Главная страница 1
ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ 11 класс

Общие указания

Экзамен по русскому языку и литературе проводится в форме сочине­ния на одну из четырех-пяти тем литературного и общественно-политического характера по выбору экзаменующегося.

При подготовке к сочинению особое внимание необходимо обратить на материал, связанный с орфографией и пунктуацией.

На экзамене по русскому языку и литературе поступающий в среднее специальное учебное заведение должен показать:

1. Знание указанных ниже произведений русской литературы, понима­ние их идейного содержания и художественных особенностей.

2. Понимание художественного, исторического и общественного значе­ния литературного произведения в связи с общественно-политической об­становкой эпохи.

3. Умение обосновывать свое отношению к произведению.

4. Понимание идейного богатства, высоких художественных достоинств русской литературы и ее мирового значения.

5. Понимание общих закономерностей историко-литературного процесса.

6. Умение логически правильно, стилистически грамотно излагать свои мысли.

7. Орфографическую, грамматическую и пунктуационную грамотность.

Литературные произведения (на базе полной общеобразовательной школы)

А.С. Грибоедов - «Горе от ума».

А.С. Пушкин - «Евгений Онегин»; стихотворения (по выбору экзаме­нующегося).

М.Ю. Лермонтов - «Герой нашего времени»; стихотворения (по выбору экзаменующегося).

Н.В. Гоголь - «Мертвые души».

А.Н. Островский - «Гроза».

И.А. Гончаров - «Обломов».

И.С. Тургенев - «Отцы и дети» или «Дворянское гнездо».

Н.Г. Чернышевский - «Что делать?».

М.Е. Салтыков-Щедрин - «История одного города», «Сказки» (по вы­бору экзаменующегося).

Ф.И. Тютчев - стихотворения (по выбору экзаменующегося).

А.А. Фет - стихотворения (по выбору экзаменующегося).

Н.А. Некрасов - стихотворения (по выбору экзаменующегося).

Н.С. Лесков - «Очарованный странник», «Левша».

Ф.М. Достоевский - «Преступление и наказание».

Л.Н. Толстой - «Война и мир».

А.П. Чехов - «Ионыч» и другие рассказы, «Вишневый сад» или «Дядя Ваня».

И.А. Бунин - рассказы: «Антоновские яблоки», «Суходол», «Господин из Сан-Франциско».

А.И. Куприн - «Гранатовый браслет» или «Олеся», «Поединок».

A.M. Горький - «Старуха Изергиль», «Фома Гордеев», «На дне».

Один-два поэта «Серебряного века» русской поэзии (по выбору экзаме­нующегося).

А.А. Блок - стихотворения (по выбору экзаменующегося); поэма «Две­надцать».

С.А. Есенин - стихотворения (по выбору экзаменующегося).

В.В. Маяковский - стихотворения (по выбору экзаменующегося); поэмы «Облако в штанах», «Хорошо!».

А.Н. Толстой - «Голубые города» или «Гадюка».

Б.А. Лавренев - «Сорок первый».

М.А. Булгаков - «Мастер и Маргарита» или «Собачье сердце».

А.П. Платонов - произведения по выбору экзаменующегося.

М.А. Шолохов - «Тихий Дон» или «Поднятая целина».

В.Ф. Тендряков - «Пара гнедых», «Хлеб для собаки».

А.Т. Твардовский - «По праву памяти», стихотворения (по выбору эк­заменующегося).

А.А. Ахматова - «Реквием», стихотворения (по выбору экзаменующегося).

М.И. Цветаева - стихотворения (по выбору экзаменующегося).

Великая Отечественная война в литературе 40-х и последующих лег (два-три произведения по выбору экзаменующегося).

Б.Л. Пастернак - стихотворения (по выбору экзаменующегося).

Поэзия и проза 60 - 80-х годов (по выбору экзаменующегося).



Список литературных произведений для приема экзаменов от лиц, окончивших национальную школу

А.С. Пушкин - избранная лирика («К Чаадаеву», «Я памятник себе воздвиг...» и др.); общая характеристика романа «Евгений Онегин».

М.Ю. Лермонтов - «Смерть поэта», «Княжна Мери», избранная лирика по выбору экзаменующегося.

Н.В. Гоголь - «Ревизор».

Н.А. Некрасов - «Железная дорога», «Мороз, Красный нос».

Л.Н. Толстой - «После бала»; общая характеристика романа «Война и мир»,

А.П. Чехов - «Хамелеон», «Человек в футляре»

A.M. Горький - «Мать», «Старуха Изергиль».

В.В. Маяковский - «Во весь голос».

М.А. Шолохов - «Судьба человека».

А.Т. Твардовский - «Василий Теркин».

