Главная страница 1



УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Филиал г. Дубна
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ


КАФЕДРА ОБЩЕЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

«ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
(для студентов, обучающихся по специальности

030301.65 «Психология»)

Дубна, 2012

Цель дисциплины:

  • дать представление о дифференциальной психологии (психологии индивидуальных различий) как отдельной области психологического знания.


Задачи дисциплины:

  • раскрыть основные понятия и категории дифференциальной психологии;

  • соотнести ее предмет с предметами общей, возрастной, этнической психологии;

  • наделить студентов знаниями об источниках и проявлениях индивидуальных различий психики человека;

  • показать ее значение для исследовательской и практической работы специалистов.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН





Разделы

дисциплины

лекции

семинары



Предмет, история дифференциальной психологии. Методы дифференциальной психологии

1

0



Источники индивидуальных различий. Личность, индивид, индивидуальность

1






Понятие индивидных особенностей человека

1






Темперамент

1

1



Способности

1






Типологический подход к изучению личности и характера

1

1



Предметно-содержательные характеристики: психология черт личности

1






Теории индивидуально-психологических различий

1






Характер

1






Понятие акцентуации в дифференциальной психологии

1







Всего

10

2

2.1 Содержание программы
Тема 1. Предмет, история и основные направления дифференциаль­ной психологии. Методы дифференциальной психологии
Дифференциальная психология как наука. Области пересечения с другими науками, роль в практической психологии. Этапы развития диф­ференциальной психологии. Донаучный этап, естественнонаучный и гуманитарный периоды. Взаимодействие научных парадигм. Донауч­ное знание (краниоскопия, характерология, графология, физиогноми­ка). Предпосылки превращения дифференциальной психологии в от­дельную науку. Понятие психологической нормы. Направления диф­ференциально-психологических исследований.
Классификация методов дифференциальной психологии. Группа об­щенаучных методов: наблюдение, эксперимент, моделирование. Дос­тоинства и недостатки методов. Психогенетические методы: генеало­гический, метод приемных детей, близнецовый. Исторические методы (методы анализа документов): биографический, дневниковый, автобио­графический. Собственно психологические методы: интроспективные, психофизиологические, социально-психологические, возрастно-психологические, анализ продуктов деятельности, тестирование, психосемантические. L-, T-, Q-данные. Приемы и способы научной классифика­ции.
Тема 2. Источники индивидуальных различий. Личность, индивид, индивидуальность

Взаимодействие среды и наследственности. Биогенетические, социогенетические, двухфакторные теории. Учение Л.С. Выготского. Современное понимание наследственности и среды. Сложная структура среды. Теория У. Бронфенбреннера об экологии развития ребенка. Понятия индивида, личности, интегральной индивидуальности (В.С. Мерлин). Структура индивидуальности в различных подходах. Дифференциальная психофизиология как научная база психологии индивидуальных различий. Специальная теория интегральной индивидуальности (В.М. Русалов).


Тема 3. Понятие индивидных особенностей человека

Определение понятий «темперамент» и «асимметрия полушарий головного мозга». Темперамент и межполушарная асимметрия головного мозга – индивидные особенности человека. Взаимосвязь нейропсихологии и дифференциальной психологии в изучении межполушарной асимметрии головного мозга человека. Процесс становления межполушарной асимметрии в природе. Асимметрия полушарий и её проявления. Понятия церебрального доминирования и доминирования руки. Формирование асимметрии в онтогенезе.


Тема 4. Темперамент

Определение понятия темперамент. Темперамент как свойство индивидуальности. Гуморальные, конституциональные и психологические теории темперамента. Типологии темперамента по Э. Кречмеру и в работах У. Шелдона. Эволюционное предназначение темперамента. Типы ВНД по И.П. Павлову. Характеристика темперамента в теории И.П. Павлова. Исследования темперамента в отечественной психологии. Характеристика темперамента в трудах Небылицина В.Д., Теплова Б.Д. Темперамент в теоретической концепции интегральной индивидуальности Мерлина В.С.


Тема 5. Способности

Способности в структуре индивидуальности. Теории способностей. Структура (задатки и операции) и характеристики (качество, уровень) способностей. Исследования интеллектуальных способностей. Факторные теории интеллекта (Ч. Спирмен, Дж. Гилфорд, Т. Келли). Теории множественности интеллектов. Источники вариативности интеллекта. Понятия одаренности и гениальности. Теории гениальности. Предпосылки гениальности в работах В.П. Эфроимсона.


Тема 6. Типологический подход к изучению личности и характера

Классификация как научный метод. Психологические типы, выделенные К. Юнгом. Ведущие и подчиненные функции сознания, экстраверсия и интроверсия. Современные типологии. Клинико-экзистенциальная типология характера П.В. Волкова. Понятие психологической защиты. Психоаналитическая диагностика Нэнси Мак-Вильямс. Достоинства и ограничения психологических типологий.


