Главная страница 1


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Ставропольская государственная медицинская академия Федерального

агентства по здравоохранению и социальному развитию


Кафедра туберкулеза

Утверждаю

Проректор по учебной работе

Доцент Ю. Филимонов

«____»___________200__

Согласовано

Декан факультета

Доцент Н. Ивенский

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по фтизиопульмонологии, детской фтизиатрии

для специальности 060105 – стоматология

Всего часов – 16

В том числе:

Лекций – 4

Практических занятий – 12

Отчетность – зачет, 7 семестр

г. Ставрополь, 200__

Рабочая учебная программа разработана на основании типовой (примерной) учебной программы и государственного образовательного стандарта 2-го поколения


Рабочая учебная программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры туберкулеза «____»_____________ 200__ года, протокол №___
Заведующая кафедрой профессор Т.И. Новикова
Рабочая учебная программа согласована с цикловой методической комиссией

«____» __________ 200__ года


Председатель ЦМК, доцент Н. Ткачева

ОРГАНИЗАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Дисциплина фтизиопульмонология является клинической дисциплиной и предназначена для решения задач по первичному обследованию больного с туберкулезом легких, постановкой предварительного диагноза, оказанию первичной экстренной помощи у больных туберкулезом (легочное кровотечение, спонтанный пневмоторакс, асфиксия, острая легочно – сердечная недостаточность), и в проведении противотуберкулезных лечебных мероприятий.

Дисциплина изучается в объеме 16 часов с чтением лекций (4 часа), практических занятий (12 часов).

Лекции читаются профессором по наиболее важным темам дисциплины. На лекциях при необходимости демонстрируются больные с изучаемой патологией, применяются информационные технологии и технические средства обучения.

Практические занятия проводятся в специализированных отделениях, кабинетах и аудиториях кафедры. Занятия обеспечиваются необходимым наглядным материалом, приборами, микроскопами, рентгенограммами и томограммами, ситуационными задачами, количество студентов в группе составляет 8-10 человек. В ходе учебного занятия студенты проходят входное тестирование (собеседование), самостоятельно и при участии преподавателя решают поставленные перед ними задачи по овладению знаниями и приобретению необходимых навыков, отчитываются за проделанную на занятиях учебную работу. В конце занятия студентам предлагается решить несколько ситуационных задач или пройти тестирование.

Работа студентов на занятиях оценивается в рамках внедренной на кафедре бально – рейтинговой системы оценки образовательной деятельности студентов. По результатам учебной деятельности студенты в соответствии с набранными баллами, по решению кафедры, могут освобождаться от проведения итоговой аттестации с выставлением им соответствующей оценки.

Итоговая аттестация студентов включает в себя три этапа: тестирование, собеседование и проверка практических навыков.

Для решения образовательного процесса на кафедре разработан учебно – профессиональный (методический) комплекс, включающий в себя ряд элементов: федеральный государственный образовательный стандарт, примерная учебная программа, рабочая учебная программа, методические разработки для студентов и преподавателей по каждому практическому занятию, перечень практических навыков, экзаменационные материалы, тексты лекций, перечень информационного и материального обеспечения образовательного процесса.

Дисциплина согласованно изучается с базовыми дисциплинами вышестоящего уровня. Предметом согласования является совместный протокол согласования.

Ряд студентов активно участвует в студенческом научном кружке, посещает факультативные и элективные занятия. Впоследствии из таких студентов формируется резерв кадров кафедры, через интернатуру и ординатуру.

Воспитательные задачи на кафедре решаются в ходе учебной деятельности и направлены на воспитание у студентов обязательности, пунктуальности, толерантности, аккуратности, бережного отношения к имуществу, умению вести себя с сокурсниками, старшими, больными и др.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
На основе изучения основных понятий дисциплины подготовить специалиста для первичного обследования больного, установления предварительного диагноза, оказания экстренной медицинской помощи, ведения реабилитационных мероприятий в области фтизиопульмонологии, в рамках обязанностей врача стоматолога.

