Главная страница 1

Опыт реализации виртуальной кафедры

А. В. Якушин, доцент, зав. кафедрой информатики и МОИ
ТГПУ им. Л.Н. Толстого, www.tspu.tula,ru/ivt/


В настоящем работе резюмируется опыт трехлетней работы по созданию виртуальной кафедры как базовой учебной структуры, поддерживающей различные виды электронного и смешанного обучения в информационном пространстве вуза.

1. Введение

Подготовка специалиста в современных условиях сопряжена с определенными трудностями технического, финансового, но больше всего методического порядка. Это связано с большой скоростью устаревания учебных и научных материалов и невозможностью проведения обучения по схеме «преподаватель-студент-учебник». Кроме того специфика информационных технологий такова, что смена технологической базы требует не только модернизации существующих знаний, но и смены парадигмы профессиональной подготовки. Все это порождает качественно новые проблемы в подготовке студентов.

На кафедре информатики и методики обучения информатике ТГПУ им. Л.Н. Толстого ведется подготовка специалистов по двум направлениям: учителя информатики и программисты по специальности Математическое обеспечение и администрирование информационных систем. Это позволяет рассматривать процесс подготовки выпускников, как с педагогической точки зрения, так и профессиональной.

Для исследования и решения педагогических и методических задач в области подготовки специалистов ИТ сферы на кафедра информатики и МОИ создана и внедрена в эксплуатацию виртуальная кафедра, являющаяся отражением учебной и научной деятельности кафедры в информационном пространстве вуза.



2. Виртуальная кафедра как основа инновационной образовательной среды

Виртуальная кафедра [2] представляет собой интеграцию реальных и виртуальных процессов и ресурсов образовательной деятельности на основе использования технологий электронного обучения, что обеспечивает возможность непрерывной актуализации образовательного контента, предоставления учащимся дополнительных возможностей для интенсификации образовательного процесса, поддерживает мобильность учащихся и непрерывность образования, повышает объем самостоятельной работы студента.

.

Виртуальная кафедра представляет собой интеграцию педагогических, учебно-методических, программно-технических, информационных и других ресурсов для переноса значительной части образовательной деятельности в виртуальное пространство.



Виртуализация кафедры открывает возможность для перехода к технологиям смешанного обучения, дает возможность оперативного решения таких задач, как: обучение преподавателей и учащихся технологиям электронного обучения, внедрение инновационных образовательных технологий, накопление собственного электронного образовательного контента, легкость взаимодействия с другими виртуальными кафедрами, возможность персонифицированного взаимодействия учащегося и преподавателя через среду организации электронного обучения.

За подотчетный период были решены следующие задачи:



  • Анализ и выбор технологических средств для построения прототипа виртуальной кафедры

  • разработка прототипа виртуальной кафедры на основе системы управления электронным обучением (LMS) как компонента информационного образовательного пространства университета;

  • отработка и развитие функциональных возможностей модулей виртуальной кафедры;

  • разработка электронных курсов в формате среды электронного обучения ВК, а также специализированных электронных ресурсов для организации работы по курсовым, дипломным работам и руководству аспирантами

  • отработка методов и учебно-методических материалов, поддерживающих процесс смешанного обучения.

Общая структура виртуальной кафедры интегрированной образовательной среды ВНУ ИТ показана на рис. 1.

Она включает следующие элементы:



  • Среду электронного обучения ВК, созданной на базе LMS

  • Методическое обеспечение ВНУ ИТ

  • Ресурсы реального подразделения (кафедры)

  • Положение о распределенной кафедре и ресурсы распределенной кафедры

  • Информационную базу виртуальной кафедры, состоящая из следующего набора баз данных:

  1. БД преподавателей (содержит данные о ППС)

  2. БД УМК (содержит образовательный контент ВК в виде УМК)

  3. БД учащихся (содержит данные об учащихся)

  4. БД учебного процесса (содержит данные, в том числе статистические, об учебном процессе)

  5. БД записей (содержит данные о событиях, связанных с учебной деятельностью)




3. Виртуальная кафедра как инструмент развития преподавателей и платформа для исследований в области инновационных педагогических технологий

Широкое применение в учебном процессе, осуществляемом посредством виртуальной кафедры, технологий электронного обучения потребовало оперативной разработки курсов по обучению преподавателей и учащихся этим технологиям.

