Главная страница 1

Приложение 1




КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

"УТВЕРЖДАЮ"

Проректор по учебной работе
____________ проф. Н.К.Замов

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Культура России ХХ века
Цикл «Дисциплины специализации»

ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины; ОПД - общепрофессиональные дисциплины; ДС - дисциплины специализации; ФТД - факультативы.
Специальность: __________020700__________история____________________________

(Номер специальности) (Название специальности)

Принята на заседании кафедры современной отечественной истории



название кафедры

(протокол №___ от "__"__________200__ г.)

Заведующий кафедрой

Профессор____________________ И.Р.Тагиров

Утверждена Учебно-методической комиссией исторического факультета КГУ

название факультета

(протокол №___ от "__"__________200__ г.)

Председатель комиссии
Доцент__________________ Р.Г.Кашафутдинов

Рабочая программа дисциплины «Культура России ХХ века»

предназначена для студентов III курса,

по специальности: _____020700___________ – история



(Номер специальности) (Название специальности)
АВТОР: Сидорова И.Б.
КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ:

В данном спецкурсе рассматривается влияние правовых, политических и экономических условий на развитие отечественной культуры, а также анализируются состояние и динамика ее основных отраслей – общего, специального и профессионального образования, науки, литературы, искусства. В качестве ключевой проблемы, комплексно отражающей названные аспекты, исследуется проблема интеллигенции (численность, состав, материально-правовое положение и другие вопросы)

1. Требования к уровню подготовки студента, завершившего изучение дисциплины «Культура России ХХ века»

наименование дисциплины

Студенты, завершившие изучение данной дисциплины должны:


  • понимать своеобразие этапов социокультурного развития России в ХХ веке, прослеживать черты их преемственности и различия;

  • обладать теоретическими знаниями в области истории государственной политики в сфере культуры, развития социокультурных процессов;

  • ориентироваться в основных течениях литературы, изобразительного, театрального и музыкального искусства, религиозно-философской мысли;

  • приобрести навыки поиска и анализа источников и литературы по проблемам истории культуры и искусства, а также написания работы по соответствующей тематике.

2. Объем дисциплины и виды учебной работы (в часах).



Форма обучения очная

очная, заочная, вечерняя

Количество семестров – один

Форма контроля: зачет




п/п


Виды учебных занятий

Количество часов


5 семестр

1.

Всего часов по дисциплине

68

2.

Самостоятельная работа


34

3.

Аудиторных занятий


34




в том числе лекций

34




семинарских (или лабораторно-практических)





3. Содержание дисциплины.

3.1. ТРЕБОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ

Индекс

Наименование дисциплины и ее основные разделы

Всего часов

ДС

Культура России ХХ века

68

-

-

-

Примечание: Если дисциплина, устанавливается вузом самостоятельно, то в данной таблице ставится прочерк.

3.2. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ




п/п

Название темы и ее содержание


Количество часов

Лекции

семинарские
(лаб.-практ.) занятия

1

Введение. Цель и задачи, ключевые проблемы курса. Основные этапы истории культуры России ХХ века. Общая характеристика источников и литературы.

2





2

Тема 1. Литература и искусство в эпоху «Серебряного века».

Новые течения в русской поэзии: символизм, акмеизм, футуризм. Развитие реалистических традиций в прозе начала ХХ века.

Стиль модерн в архитектуре и искусстве. Объединения «Мир искусства», «Союз русских художников», «Голубая роза», «Бубновый валет», «Ослиный хвост».

Появление режиссерского театра. Развитие драматического, оперного и балетного искусства. Начало отечественной кинематографии.

Традиции и новаторство в русской музыке начала ХХ века.


6




3

Тема 2. «Новое религиозное сознание»

Отношение интеллигенции к религии и русской православной церкви в XIX веке. Пути обращения к христианству и идеалистической философии «богоискателей» начала ХХ в. Религиозно-философские собрания и общества в 1900-1910 гг. Вопрос о созыве Поместного собора Русской православной церкви и его решение в 1917 г.



2




4

Тема 3. Основные тенденции развития народного образования в начале ХХ века.

Высшая, средне-специальная и общеобразовательная школа в начале ХХ века: характеристика структуры сети учебных заведений, типов школ разных ведомств. Численность и состав преподавателей и учащихся. Материальные и финансовые средства. Роль земского и городского самоуправления, общественных организаций и государства в постановке задачи введения всеобщего начального обучения. Просветительское движение (народные библиотеки, общества народных университетов, народные дома и др.)



