Главная страница 1


На правах рукописи
Парамонова Анжела Анатольевна

РАЗВИТИЕ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ О РЕБЕНКЕ

В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКОВ

19.00.01 – Общая психология, психология личности,

история психологии

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук

Москва – 2010

Работа выполнена на кафедре общепрофессиональных психологических

дисциплин Национального института имени Екатерины Великой.
Научный руководитель – доктор психологических наук, доцент

Помогайбин Валерий Николаевич
Официальные оппоненты: доктор психологических наук, профессор

Кольцова Вера Александровна
кандидат психологических наук, доцент

Соколова Елена Евгеньевна




Ведущая организация – ГОУ ВПО «Российский университет

дружбы народов»


Защита состоится 24 февраля 2010 г. в 16 часов на заседании диссертационного совета ДМ 521.003.02 при НАЧОУ ВПО «Современная гуманитарная академия» по адресу: 115114, г. Москва, ул. Кожевническая, д. 3, ауд. 410.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке НАЧОУ ВПО «Современная

гуманитарная академия».


Автореферат разослан 21 января 2010 г.

Ученый секретарь

д

иссертационного совета,

кандидат психологических наук,

профессор Г.В. Гнездилов

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность проблемы исследования. Психологические знания о ребенке имеют многовековой исторический путь, начиная с древних представлений о душе до современных психологических теорий и концепций. Обращение отечественных психологов к исследованию ребенка по историческим меркам произошло сравнительно недавно. В отечественной психологической науке в конце XIX начале XX веков выделились отдельные отрасли, до настоящего времени продолжающие отражать и аккумулировать результаты многолетних исследований ребенка.

Актуальность диссертации связана со следующими факторами и тенденциями развития научных знаний о ребенке в психологической науке.

Во-первых, в рамках целой совокупности отраслей психологии накопились и синтезировались научные представления о ребенке, требующие систематизации и осмысления. Несмотря на то, что в истории психологии существует множество разноплановых и разноуровневых знаний о ребенке, можно утверждать, что современные исследователи только приближаются к пониманию динамики психической жизни ребенка, раскрытию целостной картины внутреннего детского мира и его уникальности. Углубление понимания психической реальности ребенка и расширение историко-методологических аспектов ее изучения способствуют включению научных знаний о ребенке в общекультурный контекст, социальную и психологическую практику.

Во-вторых, обращение к историческому прошлому и его объективный анализ как форма научной рефлексии помогли целым поколениям отечественных ученых осознать ценность научных идей и открытий, оригинальных подходов к решению задач, которые сегодня остаются актуальными для специалистов-практиков в исследуемой сфере. Понимание сущности, причин и предпосылок формирования научных представлений о ребенке на различных исторических этапах крайне важно для современного психолога, его общей и методологической культуры.

Вместе с тем процесс развития научных знаний о ребенке в анализируемый период оказался достаточно восприимчивым к изменениям в политической и социокультурной ситуации в стране. В данной связи реконструкция объективной картины развития научных знаний о ребенке в России в конце XIX – начале XX веков, адекватное отражение его соотношения с социокультурными факторами является актуальной исследовательской задачей.

В-третьих, современные процессы дифференциации знания и появления узкоспециализированных дисциплин делают актуальными методологические разработки в гуманитарной сфере. Исследование развития научных знаний о ребенке в отечественной психологии в обозначенный период представляет важнейший этап в истории и методологии психологической науки. В исследуемый период обозначены важнейшие теоретические проблемы психологии, а проблематика развития детства и формирование научных знаний о ребенке выступили важнейшими методологическими индикаторами развития отечественной психологии.

Таким образом, актуальной стороной диссертационного исследования является реконструкция предшествующих методологических разработок и систематизация накопленных научных знаний о ребенке, один из основных этапов развития которых пришелся на рассматриваемый исторический период.

В-четвертых, актуальность работы определяется необходимостью сохранения преемственности психологического знания, наработок отечественных ученых конца XIX – начала XX веков. Целостное и методологически обоснованное знание о ребенке возможно лишь при уяснении, какие научные школы, теоретические концепции, исследовательские подходы и корректирующие методики прошлого были развиты, а какие «утеряны» или «забыты» в результате объективных исторических причин.

Представленное диссертационное исследование позволяет восполнить картину преемственности и «разрывов» в процессе формирования психологического знания о ребенке в России в конце XIX – начале XX веков. В данный период раскрывается и практически реализуется целая совокупность «новых» для отечественной науки школ и направлений психологии, включая психоанализ, педологию и др. Поэтому исследователям представляется особенно ценным исторический опыт первой рецепции и становления данных дисциплин в России, чтобы прогнозировать, корректировать и оптимизировать их современное развитие.

