Главная страница 1страница 2страница 3


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ставропольская государственная медицинская академия

Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию


Кафедра общественного здоровья и здравоохранения

Утверждаю

проректор по учебной работе

доцент Ю.Филимонов

« » _______________ 200_
Согласовано

декан факультета

доцент Н. Ивенский

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по общественному здоровью и здравоохранению

для специальности 060105 стоматология

Всего часов 108.

В том числе:

Лекций – 14

Практических занятий – 58

Самостоятельных занятий - 36
Отчетность – экзамен, 9 семестр

г. Ставрополь, 200_


Рабочая учебная программа разработана на основании типовой (примерной) учебной программы и государственного образовательного стандарта
Рабочая учебная программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры общественного здоровья и здравоохранения
« » _____________ 200_ года, протокол №___

Зав. кафедрой

Л.Л.Максименко


Рабочая программа согласована с цикловой методической комиссией «____»_______________200__ года


Председатель ЦМК, д.м.н., профессор

М.П.Водолацкий.


ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Дисциплина общественное здоровье и здравоохранение является медико-профилактической дисциплиной, отражает закономерности формирования общественного здоровья, факторы его определяющие; и различные аспекты здравоохранения, в том числе вопросы экономики и управления отраслью.

Дисциплина изучается в объёме 108 часов с чтением лекций (14 часов), практических занятий (58 часов) и самостоятельных занятий (36 часа). Лекции составляют основу теоретического обучения, систематизируют основы научных знаний по дисциплине, концентрируют внимание обучающихся на наиболее сложных и узловых вопросах, способствуют формированию творческого мышления. Лекции читают заведующий кафедрой, профессор и по отдельным темам старшие преподаватели кафедры с применением информационных технологий и технических средств обучения. В лекционном курсе нами широко используются материалы краевой медицинской статистики. Демографические процессы, заболеваемость и другие показатели здоровья анализируются в тесной связи с социально-экономическими изменениями, происходящими в стране и крае.

Практические занятия проводятся в аудиториях кафедры всеми категориями профессорско-преподавательского состава, и главным их содержанием является практическая работа каждого обучающегося. Объем практических работ, которые выполняют студенты 5 курса на занятиях, составляет 80% от общей продолжительности учебных часов. Занятия обеспечиваются необходимым наглядным материалом и учебно-методическими пособиями. Количество студентов в группе составляет 12 -14 человек. В ходе учебного занятия студенты проходят входное тестирование, собеседование, самостоятельно и при участии преподавателя решают поставленные перед ними задачи по овладению знаниями и приобретению необходимых навыков, отчитываются за проделанную на занятии учебную работу. Для повышения усвояемости учебного материала внедряются новые формы обучения и контроля знаний студентов. Преподаватели на практических занятиях применяют элементы деловой игры, создают производственные ситуации, используют ролевую имитацию производственной деятельности. В конце занятия студентам предлагается решить несколько ситуационных задач или пройти тестирование. Полученные студентами оценки заносятся в журналы учета посещаемости и успеваемости студентов, которые хранятся на кафедре не менее 5 лет.

Самостоятельная работа студентов во вне учебное время позволяет им более качественно подготовиться к каждому практическому занятию. Студенты получают домашнее задание, рассчитанное на приобретение теоретических знаний и практических навыков (решение задач по санитарной статистике, ситуационных задач по экспертизе трудоспособности, написание конспекта лекции по санитарно-просветительной тематике и т.д.). Результаты выполнения самостоятельной работы анализируются на очередном занятии с отметкой преподавателем верного решения или допущенных недостатков. Задания для самостоятельной работы студентов подготовлены преподавателями и хранятся на кафедре.

Работа студентов на занятиях оценивается в рамках внедренной на кафедре балльно-рейтинговой системы оценки образовательной деятельности студентов. На каждого студента заполняется рейтинговая карточка, и экзаменатор имеет возможность составить более точное представление об успехах каждого обучающегося на кафедре, вычислить сумму баллов, заработанную студентом, и поставить объективную оценку.

Итоговая аттестация студентов включает в себя три этапа: тестирование, собеседование и проверку практических навыков.

Для решения задач образовательного процесса на кафедре разработан учебно-профессиональный (методический) комплекс, включающий в себя ряд элементов: федеральный государственный образовательный стандарт, примерная учебная программа, рабочая учебная программа, методические разработки для студентов и преподавателей по каждому практическому занятию, перечень практических навыков, экзаменационные материалы, тексты лекций, перечень информационного и материального обеспечения образовательного процесса.

Дисциплина согласовано изучается с базовыми дисциплинами и дисциплинами вышестоящего уровня. Предметом согласования является такие вопросы, как вопросы экспертизы временной нетрудоспособности; организации работы амбулаторно-поликлинических учреждений, стационаров, диспансеров; оценки качества лечебно-профилактической помощи и профилактики важнейших неинфекционных заболеваний, что отражено в совместных протоколах согласования.

Ряд студентов активно участвуют в студенческом научном кружке, принимают участие в студенческих научных конференциях, посещают факультативные и элективные занятия. Впоследствии из таких студентов формируется резерв кадров кафедры, через интернатуру и ординатуру.

Кафедра прилагает значительные усилия по воспитанию у студентов активной жизненной позиции, обеспечивающей защиту прав пациента, личную ответственность и заинтересованность в результатах лечебно-профилактических мероприятий, профессионализм, работоспособность и требовательность к себе. Использование в учебном процессе на старших курсах деловых игр, ситуационных задач, групповых конференций также помогает успешно проводить воспитательную работу. Умение высказывать, аргументировать личное мнение об излагаемых фактах, неразрывно связано с воспитательным воздействием на сферу личностных взаимоотношений, эмоций, поведения будущих специалистов и способствует их самовоспитанию. Еще находясь на студенческой скамье, будущие врачи должны усвоить, что проявление доброжелательного отношения к больному – важный элемент лечебного воздействия, поэтому без него немыслим профессионализм медицинского работника.

