Главная страница 1страница 2страница 3страница 4


На правах рукописи

АЛЕКСЕЕНКО Мария Сергеевна


РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛЕТЧИКА

В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ

19.00.01 – Общая психология, психология личности,

история психологии

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук

Москва – 2011

Работа выполнена на кафедре общей психологии

НАЧОУ ВПО «Современная гуманитарная академия».
Научный руководитель – доктор психологических наук,

профессор



Гандер Дмитрий Владимирович
Официальные оппоненты: заслуженный деятель науки РФ,

доктор психологических наук,

профессор

Ратанова Тамара Анатольевна

кандидат психологических наук,

профессор

Лукьянова Наталья Федоровна
Ведущая организация – Институт психологии РАН

Защита состоится 21 декабря 2011 г. в 16 часов на заседании объединенного совета ДМ 521.003.02 по присуждению ученых степеней доктора и кандидата психологических наук при Современной гуманитарной академии по адресу: 109129, г. Москва, ул. Нижегородская, д. 32, к. 4, ауд. 352 (зал заседаний диссертационных советов).


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке СГА по адресу: ул. Нижегородская, 32.
Автореферат разослан 18 ноября 2011 г.
Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат психологических наук,

профессор Г.В. Гнездилов



I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Важность изучения проблемы личностного потенциала летчика определяется, во-первых, несоответствием опережающего развития авиационной техники возможностям летчика, что требует от человека полной реализации профессиональных и личностных ресурсов, высокого уровня мотивации на саморазвитие и адаптации к изменяющимся условиям летной деятельности. Во-вторых, глубинными изменениями психики, которые касаются деформаций личности и определяются нестабильностью и социально-психологической напряженностью современного общества. В-третьих, сокращением численности летного состава ВВС, что предусматривает составление долгосрочного прогноза развития личности летчика на основе комплексного изучения его профессионально важных качеств, личностных особенностей, мотивации и нравственности.

По мнению ведущих отечественных и зарубежных психологов, изучение личностного потенциала как интегральной характеристики уровня личностной зрелости представляет собой уточнение традиционной проблемы психологических факторов эффективности деятельности человека (Г.М.Зараковский, К.К.Платонов, Д.А. Леонтьев, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, В.Н. Маркин, И.И.Ашмарин, В.Г. Нестеров и др).

В авиации концепция личностного потенциала развивается в рамках формирования у летчика патриотизма, интеллекта, личностных профессионально важных качеств, высокого уровня самосознания (В.А.Пономаренко, А.А. Ворона, Д.В. Гандер, С.В. Алешин, Б.Л. Покровский, В.Л. Марищук). Диагностика этого явления в зависимости от подхода конкретного исследователя предполагает использование разнообразных методических комплексов, включающих методики изучения интеллектуальных профессионально важных качеств, личностных особенностей, профессиональной направленности и мотивации.

Несмотря на довольно широкий диапазон исследований, касающихся изучения различных аспектов личности летчика, можно констатировать недостаточную разработанность понятия личностного потенциала летчика в психологии личности и авиационной психологии.



Наиболее актуальной задачей изучения личности в авиационной психологии является получение своевременной объективной информации, реально отражающей уровень развития и динамики личностного потенциала летчика как показателя его профессионализма и надежности. Психологическая наука может предоставить эффективные решения данной проблемы лишь на основе системного подхода к сбору, анализу и оценке данных о личности летчика. Результаты таких оценок способствуют выявлению новых тенденций в целях прогноза профессионального становления летчика и могут служить основой стратегий, направленных на изменение системы профотбора и психологического сопровождения летного состава.

Состояние разработанности проблемы исследования. Проведенный анализ психологический литературы показал, что на сегодняшний день исследований, посвященных изучению личностного потенциала летчика, недостаточно, не разработана структура и динамика развития его компонентов. Как правило, в общей психологии и психологии труда изучаются отдельные аспекты личностного потенциала: способность личности к творчеству и стремление к саморазвитию (С. Мади); предпосылки успешности профессиональной деятельности и профессионально важные качества (К.К.Платонов, В.А. Бодров, Н.Д. Завалова, В.А. Пономаренко, А.А. Ворона, Д.В. Гандер); уровень личностной зрелости и реализации (А.А. Деркач, В.Г.Зазыкин, И.В. Байер, И.Н. Дроздов, О.Н. Зубова, В.Н. Маркин, Е.В.Дьячкова, Е.П. Ходаева); внутренние и внешние ресурсы человека (Ю.М.Резник; способность к адаптации (А.Г. Маклаков); здоровье, степень физиологической, психологической и социальной активности, уровень усвоенной гигиенической и социальной культуры, совокупность знаний, умений, навыков профессионального и бытового характера, совокупность личностных качеств и, самое главное, уровень духовно-нравственного развития личности (В.А. Пономаренко).

