Главная страница 1
Московский институт телевидения и радиовещания «Останкино»

ИСТОРИЯ (ИСТОРИЯ РОССИИ)


Рабочая программа курса
Для заочной формы обучения

«Журналистика», «Реклама и связи с общественностью»,

«Режиссура кино и телевидения», «Менеджмент»

Составитель: доц. Постников А.С.



Цели и задачи



Целью курса «История (История России)» является систематизация знаний по основным периодам и проблемам истории России (IX - начало XXI вв.).
Задачи курса:

В результате изучения данного курса студент должен:

  • сформировать целостное представление об этапах и периодах российской истории от возникновения у восточных славян первых государственных объединений до сегодняшнего дня;

  • владеть хронологией российской истории;

  • обладать запасом конкретно-исторических знаний, позволяющим ориентироваться в наиболее значительных событиях и персоналиях российской истории;

  • уметь самостоятельно работать с информационными материалами по истории России.

Структура учебной дисциплины




Лекции – 4 часа


Семинарские занятия – 4 часа

Экзамен – I семестр

Содержание курса «История (История России)»
Тема 1. Древнерусской период отечественной истории.

Этногенез (происхождение) восточных славян: место славян в индоевропейской семье народов, время выделения славянских племён и переселения восточных славян на Восточно-Европейскую равнину. Роль викингов (варягов) в образовании государственности. Образование ранней государственности (князья Олег, Игорь, Святослав, княгиня Ольга). Владимир I. Принятие христианства и его последствия для дальнейшей истории Руси-России. Князь, дружина и вече - основные государственные институты Древней Руси. Три варианта государственной эволюции периода политической раздробленности (Новгород, Владимир, Галич).



Тема 2. Русские земли в период монгольского завоевания.

Монгольская империя как вариант восточного (азиатского) типа общества «власть-собственность». Политика Золотой Орды в отношении русских земель: экономическая эксплуатация, политическое подчинение, религиозная веротерпимость. Золотоордынская политика князя Александра Ярославича и его потомков: выбор между Западом и Востоком и модель относительно автономного существования в рамках Монгольской державы. Роль экономических, военно-политических и духовно-религиозных факторов в создании условий для восстановления политической независимости. «Стояние на реке Угре» и окончательное освобождение от золотоордынской зависимости.



Тема 3. Московская Русь (конец XV - XVII вв.).

Иван III как создатель новой - московской - государственности. Влияние на Московское государство системы «власть-собственность». Присоединение Новгорода. Роль религиозного фактора. Борьба течений в русской церкви («жидовствующие», нестяжатели и иосифляне). Концепция «Москва - Третий Рим».

Правление Ивана IV: взаимосвязь реформ и опричнины. Присоединение Казанского и Астраханского ханств, Ливонская война. Последствия правления Ивана IV.

Смута. Системный кризис русского общества и государства в конце XVI - начале XVII вв. Смута как гражданская война. Феномен самозванчества. Народные ополчения и борьба за восстановление единого государства. Земский собор 1613 г. Основание романовской династии. Последствия Смутного времени.

Московское государство при первых Романовых (цари Михаил, Алексей и Фёдор). Статус и функции Земского собора, причины отмирания земских соборов. Самодержавный характер романовской монархии. Помещичье (условное) землевладение и окончательное формирование института крепостного права. Соборное Уложение 1649 г. Закрепощение всех сословий государством.

Церковный раскол XVII в. Патриарх Никон, протопоп Аввакум и царь Алексей Михайлович. Возникновение старообрядчества, идейная и социальная основы движения раскольников. Последствия церковного раскола для русской истории.



Тема 4. Создание, расцвет и кризис Российской империи.

Реформы Петра I. Роль Северной войны во внутренней политике Петра I. Начало мануфактурного производства и крепостнический характер мануфактур. Государственные преобразования. Российский абсолютизм как реализация идеи «регулярного (полицейского) государства». Создание Российской империи: внутренние и международные последствия.

Провал попытки ограничения абсолютизма: события 1730 года.

Стабилизация Российской империи при Екатерине II. Освобождение дворянства и оформление сословной системы. Российский «просвещённый абсолютизм»: внешность и содержание.

Российская империя при Александре I и Николае I: зигзаги реформаторских замыслов и консервативной практики. Либерально-конституционные проекты М. М. Сперанского и Н. Н. Новосильцова, причины отказа от их реализации. Участие России в наполеоновских войнах. Россия на Венском конгрессе. Тайные дворянские общества и восстание декабристов. Внутренняя и внешняя политика Николая I: основные результаты. Идейные поиски дворянской интеллигенции и идеология самодержавного консерватизма. Крымская война и её последствия.

Тема 5. «Великие реформы» 1860-1870-х гг. Россия на рубеже XIX-ХХ вв.

Роль личностного фактора в реформах 1860-1870-х гг. Феномен либеральной бюрократии. Аграрная реформа 1861 г.: содержание, последствия. Земская, судебная, городская, военная реформы. Влияние реформ на развитие российского общества.

Личность и основные направления внутренней политики Александра III: идейно-политические «заморозки» на фоне экономического роста. Промышленный подъём и его социально-экономические последствия. Формирование консервативной, либеральной и революционной общественной мысли. Русский марксизм.

Россия и противоречия мирового развития на рубеже веков: дорога к мировой войне. Революция 1905-1907 гг. и начало конституционных преобразований в России. Реформаторская деятельность С. Ю. Витте и П. А. Столыпина и её результаты. Российская империя накануне мировой войны.



Тема 6. Россия в годы войн и революций (1914-1921 гг.).

Мировая война и системный кризис российского общества: экономические, социальные, политические и культурные аспекты.