Цели и задачи дисциплины

На основе изучения основных понятий дисциплины подготовить специалиста



обладающего знаниями и умениями для оценки общественного здоровья и факторов его определяющих; систем обеспечивающих сохранение, укрепление и восстановление здоровья населения; организационно-медицинских технологий и управленческих процессов, включая экономические, административные и организационные.

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

  • Предмет, место и роль общественного здравоохранения и здоровья, системы здравоохранения.

  • Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия в стране.

  • Медицинскую статистику, основы применения статистического метода в исследовании состояния здоровья населения и организации медицинской помощи.

  • Показатели здоровья населения. Важнейшие болезни и их социально-гигиеническое значение, критерии комплексной оценки состояния здоровья пациента. Организация врачебного контроля за состоянием здоровья населения.

  • Этические и деонтологические аспекты деятельности медицинского персонала.

  • Основы организации амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи населению, организацию и проведение профилактических мероприятий. Организацию медицинской помощи различным группам населения.

  • Основные показатели деятельности лечебно-профилактических учреждений различного профиля.

  • Социальное страхование и социальное обеспечение. Вопросы организации экспертизы нетрудоспособности. Медицинское страхование.

  • Финансирование системы здравоохранения. Планирование, финансирование учреждений здравоохранения.


уметь:

  • Организовать статистическое исследование с вычислением и применением статистических критериев в оценке: здоровья населения; деятельности медицинских учреждений.

  • Рассчитывать, оценивать и интерпретировать: медико-демографические показатели; показатели заболеваемости. Анализировать показатели: инвалидности; физического развития. Использовать полученные медико-демографические показатели, показатели заболеваемости, инвалидности и физического развития, а также другие показатели общественного здоровья при анализе и оценке деятельности ЛПУ, планировании медицинской помощи.

  • Рассчитывать, оценивать и интерпретировать основные показатели деятельности следующих типов ЛПУ: поликлиник (взрослой, детской, стоматологической, женской консультации), стационаров (взрослого, родильного дома).

  • Заполнять типовую медицинскую документацию. Оформлять документы, удостоверяющие временную нетрудоспособность.

  • Выявлять и оценивать факторы риска здоровья населения, выбирать методы и средства гигиенического обучения и воспитания в зависимости от конкретной ситуации, в т.ч. для пациентов из групп социального риска.

  • Осуществлять оценку качества и эффективности работы отдельных врачей и ЛПУ в целом.

  • Представить и объяснить схему взаимодействия между участниками системы медицинского страхования. Определять стоимость медицинских услуг. Разрабатывать маркетинговый комплекс.

  • Использовать законодательную базу отрасли в своей профессиональной деятельности.

  • Выпускник-стоматолог должен уметь провести работу по пропаганде стоматологического здоровья отдельных лиц, семей и общества в целом.

ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:

О тенденциях развития здравоохранения в зарубежных странах



ВЛАДЕТЬ:

  • Методами коррекции естественных природных, социальных и других условий жизни человека с целью укрепления здоровья, повышения работоспособности и продления жизни людей.

  • Методами предупреждения инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней.

  • Методами повышения уровня здоровья, физического развития.

  • Методами санитарно-просветительной работы по гигиеническим вопросам.

  • Методикой сбора социально-гигиенической информации; информации о состоянии здоровья населения; статистической информации о деятельности врачей, подразделений ЛПУ, медицинских учреждений в целом. Методикой анализа деятельности ЛПУ различных типов.

  • Алгоритмом анализа качества и эффективности работы отдельных врачей, подразделений и различных учреждений системы здравоохранения.


ОБЛАДАТЬ НАБОРОМ КОМПЕТЕНЦИЙ:

  • способность научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умение использовать на практике методы гуманитарных, социальных, экономических, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОНК-I);

  • владение культурой мышления, знание его общих законов, способность в письменной и устной речи правильно (логически) оформить его результаты (ОНК-2);

  • способность и готовность к деятельности и общению, публичной и частной жизни, к социальному взаимодействию: с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами; к сотрудничеству и разрешению конфликтов; к толерантности, уважению и принятию Другого; к социальной мобильности (СЛК-1);

  • готовность к кооперации с коллегами и работе в коллективе, знакомство с методами управления, умение организовать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в условиях различных мнений (СЛК-2);

  • готовность к самостоятельной, индивидуальной работе, принятию ответственных решений в рамках своей профессиональной компетенции (СЛК-3);

  • готовность к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, работе над междисциплинарными проектами (СЛК-4);

  • способность и готовность осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм; соблюдения правил врачебной этики. Соблюдение законов и нормативных актов по работе с конфиденциальной информацией (СЛК-5);

  • способность и готовность к соблюдению прав и обязанностей гражданина; к свободному и ответственному поведению (СЛК-6);

  • способность в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, умение приобретать новые знания, использовать различные формы обучения, информационно образовательные технологии (СЛК-11);

  • способность к письменной и устной коммуникации на государственном языке и необходимое знание иностранного языка для профессионального общения и работы с оригинальной литературой по специальности (ИК-1);

  • готовность к организационно-управленческой работе с малыми коллективами (ИК-2);

  • способность владеть компьютерной техникой, медико-технической аппаратурой, готовность работать с информацией из различных источников, применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач (ИК-3);

  • способность и готовность к логическому анализу различного рода рассуждений, владение навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики (ИК-4);

  • способность и готовность к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ИК-5);

  • способность и готовность применять методы асептики и антисептики, медицинский инструментарий, медикаментозные средства в лабораторно-диагностических и лечебных целях (ИК-6);

  • соблюдение установленных требований к хранению и контролю за состоянием аппаратуры и правил работы с медикаментозными средствами и их хранением (ИК-7).

