Главная страница 1
Департамент образования администрации Владимирской области

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»


«Пейзажи как средство композиции

в «Слове о полку Игореве» и

в опере А. П. Бородина «Князь Игорь»

Подготовила ученица 8 класса «Б»

Ярандина Дарья

руководитель – учитель русского языка и литературы

Ларюшкина Лариса Евгеньевна

Муром,


2011

Содержание.


1.Введение.



Пейзаж как одно из ярких средств композиции в литературе и в музыке

Цели и задачи исследования

2.Актуальность

3.Методы исследования

4.Основная часть


  • Идейно-композиционная роль пейзажей в «Слове о полку Игореве» и «Князе Игореве»

  • Изобразительно-выразительные средства создания описаний природы

  • Сравнительный анализ пейзажных зарисовок в произведении литературы и музыкального искусства

  1. Выводы

6. Литература

Пейзаж как одно из ярких средств композиции в литературе и в музыке
Пейзаж является элементом композиции многих литературных и музыкальных произведений, выполняя при этом различные функции. Это одно из самых мощных средств создания воображаемого, “виртуального” мира произведения, важнейший компонент художественного пространства и времени.

“Литературный энциклопедический словарь” определяет пейзаж как “описание природы, шире – любого незамкнутого пространства внешнего мира. Чаще всего мы называем пейзажем картину природы. Именно в данном значении пейзаж и будет рассмотрен в моей работе.

Природа - исходная форма существования материального мира. Все, созданное человеком, – только небольшая часть в море первозданного. Однако связь человека с окружающим миром определяется культурой, и самое чувство пейзажности возникло достаточно поздно. Элементы изобразительного пейзажа обнаружены в псковских рукописях в 12 веке: бой дружины на фоне деревьев, рисунок, изображающий лежащего человека под деревом, справа растут травы и колосья. Особенность пейзажа состоит в том, что акцент переносится с части на целое, важно ощущение полноты и единства мира, в который вписан человек. Но самым выразительным примером использования пейзажа в древнерусской литературе, на мой взгляд, стало «Слово о полку Игореве». Традиции мастерского создания описаний природы его автором нашли продолжение в опере Бородина «Князь Игорь», дополнившись новыми функциями.

Цель исследования -
Определить функции пейзажей в литературном и музыкально-драматургическом произведениях
Задачи исследования



  1. Определить композиционную роль пейзажей в «Слове…» и в «Князе Игоре».

  2. Проанализировать изобразительно-выразительные средства, использованные авторами произведений для описаний природы.

  3. Найти сходства и различия в функциях пейзажей анализируемых произведений.



2. Актуальность работы

Природа и человек тесно взаимосвязаны. Но часто люди забывают об этой связи, окружая себя технологическими новшествами. Не случайно глубокий знаток природы, писатель и журналист Песков, утверждает: « Всё живое, тесно переплетённое множеством связей, являет собою чудо с названием Жизнь, очень возможно, единственную в бескрайней вселенной, и всякое проявление жизни дает ощущение радости бытия». Люди часто не задумываются, насколько огромен тот ущерб, что они наносят природе.

Не нужно забывать, что природа и есть наша жизнь, ведь не зря Песков утверждает: «Из всех человеческих ценностей главная - сама жизнь с восходом солнца, пением птиц и шелестом трав. Удалите всё это из жизни или по нерадивости потеряйте, и жизнь потеряет краски и главный источник радости». Невозможно жить в окружении одной только техники, так же, как и невозможно не заметить, что экологическое состояние Земли с каждым годом всё ухудшается. И человек сам привёл её в это состояние. Василий Песков подтверждает мои слова, говоря, что «жизнь в окружении только автомобилей, компьютеров, самолётов станет для человека невыносимой. Впрочем, до этой точки, не заботясь о сохранении живого мира, человек вряд ли доживёт». Поэтому я считаю, что одной из наиглавнейших задач на сегодня является сохранение природы.