2




5

Тема 4. Революция и культура.

Отношение Временного правительства и российской общественности к вопросам народного образования и культуры в 1917 году. Декреты и мероприятия Советской власти (октябрь 1917 – март 1921 г.) по вопросам печати, школы, церкви, высших учебных заведений, музеев и памятников. Отношение интеллигенции к Октябрьской революции и Советской власти. Вопрос о привлечении интеллигенции на сторону Советской власти. «Военно-коммунистические методы» руководства культурой.



2




6

Тема 5. Культура в годы нэпа.

Издательское дело и периодическая пресса. Сменовеховство. Дискуссии о роли интеллигенции. Перестройка высшей школы. Высылка из страны и другие карательные меры против оппозиционно-настроенной интеллигенции. Деятельность научных учреждений и обществ. Литературно-художественные объединения. Новые программы и методы школьного обучения. Культурно-просветительная работа. Положение церкви. Обновленцы и сторонники патриарха Тихона.



4




7

Тема 6. «Великий перелом» и советская культура 1930-х годов.

Наступление на интеллигенцию в конце 20 – начале30-х гг. (Шахтинский процесс, дело Промпартии, Трудовой крестьянской партии, Академии наук и др.). Разрушение основ традиционной культуры. Гонения на церковь и верующих. Массовое уничтожение памятников истории и культуры. Курс на ускоренную подготовку кадров специалистов. Положение науки. Борьба с неграмотностью и введение всеобщего начального обучения.

Поворот в культурно-образовательной политике 1932-1934 гг. Отказ от левацких методов в организации учебного процесса. Введение преподавания гражданской истории.

Роспуск литературно-художественных объединений и создание единых творческих союзов. Метод социалистического реализма. Особенности развития литературы и искусства в эпоху «развернутого строительства социализма» 30-х гг.




4




8

Тема 7. Культурные ценности в период Великой Отечественной войны.

Тяжесть понесенных утрат. Эвакуация учреждений культуры. Новые научные центры. Мобилизация всех культурных сил и средств во имя победы на фронтах и в тылу. Роль науки в помощи фронту. Изменение программ и содержания обучения в учебных заведениях. Диалог с церковью. Отражение войны в художественной культуре (кинематографии, театре, изобразительном искусстве, музыке). Обращение к национальной истории как средству воспитания патриотизма.



2




9

Тема 8. Идейно-политические кампании против интеллигенции и состояние культурной жизни в послевоенные годы (1945 – 1953 г.)

Влияние войны на духовную атмосферу общества. Задачи послевоенного восстановления культуры. Изоляционистская политика советского руководства, борьба с «низкопоклонством» перед Западом, с «космополитизмом». Постановления ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград», «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению», «о кинофильме «Большая жизнь», «Об опере «Великая дружба» В.Мурадели», как обвинительные акты против литературы и искусства. Травля выдающихся деятелей отечественной культуры. Новый этап массовых репрессий: «Ленинградское дело», «Дело врачей» и др. Организация псевдонаучных дискуссий с участием руководителей партии. Трудности и успехи отечественной науки. Система высших и средне-специальных учебных заведений. Введение обязательного семилетнего обучения в школе.



2




10

Тема 9. «Эпоха шестидесятых» в культурной жизни страны.

Влияние изменившейся после ХХ съезда партии общественно-политической обстановки на условия научного и литературно-художественного творчества. Изменение стиля общения высшей власти с представителями интеллигенции. Новые явления в литературной жизни и искусстве. Интерес к западной культуре. Молодежная мода.

Достижения советской науки (ядерная физика, освоение космоса). Сохранение основных принципов политического и административного руководства культурой. Усиление неосталинистских тенденций во второй половине 60-х гг. Начало открытого выражения протеста инакомыслящих деятелей культуры (дело А.Синявского и Ю.Даниэля и др.).


2




11

Тема 10. Последние десятилетия советской культуры (конец 1960 – конец 80-х гг.)

Дальнейшее развитие системы идейно-политического контроля и признаки ее поражения. Финансирование культуры и ее материально-техническая база. Введение всеобщего среднего образования. Проблема качества образования. Подготовка специалистов и их использование в народном хозяйстве.

Трудности и успехи советской науки. Литературная жизнь. Книгоиздательство и периодика. «Самиздат».

Творческие союзы интеллигенции. Театр. Кинематограф. Эстрада. Авторская песня. Официальное и неофициальное изобразительное искусство.



