Главная страница 1
Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Программа ОБЖ, 10-й класс (2 часа)



Урок 1.

Уголовная ответственность несовершеннолетних


Учебные вопросы:

  1. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.

  2. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним.

  3. Уголовная ответственность за нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта.

Цели:

  1. Показать, что главной целью ответственности несовершеннолетних являются меры воспитательного воздействия.

  2. Изучить законодательство, так как незнание законов часто является причиной преступлений несовершеннолетними.

Первый учебный вопрос.

Преподаватель начинает урок с сообщения о том, что количество преступлений, особенно совершённых несовершеннолетними, ежегодно растёт. И часто бывает, что преступления могло бы и не быть, знай подросток, что за такое деяние последует уголовная ответственность. А законом установлено два возрастных предела уголовной ответственности – 14 и 16 лет. По общему правилу уголовная ответственность за все виды правонарушений наступает с 16-летнего возраста. Есть перечень преступлений, за которые уголовная ответственность наступает с 14-летнего возраста.

По Российскому законодательству, совершеннолетними признаются граждане, достигшие 18 лет.

С этого возраста возникает в полной мере способность граждан своими действиями приобретать гражданские права и созда­вать для себя гражданские обязанности, что сви­детельствует о гражданской дееспособности.

В случае совершения преступления категория «несовершеннолетний» присваивается лицам в возрасте от 16 до 18 лет, а по некоторым преступ­лениям - от 14 до 18 лет. Лицо считается достиг­шим соответствующего возраста не в день свое­го рождения, а после ноля часов следующих за ним суток.

Особенность ответственности несовершенно­летних, совершивших преступления, состоит в том, что им могут быть назначены не только меры наказания, но и принудительные меры воспита­тельного характера. Это полностью соответству­ет «Минимальным стандартным правилам, каса­ющимся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних», принятым Генеральной Ас­самблеей ООН 29 ноября 1985 г. Согласно назван­ному акту, суд должен принимать во внимание не только обстоятельства и тяжесть преступления, но и положение и потребности несовершеннолет­него. Таким образом, любые меры воздействия в отношении несовершеннолетних правонарушите­лей должны учитывать особенности его личнос­ти и обстоятельства дела.



Второй учебный вопрос.

Видами наказаний, назначаемых несовершен­нолетним, являются:

а) штраф;

б) лишение права заниматься определенной деятельностью;

в) обязательные работы;

г) исправительные работы;

д) арест;

е) лишение свободы на определенный срок.



Штраф назначается только при наличии у не­совершеннолетнего осужденного самостоятельно­го заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание.

Обязательные работы назначаются на срок от 40 до 160 часов, заключаются в трудовой дея­тельности, посильной для несовершеннолетнего, и исполняются им в свободное от учебы или ос­новной работы время. Продолжительность работ для лиц в возрасте до 15 лет не может превы­шать двух часов в день, а в возрасте от 15 до 16 лет - трех часов в день.

Исправительные работы назначаются несо­вершеннолетним осужденным на срок до одного года. Из заработка осужденного к исправитель­ным работам удерживаются средства в доход го­сударства.

Арест назначается несовершеннолетним осужденным, достигшим к моменту вынесения судом приговора 16 лет. Срок ареста не может превышать четырех месяцев.

Лишение свободы назначается несовершенно­летним осужденным на срок не свыше 10 лет с отбыванием в воспитательных колониях общего режима или в воспитательных колониях усилен­ного режима.

Содержание принудительных мер воспита­тельного воздействия

Возможность применения к несовершеннолет­нему одновременно нескольких мер воспитатель­ного воздействия подтверждает, что они не явля­ются мерами наказания, а выполняют воспитатель­ные функции. Меры воспитательного воздействия назначаются с учетом характера совершенного преступления и личности несовершеннолетнего:

а) предупреждение носит публичный характер, порицаются действия виновного и разъясняется, что повторное совершение преступления влечет за собой применение уголовного наказания;

б) обязанности загладить причиненный вред состоят в непосредственном устранении несовер­шеннолетним своими силами причиненного вреда либо в возмещении материального ущерба;

в) передача под надзор родителей означает возложение на них обязанности обеспечить над­лежащее поведение несовершеннолетнего и по­стоянный контроль за ним;

г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего являются наиболее серьезными мерами воспита­тельного воздействия, так как связаны с ограни­чением свободы времяпрепровождения и ставят несовершеннолетнего под контроль специализиро­ванных государственных органов.



Третий учебный вопрос.

Объяснение третьего учебного вопроса препо­даватель начинает с напоминания правил поведе­ния в общественном транспорте: уважение к стар­шим, соблюдение дисциплины, выбор безопасно­го места.

