Главная страница 1



О ПУТЯХ РАЗВИТИЯ УРБАНИЗАЦИИ В РОССИИ

Дроздов Б.В, Степанов А.М.


В течение последних двух столетий человеческая цивилизация развивается на пути урбанизации - создания городов и городских агломераций. Это направление было признано наиболее рациональным и эффективным способом проживания людей на нашей планете. Урбанизация обеспечила людям во всех странах мира и при разном климате комфортные условия проживания. Города дали все современные блага жизни, без которых сейчас немыслимо нормальное человеческое существование. Данный процесс бурно развивался в 20 веке, в начале 21 века он продолжается ускоренными темпами.

Для России процесс урбанизации имеет особое значение, ввиду сурового климата, неблагоприятных природно-климатических условий и необходимости в этих обстоятельствах обеспечения высокой социально-экономической активности при необходимом уровне жизненного комфорта и качества жизни населения. Строительство современных городов и поддержание сложнейшего городского хозяйства сопряжено в России с большими материальными и трудовыми затратами. Все это делает производство в нашей стране менее рентабельным, чем в странах с теплым климатом. Об этом весьма убедительно было показано А.П. Паршевым в своей известной книге [1]. Именно поэтому на мировом рынке Россия соревнуется с современными, промышленно развитыми странами, не на равных; ведь себестоимость любой продукции, произведённой на нашей территории существенно больше, чем в тёплых и территориально компактных странах.

Попробуем оценить эту разницу в условиях урбанизационного развития численно, для чего придадим концепции А.П. Паршева количественный характер. Для этого введём понятие приведённой территории стран, то есть территории, приходящейся на одного жителя (см. табл.1), в которой расположим страны в порядке возрастания этого параметра.

Таблица 1


Приведённая территория некоторых стран
Страна Территория Население Приведённая Комментарий

тыс. км2 млн. чел. территория

га/чел.

1.Макао 0,0292 0,62 0,0047 47 м2

2.Гонконг 1,274 6,99 0,0182 182 м2

3.Бангладеш 144 119,29 0,121

4.Сингапур 0,7 5,0 0,14 14 соток

5.Ю.Корея 98 49,02 0,20 20 соток

6.Нидерланды 41 16,64 0,246

7.Япония 372 124,34 0,30 30 соток

8.Индия 3288 1000 0,329

9.Англия 244 58,78 0,415

10.Германия 357 82,61 0,432 43 сотки

11.Филиппины 300 64,26 0,467

12.Италия 301 57,78 0,521

13.Швейцария 41,3 7,5 0,551

14.Люксембург 2,6 0,425 0,612

15.Лихтенштейн 0,159 0,025 0,636

16.Пакистан 804 115,52 0,696

17.Китай 9597 1322,2 0,726

18.Польша 313 38,36 0,816

19.Молдова 34 4,08 0,83

20.Португалия 92 10,3 0,89

21.Армения 30 3,267 0,92

22.Таиланд 541 57,76 0,937

23.Индонезия 2027 212,94 0,95

24.Франция 551 57,37 0,96

25.Нигерия 924 88,52 1,044

26.Украина 604 50,667 1,192

27.Испания 505 39,08 1,292

28.Греция 132 9,97 1,32

29.Турция 781 58,77 1,329

30.Азербайджан 87 6,506 1,34

31.Грузия 70 5,167 1,35

32.Бирма 678 47,67 1,422

33.Египед 1001 55,16 1,815

34.Литва 65 3,539 1,84

35.Мексика 1973 98,55 2,00

36.Белоруссия 208 9,878 2,11

37.Эфиопия 1222 55,50 2,202

38.Латвия 64 2,587 2,47

39.Узбекистан 447 17,498 2,55

40.Иран 1648 59,96 2,748

41.Эстония 45 1,518 2,96

42.США 9363 313 2,99 Без Аляски - 2,51

43.Таджикистан 143 4,365 3,28

44.ЮАР 1221 36,0 3,39

45.Швеция 450 9,10 4,945

46.Киргизстан 198 3,886 5,09

47.Бразилия 8512 156,3 5,45

48.Норвегия 387 4,62 8,377

49.Россия 17100 141,9 12,05 В 86 раз больше Сингапура

50.Финляндия 642,5 4,93 13,03

51.Туркменистан 488 3,118 15,65

52.Казахстан 2717 15,648 17,36

53.Канада 9976 25,5 39,1


Данные таблицы красноречиво показывают, что жителю Сингапура для реализации любого бизнес-плана, связанного с освоением территории, необходимо обустроить всего лишь площадь садового участка, в то время как россиянину для аналогичного достижения необходимо действовать на площади 12 гектар, а о качественном обустройстве этой территории даже мыслей не возникает. Аналогичная ситуация имеет место в другом высокоразвитом городском анклаве - Гонконге, что в определенной степени объясняет его бурное процветание. Рекордсменом в этом ряду является Макао - островной город, где на каждого жителя приходится территория всего в 47 м2 , что соответствует площади средней трёхкомнатной квартиры.

