Главная страница 1
Правительство Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования
Государственный университет — Высшая школа экономики»
Санкт-Петербургский филиал Государственного университета – Высшей школы экономики

Факультет социологии

Кафедра социологии
Программа учебной дисциплины

Сравнительная социальная политика и социологическая экспертиза

Для направления 040100 «Социология» подготовки магистра по программе «Современные методы и технологии в изучении социальных проблем общества» (Второй год обучения)


Автор: Шпаковская Лариса Леонидовна, доцент, к.с.н. lara@eu.spb.ru
Одобрена на заседании кафедры Социологии «__» ______________ 2011 г.

Зав. кафедрой Омельченко Е.Л. ___________________

Руководитель магистерской программы: «__» _______________ 2011 г.

Вейхер А.А. ____________________


Согласована УМО «__» _______________ 2011 г.

Начальник УМО ____________________


Утверждена Советом факультета «__» _______________ 2011 г.

Председатель Совета факультета ____________________


Санкт-Петербург

2011


Пояснительная записка

Социальная политика приобретает значение одного из центральных концептов и инструментов организации современных обществ. Она затрагивает сегодня практически все сферы человеческой жизни, так что невозможно ни не замечать, ни избегать ее воздействия. Социальная политика является не только инструментом государственного управления, но представляет конституирующий элемент социальной жизни, который (вос)производит группы и идентичности, условия жизни и контексты личных биографий, способствует социальной фрагментации и поляризует сообщества, формирует нормы и отношения, институционализирует включения и исключения. Она подразумевает не только выплаты, надбавки, поддержки и льготы, но и идеологическую работу, дискурсивное производство и визуальные репрезетации социальной жизни. Постсоветские страны и западные страны характеризуются существенными трансформациями, как самой роли государства, идеологий социальной помощи, так и моделей и инструментов социальной политики, при этом эти трансформации происходят в различных социальном и институциональном контекстах, часто имеют разное значение и приводят к разным последствиям для общества.

Курс «Сравнительная социальная политика и социологическая экспертиза» посвящен рассмотрению основных теоретических концепций социальной политики, методологии сравнительных исследований в социальной политике, а также методам социологической экспертизы различных программ и мер в рамках социальной политики. Тематически курс построен вокруг тем, актуальных для современной российской социальной политики, которые будут анализироваться в контексте политических мер в этих сферах, моделей их реализации в западных странах, а также на постсоветском пространстве, таких как: реформы здравоохранения и образования, пенсионной системы, демографическая и семейная политика, миграционная политика и политика занятости.

Формируемые компетенции:


  • знание основных направлений и методов анализа социальной политики в сравнительной перспективе;

  • знание проблемного поля исследований социальной политики в российской и западной литературе;

  • умение анализировать конкретные меры социальной политики и их последствия с использованием качественной и количественной методологии;

  • навыки нахождения и использования информации по проблемам социальной политики в России и мире, а также презентации результатов исследовательских проектов в различной форме.

Курс состоит из лекционных, практических занятий и самостоятельной работы студентов. Лекционные занятия предназначены для теоретического изучения курса. Практические занятия являются аудиторными, проводятся в виде семинаров. Они предназначены для закрепления и более глубокого изучения определенных аспектов лекционного материала на практике.
Формы самостоятельной работы студентов

чтение учебной и специальной литературы,

участие в дискуссиях на семинарах,

выступление с сообщениями и докладами по тематике семинаров,

выполнение домашних заданий по сбору и анализу данных для написания аналитических записок, обзоров,

выполнение контрольных работ по анализу различных аспектов и направлений социальной политики.


Виды контроля:

Текущий:

работа на семинарах - ответы на вопросы, участие в обсуждении, работа в малых группах, выступление с сообщениями, докладами, презентациями, подготовленными с помощью программы Power Point.



Итоговый:

Написание эссе


Методика формирования результирующей оценки

Для оценки знаний и навыков студентов используется следующая рейтинговая система. Все виды деятельности студентов оцениваются по десятибалльной шкале. При этом учитываются: характер работ, частота и качество их выполнения.