2




12

Тема 11. Культура российской эмиграции.

Образование центров русского зарубежья после Октября 1917 г. Традиции отечественного образования, литературы, философии, науки, искусства в творчестве эмигрантов «первой волны». Евразийство.

«Вторая» (послевоенная) и «третья» (диссидентская) волны русской эмиграции. Связи с диссидентским движением в СССР. Синтез традиций русской и западной культур в культуре русского зарубежья.



2




13

Тема 12. Культура России на современном этапе.

Участие интеллигенции в политических событиях конца 80-х – начала 90-х годов. Публицистика. Проблема деидеологизации культуры, возрождения национальных традиций. Возвращение религии и проблема духовности. Отечественная культура в условиях суверенизации и распада СССР. Новое в российском законодательстве по вопросам культурных ценностей. Традиционные и новые формы управления и регулирования в сфере культуры. Роль открытого информационного пространства и международного сотрудничества для развития отечественной науки, искусства, культуры. Влияние социально-экономического фактора и рыночных отношений. Положение интеллигенции.



2







Итого часов:

34





Примечание: Программа содержит подробную характеристику содержания темы. Название, количество тем в программе, количество часов на каждую тему определяется согласно Государственному образовательному стандарту по специальности.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Алексеева Л.М. История инакомыслия в СССР: Новейший период. – М., 1992. – 348 с.

Аронов А.А. Мировая художественная культура России: Конец XIX – ХХ век. М., 1998.

Арсланов В. Ответы культуры на вызов времени. 30-е гг.: Очерки. М., 1995.

Асафьев Б.В. Русская музыка XIX и начала XX века. – 2-е изд. – Музыка, 1979. – 344 с.

Ахиезер А.С. Социально-культурные проблемы развития России. Философский аспект. М., 1992.

Баренбаум И.Е. и Давыдова Т.Е. История книги. – М., 1960, ч. 1. Книга в России до 1917 г.

Безбородов А.Б. и др. Материалы по истории диссидентского и правозащитного движения в СССР 50 – 80-х гг. / Учебное пособие для студентов. – М., 1994.

Белов С.В., Толстяков А.П. Русские издатели конца XIX – начала XX века. – Л., 1976.

Бордюгов Г.А. Организация художественной интеллигенции в переходный период (К истории становления творческих союзов СССР) // Социализм и культура. – М., 1982.

Борисова Е.А., Стернин Г.Ю. Русский модерн. – М.: Советский художник, 1990. – 360 с.

Бухарин Н.И. Ленинизм и проблема культурной революции // Бухарин Н.И. Избранные произведения. – М.: Политиздат, 1988.- С.368-390.

Бухарин Н.И. Судьбы русской интеллигенции // Бухарин Н.И. Избранные произведения. Путь к социализму. – Новосибирск: Наука, 1990. – С. 101-113.

В.И.Ленин о культуре. Изд. 2, дополненное. – М.: Изд-во полит. литературы, 1985.

Вайль П., Генис Р. 60-е. Мир советского человека. М., 1996.

Вандалковская М.Г. Историческая наука российской эмиграции: «евразийский соблазн». – М., 1997.

Васильева О.Ю. Русская православная церковь и советская власть в 1917-1927 годах // Вопросы истории, 1993, № 8.

Великая Октябрьская социалистическая революция и становление советской культуры. 1917-1927. – М.: Наука, 1985.

Вехи: Сборник статей о русской интеллигенции / Репринтное воспроизведение издания 1909 года. – М., 1990.

Вопросы идеологической работы КПСС. Сборник документов (1965-1973 гг.). – М., 1973.

Гайда А.В., Любутин Н.Н., Машнин С.В. Марксизм Иосифа Сталина. Философско-политологические этюды. Екатеринбург: УрОРАН, 2001.

Громов Е. Сталин: Власть и искусство. – М.: Республика, 1998.

Дмитриев С.С. Очерки истории русской культуры начала ХХ века. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1985.

Есин Б.Н. Русская дореволюционная газета. 1702-1917. – М., 1971.

Зезина М.Р. Из истории общественного сознания в период «оттепели» // Вестник Московского ун-та. Серия 8. История. – 1992, №6, с.17-28.

Зубкова Е.Ю. Общество и реформы. 1945-1964. – М., 1993.

Иванов А.Е. Высшая школа России в конце ХIХ – начале ХХ в. – М., 1991.