Представленные в психологии подходы направлены на изучение отдельных составляющих личностного потенциала, недостаточное внимание уделяют целостному, структурному изучению исследуемого феномена. Исключение составляет концепция «психологического потенциала», предложенная Г.М. Зараковским (2009). Концепция психологического потенциала основана на социально-когнитивной теории А. Бандуры и У.Мишела, экзистенциальной теории В. Франкла и теории самоактуализации и самореализации человека (К. Гольдштейн, А. Маслоу). В результате проведенных исследований Г.М. Зараковский определил психологический потенциал индивида как систему психологических свойств личности, определяющую возможность успешной жизнедеятельности индивида в разных сферах жизни. Свойствами личности, из которых формируется психологический потенциал, являются: 1) общая активность, мотивационная установка на достижение; 2) направленность; 3) способности; 4) регуляторные качества. В результате теоретического анализа литературных источников мы пришли к выводу, что концепция Г.М. Зараковского представляет практический интерес для изучения личностного потенциала как ведущего компонента психологического потенциала.

До настоящего времени отсутствовала экспериментально обоснованная точка зрения на содержание, структуру и особенности развития личностного потенциала летчика. Также, не были изучены особенности взаимовлияния и компенсаторные возможности компонентов личностного потенциала летчика.

Таким образом, недостаточная теоретическая и практическая разработанность концепции развития личностного потенциала летчика в процессе профессионального становления определяет необходимость исследования данной проблемы.



Объект исследования – личностный потенциал летчика.

Предмет исследования – развитие личностного потенциала летчика в процессе профессионального становления.

Цель исследования – определение структуры и динамики развития личностного потенциала на различных этапах профессионального становления летчика.

Научная задача диссертационного исследования – разработка модели личностного потенциала летчика как системного представления о динамике его развития.

Задачи исследования:

  1. Провести теоретико-методологический анализ проблемы исследования и уточнить понятие личностного потенциала летчика.

  2. Разработать модель личностного потенциала летчика на основе факторного анализа и определить эмпирическим путем характер взаимосвязи ведущих компонентов исследуемого феномена.

  3. Дифференцировать исследуемых лиц на основе оценки уровня развития их личностного потенциала и изучить их индивидуальные особенности.

  4. Выявить особенности развития личностного потенциала летчика в процессе его профессионального становления.

Гипотеза исследования: период летного обучения является решающим в развитии личностного потенциала летчика. К концу профессионального обучения личностный потенциал формируется в окончательном виде. Это, прежде всего, относится к развитию интеллектуальных способностей, ценностных ориентаций, летной направленности, долговременной мотивации на профессию летчика.

Теоретико-методологические основы исследования. Настоящее исследование осуществлялось с опорой на принципы системного (Б.Ф. Ломов, Б.Н. Рыжов), субъектно-деятельностного (А.Н. Леонтьев; С.Л.Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская; Г.И. Челпанов; А.В.Брушлинский; Е.А. Климов; В.А. Бодров); личностно-ориентированного (З.Фрейд; Г. Олпорт; А. Маслоу), субъектно-ориентированный (Дж.Брунер, Дж.Келли) и смыслового подходов (Д.А. Леонтьев; Б.С. Братусь, 1988) отвечающие специфике решаемых задач.

Основой для изучения содержательно-структурных аспектов личностного потенциала летчика в их связи со спецификой профессиональной деятельности и индивидуально-психологических особенностей личности являются:



  1. Личностно-деятельностный подход к изучению опасных профессий (К.К.Платонов, В.А. Пономаренко, Д.В. Гандер, Н.Д. Лысаков);

  2. Концепция психологического потенциала Г.М. Зараковского;

  3. Психологическая концепция анализа летной деятельности (К.К.Платонов, В.А. Пономаренко, Н.Д. Завалова);

  4. Концепция психологического обеспечения летного обучения Д.В.Гандера;

  5. Теория летного профессионализма и развития ПВК (А.А. Ворона, В.А.Пономаренко, С.В. Алешин, Д.В. Гандер, И.В.Агапов, З. Гератеволь);

  6. Психологическая концепция профессиональной пригодности В.А. Бодрова;

  7. Смысловой подход к регуляции деятельности (А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев);

  8. Психосемантический подход (Ю.М.  Забродин, Е.Ю.  Артемьева, А.Г.Шмелев, В.Ф. Петренко, Ч. Осгуд, Дж. Келли).