В результате изучения дисциплины студент должен


ЗНАТЬ:


  • Задачи и роль врача общей лечебной сети в осуществлении противотуберкулезных мероприятий;




  • Этиологию туберкулеза, источники и пути распространения туберкулезной инфекции;




  • Роль социальных, экономических, экологических и медико – биологических факторов в распространении туберкулезной инфекции, факторы риска внутрибольничной инфекции;




  • Патоморфологические, иммунологические, биохимические изменения у людей при инфицировании микобактериями туберкулеза и заболевании туберкулезом;




  • Клинические симптомы, физикальные, микробиологические, рентгенологические, иммунологические признаки характерные для туберкулеза у взрослых и детей;




  • Обязательный комплекс диагностических методов, используемых при обследовании на туберкулез взрослых и детей;




  • Методы выявления больных туберкулезом среди взрослых, детей и подростков




  • Методы специфической и санитарной профилактики туберкулеза взрослых и детей




  • Организационные формы лечения больных туберкулезом, перечень противотуберкулезных препаратов, показания к их назначению




  • Необходимый комплекс лечебных мероприятий при осложнениях туберкулеза – легочном кровотечении, спонтанном пневмотораксе, побочных реакциях на противотуберкулезные препараты;

УМЕТЬ:



  • Составить план обследования пациента с целью диагностики или исключения туберкулеза и оценить его примерную стоимость;




  • Проводить расспрос пациента, его родственников, проводить физикальное обследование больного, формулировать заключение о состоянии здоровья пациента и предварительный диагноз, оформлять медицинскую документацию по результатам обследования;




  • Исследовать под световым микроскопом мазки мокроты для обнаружения микобактерий туберкулеза и оценивать результаты бактериоскопического и бактериологического исследования;




  • Обнаружить, оценить и описать патологические изменения выявляемые лучевыми методами исследования у больных туберкулезом;




  • Определить показания и оценить результат кожно-аллергической пробы Манту и провокационной пробы Коха;




  • Определить показания и противопоказания к проведению противотуберкулезной вакцинации, ревакцинации и оценить течение прививочной реакции при внутрикожном введении вакцины БЦЖ. Определить показания к проведению химиопрофилактики туберкулеза;




  • Определить показания к проведению антибактериальной терапии, оценить ее переносимость и при необходимости произвести назначения для устранения побочных реакций лекарств;




  • Диагностировать неотложные состояния у больных туберкулезом и оказать им первую врачебную помощь;




  • Установить тип очага туберкулезной инфекции и составить план мероприятий по его оздоровлению;




  • Решать общие деонтологические вопросы, связанные с обследованием и лечением больного туберкулезом;

ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:




  • Об эпидемиологической ситуации с заболеваемостью туберкулезом в России;




  • Об основных законодательных актах по туберкулезу в Российской Федерации, Федеральной программе по борьбе с туберкулезом в России;




  • Об экономических потерях в связи с заболеваемостью и смертностью от туберкулеза;




  • О роли Всемирной организации здравоохранения в совершенствовании противотуберкулезной борьбы в России;




  • Об эпидемиологической ситуации с заболеваемостью туберкулезом в мире;




  • О трудоспособности и экспертизе трудоспособности больного туберкулезом;

ВЛАДЕТЬ:



  • Методами диагностики туберкулеза – клиническое обследование, рентгенография органов грудной полости;




  • Техникой постановки кожно-аллергический туберкулиновой внутрикожной пробы Манту с 2 ТЕ, методами оценки и интерпретации результатов;




  • Методами оценки результатов бактериоскопического и бактериологического исследования мокроты и другого патологического материала;




  • Методами верификации диагноза туберкулеза – бактериологический, биологический, морфологический, иммунологический, молекулярно – биологический;




  • Знаниями разных видов и владеть методами профилактики туберкулеза среди населения;




  • Методами оформления медицинской документации по результатам обследования пациента, карты эпидемиологического обследования и наблюдения за очагом туберкулезной инфекции.