Отсюда следует очевидный вывод: причиной хронического отставания России на протяжении последней тысячи лет от Западной Европы является не "лень и безынициативность" русского народа, о чём поспешили объявить все идеологи западного толка, а объективные эколого-географические условия, - не только протяжённость территории, но и холодный климат, удорожающие каждый, произведённый на этой территории продукт, в несколько раз.

Становятся понятными и традиционные трудности в освоении Сибири, как в дореволюционной России, в СССР, так и в современном Российском государстве. Та же причина объясняет преимущественное развитие Москвы, Санкт-Петербурга и других городов-миллионников: это не злой умысел "антинародного правительства" или олигархов, а объективная реальность, вынуждающая социально активную часть населения "стягиваться" в столичные города с высоко развитой инфраструктурой жизнеобеспечения большой мощности.

Общий вывод также очевиден: чем меньше приведённая к населению территория, тем легче и быстрее идёт развитие каждой территориальной единицы, будь то государство, область, город или даже часть города. В этом смысле параметр приведённой к населению территории играет роль инерционной массы, тормозящей развитие, а весь процесс развития в этом аспекте можно представить по аналогии с первым законом механики (Ньютона)

F = ma,
где F в данном случае - общие усилия, направленные на развитие; а - сам темп (ускорение) развития и m - приведённая к населению территория. Тогда
a = F/m,
то есть при одинаковых усилиях развитие будет тем успешнее, чем меньше приведённая территория. Конечно, в эту общую закономерность добавляются также различные исторические, культурные и иные факторы, но, в итоге, высокоразвитые страны (за редким исключением) занимают верхние строчки таблицы 1.

Итак, общий вывод состоит в том, что повышение плотности расселения за счет интенсивной урбанизации ведет к интенсификации социально-экономического развития страны.

Разберём возможные направления развития урбанизации применительно к условиям России.

Прежде всего, отметим, что в течение последних двух столетий человеческая цивилизация интенсивно развивается по пути урбанизации - создания городов и городских агломераций. К настоящему времени 50% населения мира уже проживает в городах. К 2025 году городское население составит 2/3 общей численности всего населения планеты. По некоторым оценкам к 2030 году в городах будет жить предположительно 84% населения развитых стран [2]. Есть ряд стран, в которых подавляющая часть населения уже живёт в городах (например, в Аргентине - 90%). Половина всех жителей городов мира сейчас проживает в крупных городах с населением более 500 тысяч человек [3]. Неуклонно растёт число больших и сверхбольших городов (миллионников и десятимиллионников). Если в 1950 г в мире было 81 городов с населением более одного миллиона человек, то уже в конце 1980 года их стало около 300, а к 2010 году - более 370, при этом количество сформировавшихся агломераций численностью жителей более 1 млн. человек составило 459.

Ещё раз подчеркнём, что урбанизация в наступившем тысячелетии стала общепризнанным направлением развития цивилизации. Это официально провозглашено ООН. Данная авторитетная международная организация объявила всё третье тысячелетие урбанистическим [4].

Однако еще в СССР в 70-80 годах прошлого века сложилась концепция "диффузного города", как способ улучшения экологических условий проживания. В дальнейшем эта концепция нашла отражение в официальной Градостроительной программе России 1995 года [5], которая рекомендует уменьшение этажности жилой застройки, снижение зависимости от внешних поставок за счёт развития приусадебных и фермерских хозяйств, развитие индивидуальных домов, поддержку развития малых городов, сельских поселений, ограничение и контроль роста больших городов. Иными словами, принятая в настоящее время в России градостроительная доктрина направлена в противоположную сторону по отношению к общепризнанной мировой градостроительной тенденции. По существу, в России принята установка на деурбанизацию, что представляет собой реставрацию самого примитивного, натурального способа ведения хозяйства. Это фактическое движение в сторону деградации образа жизни целой страны.

Если квартира в городском многоквартирном доме в целом требует меньше времени для своего обслуживания (в силу коммунального характера систем жизнеобеспечения), то обслуживание индивидуального дома, дачи, всех дачных построек, автомашины и гаража целиком ложится на плечи самих индивидуальных владельцев. В этих условиях значительная часть бюджета времени жителей тратится на обслуживание многочисленных строений индивидуального совокупного жилья (и переезды между ними, а также неизбежная необходимость иметь и обслуживать индивидуальное транспортное средства - автомобиль). Это уже сфера традиционного натурального хозяйства, в которую вовлекается значительная часть активного населения. В данной сфере деятельности экономики как таковой нет. Нет никакой специализации, производственно-технологической кооперации, не говоря уж об индустриализации.

В настоящей статье принята попытка показать, что все положения Градостроительной программы России вступают в противоречие с идеей ускоренного инновационного развития страны, в которой должны сочетаться интенсивное развитие городов с сохранением природной среды, являющейся привлекательным объектом международного экологического туризма.