Методы исследования: теоретико-аналитические и обобщающие методы (теоретическое изучение проблемы); метод лонгитюдного исследования, метод сбора эмпирических данных (тестирование, эксперимент); анализ деятельности специалистов с применением методов изучения документации, экспертного опроса; профессиография; методы математической статистики (описательная и вариационная статистика, корреляционный анализ, факторный анализ). Обработка результатов выполнена при помощи статистического пакета STATISTICA v. 13 и приложения MS Excel.

В работе использовались методики, позволяющие изучить: а) профессионально важные качества летчика: интеллектуальные («МИОМ», «Часы», «Компасы», «V-test», ЧКТ, «Шкалы») и личностные (многофакторная личностная методика Р. Кеттела, «Адаптивность»); б) мотивацию и профессиональную направленность («Репертуарные решетки» Дж. Келли в модификации для летного состава Алексеенко М.С, Григорук Д.Н.); в) ценностные ориентации (методика Ш.Шварца); эмоциональную направленность (Б.И. Додонов); смысложизненные ориентации (Д.А.Леонтьев); летные способности (метод независимых характеристик К.К. Платонова).



Этапы исследования. На первом этапе исследования (2005-2007 гг.) осуществлялась теоретическая разработка проблемы, уточнялась тема, объект, предмет исследования, его цель, задачи, гипотезы, методы, формировалась концепция исследования, проводился отбор методик. На втором, экспериментальном, этапе исследования (2007-2011 гг.) был проведен лонгитюдный эксперимент, определен метод обработки полученных данных. На третьем, аналитическом, этапе исследования (2010-2011) разрабатывалась модель личностного потенциала летчика, определялись этапы, динамика и характерные особенности развития исследуемого феномена у летчиков.

Эмпирической базой исследования являются результаты 1473 психологических обследований курсантов высшего военного училища летчиков (ВВАУЛ), летчиков строевых частей, летчиков-инструкторов авиационных центров и военных летчиков-испытателей. Выборка включает авиационных специалистов: курсантов-летчиков (N=257), строевых летчиков (N=37), летчиков-испытателей (N=14), 17 экспертов (3 авиационных психолога высшего военного авиационного училища; 4 инструктора тренажерной подготовки ВВАУЛ, 3 преподавателя-предметника ВВАУЛ, 7 летчиков-инструкторов). Общий объём выборки составляет 325 чел.

Научная новизна исследования состоит в уточнении понятия личностного потенциала летчика, создании модели изученного феномена на основе всестороннего исследования личности пилота. Выявлены факторы личностного потенциала и установлены корреляционные связи между ними. Для применения дифференцированного подхода в летном обучении были изучены индивидуальные особенности летчиков с различным уровнем личностного потенциала. Применен комплекс методов (изучение интеллекта, летных способностей, эмоциональной направленности, мотивации, ценностных ориентаций личности), позволяющий раскрыть глубинные процессы формирования личности летчика.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Личностный потенциал летчика – интегральная системная характеристика индивидуально-психологических особенностей, детерминирующая личностное совершенствование и успешность профессиональной летной деятельности. Индивидуально-психологическими особенностями образующими личностный потенциал летчика являются: общая активность (мотивация, инициативность, эмоциональная направленность); летные профессионально важные интеллектуальные и личностные качества; профессиональная направленность, стремление к достижениям в летной деятельности; регуляторные качества (нервно-психическая устойчивость, система ценностных ориентаций); поведенческие характеристики летчика.

  2. Модель личностного потенциала летчика включает профессиональный (29%, «вес» фактора 1 - 0,358), поведенческий (22%, «вес» фактора 2 - 0,272) факторы, фактор Эго (16%, «вес» фактора 3 - 0,198), адаптационный (14%, «вес» фактора 4 - 0,173). Успешность летной деятельности определяется не столько отдельными компонентами личностного потенциала сколько их специфически организованной системой. Факторы личностного потенциала взаимосвязаны и взаимозависимы, что определяет их компенсаторные возможности: профессиональный фактор положительно коррелирует с поведенческим фактором (r = 0,49), фактором «Эго» (r = 0,35), фактором адаптации (r = 0,61); фактор адаптации взаимосвязан с поведенческим фактором (r = 0,53). Факторы включают в себя ряд динамических характеристик личности, которые претерпевают изменения в процессе профессионального становления летчика.