Из глубины: Сб. статей о русской революции. – М., 1990.

Из истории борьбы с лысенковщиной // Известия ЦК КПСС. 1991. № 7.

Ильин В.Н. Религия революции и гибель культуры. М., 1994.

Ильина Т. История искусств: русское и советское искусство. М., 1989.

Искусство советского времени. В поисках нового понимания. – М., 1993.

История русской литературы. ХХ век. Серебряный век. М., 1985.

Калистратов Ю.К. Рабочий класс и советская культура в 20-30-е годы. – Н.Новгород, 1997.

Квакин А.В. Идейно-политическая дифференциация российской интеллигенции в период нэпа (1921-1927). - Саратов, 1991.

Кейрим-Маркус М.Б. Государственное руководство культурой. Строительство Наркомпроса (ноябрь 1917-середина 1918 гг.) – М., 1980

Коваленко Ю. Москва-Париж. Очерки о русской эмиграции. – М., 1991.

Козлов В.А. Культурная революция и крестьянство, 1921-1927. – М., 1983.

Костиков В. Не будем проклинать изгнанье…Пути и судьбы русской эмиграции. – М.: Международные отношения, 1990.

Красовицкая Т.Ю. Модернизация России: Национально-культурная политика 20-х гг. – М., 1998.

Культурное строительство в РСФСР. Документы и материалы. Т. 3, (1941-1945). – М., 1983-1989.

Куманев В.А. 30-е годы в судьбах отечественной интеллигенции. – М.: Наука,. 1991.

Кучмаева И.К. Культурное наследие: современные проблемы. – М.:Наука, 1987.

Лейкина-Свирская В.Р. Русская интеллигенция в 1900-1917 годах. – М.: Мысль, 1981.

Максакова Л. Культура советской России в годы Великой Отечественной войны. М., 1977.

Маненков А.И. Культурное строительство в послевоенной деревне (1946-1950 гг.). – М., 1991.

Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3-х томах. – М., 1995.

Морозов А.И. Конец утопии: Из истории искусства в СССР 1930-х годов. М., 1995.

«Мы собрались для того, чтобы искренне высказать свои мысли» / К истории встреч Н.С.Хрущева с творческой интеллигенцией в 1962 и 1963 гг. / Публикацию подгот. Попов С. // Изв. ЦК КПСС. – М., 1990. - № 11. – С.196-216.

Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сб. док. 1917-1973. – М., 1974.

Наука и культура Русского Зарубежья: Сб.науч.тр. СПбГАК. Т.146. – СПб, 1997.

Опенкин Л.А. «Оттепель»: как это было. – М., 1991.

Очерки истории идеологической деятельности КПСС. В 2-х тт. – М., 1985-1986.

Очерки истории педагогической науки в СССР (1917-1980). – М., 1986.

Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в ХХ веке. – М.: Республика, 1995. Преобразования в России: итоги десятилетия. – М., 1999.

Репрессированная наука. Под общей редакцией проф. М.Г.Ярошевского. – Л.: Наука, 1991.

Роль русского зарубежья в сохранении и развитии отечественной культуры. – М., 1993.

Россия в ХХ веке: Судьбы исторической науки. – М.: Наука, 1996.

Русская православная церковь в советское время (1917-1991). Материалы и документы по истории отношений между государством и церковью. Сост. Г.Штриккер. Кн. 1-2. – М.: Изд-во «Пропилеи», 1995.

Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца ХIХ – начала ХХ века. – М.: Изд-во Московского ун-та, 1993.

Сивохина Т.А., Зезина М.Р. Апогей режима личной власти. «Оттепель». Поворот к неосталинизму: Общественно-политическая жизнь в СССР в середине 40 – 60-е гг. – М., 1993.

Сидорина Е. Русский конструктивизм: истоки, идеи, практика. М., 1995.

Сидорова Л.А. «Оттепель» в исторической науке: Советская историография первого послесталинского десятилетия. – М.: Памятники исторической мысли, 1997.

Советская интеллигенция (История формирования и роста 1917-1965 гг.). – М.: Мысль, 1968.

Советская интеллигенция: Краткий очерк истории (1917-1975). - Л., 1977.

Советская культура в реконструктивный период. 1928-1941. Отв.ред.ак. М.П.Ким. – М.: Наука, 1988.

Советская культура: 70 лет развития. – М., 1987.

Советский театр, 1917-1967: Документы и материалы. – М.,1968.

