию) _________________________________________

  3. Любите ли вы читать?

- да

- нет


  1. Как часто вы читаете?
    – регулярно
    – от случая к случаю (когда задают в школе)
    – очень редко
    5. Что вы предпочитаете читать?
    – книги
    – газеты
    – журналы
    – комиксы
    6. Книги какого жанра вы предпочитаете?
    – сказки
    – поэзию
    – фантастику
    – приключения
    – детективы
    – историческую литературу
    – научно-популярную литературу
    7. Обсуждаете ли вы прочитанные книги? Если да, то с кем?
    – да (с родителями, друзьями, библиотекарями)
    – нет
    8. Как часто вы посещаете библиотеку?
    – каждую неделю
    – по мере необходимости
    – редко
    9. Обычно вы обращаетесь в библиотеку:
    – за литературой по школьной программе
    – просто почитать что-нибудь интересное
    10. Посещают ли члены вашей семьи библиотеки?
    – да

– нет
11. Есть ли у вас домашняя библиотека?
– да

- нет
12. Сколько книг художественной литературы прочтено за 2008 год______

13. Из них:

а) из школьной библиотеки______________________________________

б) из сельской библиотеки_______________________________________

в) из библиотеки по месту жительства ____________________________

г) из домашней библиотеки _____________________________________

д) из других источников?_______________________________________

14. На каком языке читаете?

а) на русском языке ___________________________________________

б) на чувашском языке _________________________________________

15. Среднее количество страниц прочитанных книг__________________

16. Какую литературу предпочитаешь читать?

а) классическую

б) современную

17. Сколько времени уделяешь чтению худ. лит. в день?______________

18. Скорость вашего чтения:

а) выше нормы

б) норма

в) ниже нормы

19. Оценки по русскому и чувашскому языкам


Предмет

За 3 четверть

2007-08 уч. Г.



За 4 четверть

2007-08 уч. Г.



Годовая

За 1 четверть

2008-09 уч. Г.



За 2 четверть

2008-09 уч. Г.



Русский язык
















Чувашский язык















20. Средняя оценка успеваемости







Годовая за 2007-08 уч. год

За 1 четверть

2008-09 уч. Г.



За 2 четверть

2008-09 уч. Г.



Ср. оценка











Спасибо за помощь!

Приложение 2

Рекомендации классным руководителям:


  1. Изучить анкеты своих классов, проанализировать.

  2. Составить планы мероприятий на перспективу по привитию детям любви к чтению.

  3. Добиваться того, чтобы у каждого учащегося был «портфолио», куда должны войти материалы, характеризующие читательскую деятельность детей: сочинения, рефераты, отзывы, дневники чтения.

  4. Рассказывайте детям о ценности чтения. Показывайте связь чтения с их успеха­ми в учебе и в других делах. Приводите примеры положительного влияния книги на вашу собственную жизнь или жизнь других людей. Поощряйте дружбу с детьми и взрослыми, которые любят читать.

  5. Провести родительский всеобуч на тему «Как заставить ребенка полюбить книгу? И можно ли это сделать?»


Рекомендации библиотекарю:


  1. Разработать план мероприятий по привитию любви к чтению.

  2. Регулярно проводить читательские конференции.

  3. Организовать выставки новых книг.

  4. Выступать на родительских собраниях по проблемам детского чтения.


Рекомендации родителям:


  1. Развивайте воображение вашего ребенка на материале книги. Побуждайте его угадывать развитие событий, освещенных в книге, представлять мысленно героев, про­должать написанное, прогнозировать, вдумываться в многозначность слова.

  2. Если ваш ребенок читает в свободное от школьных занятий время, поинтере­суйтесь, что за книга в его руках. Загляните в нее. Если, на ваш взгляд, книга антигу­манна, обсудите ее с ребенком, оцените ее с позиции добра и зла, предложите ему хоро­шую книгу.

  3. Если ваш ребенок делает лишь первые шаги в мир чтения, радуйтесь каждому прочитанному им слову как победе. Не привлекайте его внимания к ошибкам в чтении. Делайте это незаметно. Берите для первых чтений только подходящие книги — яркие, с крупным шрифтом, где много картинок и сюжет, за которым интересно следить.