Тема 7. Предметно-содержательные характеристики: психология черт личности

Черты как психологическая категория. Способы выделения черт. Первые попытки выделить факторную структуру личности. Научные объяснения природы психологических черт личности. Теория черт личности, разработанная Г. Айзенком. Психология черт личности в теории Р. Кеттелла. Модель «Большой Пятерки» и подтверждения ее валидности в психологических исследованиях. Достоинства и недостатки подхода изучения личности с позиции психологии черт. Прогностическая сила черт. Уравнение спецификации Р. Кеттелла.


Тема 8. Теории индивидуально-психологических различий

Теория Н. Мак-Вильямс: психоаналитический подход к исследованию индивидуально-психологических различий. Учение Э. Шпрангера об индивидуально-психологических особенностях личности. Концепция Я. Стреляу в системе психологического объяснения индивидуальности. Гуманистические концепции индивидуально-психологических различий в психологической науке. Экзистенциальная психология об индивидуальности. Современные теории изучения индивидуальности. Прогнозирование тенденций развития индивидуальности в современном информационном обществе в новейших психологических научных исследованиях.


Тема 9. Характер

Место характера в структуре индивидуальности. Соотношение характера и темперамента. Психология характера в работах А.Ф. Лазурского. Понятия экзо- и эндопсихики. Типология характера Г. Хейманса – Р. Ле Сенна. Активность, эмоциональность как основания для выделения типов характера. Характер как реакция личности на фрустрации. Формирование характера. Взаимосвязь среды и наследственности в процессе формирования характера. Черты личности и характер.


Тема 10. Понятие акцентуации в дифференциальной психологии

Понятие «акцентуация» в психологии. Акцентуация как характеристика индивидуальности человека. Понятие «акцентуация характера». Развитие данного понятия в отечественной и зарубежной психологии. Взгляды К. Леонгарда, А.Е. Личко. Использование DSM-4 при исследовании индивидуально-психологических различий.


ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ


  1. Общее, особенное и единичное в психике человека.

  2. Различия между индивидами и между группами.

  3. Биологическая обусловленность как судьба.

  4. Близнецы как природный эксперимент.

  5. Типы нервной деятельности у животных и человека.

  6. Феномен непризнанного гения.

  7. Когнитивньий стиль и социальное мышление.

  8. Особые способности и психика человека.

  9. Феномен вундеркиндов в различных областях.

  10. Проблема гениальности и социальной адаптации личности.

  11. Темперамент и его отражение в этнических стереотипах.

  12. Строение тела и характер.

  13. Акцентуация характера и жизненный сценарий человека.

  14. Представления о «нормальном» характере.

  15. Место дифференциальной психологии в системе психологических наук.

  16. Характеристика собственно психологических методов в дифференциальной психологии.

  17. Общенаучные методы в дифференциально-психологическом исследовании.

  18. Характеристика понятия «личность».

  19. Характеристика понятия «индивид».

  20. Характеристика понятия «индивидуальность».

  21. Асимметрия полушарий головного мозга.

  22. Теории темперамента.

  23. Исследования интеллектуальных способностей.

  24. Теории черт личности.

  25. Характеристика типов акцентуаций.



ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ


  1. Предпосылки выделения дифференциальной психологии в отдельную науку.

  2. Составляющие предмета дифференциальной психологии.

  3. Естественнонаучная и гуманитарная парадигмы познания в психологии.

  4. Общая характеристика (классификация) методов дифференциальной психологии.

  5. Особенности общенаучных методов в дифференциальной психологии.

  6. Психогенетические методы и показания к их применению.

  7. Возрастно-психологические методы в дифференциальной психологии.

  8. Социологические и социально-психологические методы в дифференциальной психологии.

  9. Источники формирования индивидуальности человека.

  10. Психология среды.

  11. Этологическое обоснование индивидуальных различий.

  12. Проблема соотношения формально-динамических и предметно-содержательных характеристик индивидуальности.

  13. Специальная теория индивидуальности и ее значение для дифференциальной психологии.

  14. Основные подходы к понятию темперамента.

  15. Структура темперамента в различных теориях.

  16. Акцентуация характера – психологический смысл понятия.

  17. Акцентуации характера и воспитание.

  18. Понятие нормального характера, неврозы и психозы.

  19. Способности к искусствам и их развитие.

  20. Факторы развития и проявления интеллектуальности.

  21. Креативность и творческое мышление.

  22. Способности и компенсация.

  23. Теории черт личности.

  24. Методы диагностики типов личности.

  25. Эмпирические и теоретические типологии.

  26. Профессиональные склонности, их диагностика.

  27. Средства диагностики интересов человека.


Основная литература


  1. Анастази А. Дифференциальная психология. – М., 2001.

  2. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. – М.: Смысл, 2001.

  3. Ахвердова О.А., Волоскова Н.Н., Белых Т.В. Дифференциальная психология. – СПб.: РЕЧЬ, 2004.

  4. Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий: от темперамента – к характеру и типологии личности. – М.: Владос, 2001.

  5. Батаршев А.В. Базовые психологические свойства и профессиональное самоопределение личности. – СПб: РЕЧЬ, 2005.