Революция 1917 г. как разрешение системного кризиса. Провал либеральной демократии, случайности и закономерности победы большевизма.

Гражданская война. Основные противоборствующие силы в гражданской войне: сильные и слабые стороны. Архаизация общественных отношений и её последствия. Насилие как радикальный способ разрешения системных проблем общества. Итоги гражданской войны: внутренний и внешний аспекты.



Тема 7. СССР в 1920-1930-е годы: создание системы «государственного социализма».

Новая экономическая политика: причины, содержание, внутренние противоречия. Формирование однопартийного советского режима. Феномен номенклатуры. Образование СССР. Курс на строительство социализма в одной стране. Коллективизация и индустриализация как средства совершения «большого скачка» в социализм. Возвышение Сталина: режим личной власти в рамках монопартийной диктатуры. Современные трактовки сущности советской системы. «Государственный социализм» как вариант системы «власть-собственность» на индустриальной основе.



Тема 8. СССР во второй мировой войне и в послевоенные годы.

Идеологические и межгосударственные источники нового мирового конфликта. СССР накануне и в начальный период второй мировой войны.

Этапы Великой Отечественной войны. Консолидация общества на основе приоритета общенациональных целей войны. Роль союзнического фактора в победе над фашистским блоком. Общеполитические итоги участия СССР во второй мировой войне.

СССР в 1945-1953 гг. «Холодная война» двух систем: причины, проявления. Противоречия системы «государственного социализма» и исчерпание потенциала режима личной власти Сталина.

Тема 9. СССР в середине 1950-х - середине 1980-х гг.

Научно-техническая революция и её влияние на ход мирового развития. Противоречия экономического развития СССР.

Борьба в партийно-государственном руководстве в 1950-1960-е гг. ХХ и XXII съезды КПСС: от сталинизма к коммунизму. Провал попыток частичного реформирования советского общества. Созревание системного кризиса: взаимодействие внутренних и внешних факторов.

Тема 10. Советский Союз в 1985-1991 гг.

Перестройка как последняя попытка реформирования системы «государственного социализма». Политика гласности и становление идейного плюрализма в обществе. Первый съезд народных депутатов СССР, президентство М. С. Горбачёва и кризис советской политической системы. Попытка государственного переворота 1991 г. и её провал. Кризис союзной системы, роль руководства РСФСР. Распад СССР: соотношение объективных и субъективных факторов. Беловежские соглашения. Политико-правовые, экономические, морально-психологические, международные последствия ликвидации СССР.

Тема 11. Российская Федерация в конце ХХ - начале XXI вв.: поиск ответов на вызовы новой эпохи.

Информационная революция, глобализация и столкновение цивилизаций - новые вызовы для России. Противоречия экономических и политических преобразований советской системы. Усиление сырьевой ориентации российской экономики. Социальная поляризация общества, формирование нового правящего класса, олигархические группировки и их роль в экономике и политике. Политическая система: формальные и неформальные институты власти. Политическая борьба 1990-х гг. и внутренняя стабилизация 2000-х гг. Российская Федерация в системе международных отношений: ближнее и дальнее зарубежье.
Рекомендуемая литература
Учебники и учебные пособия

Зуев М. Н. История России с древнейших времен до начала ХХI века. - 8-е изд., доп. - М.: Дрофа, 2005.

История России с древнейших времён до наших дней / Под ред. А. Н. Сахарова. - М.: Проспект, 2011.

История России с древнейших времён до наших дней / Под ред. А. В. Сидорова. - М.: Проспект, 2000, 2001.

Курукин И. В., Волкова И. В., Леонов С. В. История Отечества. - М.: Дрофа, 2004.

Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н. Г., Сивохина Т. А. История России. - 3-е изд. - М.: Проспект, 2006.



Федоров В. А., Моряков В. И., Щетинов Ю. А. История России с древнейших времен до наших дней. - М.: КНОРУС, 2010.

Примечание. Возможно использование и других учебных пособий, предназначенных для студентов вузов гуманитарных (неисторических) специальностей и/или для подготовки к поступлению в вузы.






Смотрите также:
Рабочая программа курса Для заочной формы обучения «Журналистика», «Реклама и связи с общественностью»
72.67kb.
1 стр.
Учебно-методические указания для студентов 4 курса очной формы обучения специальности 030602 «Связи с общественностью»
186.4kb.
1 стр.
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов очной и заочной формы обучения специальности 030602. 65 «Связи с общественностью»
702.01kb.
3 стр.
Рабочая программа По дисциплине «Реклама книги. Связи с общественностью» По специальности
342.85kb.
1 стр.
Приказ 2010 г. № О переводе студентов заочной формы обучения на следующие курсы
3512.63kb.
37 стр.
Задания по дисциплине «Социология» для студентов 4 курса заочной формы обучения На 4 курсе в 7 семестре студенты заочной формы обучения сдают экзамен по дисциплине «Социология»
104.13kb.
1 стр.
Рабочая программа для студентов I курса заочной формы обучения Иваново 2008 Методические указания по курсу «Отече­ственная история»
214.05kb.
1 стр.
Рабочая программа для специальности 030602«Связи с общественностью»
221.93kb.
1 стр.
Вопросы к вступительному собеседованию для поступления в магистратуру по направлению «Реклама и связи с общественностью» Вопросы по «Основам рекламы и связям с общественностью»
24.94kb.
1 стр.
Методические рекомендации к выполнению контрольний работы и задание по курсу «Страхование» для студентов 3, 4 курса заочной формы обучения
320.11kb.
1 стр.
«Связи с общественностью и реклама на Южном Урале: тенденции развития»
77.87kb.
1 стр.
Программа и планы семинарских занятий для студентов очно-заочной формы обучения Москва 2011
354.87kb.
1 стр.