Главная страница 1
Опыт организации и проведения районной олимпиады по экологии в Адмиралтейском районе города Санкт-Петербурга

Мельник Анатолий Алексеевич

Методист учебного центра ЗАО «Крисмас+» (С.-Петербург)


Эколого-биологический отдел Дворца детского творчества «У Вознесенского моста» является методическим центром экологического образования в Адмиралтейском районе города Санкт-Петербурга. Одним из важнейших направлений работы отдела со школами района является, наряду с другими конкурсами, районная олимпиада по экологии.

В ходе олимпиады выявляются интересы и склонности к углублённому изучению естественнонаучных дисциплин, создаются благоприятные условия для мотивации учеников школ к посещению учебных групп биолого-экологического направления в рамках внеурочной деятельности и в системе дополнительного образования, к исследовательской деятельности.


Основные задачи олимпиады.

  • Пропаганда экологических знаний, привлечение внимания школьников к проблемам окружающей среды.

  • Повышение активности учителей и учащихся Адмиралтейского района по изучению окружающей среды района.

  • Приобщение учащихся к научно-исследовательской работе, сформировать умения оформлять научные работы.

  • Развитие познавательного интереса к науке, к природе родного края.

  • Развитие индивидуальных интересов и способностей


Организация олимпиады.

Олимпиада проводится среди учащихся 5-9 классов. Участие разделено на этапы, на каждом из которых участники набирают определённое количество баллов. Этапы и сроки проведения отражены в схеме 1.

Схема 1. Этапы и сроки проведения районной олимпиады по экологии.

Школьный этап

апрель

Тестирование








Выбор направления участия в олимпиаде

Сентябрь, Неделя окружающей среды

5-7 классы – экологическая игра «Экология для всех», Дни открытых дверей

8-9 классы – экологический марафон, Дни открытых дверей








Районный этап

Сентябрь-февраль

5-7 классы – участие в работе учебных объединений

8-9 классы – написание исследовательских работ в рамках учебных объединений








Этап подведения промежуточных итогов

февраль

5-7 классы – отчет по итогам участия в учебных объединениях

8-9 классы – рецензирование исследовательских работ








Конференция

апрель

5-7 классы – конференции среди учебных групп

8-9 классы – районная экологическая конференция








Награждение победителей

апрель








Подготовка и проведение летней выездной экологической практики

май-август

Первый этап олимпиады проводится на базе школ. Учителя могут взять задания для школьного тура в отделе, в НМЦ или на сайте и по своему усмотрению дать на выполнение ученикам школы. Время выполнения – один урок. Задания выполняются в письменной форме каждым учеником на отдельном тетрадном листе (желательно двойном), титульный лист должен быть оформлен следующим образом:


Районная олимпиада по экологии

Школа №______, класс _______

Выполнил (Выполнила) Фамилия, имя, отчество ученика в именительном падеже (ЧЁТКО!!!)

Фамилия, имя, отчество учителя

Дата
Задания ученики могут выполнять в произвольном порядке. Номера заданий подписывать обязательно. Задания первого тура охватывают разные направления биологии и экологии. Задания для отборочного тура приведены в приложении.

В ходе проверки составляются сводные таблицы по классам, где фамилии учащихся в зависимости от количества набранных баллов распределяются на I, II и III места, а также на участников:

I место более ___ баллов

II место от ___ до ____ баллов

III место от ___ до ____ баллов
Также в ходе проверки можно увидеть склонности участников к тем или иным областям биологии и экологии по степени творчества выполняемых заданий.
Результаты заносятся в протокол:
Результаты первого тура Адмиралтейской районной олимпиады по экологии

«__» ________ 200__ г школа №____

_____ «___» класс


I место




II место




















































III место




Участники
















































По индивидуальным результатам можно вычислить средний балл по каждому классу. Для этого сумму баллов учащихся класса, участвовавших в олимпиаде, разделите на количество учащихся в классе, участвовавших в олимпиаде. Результат заносится в таблицу:




Школа

Количество участников

Средний балл

классы

классы

классы

классы















Далее заинтересованные ученики записываются в учебные группы Эколого-биологического отдела и в рамках занятий выполняют задания мини-проектов или пишут исследовательские работы.