Разработанность проблемы исследования. Различные проблемы ребенка стали предметом научных изысканий целой плеяды отечественных ученых, наиболее значимых результатов среди которых добились Н.И. Пирогов, Н.Х. Вессель, К.Д. Ушинский, И.А. Сикорский, П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт, Н.Н. Ланге, В.М. Бехтерев, Н.Е. Румянцев, А.Ф. Лазурский, А.П. Нечаев, М.Я. Басов, Н.А. Рыбников, Г.И. Россолимо, А.Н. Бернштейн, Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, П.Я. Гальперин, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.

Проблемы детской, возрастной и дифференциальной психологии, психологии личности в контексте темы диссертации разрабатывали отечественные ученые В.Н. Аншакова, А.Г. Асмолов, М.О. Бондарева, Н.Л. Васильева, С.Н. Иконникова, И.С. Кон, В.Т. Кудрявцев, Т.Г. Марцинковская, А.А. Никольская, Л.Ф. Обухова, Е.В. Омельчанко, М.В. Осорина, Т.А. Ратанова, Н.В. Соко-ловская, Г.А. Урунтаева и др.

Теоретико-методологические проблемы истории психологической науки исследовали Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, Е.А. Будилова, В.В. Большакова, А.В. Брушлинский, А.Н. Ждан, В.А. Кольцова, Т.Г. Марцинковская, А.В. Пет-ровский, К.К. Платонов, А.А. Смирнов, Е.Е. Соколова, Б.М. Теплов, О.М. Тутунджян, М.Г. Ярошевский и др. Историческим и методологическим аспектам развития отдельных отраслей психологического знания посвящены работы А.Я. Анцупова, С.Л. Кандыбовича, В.Н. Помогайбина, А.И. Шипилова и др.

Вместе с тем в истории отечественной психологии результаты конкретных исследований эволюции научных взглядов о ребенке представлялись, как правило, эпизодически и фрагментарно. Процесс развития научного знания о ребенке в истории отечественной науки и психологии до настоящего времени остается недостаточно изученной и дискуссионной областью.



Объект исследования – научные концепции и теории о ребенке в отечественной психологии конца XIX – начала XX веков, отраженные в научных источниках и архивных материалах.

Предмет исследования – процесс развития научных знаний о ребенке в отечественной психологии конца XIX – начала XX веков.

Цель исследования – на основании анализа содержания и результатов деятельности ученых и психологов, отраженных в научных источниках и архивных материалах, исследовать процесс развития научных знаний о ребенке в отечественной психологии конца XIX – начала XX веков.

Гипотезы исследования:

  1. Процесс становления научных знаний о ребенке в отечественной психологии конца XIX – начала XX веков определялся наряду с логикой развития научных школ и потребностями практики также социально-экономическими, культурными и идеологическими условиями развития России.

  2. Качественное своеобразие развития научных психологических знаний о ребенке в России конца XIX – начала XX веков связано с реализацией комплексного подхода и институционализацией научно-экспериментального исследования ребенка в сферах образования и воспитания.

  3. Динамика развития научных знаний о ребенке в отечественной психологии конца XIX – начала XX веков определяется неравномерным характером. В формировании психологических знаний о ребенке рассматриваемого периода существуют этапы активизации и ослабления внимания к детской проблематике, нерегулярность подготовки и проведения психологических исследований.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать содержание теорий, концепций и подходов исследования ребенка и детства в отечественной и зарубежной психологии.

2. Определить содержание и социокультурную обусловленность понятия «ребенок», подходов и методов изучения детей и их психолого-педагогической коррекции в отечественной психологии конца XIX – начала XX веков.

3. Выявить научные основы формирования психологического знания о ребенке конца XIX – начала XX веков.

4. Реконструировать и обосновать этапы исторического развития научного знания о ребенке в отечественной психологии конца XIX – начала XX веков.

5. Выделить основные особенности и тенденции развития научного знания о ребенке в отечественной психологии конца XIX – начала XX веков.



Теоретико-методологическую основу исследования составили общенаучные и конкретно-специфические средства познания социальных и психологических явлений, разработанные отечественными и зарубежными учеными. Диссертация подготовлена на основе положений теории и методологии психологии, изложенных в работах А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, В.А. Кольцовой и других, науковедческого подхода в истории психологии (М.Г. Ярошевский), системного и комплексного подходов (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, Б.М. Теплов). Особое внимание уделено реализации принципов развития, единства исторического и логического (Е.А. Будилова), социокультурной обусловленности развития психологического познания (М.Г. Ярошевский, Б.Г. Ананьев, В.А. Кольцова).

Методы исследования основываются на комплексном применении совокупности исследовательских средств, реализуемых в современной психологической науке, истории психологии. Основная роль в диссертации отведена методам анализа результатов деятельности, содержания научных и архивных источников, источниковедческому анализу. В работе реализованы генетический, логико-исторический, ретроспективный виды анализа и синтеза как теоретические и эмпирические методы историко-психологического исследования, применены индуктивные и дедуктивные способы получения и обобщения результатов.