  • способность и готовность к осуществлению первичной, вторичной и третичной профилактики наиболее распространенных заболеваний населения (здоровых, групп риска, больных и коллективов) (ПК-1);

  • способность и готовность устанавливать отклонения в здоровье пациента с учетом законов течения патологии по системам, областям и организму в целом; используя знания фундаментальных и клинических дисциплин (ПК-2);

  • способность и готовность осуществлять гигиеническое воспитание населения, пациентов и членов их семей с целью формирования у них здорового образа жизни (ПК-14);

  • способность и готовность к анализу показателей деятельности ЛПУ различных типов с целью оптимизации их функционирования, к использованию современных организационных технологий диагностики, лечения, реабилитации, профилактики при оказании медицинских услуг в основных типах лечебно-профилактических учреждений (ПК-15);

  • способность и готовность к ведению учетно-отчетной медицинской документации (ПК-16);

  • способность и готовность к самостоятельной аналитической работе с различными источниками информации, готовность анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения профессиональных ошибок (ПК-17).


С О Д Е Р Ж А Н И Е Д И С Ц И П Л И Н Ы

Введение

Краткие исторические сведения о дисциплине. Предмет и задачи дисциплины. Порядок изучения дисциплины. Отчетность. Литература.



Раздел 1. Теоретические основы дисциплины « Общественное здоровье и здравоохранение». Политика в области охраны здоровья населения.

Тема 1. Общественное здоровье и здравоохранение как научная дисциплина и предмет преподавания

Общественное здоровье и здравоохранение как научная дисциплина о закономерностях общественного здоровья, воздействия социальных условий и факторов внешней среды, образа жизни на здоровье, способах его охраны и улучшения. Соотношение социального и биологического в медицине. Основные теоретические концепции медицины и здравоохранения.

Роль дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» в практической деятельности врача стоматолога, органов и учреждений здравоохранения, в планировании, управлении, организации труда в здравоохранении. Основные методы исследования дисциплины: статистический, исторический, экспериментальный, социологический, экономико-математический, моделирования, метод экспертных оценок, эпидемиологический и др.

Возникновение и развитие социальной гигиены и организации здравоохранения (общественной медицины) в зарубежных странах и в России.

Проблемы социальной политики в стране. Основы политики отечественного здравоохранения. Законодательная база отрасли. Проблемы здравоохранения в важнейших общественно-политических, государственных документах (Конституция РФ, Законодательные акты, решения, постановления и др.). Здравоохранение как система мероприятий по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья населения. Основные направления реформы здравоохранения.

Теоретические аспекты врачебной этики и медицинской деонтологии. Этические и деонтологические традиции отечественной медицины. Биоэтика в деятельности врача стоматолога: порядок применения новых методов профилактики, диагностики и лечения, проведение биомедицинских исследований и др.



Раздел 2. Основы медицинской статистики и организации статистического исследования. Статистический анализ.

Тема 2. Медицинская статистика. Организация и этапы проведения статистического исследования.

Определение статистики, её теоретические основы (теория вероятности, закон больших чисел). Применение статистики в медико-биологических и медико-социальных исследованиях. Организация и этапы проведения статистического исследования: 1 этап – цель и задачи исследования; 2 этап – организационный: составление плана и программы исследования; 3 этап – сбор информации; 4 этап – обработка данных, статистическая группировка собранного материала, подготовка материалов для сводки, статистическая сводка, статистические таблицы, обработка данных с помощью современных математико-статистических методов и вычислительных средств; 5 этап – анализ и оформление результатов статистического исследования;

6 этап – внедрение результатов в практику и оценка эффективности.

Тема 3. Статистические методы обработки результатов медико-биологических исследований

Методы расчета обобщающих показателей, характеризующих различные стороны каждого из признаков программы. Методы расчета относительных величин. Понятие об относительных величинах, типы относительных величин, способы вычисления, область применения и их характеристики. Методы расчета средних величин. Вариационный ряд, виды вариационных рядов; величины, характеризующие вариационный ряд: мода, медиана, средняя арифметическая, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации, лимит, амплитуда. Их свойства и применение. Методы оценки достоверности относительных и средних величин. Общие положения о параметрических и непараметрических методах оценки достоверности результатов, их значение и практическое применение. Критерии параметрического метода оценки и способы их расчета (ошибка репрезентативности, доверительные границы).

Методы сравнения различных статистических совокупностей. Параметрические и непараметрические методы.

Методы оценки взаимодействия факторов. Понятие о функциональной и корреляционной связи. Коэффициент корреляции, его вычисление и оценка.

Метод стандартизации. Значение, применение, вычисление и анализ стандартизованных показателей.Методы анализа динамики явления, динамический ряд. Показатели динамического ряда, их вычисление и применение.

Графическое изображение в статистике, виды графических изображений, их использование для анализа явлений.



Раздел 3. Общественное здоровье и факторы его определяющие

Тема 4. Состояние здоровья населения и факторы его определяющие

Индивидуальное здоровье: определение, медицинские и социальные критерии, комплексная оценка, группы здоровья.