ОБЛАДАТЬ НАБОРОМ КОМПЕТЕНЦИЙ:


  • Способность и готовность к осуществлению первичной и вторичной профилактики туберкулеза у здоровых лиц, лиц из групп риска (социальных, медицинских и т.д.);




  • Способность оценить роль социальных, экономических и медико–биологических факторов в распространении туберкулезной инфекции, факторы риска внутрибольничного распространения микобактерий туберкулеза;




  • Способность выявить патоморфологические, иммунологические, биохимические изменения у людей при инфицировании микобактериями туберкулеза и заболевании туберкулезом;




  • Способность и готовность проводить квалифицированный диагностический поиск для выявления ранних клинических проявлений туберкулеза, физикальные лабораторные, рентгенологические признаки, характерные для туберкулеза в адекватном объеме;




  • Способность и готовность правильно формулировать предварительный диагноз, провести дополнительное обследование и направить в специализированное учреждение;




  • Способность и готовность проводить противоэпидемические мероприятия, защиту населения в очагах туберкулезной инфекции;




  • Способность и готовность выполнять основные врачебные диагностические и лечебные мероприятия по оказанию первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях (легочные кровотечения, спонтанный пневмоторакс и т.д.);




  • Способность и готовность после соответствующей его послевузовской профессиональной специализации выступить в качестве «специалиста» с необходимостью оценки своевременности, правильности, адекватности и эффективности диагностики лечения и медицинской реабилитации больного;




  • Способность и готовность к анализу показателей деятельности ЛПУ и ведению учетно-отчетной медицинской документации;




  • Способность и готовность осуществлять гигиеническое воспитание населения, пациентов и членов их семей с целью формирования у них здорового образа жизни;




  • Сформулировать методы скрининга у детей и взрослых, дополнительные методы диагностики туберкулеза и методы верификации диагноза;




  • Сформулировать принципы дифференциальной диагностики туберкулеза;




  • Способность и готовность оценить совместную работу фтизиатра и врачей других лечебных специальностей;




  • Способность и готовность оценить функции противотуберкулезного диспансера, его взаимодействие с другими лечебно – профилактическими учреждениями;




  • Способность и готовность использовать разные формы и методы санитарного и медицинского образования населения, направленные на устранение дефицита знаний населения о туберкулезе.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.


ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ. ИСТОРИЯ ФТИЗИАТРИИ. ЭПИДЕМИОЛОГИЯ

ТУБЕРКУЛЕЗА. МИКРОБИОЛОГИЯ, ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ И ИММУНОЛОГИЯ ТУБЕРКУЛЕЗА.


Исторические сведения о туберкулезе. Основные этапы развития учения о туберкулезе. Распространенность туберкулеза.

Источники и пути передачи туберкулезной инфекции. Распространенность туберкулеза среди животных, влияние ее на эпидемиологические показатели по туберкулезу у детей и взрослых.

Возбудитель туберкулеза, его устойчивость к химическим и физическим веществам. Средства дезинфекции. Типы микобактерий туберкулеза, формы изменчивости. Лекарственно-устойчивые микобактерии туберкулеза. L-формы, фильтрующие формы. "Атипичные" микобактерии. Эпидемиологическое и клиническое значение различных типов и форм микобактерий.

Морфологические реакции при туберкулезном воспалении.

Морфология процессов заживления туберкулеза, остаточные туберкулезные изменения.

Естественная резистентность к туберкулезу и противотуберкулезный иммунитет и их механизмы. Соотношение аллергии и иммунитета при туберкулезе. Туберкулиновые пробы, механизмы реакций организма на туберкулин, биологическая сущность.


ТЕМА 2. ОБСЛЕДОВАНИЕ БОЛЬНОГО ТУБЕРКУЛЕЗОМ.

РЕНТГЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ТУБЕРКУЛЕЗА ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ. ТУБЕРКУЛИНОДИАГНОСТИКА.

ЛАБОРАТОРНАЯ ДИАГНОСТИКА ТУБЕРКУЛЕЗА.
Значение контакта. Условия труда и быта больного. Развитие организма. Перенесенные заболевания. Вредные привычки.

Первые симптомы болезни. Жалобы больного туберкулезом легких и других органов.