Основные источники исследования:

- теоретические работы российских и зарубежных ученых–исследователей по психологии, педологии, педагогике, дефектологии, педиатрии, психоанализу конца XIX – начала XX веков;

- документы органов государственной власти, в том числе нормативные правовые акты Народного комиссариата просвещения, Народного комиссариата здравоохранения, Главного управления социального воспитания и политехнического образования, Народного комиссариата юстиции и др.;

- материалы съездов и конференций по педологии, психологии, экспериментальной педагогике, психоневрологии, психиатрии и педиатрии, документы Государственного архива Российской Федерации, Центрального архива города Москвы, личных и семейных архивов, монографии, сборники результатов психологических, педагогических и педиатрических исследований в России конца XIX – начала XX веков.



Научная новизна исследования состоит в системном и целостном отражении проблем ребенка и детства, выявлении и раскрытии динамики развития научного знания о ребенке в отечественной психологии конца XIX – начала XX веков в их обусловленности логикой развития научного знания и социокультурным контекстом. К другим положениям и результатам исследования, выражающим его научную новизну, относятся:

1. Осуществлен историко-теоретический анализ научного знания о ребенке в отечественной психологии в конце XIX – начале XX веков, позволяющий обосновать, что понятие «ребенок» в отечественной психологии является сложной, междисциплинарной и динамически развивающейся формой отражения и синтеза результатов естественнонаучных, коррекционно-педагогических и психологических исследований ребенка.

2. Обоснована преемственность естественнонаучных, коррекционно-пе-дагогических и психоаналитических основ формирования психологического знания о ребенке в конце XIX – начале XX веков, в рамках которых развивалось собственно психологическое знание о ребенке, ориентированное на разрешение практических задач.

3. Выделены этапы развития научного знания о ребенке в отечественной психологии конца XIX – начала XX веков, отражающие динамику исследования проблем детей, проявляющуюся в нерегулярности подготовки и проведения психологических исследований, их растущую дифференциацию, а также «включенность» государства в научные исследования детства в 1920–1930-х годах, что отразилось на активизации одних научных направлений изучения ребенка и остановке, забвении других.



  1. Реконструированы содержание и процесс практической реализации отечественного психологического знания о ребенке в конце XIX – начале XX веков, отражающие качественное своеобразие, которое связано с реализацией комплексного подхода и организационным оформлением экспериментального исследования ребенка в сферах науки, образования и воспитания.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась реализацией исходных методологических принципов, многообразием использованных источников, корректным применением выбранных методов, соответствующих целям и задачам диссертации, соотнесением научных результатов и выводов диссертации с современными историко–психологическими подходами.

Теоретическая значимость исследования:

1. Научные результаты изучения процесса развития научного знания о ребенке в отечественной психологии конца XIX – начала XX веков расширяют теоретические основы ряда отраслей психологической науки. Предложенные определения и периодизация развития научного знания о ребенке в отечественной психологии данного периода позволяют повысить научный кругозор и методологический потенциал психологов и педагогов.

2. Раскрытие теоретических положений научного знания о ребенке способствует интеграции отраслей психологии в интересах комплексного изучения ребенка и детства, расширяет теоретические представления о сущности и содержании деятельности психологов–исследователей и практиков.

3. Осуществленный теоретический анализ развития научного знания о ребенке в отечественной психологии конца XIX – начала XX веков является предпосылкой адекватной научной оценки современных процессов организации, проведения и внедрения результатов психологических исследований проблем ребенка и детства.

4. Проведенное исследование актуализирует ценностные и нравственные аспекты изучения ребенка на современном этапе развития российского государства и общества, задает новые векторы и междисциплинарные направления дальнейших теоретических и прикладных исследований детства.

Практическая значимость исследования:

1. Результаты анализа процесса развития научного знания о ребенке в отечественной психологии конца XIX – начала XX веков обогащают методический инструментарий истории, дифференциальной, педагогической и возрастной психологии, научные средства в изучении и разрешении конкретных проблем психологии ребенка и детства, способствуют повышению качества и продуктивности исследовательской деятельности психологов и педагогов.

2. Материалы диссертации рекомендованы к использованию в разделах учебных программ «История психологии», «Дифференциальная психология», «Педагогическая психология», «Возрастная психология». Предложены положения и выводы, обогащающие содержание преподаваемых в вузах курсов по психологическим дисциплинам.

3. Результаты исследования процесса развития научного знания о ребенке в отечественной психологии конца XIX – начала XX веков могут быть использованы в процессе подготовки психологов, педагогов, исследователей, преподавателей психологии и педагогики в высших учебных заведениях и на курсах повышения квалификации.



Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в докладах и сообщениях на заседаниях кафедры общепрофессиональных психологических дисциплин факультета психологии Национального института им. Екатерины Великой (2009); кафедры клинической психологии Удмуртского государственного университета (2008). Материалы диссертаций использовались при чтении лекций по дисциплине «Краткосрочная психоаналитическая психотерапия детей и подростков» в Институте психоанализа (2007–2009), в курсе лекций «Теория и практика психоаналитически ориентированного консультирования и психотерапии» в Национальном институте им. Екатерины Великой (2009). Результаты исследования обсуждались в редакции журнала «Психоаналитический вестник» и представлены в форме серии статей, а также в форме доклада на тему «Идеи русских психоаналитиков 1920-х годов в контексте идей современного детского психоанализа» на научной конференции студентов и преподавателей Удмуртского государственного университета «Научная сессия Института И.Д. Ермакова» (2009).

Положения, выносимые на защиту:

  1. Понятие «ребенок» в отечественной психологии конца XIX – начала XX веков явилось сложной, междисциплинарной и динамически развивающейся формой отражения и синтеза результатов естественнонаучных, педагогических и собственно психологических исследований ребенка. Сущность и содержание понятия «ребенок», подходы и методы его изучения, психолого-педаго-гической коррекции в данный период в значительной степени определялись не только логикой развития научных школ и направлений отечественной психологии, но и социально-экономическими, культурными и идеологическими условиями развития России.

  2. Качественное своеобразие развития научного знания о ребенке в российской психологии в анализируемый период связано с реализацией комплексного подхода и организационным оформлением экспериментальных исследований ребенка в сферах науки, образования и воспитания. Данное своеобразие реализовано в качестве научно-организационного и предметно-хронологи-ческого оснований представленной в диссертации периодизации исторического развития научного знания о ребенке в отечественной психологии конца XIX – начала XX веков.

  3. Динамика развития научных знаний о ребенке в отечественной психологии в данный период определяется ускоренным и циклическим характером. В развитии психологических знаний о ребенке анализируемого периода существуют этапы активизации и ослабления внимания к детской проблематике, неравномерности в подготовке и проведении психологических исследований, их растущей пролиферации и дифференциации.

  4. Основными особенностями и тенденциями развития научных знаний о ребенке в России в конце XIX – начале XX веков явились:

– высокая зависимость процессов становления и формирования научных знаний о ребенке в отечественной психологии в обозначенный период от политической и социокультурной ситуации в России;

– определение содержания психологических взглядов и концепций ребенка в советский период официальными установками государственных органов власти, ориентацией на составные части марксистско-ленинской теории;

– практическая направленность научного знания о ребенке в отечественной психологии в конце XIX – начале XX веков, определяемая прагматической ориентацией на разрешение прикладных проблем, выраженной в формировании сети профильных научно-исследовательских учреждений и внедрении разработанных в них исследовательских и коррекционных методик;

– высокий уровень государственной поддержки и ограничений, институализации получения и реализации научного знания о ребенке в отечественной психологии в советский период развития России;

– взаимная интегрированность психологического знания о ребенке в естественнонаучные, педагогические школы и направления, реализованная в формировании комплексных подходов и методик изучения проблем детства в России, их практическом внедрении.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы (309 пунктов), библиографии, включающей архивные источники (259 пунктов), тринадцати таблиц, четырех диаграмм, шести приложений. Общий объем работы составляет 196 страниц.


  1. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ


Во введении обосновываются актуальность и разработанность темы исследования, определены цель, задачи, объект, предмет, методологические основы, основные источники исследования, теоретическая и практическая значимость, научная новизна полученных результатов, сформулированы основные положения, выносимые на защиту.

Первая глава «Теоретико-методологические основы психологического исследования ребенка». В первом параграфе главы раскрывается понятие «ребенок» как комплексный, системно организованный и динамически развивающийся объект психологического исследования, что предполагает интеграцию различных отраслей знания в целях его изучения.

На основании приведенных аргументов делается вывод о том, что в психологической науке понятие «ребенок» является сложным междисциплинарным, динамическим и развивающимся, неотделимым от понятий возраста, детства, развития, социализации и культуры. Данное обстоятельство предопределило отсутствие как в психологии, так и в смежных областях гуманитарного знания единого определения понятия «ребенок».

Во втором параграфе представлены результаты анализа отечественных и зарубежных подходов и концепций исследования ребенка и детства.

Обосновывается существование в отечественной и зарубежной литературе многообразия различных подходов к исследованию ребенка и детства, определению его сущности и личностных характеристик, которые, в целом, не противоречат друг другу, а стремятся к интегративному пониманию ребенка и детства в современном обществе.