Общественное здоровье: критерии и показатели. Схема изучения здоровья населения и его отдельных групп. Важнейшие факторы и условия, определяющие уровень общественного здоровья: социально-экономические условия и образ жизни, экологические и природно-климатические, биологические (наследственность, этнические особенности, возраст, пол) факторы, уровень и организация медицинской помощи.

Тема 5. Медицинская демография. Медико-социальные аспекты демографических процессов.

Определение медицинской демографии, основные разделы. Значение демографических данных для характеристики общественного здоровья, анализа и планирования деятельности органов и учреждений здравоохранения.

Статика населения: важнейшие показатели. Переписи населения как источник информации о статике населения. Характеристика изменений численности населения, возрастно-полового состава в последнее десятилетие. Постарение населения.

Динамика населения, её виды. Миграция населения: внешняя, внутренняя (урбанизация, сезонная, маятниковая). Факторы её определяющие, основные тенденции.

Воспроизводство населения (естественное движение). Общие и специальные показатели, методы расчета, анализ и оценка. Рождаемость и фертильность. Смертность населения, общие и повозрастные показатели. Младенческая смертность и перинатальная смертность. Их основные причины. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении и средняя продолжительность предстоящей жизни. Влияние отдельных причин смерти на продолжительность жизни населения. Естественный прирост населения, факторы на него влияющие.

Современное состояние и основные тенденции демографических процессов в РФ и зарубежных странах за последнее десятилетие, факторы, определяющие особенности и динамику современных демографических процессов. Региональные аспекты воспроизводства населения. Семья как объект демографической политики. Роль семьи в формировании здоровья. Медико-социальные исследования семей.



Тема 6. Заболеваемость

Определение понятия заболеваемость. Роль государственной статистики заболеваемости в изучении состояния здоровья населения.

Международная статистическая классификация болезней и проблем связанных со здоровьем (МКБ-Х), принципы и особенности её построения.

Методы изучения заболеваемости и их сравнительная характеристика. Эпидемиологические методы изучения заболеваемости.

Виды заболеваемости. Учетно-отчетная документация, используемая для сбора и анализа информации о заболеваемости. Заболеваемость по данным обращаемости. Общая заболеваемость по обращаемости в поликлиники и амбулатории. Методика изучения: единица наблюдения, учетные и отчетные документы и их содержание. Показатели заболеваемости: первичная, общая (распространенность), накопленная. Госпитализированная заболеваемость. Методика изучения: единица наблюдения, учетно-отчетная документация, анализ показателей. Инфекционная заболеваемость и заболеваемость важнейшими неэпидемическими болезнями: единица наблюдения, учетные и отчетные документы, основные показатели. Заболеваемость с временной утратой трудоспособности. Особенности изучения ЗВУТ в медико-санитарных частях и в открытой сети. Единица наблюдения, первичные и учетные документы. Анализ заболеваемости с ВУТ по данным отчетов по формам 16-ВН и по данным по лицевого (персонального) учета. Основные показатели.

Заболеваемость населения по данным медицинских осмотров. Виды медицинских осмотров (предварительные, периодические, целевые). Методика изучения, учетные документы, показатели.

Заболеваемость населения по данным о причинах смерти, методика изучения, показатели. Единственная и множественные причины смерти, значение их анализа.

Стоматологическая заболеваемость: возрастно-половая структура, особенности первичной заболеваемости и распространенности отдельных видов патологии.

Современное состояние, тенденции и особенности заболеваемости населения в РФ и Ставропольском крае, факторы их определяющие. Значение заболеваемости как основного критерия здоровья населения для анализа и планирования деятельности врачей, органов и учреждений здравоохранения, для оценки качества и эффективности медицинской помощи.



Тема 7. Инвалидность

Определение понятия инвалидности как одного из критериев здоровья населения. Источники информации. Современное состояние и тенденции инвалидизации населения при основных заболеваниях, факторы их определяющие. Особенности инвалидизации населения при стоматологических заболеваниях и травмах. Значение изучения инвалидности для анализа и оценки деятельности учреждений здравоохранения.



Тема 8. Физическое развитие

Определение понятия. Физическое развитие как один из критериев оценки состояния здоровья населения. Антропометрические, соматометрические и физиометрические признаки. Основные показатели в различных возрастно-половых группах, их особенности и тенденции. Факторы, влияющие на динамику физического развития. Влияние стоматологической патологии на физическое развитие населения.



Раздел 4. Охрана здоровья населения.

Принципы охраны здоровья граждан РФ: соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья, приоритет профилактических мер, доступность медико-социальной помощи, социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

Основные элементы системы охраны здоровья населения: общественное (государственное, муниципальное) и частное здравоохранение; служба государственного санитарно-эпидемиологического надзора, система санаторно-курортного лечения и реабилитации; система медицинского страхования; система лекарственного обеспечения и др. Номенклатура учреждений здравоохранения.

Организация лечебно-профилактической помощи населению Первичная медико-санитарная помощь

Лечебно-профилактическая помощь (ЛПП) как основной вид помощи населению. Определение лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ). Типы ЛПУ: поликлиника, стационар, женская консультация, родильный дом, детская поликлиника, медико-санитарная часть, диспансер и др. Основные виды деятельности ЛПУ: лечебно-диагностическая, профилактическая, противоэпидемическая, санитарно-просветительная, ведение и анализ учетно-оперативной документации и др.

Преемственность и взаимосвязь между различными ЛПУ.

Первичная медико-санитарная помощь (ПМСП) – первый этап непрерывного процесса охраны здоровья населения. Основные направления ПМСП: гигиеническое обучение и воспитание населения, содействие обеспечению рациональным питанием, доброкачественным водоснабжением, иммунизация населения и др.