Политика урбанизации России на перспективу должна, по нашему мнению, предусматривать:

- повышение этажности городов с соответствующим увеличением плотности застройки;

- сокращение программ индивидуального строительства, ограничивая их только потребностями сельских жителей;

- обеспечение стабильной и надёжной зависимости городов от внешних поставок;

- стимулирование роста городов-миллионников;

- стимулирование развития высокоскоростных транспортных сетей большой производительности.

Вышеописанный принцип назовём суперурбанизацией.

В полном согласии с принципом суперурбанизации находятся такие программные документы, как Транспортная и Энергетическая стратегии России [6, 7], которые ориентируют страну на её превращение в великую транспортную и энергетическую державу мирового значения. Транспортный проект не может быть в полном объеме реализован без интенсивного развития энергетики и наоборот; другими словами - проекты транспортный и энергетический составляют неразделимую технико-экономическую пару.

Это первая и определяющая предпосылка суперурбанизации в России, которая, кстати, реализуется преимущественно в восточном направлении, в направлении Сибири, но также и в направлении Китая, Японии, Кореи и Индии - этого общепризнанного Юго-Восточного центра социально-экономического развития Мира. Именно в этом направлении поворачивается вектор мирового развития, что определяет вторую предпосылку развития урбанизации в России.

Третья предпосылка развития супергородов России - наличие необходимых для их жизнедеятельности энергетических и водных ресурсов. Особенно критическими являются именно водные ресурсы как необходимая основа жизнедеятельности супергородов. С этой точки зрения выделяются два перспективных российских региона для интенсивного развития урбанизации - бассейн реки Невы и бассейн Амура, в которых развитие супергородов обеспечено надёжными источниками чистой природной воды.

Качественным отличием супергородов является повышенная плотность населения, достигаемая высокой этажностью (40-50 этажей) и интенсивное использованием подземного пространства, что показано в [8] (см. Рис. 1).
Рис. 1.

Зависимость плотности заселения Рн и свободной (незастроенной) площади на одного жителя s от средней этажности зданий N




Обозначения




Плотность заселения Рн (тысяч жителей на один кв. километр площади городской территории)
S (свободная площадь на одного жителя, в кв. метрах на одного жителя)






Преимущества супергородов с высотными зданиями:

- снижение теплопотерь за счёт сокращения удельной тепловыделяющей поверхности в расчёте на одного жителя (потери тепла через кровлю и фундамент);

- снижение теплопотерь за счёт сокращения длины инженерных коммуникаций;

- сокращение площади застройки и, значит, отторгаемой у природы территории;

- сокращение транспортных издержек населения.

Супергорода порождают, конечно же, свои проблемы. По данным ООН для одного миллиона жителей города требуется ежесуточно 2 тыс. тонн продовольствия, 9,5 тыс. тонн топлива, 600 тыс. кубометров воды. Этот же миллион городских жителей образует 500 тыс. кубометров стоков и около 1 тыс. тонн вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу. Всё же по количеству потребляемого условного топлива, при пересчёте на одного жителя (получается около 10 литров в сутки) в городе тратится меньше, чем в сельской местности.

Следует отметить, что супергорода заведомо должны быть многопрофильными, должны обладать развитой инженерной инфраструктурой жизнеобеспечения и должны использовать массовый (общественный) транспорт для внутригородских перевозок. Для индивидуального транспорта в таких городах места нет - московские пробки доказали это.

Супергородам не свойственны территориально размытые и протяжённые пригородные зоны. Такие города при приближении к ним на наземном транспорте сразу "как будто" вырастают стеной своих небоскрёбов среди естественного природного окружения или сельскохозяйственных угодий. При формировании супергорода всё активное население прежнего пригорода "стягивается" в город и именно только сам город становится для него местом работы, постоянного жительства, учёбы и отдыха. В итоге супергород в наибольшей степени сохраняет естественно-природную среду - почвенно-растительный покров, исторический ландшафт, флору и фауну. Особую важность это имеет для обширных сохранившихся в естественном состоянии природных ресурсов Сибири и Дальнего Востока. Известно, что Россия располагает четвертью всех лесных запасов планеты, поэтому важно, чтобы выбранная политика урбанизации не затруднила воспроизводство и развитие этого спасительного для сохранения жизни на планете лесного массива страны.

Необходимым условием эффективности суперурбанизации является наличие устойчивой и надёжной связи с территориями, производящими продовольственные ресурсы. К сельскохозяйственному производству в стране, выбравшей путь суперурбанизации, предъявляются особые требования. Это производство должно быть высокопроизводительным, эффективным, с высоким уровнем индустриализации, специализации и кооперирования. Для характерных российских природно-климатических условий (короткий вегетационный период и большая глубина промерзания почвы) продуктивность сельского хозяйства может быть обеспечена только за счёт применения самых передовых агротехнических технологий, механизации и автоматизации, индустриализации и концентрации производства. Совокупная производительность общественного труда на дачных участках для горожанина всегда будет несоизмеримо более низкой, чем для крупных индустриальных сельскохозяйственных предприятий. Наиболее важным является то, что эффективность использования площадей, отводимых для дачных хозяйств, с сельскохозяйственной точки зрения оказывается весьма низкой. На этом направлении проблему снабжения супергорода продуктами питания решить невозможно.

