Главная страница 1страница 2страница 3

«СОГЛАСОВАНО» «СОГЛАСОВАНО» «СОГЛАСОВАНО»

Руководитель МО Заместитель Руководитель МОУ

______/ ______________/ руководителя по УВР «Лицей №159»

Ф.И.О. МОУ «Лицей № 159» _______/ _______________/

протокол № _____ от _____/ _____________/ Ф.И.О.

«___» ________2011 г. Ф.И.О. Приказ № ______ от

«____» ___________ 2011 г. «_____» _________2011 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе в 9 классе

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № _______ от

«_____» _________2011 г.

2011 – 2012 учебный год





Пояснительная записка к рабочей программе по литературе для 9 класса
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и программ по литературе для 5-9 классов (авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина; под редакцией В. Я. Коровиной.-М.: Просвещение, 2011г

Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения.



Виды контроля:

  • промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, художественный), выразительное чтение (в том числе наизусть), развёрнутый ответ на вопрос, викторины, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста, характеристика литературного героя, конспектирование (фрагмент критической статьи, лекции учителя, статьи учебника), сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-культурную тему, презентации проектов;

  • итоговый: анализ стихотворения; письменный развёрнутый ответ на вопрос, презентация проектов.


Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса.

Учащиеся должны знать:

  • образную природу словесного искусства;

  • общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);

  • авторов и содержание изученных произведений;

  • основные теоретические понятия: литература как искусство слова (углубление представлений, слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальное представление), романтизм (развитие понятия, баллада (развитие представления), роман в стихах (начальное представление), реализм (развитие понятия), реализм в художественной литературе, реалистическая типизация (углубление понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальное представление), психологический роман (начальное представление), понятие о герое и антигерое, понятие о литературном типе, понятие о комическом и его видах: сатире, иронии, юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии (развитие представления), повесть (развитие понятия), развитие представлений о жанровых особенностях рассказа, художественная условность, фантастика (развитие понятия), силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений).


Учащиеся должны уметь:

  • прослеживать темы русской литературы в их исторических изменениях;

  • определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;

  • определять идейную и эстетическую позицию писателя;

  • анализировать произведения литературы с учётом особенностей художественного метода и жанровой специфики;

  • различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;

  • осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;

  • сопоставлять и критически оценивать идейные искания писателей и поэтов, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;

  • использовать в творческих работах жанровые формы, выработанные литературой, включая в них элементы стилизации.


Примерное календарно – тематическое планирование уроков литературы в 9 классе на 2011 – 2012 гг.

п\п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Виды учебной деятельности

Виды контроля

Домашнее

задание

Дата проведения

Примечание

план

факт

I четверть – 27 часов

Введение – 1 час

1.

Художественная литература. Основные этапы развития русской литературы.

1

урок-лекция

  • лекция учителя об основных направлениях русской литературы, изучаемых в 9 классе;

  • обмен мнениями о личном читательском опыте 9-классников;

  • знакомство с учебником;

  • словарная работа (шедевр)

Произведения, включённые в программу 9 класса, мы называем шедеврами русской литературы. Как вы понимаете значение слова «шедевр»?

учить лекцию;












Древнерусская литература 6 часов

2

Общая характеристика древнерусской литературы.

1

урок-лекция

  • проверка домашнего задания беседа по статье на стр. 4-8;

  • словарная работа (поучение, повесть, слово, хождение, житие, жанр, летопись)

Перечислите особенности каждого жанра древнерусской литературы.

учить лекцию;

стр.8, в. 1-5 (у)












3

Историческая основа «Слова о полку Игореве». Комментированное чтение I части

1

урок изучения нового материала

  • проверка домашнего задания;

  • слово учителя. «Историческая основа «Слова…»;

  • комментированное чтение I части «Слова…»

Каковы последствия похода князя Игоря для Русской Земли?

прочитать 2 и 3 часть «Слова…»











4

Идейный смысл «Слова…» Величие и бессмертие древнерусской поэмы. Поэтический мир и герои «СПИ». Плач Ярославны.

1

урок изучения нового материала

  • комментированное чтение эпизодов «Сон Святослава» и «Золотое слово Святослава»

Как проявляется идея автора в тексте «Золотого слова Святослава» и почему оно получило такое название? стр. 34, в.2

выучить отрывок «Плач Ярославны»










5

Р/р. Выразительное чтение отрывка «Плач Ярославны»

1

Развитие речи

  • выразительное чтение стихов

Выразительно чтение стихов













6

Образ Русской Земли в «Слове о полку Игореве»

1

комбиниров.

урок


  • проверка домашнего задания;

  • слово учителя «Образ Русской Земли в «Слове о полку Игореве»;

  • чтение и конспектирование историко-литературного очерка Д. С. Лихачёва

Из чего же складывается образ Русской Земли в «Слове…»?

подготовиться к опросу по «Слову о полку Игореве»











7.

Тест по «Слову о полку Игореве»

1

контрольный урок

самостоятельная работа

тест

Написать сочинение на предложенную тему










Русская литература XVIII века-11 часов

8.

Литература 18 века (общий обзор). Классицизм как литературное направление.