Советское искусство 20-30-х годов. М., 1992.

Социальное развитие советской интеллигенции. – М.: Наука, 1986.

Страницы истории советской художественной культуры. 1917-1932. – М., 1989.

Страницы отечественной художественной культуры: 30-е годы. – М., 1995.

«Счастье литературы». Государство и писатели. 1925-1938. Документы. – М.: Российская политическая энциклопедия, 1997. – 319 с.

Трагические судьбы: репрессированные ученые Академии наук СССР. МС., 1995.

Троцкий Л.Д. Литература и революция. – М.: Изд-во политической литературы, 1991.

Федотов Г.П. Судьба и грехи России: Избр.ст.по философии русской культуры: В 2 т. СПб., 1991-1992.

Флит Н.В. Школа в России в конце XIX – начале XX веков: Государственные и частные гимназии, прогимназии. – Л., 1991.

Флит Н.В. Школа в России в конце XIX – начале XX веков: Государственные и частные гимназии, прогимназии. – Л., 1991.

Хан-Магомедов С.О. Архитектура советского авангарда. Кн. 1 Проблемы формообразования. Мастера и течения. М., 1996.

Холмогорова О.В. Соц-арт. М., 1994.

Чанбарисов Ш.Х. Формирование советской университетской системы (1917-1937). – Уфа, 1973.

Чередниченко Т.В. Типология советской массовой культуры. Между «Брежневым» и «Пугачевой». – М., 1994.

Чумаченко Т. Государство, православная церковь и верующие. 1941-1961. М., 1999.

Шкаровский М.В. Русская православная церковь в 1958-1964 годах. // Вопросы истории, 1999, № 2. – С.42-58.

Эггелинг В. Политика и культура при Хрущеве и Брежневе. – М., 1999.

Яковлев А.Н. Омут памяти. М., 2000.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Архивы Кремля: Политбюро и Церковь. 1922-1925 гг. / Изд. подгот. Н.Н.Покровский, С.Г.Петров. – Новосибирск, М., 1997.

Ассоциация художников революционной России. Сборник воспоминаний, статей, документов. – М., 1973.

Базаров В. Пролетарская культура в действии. М., 1919.

Баллер Э.А. Социальный прогресс и культурное наследие. – М.: Наука, 1987. – 160 с.

Баткин Л.М. Возобновление истории: Размышления о политике и культуре. – М., 1991.

Бенуа А. Мои воспоминания. Т.1-2. – М., 1990.

Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. – М.: Наука, 1990.

Бердяев Н.А. Самопознание (Опыт философской автобиографии). – М.: Книга, 1991.

Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства.: В 2 т. М., 1994.

Богданов А.А. О пролетарской культуре. Л., 1924.

Боголюбова Е.В. Культура и общество: (Вопросы истории и теории). – М.: Изд-во МГУ, 1978. – 232 с.

Борисова Е.В., Каждан Т.П. Русская архитектура конца XIX – начала XX веков. – М.: Наука, 1971. – 240 с.

Бурлацкий Ф. Вожди и советники. – М., 1991.

В.И.Ленин, КПСС об интеллигенции. – М.: Политиздат, 1979.

Вандалковская. П.Н.Милюков, А.А.Кизеветтер: история и политика. М.: Наука, 1992

Волобуев О., Кулешов С. Очищение. История перестройки. Публицистические заметки. М., 1999.

Вопросы идеологической работы КПСС. Сборник документов (1965-1973 гг.). – М., 1973.

Вопросы культуры при диктатуре пролетариата. – М.-Л., 1925.

Вопросы охраны и использования памятников истории и культуры. Сб. науч.тр./ АН СССР. НИИ культуры. – М., 1990.

Высшая школа за 50 лет. – М., 1967.

Галин С.А. Исторический опыт культурного строительства в первые годы Советской власти (1917-1925). – М.: Высшая школа, 1990.

Геллер М. Машина и винтики: история формирования советского человека. М., 1994.

Гинзбург С.С. Кинематография дореволюционной России. – М., 1963.

Гиппиус З.Н. Стихи. Воспоминания. Документальная проза. – М.: ИИЦ «Наше наследие», 1991.

Главацкий М.Е. Историография формирования интеллигенции в СССР. – Свердловск, 1987.

Гозенпуд А.А. Русский оперный театр между двух революций, 1905-1917. – М., 1975.

Голомшток И. Тоталитарное искусство. – М., 1994.