Довольно часто мы видим, как транспортные средства подвергаются повреждениям, приводятся в негодность сидения в автобусах, трамваях. Види­мо, тот, кто это делает, не знает, что ответствен­ность за такие деяния наступает с 14-летнего воз­раста. «Разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состо­яние транспортного средства, если это повлекло при­чинение крупного ущерба или вреда здоровью че­ловека, - наказываются штрафом в размере от 400 до 700 минимальных размеров оплаты труда, либо в размере платы, заработанной за период от 4 до 7 месяцев, либо лишением свободы на срок до четы­рех лет» (ст. 267 Уголовного кодекса РФ). Уголов­ный кодекс РФ предусматривает ответственность за нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта; нарушение пассажиром, пеше­ходами правил безопасного движения или эксплуа­тации транспортных средств. Если это деяние по­влекло причинение вреда здоровью человека - на­казывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от двух до четырех меся­цев, либо лишением свободы на срок до двух лет. Те же деяния, повлекшие за собой смерть человека, на­казываются лишением свободы до 5 лет. Вопросы для контроля:

1. Назовите виды наказаний, назначаемых не­совершеннолетним.

2. Какие принудительные меры воспитатель­ного воздействия применяются к несовершенно­летним?

УРОК 2.

ХУЛИГАНСТВО И ВАНДАЛИЗМ

Учебные вопросы:

1. Хулиганство и вандализм. Общие понятия.

2. Уголовная ответственность за хулиганские действия и вандализм. Цели:

1. Разъяснить общественную опасность хули­ганства и вандализма.

2. Рассказать о видах ответственности за ху­лиганство и вандализм.

Первый учебный вопрос.

Хулиганство есть грубое нарушение обще­ственного порядка, выражающее явное неуваже­ние к обществу, сопровождающееся применени­ем насилия к гражданам, либо угрозой его приме­нения, а равно уничтожение или повреждение чужого имущества.

Хулиганский мотив состоит в показном пренеб­режении к людям и общественному порядку, на­глости и грубости.



Вандализм есть осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах. Под иными общественными местами подразумевают­

ся места, систематически используемые людь­ми, например, подъезды домов, лифты и др.



Второй учебный вопрос.

Хулиганство наказывается обязательными работами на срок от 20 до 180 часов, либо ис­правительными работами на срок от 6 месяцев до одного года, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет. Такому наказанию может быть подвергнуто вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Преподаватель обращает внимание учащих­ся на то, что наказание ожесточается, если:

- хулиганство совершено группой лиц или группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

- хулиганство связано с сопротивлением пред­ставителю власти или лицу, пресекающему нарушения общественного порядка;

- хулиганство совершено лицом, ранее суди­мым за хулиганство.

При таких хулиганских действиях наказанию может быть подвергнуто вменяемое лицо, дос­тигшее 14-летнего возраста. Такие деяния нака­зываются обязательными работами от 180 до 240 часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо лишением сво­боды на срок до пяти лет.

Хулиганство, совершенное с применением ору­жия или предметов, используемых в качестве ору­жия, наказывается лишением свободы на срок от 4 до 7 лет.

Преподаватель разъясняет положение: когда хулиганство связано с умышленным причинени­ем потерпевшему тяжкого вреда здоровью. В силу вступает ответственность по совокупности пре­ступлений.

Вандализм наказывается штрафом в разме­ре от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок от 120 до 180 часов, либо исправительными работами на срок от 6 месяцев до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.

Такому наказанию может быть подвергнуто вменяемое лицо, достигшее 14-летнего возраста.



Вопросы для контроля:

1. При каких хулиганских действиях ответ­ственность наступает с 14-летнего возраста?



2. Назовите уголовную ответственность за вандализм.






Смотрите также:
Программа обж, 10-й класс (2 часа) Урок Уголовная ответственность несовершеннолетних Учебные вопросы
64.33kb.
1 стр.
Уголовная ответственность несовершеннолетних. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним
72.87kb.
1 стр.
«Уголовная ответственность несовершеннолетних»
24.08kb.
1 стр.
Уголовная ответственность несовершеннолетних
33.97kb.
1 стр.
Уголовная ответственность несовершеннолетних
50.67kb.
1 стр.
Рабочая программа педагога саватнеевой Е. А., б/к Ф. И. О., категория по обж в 10 классе предмет, класс
560.05kb.
4 стр.
Программа «Школа XXI века»
152.5kb.
1 стр.
Статья 27. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность
69.1kb.
1 стр.
Статья 27. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность
89.65kb.
1 стр.
П л а н введение Понятие преступлений Состав преступлений и его виды Уголовная ответственность Литература
502.69kb.
3 стр.
Уголовная ответственность за экологические преступления
622.59kb.
3 стр.
Методические рекомендации по проведению уроков с учащимися по курсу обж 5 класс тема 1: "Город как среда обитания человека" Урок Особенности города, как среды обитания человека
687.61kb.
4 стр.