  6. Березина Т.Н. Многомерная психика. Внутренний мир личности. – М.: ПЕРСЕ , 2001.

  7. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 2000.

  8. Глуханюк Н.С. Практикум по психодиагностике. – Москва-Воронеж, 2003.

  9. Дружинин В.Н. Варианты жизни: очерки экзистенциальной психологии. – М., СПб.: ПЕРСЭ, ИМАТОН-М, 2000.

  10. Зейгарник Б.В. Психология личности: норма и патология. Избранные труды. – Воронеж: МОДЭК, 2000.

  11. Купер К. Индивидуальные различия. – М.: Аспект Пресс, 2000.

  12. Кон И.С. Психология половых различий // Психология индивидуальных различий. Тексты. – М.: 2000.

  13. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000.

  14. Кречмер Э. Строение тела и характер // Психология индивидуальных различий. Тексты. – М., 2000.

  15. Клиническая психология / Под ред. М. Перре, У. Баумана. –СПб., М., Харьков, Минск: ПИТЕР, 2002.

  16. Лазурский А.Ф. Классификация личностей // Психология индивидуальных различий. Тексты. – М., 2000.

  17. Леонгард К. Акцентуированные личности. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.

  18. Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. – М.: Эксмо, 1999.

  19. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика. – М.: Класс, 2001.

  20. Мамайчук И.И. Экспертиза личности в судебно-следственной практике. – СПб: Речь, 2002.

  21. Мерлин В.С. Отличительные признаки темперамента // Психология индивидуальных различий. Тексты. – М., 2000.

  22. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: Академия, 2000.

  23. Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология. – М. Флинта, 2003.

  24. Психология индивидуальных различий Хрестоматия по психологии / Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. – М.: ЧеРо , 2000.

  25. Равич-Щербо И.В., Мартина Т.М., Григоренко Е.Л Психогенетика. – М.: Аспект-Пресс, 2000.

  26. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека / Под ред. И.В. Равич-Щербо. – М.: Педагогика, 2002.

  27. Русалов В.Н. Опросник структуры темперамента. – М.: Смысл, 2000.

  28. Современная психология / Под ред. В.Н. Дружинина. – М.: Инфра, 2000.

  29. Способности и склонности: комплексные исследования / Под ред. Э.А. Голубевой. – М.: Педагогика, 2005.

  30. Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. – Москва-Воронеж, 2004.

  31. Штерн В. Дифференциальная психология и ее методические основы. – М.: Наука, 2003.

  32. Франкл В. Воля к смыслу. – М.: Апрель Пресс: Эксмо Пресс, 2000.

  33. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СП6.: Питер, 2001.

  34. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность / Под ред. Б.М. Величковского. – М., 1986; 2-е изд. СПб., М., 2003.

  35. Юнг К. Психологические типы. – СПб.: Ювента., 2002.

  36. Юнг К. Психология бессознательного. – М.: Канон, 2005.


ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Задача 1

Определите, какие из перечисленных характеристик относятся к понятию личность.

Способности, убеждения, характер, моральные свойства, направленность, мотивы, мировоззрение, самосознание, отношения, активность, мышление, уровень личной культуры, навыки, талант, темперамент, инстинкты, знания, социальная установка, возрастные особенности, память, воля, желания, потребности, идеалы, самостоятельность, чувства, индивидуальность, авторитетность.

Задача 2

В каком из следующих отношений находятся пары понятий:

1) человек

а) образ «Я»

2) самооценка

б) притязания

3) субъект

в) личность

4) «Эго»

г) «Я»

5) личность

д) человек


Задача 3

Прокомментируйте следующие высказывания. С какими высказываниями Вы согласны (не согласны) и почему? Какие из этих высказываний можно использовать в качестве определений сущности личности?



  1. Человек в той мере субъект, в какой он – личность; организм – не субъект.

  2. Личностью является лишь тот, кто обладает яркой индивидуальностью.

  3. Личность – это человек, выделивший в процессе общественных отношений свое «Я» из «не-Я»..., активно воздействующий на «не-Я» в процессе своей сознательной целенаправленной деятельности.

  4. Человек: становится личностью благодаря самосознанию, которое позволяет ему свободно подчинять свое «Я» нравственному закону.

  5. Личность – субъект и объект общественных отношений.

  6. Человек, взятый в его социальном качестве, есть личность.


Задача 4

Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.



  1. Человека как индивида характеризуют:

а) рост;

б) цвет глаз и волос;

в) тип ВНД:

г) принадлежность к расе;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.





  1. Свойства человека, обусловленные биологическими факторами, – это:

а) задатки;

б) лидерство;

в) нравственность;

г) гуманность;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.




  1. Личностные свойства, обусловленные социально, – это:

а) инстинкты;

б) ценностные отношения;

в) музыкальный слух;

г) острота зрения;

д) рефлексы;

е) все ответы верны;

ж) все ответы неверны.


  1. Важнейшими элементами психологической структуры личности являются:

а) способности;

б) направленность;

в) темперамент;

г) характер;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.