Промежуточные итоги подводятся в течение учебного года у 5-7 классов в форме отчета по итогам участия в учебных объединениях, а у 8-11 классов в форме рецензирование исследовательских работ. Подведение итогов происходит в форме конференции среди учебных групп (5-7 классы) и в форме районной экологической конференции (8-11 классы) (см. схему 1). Содержание исследовательской деятельности приведено в таблице 1.
Таблица 1. Сроки проведения и содержание исследовательской работы в рамках районной олимпиады по экологии

Сроки

Первый год участия

Второй и последующий годы участия

апрель

Организационная работа с учителями и администрацией школ района

апрель

Отборочный тур: тестирование по теоретическим вопросам





сентябрь –декабрь

Организация и проведение консультаций:

  1. Выбор темы, составление плана, подбор литературы.

  2. Написание чернового варианта работы (анализ литературных источников, выбор и описание методики).

  3. Выполнение экспериментальной части работы в лаборатории и в ходе загородных выездов.

Подготовка и предоставление исследовательских работ на городскую олимпиаду по экологии

январь

Организация и проведение консультаций:

  1. Написание чистового варианта работы (корректировка литературного обзора, описание методики исследования, представление результатов и их обсуждение).

  2. Подготовка к публичной защите.

Организация и проведение консультаций:

  1. Подготовка к защите исследовательской работы городской олимпиады по экологии

  2. Подготовка к тестированию городской олимпиады по экологии

февраль

Прием и оценка исследовательских работ от участников

Защита исследовательских работ на городской олимпиаде по экологии

Тестирование по теоретическим вопросам на городской олимпиаде по экологии



март

Организация и проведение конференции с защитой исследовательских работ по соответствующим секциям

апрель

Подведение итогов и награждение участников

май

Подготовка к летней выездной экологической практике в загородном лагере

июнь

Проведение летней выездной экологической практики

Во втором туре олимпиады учет результатов в 5-7 классах производится индивидуально или по группам, в зависимости от того, какие задания участники выполняют (индивидуальные или групповые), а в 8-11 классах – по командам, которые пишут исследовательскую работу (см. таблицу 2)


Таблица 2. Учет количества набираемых баллов в этапах районной олимпиады по экологии.

Фамилия, имя

участников команды

кол-во баллов за I тур

средний балл за I тур

кол-во баллов в рецензировании

Кол-во баллов за доклад на конференции

итоговая оценка





































Далее приведены рекомендации по написанию исследовательских работ.


Объекты исследования

В качестве объектов исследования могут быть выбраны любые природные и социоприродные объекты в черте города и за городом:



  • естественные и искусственные водоёмы (река, канал, озеро, пруд, ручей, морское побережье, залив и др.);

  • лес, луг, сельскохозяйственные угодья и другие наземные экосистемы;

  • дом, в котором вы живёте (подъезд, собственная квартира), ваш двор, улица, парки, школа и прилегающая к ней территория, бульвары, пустыри, городские речки и пруды, стадион;

  • зоопарк, городские птицы и бездомные животные.


Требования к оформлению научно- исследовательских работ

Работа предоставляется в машинописном исполнении (компьютерной распечатке) в объёме не более 25 стр. и должна иметь следующую структуру:




  1. Титульный лист (название образовательного учреждения, тема работы, фамилии и имена исполнителей и научных руководителей, год выполнения).

  2. Содержание.

  3. Введение с обоснованием актуальности работы.

  4. Цель и задачи работы.

  5. Литературный обзор.

  6. Материалы и методика выполнения работы.