Практика показала, что фермерские хозяйства для условий России также не в состоянии самостоятельно решить проблему снабжения больших городов продуктами питания. Последние исследования [9] убедительно показывают низкую эффективность, малую доходность, а часто и убыточность фермерских хозяйств в России. В результате проводимой политики развития частных сельскохозяйственных предприятий в России сократилась площадь сельхозугодий, особенно - площадь пахотных земель. Стали распространяться выпаханные, истощённые, опустыненные и подверженные почвенной эрозии земли, которые в некоторых районах составляют 35% всех земель. Растёт площадь бывших сельхозугодий, зарастающая кустарником и мелколесьем.

Зоны перспективного строительства супергородов определяются по критическому фактору водообеспечения. В России, в её современном виде реальные участки возможной суперурбанизации могут быть следующие [8]:

- Северо-западный (Санкт-Петербург, Архангельск, Выборг);

- Южный (Ростов-на-Дону, Краснодар, Астрахань);

- Уральский (Пермь, Екатеринбург, Миасс, Челябинск);

- Западносибирский (Тюмень, Омск. Новосибирск, Томск, Красноярск);

- Восточносибирский (Благовещенск, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Николаевск-на-Амуре, Магадан, Петропавловск, Владивосток, Южно-Сахалинск).

Посмотрим на карту страны. Реально существующая антропосфера на поверхности земли имеет вид узловато-ячеистой структуры [10], состоящей всего из трёх элементов: узлов (городов), связей (транспортных магистралей) и ячеек, ограниченных этими связями, в которых экосистемы относительно меньше затронуты и могут развиваться, выполняя свои многообразные, столь необходимые человеку функции.

Задача заключается в том, чтобы усовершенствовать эту структуру путём уплотнения узлов-городов, упорядочения транспортных магистралей, минимизации сельскохозяйственных территорий в ячейках и максимально возможного расширения в них заповедных зон.

Этим требованиям могут отвечать перспективные концепции урбанизации. Таких концепций несколько. Одна из них – описанная выше концепция суперурбанизации, когда формируется сеть городов с высокой плотностью застройки и повышенной этажностью зданий. Основным элементом такой застройки являются высотные здания (небоскребы), которые либо гармонично вписываются в сложившуюся систему разноэтажных зданий города, либо формируют новый "остров" высотных зданий со своим перспективным силуэтом высотных домов (примером может служить парижский район Де-Фанс).

Другая перспективная концепция города будущего – обитабельная жилая конструкция архитектора Б.В. Оськина [11].

Весьма перспективной для российских условий является концепция пирамидального города. Она была известно давно и стала особенно популярной в конце XX века, когда обострились экологические и транспортные проблемы крупных городов традиционной застройки.

Сформулируем принципы построения и выберем конструктивный модуль пирамидального города (рис. 2).

1. Желательно, чтобы город для увеличения плотности расселения населения имел большую высотность застройки. Однако при высоте более 300-400 м город может оказывать заметное влияние на тропосферные процессы. Кроме того, сооружение более высоких городов сопряжено с техническими трудностями и потребует разработки строительных новаций, не опробованных многолетней практикой. Чтобы не ставить под сомнение саму возможность сооружения пирамидальных городов, очевидно, необходимо придерживаться принципа использования в строительстве только конструкций и структур, уже построенных, длительное время эксплуатирующихся и, таким образом, проверенных практикой.

2. Жилая зона пирамидального города располагается на боковой поверхности пирамиды, которая для этого террасирована; внутренний объём отводится под размещение городского хозяйства, транспорта - внутригородского и междугороднего, различных коммуникаций и промышленных предприятий.

3. Пирамидальный город имеет треугольное поперечное сечение. Если объём промышленного производства города не помещается в треугольник, поперечное сечение выбирается трапецеидальным.

4. Для примера, в качестве основного жилого модуля на семью из 6 человек (три поколения - формула, обеспечивающая стабилизацию населения) принимаем фасад 20 м длиной, 5 м высотой, с участком перед ним 20 х 20 м2 (четыре сотки - именно такая площадь остаётся на большинстве участков в садовых товариществах после постройки дома). Технический этаж высотой 1 м даст возможность разместить слой почвы на участке и подвести коммуникации к жилым помещениям.

5. С учётом толщины стен и перекрытий шаг террасы составляет 21 х 6 м.

6. В качестве примера, улицы глубиной 18 м (три этажа), размещаются через 10 этажей и имеют ширину 21 м. Таким образом, периодически повторяющаяся структура из 10 этажей с улицей имеет длину 252 м и высоту

66 м. Но это только в качестве примера! Могут проектироваться и другие размеры и модули, - самые разнообразные.