Третий параграф главы раскрывает влияние социальных детерминант конца XIX – начала XX веков на психологическое изучение ребенка. К таковым автором отнесены: смена классовой структуры, деформация общественных институтов и отношений, культурных традиций, поиск новых индивидуальных и групповых социальных идентичностей в обществе, массовый всплеск архаических позывов и страхов, потребность в новых механизмах регуляции бытия, что сопровождалось повышенным интересом к ребенку и его психической жизни.

По результатам проведенного автором изучения архивных источников выявлено, что на фоне обозначенных социальных изменений резко возросла беспризорность детей и подростков, детский и подростковый алкоголизм, детская преступность и проституция, высокая смертность детей всех возрастов, которые требовали быстрых и безотлагательных решений дальнейшей судьбы детского населения страны.

Анализ социальных условий развития России в обозначенный хронологический период позволил сформулировать особенности их влияния на психологическое изучение ребенка, к которым отнесены: направленность на безотлагательное решение проблем жизни и здоровья детей; широкомасштабный уровень решения задач по укреплению психического здоровья детей с привлечением огромного круга разнопрофильных специалистов; инициирование уникальных теоретических и прикладных разработок в сфере психологии детства; активизация заботы о ребенке, борьбы с сиротством и беспризорностью, мониторинга здоровья детей; интенсивная переработка зарубежных теорий ребенка и детства, выработка новых отечественных направлений исследования ребенка и детства, отвечающих социальным условиям.

Вторая глава «Развитие научных основ и содержание психологического знания о ребенке в России конца XIX начала XX веков» раскрывает содержание естественнонаучных, коррекционно-педагогических и психоаналитических концепций ребенка, в рамках которых происходило становление психологического знания о ребенке.

В первом параграфе раскрывается содержание процесса формирования естественнонаучных знаний о ребенке и направления его исследования в обозначенный период, которые включали изучение анатомии и физиологии детского организма, классификации нормального и патологического детства, рефлекторной деятельности детского мозга, причин детских болезней и путей их преодоления и др. Автором обосновывается, что естественнонаучные знания прочно вплетаются в психологические исследования, становятся фундаментальной основой научных знаний о психике ребенка.

Проведенный во втором параграфе главы анализ содержания коррекци-онно-педагогических исследований выявил влияние на развитие научных знаний о ребенке теорий «дегенерации», «дефективности» и «вырождения». Данные теории положили начало научным дискуссиям о развитии нормального и дефективного детства.

Через призму результатов коррекционно-педагогических исследований в параграфе обосновываются некоторые направления развития психологического знания о ребенке в России в анализируемый период: создание психодиагностических методик, классификация типов детской дефективности, выработка психолого-педагогических методов и приемов обучения нормальных и «трудных» детей. Особое значение придается описанию качественных изменений научных взглядов на ребенка в связи с началом развития культурно-исторического подхода к пониманию психики ребенка советскими психологами.

В третьем параграфе главы представлена реконструкция отечественных психоаналитических взглядов на ребенка в начале ХХ века. Результаты анализа содержания научных и архивных источников позволили обозначить вклад представителей отечественной психоаналитической школы в формирование научных знаний о ребенке в психологии: изучение и описание сложных динамических процессов детской психики в раннем возрасте в интересах социализации ребенка; представление предпосылок психосексуального развития ребенка и защитных механизмов детской психики; обоснование культурного значения детских игр, раскрытие психического механизма детских игр; исследование символической деятельности ребенка; разработка «концепции знака» в детской психике; выделение возрастных этапов эволюции и инволюции детского творчества; выделение этапов развития мышления и речи ребенка; выявление значения аутистической и социальной речи у детей; и др.

В третьей главе «Содержание и особенности развития психологических взглядов и концепций о ребенке в России конца XIX начала XX веков» представлен анализ процесса развития научного знания о ребенке в отечественной психологии начала XX века. В первом параграфе главы реконструированы содержание и специфика научно-психологической работы с детьми в первых научных лабораториях и институтах, положивших начало развитию психологического знания о ребенке.

Источниковедческий анализ позволил констатировать, что первое десятилетие ХХ века характеризуется открытием 8 научных лабораторий, изучающих ребенка, выявленных на основе архивных источников, и раскрыть содержание научно-исследовательской работы, проводимой в них. В 1920-е годы отмечается четырехкратное увеличение числа лабораторий и институтов, изучающих детство. В следующее десятилетие наблюдается резкий рост учреждений, исследующих психологические проблемы ребенка. По архивным данным, в 1920–1930-е годы в России функционировало более 260 лабораторий и педологических институтов, в которых проводились исследования ребенка, в том числе психологической направленности. Результаты проведенного количественного и качественного анализа представлены в Приложениях 4 и 5.