Тема 9. Организация амбулаторно-поликлинической помощи населению.

Основные учреждения: общие (врачебная амбулатория, поликлиническое отделение объединенной городской больницы) и специализированные (диспансер, клинико-диагностический центр, специализированная поликлиника); структура, задачи, направления деятельности. Номенклатура, структура и функции стоматологических учреждений разных форм собственности. Основные специальности врачей-стоматологов (терапевт, хирург, ортопед и др.), организация их работы в поликлинике, отделении и кабинете.

Расчет и анализ показателей деятельности УЕТ – условная единица трудовой емкости.

Организация работы с больными стоматологического профиля на терапевтическом, хирургическом, ортопедическом приемах. Медицинская документация и показатели деятельности.

Поликлиника, её роль в организации медицинской помощи населению. Функции и организационная структура поликлиники. Участковый принцип поликлинического обслуживания, его значение и реализация в современных условиях.

Лечебно-диагностическая деятельность поликлиники. Работа участковых врачей и врачей специалистов. Взаимосвязь и преемственность с другими учреждениями ЛПП.

Профилактическая работа поликлиники. Диспансерный метод в работе поликлиники. Профилактические осмотры. Организация и проведение, использование автоматизированных систем с применением ЭВМ при проведении профилактических осмотров.

Санитарно-противоэпидемическая деятельность поликлиники. Связь поликлиники с центром санитарно-эпидемиологического надзора и другими санитарно-профилактическими учреждениями.

Диспансеры; функции и организация работы.

Совершенствование амбулаторно-поликлинической помощи. Реформирование ПМСП пор принципу врача общей (семейной) практики. Виды общей практики (сольная, партнерство, групповая). Врач общей практики (семейный врач): определение, организация работы, взаимодействие с врачами специалистами. Организация работы поликлиник в условиях медицинского страхования.

Скорая и неотложная медицинская помощь: определение, принципы организации службы. Этапы СМП: до госпитальный (станции, подстанции, выездные бригады) и госпитальный (скоропомощные больницы). Основные задачи СМП.

Тема 10.Организация стационарной помощи

ЛПУ, оказывающие стационарную помощь: больницы, стационарные отделения диспансеров, госпитали в составе МО, МВД, МПС и других ведомств, клиники научно-исследовательских институтов и др.

Виды стационарных учреждений: многопрофильные больницы, специализированные.

Стационар: функции, организационная структура. Порядок поступления и выписки больных. Приемное отделение: структура, организация работы. Основные отделения стационара, функции и организация работы врачей, медицинских сестер и младшего медицинского персонала. Санитарно-противоэпидемический режим больницы. Мероприятия по борьбе с внутри больничными инфекциями. Организация стационарной помощи больным с заболеваниями челюстно-лицевой области.

Особенности организации работы стационара в условиях медицинского страхования.

Развитие стационарной помощи в условиях реформы здравоохранения. Альтернативные (стационарозамещающие) формы медицинской помощи: дневные стационары, стационары на дому, центры амбулаторной хирургии. Больницы и отделения с разной степенью интенсивности лечения и ухода. Элементы научной организации труда в деятельности стоматологических учреждений и врачей-стоматологов



Тема 11. Организация медико-санитарной помощи работникам промышленных предприятий, строительства и транспорта.

Особенности и основные формы организации медицинской помощи работающим на промышленных предприятиях. Медико-санитарная часть, здравпункты: их задачи, структура и функции. Цеховой участковый принцип работы. Основные функции цехового врача, его роль в снижении заболеваемости с ВУТ. Организация и проведение медицинских осмотров работающих. Диспансерное наблюдение различных групп работающих. Санитарно-гигиеническая и противоэпидемическая работа на предприятиях. Комплексный план оздоровительных мероприятий на предприятиях.



Тема 12. Организация медицинской помощи сельскому населению

Особенности медицинской помощи сельскому населению в связи со спецификой условий организации сельскохозяйственного производства и расселения в сельских районах. Этапность организации медицинской помощи сельскому населению. Сельский врачебный участок: его структура и функции. Участковая больница: организация амбулаторной и стационарной помощи. Врачебная амбулатория. Фельдшерско-акушерский пункт. Особенности оказания стоматологической помощи на селе.

Центральная районная больница: её задачи, структура и функции. Роль в организации специализированной помощи сельскому населению. Организация специализированной стоматологической помощи на базе ЦРБ. Организация скорой медицинской помощи. Передвижные виды медицинской помощи: врачебные амбулатории, клинико-диагностические лаборатории, стоматологические кабинеты и другие подразделения.

Областные медицинские учреждения. Областная больница. Областные диспансеры. Областные санитарно-профилактические учреждения. Их роль в обеспечении высококвалифицированной медико-санитарной помощи сельскому населению. Санитарная авиация. Связь сельских учреждений здравоохранения с территориальными административными органами и общественными организациями.



Тема 13. Государственная система охраны здоровья матери и ребенка

Система охраны здоровья матери и ребенка: цель, задачи, основные этапы.

Акушерско-гинекологические учреждения: женская консультация, родильный дом, гинекологические больницы и отделения и др. Женские консультации: типы, структура, задачи, особенности организации работы. Участковый принцип и диспансерный метод в работе женских консультаций.

Родильный дом: его задачи и структура, преимущества объединения родильного дома с женской консультацией.

Мероприятия по предупреждению материнской и перинатальной смертности, заболеваемости новорожденных. Профилактические и противоэпидемические мероприятия в акушерских стационарах. Обеспечение преемственности в деятельности женской консультации, стационара родильного дома и детской поликлиники.