7. Вокруг города располагается заповедная зона, протяжённость которой в каждом конкретном случае будет разной. Выход из города на прилегающую заповедную зону не разрешается. Высота первого этажа над поверхностью земли принимается не меньше 10-15 м. Здесь может быть организована круговая обзорная галерея, дорожки, смотровые площадки и т.п. Междугородний транспорт пересекает заповедную зону под землёй.



Рис. 2.
8. В городе нет автомобилей, мотоциклов и вообще транспортных средств с двигателями внутреннего сгорания. Транспортировка осуществляется лифтами, эскалаторами, метро, электрокарами. При высокой плотности населения и экономии средств и строительных материалов станут экономически оправданными движущиеся тротуары.

9. Пирамидальные города не обязательно должны быть круглыми в плане. Скорее всего, они будут вытянуты в линейную структуру, которая, применяясь к рельефу местности и естественным преградам, будет располагаться вдоль берегов рек, морей, по склонам гор. На равнине пирамидальные города могут быть в плане любой формы: волнистой или прямой, круга, кольца, эллипса, звезды, цветка, розетки, концентрических колец, скрипичного ключа, в конце концов, короче, - любой формы.

Оценим длину пирамидальных городов на разное число жителей (табл.2).

Таблица 2

Параметры пирамидальных городов




Число

жителей

тыс. чел.



Длина

км



Площадь

км2



Диаметр кольца, км

внешн. средн. внутр.

Дополн.

население

за счёт

застройки

центра

тыс. чел.



Σ

тыс. чел.

100

200


300

400


500

600


700

800


900

1000


3,5

7

10,5



14

17,5


21

24,5


28

31,5


35

8,89

17,78


26,7

35,6


44,5

53,3


62,2

71,1


80,0

88,9


-

4,77


5,88

7,00


8,11

9,23


10,34

11,46


12,57

13,69


-

-

3,34



4,46

5,57


6,69

7,89


8,92

10,03


11,15

-

-

0,80



1,92

3,03


4,15

5,26


6,38

7,49


8,61

-

-

-



-

100


200

300


400

500


600

-

-

-



-

600


800

1000


1200

1400


1600

Круглый в плане пирамидальный город с типовым сечением, имеющим в основании диаметр 2,54 км, вместит около 50 тыс. жителей; ответвление длиной 1,75 км с круглой пирамидой на конце - 100 тыс; ответвление длиной 3,5 км с типовой пирамидой на конце - 150 тыс. жителей и т.д. Комбинируя просчитанные элементы, можно быстро прикинуть размеры пирамидальных городов самой разной формы на различное число жителей.

Разумеется, изложенные принципы построения, конструктивный модуль и предлагаемые результаты расчётов могут быть иными, также как размеры и расположение улиц, площадей, переходов, размещение массивов жилых участков и промышленных зон могут быть самыми разнообразными, создавая неповторимый индивидуальный облик города.

Преимущества пирамидальных городов следующие:



  1. Высвобождение территории. Плотность населения разобранного варианта пирамидального города составляет 11,2 тыс. человек на 1 км2, (в Москве средняя плотность сейчас составляет 8,7 тысяч человек на один кв. километр), и приблизительно в 5-6 раз выше, чем в Волгограде. Если же учесть исчезновение пригородов, дач, садовых участков, реорганизацию и уменьшение рекреационной зоны, то выигрыш в территории будет гораздо большим.

Здесь справедливости ради следует отметить, что при средней плотности населения в Москве 8,7 тысяч человек на один кв. км., в центре Москвы плотность населения составляет 16 тысяч человек на кв. км., т.е. столько же, сколько в Токио. Плотность населения в Париже - 32 тысячи жителей на один кв. километр, в Гонконге - 25 тысяч, Нью-Йорке - 13,2. Эти цифры касаются средней плотности расселения по всей территории города. По отдельным зонам плотность может существенно отличаться от средней величины. Наибольшая плотность населения отмечается в таких городах, как Лагос и Джакарта. Здесь эта плотность превышает 40 тысяч человек на кв. км.. Но в этих городах такая плотность достигается не за счет повышения этажности с сохранением необходимого городского стандарта качества жизни, а за счет скученности населения, которое ютится в трущобах, таких, как фавелы в городах Бразилии (Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро).

В условиях суперурбанизации потенциально может быть достигнута плотность населения, значительно превышающая величину 40 тысяч на кв. км., но при этом всем жителям будет гарантирован требуемый комфорт и удобство проживания согласно принятым мировым нормам. Города стомиллионники могут по предварительным оценкам иметь плотность расселения до 100 тысяч жителей на один квадратный километр площади. При достижении такой плотности, например, на территории современной Москвы может быть размещено около 100 млн. человек, т.е. две трети населения сегодняшней России.

Важно также отметить, что в городах традиционной застройки, например Москве, весь фактический жилищный фонд города отторгает под фундаменты домов всего лишь 2% его территории, что для Москвы составляет 20 кв. км. (!).