Студенты, пропустившие занятия сдают тезисы – письменные ответы на вопросы семинаров.
Оценка по курсу включает в себя:

посещение лекций и семинаров - 10%

выступление на семинарах с докладом, сообщением – 15%,

активное участие в обсуждении проблемы на лекции или семинаре – 10%,

выполнение домашних заданий – 20%,

выполнение контрольных работ - 10%,

эссе – 35%.

Оценка презентации к докладу или сообщению


ФИО

Курс, № группы

Содержание

Структура

Оформление

















Содержание зачета и требования к нему
К зачету допускаются студенты, выполнившие основные требования к курсу: посетившие не менее двух третей лекций и семинаров, принимавшие в них активное участие, сдавшие домашние задания, контрольные работы, успешно представившие доклад-презентацию. Зачет представляет собой письменное эссе.

Предполагается, что студенты в ходе подготовки к семинарским занятиям выберут интересующую их тему, представят первичные результаты работы над темой на семинаре. При подготовке итоговой презентации они разовьют имеющиеся результаты, дополнив их литературой, эмпирическим материалами и самостоятельным анализом. Эссе должны быть представлены в письменной форме в формате Word (7-9 печатных страниц (12 шрифт, 1,5 интервал) или 11-15 тыс. знаков (без пробелов), не считая титульный лист и список литературы).



Содержание программы
Тема 1. Сравнительные исследования в социальной политике

Зачем нужен сравнительный анализ социальной политики. Уровни сравнительного анализа социальной политики (международный, национальный, региональный, институциальный). Переменные и случаи. Показатели и индексы (Индекс развития человеческого потенциала, Индекс социального неблагополучия, Индекс социального благосостояния). Методология сравнительных исследований: основные акторы социальной политики и их взаимодействие. Что и как сравнивать? Проблема классификации моделей социальной политики. Трудности сравнительного анализа социальной политики: проблема статистики, дефекты теоретических конструкций, фоновое знание, теоретический империализм.


Тема 2. Режимы социальной политики

Критерии выделения режимов социальной политики. Либеральная, социал-демократическая, консервативная, католическая социальные политики, их основные черты. Модель фон Бисмарка, идеи Людвига фон Штайн (Social Staat). Модель Бевериджа, Либеральные режимы - “Новый курс” Ф.Рузвельта. Формы соцобеспечения в США. Трансформация модели - от welfare к workfare. Скандинавские режимы социальной политики - универсализм, Католическая модель - принцип «вспомогательности», роль семьи и местной общины. Борьба с бедностью в различных моделях. Оценка моделей. Тенденции изменения. Welfare pluralism. Условия трансформации. Главные вызовы современности для социальной политики. Новые и старые социальные риски. Реструктуризация социального государства. Конвергенция соцальных государств. Роль объединенной Европы. Требование гибких порядков соцполитики.


Тема 3. Социальные неравенства, социальные права и государства всеобщего благосостояния в Европе.

Определение прав человека. Понятие социальных прав (Маршалл). Режимы государства всеобщего благосостояния (Эспинг-Андерсен), категория гражданства в различных моделях. Понятие декоммодификаци, сравнение государств по уровню декоммодификации в Европе. Пол, трудовой вклад, степень нуждаемости, этничность как основания политического конструирования категории гражданства. Примеры политик борьбы с бедностью и образовательных политик в разных странах.


Тема 4. Советская система социального обеспечения. История социальной политики в России.

История вопроса. Зачем нужна новая социальная политика? Основные четы советской социальной политики и ее специфика. Идеология советской социальной политики. Почему «социальная политика» стала «остаточной категорией» советского политического дискурса. Основные этапы развития социальной политики. Категория гражданства и ее трансформации в советском обществе: примеры гендерной политики, политики здравоохранения, образовательной политики, политики детства. Социальные неравенства и роль государственного обеспечения в их производстве в советском обществе.


Тема 5. Социальная политика переходного периода и современная российская социальная политика

Трансформация идеологии социальной политики в 1990-2000-е (от патернализма к либерализму, «новая правая политика»), трансформация приоритетов и принципов социального обеспечения. Новые институты обеспечения благосостояния. Профессия социального работника. От собесов к муниципальным центрам социального обеспечения. Общественные движения, НГО, гражданские инициативы как агенты социальной политики. Борьба за социальные права. Взаимопомощь и группы самопомощи. Церковь социальная политика. Роль семьи и рынка в обеспечении граждан.