Особенности обследования больных туберкулезом легких, имеющих другие заболевания /диабет, рак легкого, болезни сердца, алкоголизм и др./

Методы рентгенологического обследования больных туберкулезом органов дыхания. Схема описания патологических теней на рентгенограмме легких. Клинические формы туберкулеза легких в рентгенологическом изображении. Чтение рентгенограмм, томограмм, флюорограмм, бронхограмм.

Рентгенологическая картина эволюции различных форм туберкулеза органов дыхания.

Туберкулины: АТК, ППД-Л. Туберкулиновые пробы Пирке, Манту, Коха, показания для их применения. Реакция на туберкулиновые пробы, их учет и клиническая трактовка.

Туберкулиновая проба Манту с 2ТЕ. Техника постановки. Применение пробы для раннего выявления туберкулеза, отбора лиц, подлежащих вакцинации и ревакцинации, и изучения инфицированности населения туберкулезом. Использование пробы Манту для выявления лиц с повышенным риском заболевания туберкулезом и нуждающихся в обследовании и наблюдении фтизиатра. Инфекционная и поствакцинальная чувствительность к туберкулину.

Использование туберкулиновых проб для дифференциальной диагностики туберкулеза и других заболеваний.

Методы бактериоскопического, бактериологического и биологического обнаружения микобактерий туберкулеза, значение их результатов для диагностики туберкулеза и установления фазы туберкулезного процесса.

Значение биопсии для диагностики туберкулеза легких и других органов. Гистологическое и цитологическое исследование и их значение для дифференциального диагноза туберкулеза.


ТЕМА 3. КЛИНИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ТУБЕРКУЛЕЗА.

ТУБЕРКУЛЕЗ ВЕРХНИХ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ, ПОЛОСТИ РТА, ТРАХЕИ, БРОНХОВ. ОСЛОЖНЕНИЯ ТУБЕРКУЛЕЗА ЛЕГКИХ.


Принцип построения классификации туберкулеза. Рубрики классификации. Формулировка диагноза туберкулеза. Международная классификация болезней, травм, причин смерти, раздел "Туберкулез". Знание микробиологической гистологической верификации диагноза туберкулеза органов дыхания и других локализаций.

Патогенез и патоморфология туберкулеза дыхательных путей и полости рта. Клиника, диагностика и лечение. Значение визуального и эндоскопического методов обследования. Дифференциальная диагностика туберкулеза полости рта и дыхательных путей.

Патогенез, диагностика и принципы лечения легочного кровотечения и кровохарканья, спонтанного пневмоторакса.

Дифференциальная диагностика осложнений туберкулеза. Неотложная помощь при легочных кровотечениях, спонтанном пневмотораксе, легочно-сердечной недостаточности.

ТЕМА 4 . ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ

ТУБЕРКУЛЕЗОМ. ТУБЕРКУЛЕЗ КОСТЕЙ И СУСТАВОВ. ТУБЕРКУЛЕЗ ПЕРИФЕРИЧЕСКИХ ЛИМФАТИЧЕСКИХ УЗЛОВ.

ПРОФИЛАКТИКА ТУБЕРКУЛЕЗА.
Режим и питание больного туберкулезом, противотуберкулезные антибиотики и химиопрепараты, дозы, методы введения, комбинации.

Основные принципы химиотерапии: своевременность, длительность, регулярность, комплексность, учет лекарственной устойчивости микобактерий туберкулеза. Виды коллапсотерапии /пневмоторакс, пневмоперитонеум/ и оперативных вмешательств при туберкулезе легких, показания их к выполнению.

Симптоматология и основные клинические признаки костного туберкулеза.

Патогенез, местные и общие проявления. Значение биопсии в диагностике периферического лимфаденита.

Специфическая профилактика. Вакцина БЦЖ. Техника внутрикожной вакцинации и ревакцинации БЦЖ, сроки, методика отбора лиц, нуждающихся в ревакцинации, учет местных прививочных реакций.

Осложнения вакцинации и их лечение. Организация вакцинации и ревакцинации. Химиопрофилактика, показания и методика. Организация химиопрофилактики, контингенты различных возрастных групп, нуждающихся в специфической химиопрофилактике. Химиопрофилактика туберкулеза у лиц с посттуберкулезными изменениями, у больных с неспецифическими заболеваниями.