  4. Побуждайте своих детей читать программную литературу до изучения ее в школе. Используйте для этого летнее время. Включайтесь в ее чтение вместе с ребенком, найдите в этом удовольствие. Глядя на вас, и ребенок получит радость. Последующее изучение произведения в классе ляжет на эмоционально подготовленную почву и нейтрализует не­гативное отношение к нему.

  5. Если вы хотите, чтобы ребенок читал, надо, чтобы рядом с ним был читающий ро­дитель, а еще лучше — читающий вместе с ребенком родитель. Пусть дети видят, как Вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочи­танным. Этот пример может стать заразительным для них.

  6. Разговаривайте о прочитанном так, чтобы ребенок чувствовал себя умным и по­нятливым. Чаще хвалите его за сообразительность и старанье. Не уязвляйте его самолю­бие, если даже он что-то понял не так, как вам бы хотелось. Поддерживайте его уверен­ность в своих силах. Вспоминая позже детство, он непременно вспомнит часы совместно­го с вами чтения и задушевной беседы, и это согреет его сердце.

  7. Самое важное, что могут родители, — посоветовать школьнику записаться в библиотеку и на первых порах вместе с ним посещать ее.

  8. Поощряйте ребенка в посещении библиотеки и ее мероприятий. Берите его с со­бой, когда сами идете в библиотеку. Учите пользоваться ее фондами и справочным аппа­ратом. Консультируйтесь с библиотекарем в выборе книг ребенку. Доверьтесь его реко­мендациям как специалиста.

  9. Читая книги, нужные сегодня, не следует забывать и о прошлом опыте чтения: до­машняя библиотека тем и хороша, что в любую минуту можно взять книгу с полки и пере­читать ее целиком или в отрывках, вспомнить, как она появилась в вашей библиотеке. Именно про собирателей домашних библиотек Виктор Шкловский говорил: "Не только вы собирали книги, но и они собирали вас".

  10. Подпишитесь на журналы для ребенка (на его имя!) с учетом его интересов и увле­чений. Пусть ребенок вместе с вами выберет нужный журнал или газету из каталога "Рос­печать". Выбранные самостоятельно периодические издания он будет читать охотнее.

  11. Покупая книгу ребенку, обращайте внимание на издательство, выпустившее кни­гу. Среди издательств детской книги общее признание получили в нашей стране издатель­ства ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, РОСМЕН, АЗБУКА, ЛИЦЕЙ, БЕЛЫЙ ГОРОД, САМОКАТ, ДРОФА.




Смотрите также:
Республиканская научно-практическая конференция учащихся " excelsior" 2009
225.14kb.
1 стр.
6-7 февраля 2009 года в моу сош №12 «Центр образования»
18.03kb.
1 стр.
Международная научно-практическая конференция «Современные проблемы в Защите прав человека»
111.12kb.
1 стр.
Литература Грибоедов А. С. Сочинения. М.: Гихл, 1953 Жуковский В. А. Избраннее. Л,: Худ лит.,1973
187.48kb.
1 стр.
Областная научно-практическая конференция учащихся
227.46kb.
1 стр.
Достижения (первые и призовые места) в конкурсах 2008-2009 учебный год
73.91kb.
1 стр.
Всероссийская научно-практическая конференция «Язык и межкультурная коммуникация»
49.15kb.
1 стр.
Или фмо на базе вгу в том числе международные, всероссийские, региональные Международная студенческая научно-практическая конференция «Актуальные проблемы мировой экономики»
454.39kb.
3 стр.
Профессор А. Н. Блеер 2010 г. Положение
57.9kb.
1 стр.
Сборник научных работ Научный редактор д м. н. Р. М. Абдрахманов 26 марта 2009 г., г. Казань удк
2368.05kb.
13 стр.
Международная научно-практическая конференция «Инновационные процессы в экономической, социальной и духовной сферах жизни общества»
70.93kb.
1 стр.
8-я Международная конференция Авиация и космонавтика-2009 Москва, 26-29 октября 2009 г. Международная конференция «Авиация и космонавтика»
106.61kb.
1 стр.