Тема 6. Критический анализ социальной политики

Нео-марксисткая, феминисткая, фукианская, пост-модернисткая критика теорий социальной политики и социального обеспечения. Идеология в социальной политике. Государство и социальная политика как репрессивные институты. Гендерная специфика форм социальной поддержки и социальных прав, феминистская критика понятий социального гражданства и декоммодификации). Гендер и социальная политика (разделение труда, роль оплачиваемого труда, специфика неоплачиваемого труда, социальная поддержка и рынок труда). Декоммодификация и ее гендерный анализ. Понятия символической классификации, власти и правительственности в социальной политике. Примеры исследований: политика занятости и политика борьбы с бедностью в Европе.


Тема 7. Исследования социальной политики в микро-перспективе

Стратегии и тактики сопротивления, исследования повседневности получателей социальной политики. Антропология и исследования социальной политики. История, методология и дизайн исследовательской стратегии кейс-стади в социологии, антопологии и социальной работе: чикагская школа, Becker, Goffman, Strauss, Blau and Hall. Устная история. Микро-история социального обеспечения в США, Европе и России. Власть слов и визуальных образов. Визуализация социальных проблем.


Тема 8. Семья и проблема рождаемости: основные модели

Социологическое изучение семьи. Структура, основные понятия и инструменты семейной политики. Модели семейной политики в контексте государств всеобщего состояния. Дружественное женщинам государство: Ульрике Либерт. Дефамилиализация (Руфь Листер, Хельга Хернес, Ульрике Либерт). Способы достижения дефамилиализации. Гендерно чувствительный режим. Три режима гендерной политики по Дайян Сейнсбери. Советская гендерная и семейная политика (этапы, эволюция идеологии, институтов, культурных форм). Современная российская семейная политика: проблемы и перспективы.


Тема 9. Дети в социально-опасном положении. Социальная политика в отношении детства

Основные подходы к понятию детства. Социальная история детства. Дети как объекты социальной политики. Основные механизмы поддержки детей в Европе и России. Социальная забота о детях: семья, рынок, государство. Социальное конструирование сиротства. Примеры исследований положения детей-сирот. Права ребенка и дискуссия вокруг ювенальной юстиции в России.


Тема 10. Образование и реформы системы образования в России и Европе

Образовательная политика как одно из направлений социальной политики. Образование и социальные права. Образование и идеология. Образование и социальная мобильность. Европейские модели образовательной политики. Советская образовательная политика и образовательная политика в современной России.


Тема 11. Пенсионная система

Риски в пенсионном обеспечении. Понятие финансовой устойчивости пенсионной системы. Кризис российской пенсионной системы и его причины. Пенсионная реформа в России в контексте международного опыта реформирования пенсионных систем. Основные черты новой пенсионной системы. Институциональное устройство накопительного элемента пенсионной системы: сравнение российской модели с моделями, реализуемыми в других странах. Первые результаты функционирования новой системы и прогноз ее дальнейшего развития. «Белые пятна» в новой пенсионной системе.





Тема 12. Здравоохранение и политика обеспечения здоровья населения

Состояние здоровья населения как социальная проблема. Биовласть и биополитики. Современные политики в области здравоохранения. Государственные гарантии доступности медицинской помощи. Политики здравоохранения в Европе. Государственное и частное финансирование здравоохранения. Реформа финансирования здравоохранения в первой половине 90-х годов в России: введение обязательного медицинского страхования. Институциональные ловушки и перспективы реформы здравоохранения.


Тема 13 . Люди с ограниченными возможностями в обществе и в социальной политике

Теоретические подходы к пониманию инвалидности как социальной проблемы. Основные формы организации помощи людям с ограниченными возможностями. Социальная политика в отношении данной категории граждан в России: история и настоящее положение дел.