Природа - одно из наиглавнейших богатств Земли. Её красоту и великолепие воспевали многие писатели и поэты, вдохновляясь ей, сочиняли музыку. Но, несмотря на всё богатство тем, тесно связанных с природой, я решила выбрать для изучения её пейзажи только лишь в двух произведениях, не менее прекрасных, чем сама Природа. Ими стали жемчужина русской литературы «Слово о полку Игореве» и шедевр русской музыки, ставшей классикой, опера «Князь Игорь» А.П.Бородина.

Нашей школой осваивается глобальная тема «Человек. Земля. Вселенная». В её логике я выбрала то исследование, которое созвучно моим настроениям применительно к любимым произведениям искусства. Вот почему я остановилась на осмыслении функции пейзажей.

Я выбрала тему пейзажей в « Слове о полку Игореве» и в опере Бородина « Князь Игорь», потому что хотела больше узнать об этих произведениях, определить идейно-художественную роль картин природы и найти сходства и различия между ними. Выполнение этих задач далось мне нелегко, ведь, несмотря на единство темы, два этих шедевра совершенно различны: они относятся к разным видам искусства, непохожи по родовой и жанровой природе. Каждое из них по-своему уникально и неповторимо.

Например, « Слово…» до сих пор остается одним из самых таинственных и загадочных произведений. Недаром среди литературоведов бытует шутка, что не стоит начинать заниматься  «Словом...», потому что если начнешь, то уже больше ничем заниматься не будешь.

«Слово...» в разное время исследовали не только филологи, но физики, биологи, географы, этнографы, астрономы, приходя к удивительным выводам. « Слово о полку Игореве» неразрывно связанно со всеми традициями литературы того времени, но при этом тревожит своей непохожестью, зарождает многие чудесные традиции литературы будущих эпох. Одной из них стало использование богатейших возможностей пейзажных зарисовок.

«Слово…» и созданная по его мотивам опера до сих пор остаются одними из самых загадочных произведений русской литературы и музыки. Судьба и « Слова о полку Игореве», и «Князя Игоря» оказалась очень драматична. Например, рукопись «Слова…» была обнаружена в Спасо-Преображенском монастыре в Ярославле графом Алексеем Мусиным-Пушкиным только в 19веке. Единственный известный науке средневековый список «Слова» погиб в огне московского пожара 1812 года, причём сведения об этом носят противоречивый и сбивчивый характер, что дало повод сомневаться в подлинности этого произведения, породило слухи о талантливой стилизации. Внезапная смерть Бородина не дала завершить ему работу над оперой, это сделали его друзья - Глазунов и Мусоргский. Эта ещё одна причина, по которой я выбрала для изучения именно эти два произведения.

Я считаю, что и «Слово…» и опера Бородина « Князь Игорь» являются одними из жемчужин русской литературы и музыки, и именно поэтому я изучила функции пейзажей и их роль в своей работе.




3.Методы исследования

Для написания своего исследования я использовала следующие методы:



  • наблюдения

  • анализ эпизодов

  • сопоставление фрагментов

  • классификация

  • обобщение


4.Основная часть
Идейно-композиционная роль пейзажей в «Слове о полку Игореве» и «Князе Игореве»
"Слово о полку Игореве" является иллюстрацией богатейших идейно-композиционных функций пейзажа в литературном произведении. Рассмотрим разнообразные функции описаний природы.

Во-первых, пейзаж отражает веру и языческое мировоззрение русских людей 12 века, одушевлявших природу и её силы. С подобными картинами мы встречаемся в плаче Ярославны: «На Дунае Ярославны голос слышится, чайкою неведомой утром рано стонет: "Полечу я чайкою по Дунаю, омочу рукав я белый во Каяле-реке, утру князю кровавые раны на могучем его теле".