  3. Структурная организация личностного потенциала находится в связи с показателями успешности летной деятельности. На основе кластерного анализа было выявлено 3 группы летчиков с разным уровнем личностного потенциала. В первую группу вошли – отчисленные курсанты (14%), «слабые курсанты-летчики» (53%), «слабые» летчики (31%); во вторую – «сильные» курсанты (19%), «сильные летчики» (33%), летчики 1-го класса (10%), летчики-испытатели (38%); в третью – «средние» курсанты (42%), не мотивированные летчики (31%); отчисленные по нежеланию летать (12%), летчики, уволившиеся из ВВС (15%).

  4. В результате личностного развития и профессионального становления профиль личностного потенциала летчика приближается к профилю эталонной модели, в качестве которой была принята модель летчика-испытателя: повышается мотивация достижения и саморазвития (р ≤ 0,05) и профессионально обусловленные интеллектуальные способности (р ≤ 0,01), профессионализируются личностные конструкты, ценностные ориентации (безопасность, достижения, самостоятельность) и направленность. Характерной особенностью зрелой личности специалиста летного профиля является равномерность развития показателей личностного потенциала.

  5. Раскрытие закономерностей развития личностного потенциала летчика расширяет представления о динамике профессионального обучения, способствует социализации личности летчика в условиях профессионального становления, позволяет более обоснованно осуществлять психологический отбор, психологическое обеспечение летной деятельности и воспитания летчиков. Изучение глубинных конструктов в структуре личностного потенциала летчика с помощью методики Дж.Келли позволяет осуществлять долговременный прогноз успешности его развития и профессиональной деятельности.

Теоретическая значимость работы состоит в уточнении понятия личностного потенциала летчика. Представлена модель и определен компонентный состава личностного потенциала летчика, выявлены ведущие компоненты и их взаимозависимости. Изучены особенности содержательных характеристик личностного потенциала летчика на разных этапах профессионализации: 1) период адаптации к профессиональному обучению (1 курс – начало 2 курса) сензитивен для фактора адаптации и поведенческого фактора личностного потенциала; 2) период сомнений в выборе профессии (середина 2 курса – середина 3 курса) сензитивен для фактора Эго; 3) период профессионализации личностного потенциала (окончание 3 курса – 5 курс) сензитивен для профессионального фактора; 4) период вхождения в профессию сензитивен для поведенческого фактора; 5) период профессиональных достижений сензитивен для фактора Эго; 6) период летного мастерства сензитивен для профессионального фактора.

Практическая значимость работы. Результаты исследования личностного потенциала летчика применимы в системе летной экспертизы, психологического отбора в авиацию. Изучение личностного потенциала летчика позволяет производить дифференцированную диагностику индивидуального своеобразия личности, что свидетельствует о принципиальной возможности использования данного подхода в формировании профессионала (воспитание, формирование ПВК, профессиональное совершенствование).

Апробация и внедрение результатов работы. Внедрение результатов исследования выполнено в рамках НИР «Бурса», НИР «Плутон», НИР «Интеллект». Теоретические и эмпирические результаты исследования:

1) представлены в докладе на всероссийской конференции РЭА им. Г.В.Плеханова «Модернизация и потенциал развития современной России: политологический и социально-психологические аспекты» 17 ноября 2011 г., на семинаре ИП РАН «Психологические проблемы развития личности профессионала» 2011, научно-практической всероссийской конференции «Боевой стресс. Медико-психологическая реабилитация лиц опасных профессий» 3-14 ноября 2008, научной конференции молодых ученых ГНИИИ МО РФ (2009-2010), XXIX заседание координационно-консультативного авиамедицинского совета межгосударственного авиационного комитета 16 - 20 ноября 2009, VII международном научно-практическом конгрессе «Человек в экстремальных условиях: клинико-физиологические, психологические и санитарно-эпидемиологические проблемы профессиональной деятельности» 25-28 октября 2010, I всероссийской конференции «Наука, образование, инновации» 10-12 ноября 2008, межвузовской научно-практической конференции «Социально-экономические и психологические проблемы управления» 26-27 апреля 2010;

2) опубликованы в ряде периодических изданий и учебных пособиях: «Авиационная психология» и «Психология опасных профессий»;

3) внедрены в образовательный процесс Краснодарского высшего военного училища летчиков, 110 авиационного учебного центра, тренинг центра «S7», а также в профотбор летчиков гражданской авиации в а/к «Нордавиа»;

4) применяются в разработке руководства для отбора летчиков-испытателей.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Диссертация содержит в качестве иллюстраций 16 таблиц, 17 рисунков и 13 приложений. Список литературы содержит 224 наименования, из которых 11 на иностранных языках.
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования, определяется цель, объект, предмет, гипотезы, задачи, положения, выносимые на защиту, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость.