Тема 14. Рынок труда и политика занятости

Экономическая активность как предложение труда. Структура и динамика экономической активности населения. Занятость и спрос на труд. Измерение, структура, динамика и уровень занятости. Безработица как разрыв между спросом и предложением. Измерение безработицы, формы и эволюция. Скрытая безработица и неформальная занятость. Нетрадиционные схемы адаптации индивидов к меняющейся экономической среде. Новые и работающие бедные. «Вход» и «выход» из безработицы. Методы поиска работы. Роль и функции государственных служб занятости. Государственные расходы на политику на рынке труда. Пассивные и активные программы занятости. Подходы к оценке эффективности программ. Региональные особенности политики на рынке труда.


Тема 15. Социальные проблемы и их визуальные репрезентации

Подходы к пониманию социальных проблем (Традиционные \функционализм, конструкционизм). Определение социальной проблемы. Задачи исследователей по изучению социальных проблем в традиционной перспективе. Критика традиционных подходов. Конструкционистский взгляд на проблему. Основные понятия - “выдвижение утверждений-требований”, “предполагаемые условия”, выдвижение утверждений-требований (claims-making). Феноменологический конструкционизм. Контекстуальный конструкционизм. Прикладное использование конструкционистского подхода. Конкуренция социальных проблем. Визуализация социальных проблем.


Тема 16. Глобализация и социальная политика

Определения и смыслы глобализации. Параметры и элементы глобализации. Глобализация характеристика, движущие силы, последствия Теоретические подходы к анализу глобализации (технологические энтузиасты, Марксистские пессимисты, Плюралистические прагматики, Скептические интернационалисты). Исторический аспект в дебатах о глобализации. Неолиберальная глобализация и анти-глобализм, неолиберализм. Последствия глобализации для социальных государств. Факторы трансформации социального государства – глобальные и на уровне государства. Транснациональный аспект социальной политики. Проблемы и перспективы, которые принесла глобализация. Уровни и факторы социальной политики – влияние глобализации. Позитивное влияние глобализации на социальную политику. Упадок государства всеобщего благосостояния. Различия между социальными государствами. Глобализация как трансформация социального государства. Международная кооперация по проблемам социальной политики. Международные правительственные и неправительственные организации. От регуляции к трансформации глобального капитализма


Учебно-методическое обеспечение дисциплины
БАЗОВЫЙ УЧЕБНИК

Смирнов С.Н., Сидорина Т.Ю. Социальная политика. М.: Издательский Дом ГУ-ВШЭ, 2004.


ОСНОВАЯ ЛИТЕРАТУРА

  • Чернова Ж.В. Семейная политика в Европе и России: гендерный анализ. СПб.: Норма, 2008.

  • Шпаковская Л.Л. Политика высшего образования в Европе и России. СПб.: Норма, 2007.

  • Шишкин С.В. Экономика социальной сферы. М.: ГУ-ВШЭ, 2003.

  • Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России /Под ред. Е. Р. Ярской-Смирновой, П. В. Романова. М.: ИНИОН РАН, 2002

  • Сидорина Т.Ю. Два века социальной политики. М.: Российск. гос.гуманит.ун-т, 2005

  • Гонтмахер Е. Социальная политика в РФ. М., 2001.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ



  • Нужда и порядок: история социальной работы в России, XX в. Сб. науч. Ст. / под ред. П.В. Романова, Е.Р. Ярской-Смирновой. Саратов: Научная книга: Центр социальной политики и гендерных исследований, 2005. 460 с.

  • Социальная политика. Учебник. М.: МГСУ, 2000.

  • Торлопов В.А. Актуальные проблемы становления и развития социального государства в России. СПб.: РГПУ, 1998.

  • Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Методы прикладных социальных исследований. Учебное пособие, Рекомендовано УМО по социальной работе М.: Норт-медиа, 2008.

  • Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. и др. Социальный менеджмент. Учебное пособие, Рекомендовано УМО по социальной работе. Саратов: СГТУ, 2008.

  • Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. и др. Оценка результативности, эффективности и качества деятельности учреждений социальной населения. Саратов: Научная книга, ЦСПГИ, 2007.

ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ



  • Образовательный портал: www.ecsocman.edu.ru

  • Независимый институт социальной политики (Москва): www .socialpolicy. ru

  • Сайт кафедры социальной антропологии и социальной работы Саратовского государственного технического университета (включая Журнал исследований социальной политики): http://sstu-socwork.narod.ru

  • Сайт по проведению политического анализа: http://politanaliz. ru



Предлагаемая тематика сообщений, докладов по курсу

  1. Узкое и широкое определение социальной политики

  2. Основные факторы социальной политики

  3. Направления социальной политики

  4. Специфика макроанализа социальной политики

  5. Основные подходы к оценке эффективности социальной политики

  6. Основные подходы к изучению государства всеобщего благосостояния

  7. Модели государства всеобщего благосостояния (по Эспинг-Андерсену)

  8. Специфика микроанализа социальной политики

  9. Актуальность исследований в социальной политике

  10. Виды исследований в социальной политике

  11. Социальные индикаторы и их политический смысл

  12. Актуальность сравнительного анализа в социальной политике

  13. Визы сравнений, основания сравнений в социальной политике

  14. Индексы и показатели, используемые для сравнений в социальной политике

  15. Трудности и ограничения, критика сравнений

  16. Режимы социальной политики

  17. Социальное обеспечение и его трансформация в условиях либеральных режимов

  18. Социальные риски, трансформация рисков и их значение для социальной политики

  19. Социальная политики в объединенной Европе

  20. Гендерный аспект социального гражданства

  21. Сравнительный гендерный анализ социальной политики

  22. Гендерный аспект декоммодификации, дефамилиализация

  23. Режими гендерной политики

  24. Советская гендерная политика

  25. Основные подходы к изучению социальных проблем

  26. Конструкционистский подход к социальным проблемам. Виды конструкционизма

  27. Стратегии конструирования социальных проблем на аренах публичного дискурса

  28. Смыслы и параметры глобализации

  29. Теории глобализации

  30. Последствия глобализации для социальных государств, уровни и акторы

  31. Наднациональный аспект социальной политики

  32. Международные правительственные и неправительственные организации

  33. Основные идеологические направления в социальной политике

  34. Основные подходы к изучению социальных проблем

  35. Социальная политика как конституирующий элемент социальной жизни

  36. Глобализация и социальные услуги

  37. Глобализация и образование

  38. Глобализация и здравоохранение

  39. Глобализация и рынок труда

  40. Глобализация и миграции

  41. Социальные права и государства всеобщего благосостояния

  42. История советской социальной политики


Предлагаемая тематика эссе по курсу

  • Методология сравнительных исследований

  • Репрезентация социальных проблем в санкт-петербургских СМИ.

  • Экспертиза программы (проекта) по социальной проблематике городского, муниципального или федерального уровня.

  • Школьная реформа: проблема доступности образования

  • Ювенальная юстиция: реконструкция дискурса СМИ

  • «Ограниченные» возможности и «специальные» потребности: конструирование «инвалидности» в российском обществе.

  • Концептуализация инвалидности в литературе/кино

  • «Бедные люди» в литературе XIX в. и в современном российском обществе: социологический анализ.

  • «Нищета» и «богатство» в современной России: анализ общественных форм помощи нуждающимся.

  • «Моя социальная политика»: проект юного социолога-петербуржца по решению актуальной социальной проблемы в Санкт-Петербурге.

  • Социальная политика для молодежи: между интересами государства и молодых людей

  • Советская конструкция молодости: контекст возникновения, политические цели и формы репрезентаций

  • 20 лет спустя: социологический прогноз результатов пенсионной реформы в России.

  • Дом для престарелых: есть ли варианты благополучной старости в России?

  • Социальная забота о пожилых: семья, государство и рынок

  • Социальная политика и гендерные контракты современной российской семьи

  • Семейная политика в Европе

  • Реформы пенсионной системы в Европе и России


Темы семинарских занятий
Семинар 1. Сравнительные исследования в социальной политике

Вопросы для обсуждения на семинаре:



  • Что такое социальная политика?

  • Определения и основные подходы к социальной политики

  • Модели социальной политики

  • Принципы сравнительного анализа

  • Проблема сопоставимости статистики

  • Какие термины используются в социальной политике?