  1. Подструктуры психологической структуры личности образуют:

а) мировоззрение;

б) социальные установки;

в) эмоции;

г) воля;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.




  1. Личность – это:

а) совокупность относительно устойчивых свойств и склонностей индивида, которые отличают его от других;

б) это комбинация всех относительно устойчивых индивидуальных различий, поддающихся измерению;

в) рефлексивный образ «Я»;

г) индивидуально выраженное всеобщее единство внутреннего мира человека;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.




  1. Человека можно считать сложившейся личностью, если:

а) в его мотивах есть иерархия;

б) у него есть способность к сознательному управлению собственным поведением;

в) у него есть нравственные ценности и гуманистические установки;

г) он является творческим субъектом;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.




  1. Процесс социализации состоит в следующем:

а) привитии ребенку нравственных норм;

б) усвоении ребенком общекультурного опыта;

в) воспроизводстве ребенком социальных норм и правил;

г) познании действительности (особенно социальной);

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.




  1. Источниками социализации выступают:

а) передача культуры через семейный и другие социальные институты, прежде всего, через систему образования, обучения и воспитания;

б) взаимное влияние людей в процессе общения и совместной деятельности;

в) первичный опыт, связанный с периодом раннего детства, с формированием основных психических функций и элементарных форм общественного поведения;

г) процессы саморегуляции, соотносимые с постепенной заменой внешнего контроля индивидуального поведения на внутренний самоконтроль;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.




  1. В становлении личности участвуют механизмы:

а) сдвига мотива на цель;

б) идентификации;

в) освоения социальных ролей;

г) все ответы верны;

д) все ответы неверны.
Задача 5

Вставьте пропущенные слова в следующих высказываниях:


    1. Личность – это человек в совокупности его ... качеств, формирующихся в различных видах ...... и отношений.

    2. Личность – это не только продукт, но и... общественных отношений.

    3. Понятие ... выражает неделимость, целостность и генотипические особенности человека как представителя рода.

    4. Особенности индивида образуют ... обусловленную подструктуру ....

    5. Вступая в ... систему отношений, субъект обретает системные качества, которые образуют ... структуру ….


Задача 6

Из указанных в скобках слов выберите те, которые находятся к данному слову в том же отношении, что и в приведенном образце. Укажите принцип построения аналогии.



  1. Образец: ЧЕЛОВЕК – ДЕЯТЕЛЬ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

Личность – ... (организм, индивидуальность, сознательное существо, субъект общественных отношений, объект исследования в психологии)

  1. Образец: ЖИВОТНОЕ – ОСОБЬ

Человек – ... (биосоциальность, субъект, индивид, личность, индивидуальность)

  1. Образец: ЧЕЛОВЕК – НЕПОВТОРИМОСТЬ

Личность – ... (темперамент, уникальность, активность, индивидуальность, способность)

Задача 7

Из данных понятий выстроите логические ряды так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующим.


  1. Сознание, нравственный идеал, личность, человек, направленность, мировоззрение.

  2. Самосознание, «Я-концепция», личность, «Я-идеальное», человек, сознание.


Задача 8

Обобщите суть приведенных фрагментов и дайте характеристику личной идентичности человека.

Понятие идентичности ... имеет три главные модальности. Психофизиологическая идентичность обозначает единство и преемственность физиологических и психических процессов организма.
Личная идентичность (или эго-идентичность) обозначает единство и преемственность жизнедеятельности, целей, мотивов, смысложизненных установок, ценностных ориентаций и самосознания личности. Социальная идентичность обозначает единство и преемственность определенной системы социальных характеристик (норм, ролей и статусов), позволяющих дифференцировать индивидов по их общественному положению и групповой принадлежности. Личная идентичность подразумевает ответ на вопрос «Кто я?» и описывается большей частью в субъективных терминах, хотя самоописание обычно начинается с перечисления социально-ролевых свойств (мужчина, взрослый, учащийся и т.п.) или молчаливо подразумевает их. Социальная идентичность может быть описана как субъективно, изнутри, в рамках оппозиции «Мы – Они», так и объективно, в терминах нормативно-групповых ожиданий.…Все это преломляется в индивидуальном самосознании (И.С. Кон).
Э. Эриксон считает, что «...анатомия, история и личность определяют нашу судьбу». Поэтому понятие «идентичность» относится им то... к сознательному ощущению индивидной идентичности; в других случаях – к бессознательному влечению к целостности и непрерывности личности; то рассматривается как критерий скрытой работы «я-центра»; и, наконец, как поддержание внутренней солидарности с идеалами и идентичностью группы (И.В. Солодникова).
Задача 9

Выберите из следующего списка слова, относящиеся к темпераменту.

Трудолюбие, настойчивость, сознание, неуравновешенность, музыкальность, сообразительность, сензитивность, реактивность, экстраверсия, вспыльчивость, агрессивность, эмоциональность, педантичность, требовательность, принципиальность, быстрое переключение внимания, острота зрения, леность, высокие умственные способности, медлительность, гениальность, сила эмоциональной реакции, богатство мимики, глубина чувств.
Задача 10

Вставьте пропущенные слова.