Ярославна утром плачет в Путивле на стене, причитая: "О ветр, ветрило! Зачем, господине, так сильно веешь! Зачем мчишь вражьи стрелы на своих легких крыльях на воинов моей лады? Или мало тебе высоко под облаками веять, лелея корабли на синем море! Зачем, господине, мое веселье по ковылю развеял?"

Ярославна рано утром плачет на стене Путивля-города, причитая: "О Днепр Словутич! Ты пробил каменные горы сквозь землю Половецкую. Ты лелеял на себе Святославовы челны до полку Кобякова. Прилелей же, господине, мою ладу ко мне, чтобы не слала я к нему слез на море рано!"

Ярославна рано плачет на стене в Путивле, причитая: "Светлое и тресветлое солнце! Всем ты красно и тепло. Зачем, господине, простерло ты горячие лучи свои на воинов лады? В степи безводной жаждою согнуло им луки, тоскою замкнуло колчаны?". Именно языческое мировосприятие заставляет жену князя искать покровительства природных стихий: «ветру, ветриле», «Днепру Словутичу» и «светлому и тресветлому солнцу». Олицетворение помогает автору ярко описать и фрагмент возвращения Игоря. Автор пишет: «Прыснуло море в полуночи, идут тучи вихрями. Игорю-князю Бог указывает из земли половецкой на землю русскую, к отчему золотому престолу». Во-вторых, пейзажи, построенные на приёме параллелизма, помогают изобразить внутреннее состояние героев, прочувствовать их настроение. Это особенно ярко проявляется в картинах солнечного затмения, надвигающейся грозы и уже упомянутого мною плача Ярославны.

Тревога честолюбивого героя читается в восприятии пейзажа: «Тогда посмотрел Игорь на светлое солнце и увидел, что тьма от него все войско покрыла <…> Солнце мраком путь ему загородило; тьма, грозу суля, громом птиц пробудила; свист звериный поднялся; Див забился, на вершине дерева кличет - велит послушать земле незнаемой. Волге, и Поморью, и Сурожу, и Корсуню, и тебе, тмутараканский идолище! А половцы дорогами непроторенными побежали к Дону великому; скрипят телеги их в полуночи, словно лебеди кричат распуганные».

Гроза также является грозным предостережением, которое пугает русских воинов: «На другой день рано утром кровавые зори рассвет возвещают; черные тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солнца, а в них трепещут синие молнии. Быть грому великому! Идти дождю стрелами с Дону великого! Тут копьям поломаться, тут саблям постучать о шлемы половецкие, на реке на Каяле у Дона великого. О, Русская земля, а ты уже скрылась за холмом!

Вот ветры, Стрибожьи внуки веют с моря стрелами на храбрые полки Игоревы. Земля гудит, реки мутно текут; пыль степь заносит; стяги весть подают - половцы идут от Дона и от моря; со всех сторон они русские полки обступили. Дети бесовы кликом степь перегородили, а храбрые русичи преградили степь червлеными щитами».

Против дружины Игоря, кроме половцев, ополчились враждебные стихии: «кровавые зори», «чёрные тучи», «синие молнии», «Стрибожьи внуки» и «дети бесовы». Природа враждебна русичам, поэтому они и сосредоточены на «тёмных» образах природы: мраке, тьме, громе. Воины с тревогой слышат, как «Див забился».

Автор " Слова…" делает пейзажа не только фоном, передающим характер сюжета, но и "основным участником событий", предвестником грозных испытаний. Д.С. Лихачёв отмечает два знамения. Первым, как я говорила, стало солнечное затмение. "Другим грозным предзнаменованием в "Слове…" является картина надвигающейся грозы. Этот пейзаж более мрачен и страшен. Описывая надвигающуюся грозу, автор показывает нам могущество и силу Перуна: "великому быть грому", "тучи чёрные хотят затмить четыре солнца". Так в "Слове…" Игорь идёт в чужие земли не только вопреки разуму, воле дружины, но и против воли самой Природы...