  7. Изложение результатов и их обсуждение.

  8. Выводы и заключение.

  9. Практические предложения (рекомендации).

  10. Список использованной и опубликованной литературы.

  11. Приложения (графические, текстовые, фотографические).

Рисунки в тексте работы должны иметь подрисуночные надписи, а таблицы - названия и номера, причём текст работы должен содержать ссылки на рисунки и таблицы.

В разделе “Введение” даётся краткая характеристика современного состояния проблемы, обосновывается актуальность выполняемой работы, её научное и практическое значение, формулируются цели.

В разделе “Материалы и методика” следует привести характеристику района исследования, время сбора материала, объекты исследования, место проведения эксперимента.

В разделе “Результаты исследования” необходимо подробно изложить полученные результаты, которые при необходимости иллюстрируются с помощью таблиц, рисунков, графиков, схем, диаграмм, а также сопоставить результаты со сведениями из литературы.

В разделе “Выводы” необходимо кратко (по пунктам) сформулировать результаты, привести практические рекомендации и наметить перспективы для дальнейших исследований.

В разделе “Литература” должны быть перечислены все использованные источники в алфавитном порядке.
Требования к докладу.

Защита научно-исследовательской работы проходит в форме доклада. Текст доклада должен быть не более 3 страниц машинописного текста, что соответствует 10 минутам выступления. На введение и выводы отводится примерно по 1/2 листа, т.е. они приводятся практически полностью. Очень кратко описывается методика, если она общепринятая, а на изложение оригинальной методики требуется больший объём. Также кратко характеризуется район исследования и литературный обзор. Список литературы не приводится. Большое внимание уделяется изложению полученных результатов. Для наглядности доклад должен сопровождаться демонстрацией таблиц и рисунков, подтверждающих сделанные по работе выводы.


Критерии оценки работ

  1. Социальная значимость проведённых исследований.

  2. Комплексность и объём проведённых исследований.

  3. Корректность методик исследования, соответствие выводов полученным результатам.

  4. Культура оформления работы.

  5. Степень владения материалом.


Расширение образовательного пространства

Лучшие работы могут быть предоставлены на конференции:



  • Городская олимпиада по экологии

  • Международная БИОС-олимпиада

  • Всероссийская научно- практическая конференция школьников по химии

  • Международный конкурс “Мир воды глазами детей”

  • Экзамены по экологии, химии, биологии

  • Другие конкурсы и конференции.


Исследовательские работы, принимавшие участие в Адмиралтейской районной олимпиаде по экологии

  1. Экологическое состояние побережья Финского залива в пос. Молодёжное Курортного района С.-Петербурга

  2. Сравнение водопроводной воды Адмиралтейского и Московского районов

  3. Сравнение качества водопроводной воды Центрального и Адмиралтейского районов

  4. Исследование синтетических моющих средств

  5. Водные ресурсы СПб и проблема их загрязнения

  6. Тяжёлые металлы в воде

  7. Комплексное исследование реки Малый Казыр

  8. Исследование питьевой воды на содержание общего железа

  9. Количественный учёт потребления водопроводной воды семьёй

  10. Экологическая газета «Экологический вестник»

  11. Экологический проект “Забота о сквере”

  12. Интервью с главным технологом ГУП “Водоканал С.Пб” - “Водоканал сегодня и завтра”

  13. Исследование освещённости рабочих мест в гимназии 272

  14. Обнаружение грибов в воздухе

  15. Устойчивость материалов, используемых в архитектуре С.-Петербурге

Приложение 1. Варианты заданий
ЗАДАНИЯ ДЛЯ 5 КЛАССА


1 ЗАДАНИЕ. Растения леса

Из приведённых ниже букв нужно собрать названия растений, встречающихся в лесах Ленинградской области.