Санитарная профилактика туберкулеза. Мероприятия по изоляции бактериовыделителей, по недопущению туберкулезных больных к работе в детских учреждениях, предприятиях питания, и в других учреждениях, условия работы в которых требуют постоянного контакта с населением. Санитарная пропаганда знаний по туберкулезу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Краткий итог изучения дисциплины. Задачи на предстоящую аттестацию.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ

часов по семестрам, разделам и темам




Номера и наименование тем

Всего часов

В том числе

Лекций

Практических занятий

Самостоятельных занятий

7-й семестр обучения

ТЕМА 1.

ВВЕДЕНИЕ.

ЭПИДЕМИОЛОГИЯ ТУБЕРКУЛЕЗА. МИКРОБИОЛОГИЯ, ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ И ИММУНОЛОГИЯ ТУБЕРКУЛЕЗА.


1

1







ТЕМА 2.

ОБСЛЕДОВАНИЕ БОЛЬНОГО ТУБЕРКУЛЕЗОМ. РЕНТГЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ТУБЕРКУЛЕЗА ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ.

ТУБЕРКУЛИНОДИАГНОСТИКА.

ЛАБОРАТОРНАЯ ДИАГНОСТИКА ТУБЕРКУЛЕЗА.



5

1

4




ТЕМА 3.

КЛИНИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ТУБЕРКУЛЕЗА. ТУБЕРКУЛЕЗ ВЕРХНИХ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ, ПОЛОСТИ РТА, ТРАХЕИ, БРОНХОВ. ОСЛОЖНЕНИЯ ТУБЕРКУЛЕЗА ЛЕГКИХ.



5

1

4




ТЕМА 4.

ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ ТУБЕРКУЛЕЗОМ.

ТУБЕРКУЛЕЗ КОСТЕЙ И СУСТАВОВ. ТУБЕРКУЛЕЗ ПЕРИФЕРИЧЕСКИХ ЛИМФАТИЧЕСКИХ УЗЛОВ. ПРОФИЛАКТИКА ТУБЕРКУЛЕЗА.


5

1

4




ЗАКЛЮЧЕНИЕ













ИТОГО В СЕМЕСТРЕ

16

4

12




ВСЕГО ПО ДИСЦИПЛИНЕ

16

4

12




ОТЧЕТНОСТЬ – зачет












Информационное и материальное обеспечение


ЛИТЕРАТУРА


Основная



Перельман М.И.

Корякин В.А.



Фтизиатрия /учебник для студентов медицинских институтов М. 2004/.


2.

Васильев Н.А.

Туберкулез /учебник для студентов мед. институтов М.1990/.


3.

Шебанов В.Ф.

Туберкулез /учебник для студентов медицинских институтов М.1981/.


Дополнительная

1.

Александрова А.В.

Рентгенодиагностика туберкулеза органов дыхания. – М., 1983.

2.

Бирон М.Г.

Туберкулинодиагностика: учебно-методическое пособие для студентов. М.,2000.

3.

Богадельникова И.В., Перельман М.И.

Антибактериальная терапия туберкулеза легких. – М., 1997.

4.

Под ред. Н.Р.Палеева

Болезни органов дыхания. Т. 1 – 4. – М.: Медицина, 1989.

5.

Под ред. А.Н.Васильева

Внелегочной туберкулез. – СПб., 2001.

6.

Калинина М.В.

Казеозная пневмония: учебно-методическое пособие для студентов. – М., 2000.

7.

Михайлова Э.С.

Дифференциальная диагностика кавернозного и фиброзно-кавернозного туберкулеза легких: учебно-методическое пособие для студентов. – М., 2000.

8.

Розенштраух Л.С.,

Виннер М.Г.



Дифференциальная рентгенодиагностика заболеваний органов дыхания и средостения. –М.: Медицина, 1991.

9.

Под ред.

А.Г. Хоменко



Туберкулез органов дыхания. М.: Медицина, 1996.