Далее, описания природы рисуют масштабный простор русских равнин, создавая эпический образ Родины и противопоставляя его враждебной, мрачной половецкой степи. Достаточно рассмотреть следующий эпизод:

«Долго ночь меркнет. Заря свет зажгла, туман поля покрыл, щекот соловьиный затих, галичий говор пробудился. Русичи широкие поля червлеными щитами перегородили, ища себе чести, а князю – славы». Наконец, лишь с помощью пейзажей мы можем выяснить всю гамму чувств автора, его представление об окружающем мире, его веру и поклонение богам. Именно здесь мы начинаем уяснять идею произведения, когда, противопоставляя свою задачу Бояну, создатель «Слова…» тем не менее, отдаёт дань уважения его мастерству с помощью образов природы: « О Боян, соловей старого времени! Вот бы ты походы эти воспел, скача, соловей, по мысленному древу, летая умом под облаками, свивая славу обоих половин этого времени, рыща по тропе Трояна через поля на горы».

В качестве важного элемента композиции описания природы создают прекрасный фон развития действия. Эта функция пейзажа в «Слове…» является, безусловно, вспомогательной для выражения идеи. Но без неё автор, по моему мнению, не смог бы создать такое целостное и законченное произведение – эта функция свойственна всем без исключения описаниям природы в «Слове о полку Игореве» и помогает сделать пейзаж главным композиционным и связующим элементом.

Литературовед академик Д. С. Лихачёв в статье "Великое наследие" отрицает наличие в произведении последнюю из описанных мной функций пейзажа: "В древнерусских произведениях нет описаний бездействующей природы, служащей только фоном для повествования. В тех немногих случаях, когда природа присутствует в произведениях, она играет прямую, а не косвенную роль, она "событийна", описываются только её изменения, её влияние на человека, она включена в самый ход повествования, в развитие сюжета". Например: «Земля гудит, реки мутно текут; пыль степь заносит; стяги весть подают - половцы идут от Дона и от моря; со всех сторон они русские полки обступили. Дети бесовы кликом степь перегородили, а храбрые русичи преградили степь червлеными щитами».

Я полностью разделяю убеждение учёного, что "некоторые описания природы в "Слове..." достаточно подробны, развернуты, а некоторые кратки. К масштабным описаниям относятся знаменитые фрагменты солнечного затмения, грозы и плач Ярославны. В развернутых пейзажах в деталях описываются самые различные природные явления, переданы чувства людей, которые наблюдают их". Например, рисуя картину солнечного затмения автор «Слова…» сочетает как рассказ о природном явлении, так и описывает страх, смятение людей, беспокойное поведение животных и птиц.

Лаконичны пейзажные зарисовки в эпизодах отправления русичей на битву, рассвета, поражения игорева войска, былых княжеских междоусобиц, половецких набегов и возвращения Игоря из плена.

Пейзажи в "Слове о полку Игореве" довольно контрастны. Например,

«светлое солнце» и «кровавые зори» или «Днепр веет и «вспенилось море».