Если для рассматриваемого пирамидального города на каждую семью из 6 человек приходится 4 соток зеленых насаждений участка, выделяемого в составе каждой городской квартиры, то для такого традиционного по застройке города, как Москва, на каждого жителя приходится примерно столько же площади зеленых насаждений и городских лесов. Так, в Москве 45,6 тысяч гектар зеленых насаждений и 12,1 тысяч га городских лесов, значит, на каждого жителя приходится 57,7 кв. метров зелени.

2. Возвращаясь к особенностям пирамидального города, отметим, что структура жизнеустройства этого города не требует использования автомобилей; они сохранятся только в сельской местности, что резко уменьшит загрязнение атмосферы.

3. Пирамидальные города, высвобождая территорию, делают реальным образование сетчато-непрерывной заповедной зоны по всей территории суши. Проблема сохранения генофонда дикой природы стоит сейчас крайне остро. Пластичность жизненных форм столь велика, что каждый вид растений и животных, приспосабливаясь к географическим условиям определённого ареала, даёт большое количество подвидов, создавая подчас трудноразрешимые задачи систематики. По сути дела, каждый вид полиморфен [12] и, строго говоря, для его сохранения необходимо сберечь все ареалы и местообитания, что вряд ли осуществимо в современных условиях. В конечной стадии реализации концепция пирамидальных городов, по-видимому, позволит выделить для заповедников одну треть суши и создать условия для обитания всех видов растений и животных, которые к тому времени сохранятся.

4. Элементарный расчёт показывает, что для сооружения пирамидального города потребуется почти вдвое меньше стройматериалов, чем для городов современной застройки (точнее, около 55%).

5. Создание пирамидальных городов приведет к резкому сокращению протяженности всех сетей инженерных коммуникаций: транспорта, водопровода, канализации, теплоснабжения и прочих. Оценить его сейчас трудно; думается, что вполне реально сокращение на два-три порядка величин. Это означает экономию большого количества материалов, средств, труда, времени на переезды. Вполне реально, что с помощью лифтов, эскалаторов и метрополитена среднестатистическое время одного переезда в крупном пирамидальном городе составит 15-20 мин, в то время как для Москвы, Петербурга и других крупных городов, оно сейчас составляет 50-60 мин.

6. Для пирамидальных городов отпадает необходимость помещать коммуникации под землю - они разместятся на техническом этаже и в технических переходах, будут всегда доступны для осмотра, контроля и ремонта; они могут быть выполнены из современных полимерных материалов, более качественно, надёжно, более гигиенично; при этом эксплуатационные и ремонтные расходы существенно сократятся. Оборудование комплексов водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения и связи в ещё большей степени будут походить на большие приборы, оправдывая определение города как "машины для жилья" (по Корбюзье).

7. В 1926 г академик А.Ф. Иоффе подсчитал, что пирамидальный город не надо отапливать; он сам себя согреет, выделяя в замкнутый объём низкоградиентное тепло на финише любых процессов. Это означает, что в конечном итоге сооружение пирамидальных городов может дать экономию 25% энергобюджета мира, именно такое количество энергии потребляется сейчас на коммунальные нужды. Более того, есть надежда утилизировать низкоградиентное тепло на выходе вентиляционных систем города и вырабатывать добавочную электроэнергию. Другой путь энергетического использования пирамидальных городов - размещение наверху, где сила ветра всегда больше, ветроэнергетических установок; и тот и другой пути в перспективе могут дать вклад, равный ещё 5-7% энергобюджета.

Кроме биосферных, экономических и технических преимуществ, несомненно, будут и социальные.

8. Пирамидальный город дает свое и достаточно эффективное решение жилищной проблемы. В предлагаемом варианте в этом городе на одного жителя в среднем приходится 67 м2 освещённой дневным светом жилплощади и, по-видимому, практически неограниченное количество помещений с искусственным освещением, в то время как в современных условиях эта норма близка к 10-11 м2 и до 17 м2 на человека. Далеко идущие социально-психологические последствия этого трудно переоценить.

9. Пирамидальный город естественным образом решает проблемы дач и садовых участков. Многие современные семьи стремятся иметь два дома (городской и сельский), и находят пути реализации своего стремления. Психологическая тяга городского жителя к земле, своему огороду, садовому участку, сельскому дому, остается коренной потребностью людей, с которой так или иначе необходимо считаться. Здесь проявляется, с одной стороны, важнейшая потребность человека в общении с природой, удовлетворить которую в современном городе люди не могут, с другой – глубокие земледельческие традиции российского населения. В ментальности российского человека исторически заложена потребность работать на земле и он всеми возможными способами пытается её удовлетворить. Представляется, что многие семьи вполне будут довольны четырьмя сотками, которые окажутся около их дома в пирамидальном городе, и не будет потребности приобретать дом в сельской местности.