1

урок изучения нового материала

  • слово учителя. «Литература 18 века»;

  • работа в тетрадях (составление таблицы «Периоды развития литературы 18 века);

  • проверка домашнего задания;

  • слово учителя. «Классицизм. Особенности классицизма»

Попытайтесь определить роль литературы 18 века в истории русской литературы вообще.

стр. 35-41 прочитать;

лекцию учить;

инд. – подготовиться к вн/ч.. инд сообщение «История создания пьесы Ж. Б. Мольера «Мещанин во дворянстве»











9.

Вн/ч. Пьеса эпохи классицизма. Жан-Батист Мольер «Мещанин во дворянстве»

1

урок изучения нового материала

  • проверка домашнего задания;

  • беседа по статье «Французский классицизм»;

  • сообщение уч-ся о жизни и творчестве Ж. Б. Мольера;

  • сообщение уч-ся. «История создания пьесы Ж. Б. Мольера «Мещанин во дворянстве»;

  • беседа по прочитанным главам пьесы

В чём состоит идея пьесы Ж. Б. Мольера «Мещанин во дворянстве»?

инд.- сообщение о творчестве Ломоносова;

стр. 42-49 прочитать;

стр49 в.6 (у)











Михаил Васильевич Ломоносов-2 часа

10.

Особенности русского классицизма. Биография М. В. Ломоносова.

1

комбиниров.

урок


  • сообщение уч-ся о жизни и творчестве М. В. Ломоносова;

  • слово учителя. «Теория трёх штилей»;

  • беседа по вопросам на стр. 49

Что позволяет говорить о принадлежности поэзии М. В. Ломоносова к классицизму?

прочитать «Оду..» Ломоносова; доказать, что ода – произведение классицизма










11.

Высокая поэзия Ломоносова. Анализ «Оды на день восшествия на всероссийский престол…»

1

комбиниров.

урок


  • словарная работа (ода);

  • беседа по оде М. В. Ломоносова

Можно ли считать оду М. В. Ломоносова по форме и по содержанию классицистической?

инд. - сообщение о Г. Р. Державине;

стр.59-67












Гавриил Романович Державин-2 часа

12

Анализ лирических произведений Г.Р.Державина («Властителям и судиям», «Фелица»,» Памятник»

1

урок изучения нового материала

  • сообщение уч-ся о жизни и творчестве Г. Р. Державина;

  • слово учителя. «История создания оды «Фелица»;

  • комментированное чтение оды Г. Р. Державина «Фелица»;

  • работа с опорной схемой;

  • беседа по оде «Фелица»

  • чтение стих. «Властителям и судиям»;»Памятник»

  • аналитическая беседа по прочитанному стих.;




В чём Державин продолжает традиции Ломоносова, а в чём их разрушает, создавая новые?

прочитать стих. «Памятник» Пушкина, Ломоносова, Державина

вина












13

Три «памятника» в русской литературе.

1

урок обобщения и систематизации знаний

  • чтение стих А. С. Пушкина «Памятник»;

  • аналитическая беседа по прочитанному стих.;

  • чтение стих. «Памятник» М. В. Ломоносова;

  • аналитическая беседа по прочитанному стих.;

  • чтение стих. Г. Р. Державина «Памятник»;

  • аналитическая беседа по прочитанному стих.

Чем похожи три «памятника» в русской литературе?

Подготовить сообщение о А.Н. Радищеве, прочитать «Путешествие из Петербурга в Москву»










Александр Николаевич Радищев-1 час

14

Знакомство учащихся с личностью А.Н.Радищева Знакомство с отдельными главами из книги А. Н. Радищева «Путешествие…»

1

Урок-беседа

  • лекция учителя. «Особенности творческой манеры А. Н. Радищева»

  • сообщение уч-ся о жизни и творчестве А. Н. Радищева;

  • беседа по выступлению слово учителя. «История создания «Путешествия»;

  • обзор книги (сообщения уч-ся);

  • беседа по прочитанному



Почему Пушкин называл Радищева «врагом рабства»?

Подготовиться к литературной игре «Проще простого»










15

Литературная игра «проще простого»

1

Урок-игра

Игра

Игра

Найти определение «сентиментализм» и записать его в тетрадь.










Николай Михайлович Карамзин-3 часа

16

Н. М. Карамзин. Личность, творчество, судьба.

1

урок-лекция

  • проверка домашнего задания;

  • лекция учителя. «Особенности творческой манеры Н. М. Карамзина»

Назовите заслуги

Н. М. Карамзина.



прочитать повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»










17

Комментированное чтение повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».

1

урок-беседа

  • беседа по повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»

Как автор добивается достоверности повествования? Какие особенности речи подчёркивают, что это произведение относится к сентиментализму?

доказать, что «Бедная Лиза» - произведение сентиментализма










18

Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» - произведение сентиментализма.

1

урок закрепления и применения ЗУН

  • проверка домашнего задания;

  • составление таблицы «Отличительные черты повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» от произведения классицизма»

Что пришлось бы изменить в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза», если бы её нужно было отредактировать с точки зрения классицизма»?