Итак, мы выяснили, что пейзажи в «Слове о полку Игореве» являются важным источником передачи информации и безупречным фоном для описания событий, возможно, именно поэтому автор так часто использует их для описания батальных сцен «Слова…». Также мы увидели, что пейзажи также являются основным участником событий, помогающее главному герою сделать правильный выбор и сберечь от предстоящих неудач, и тем самым помогает читателю вообразить все события происходящих сцен, что также говорится в статье величайшего писателя Лихачёва «Великое наследие». Очень подробно они описываются в сценах затмения, грозы и возвращения Игоря из плена. Также нужно отметить, что пейзажи помогают передать настроение главных героев, они событийны и описываются лишь в тех немногих случаях, когда важно передать влияние природы на человека, тем более что мировоззрение русских людей к этому располагает. Каждый пейзаж уникален и неповторим, и это ещё раз заставляет нас убедиться в непревзойдённом мастерстве автора «Слова…» создавать неповторимые пейзажные зарисовки. В итоге мы выяснили основные функции пейзажа в «Слове о полку Игореве» и отметили моменты, где они наиболее ярко выражены.
«Слово» вдохновило композитора Бородина на создание оперы «Князь Игорь». Музыка Александра Порфирьевича отличается эпической широтой и мужественностью, но в то же время глубочайшим лиризмом, что особенно проявилось в опере «Князь Игорь». Неудивительно, что сюжетом для его оперы послужило " Слово о полку Игореве. Я считаю, что опера " Князь Игорь» привлекала композиторов своим демократическим характером, возможностью общения с широкими слушательскими массами, а также "донесения" до них своего отношения к событиям. В музыке Бородина картины природы обретают эпическую и символическую силу. К сожалению, по теме исследования я нашла немного источников, анализирующих описания природы в опере. Как пишет О.И Аверьянова в своём исследовании " Отечественная музыкальная литература 19 века", "во 2 акте оперы музыка звучит предостерегающе. В ней звучит неуверенность, и она как бы предупреждает Игоря, что его поход не сулит ничего хорошего... Опера " Князь Игорь" - образец национального героического эпоса в музыке. Она отличается монументальной цельностью образов, мощностью и размахом народных хоровых сцен, яркостью национального колорита"... И, безусловно, яркими описаниями природы.
Изобразительно-выразительные средства создания описаний природы

Пейзаж надвигающейся грозы мрачен и страшен. Эпитеты, используемые автором, подчеркивают всю суровость пейзажа. Например "кровяные зори", "тучи на четыре княжеских шатра", "трепещут синие зарницы"... Описывая надвигающуюся грозу, автор показывает нам могущество и силу Перуна: "великому быть грому", "тучи чёрные хотят затмить четыре солнца".

Автору важно рассказать о действиях природы, её помощи Игорю при побеге, поэтому он использует разнообразные глаголы: "прыснуло", "нагнали", "погасли", "застучала", "зашумела", "задвигались"...

Однако описания природы в музыкальном произведении создаются иными средствами.

Как и все члены " Могучей кучки", композитор опирался на разносторонний русский фольклор и заимствовал там интонационные и ритмические обороты для создания пейзажей, поэтому неудивительно, что сюжетом для его оперы послужило "Слово о полку Игореве», пронизанное традициями устного народного творчества. Как это соотносится со средствами выразительности? В музыке Бородина картины природы обретают эпическую и символическую силу.

• Сравнительный анализ пейзажных зарисовок в произведении литературы и музыкального искусства

Вывод:

Я проанализировала фрагменты из «Слова о полку Игореве», нашла изобразительно-выразительные средства, используемые для создания пейзажей, проклассифицировала и пришла к выводу, что в изображении картин природы чаще всего используются такие средства, как метафора, олицетворение и эпитеты. Реже используются сравнения. Это является как особенностями стиля автора, так и традиционной чертой древнерусской литературы того времени. Безусловно, что описания природы несут в себе фольклорные традиции, поэтому постоянные эпитеты и метафоры являются излюбленными тропами автора «Слова».



Метафоры более заметны в картинах грома, затмения и плача Ярославны. Автор, используя это изобразительно-выразительное средство, показывает отношения людей к происходящим событиям (плач Ярославны), а также усиливает яркость сцен грозных предзнаменований.

Олицетворения используются довольно часто, особенно в картинах затмения и грома, и из этого мы можем сделать вывод, что для людей того времени (а в особенности для автора «Слова…») этот приём является ключевым. Это обусловлено особым отношением к природе как живому миру, который требует одушевления. Олицетворения передают стремительность событий и действий.