В первой главе «Теоретико-методологическое обоснование проблемы личностного потенциала летчика» дан обзор основных теоретических представлений о проблеме личностного потенциала, его структурных особенностях и динамике развития, решаются ключевые вопросы методологического характера.

Говоря о личностном потенциале, ученые делают акцент на его непредзаданности, качественном и количественном индивидуальном своеобразии и возможности целенаправленного развития. В последние годы к нему стали обращаться самые разные исследователи (Г.М. Зараковский, Д.А.Леонтьев, А.А. Ворона, Ю.М. Резник, В.М. Трофимов, Б.А. Классов, В.Г.Нестеров, Л.И. Иванько, Г.Б. Солнцева, Г.Л. Смолян), что также свидетельствует об актуальности проблемы, хотя понимание личностного потенциала далеко от однозначности.

Термин «потенциал» используется в гуманитарных науках для обозначения совокупности имеющихся средств и возможностей в какой-либо области деятельности. Это возможности отдельного лица, группы, государства или всего человечества, которые могут быть использованы для решения конкретной задачи (комплекса задач). В научной литературе существует два близких по смыслу понятия «личностный потенциал» и «человеческий потенциал», причем зачастую они используются как синонимы, несмотря на то, что второе значительно шире первого.

Человеческий потенциал — это совокупность возможностей человека и общества, которая может быть использована для достижения индивидуальных и общественных целей - как инструментальных, связанных с обеспечением необходимых условий жизнедеятельности, так и экзистенциальных, включающих расширение самих потенций человека и возможностей его самореализации. Основу человеческого потенциала составляет демографический потенциал, определяемый численностью и возрастно-половым составом населения. Многомерный человеческий потенциал зависит от качественных характеристик людей, от их соматического и психического здоровья; социальных потенций; развитости материальных и духовных потребностей и возможностей их удовлетворения, включая возможности трудовой деятельности и ее содержание; образованности; социокультурной мотивированности поведения и пр. В понятие «человеческий потенциал» некоторые авторы (Г.М. Зараковский, М.С. Алексеенко) включают понятие «личностного потенциала», представляющего степень развитости способностей личности и возможностей их реализации. Личностный потенциал подразделяют на актуализированный (реализованные способности, актуальные ресурсы) и неиспользуемый потенциал (нереализованные способности – задатки).

В научной литературе существуют различные модели личностного потенциала: математическая (В.М. Трофимов, Б.А. Классов), интегративная (Ю.М. Резник), социально-нормативная (В.Г. Нестеров, Л.И. Иванько), виталистическая (С.И. Григорьев), актуализационная (Г.Б. Солнцева, Г.Л.Смолян).

Типология личностного потенциала определяется в зависимости от форм жизнедеятельности. В соответствии с основными формами активности различают: профессионально-квалификационный потенциал, информационно-познавательный, организационно-коммуникативный, духовно-нравственный, репродуктивный (Ю.М. Резник).

Структура личностного потенциала в психологии определяется, во-первых, способностями человека, во-вторых, репертуаром видов деятельности как набором его субъективных возможностей и объективных условий для реализации, в-третьих, практическими навыками личности (сфера приложения личностного потенциала).

Личностный потенциал реализуется при помощи определенных стратегий и технологий их осуществления. Личностные стратегии предполагают системное конструирование и моделирование жизни человека. Они связаны с ценностями, установками, направленностью, смысложизненными ориентациями, жизненными планами и служат руководством к конкретному действию. Технологии реализации личностного потенциала являются апробированными схемами практических действий, направленными на удовлетворение базовых потребностей человека в соответствии с жизненными планами, направленностью и ценностными ориентациями.

В рассмотрение исследуемого феномена также включаются некоторые личностные особенно­сти, неспецифичные для конкретной деятельности, однако их роль вто­рична. Существуют подходы, которые связывают личностный потенциал с успешностью адаптации, что позволяет рассматривать его как общую личностную характеристику (К. Бернар, Е.П. Ильин, А.Г. Маклаков), но реализация личностного потенциала выходит за рамки успешной адаптации (C.Мади).