Основные типы учреждений, оказывающих медицинскую помощь детям: детская поликлиника, детская больница или отделение многопрофильной больницы. Организация их работы.

Детская поликлиника: её задачи, структура, организация амбулаторно-поликлинической помощи детям. Участковый принцип и диспансерный метод в организации медицинской помощи детям. Функции участковых педиатров и организация их труда. Дородовый патронаж, патронаж детей грудного и раннего возраста, организация профилактических приемов родителей с детьми, работа кабинета здорового ребенка. Противоэпидемическая работа детской поликлиники. Организация лечения больных детей в поликлинике и на дому, стационар на дому, дневной стационар. Организация неотложной и скорой помощи детям. Особенности оказания стоматологической помощи детям.

Организация стационарной помощи детям: виды стационаров, их задачи, структура, особенности организации работы. Организация работы приемного отделения детских больниц, профилактика внутрибольничных инфекций, лечебно-охранительный режим. Обеспечение ухода за детьми и воспитательной работы.

Организация специализированной помощи детям в поликлиниках и стационарах. Организация реабилитации детей.

Подготовка детей к поступлению в детские дошкольные учреждения и школы. Основные типы детских дошкольных и школьных учреждений в зависимости от возраста, состояния здоровья и особенностей семьи ребенка. Основные разделы деятельности медицинских работников в детских дошкольных учреждениях и школах.



Тема 14. Анализ деятельности и оценка качества лечебно-профилактической помощи

Качество медицинской помощи, определение, основные понятия (медицинская технология, профессиональный стандарт, ресурсное обеспечение лечебно-профилактического процесса и др.).

Методика оценки качества медицинской помощи: структурный, процессуальный и результативный компоненты анализа качества. Оценка качества медицинской помощи на различных уровнях её оказания – отдельный врач, отделение, учреждение в целом, территориальный орган управления здравоохранением. Стандарты медицинской помощи.

Внутриведомственный и вневедомственный контроль качества медицинской помощи, её уровни и участники, основные законодательные документы по вопросам его организации и проведения.

Анализ качества медицинской помощи как необходимый элемент деятельности органов управления здравоохранением, страховых, профессиональных и общественных организаций по лицензированию и аккредитации медицинских учреждений, аттестации медицинских кадров.

Основные показатели деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений и стационаров. Факторы, оказывающие влияние на деятельность ЛПУ: возрастно-половая структура населения, заболеваемость, уровень санитарной культуры населения, доступность медицинской и лекарственной помощи и др.



Тема 15. Экспертиза нетрудоспособности в здравоохранении

Понятие о нетрудоспособности (временной, стойкой). Экспертиза временной нетрудоспособности: определение, уровни проведения. Виды временной нетрудоспособности. Основные документы, удостоверяющие временную нетрудоспособность. Порядок выдачи листков нетрудоспособности при различных видах нетрудоспособности. Организация экспертизы временной нетрудоспособности в ЛПУ. Взаимодействие врачебных комиссий лечебно-профилактических учреждений с учреждениями медико-социальной экспертизы органов социальной защиты населения.

Медико-социальная экспертиза (МСЭ). Основные понятия, используемые при проведении МСЭ: инвалид, инвалидность, нарушения здоровья, жизнедеятельность, ограничение жизнедеятельности, социальная недостаточность.

Медико-социальные экспертные комиссии (МСЭК): уровни (бюро, главное бюро), состав, функции. Порядок направления граждан на МСЭ. Порядок проведения МСЭ. Причины инвалидности. Группы инвалидности, критерии их определения, сроки переосвидетельствования. Реабилитация инвалидов: определение, виды. Трудоустройство инвалидов.



Тема 16. Организация санитарно-эпидемиологической службы

Роль санитарно-эпидемиологической службы в системе охраны здоровья населения. Структура, функции, задачи санитарно-эпидемиологической службы. Система управления службой.

Структура, основные функции центров санэпиднадзора (ЦСЭН), формы и методы их работы. Государственный и ведомственный санитарно-эпидемиологический надзор, производственный и общественный контроль. Основные направления развития и совершенствования санитарно-эпидемиологической службы в РФ.

Тема 17. Организация санаторно-курортной помощи

Санаторно-курортная помощь как одно из важных звеньев в системе лечебно-профилактических и реабилитационных мероприятий. Санаторно-курортная помощь детям и подросткам. Взаимодействие лечебно-профилактических, санитарно-противоэпидемических и санаторно-курортных учреждений.



Тема 18. Подготовка медицинских кадров

Система подготовки, последипломного усовершенствования и специализации врачей и среднего медицинского персонала. Понятие о системе непрерывной подготовки и усовершенствования медицинских кадров. Особенности подготовки врача общей практики, специалистов по медико-социальной работе. Сертификация и аттестация медицинских кадров. Особенности подготовки медицинских кадров за рубежом.



Тема 19. Социальное страхование и социальная защита населения

Социальное страхование. Органы социального страхования, структура и функции. Бюджет социального страхования. Фонд социального страхования.

Социальная защита: определение. Органы социальной защиты, структура, функции. Социальная помощь, социальная поддержка. Виды социальной защиты (пособия, пенсии, услуги, льготы и другие).

Государственный характер социального страхования и социальной защиты населения. Законодательство по социальному страхованию и социальной защите населения.

Медицинское страхование как вид социального страхования, определение, цели. Краткая история развития в РФ и за рубежом. Предпосылки введения медицинского страхования в России на современном этапе.

Законодательная база медицинского страхования в РФ. Виды, принципы медицинского страхования. Организация медицинского страхования, субъекты, их права и обязанности, взаимодействие. Источники финансирования здравоохранения в условиях медицинского страхования. Базовая и территориальная программа ОМС.