Поэтому одной из первых задач, решаемых в интересах внедрения виртуальной кафедры в практику, явилась задача создания специализированных курсов повышения квалификации преподавателей по проблематике, связанной с использованием технологий электронного обучениея. В результате была разработана программа повышения квалификации «Преподаватель в среде e-learning», объемом 72 часа, а также создан специализированный портал для дистанционного обучения по этой программе преподавателей и учащихся университета, а также преподавателей и других вузов. За период апробации данного курса и портала сертифицированное обучение прошли более 60 преподавателей (ТГПУ им. Л.Н. Толстого, факультета ВМиК МГУ им. М.В. Ломоносова, Якутского государственного университета).

Широкое внедрение в практику методов смешанного обучения потребовало разработку и создание специализированного ресурса для поддержки работы аспирантуры.

Виртуальная кафедра также оказалась эффективным полигоном для исследования и отработки различных новых педагогических решений. В частности, проведены исследования в сфере компьютерной дидактики, применительно к смешанному обучению, направленной на достижение следующих целей:


  1. усиления роли самостоятельной познавательной деятельности студента

  2. повышения активности познавательной деятельности студента

  3. акцентирования на личностно-ориентированных формах обучения

  4. мобильности учащихся.

3. Заключение

Комплекс работ, выполненных по созданию виртуальной кафедры, позволил получить следующие результаты:



  1. Создан работающий вариант виртуальной кафедры информатики и МОИ, органично включенный, в процесс подготовки студентов.

  2. Опыт создания виртуальной кафедры перенесен в масштаб целого вуза. В настоящее время аналогичные виртуальные кафедры создаются на всех факультетах ТГПУ им. ЛН. Толстого

  3. Подготовлен и апробирован в практическом преподавании учебно-методический комплект электронных курсов по специальности «Информатика» для подготовки учителей информатики.

  4. В результате внедрения технологий электронного сформирован фонд динамически обновляемых электронных курсов.

  5. Созданная база электронных курсов кафедры (более 30 курсов) позволяет обеспечить учащихся актуальным учебным и методическим материалом.

  6. Среда электронного обучения позволила более эффективно организовать самостоятельную работу студентов, за счет перенесения ее в формат виртуальной кафедры.

  7. Разработана программа повышения квалификации преподавателей «Преподаватель в среде e-learning», которая внедрена в практику и получила широкое рапространение.


Литература


  1. Сухомлин В.А. Введение в анализ информационных технологий. М: Горячая линия – Телеком, 2003, 457 с.

  2. Сухомлин В.А. Создание виртуального национального университета ИТ-образования. М: МАКС Пресс, 2007, 60 с.

  3. William H. Rice IV, Moodle: E-learning Cource Development. - Birminham-Mumbai: PACKT-Publishing,- 2006.- 236p.





Смотрите также:
Опыт реализации виртуальной кафедры
54.59kb.
1 стр.
Доклада «Семейная политика в Нижнем Новгороде: опыт реализации, перспективы» «город и семья»
123.05kb.
1 стр.
«полюса конкурентоспособности» как ключевой инструмент реализации нового курса государственной промышленной и инновационной политики франции
222.35kb.
1 стр.
Опыт франции в области инновационной модернизации национальной экономик: уроки для россии
200.78kb.
1 стр.
Докладу маг «Семейная политика в крупных городах: опыт реализации, перспективы»
159.47kb.
1 стр.
Зарубежный опыт реализации программных и программно-аппаратных решений для автоматизации управления учебным заведением
48.04kb.
1 стр.
Т е м а: мотивация деятельности учащихся на уроке и создание условий для ее реализации ц е л и
159.6kb.
1 стр.
Феномен «присутствия» в виртуальной реальности в контексте интеллектуальной деятельности человека
54.78kb.
1 стр.
«игровые технологии как средство реализации личностно-ориентированного подхода в обучении школьников»
27.63kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине аграрное право Для направления/специальности 021100 / 030501
676.24kb.
2 стр.
Темы курсовых работ кафедры физики колебаний для студентов 2 курса
55.05kb.
1 стр.
Доклад «Семейная политика в городе Пензе: опыт реализации и перспективы»
371.88kb.
1 стр.