ЛЬЕ
НАСОС
ЗАБЕРЁ
ХАОЛЬ
БУД
НАСИО
НИЧЕРКА
НИКБАГУЛЬ
ПОРПАНИКОТ
ВАИ


2 ЗАДАНИЕ. Животные леса

Из приведённых ниже букв нужно собрать названия животных, встречающихся в лесах Ленинградской области.


СЫРЬ
РАБКУС
СИЛА
КВОЛ
КЛАБЕ
ЖЁ
ТОНЕ
АЗЯЦ
ЦАКУНИ
БАНКА


3 ЗАДАНИЕ. Выпиши буквы, под которыми ВЕРНЫЕ высказывания:

А. Некоторые растения никогда не цветут

Б. Натуральную мочалку делают из растения.

В. У отдельно стоящего дерева ветви длиннее с северной стороны.

Г. Некоторые комнатные растения – дальние родственники тропических растений
4 ЗАДАНИЕ. Объясни, почему животные так называются:

ленивец, долгопят, летяга, птица-носорог, топорик, бекас, рыба-клоун, желтопузик.


5 ЗАДАНИЕ. Назовите виды птиц, обитающих в Петербурге только зимой или постоянно живущие в нашем городе.
6 ЗАДАНИЕ. Отгадай загадки, связанные с водой:

А. Сани бегут, оглобли стоят

Б. Два братца в воду глядятся, век не сойдутся.

В. В новой стенке в круглом окне днём стекло разбито, за ночь вставлено.

Г. Шёл долговяз, в землю увяз.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ 6 КЛАССА

1 ЗАДАНИЕ. Выживание в условиях холодов севера

Запиши в столбик: Собаки, Полярные медведи, Арктическая лисица, Жители севера. Напиши напротив каждого, кто каким образом приспосабливается к непростым условиям жизни в условиях холодов севера.



Зимой укрываются в берлогах под толстым слоем снега и впадают в спячку. Густая шерсть на лапах не даёт им проваливаться в снег.

Свёртываются клубком, чтобы лучше сохранить тепло. Их тело покрыто густой шерстью.

В зимнюю стужу смазывают лицо жиром и носят тёплую меховую одежду.

Цвет шерсти меняется в зависимости от времени года (зимой – белоснежный, летом – красно-бурый).


2 ЗАДАНИЕ. Экономия воды дома

В каждом прямоугольнике написаны слова, из которых нужно составить 2 фразы, означающие способы экономии воды дома. Не случайно некоторые слова написаны с большой буквы, а после некоторых слов стоят точки и запятые. Помните правила русского языка!



впустую. воду тратить Не водой. При пользоваться налитой зубов в стакан чистке

на кране насадку, специальную чтобы Установить воды

шла струя «душиком». одеждой, за Следить пачкалась. меньше чтобы



в тазу. бельё и полоскать Стирать пребывания Сократить в душе. время

при струю рук. Уменьшить воды мытье в тазу. Мыть посуду


3 ЗАДАНИЕ. Выпиши номера ВЕРНЫХ высказываний

А. Все деревья - многолетние растения.

Б. Во время дыхания растения вместо кислорода поглощают углекислый газ.

В. Пшенную крупу делают из пшеницы.

Г. Манную крупу и крупу пшеничка делают из семян одного и того же растения.

Д. В еловом лесу мы встретим меньше травянистых растений, чем, в сосновом лесу.


4 ЗАДАНИЕ. Найди лишнее животное в списке, и объясните, почему животные так называются: ленивец, долгопят, летяга, птица-носорог, топорик, бекас, рыба-клоун, махаон, желтопузик.
5 ЗАДАНИЕ. Напиши не менее 5 растений, в названии которых звучат имена человека.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ 7 КЛАССА
1 ЗАДАНИЕ. «Вторичное сырьё». Известно, что многое отходы можно повторно использовать в быту, в промышленности. Запиши следующие виды вторичного сырья: Бумага и картон, Пластиковые бутылки, Полиэтиленовые пакеты, Металлолом, Пищевые отходы, Стеклянные бутылки. Напротив каждого напиши один возможный способ дальнейшего использования из перечисленных ниже:


Приготовление органических удобрений


Сдавать в пункты приема, разбитые можно переплавлять и изготовлять новые


Изготовление кормушек для птиц, использование для выращивания рассады, в промышленности можно переплавлять


Использовать в качестве черновиков, сдавать в пункты приема, использовать для разжигания костров и печей


Использовать для сбора мусора


Сдавать в пункты приема, в промышленности переплавлять




2 ЗАДАНИЕ. Перерисуй таблицу и заполни примерами растений, которые обладают признаками указанными и в строке и в столбце.




Не имеют цветков

Опыляется

насекомыми



Ветроопыляемые

Однолетние растения










Многолетние растения










Примеры растений:

Водоросли, Купена лекарственная, Сфагнум, Береза, ольха, дуб ,Папоротники, яблоня, мятлик


3 ЗАДАНИЕ. Определи, к какому классу и отряду относятся следующие животные: ленивец, долгопят, летяга, птица-носорог, топорик, бекас, рыба-клоун, желтопузик. Объясни, почему животные так называются.
4 ЗАДАНИЕ. Как ты считаешь, является ли клетка, в которой человек порой содержит птиц наших широт, тюрьмой для ее обитателей? Почему?
5 ЗАДАНИЕ. Когда зацветают орляк и нефролепис?
6 ЗАДАНИЕ. Назови не водоплавающих птиц Санкт-Петербурга.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ 8 КЛАССА
1 ЗАДАНИЕ. «Природа и человек». Известно, что в ходе своей деятельности человек может оказывать на природу положительное и отрицательное воздействие. Определи, какие из перечисленных ниже примеров являются положительными, какие отрицательными. Запиши их соответственно в 2 столбика.


  1. Организует замкнутые циклы производства (безотходное производство)

  2. Изменяет химический состав воздуха посредством вредных выбросов

  3. Проводит борьбу с эрозией (разрушением) почв

  4. Изменяет химический состав почвы путём внесения избытка минеральных удобрений

  5. Производит посадку леса и его охрану

  6. Проводит экологические исследования для восстановления природных объектов

  7. Устанавливает строго определённые сроки охоты, проводит биотические мероприятия

  8. Повышает температуру воды в водоёмах путём сброса горячих сточных вод

  9. Проводит рекультивацию (восстановление) земель

  10. Поддерживает плодородие почв путём внесения необходимого количества минеральных удобрений


2 ЗАДАНИЕ. Почему в еловом лесу на поверхности почвы будет встречаться больше мхов, чем лишайников, а в сосновом лесу наоборот?
3 ЗАДАНИЕ. Определи, к какому классу и отряду относятся следующие животные: ленивец, долгопят, летяга, птица-носорог, топорик, бекас, рыба-клоун, вороний глаз, желтопузик. Найди ошибку, и объясни, почему животные так называются.
4 ЗАДАНИЕ. Выпиши названия рек и каналов, которые находятся на территории Адмиралтейского района (полностью или частично):


  1. Адмиралтейский канал

  2. Монастырка

  3. Таракановка

  4. Жерновка

  5. Славянка

  6. Каменка

  7. Муринский ручей

  8. Фонтанка

  9. Кронверкский пролив

  10. Волковка

  11. Лиговский канал

  12. Смоленка

  13. Зимняя канавка

  14. Мойка

  15. Красненькая

  16. Средняя Невка

  17. Карповка

  18. Чёрная речка

  19. Ждановка

  20. Малая Нева

  21. Охта

  22. Бумажный канал

  23. Крюков канал

  24. Оккервиль

  25. Большая Невка

  26. канал Грибоедова

  27. Обводный канал

  28. Крестовка

  29. Нева

  30. Морской канал

  31. Малая Невка

  32. Ново-Адмиралтейский канал

  33. Екатерингофка

  34. Утка

  35. Дудергофка

  36. Лебяжья канавка


5 ЗАДАНИЕ. Какое лекарственное растение узнает и слепой?
ЗАДАНИЯ ДЛЯ 9 КЛАССА
1 ЗАДАНИЕ. Выпишите местообитания растений и напишите напротив каждого букву, соответствующую описанию особенностей строения растения.