Лицензирование и аккредитация как условие деятельности медицинских учреждений в системе медицинского страхования. Порядок оплаты медицинских услуг в лечебных учреждениях в системе медицинского страхования.

Раздел 5. Укрепление здоровья населения. Современные проблемы профилактики

Тема 20. Современные проблемы профилактики

Профилактика как одно из приоритетных направлений охраны здоровья населения. Цель профилактики, её задачи и уровни (государственный, коллективный, семейный, индивидуальный). Виды: социальная, медико-социальная, медицинская. Стадии профилактики: первичная, вторичная, третичная. Критерии оценки эффективности профилактики. Стратегии профилактики (популяционная, стратегия высокого риска), их использование для решения задач укрепления и сохранения здоровья.

Скрининг: определение, цель, виды. Группы риска: определение, этапы формирования. Социально-гигиенический мониторинг.

Профилактика стоматологической патологии. Плановая санация зубов и полости рта, её задачи, оценка эффективности (показатели).

Образ жизни, определение, категории. Влияние образа жизни на индивидуальное и общественное здоровье. Здоровый образ жизни как инструмент реализации профилактических программ на индивидуальном, групповом и популяционном уровне. Роль врачей в формировании ЗОЖ.

Понятие о медицинской активности, её параметры. Медицинская активность как необходимый элемент ЗОЖ.

Раздел 6. Эпидемиология важнейших неинфекционных и инфекционных заболеваний. Организация медико-социальной помощи. Профилактика.

Тема 21. БСК, онкологические заболевания и БОД как медико-социальная проблема.

Медико-социальная проблема: определение, критерии значимости (первичная заболеваемость, распространенность, инвалидность, смертность, экономический ущерб, организация специализированной медицинской помощи и др.).



Болезни системы кровообращения как медико-социальная проблема в РФ и за рубежом. Первичная и общая заболеваемость, смертность, возрастно-половые и региональные особенности, временная нетрудоспособность и инвалидность. Организация медицинской помощи.

Злокачественные новообразования как медико-социальная проблема. Первичная заболеваемость и распространенность, смертность от злокачественных новообразований. Организация медицинской помощи при злокачественных новообразованиях: поликлиника, диспансер, специализированные отделения многопрофильных больниц, отделения паллиативной помощи, хосписы.

Болезни органов дыхания как медико-социальная проблема. Уровень, структура, динамика заболеваемости БОД, место БОД в структуре общей и младенческой смертности. Временная нетрудоспособность, инвалидность, экономические потери в связи с БОД. Первичная, вторичная и третичная профилактика БОД. Организация медицинской помощи.

Туберкулез как медико-социальная проблема. Заболеваемость, смертность, инвалидность от туберкулёза. Причины роста туберкулёза в РФ. Система мероприятий по борьбе с туберкулёзом.

Тема 22. Нервно-психические заболевания, алкоголизм, травматизм и ЗППП как медико-социальная проблема.

Нервно-психические заболевания как медико-социальная проблема. Распространенность нервно-психических заболеваний в РФ и зарубежных странах. Влияние условий и образа жизни на нервно-психическую заболеваемость. Инвалидность. Проблема социальной реабилитации при нервно-психических заболеваниях. Организация психоневрологической помощи в РФ. Алкоголизм и наркомания как медико-социальная проблема. Динамика распространения, возрастно-половые и региональные особенности, медицинские и социальные последствия.



Травматизм как медико-социальная проблема, виды травматизма. Уровень, структура, динамика травматизма, региональные особенности. Причины травматизма. Профилактика травматизма.

Заболевания, передаваемые половым путем (ЗППП) как медико-социальная проблема. Распространенность, структура и динамика ЗППП.

Тема 23. Заболевания зубов и полости рта как медико-социальная проблема.

Уровень и структура первичной заболеваемости и распространенности отдельных видов стоматологической патологии в Ставропольском крае. Значение социальных, биологических и природных факторов в распространении стоматологических заболеваний. Первичная, вторичная, третичная профилактика.

Инфекционные заболевания как медико-социальная проблема. Распространенность и структура инфекционной патологии, региональные особенности. Карантинные заболевания. ВИЧ-инфекция. Значение социальных, биологических и природных факторов в распространении инфекционных заболеваний. Медицинская и социальная профилактика. Федеральная программа «Вакцинопрофилактика».

Раздел 7. Основы планирования. Экономика и финансирование здравоохранения. Инновационные процессы в здравоохранении.

Тема 24. Планирование здравоохранения.

Планирование здравоохранения: определение, принципы, задачи и основные направления. Основные методы планирования: аналитический, нормативный, балансовый и др. Программно-целевое и функционально-отраслевое планирование. Планы здравоохранения: территориальные, текущие и перспективные; планы учреждений. Разделы планов учреждений, их взаимоувязанность.



Тема 25. Экономика здравоохранения.

Экономика здравоохранения: определение, цели, задачи, направления (экономичность и экономическая эффективность). Виды эффективности здравоохранения (медицинская, социальная, экономическая), их показатели. Методики оценки экономической эффективности здравоохранения (экономический ущерб, предотвращенный экономический ущерб, критерии экономической эффективности). Вопросы экономики в стоматологии.

Методики экономического анализа деятельности ЛПУ, стоимость основных видов медицинской помощи, проблемы ценообразования на медицинские услуги. Пути повышения эффективности здравоохранения. Повышение экономической эффективности функционирования медицинских учреждений.

Тема 26. Финансирование охраны здоровья граждан.