Горбунов В. Ленин и Пролеткульт. М., 1974.

Грабарь И.Э. История русского искусства. – М., 1953.

Грошева Е.А. Большой театр Союза ССР. – М.,1978.

Добужинский М.В. Воспоминания. – М., 1987.

Дробижев В.З., Пивовар Е.И. Статистические обследования интеллигенции и служащих СССР: (Обзор источников) // История СССР, 1978, №3.

Дулин С. Союз работников просвещения СССР в резолюциях его съездов и конференций. – М., 1925.

Думова Н.Г. Московские меценаты. М., 1992.

Ермаков В.Т. Исторический опыт культурной революции в СССР. – М., 1968.

Ерман Л.К. Интеллигенция в первой русской революции. – М.: Наука, 1966.

За партийность в исторической науке. Сб. ст. М., 1932.

За пять лет. – Казань, 1924.

Зак Л.М. История изучения советской культуры. – М.: Высшая школа, 1981.

Звягинцев Е.А. Полвека земской деятельности по народному образованию. – М., 1915.

Знаменский О.Н. Интеллигенция накануне Великого Октября (февраль – октябрь 1917). – Л., 1988.

Из досье КГБ на академика Л.Д.Ландау // Вопросы истории, 1993, № 8.

Из истории религиозной философии в России, ХIХ – начало ХХ в. – М., 1990.

Из истории русской культуры: В 5 т. М., 1995-1996.

Из истории советского музыкального образования. Сборник материалов и док-тов. – Л., 1969.

Ингвар И.Г., Илялова И.И. Русский театр в Казани (советский период). – Казань, 1991.

Интеллигенция и революция. Сборник статей М.Н.Покровского, Н.Л.Мещерякова, А.К.Воронского, Вяч. Полонского. – Изд-во «Дом печати».

Иоффе А.Е. Международные связи советской науки, техники и культуры. 1917-1932. – М., 1975.

Искусство в СССР и задачи художников (диспут в Коммунистической академии). – М., 1928. – 127 с.

История педагогики: В 2 ч. / Под ред. А.И.Пискунова. М., 1998.

История русского и советского искусства / Под ред. Д.В.Сарабьянова. М., 1989.

История русского советского драматического театра. Т. 1. М., 1984.

История русской архитектуры / Под ред. Ю.С.Ушакова, Т.А.Славиной. СПб., 1994.

История русской советской литературы. М., 1986.

История советского искусства: живопись, скульптура, графика: В 2 т. М., 1965-1968.

История советского кино: В 4 т. М., 1969-1978.

Культурная жизнь в СССР, 1917-1927: Хроника. – М., 1975.

Культурное строительство в РСФСР. Документы и материалы. Т. 1, (1917-1927). Т. 2 (1928-1941). Т. 3, (1941-1945). – М., 1983-1989.

Культурное строительство в СССР 1917-1927. Разработка единой государственной политики в области культуры. Документы и материалы. – М.: Наука, 1989.

Лифарь С. Дягилев. – СПб.: Композитор, 1993.

Луначарский А.В. О народном образовании. /Статьи и речи за период 1917-1929 гг./. – М.: Изд. АПН РСФСР, 1958.

Луначарский А.В. Об интеллигенции. – М.: Красная новь, 1923.

Луначарский А.В. Театр и революция. М., 1924.

Материалы совещания вузовских ячеек при ЦК РКП(б) 25-27 февраля 1925 г. – М., 1985.

Медведев Р.А. Русский вопрос по Солженицыну // Отечественная история, 2002, № 4, с. 100-115.

Медвеев Р.А., Ермаков Д.А. «Серый кардинал» М.А.Суслов. – М., 1992.

Милюков П.Н. Величие и падение Покровского (Вступление М.Г.Вандалковской) // Вопросы истории, 1993, № 4.

Мир искусства. - СПб., 1898 – 1904.

Мяло К. Оборванная нить крестьянской культуры и культурная революция // Новый мир. 1988. № 8.

На путях к высшей школе. 8 лет работы.1919-1927. – Казань, 1927.

Народное образование, наука и культура в СССР: Статистический сб. – М., 1971.

Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища: Конец XVIII - начало XX века. Л., 1988.

О*Коннор Тимоти. Анатолий Васильевич Луначарский // Вопросы истории, 1993, № 10.

Организация науки в первые годы Советской власти, 1917-1927: Сб.док-тов. - Л., 1968.

Организация советской науки в 1926-1932 гг.: Сб. док-тов. – М., 1974.