Подобный способ определения личностного потенциала может оказаться практически полезным, однако смысл понятия «личностный потенциал» сводится до предпосылок успешности определенной деятельности, т.е. отражает личностно-профессиональный потенциал, который рассматривается как совокупность внутренних ресурсов человека, определяющих его профессиональные возможности.

Как пишет Д.А.Леонтьев, одна из специфических форм проявления личностного потенциала — это проблематика преодоления личностью неблагоприятных условий ее развития. Существуют заведомо неблагоприятные условия для формирования личности, они могут действительно роковым образом влиять на развитие, но их влияние может быть и преодолено, опосредовано, прямая связь разорвана за счет введения в эту систему факторов дополнительных измерений, прежде всего самодетерминации на основе личностного потенциала.

В настоящий момент, психологи начинают переходить к парадигме, связанной с анализом сложных ситуаций и действий в них индивида с позиций его собственного внутреннего мира. В этой связи акцент ставится на ту субъективную реальность, которую каждый человек формирует в своем жизненном пространстве с опорой на собственную систему значимых ценностей, выступающих в качестве своеобразной системы координат (личностных конструктов по Дж.Келли), по отношению к которым и интерпретируются внешние события.

В число активно развивающихся подходов в русле позитив­ной психологии к личностному потенциалу может быть отнесен подход К. Петерсона и М.Селигмана в терминах личных достоинств — сил характера и базовых добродетелей, а также подход К. Рифф в терминах психологического благополучия (Фесенко П.П., 2005)

Таким образом, в структуре личности потенциал предстает как индивидуальная система особым образом организованных внутренних и внешних ресурсов человека, обеспечивающих многообразие возможных векторов развития и трансформации личности в процессе её жизненного пути. Под ресурсами понимается набор средств, которые могут быть задействованы человеком для достижения определенной цели или получения определенных результатов. Содержательная сторона личностного потенциала включает в себя такие составляющие как здоровье, степень физиологической, психологической и социальной активности, уровень усвоенной гигиенической и социальной культуры, совокупность знаний, умений, навыков профессионального и бытового характера, совокупность личностных качеств, творчество и, самое главное, уровень духовно-нравственного развития личности.

В результате проведенного анализа с опорой на положения концепций Г.М. Зараковского, А.Н.Леонтьева, Д.А. Леонтьева, В.А. Пономаренко, А.А.Вороны были теоретически определены структурные компоненты личностного потенциала летчика, проявляющиеся в деятельности, наиболее устойчивые, но, в то же время, доступные для измерения, а, следовательно, наиболее информативные и адекватные в целях изучения их связи с профессиональным развитием специалистов: личностные и интеллектуальные профессионально важные качества, мотивация, направленность, ценностные ориентации, смысложизненные ориентации.



следующая страница >>
Смотрите также:
Развитие личностного потенциала летчика в процессе профессионального становления 19. 00. 01 Общая психология, психология личности, история психологии
581.26kb.
4 стр.
Развитие научных знаний о ребенке в отечественной психологии конца XIX начала XX веков 19. 00. 01 Общая психология, психология личности, история психологии
274.22kb.
1 стр.
Психологические особенности переживания ценностно-смыслового конфликта у девушек на этапе начального профессионального самоопределения
337.72kb.
1 стр.
Психологическое содержание жизнестойкости личности студентов 19. 00. 01 Общая психология, психология личности, история психологии
395.82kb.
3 стр.
Многомерная оценка индивидуальной устойчивости к стрессу 19. 00. 01 Общая психология, психология личности, история психологии
424.4kb.
3 стр.
Психотипологическая изменчивость личности подростков с девиантным поведением в континууме их жизнедеятельности 19. 00. 01 Общая психология, психология личности, история психологии
735.73kb.
4 стр.
Динамика личностных особенностей женщин в кризисной ситуации 19. 00. 01 Общая психология, психология личности, история психологии
271.24kb.
1 стр.
Роль когнитивных факторов в распознавании эмоциональных состояний 19. 00. 01 общая психология, психология личности, история психологии
473.59kb.
3 стр.
Становление патопсихологии в России в конце XIX начале XX вВ. 19. 00. 01 общая психология, психология личности, история психологии
395.3kb.
2 стр.
Индивидуально-психологические особенности адаптации человека к старости
319.2kb.
1 стр.
Программа курса I курс Часть Вводные вопросы Предмет психологии; природа психического, психика и сознание, психология и магия
16.78kb.
1 стр.
Программа дисциплины «Предупреждение и коррекция аддиктивного поведения»
371.82kb.
1 стр.