  1. Под темпераментом понимают ... характеристики ... ….

  2. Физиологическая ветвь учения о темпераменте начинается с … который выделил четыре типа темперамента: … , … , … и ….

  3. В результате исследований ... и … к трем основным свойствам нервной системы (... , ... и...) были добавлены еще два: ... и ....

  4. Физиологическая концепция И.П. Павлова, получившая название учения о ......... , трансформировалась в учение о ........

  5. Свойства нервной системы трактуются как базовые характеристики...... , обеспечивающих ... деятельности мозга и всей .......

  6. Темперамент – ... категория, охватывающая лишь... характеристики поведения человека, а ... – социопсихологическая категория, охватывающая … характеристики поведения человека.


Задача 11

Психические свойства личности могут быть условно объединены в три группы: свойства темперамента, свойства характера и способности. Классифицируйте понятия из приведенного списка по этим трем группам.

Вспыльчивый, нежный, справедливый, смелый, остроумный, трудолюбивый, честный, вежливый, воспитанный, горячий, черствый, умный, деловой, «крутой», пылкий, отходчивый, послушный, красноречивый, суетливый, послушный, спокойный, глупый, непоседа, решительный, ловкий, «несмеяна», необузданный, ленивый находчивый, неряшливый, благородный, щедрый, недотепа, «тряпка», плакса, доброжелательный, предприимчивый, осторожный, самоуверенный, чуткий, ранимый, возбудимый, «живой такой, веселый», эгоистичный, энергичный, инициативный, медлительный, растяпа, услужливый, верный.
Задача 12

Прокомментируйте приведенные высказывания. Укажите наиболее верное, с Вашей точки зрения:


  1. Особенности темперамента зависят от химизма крови и гормонов.

  2. В основе темперамента лежит тип нервной системы.

  3. Недостатки темперамента могут компенсироваться за счет увлеченности, подготовки, волевых усилий.

  4. Темперамент не существует до деятельности или вне деятельности в широком смысле этого слова.

  5. Темперамент определяется количеством общей энергии в организме.

  6. Темперамент определяется конституцией человека.


Задача 13

Выберите правильный вариант из предложенных ответов:

Динамику психической жизни определяют:

а) направленность личности;

б) эмоциональность;

в) воспитание;

г) темперамент.


Задача 14

Из указанных в скобках слов выберите те (то), которые находятся к данному слову в том же отношении, что и в приведенном образце. Укажите принцип построения аналогии.



Образец: ПСИХИКА: МОЗГ

Темперамент: ... (характер, эмоции, тип нервной системы, знания, отражение)

Образец: СПОСОБНОСТИ: ЗАДАТКИ

Темперамент: ... (активность, деятельность, талант, тип нервной системы, индивидуальность, мозг)

Образец: СЛУХ: ВИСОЧНЫЕ ДОЛИ МОЗГА

Темперамент: ... (центральная нервная система, ретикулярная формация, лобные доли, лимбическая система, ствол мозга)


Задача 15

На основе приведенных высказываний определите характер связи темперамента и типа нервной системы, а также биологическую и социальную обусловленность темперамента. Можно ли утверждать, что темперамент зависит от характера деятельности человека?



  1. Темперамент есть самая общая характеристика каждого отдельного человека, самая основная характеристика его нервной системы, а эта, последняя, кладет ту или другую печать на всю деятельность каждого индивидуума.

  2. Свойства типа нервной системы составляют физиологическую основу, на которой развиваются психические свойства человека, причем развитие этих психических свойств детерминируется не только этой физиологической основой, но, прежде всего, условиями жизни, а у человека эти условия имеют общественный характер. Это относится ко всем психическим свойствам, в том числе и к тем, которые входят в характеристику темперамента, хотя эти последние и связаны теснее всего с типом нервной системы …

  3. В бытовой обстановке человек может проявлять себя вялым, на работе же – энергичным и деятельным. Это можно наблюдать и среди спортсменов. Часто боксеры, футболисты, легкоатлеты, выходя на ринг или на стадион, как бы преображаются, показывают совсем другие черты темперамента, чем в обыденной жизни.


Задача 16

Прокомментируйте следующие утверждения. Какие из них верны, какие – нет?

У Гиппократа был чисто физиологический подход к исследованию темперамента.

К. Галена можно считать родоначальником эндокринологического направления в объяснении различных темпераментов.

Дальнейшее развитие физиологической линии состояло в последовательной смене представлений о психофизиолоических основах темперамента.

Психологический подход к изучению темперамента начался с выявления «формально-динамических свойств поведения».

В физиологической концепции И.П. Павлова утверждалось, что каждому типу высшей нервной деятельности соответствует своя картина поведения, т.е. темперамент.

Слово «темперамент» И.П. Павлов предложил заменить на «генотип», а термин «фенотип» использовать вместо «характер».