При проведении исследования выделено качественное своеобразие развития психологических знаний о ребенке в обозначенный период, характеризуемое: реализацией комплексного подхода к исследованию ребенка в психологии, активной институционализацией научно-экспериментального изучения ребенка в психологии и педагогике, «включенностью» в исследования ребенка государственных органов.

Во втором параграфе главы представлены этапы развития психологического знания о ребенке в России, выделенные по предметно-хронологическому и научно-организационному основаниям. В результате обозначено 8 этапов развития психологического знания о ребенке и представлена их содержательная характеристика.

I этап – конец XIX века – 1900 год – формирование теоретических и организационных предпосылок научного исследования ребенка в России.

II этап – 1900 – 1910 годы – зарождение отечественных школ и направлений педологии, психоанализа, психологии в области изучения ребенка, открытие первых научно-экспериментальных лабораторий, проведение первых съездов по педагогической психологии.

III этап – 1910 – 1916 годы – проведение экспериментальных исследований ребенка в рамках педагогики и психологии, развертывание научной дискуссии о развитии ребенка, активизация психологических исследований в области детской дефективности.

IV этап – 1917 – 1920 годы – обусловленность развития и содержания психологического знания о ребенке задачей «воспитания нового человека», открытие «Института ребенка», рост количества психологических лабораторий и центров исследования детской психики.

V этап – 1921 – 1923 годы – развитие научного знания о ребенке в рамках решения задачи ликвидации безграмотности, разработка классификации дефективных детей, создание сети педологических институтов и исследовательских цент-ров, дошкольной системы воспитания; подготовка специалистов в области педологии, психологии и психоанализа для детских воспитательных учреждений, проведение съездов по проблемам воспитания и здравоохранения детей.

VI этап – 1924 – 1927 годы – дифференциация педиатрии и психологии; подведение «предварительных итогов» за первое десятилетие борьбы за «нового человека», начало вытеснения «западных психологических идей» из научного знания о ребенке, проведение научных дискуссий о месте психологии в системе наук, о марксизме и психоанализе, о половом вопросе, организационные мероприятия в научных учреждениях как следствие политизации психологических исследований ребенка.

VII этап – 1928 – 1932 годы – постановка «новых задач» изучения ребенка на I-м Всероссийском съезде педологии; активизация изучения детского коллектива, проведение массовых педологических исследований, усиление идеологического влияния на детские учреждения, начало репрессий среди научных работников.

VIII этап – 1932 – 1936 годы – завершение построения «единой трудовой школы», остановка психологических исследований ребенка и детства, усиление репрессий в научных кругах, установление контроля над научными исследованиями, ликвидация педологии.

В третьем параграфе главы на основе проведенного источниковедческого анализа архивных документов реконструирована картина практической реализации психологического знания о ребенке в России, развивавшегося в рамках педологических исследований. В диаграммах и таблицах отражены результаты анализа тематики научных конференций и съездов по проблемам ребенка, соотношения естественнонаучных, коррекционно-педагогических, психоаналитических, психологических исследований ребенка в обозначенный период, динамика выпуска научной литературы и содержание исследовательской работы в первых лабораториях и институтах, изучающих детство. На основании проведенного анализа обозначены особенности и тенденции развития психологических знаний о ребенке в обозначенный период.


Рис. 1. Диаграмма динамики научных исследований ребенка в России конца XIX – начала XX веков.

Четвертый параграф главы раскрывает содержание, результаты научно-исследовательской работы по изучению проблем ребенка в Детском доме – лаборатории «Международная солидарность» и Государственном психоаналитическом институте (1921–1925), восстановленные по источникам государственных и личных архивов.

В заключении диссертации подводятся итоги исследования и формулируются следующие основные выводы:

1. В отечественной и зарубежной психологической литературе существует многообразие научных подходов к изучению психологических проблем ребенка, определению его сущностных и содержательных характеристик. Результаты проведенного автором анализа содержания научных источников подтверждают стремление ученых–психологов к комплексному исследованию и отражению проблем ребенка, формированию его интегративного образа. Данный фактор свидетельствует о многомерности, уникальности и динамичности психики ребенка как объекта психологических исследований и коррекции, требующих выработки и внедрения полифундаментального и междисциплинарного подходов к научному анализу проблем детского развития.

2. В процессе исторического развития российской психологии коррек-тируется и расширяется содержание понятия «ребенок», что отражает изменения в отношении общества, государства и ученых к детству. Данная сентенция особенно ярко проявилась в период конца XIX – начала XX веков, который характеризовался сменой классовой структуры российского общества, ликвидацией или деформацией целого ряда общественных, социальных и профессиональных институтов, что в свою очередь сопровождалось повышенным интересом к будущему нации – ребенку и его психической жизни.