Эпитеты, так же как и олицетворения, наблюдаются во всех пейзажах «Слова…» и, несомненно, являются ведущим изобразительно-выразительным средством в произведении. Этот приём автор применяет, чтобы детальнее описать фон и придать картинам природы больше масштабности и мощи. Так, во фрагментах затмения, плача Ярославны, поражения Олега и грома, мы видим, что автор как можно точнее хочет показать место действия эпизода.

Меньше всего автор «Слова…» использует сравнение. Мы можем видеть этот приём лишь в нескольких эпизодах, например, в картине затмения.

Часто используются описания Дона («синий Дон; великий Дон») и русских войск («храбрые русичи»).

Подводя итог, можно сказать, что автор « Слова о полку Игореве» использует изобразительно-выразительные средства в пейзажах как для характеристики героев, передачи их внутреннего состояния, так и для изображения грандиозных просторов Руси и степи, эпичности, создания фона произведения.


В опере «Князь Игорь» активно используются такие средства музыкальной выразительности, как изменение темпа и тембра, фразировка, нюансировка, штрихи (стаккато) и динамика.

Изменение темпа и тембра мы можем встретить в арии Кончака и хоре «Ох не буйный ветер завывал». Также одним из наиболее ярких моментов, где используется приём стаккато, является песня Кончака, где сам солист для усиления выразительности мелодии и характера всей песни использует его.

Изменение динамики мы можем слышать в хоре «Улетай на крыльях ветра» и в песне Кончака «Наш меч дал нам победу».

Таким образом, можно заметить, что пейзажи широко представлены и в опере Бородина. Это позволяет судить об их важной композиционной роли. Описания природы пронизывают все 4 действия музыкального произведения. Особое значение они приобретают в хорах «Ох не буйный ветер завывал» и «Улетай на крыльях ветра».
При анализе действий оперы «Князь Игорь» я увидела в ней разнообразные изобразительно-выразительные средства и, предварительно проранжировав их, пришла к выводу, что для изображения пейзажей чаще всего используются хоры. Особенно часто они встречаются в 1 картине 1 действия. Возможно, автор хотел усилить эпические черты своего произведения. Хоры более ярко выделяются в 1 и 4 действиях, тем самым подтверждая то, что автор использует их лишь в качестве стилистической окраски. Мы не можем не заметить, что в хорах часто присутствует воспевание силам природы. Это ещё раз говорит о том, что автор оперы, как и автор «Слова…», хотел передать мировоззрения людей 12 века и их трепетное отношение к природе и Богу. Например, особенно это заметно в хорах 4 действия «Ох, не буйный ветер завывал» и «Знать, Господь мольбы услышал».

Также довольно часто в опере используются песни. Например, в 1 действии Галицкий исполняет «Только б мне дождаться чести». Можно сделать вывод, что наличием песен и хоров автор хотел подчеркнуть «народность» произведения, его схожесть со «Словом о полку Игореве». Песни заметны в 1, 3 и 4 действиях и используются автором для передачи отношения народа к событиям.

Реже мы можем слышать каватины (каватина Кончаковны «Меркнет свет дневной»), ариозо (ариозо Ярославны «Как уныло всё кругом») и арии (ария Игоря «Ни сна, ни отдыха измученной душе»). Каватины, ариозо и арии наиболее видны во 2 действии. Они необходимы для передачи отношения конкретных персонажей, зачастую главных героев оперы, к конкретным событиям, ведущим.

Бородин стремился подчеркнуть эпический характер оперы с помощью хоров и песен, а также придал наибольшую выразительность ведущим персонажам с помощью каватин и арий, где ярко представлены пейзажи.

Рассмотрим отдельные композиционные элементы оперы, связанные с описанием природы и исследуем роль изобразительно-выразительных средств. Здесь я рассматриваю фрагменты «Князя Игоря», исходя из развития сюжета.