10.

Под ред.

Е.Н.Янченко

М.С. Греймер


Туберкулез у детей и подростков, - СПб.: Медицина, 1999.

11.

Приказ МЗ РФ от 21 марта 2003 года № 109 «О совершенствовании противотуберкулезных мероприятий в Российской Федерации». – М., 2003.

ПЕРЕЧЕНЬ МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ




  1. Таблицы.

  2. Муляжи.

  3. Патологоанатомические препараты.

  4. Диафильмы.

  5. Наборы флюорограмм.

  6. Наборы рентгенограмм.

  7. Карты программированного контроля.

  8. Наборы клинических задач.

  9. Методические разработки для студентов и преподавателей, созданные на кафедре.

  10. Методические указания и инструкции МЗ РФ по туберкулезу:

10.1. Приказ № 109 от 21.03.2003 г. "О совершенствовании противотуберкулезных мероприятий в Российской Федерации".

11. ЭВМ для обучения и контроля знаний студентов.

12. Программы для ЭВМ по темам: кровотечения; первичный и вторичный туберкулез;

13. Аппарат для дачи кислорода тяжелым больным.



  1. Компрессорные ингаляторы – индивидуальные.

  2. Аппарат для наложения пневмоперитонеума и пневмоторакса.

  3. Набор реактивов для определения группы крови и резус совместимости.

  4. Кварцевые лампы.

ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЯ




Наименование

Дисциплины



Предмет согласования (задание на подготовку)

Роспись заведующего кафедрой, дата

а) дисциплины нижнего уровня

Анатомия:


Архитектоника дыхательной системы. Топография внутригрудных лимфоузлов

Профессор А.А.Коробкеев

Рентгенология:


Метод рентгенологического исследования легких, средостения. Трактовка нормальной рентгенограммы, боковой, сегментарного строения легких

Профессор

В.А.Еремин



Микробиология:


Типичные и атипичные микобактерии, их свойства. Методы введения возбудителя

Профессор В.О.Пожарская

Гистология:


Иммунитет. Естественная резистентность к туберкулезу и противотуберкулезный иммунитет, их механизм. Аллергия и иммунитет при туберкулезе

Доцент

Л.Г. Радцева



Патанатомия:


Патоморфология и патогенез первичных и вторичных форм туберкулеза

Профессор В.С.Боташева

Рентгенология:


Рентгенологические признаки поражения лимфатических узлов и легких

Профессор

В.А.Еремин



б) параллельно изучаемые дисциплины

Неврология

Архитектоника отделов центральной нервной системы.

Патогенез воспалительных процессов в центральной нервной системе, симптоматика при ее поражении. Менингит – диагностика, дифференциальная диагностика



Профессор

А.И. Стародубцев



Инфекционные болезни



Менингит – диагностика, дифференциальная диагностика.

Доцент

П.В. Попов



Фармакология:


Фармакология противотуберкулезных препаратов. Фармакокинетика, побочные действия

Профессор

В.А.Батурин




ПЛАН ЛЕКЦИЙ


Порядковый номер лекции

Наименование лекции

Перечень учебных вопросов лекции

ТЕМА 1.

ВВЕДЕНИЕ.

ЭПИДЕМИОЛОГИЯ ТУБЕРКУЛЕЗА. МИКРОБИОЛОГИЯ, ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ И ИММУНОЛОГИЯ ТУБЕРКУЛЕЗА.


1.

ВВЕДЕНИЕ.

ЭПИДЕМИОЛОГИЯ ТУБЕРКУЛЕЗА. МИКРОБИОЛОГИЯ, ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ И ИММУНОЛОГИЯ ТУБЕРКУЛЕЗА.



  1. Источники заражения

  2. Пути заражения

  3. Формы изменчивости возбудителя

  4. Типы микобактерий туберкулеза

  5. Основные эпидемиологические показатели по туберкулезу

  6. Противотуберкулезный иммунитет – его механизмы




ТЕМА 2.

ОБСЛЕДОВАНИЕ БОЛЬНОГО ТУБЕРКУЛЕЗОМ. РЕНТГЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ТУБЕРКУЛЕЗА ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ.