В результате понятие «ребенок» в отечественной психологии конца XIX – начала XX веков явилось сложной, междисциплинарной и динамически развивающейся формой отражения и синтеза результатов естественнонаучных, педагогических и психологических исследований ребенка. Сущностные и содержательные характеристики понятия «ребенок», подходы и методы его изучения, психолого-педагогической коррекции в данный период в значительной степени определялись не только логикой развития научных школ и направлений отечественной психологии, но и социально-экономическими, культурными и идеологическими условиями развития России.

3. Начиная со второй половины XIX века проблемы детства становятся предметом исследования ряда научных направлений, в рамках которых развивается психологическое знание о ребенке, ориентированное на решение теоретических и практических задач. Разработка психологического знания о ребенке в России конца XIX – начала XX веков осуществляется в процессе развития и взаимодействия естественнонаучных, коррекционно-педагогических и психоаналитических изысканий.

Естественнонаучные исследования ребенка в России конца XIX – начала ХХ веков разворачиваются вокруг проблемы «высокой детской смертности» и разработки методов ее преодоления, что приводит к актуализации психологического исследования ребенка и детства. Несмотря на дисциплинарную специфику, естественнонаучные, особенно медицинские и физиологические, знания в начале XX века становятся фундаментальной научной основой развития психологических знаний о ребенке. Разработанные и внедряемые в исследовательскую практику анализируемого периода коррекционно-педагогические и психоаналитические подходы были также активно включены в процесс становления научного знания о ребенке в отечественной психологии.

4. Отраженная в исследовании динамика развития научных знаний о ребенке в отечественной психологии конца XIX – начала XX веков определяется ускоренным и циклическим характером. В развитии психологических знаний о ребенке анализируемого периода существуют этапы активизации и ослабления внимания к детской проблематике, неравномерности частоты подготовки и проведения психологических исследований, их растущей пролиферации и дифференциации.

Вместе с тем «включенность» государства в научные исследования в 1920–1930-х годах отразилась на активизации одних научных направлений изучения ребенка и остановке, «забвении» других. Данное обстоятельство привело к тому, что некоторые направления исследования ребенка (например, психоаналитическое) были исключены из отечественного психологического знания данного периода.

5. Содержание научного знания о ребенке в истории отечественной психологии конца XIX – начала XX веков развивалось в направлении психологического обоснования процессов воспитания и обучения, создания научной картины развития ребенка, анализа его возрастных и индивидуально-типологи-ческих особенностей, креативных компонентов, выявления и изучения кризисных периодов развития, постепенно расширяя свои границы до выявления тенденций и закономерностей развития детской психики.

Как следствие, качественное своеобразие развития психологического зна-ния о ребенке анализируемого периода связано с реализацией комплексного подхода и институализацией экспериментальных исследований ребенка и детства в сферах науки, образования и воспитания. Данное своеобразие реализовано в качестве научно-организационного и предметно-хронологического оснований выделения представленных в диссертации этапов исторического развития научного знания о ребенке в отечественной психологии конца XIX – начала XX веков.

6. Наличие огромной совокупности политических, социально-экономи-ческих, идеологических, демографических и собственно научных факторов отразилось на специфических особенностях и тенденциях развития научного знания о ребенке в отечественной психологии конца XIX – начала XX веков, к основным из которых в диссертации отнесены:

– высокая зависимость процессов становления и формирования научного знания о ребенке в отечественной психологии от политической и социокультурной ситуации в России;

– определение содержания психологических взглядов и концепций ребенка в советский период официальными установками государственных органов власти, ориентацией на составные части марксистско-ленинской теории;

– практическая направленность научного знания о ребенке в отечественной психологии, определяемая прагматической ориентацией на разрешение прикладных проблем, выраженной в формировании сети профильных научно–исследовательских учреждений и внедрении в работе с детьми разработанных в них исследовательских и коррекционных методик;

– высокий уровень государственной поддержки и ограничений, институализации получения и реализации научного знания о ребенке в отечественной психологии в советский период развития России;

– взаимная интегрированность психологического знания о ребенке в естественнонаучные, педагогические школы и направления, реализованная в формировании комплексных подходов и методик изучения проблем детства, их практическом внедрении.

Проведенное исследование подтвердило сформулированные гипотезы и позволило наметить дальнейшие направления научной работы. В приложении представлены совокупность архивных источников, отражающие проанализированные исторические события, таблицы количественного и качественного анализа, практические рекомендации по проведению архивного историко-психоло-гического исследования.

Основные научные результаты диссертации отражены в опубликованных работах соискателя:

1. Парамонова, А.А. Формирование инфантологического дискурса (по психоисторическим работам Ф. Арьеса и Л. Демоза). [Текст]. // Вестник Московского государственного областного университета (серия «Психологические науки»). – 2009. – № 2. – С. 57– 71. (Издание, рекомендованное ВАК). (1,2 п.л.)