Хор «Улетай на крыльях ветра» поражает своей мелодичностью и нежностью. Вступление начинается очень тихо, чтобы подготовить слушателя к дальнейшей хоровой партии. Сама же партия звучит так же нежно, не уходя от общей мелодии. Неожиданно звучит середина хора. Инструментальная часть очень яркая, задорная, а в конце её дополняет хор, звуча не только выразительно, но и воинственно, затем более настороженно. В целом создаётся ощущение гармонии между оркестром и хором.

Песня Кончака «Наш меч дал нам победу» звучит воинственно и ярко. Это выражено не только в самом соло Кончака, в котором активно используется стаккато, но и в настороженном, «сумрачном» звучании оркестра и, не менее ярких, громких возгласов хора. Вся песня создаёт ощущение «приближающегося боя» и поэтому очень выразительно звучит.

Хор «Ох не буйный ветер завывал» начинается очень тихо, но при этом мелодично. Если вслушаться, то можно заметить сходство с предыдущим хором « Улетай на крыльях ветра». Правда, здесь уже невозможно не отметить черты именно русского фольклора.

Звучания труб, и голос солиста в арии Кончака звучат в полной гармонии. Постепенно солист увеличивает темп, также постепенно увеличивается и тембр его голоса. Позже ария опять возвращается в своё первоначальное звучания, но здесь уже более ярко выражено сопровождение оркестра.

Заключение.

В ходе работы над рефератом я изучила фрагменты, связанные с пейзажами в «Слове о полку Игореве» и в опере А.П.Бородина «Князь Игорь», нашла изобразительно-выразительные средства, проанализировала их и проранжировала в таблицах.

Я узнала, что пейзажи играют несколько важных функций, как в литературном произведении, так и в музыкальном. Например, таковыми оказались функция фона и функция «основного участника событий». Картины природы в обоих произведениях выразительны и контрастны, и это подробно анализируется в основной части моего реферата.

Также стоит учесть идейную функцию пейзажей. Природа влияет не только на окружающую главных героев среду обитания, но и на происходящие события, представляет «грозное предзнаменование», выявляет психологическое состояние персонажей, как главных, так и второстепенных.

Библиография.



  1. Лихачёв «Великое наследие». Источник: Лихачев Д. С. Избранные работы в трех томах. Том 2. - Л.: Художественная литература, 1987.

  2. О.И Аверьянова «Отечественная музыкальная литература 20 века». (Уч. пособие / Муз. лит.) Аверьянова О.И. - Отечественная музыкальная литература XX века» 2001г.

  3. «Слово о полку Игореве». «В мире литературы» 8кл.: Учебная хрестоматия для общеобразовательных учебных заведений/Автор-составитель А.Г.Кутузов, А.К. Киселёв, Е.С. Романичева и др.-2 издание-Дрофа, 1999г.

  4. http://files.school-collection.edu.ru

  5. http://ru.wikipedia.org

Приложение 1



Анализ изобразительно-выразительных средств, использованных автором для описаний природы в соответствии с развитием сюжета.



Эпитет

Сравнение

Олицетворение

Метафора

Завязка: поля широкие; великий Дон; вещий Боян.







Завязка: звенит слава.

Затмение: светлое солнце; борзые кони; синий Дон; золотое стремя; чистое поле; звериный свист; великий Дон.

Затмение: словно лебеди распуганные.

Затмение: тьма покрыла; тьма пробудила; солнце загородило; телеги скрипят.

Див забился; Див кличет; на вершине дерева кличет - велит послушать земле незнаемой.

Поход на половцев: соловьиный щекот; широкие поля; червленые щиты.










Гром: кровавые зори; чёрные тучи; синие молнии; великий гром; половецкие шлемы; храбрые русичи.




Гром: зори возвещают; тучи идут; молнии трепещут; внуки веют; пыль заносит.

Гром: Стибожьи внуки; бесовы дети.

Поражение войск Олега: быстрая Каяла; храбрые русичи.




Поражение войск Олега: трава никнет; деревья склонились.

Поражение войск Олега: сватов напоили; кровавое вино.