Оскоцкий В. Как управляли литературой // Вопросы литературы. 1991. № 4.

Очерки истории идеологической деятельности КПСС. В 2-х тт. М., 1985-1986.

Очерки истории педагогической науки в СССР (1917-1980) /Под ред. Н.П.Кузина. – М., 1986.

Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР, 1917-1941. – М., 1980.

Пайман Аврил. История русского символизма. Пер.с англ. М., 1998.

Пашуто В.Г. Русские историки-эмигранты в Европе. – М.: Наука, 1991.

Петровская И.Ф. Тетр и зритель российских столиц: 1895-1917 гг. Л., 1990.

Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в ХХ веке. – М.: Республика, 1995. Рец.: Дмитриев М.В.// ВИ, 1999, № 4.

Пятилетний план культурного строительства: Доклад А.И.Бердникова, прения по докладу, заключительное слово, резолюция. – М.-Л., 1929. /Библиотека II пленума Цекпроса/

50 лет советской исторической науки. Хроника научной жизни. 1917-1967. – М., 1971.

Алексеева Г.Д., Колодникова Л.П. Первая международная конференция по истории русской культуры первой трети ХХ века (Москва, апрель 1991) // ОИ, 1992, № 2, с. 215-216.

Рабочие и интеллигенция России в эпоху реформ и революций: 1861 – февраль 1917 г. / Отв. ред. С.И.Потолов. – СПб., 1997. 639 с.

Российская интеллигенция: Страницы истории. – СПб., 1991.

Савченко А.М. История культурно-просветительной работы в СССР. М., 1970.

Свободы вечное преддверье: М.Горький. В.Короленко. И.Бунин. – Л.: Худ. лит-ра, 1990.

Смирнов Н.Н. На переломе: российское учительство накануне и в дни революции 1917 г. – СПб., 1994.

Смирнова Л.А. Русская литература конца XIX - начала XX века: Учеб. М., 1993.

Советская культура: 70 лет развития. К 80-летию акад. М.П.Кима. – М.: Наука, 1987.

Советская музыкальная культура: История, традиции, современность. Сб.ст. – М., 1980.

Соколов А.Г. Судьбы русской литературной эмиграции 1920-х годов. – М.: Изд. Московского ун-та, 1991.

Сталин И.В. О некоторых вопросах истории большевизма // Сталин И.В. Соч. Т. 13, с. 84-102. (Или в журналах: Пролетарская революция, 1931, № 6; Большевик, № 11-12)

Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России 1900-1910-х годов. – М.: Искусство, 1988.

Судьбы русской интеллигенции. Материалы дискуссий 1923-1925 гг. – Новосибирск: Наука, 1991.

Сучков И.В. Учительство России в конце ХIХ – начале ХХ в. – М., 1994.

Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. М., 1995.

Федюкин С.А. Великий Октябрь и интеллигенция. – М.: Наука, 1972.

Шкаренков Л.К. Агония белой эмиграции. – М., 1981.

Шкаровский М.В. Русская Православная церковь при Сталине и Хрущеве (государственно-церковные отношения в СССР в 1939-1964 годах). М. Крутицкое Патриаршее Подворье. Общество любителей церковной истории. 1999. 400 с. (Рец.: Вопросы истории, 2002, № 10, с. 162-165, Т.Г.Леонтьева).

Яхот И. Подавление философии в СССР (20-30 е гг.) // Вопросы философии, 1991. - № 9-11.


Периодическая печать
На литературном посту. Двухнедельный журнал марксистской критики. Под ред. Л.Авербаха, Б.Волина, Ю.Либединского, М.Ольминского и Ф.Раскольникова. – М., 1926 - 1932.

Наше наследие. - М., 1988 –

Новая Россия. Общественно-литературный и научный ежемесячный журнал. –Пг. (Л.), 1922-1926.

Печать и революция. Журнал критики и библиографии. – М.: Госиздат, 1921-1930.

Просвещение и жизнь. Ежемесячный общественно-педагогический журнал. Казань: Изд. НКП ТР, 1929-1932. / В 1931-1932 гг. загл.: «За культурную революцию. Массовый двухнедельный общественно-педагогический журнал. Орган НКП и Облпроса».

Революция и культура. Двухнедельный журнал. М., 1927-1930.

Справочные издания
Балет: Энциклопедия. М., 1981.

Золотой век художественных объединений в России и СССР (1820-1932): Справочник. СПб., 1992.