Б.М. Теплов и В.Д. Небылицын доказали фундаментальную роль подкорковых структур и лобных долей мозга в активации поведения к его эмоциональной регуляции.

Концепция И.П. Павлова и его школы стала рассматриваться как частный случай концепции функционально-системной организации работы мозга П.К. Анохина.

Темперамент – это прямое проявление биологических свойств человека.

В рамках целостной теории индивидуальности, разрабатываемой В.С. Мерлиным, П.К. Анохиным, В.М. Русаловым, индивидуально-биологические свойства человека, организованные в специальные программы, являются причинами индивидуального поведения.
Задача 17

Ниже перечислены литературные и сказочные герои. Кто из них, на Ваш взгляд, и почему может быть отнесен к экстравертам, а кто – к интровертам?* Что общего Вы можете обнаружить у всех интровертов и экстравертов?

Анна Каренина, Чиполлино, Родион Раскольников, Буратино, Катерина Измайлова, Алиса, Пьер Безухов, братец Кролик и братец Лис, Колобок, д'Артаньян, Скарлетт О'Хара, Баба-яга, Отелло, Джульетта, Дон Кихот, Чацкий, Плюшкин. Онегин, Фамусов, Печорин, Емеля, Санчо Панса, Макар Нагульнов, Сонечка Мармеладова, кот Матроскин, Золушка, Настасья Филипповна, Снежная Королева, Белоснежка, Красная Шапочка,

Павел Корчагин, Мцыри, Данко, Анжелика, Ниловна, Ионыч, Чеширский кот, Манилов, Обломов, Ноздрев, Коробочка, Собакевич, Остап Бендер, Людоедка Эллочка, Киса Воробьянинов, Паниковский, Шура Балаганов, кот Бегемот, кот Базилио и лиса Алиса, Лужин, Наташа Ростова.


Задача 18

Бытует мнение, что для совместной жизни или деятельности надо выбирать или очень похожего на тебя человека или же – свою полную противоположность. На чем основывается это мнение? Согласны ли вы с ним? Возьмите для примера любой вид совместной деятельности и определите для него наилучших и наихудших партнеров из перечисленных ниже пар (свой выбор аргументируйте):



а) сангвиник

меланхолик

б) сангвиник

холерик

в) сангвиник

флегматик

г) сангвиник

сангвиник

д) меланхолик

холерик

е) меланхолик

флегматик

ж) меланхолик

меланхолик

г) холерик

флегматик

и) холерик

холерик

к) флегматик

флегматик


Задача 19

Выберите из приведенного списка слова, которыми можно описать характер.

Медлительность, впечатлительность, общительность, сила эмоциональной реакции, быстрая адаптация, быстрота мышления, впечатлительность, благородство, трудолюбие, скупость, развязность, агрессивность, вспыльчивость, оптимизм, неряшливость, решительность, дружелюбие, золя, требовательность, инициативность, настойчивость, ранимость, плаксивость, энергичность, наблюдательность, жизнерадостность, находчивость, сообразительность, бездарность, наглость, самоуверенность, скопидомство, осторожность, тревожность, изобретательность.


Задача 20

Вставьте пропущенные слова в предложениях.

В отечественной психологии характер определяется как совокупность свойств индивида, в которых выражаются способы его ... и способы ....

От ... зависят особенности характера, определяющие динамику его проявления.

Характер не наследуется и не является прирожденным качеством личности, он ... под влиянием условий жизни, в процессе воспитания и активного ... с окружающим миром.

На формирование характера особенно влияет....

Черты ... отражают то, ... действует человек, а черты личности – то … … он действует.

Характер имеет различную степень выраженности: ... характеры, ... характеры и … характеры.

... – это своеобразные заострения характера, которые подразделяются на ... и ....

И.П. Павлов назвал характер ... , а темперамент – ….
Задача 21

Прокомментируйте приведенные высказывания. Укажите наиболее верные, с Вашей точки зрения, и неправильные.

Характер – это такое совокупное психическое свойство человека, которое и наследуется, и формируется в процессе его жизнедеятельности.

Черты характера социально типичны и индивидуально своеобразны.

В характере проявляются и отношения личности, и способы действия, при помощи которых эти отношения осуществляются.

Характер – это сложившийся и укрепившийся в результате жизненных воздействий и воспитания типичный для личности стиль социального поведения.

Единство мотивов и воли есть то, что образует характер человека.

Характер – это программа типичного поведения в типичных обстоятельствах.

Так как поведение относительным образом определяется характером человека, то при изменениях характера оно остается неизменным.

В характере его индивидуальное своеобразие, порождаемое неповторимыми ситуациями социализации, вступает в противоречие с социально-типическим.

С характером рождаются, а личностью становятся.

Характер – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении.

В «типах характеров» проявляется типичность, закономерность сочетаний определенных черт характера с определенными чертами личности, так что можно говорить о «личностно-характерологических типах».

С развитием личности человек начинает действовать все более нормативно: личность в своем развития «снимает» характер.
Задача 22

Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.