Усобицы князей: невесёлое время; русская сила; лебедиными крылами; синее море;




Усобицы князей: обида встала; степь одолела; крылами взмахнула.

Усобицы князей: вступила девою на землю Троянову

Нападение половцев: багряные столпа; молодые месяцы.




Нападение половцев: солнца померкли; столбы погасли; тьма покрыла.


Нападение половцев: два молодых месяца

Плач Ярославны: Белый рукав; кровавые раны; вражьи стрелы; синее море; каменные горы; горячие лучи.




Плач Ярославны: Господин мчит; Днепр пробил; Днепр веет.

Плач Ярославны: неведомой чайкой; белый рукав.

Гроза: золотой стол.




Гроза: вспенилось море; смерчи идут;

Гроза: бог кажет;

Приложение 2

Анализ использования пейзажных зарисовок в элементах композиции оперы «Князь Игорь».



Хоры.

Песни.

Ариозо.

Каватины.

Арии.

1 действие,



Песня Галицкого «Только б мне дождаться чести».

песня скоморохов «Что у князя Володимира»



Картина 2. Ярославна исполняет ариозо «Немало времени прошло с тех пор».








2 действие.

Хор «Улетай на крыльях ветра»









Каватина Кончаковны «Меркнет свет дневной». Каватина Владимира

«Медленно день угасал».




Ария Игоря «Ни сна, ни отдыха измученной душе».

Ария Кончака «Здоров ли, князь?»







3 действие. Песня Кончака «Наш меч дал нам победу».










4 действие. Хоры поселян «Ох, не буйный ветер завывал» и «Знать, Господь мольбы услышал».





Ярославна исполняет ариозо «Как уныло всё кругом».









Для описания изобразительно-выразительных средств в пейзажах «Слова о полку Игореве» и оперы «Князь Игорь» я использовала различные источники информации: как книги, так и ресурсы интернета(Wiki). Главная проблема в выполнении моей исследовательской работы заключалась в недостатке литературоведческих источников. Ресурсы глобальной сети и учебные пособия дают монографический анализ произведения без исследования темы, обозначенной мной в реферате. Лишь немногие сайты и книги помогли мне полностью достичь заявленной цели. Такими оказались статьи Лихачёва «Великое наследие» и Аверьяновой «Отечественная музыкальная литература 20 века». Также я нашла достаточно интересующей и полезной мне информации на сайтах: http://files.school-collection.edu.ru и http://ru.wikipedia.org.



Смотрите также:
«Пейзажи как средство композиции в «Слове о полку Игореве» и в опере А. П. Бородина «Князь Игорь»
220.3kb.
1 стр.
Билет№1 Образ Русской земли в «Слове о полку Игореве». Чтение наизусть отрывка в любом стихотворном переводе
1264.1kb.
8 стр.
Задания по литературе для второго (очного) тура олимпиады на звание «Стипендиат агу» 9 класс Каким предстает князь Игорь в «Слове…»? Могли бы Вы назвать его образ
93.82kb.
1 стр.
Экзаменационные билеты по литературе 9 класс Билет №1 «Слово о полку Игореве»
28.3kb.
1 стр.
"Слово о полку Игореве" — величайший памятник древнерусской литературы
44.68kb.
1 стр.
"Слово о полку Игореве"
42.38kb.
1 стр.
Кондратьева Елена Слово о полку Игореве «Слово о полку Игореве»
62.15kb.
1 стр.
-
203.06kb.
1 стр.
«Слово о полку Игореве» в русском искусстве» (9 класс) Цель: познакомить учащихся со «Словом о полку Игореве»
1164.21kb.
7 стр.
1. 1 «Слово о полку Игореве» — призыв к единению Русской земли. В основе «Слово о полку Игореве»
718.75kb.
5 стр.
Тема Родины в «Слове о полку Игореве»
295.1kb.
1 стр.
Слове о полку Игореве
45.89kb.
1 стр.