Кино: Энциклопедический словарь. М., 1986.

Книговедение: Энциклопедический словарь. М., 1982.

Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. М., 1962-1975.

Культурология. ХХ век: Энциклопедия: В 2 ст. СП., 1998.

Музыка: Большой энциклопедический словарь. М., 1998.

Музыкальная энциклопедия: В 6 т. М., 1973-1982.

Педагогическая энциклопедия: В 4 т. М., 1964-1968.

Популярная художественная энциклопедия: Архитектура, живопись, скульптура, графика, декоративное искусство: В 2 т. М., 1999.

Рогов Е.Н. Атлас истории культуры России: Конец XVII – начало ХХ в. М., 1993.

Российская музейная энциклопедия: В 2 т. М., 2001.

Русские писатели: Биобиблиографический словарь: В ч. М., 1990

Русские писатели: ХХ век: Биобиблиографический словарь: В 2 ч. М., 1998.

Русские писатели: 1800-1917: Биографический словарь. М., 1992-1994.

Русские художники: Энциклопедический словарь. СПб., 2000.

Русский балет и его звезды. М., 1998.

Театральная энциклопедия: В 5 т. М., 1961-1967.

Энциклопедия русской живописи. М., 2001.

Приложение к программе спецдисциплины



«Культура России ХХ века»
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ


  1. Своеобразие русской культуры Серебряного века.

  2. Богоискательство и богостроительство в русской культуре начала XX в.

  3. Поэзия Серебряного века: единство и многообразие.

  4. Изобразительное искусство Серебряного века.

  5. Театр, музыка Серебряного века.

  6. Новые явления в бытовой культуре рубежа XIX-XX вв.

  7. Тема: "Интеллигенция и революция" в идейных спорах деятелей русской куль­туры до Октября 1917 г.

  8. Народное образование в начале ХХ века.

  9. Высшая школа и наука начала ХХ века.

  10. Численность и состав российской интеллигенции накануне Октября.

  11. Ленинский подход к проблеме культурного наследия и использования интеллигенции.

  12. Общие принципы и методы партийно-государственного управления культурой

  13. Декреты Советской власти в сфере образования, культуры 1917-1920 гг.

  14. Интеллигенция и революция.

  15. НЭП и культура.

  16. Интеллигенция и культура в годы «великого перелома» (1929-1931).

  17. Культурная революция: дискуссии о сущности и хронологических рамках.

  18. Классики советского искусства 30 гг.

  19. Наука и высшее образование в 1920 – 1930-е гг.

  20. Народное образование: от всеобщего начального к всеобщему среднему.

  21. Советская интеллигенция: этапы формирования и роста.

  22. Художники и мыслители в противостоянии тоталитарному режиму.

  23. Культура русского зарубежья в довоенный период.

  24. Великая Отечественная война в истории отечественной культуры.

  25. Русское зарубежье в послевоенный период.

  26. Идейно-политические кампании против интеллигенции во второй половине 1940 - начале 1950-х гг.

  27. "Оттепель" как социокультурное явление.

  28. Продвижение вперед и "застойные черты" в истории советской культуры (конец 1960 – середина 1980-х гг.)

  29. "Перестройка" как культурный феномен.

  30. Современная культурная жизнь России: достижения и проблемы.





Смотрите также:
Программа дисциплины культура России ХХ века Цикл «Дисциплины специализации»
243.28kb.
1 стр.
Программа дисциплины политические процессы и трансфомации в Турции ХХ века Цикл дс
143.13kb.
1 стр.
Программа дисциплины вспомогательные исторические дисциплины: историческая география
166.9kb.
1 стр.
Программа дисциплины вспомогательные исторические дисциплины: геральдика и генеалогия
332.45kb.
1 стр.
Программа дисциплины история стран Европы и Америки нового времени
187.13kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины (модуля)
515.67kb.
4 стр.
Примерная программа дисциплины «конституционное (государственное) право зарубежных стран» федерального компонента
167kb.
1 стр.
Программа дисциплины Физическая культура для направления 080500. 62 «Менеджмент»
615.67kb.
6 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «История сша»
336.21kb.
1 стр.
Дисциплины История Наименование дисциплины Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 3 зачетных единицы (108 час). Цели и задачи дисциплины Целью
1101.38kb.
6 стр.
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Старославянский язык Рекомендуется для направления подготовки
106.78kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины «Микробиология»
147.38kb.
1 стр.