К.Г. Паустовский - «Телеграмма», рассказы по выбору экзаменующегося.



Примерные темы сочинений на вступительных экзаменах


Идеал человека в представлении фамусовского общества и Чацкого.

Чацкий - герой своего времени.

«Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать...» (А.С. Пушкин).

«Евгений Онегин» - энциклопедия русской жизни.

«И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал» (А.С. Пушкин).

Вольнолюбивая лирика А.С. Пушкина.

Лирика М.Ю. Лермонтова.

Изображение помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

Две России в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

Сатирическое изображение чиновников в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

Жертвы «темного царства» в драме А.Н. Островского «Гроза».

Трагедия Катерины в драме А.Н. Островского «Гроза».

Город Калинов и его обитатели (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»).

Герой романа И.А. Гончарова «Обломов».

Давай поспорим, Базаров (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»).

Павел Петрович Кирсанов и Евгений Базаров в романе И.С. Тургенев «Отцы и дети».

Сон Веры Павловны (по роману Н.Г. Чернышевского «Что делать?»).

Особенный человек Рахметов (по роману Н.Г. Чернышевского «Что делать?»).

Особенности сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина (на примере одной-двух сказок).

Народ и господа в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина.

М.Е. Салтыков-Щедрин как «прокурор общественной русской жизни».

«Я лиру посвятил народу своему» (Н.А. Некрасов).

Изображение русского национального характера в произведения Н.С. Лескова.

Петербург в изображении Ф.М. Достоевского (по роману «Преступление и наказание»).

«Униженные и оскорбленные» в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Идея Раскольникова и ее крушение в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Город - соучастник преступления (по роману Ф.М. Достоевского «Пре­ступление и наказание»).

Изображение войны 1812 года в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

Любимые герои Л.Н. Толстого в романе «Война и мир».

В поисках смысла жизни (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»).

«Война - противное всей человеческой природе явление» (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»).

Наташа Ростова - «воплощение простоты, добра и правды» (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»).

История нравственного падения доктора Старцева (рассказ А.П. Чехова «Ионыч»).

«Его врагом была пошлость» (А.М. Горький об А.П. Чехове).

Изображение трех действительностей в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад».

Тема гуманизма и милосердия в пьесе A.M. Горького «На дне».

Борьба двух «миров» в поэме А.А. Блока «Двенадцать».

Изображение родины в творчестве А.А. Блока.

Поэзия С.А. Есенина в наши дни.

Тема родины и природы в творчестве С.А. Есенина.

Человек в вихре революции и гражданской войны.

Изображение гражданской войны в литературе.

Возвращенные имена (А.П. Платонов).

Только человек ответствен за добро и зло (по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»).

«Он гений. Рано или поздно роман все равно увидит своего читателя» (А.А. Ахматова о М.А.Булгакове. Роман «Мастер и Маргарита»).

Поэзия А.А. Ахматовой.

Поэзия М.И. Цветаевой.

Судьба крестьянства в произведениях М.А. Шолохова и А.П. Платонова.

В чем истоки подвига человека на войне (по произведениям литературы о Великой Отечественной войне).

«Почти все верили, что добро победит в войне и честные люди, не жа­левшие своей крови, смогут строить хорошую справедливую жизнь» (В.С. Гроссман).

Герой войны - герой литературы.

Проблемы нравственности в современной литературе.



Герой труда - герой литературы.

Наш современник в произведениях литературы.


Смотрите также:
Программа по русскому языку и литературе. Общие указания
296.62kb.
1 стр.
Программа по русскому языку и литературе
54.91kb.
1 стр.
Рабочая программа по русскому языку. 7
225.9kb.
1 стр.
Рабочая программа по русскому языку на 2010-2011 учебный год Учитель: Таиркина Людмила Ивановна Календарно-тематический план по русскому языку для 11 класса
585.96kb.
4 стр.
Абрамова Ирина Вениаминовна, учитель русского языка и литературы моу сампурской сош сампурского района Тамбовской области Формирование исследовательской компетентности учащихся при обучении русскому языку и литературе
830.15kb.
4 стр.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе: примерной программы основного общего образования по русскому языку
1205.18kb.
7 стр.
Цели: Привить любовь к русскому языку и литературе
81.21kb.
1 стр.
Олимпиада по русскому языку и литературе. 10 класс
28.97kb.
1 стр.
1 экспериментальной экзаменационной работы по русскому языку для выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений
128.33kb.
1 стр.
Межкультурная коммуникация и обучение русскому языку как иностранному
791.23kb.
4 стр.
Программа вступительных испытаний по русскому языку санкт-Петербург Составители
162.35kb.
1 стр.
Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2011/2012 учебном году
166.71kb.
1 стр.