  • Социальная стратегия, определения и подходы. Дайте определение социальной стратегии. Объясните, как соотносится это понятие с понятие социальной политики?

  • Предметное поле социальной политики. Какие решения принимаются в предметном поле социальной политики?

  • Что вы понимаете под предметным полем социальной политики?

  • Почему социальная политика не может сделать счастливыми всех без исключения? Расскажите об ограничениях социальной политики.

  • Перечислите основные механизмы социальной политики. Как, по вашему мнению они должны использоваться?

  • Почему социальная политика нуждается в регионализации?

  • В чем специфика взгляда государства на социальную политику? В чем отличие подхода государства от других акторов социальной политики?

Семинар 2. Режимы социальной политики

Вопросы для обсуждения на сминаре:



  • Понятие режима социального обеспечения

  • Основные подходы к выделению режимов социального обеспечения

  • Агенты социального обеспечения

Деловая игра: Проблема бедности в разных режимах социального обеспечения


Семинар 3. Социальные неравенства, социальные права и государства всеобщего благосостояния в Европе

Вопросы для обсуждения на семинаре:



  • Раскройте содержание понятий: «социальное государство», «государство всеобщего благосостояния», «правовое государство», «гражданское общество».

  • Назовите подходы к классификации моделей социальной политики.

  • Расскажите о типологии моделей социальной политики Г. Эспинг-Андерсена.

  • В чем особенность и характерные черты патерналисткой модели социальной политики?

  • Дайте характеристику паттернализма и этатизма.

  • Дайте характеристику шведской модели государства всеобщего благосостояния. Перечислите основные принципы шведской модели государства всеобщего благосостояния.

  • Расскажите о создании социального рыночного государства в Германии во второй половине ХХ века.

  • Каковы основные принципы ордолиберализма?

  • Каковы основные принципы ордолиберальной модели социальной политики?

  • Расскажите об особенностях социальной политики в Великобритании.

  • В чем проявился кризис государства всеобщего благосостояния? Каковые негативные последствия реализации концепции государства всеобщего благосостояния?

  • Каковы с вашей точки зрения перспективы государства всеобщего благосостояния?


Семинар 4. Советская система социального обеспечения. История социальной политики в России

Вопросы для обсуждения на семинаре:



  • Идеология советской социальной политики

  • Основные этапы советской социальной политики

  • Категории граждан в СССР

  • Было ли достигнуто декларируемое равенство в СССР?

На семинаре планируется просмотр и обсуждение документальных видеоматериалов по истории советской социальной политики.
Семинар 5. Социальная политика переходного периода и современная российская социальная политика

Вопросы для обсуждения на семинаре:



  • Государственная политика в переходный период: основные идеологии и принципы

  • Профессия социального работника как отражение перемен в идеологии социальной политики в России

На семинаре планируется просмотр и обсуждение фильма «Кука»
Семинар 6. Критический анализ социальной политики

Вопросы для обсуждения на семинаре:



  • Основные направления критики социальной политики

  • Государство и капитализм в пост-марскисикой критике

  • Зачем государство проводит социальную политику с точки зрения пост-марксистов?

  • Гендерный и феминистский анализ социальной политики

  • Можно и как «осободить» женщин с точки зрения феминисток?

  • Чем опасно государство с точки зрения феминисткой критики?

  • Что такое власть с точки зрения М.Фукко?

  • Социальная политика, дисциплина и биовалсть

  • Понятие управленитета в социальной политике

  • Расизм и социальная политика. Существует ли расизм в социальной политике?

  • Постмодернисткая критика социального обеспечения


Семинар 7. Исследуя социальную политику в микро-перспективе

Вопросы для обсуждения на семинаре:



  • Власть и государство с точки зрения потребителей социальной политики. Проинтерпретируйте фразу: «социальная политика - конституирующий элемент социальной жизни». Что создает социальная политика с точки зрения ее потребителей?

  • Что такое микроперспектива анализа социальной политики? Что она открывает для исследователя?

  • Какие методы и исследовательские стратегии используются в микро-анализе социальной политики.