Э. Кречмер объяснял характер:

а) эндокринными факторами;

б) социальными факторами;

в) наследственно-приобретенными факторами;

г) соматическим состоянием;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.


З. Фрейд полагал, что энергетическим источником характера являются:

а) динамические тенденции;

б) чувствования;

в) осознаваемые побуждения;

г) сексуальные тенденции;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.
Детерминанты свойств характера надо искать:

а) в особенностях генотипического фонда;

б) в учете средовых влияний;

в) во внутренних побуждениях личности;

г) в суммировании генотипических и средовых влияний;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.
Для истероидного акцентуанта труднее всего:

а) вступать в эмоциональные контакты с людьми;

б) переносить невнимание к своей особе;

в) быть на виду;

г) ориентироваться в социальной обстановке;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.
Характер считается патологическим, если он:

а) относительно стабилен во времени;

б) имеет тотальное проявление;

в) социально дезадаптирован;

г) все ответы верны;

д) все ответы неверны.


В характере психастеников проявляются:

а) нерешительность;

б) твердость;

в) инициативность;

г) жестокость;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.
Признаки эпилептоидного характера:

а) раздражительность;

б) приступы ярости и гнева;

в) напряженное состояние инстинктивной сферы;

г) моральные дефекты;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.
Шизоидная личность:

а) эмоционально отзывчива;

б) общительна;

в) эмпатична;

г) адаптивна;

д) все ответы верны;

е) все ответ неверны.
Для психастеников характерны следующие соматические расстройства:

а) головные боли;

б) усиленное сердцебиение;

в) тошнота;

г) головокружения;

д) все ответь верны;

е) все ответы неверны.
Э. Фромм определяет характер как форму, в которой канализируется энергия человека в процессах:

а) приобретения и потребления вещей;

б) установления отношений с другими людьми;

в) установления отношений с самим собой;

г) все ответы верны;

д) все ответы неверны.


Задача 23

В каком из следующих отношений находятся пары понятий:

а) характер

1) темперамент

б) личность

2) характер

в) воля

3) характер

г) акцентуация

4) психопатия

д) психика

5) характер

е) эпилептоидная акцентуация

6) эпилепсия

ж) воспитание

7) характер


Задача 24

Из указанных в скобках слов выберите те, которые находятся к данному слову в том же отношении, что и в приведенном образце. Укажите принцип построения аналогии.

Образец: ТЕМПЕРАМЕНТ: ТИП ВНД

Характер: … (наследственность, воспитание, отражение, акцентуация, темперамент)



Образец: ЛИЧНОСТЬ: НАПРАВЛЕННОСТЬ

Характер: … (познание, поступок, разум, психическое, акцентуация, воля)



Образец: ТЕМПЕРАМЕНТ: САНГВИНИК

Акцентуация характера: … (психопатия, эмоции, темперамент, психоастения, мотивация)


Задача 25

Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения.

Способности – это те качества личности, которые нужны для осуществления деятельности, которые обеспечивают … ее выполнения.

Способности формируются и проявляются только в ... , причем только в такой, которая не может без них осуществляться.

... могут в большей или меньший мере способствовать развитию ... так же, как суглинок или чернозем в разной степени благоприятны для развития растений. Но что именно вырастет из семени – яблоня или слива – зависит не от почвы, а оттого, какое ... было брошено.

О способностях говорят как об ...-... особенностях, т.е. выделяют такие способности, которые имеют ... природу и ... варьируют.

Устанавливая связь способностей с ... выполнением ..., мы ограничиваем круг ...-... особенностей теми, которые обеспечивают эффективный результат....

Способности – это ...-... особенности человека, выражающие его готовность к овладению определенными видами ... и их ... осуществлению.

По мнению С.Л. Рубинштейна, способности ... и ... в процессе ...; в неразвитой форме они существуют как ... и служат ... ее освоения.

Известно мнение Б.М. Теплова, что способности не существуют до ....
Задача 26

Из указанных в скобках слов выберите то, которое находится к данному слову в том же отношении, что и в приведенном образце.

Образец: ПСИХИЧЕСКОЕ: ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ

Способности: ... (талант, задатки, мастерство, субъективное, безусловно-рефлекторное, объективное, активное)



Образец: ЛИЧНОСТЬ: НАПРАВЛЕННОСТЬ

Способности: ... (характер, задатки, специальные умения, мастерство, одаренность, деятельность)


Задача 27

Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.

  1. Способности определяются как:

а) индивидуально-психологические особенности человека;

б) индивидуальные особенности, имеющие отношение к успешности выполнения одного или многих видов деятельности;

в) особенности, несводимые к знаниям, умениям, навыкам;

г) функциональные органы человека;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.




  1. Задатки как анатомо-физиологические предпосылки развития способностей:

а) формируются прижизненно;

б) многозначны;

в) направлены на содержание конкретной деятельности;

г) приобретаемы в процессе жизнедеятельности;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.