Местообитание




Название растения и его описание

№1 Альпийские луга


№2 Степь
№3 Берега водоемов
№4 Тропический лес

А. Ковыль перистый. Многолетний Злак 30-80 см. в высоту, образует плотную дернину. Листья сложены в продольном направлении

Б. Монстера Растение имеет сильно рассеченные листья. От стебля отходят воздушные корни. Быстро разрастется.

В. Эдельвейс Невысокое растение, стебель и листья покрыты белыми войлочными волосками. Цветки собраны в соцветие корзинка. Соцветие обвернуто верхними листьями

Г. Рогоз широколистный Многолетнее растение 1-2м. в высоту. Листья Двурядные, широкие, вытянутые. Мелкие женские, а над ними мужские цветки собраны в цилиндрические початки.


2 ЗАДАНИЕ. Как известно, в Сирии встречаются хомяки только одной окраски. Объясни с точки зрения экологии, почему содержащиеся у нас в домашних условиях хомяки этого вида встречаются различные варианты окраски.
3 ЗАДАНИЕ. Назовите самые экологически неблагополучные районы Санкт-Петербурга. Объясните причину их неблагополучия.
4 ЗАДАНИЕ. «Сады и парки». Перечисли известные тебе сады и парки на территории С.-Петербурга (без пригородов, не более 10 шт.)
5 ЗАДАНИЕ. Выпиши органы человеческого организма по убыванию содержания воды:

лёгкие и почки; головной мозг; кости; мускулы


6 ЗАДАНИЕ. Расположи в правильной последовательности этапы технологической цепочки подготовки питьевой воды на «Водоканале»:

Песчаные фильтры; Фильтры грубой очистки для удаления крупных примесей; Хлорирование воды; Бассейн для отстаивания воды (удаление мелких примесей); Водонапорная башня; Устранение цветности воды


7 ЗАДАНИЕ. Может ли пыльца и семена растений совершать «путешествия во времени», т.е., сохранять свою жизнеспособность сотни лет? Если да, приведите примеры.


Смотрите также:
Опыт организации и проведения районной олимпиады по экологии в Адмиралтейском районе города Санкт-Петербурга Мельник Анатолий Алексеевич
202.15kb.
1 стр.
Законодательном собрании Санкт-Петербурга состоялись депутатские слушания на тему: "Продовольственная безопасность Санкт-Петербурга"
41.09kb.
1 стр.
Методические рекомендации предназначены для организаторов первого (школьного) и второго (муниципального) этапов Всероссийской олимпиады школьников по экологии
623.72kb.
3 стр.
Инструкция по судебному делопроизводству у мировых судей санкт-петербурга
1609.74kb.
7 стр.
Из истории Невского устья до постройки Санкт-Петербурга
33.42kb.
1 стр.
Положение об окружном этапе Московской городской олимпиады школьников по информатике
56.53kb.
1 стр.
Закон санкт-петербурга о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Санкт-Петербурге
101.37kb.
1 стр.
Законодательное собрание Санкт-Петербурга Комитет по образованию Правительства Санкт-Петербурга
305.42kb.
5 стр.
Образовательный фонд содействия детям военнослужащих из отдаленных городков
88.69kb.
1 стр.
Коротко остановлюсь на главных результатах
194.28kb.
1 стр.
Заказчик: Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области. Цель организации и проведения акции
28.59kb.
1 стр.
Государственная политика Санкт-Петербурга в сфере конгрессно-выставочной деятельности
38.48kb.
1 стр.