  • Приведите примеры микроанализа социальной политики.

  • Дайте определение понятий «заботы» и «контроля». Чем обусловлено их использование при анализе социальной политики?

  • Идеология и социальная политика. Приводите примеры работы идеологии применительно к социальной политике.

  • Дискурсивная и визуальная репрезентация социальных проблем и социальных групп-получателей социальной политики. Приведите примеры.


Семинар 8. Семейная политика в сравнительной перспективе

Вопросы для осбуждения на семинаре:



  • Дайте определение семейной политики.

  • Какие варианты типологизации моделей семейной политики существуют?

  • Какие факторы оказали влияние на формирование и развитие семейной политики в Европе.

  • Охарактеризуйте каждый из этапов развития семейной политики.

  • Перечислите возможные основания и типологии семейной политики, охарактеризуйте каждую из них.

  • Опишите три модели семейной политики, сравните их между собой.

  • Дайте определение этакратическому гендерному порядку.

  • В чем заключается специфика советского гендерного порядка.

  • Охарактеризуйте специфику каждого этапа советской семейной политики.

  • В чем общее и различие советской и современной семейной политики.

  • Проанализируйте «алармистский» и «модернизационный» подходы к состоянию семьи в современной России.

  • Какие варианты семейной политики предлагают представители этих подходов, охарактеризуйте.


Семинар 9. Дети: социальная забота и социальный контроль

Современная дискуссия в России вокруг проблемы ювенальной юстиции. Предполагается, что в процессе подготовки к семинару студенты проанализируют материалы прессы, Интернет, визуальных СМИ, идентифицируют основных участников дискуссии, реконструируют их главные аргументы, рассмотрят опыт зарубежных стран использования ЮЮ. На семинаре студенты должны разбиться на группы и представить одного из акторов-участников дискуссии, описать его позицию по рассматриваемой проблематике, представить основные аргументы, предложить пути решения проблемы прав ребенка.


Семинар10. Образование и реформы системы образования в России и Европе

Вопросы для обсуждения на семинаре:



  • Образование как инструмент социальной политики. Какие цели могут быть достигнуты реформируя образование?

  • Проблемы доступа к образованию. Школьные и социальные барьеры. Приведите примеры.

  • Образовательные системы в разных европейских странах и их последствия

  • Критерии школьного отбора и социального отбора: совпадения или различия?

  • Как вам кажется, какие неравенства (вос)производит современная школа? Приведите примеры, аргументируйте свою позицию.

  • ЕГЭ: проведите анализ с точки зрения доступа и критериев отбора.

  • Как стать президентом? Создайте рецепт для дошкольников.


Семинар 11. Пенсионные системы в России и европейских странах

К данному семинару студенты готовят домашнее задание. Они должны разбиться на группы. Представители одной группы должны собрать материалы о ходе пенсионной реформы в России, обозначить основные достижения, провалы и перспективы. Другие группы выбирают одну из европейских стран и собирают информацию о состоянии пенсионной системы в ней. Семинар проходит в форме «ажурная пила». Участники семинара обсуждают тему: как улучшить (и можно ли) пенсионную в систему в России, используя опыт западных стран.


Семинар 12. Здравоохранение и политика обеспечения здоровья населения

Вопросы для обсуждения на семинаре:



  • Основные модели обеспечения здоровья населения в западных странах

  • Государственный и частный сектор медицины в западных странах

  • Профессия врача: государственный служащий или независимый предприниматель — за и против?

  • Опишите современную структуру отрасли здравоохранения в России.

  • Что относится к государственным гарантиям в области медицины и здравоохранения?

  • Каковы основные принципы обязательного медицинского страхования в России?


Семинар 13. Люди с ограниченными возможностями в обществе и в социальной политике

На семинаре студентам предлагается посмотреть х/ф. «Оазис» (режиссер Донг-Кун, Южная Корея, 2002). Цель семинара - обсудить формы социального «исключения», представленные в фильме и представить возможные пути полноценной интеграции людей с ограниченными возможностями.



Семинар 14. Рынок труда и политика занятости

Вопросы для обсуждения на семинаре:



  • Выделите основные модели политики занятости

  • Каковы измерение, структура, динамика и уровень занятости на этапе экономического спада и экономического роста?