10. Город в пирамидальном исполнении станет функционально трёхмерным.

11. При значительной экономии средств и материалов можно тратить дополнительные средства на придание индивидуальных черт и отличий каждому городу, улице и дому, у которого теперь будет свой своеобразный фасад. Можно надеяться, что в пирамидальном городе удастся избежать эстетически неприемлемого стандарта, который есть следствие удешевления строительства и который реализует, по существу, единственно возможный вариант застройки. Естественно, что индивидуальным в таких условиях будет и интерьер домов, где, наконец, появится реальная возможность воплощения идей передвижных стен, разных уровней и т.п.

12. По этим же причинам (трёхмерность и экономия средств и материалов) все параметры пирамидальных городов будут более вариабильны. Появляется возможность наследования и практического воплощения всего богатства, накопленного архитектурой разных эпох и стилей - от варианта "Манхеттен" до Латинского квартала или Монмартра для улиц, а для отдельных домов - от деревянной избы Русского Севера до дома над водопадом Фрэнка Ллойда Райта.

13. Улицы в этом городе будут возвращены пешеходам. В ненастную погоду и зимой их можно будет перекрывать крышей. Чего стоит одно исчезновение уборки снега!

14. Поскольку в современном высокоразвитом обществе всё взаимосвязано и взаимозависимо, сооружение пирамидальных городов, несомненно, окажет влияние и на саму инфраструктуру антропосферы. Преобразование систем расселения людей и сопутствующее ему перемещение предприятий обрабатывающей промышленности представляется неизбежным. Скорее всего, пирамидальные города будут размещены в климатически комфортных зонах, на побережьях морей и океанов. Россия в современном ее виде потеряла по сравнению с ССР значительную часть берегов относительно теплых морей (Черное, Каспийское, Балтийское). Осталось лишь сравнительно небольшой участок Черноморского побережья Кавказа. Именно он будет представлять несомненный интерес с точки зрения воплощения идей пирамидальных городов, особенно с учетом перспективы проведения здесь зимней Олимпиады 2014 года.

Значительные изменения претерпят в пирамидальных городах транспортные системы. Из всех видов транспорта (с большим отрывом от остальных) наиболее экономичным и наиболее экологически чистым является скоростной электрофицированный рельсовый транспорт. В городе это метро, между городами - электропоезда. Давно доказано и общепризнанно, что самым грязным и дорогим является автомобильный транспорт. В условиях современных городов диффузной застройки и промзон, рассредоточенных на больших территориях, автомобиль сохраняет преимущества целевой избирательности, индивидуальной, и в итоге, более быстрой доставки грузов и людей. При развитии пирамидальной инфраструктуры преимущество получат, по-видимому, конвейеры, пневмотранспорт, лифты, эскалаторы, метро - в городах, а между городами и странами - высокоскоростной, рельсовый, электрофицированный транспорт, идущий со скоростью 300-350 км/час, автоматизированный, телеуправляемый, для чего придётся существенно усовершенствовать системы погрузки-разгрузки. На большие расстояния возможен транспорт на магнитном подвесе, подобный "Планетрану", вагоны которого передвигаются на магнитной подвеске внутри вакуумных труб со скоростью до 22 тыс. км. в час. Роль авиации в этих условиях значительно сократится и вместе с этим существенно снизится глобальное загрязнение атмосферы, исчезнет проблема сохранения стратосферного кислорода и ряд других.

При переводе подавляющей части транспорта на электротягу доля электроэнергии в общем энергобюджете сильно возрастёт. Выработать её способами, не загрязняющими окружающую среду и не использующими невозобновимые ресурсы ископаемых топлив, возможно только с помощью различных видов солнечной энергетики, которая технически разработана, но развитие которой в настоящей геополитической ситуации искусственно сдерживается, поскольку воевать мы умеем только с помощью двигателей внутреннего сгорания (ДВС), работающих на нефтепродуктах. Именно поэтому ДВС в XX веке преимущественное развитие.

Строго говоря, любой вид энергии на Земле имеет своим источником Солнце, даже ядерная энергия - радиоактивные элементы возникли одновременно со стабильными в момент взрыва Сверхновой 5 млрд. лет назад [13]. Из всех видов энергии, непосредственно вызванной солнечной активностью (ветровой, геотермальной, приливной и т.д,), наиболее перспективной является электроэнергия, полученная от солнечных батарей. Реальный КПД солнечных батарей - 10%. По последним данным КПД солнечных батарей приблизился к 42,8%. Это солнечные батареи на поликристаллическом кремнии и нанокристаллах кремния. Однако, себестоимость производства электрической энергии на гелиоэнергетических установках в 3-10 раз выше, чем в обычных тепловых электростанциях. Мощность этих установок также пока ограничена. Одна из самых мощных таких установок заказана Ватиканом. Ее мощность составляет 100 МГвт, а стоимость – 500 млн. евро. По этим же данным полезная мощность солнечной батареи с площадью зеркала в 1 кв. метр составляет 160 вт (!?). При мощности солнечного потока на 1 кв. метр площади поперечного сечения Земли в 1,373 квт\кв. метр, это означает эффективный коэффициент преобразования мощности солнечных лучей на поверхности Земли солнечными батареями 11,65%. Такое расхождение с объявленным КПД солнечных батарей в 42,8% объясняется, видимо, сферическим характером поверхности планеты, ослаблением мощности солнечного излучения на поверхности Земли от поглощающих свойств атмосферы Земли и отражающими способностями верхних слоев атмосферы Земли.