Источники финансирования здравоохранения. Экономические модели финансирования здравоохранения, особенности финансирования государственной, частной и страховой медицины. Финансирование системы здравоохранения в условиях медицинского страхования. Смета ЛПУ, основные статьи. Платные медицинские услуги. Инновационные процессы в здравоохранении: определение, предпосылки введения. Стандартизация в медицине и здравоохранении.

Цели, принципы и методы менеджмента в здравоохранении. Маркетинговые исследования.

Раздел 8. Здравоохранение в зарубежных странах. Всемирная организация здравоохранения.

Тема 27.Организация здравоохранения в зарубежных странах.

Современное состояние, основные достижения и проблемы. Системы здравоохранения: частная, страховая, государственная. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), её структура, основные направления деятельности. Место и значение ВОЗ в решении различных вопросов международного здравоохранения. Участие страны в деятельности ВОЗ и других медицинских организациях.


Заключение

Краткий итог изученного материала. Задачи на предстоящую аттестацию


Распределение часов по разделам, темам и видам занятий.



Наименование тем

Всего

часов


В том числе

Лекций

Практичес-ких занятий

Самостоя-тельных

9 семестр обучения

Введение

Раздел 1. Теоретические основы дисциплины « Общественное здоровье и здравоохранение». Политика в области охраны здоровья населения.

Тема 1. Общественное здоровье и здравоохранение как научная дисциплина и предмет преподавания


2

1




1

Раздел 2: Основы медицинской статистики и организации статистического исследования. Статистический анализ.

Тема 2. Организация и этапы проведения статистического исследования

4




3

1

Тема 3. Статистические методы обработки результатов медико-биологических исследований

23




15

8

Раздел 3: Общественное здоровье и факторы его определяющие

Тема 4. Состояние здоровья населения и факторы его определяющие

2

1




1

Тема 5. Медицинская демография. Медико-социальные аспекты демографических процессов

9

4

3

1

Тема 6. Заболеваемость

6

2

3

2

Тема 7. Инвалидность

1




1




Тема 8. Физическое развитие

1




1




Раздел 4: Охрана здоровья населения

Тема 9. Организация амбулаторно-поликлинической помощи населению

5

1

3

1

Тема 10. Организация стационарной помощи

5

1

3

1

Тема 11. Организация медико-санитарной помощи работникам промышленных предприятий, строительства и транспорта

1




1




Тема 12. Организация медицинской помощи сельскому населению

4

2

1

1

Тема 13. Государственная система охраны здоровья матери и ребенка

3




3




Тема 14. Анализ деятельности и оценка качества лечебно-профилактической помощи

5




3

2

Тема 15. Экспертиза нетрудоспособности

8




6

2

Тема 16. Организация санитарно-эпидемиологической службы

2







2

Тема 17. Организация санаторно-курортной помощи

2







2

Тема 18. Подготовка медицинских кадров

2







2

Тема19. Социальное страхование и социальная защита населения

5




3

2

Раздел 5: Укрепление здоровья населения. Современные проблемы профилактики

Тема 20. Современные проблемы профилактики

4




3

1

Раздел 6: Эпидемиология важнейших неинфекционных и инфекционных заболеваний. Организация медико-социальной помощи. Профилактика

Тема 21. БСК, онкологические заболевания и БОД как медико-социальная проблема

1







1

Темы 22. Нервно-психические заболевания, алкоголизм, травматизм и ЗППП как медико-социальная проблема

1







1

Тема 23. Заболевания зубов и полости рта как медико-социальная проблема.

1







1

Раздел 7: Основы планирования. Экономика и финансирование здравоохранения. Инновационные процессы в здравоохранении

Тема 24. Планирование здравоохранения

4




3

1

Тема 25. Экономика здравоохранения

3

1

1

1

Тема 26. Финансирование охраны здоровья

3




2

1

Раздел 8: Здравоохранение в зарубежных странах. Всемирная организация здравоохранения

Тема 27. Организация здравоохранения в зарубежных странах. ВОЗ.

1

1







Заключение

1




1




Итого:

108

14

58

36

следующая страница >>
Смотрите также:
Рабочая учебная программа по общественному здоровью и здравоохранению для специальности 060105 стоматология
536.92kb.
3 стр.
Рабочая учебная программа по фтизиопульмонологии, детской фтизиатрии для специальности 060105 стоматология
232.24kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа по медицинской информатике и автоматизированным системам управления здравоохранением для специальности 060105. 65 стоматология
283.12kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине «инфекционные болезни» для специальности 060105 «стоматология»
721.57kb.
4 стр.
Рабочая учебная программа по фармакологии для специальности 060105 стоматология г. Ставрополь, 2009
860.98kb.
4 стр.
Рабочая учебная программа дисциплины акушерство для специальности 060201. 65 стоматология Всего часов 81, из них
341.78kb.
1 стр.
Рабочая программа по дисциплине: История Отечества Для специальности лечебное дело (06101), педиатрия (060103), медико-профилактическое дело(060104), стоматология (060105), фармация
658.47kb.
2 стр.
Рабочая программа по дисциплине: история татарстана для специальности лечебное дело (06101), педиатрия (060103), медико-профилактическое дело(060104), стоматология (060105), фармация
437.47kb.
3 стр.
Методические разработки к практическим занятиям по общественному здоровью и здравоохранению для студентов лечебного факультета
58.03kb.
1 стр.
Рабочая программа по хирургическим болезням специальность 060105. 65 «стоматология»
366.12kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа по хирургическим болезням для специальности 060103 Педиатрия
893.06kb.
5 стр.
Рабочая учебная программа по детским инфекционным болезням для специальности 060103 (040200) Педиатрия
805.85kb.
4 стр.