  • Дайте определение формальной и неформальной занятости.

  • Проведите сравнение общей и регистрируемой безработицы по следующим параметрам: динамика, структура и причины несовпадения. Особенности российской безработицы.

  • Опишите частичную и скрытую безработицу в России.

  • В чем различия пассивных и активных программ занятости? Каковы методы оценки эффективности этих программ?

  • Какие методы поиска работы на российском рынке труда Вам известны? Каковы функции государственных служб занятости и частных агентств по трудоустройству?

Семинар 15. Социальные проблемы и их визуальные репрезентации

Цель семинара - провести анализ социальных проблем на материалах региональной прессы. Подготовка к семинару предполагает, что студенты принесут материалы, газеты, журналы, статьи из Интернета о событиях в Спб или других городах. Читающие на иностранных языках студенты могут сделать аналогичные подборки материалов в других странах. Задача семинара состоит в том, чтобы выделить спектр актуальных городских социальных проблем, а затем подробно рассмотреть репрезентацию отдельных социальных проблем. Работа в группах.



Тема 16. Глобализация и социальная политика

Вопросы для обсуждении на семинаре:



  • Понятие глобализации

  • Социальная политика в ЕС: существует ли таковая?

  • Глобализация и социальные услуги

  • Глобализация и образование

  • Глобализация и здравоохранение

  • Глобализация и рынок труда

  • Глобализация и миграции

Дискуссия: Глобальная социальная политика — за и против.
Тематический план учебной дисциплины


№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя-

тельная


работа

Лекции

Сем. или практ. занятия

1

Сравнительные исследования в социальной политике

12

2

2

8

2

Режимы социальной политики

12

2

2

8

3

Социальные неравенства, социальные права и государства всеобщего благосостояния в Европе

12

2

2

8

4

Советская система социального обеспечения. История социальной политики в России

11

2

2

7

5

Социальная политика переходного периода и современная российская социальная политика

11

2

2

7

6

Критический анализ социальной политики

12

2

2

8

7

Исследования социальной политики в микро-перспективе

12

2

2

8

8

Семья и проблема рождаемости: основные модели политики

11

2

2

7

9

Дети в социально-опасном положении. Социальная политика в отношении детства

11

2

2

7

10

Образование и реформы системы образования в России и Европе

11

2

2

7

11

Пенсионная система

11

2

2

7

12

Здравоохранение и политика обеспечения здоровья населения

11

2

2

7

13

Люди с ограниченными возможностями в обществе и в социальной политике

11

2

2

7

14

Рынок труда и политика занятости

11

2

2

7

15

Социальные проблемы и их визуальные репрезентации

11

2

2

7

16

Глобализация и социальная политика

12

2

2

8




ВСЕГО

180

32

32

116


Смотрите также:
Программа учебной дисциплины Сравнительная социальная политика и социологическая экспертиза
263.76kb.
1 стр.
Программа учебной дисциплины «Языковая политика СССР и рф»
105.59kb.
1 стр.
Примерная программа учебной дисциплины "Менеджмент"
113.07kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины судебная психиатрия Специальность 030501. 65 «Юриспруденция» Форма обучения очная
141.38kb.
1 стр.
Примерная программа учебной дисциплины «Основы построения автоматизированных информационных систем»
117.75kb.
1 стр.
Примерная программа учебной дисциплины «Разработка и эксплуатация удаленных баз данных»
188.65kb.
1 стр.
Программа учебной дисциплины Технология электронного машиностроения
279.25kb.
1 стр.
Пояснительная записка Примерная программа учебной дисциплины "Анализ финансово-хозяйствен­ной деятельности"
181.06kb.
1 стр.
Примерная программа учебной дисциплины "Статистика"
209.23kb.
1 стр.
Примерная программа учебной дисциплины фармакология название учебной дисциплины 2011 г
501.89kb.
2 стр.
Программа учебной дисциплины «Стратегическое управление инновациями»
249.57kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины наименование учебной дисциплины Кафедра-разработчик
300.79kb.
1 стр.