ТУБЕРКУЛИНОДИАГНОСТИКА. ЛАБОРАТОРНАЯ ДИАГНОСТИКА ТУБЕРКУЛЕЗА.


2.

ОБСЛЕДОВАНИЕ БОЛЬНОГО ТУБЕРКУЛЕЗОМ. РЕНТГЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ТУБЕРКУЛЕЗА ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ. ТУБЕРКУЛИНОДИАГНОСТИКА. ЛАБОРАТОРНАЯ ДИАГНОСТИКА ТУБЕРКУЛЕЗА.

  1. Значение контакта

  2. Начало заболевания туберкулезом

  3. Методы рентгенологического обследования при туберкулезе

  4. Туберкулиновая проба Манту с 2ТЕ – показания и противопоказания, техника постановки

  5. Методы бактериологического и бактериоскопического обнаружения МБТ

ТЕМА 3.

КЛИНИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ТУБЕРКУЛЕЗА. ТУБЕРКУЛЕЗ ВЕРХНИХ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ, ПОЛОСТИ РТА, ТРАХЕИ, БРОНХОВ. ОСЛОЖНЕНИЯ ТУБЕРКУЛЕЗА ЛЕГКИХ.



3.

КЛИНИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ТУБЕРКУЛЕЗА. ТУБЕРКУЛЕЗ ВЕРХНИХ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ, ПОЛОСТИ РТА, ТРАХЕИ, БРОНХОВ. ОСЛОЖНЕНИЯ ТУБЕРКУЛЕЗА ЛЕГКИХ. ОСОБЕННОСТИ ОБСЛЕДОВАНИЯ БОЛЬНЫХ ТУБЕРКУЛЕЗОМ.

  1. Принципы построения классификации туберкулеза

  2. Патогенез и патоморфология туберкулеза дыхательных путей и полости рта

  3. Клиника, диагностика, лечение туберкулеза верхних дыхательных путей

ТЕМА 4.

ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ ТУБЕРКУЛЕЗОМ.

ТУБЕРКУЛЕЗ КОСТЕЙ И СУСТАВОВ. ТУБЕРКУЛЕЗ ПЕРИФЕРИЧЕСКИХ ЛИМФАТИЧЕСКИХ УЗЛОВ. ПРОФИЛАКТИКА ТУБЕРКУЛЕЗА.


4.

ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ ТУБЕРКУЛЕЗОМ. ТУБЕРКУЛЕЗ КОСТЕЙ И СУСТАВОВ. ТУБЕРКУЛЕЗ ПЕРИФЕРИЧЕСКИХ ЛИМФАТИЧЕСКИХ УЗЛОВ. ПРОФИЛАКТИКА ТУБЕРКУЛЕЗА.

  1. Основные принципы химиотерапии: своевременность, длительность, комплексность и т.д.

  2. Основные клинические признаки туберкулеза костей лица и периферических лимфатических узлов.

  3. Значение биопсии в диагностике периферического лимфаденита

  4. Специфическая профилактика туберкулеза

  5. Санитарная профилактика туберкулеза

Заведующая кафедрой туберкулеза,

Профессор: Т.И. Новикова


ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ


Порядковый номер занятия

Наименование занятия

Перечень учебных вопросов занятия

ТЕМА 2.

ОБСЛЕДОВАНИЕ БОЛЬНОГО ТУБЕРКУЛЕЗОМ. РЕНТГЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ТУБЕРКУЛЕЗА ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ.

ТУБЕРКУЛИНОДИАГНОСТИКА. ЛАБОРАТОРНАЯ ДИАГНОСТИКА ТУБЕРКУЛЕЗА.


2.

ОБСЛЕДОВАНИЕ БОЛЬНОГО ТУБЕРКУЛЕЗОМ. РЕНТГЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ТУБЕРКУЛЕЗА ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ. ТУБЕРКУЛИНОДИАГНОСТИКА. ЛАБОРАТОРНАЯ ДИАГНОСТИКА ТУБЕРКУЛЕЗА.