  1. По А.Ф. Лазурскому, критерием выделения основной способности является:

а) сравнительная простота;

б) несложность;

в) значительные индивидуальные колебания;

г) значительная распространенность;

д) связь с другими наклонностями;

е) все ответы верны;

ж) все ответы неверны.


  1. Практическая реализация утверждения «способности не существуют до деятельности» привела к:

а) отсутствию научной классификации способностей;

б) всеобщей специализации способностей;

в) отрыву способностей от родовых человеческих качеств;

г) слабой теоретической обоснованности методов диагностики способностей;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.




  1. Функциональные операциональные механизмы отдельных способностей:

а) функционируют разрозненно;

б) осуществляют реципрокное функционирование;

в) интегрируются в режиме взаимодействия;

г) все ответы верны;

д) все ответы неверны.


  1. В.Д. Шадриков определяет способности как:

а) психические функции;

б) ориентировочные действия;

в) свойства функциональных систем, реализующих конкретные психические функции;

г) то, что формируется на основе задатков;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.




  1. Качественная специфика отдельных способностей объясняется:

а) общим свойством способности;

б) обусловленностью другими способностями;

в) задатками;

г) воспитанием;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.


ПЕРЕЧЕНЬ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
1. Практическое изучение индивидных особенностей человека.

1.1 Тест-опросник Г. Айзенка.

Цель: исследовать основные параметры индивидуальности.

1.2 Тест-опросник Я. Стреляу.

Цель: психодиагностика типа ВНД как конституциональной диспозиции личности.
2. Исследование темперамента.

2.1 Тест «Формула темперамента (тест А.Белого)».

Цель: определить процентное соотношение типов темперамента, присущих данному конкретному человеку.

2.2 Тест-опросник В.М. Русалова.

Цель: психодиагностика структуры темперамента.
3. Исследование способностей.

3.1 Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра.

Цель: измерить структуру интеллекта индивида.

3.2 Тест «Определение общих способностей» Г. Айзенка.

Цель: определить актуальный уровень развития интеллекта человека (коэффициент интеллекта).

3.3 Тест креативности Торранса.

Цель: исследовать творческие способности индивида.
4. Практическое исследование личности и характера.

4.1 Шестнадцатифакторный опросник Кеттела (16 pf).

Цель: исследовать черты личности.

4.2 Тест юмористических фраз (ТЮФ) А.Г. Шмелева и В.С. Болдыревой.

Цель: изучить мотивационную сферу личности.

4.3 Тест-опросник самоотношения (разработан В.В. Столиным и С.Р. Пантелеевым).

Цель: выявить самоотношение личности.

4.4 Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири (тест).

Цель: исследовать индивидуальные свойства личности, влияющие на межличностные отношения.

4.5 Диагностика агрессивности (Тест Баса-Дарки)

Цель: определить показатели агрессии и враждебности как характерологических особенностей личности.

4.6 Методика определения уровня тревожности – тест-опросник Спилберга-Ханина.

Цель: определить соотношение ситуационной и личностной тревожности индивидуума.

4.7 Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А. Климова.

Цель: исследовать профессиональную направленность личности.

4.8. Методика определения локализации контроля личности (Д. Роттера).

Цель: определить локус-контроля личности.
5. Определение акцентуации индивида.

5.1 Методика определения преобладающих компонентов в структуре личности Н.Н. Обозова (опросник).

Цель: определить соотношение акцентов (типов поведения) в структуре личности.

5.2 Тест Леонгарда-Шмишека.

Цель: определить акцентуацию поведения человека.

5.3 Патохарактерологический диагностический опросник А.Е. Личко (ПДО).



Цель: определить типы акцентуации черт характера.



Смотрите также:
Рабочая учебная программа дисциплины «дифференциальная психология» для студентов, обучающихся по специальности
360.38kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа дисциплины «бухгалтерский управленческий учет» для студентов, обучающихся по специальности
301.15kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа учебной дисциплины «Педагогика» для студентов, обучающихся по специальности
176.25kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа дисциплины «политика привлечения заемных средств» для студентов, обучающихся по специальности
62.85kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа для студентов, обучающихся по специальности 030501. 65 «Юриспруденция». М., Мэпи, 2010. 9 с
138.74kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа дисциплины «организация предпринимательской деятельности» для студентов, обучающихся по специальности
503.98kb.
2 стр.
Рабочая учебная программа дисциплины ««оборудование предприятий торговли и общественного питания» для студентов, обучающихся по специальности
357.06kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины Для студентов, обучающихся по направлению 040100. 62 «Социология»
626.38kb.
6 стр.
Рабочая учебная программа дисциплины акушерство для специальности 060201. 65 стоматология Всего часов 81, из них
341.78kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа «Синдромная патология, дифференциальная диагностика и фармакотерапия»
147.61kb.
1 стр.
Учебная программа для студентов 2 курса специальности 022600 (031202) «Перевод и переводоведение»
452.57kb.
3 стр.
Программа дисциплины философия государства для студентов, обучающихся по направлению «Менеджмент»
268.15kb.
1 стр.