Какую роль играет пейзаж в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»?










Русская литература XIX века-69часов

19



Основные направления развития литературы начала 19 века.

1

урок-лекция

  • проверка домашнего задания;

  • лекция учителя. «Основные направления развития литературы начала 19 века»;

  • чтение статьи на стр. 106-112

  • беседа по прочитанному

Перечислите основные направления развития литературы начала 19 века.

знать материал лекции










20

Романтизм как литературное направление.

1

урок-лекция

  • слово учителя. «Романтизм»;

  • чтение статьи на стр. 112-113;

  • беседа по прочитанному

Назовите романтические произведения.

инд.- сообщение о творческом пути В.А.Жуковского;

прочитать элегии «Сельское кладбище», «Певец во стане русских воинов», «Море»












Василий Андреевич Жуковский-2часа

21

Жизненный и творческий путь В.А.Жуковского. Особенности романтического восприятия. Элегии Жуковского. «Сельское кладбище», «Вечер».

1

урок-беседа

  • проверка домашнего задания;

  • слово учителя. «Особенности романтического восприятия В. А. Жуковского»;

  • чтение элегий В. А. Жуковского;

  • аналитическая беседа по прочитанному

Какие жанры были ведущими для творчества В. А. Жуковского?

прочитать балладу

В. А. Жуковского «Светлана»












22

Анализ баллады В.А.Жуковского «Светлана»

1

комбиниров.

урок


  • слово учителя. «Баллады Жуковского»;

  • словарная работа (баллада);

  • аналитическая беседа по балладе В. А. Жуковского «Светлана»

Почему Жуковский называл себя «родителем на Руси немецкого романтизма и поэтическим дядькой чертей и ведьм немецких и английских»

выучить наизусть отрывок из баллады «Светлана»;

инд. - подготовить доклад о жизни и творчестве А.С.

Грибоедова











Александр Сергеевич Грибоедов-12 часов

23

Реализм как литературное направление. Государственная и литературная деятельность А. С. Грибоедова.

1

комбиниров.

урок


  • слово учителя. «Реализм»;

  • сообщение уч-ся о жизни и творчестве А. С. Грибоедова

Вспомните и назовите реалистические произведения

учить лекционный материал;

прочитать комедию Грибоедова

«Горе от ума»











24

Комментированное чтение 1-го действия комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»

1

комбиниров.

урок


  • словарная работа (комедия);

  • анализ списка действующих лиц комедии;

  • комментированное чтение 1 действия комедии;

  • аналитическая беседа по прочитанному

Против чего направлена ирония Чацкого?

прочитать 2 действие комедии;

составить словарик афоризмов;

выучить на выбор монологи Фамусова или Чацкого











25

Основной конфликт и развитие действия в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

1

урок-беседа

  • проверка домашнего задания;

  • аналитическая беседа по 2 действию комедии;

  • анализ монологов Фамусова и Чацкого

Назовите основной конфликт комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

выписать основных представителей фамусовского общества;

дать им характеристику












26

Фамусовское общество в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

1

урок-беседа

  • проверка домашнего задания;

  • анализ сцены бала

Чем является в плане развития конфликта сцена бала?

дать подробную характеристику Чацкому и Молчалину










27

Образ Чацкого. Чацкий и Молчалин как два типа молодого поколения начала XIX века.

1

урок-беседа

  • проверка домашнего задания;

  • аналитическая беседа по образу Чацкого и Молчалина

Сравните Чацкого и Молчалина.

дать подробную характеристику Софье










следующая страница >>
Смотрите также:
Рабочая программа по литературе в 9 классе Рассмотрено на заседании
557.97kb.
3 стр.
Рабочая программа по литературе в 9 классе Дмитриевой Марины Владимировны, учителя высшей квалификационной категории Рассмотрено на заседании
461.96kb.
1 стр.
Рабочая программа по литературе в 11 (общеобразовательном) классе на 2009-2010 учебный год количество часов в неделю 3
487.34kb.
4 стр.
Рабочая программа педагога гафуровой Илоны Ивановны, II категории по литературе в 7 классе Рассмотрено на заседании педагогического
485.3kb.
2 стр.
Рабочая программа по литературе в 5 классе учителя первой квалификационной категории Осяниной г н. Рассмотрено на заседании
439.54kb.
1 стр.
Рабочая программа по учебному курсу «Литература» 7 класс Базовый уровень Рассмотрено на заседании
553kb.
3 стр.
Приказ № от 31. 08. 2011 М. П рабочая программа
861.91kb.
5 стр.
Рабочая программа для студентов специальности 036401. 65 «Таможенное дело» очной и заочной форм обучения «подготовлено к изданию»
449.24kb.
1 стр.
Рабочая программа по экономике для 11 класса Учитель истории и обществознания Т. А. Вечкитова Рассмотрено на заседании
408.82kb.
1 стр.
Элективный курс по русскому языку в 9 классе Рассмотрено на заседании
64.2kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа по литературе Класс 10-11
771.87kb.
2 стр.
Рабочая программа по литературе в 9 классе Учитель-разработчик: Голочалова С. Ф. 2010 г
295.85kb.
1 стр.