2. Парамонова, А.А. Теоретические основания инфантологического дискурса в истории психологии России 1920-х годов». [Текст]. // Вестник Московского университета МВД России.– 2008. – № 9. – С. 43 – 46. (Издание, рекомендованное ВАК). (0,9 п.л.)

3. Парамонова, А.А. Развитие научных знаний о ребенке в истории оте-чественной психологии конца XIX – начала XX веков: Монография. [Текст]. – М.: Изд-во Национального института им. Екатерины Великой, 2009. – 52с. (9,8 п.л.)

4. Парамонова, А.А. История психологии: «вечные проблемы» и исторический контекст. Формирование инфантологического дискурса в отечественной истории психологии 1920-х годов. [Текст]. // Вестник Екатерининского института. – 2009. – № 3 (7). – С. 32 – 41. ( 1,0 п.л.)

5. Парамонова, А.А. К вопросу об истории развития детского психоанализа. [Текст]. // Материалы Международной психоаналитической конференции «Зигмунд Фрейд – основатель новой научной парадигмы: психоанализ в теории и практике». – М.: Русское психоаналитическое общество, 2006. – Т 2. – С. 214–219. (0, 4 п.л.)

6. Парамонова, А.А. Детский психоанализ как метод психологической помощи. [Текст]. // Материалы IV Всероссийского съезда Российского психологического общества «Психология будущему России» 18–24 сентября 2007 г. – М.; Ростов-на-Дону: Изд-во «Кредо», 2008. – Т.3. – С. 83–84. ( 0,2 п.л.)

7. Парамонова, А.А. Развитие психоаналитического знания о ребенке в дореволюционной и послереволюционной России (историко-психологическое исследование). [Текст]. // Психоаналитический вестник. – 2009. – Вып. 20. – № 1. – С. 158–180. ( 1,7 п.л.)

8. Парамонова, А.А. Развитие педиатрического знания в России с середи-ны XVIII века до 1920-х годов. [Текст]. // Ежегодник истории и теории пси-хоанализа. – Ижевск: ERGO. – 2009. – С. 26–39. ( 1,0 п.л.)

9. Парамонова, А.А. Психоаналитическое изучение ребенка в дореволюционной и послереволюционной России. [Текст]. // Ежегодник истории и теории психоанализа. – Ижевск: ERGO. – 2008. – С. 50–59. ( 0,7 п.л.)

10. Парамонова, А.А. Идеи русских психоаналитиков 1920-х годов о развитии ребенка в контексте взглядов современного детского психоанализа. [Текст]. // Ежегодник детского психоанализа и психоаналитической педагогики. – Ижевск: ERGO. – 2009. – С. 90–101. ( 1,1 п.л.)

11. Парамонова, А.А. Вера Федоровна Шмидт (1889–1937). [Текст]. // Психоаналитический вестник. – 2009. – Вып. 20. – № 2. – С.180 – 196. ( 0,9 п.л.)



Общий объем публикаций – 18,9 п.л.



Смотрите также:
Развитие научных знаний о ребенке в отечественной психологии конца XIX начала XX веков 19. 00. 01 Общая психология, психология личности, история психологии
274.22kb.
1 стр.
Становление патопсихологии в России в конце XIX начале XX вВ. 19. 00. 01 общая психология, психология личности, история психологии
395.3kb.
2 стр.
Многомерная оценка индивидуальной устойчивости к стрессу 19. 00. 01 Общая психология, психология личности, история психологии
424.4kb.
3 стр.
Психологическое содержание жизнестойкости личности студентов 19. 00. 01 Общая психология, психология личности, история психологии
395.82kb.
3 стр.
Развитие личностного потенциала летчика в процессе профессионального становления 19. 00. 01 Общая психология, психология личности, история психологии
581.26kb.
4 стр.
Программа курса I курс Часть Вводные вопросы Предмет психологии; природа психического, психика и сознание, психология и магия
16.78kb.
1 стр.
Психотипологическая изменчивость личности подростков с девиантным поведением в континууме их жизнедеятельности 19. 00. 01 Общая психология, психология личности, история психологии
735.73kb.
4 стр.
Роль когнитивных факторов в распознавании эмоциональных состояний 19. 00. 01 общая психология, психология личности, история психологии
473.59kb.
3 стр.
Динамика личностных особенностей женщин в кризисной ситуации 19. 00. 01 Общая психология, психология личности, история психологии
271.24kb.
1 стр.
Индивидуально-психологические особенности адаптации человека к старости
319.2kb.
1 стр.
Психологические особенности переживания ценностно-смыслового конфликта у девушек на этапе начального профессионального самоопределения
337.72kb.
1 стр.
Программа дисциплины «Предупреждение и коррекция аддиктивного поведения»
371.82kb.
1 стр.