  1. Значение контакта

  2. Начало заболевания туберкулезом

  3. Методы рентгенологического обследования при туберкулезе

  4. Туберкулиновая проба Манту с 2ТЕ – показания и противопоказания, техника постановки

  5. Методы бактериологического и бактериоскопического обнаружения МБТ

ТЕМА 3.

КЛИНИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ТУБЕРКУЛЕЗА. ТУБЕРКУЛЕЗ ВЕРХНИХ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ, ПОЛОСТИ РТА, ТРАХЕИ, БРОНХОВ. ОСЛОЖНЕНИЯ ТУБЕРКУЛЕЗА ЛЕГКИХ.



3.

КЛИНИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ТУБЕРКУЛЕЗА. ТУБЕРКУЛЕЗ ВЕРХНИХ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ, ПОЛОСТИ РТА, ТРАХЕИ, БРОНХОВ. ОСЛОЖНЕНИЯ ТУБЕРКУЛЕЗА ЛЕГКИХ. ОСОБЕННОСТИ ОБСЛЕДОВАНИЯ БОЛЬНЫХ ТУБЕРКУЛЕЗОМ.

  1. Принципы построения классификации туберкулеза

  2. Патогенез и патоморфология туберкулеза дыхательных путей и полости рта

  3. Клиника, диагностика, лечение туберкулеза верхних дыхательных путей

ТЕМА 4.

ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ ТУБЕРКУЛЕЗОМ.

ТУБЕРКУЛЕЗ КОСТЕЙ И СУСТАВОВ. ТУБЕРКУЛЕЗ ПЕРИФЕРИЧЕСКИХ ЛИМФАТИЧЕСКИХ УЗЛОВ. ПРОФИЛАКТИКА ТУБЕРКУЛЕЗА.


4.

ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ ТУБЕРКУЛЕЗОМ. ТУБЕРКУЛЕЗ КОСТЕЙ И СУСТАВОВ. ТУБЕРКУЛЕЗ ПЕРИФЕРИЧЕСКИХ ЛИМФАТИЧЕСКИХ УЗЛОВ. ПРОФИЛАКТИКА ТУБЕРКУЛЕЗА.

  1. Основные принципы химиотерапии: своевременность, длительность, комплексность и т.д.

  2. Основные клинические признаки туберкулеза костей лица и периферических лимфатических узлов.

  3. Значение биопсии в диагностике периферического лимфаденита

  4. Специфическая профилактика туберкулеза

  5. Санитарная профилактика туберкулеза

Заведующая кафедрой туберкулеза,



Профессор: Т.И. Новикова





Смотрите также:
Рабочая учебная программа по фтизиопульмонологии, детской фтизиатрии для специальности 060105 стоматология
232.24kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа по общественному здоровью и здравоохранению для специальности 060105 стоматология
536.92kb.
3 стр.
Рабочая учебная программа по медицинской информатике и автоматизированным системам управления здравоохранением для специальности 060105. 65 стоматология
283.12kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине «инфекционные болезни» для специальности 060105 «стоматология»
721.57kb.
4 стр.
Рабочая учебная программа по фармакологии для специальности 060105 стоматология г. Ставрополь, 2009
860.98kb.
4 стр.
Рабочая учебная программа по детской хирургии для специальности педиатрия (1-79 01 02)
164.05kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа дисциплины акушерство для специальности 060201. 65 стоматология Всего часов 81, из них
341.78kb.
1 стр.
Рабочая программа по дисциплине: История Отечества Для специальности лечебное дело (06101), педиатрия (060103), медико-профилактическое дело(060104), стоматология (060105), фармация
658.47kb.
2 стр.
Рабочая программа по дисциплине: история татарстана для специальности лечебное дело (06101), педиатрия (060103), медико-профилактическое дело(060104), стоматология (060105), фармация
437.47kb.
3 стр.
Рабочая программа по хирургическим болезням специальность 060105. 65 «стоматология»
366.12kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине «международное частное право»
607.34kb.
3 стр.
Рабочая учебная программа по поликлинической терапии для специальности 060101 лечебное дело
371.75kb.
1 стр.