Для сравнения, реальный КПД тепловых станций, работающих на угле, нефти, газе, около 30-32% для старых станций (которых большинство), и около 42% для новейших. КПД атомных электростанций - 22-24% из-за того, что у них два тепловых контура: жидкометаллический и обычный паровой. Участились сообщения о принципиальной возможности создания солнечных батарей с КПД 20-24%, и, наконец, обнаружен материал, преобразующий солнечный свет в электричество с КПД 92-95% - это ретицин, выстилающий дно глазного яблока, искусственный синтез которого вполне вероятен - это вопрос времени.

В пределах различных видов солнечной энергетики желательны и целесообразны децентрализация, многоотраслевое и локальное заполнение мелких статей энергобюджета на фоне развития единой энергосистемы Мира, которая позволит перекачивать энергию с дневной стороны Земли на ночную. К созданию такой системы мы весьма близки уже сейчас. К примеру, Единая (евразийская) энергосистема России существует уже свыше 40 лет. Успехи в получении материалов, обладающих свойством высокотемпературной сверхпроводимости при температурах -400С и даже -20 0С приближают момент, когда технически будет возможно проложить в вечной мерзлоте России, Канады и Аляски пучки сверхпроводящих кабелей, которые образуют сверхпроводящее циркумполярное полукольцо. Правда, для этой блистательной перспективы имеется весьма серьёзное геополитической препятствие. Подобные проекты возможны только при международном сотрудничестве, а это последнее, в свою очередь возможно лишь при создании эффективной системы международной безопасности и повсеместного прекращения не только военных действий, но и военных приготовлений, а такая перспектива пока не просматривается даже теоретически.

Нужно отметить, что современное развитие крупных городов начинает использовать некоторые элементы пирамидальной застройки так сказать стихийно (неосознанно), поскольку они, эти элементы, наиболее выгодны и рациональны. Общеизвестные пентхаузы на крышах домов по существу являются такими элементами и получают широкое распространение. Строят и непосредственно пирамиды. Около каждой станции метро в крупном городе стихийно возникает развитая торговая зона. Если каждую станцию метро "накрыть" жилой пирамидой, то живущим в них людям не будут нужны услуги наземного транспорта: автобусов, троллейбусов, трамваев, они быстро будут спускаться в метро и в магазины на лифтах и пешком и проблемы с наземным транспортом в такой застройке сильно упростятся. Соответственно между такими станциями метро могут организовываться парки и природные зоны, что, собственно, уже и происходит.

Наконец, общеизвестны примеры нового строительства, в котором пирамидальный принцип застройки наиболее целесообразен и, по-видимому, стихийно будет реализовываться.

Большую перспективу для пирамидальной застройки имеет район Большого Сочи, то есть береговая линия Черноморского побережья длиной 115 км от Туапсе до Адлера. Здесь гористый берег на всём протяжении этой местности большей частью круто падает к морю, где имеется небольшой, каменистый, крутопадающий пляж и приглубая прибрежная зона моря. Коренное преобразование этой территории в связи с Олимпийскими играми 2014 г уже началось и несомненно будет продолжено после 2014 г, поскольку это практически единственная южная курортная зона России. Постепенное превращение её в сплошную курортную зону пирамидальной застройки представляется неизбежной. Конкретные элементы и примеры такой застройки в этой зоне уже имеются и могут быть проиллюстрированы рис.3. Сейчас железная дорога находится на месте будущей пешеходной трассы. Её целесообразно перенести в глубь берега на такое расстояние, чтобы пассажиры могли, не пользуясь наземным транспортом, пешком, за 10-15 минут выйти в любую точку жилой застройки. Кстати, башня с лифтом и смотровой площадкой уже построена в Дагомысе.




Рис. 3. Принцип застройки Большого Сочи.
На том же Черноморском побережье от Анапы до Благовещенки имеется 40-километровая дюнная коса, чрезвычайно удобная для пирамидальной застройки (рис.4). Для ускорения освоения этой территории нужно пригласить частных инвесторов, предоставив им выгодные льготы. Государство же должно взять на себя упреждающую прокладку коммуникаций: метро, автодорог, водопровода, канализации, энерго- и информационных сетей. При этих условиях строительство будет осуществлено быстро.


Рис. 4. Пример пирамидальной застройки на песчаной косе
Аналогичные проекты могут быть реализованы в прибалтийской курортной зоне в Калининградской области на российских участках Куршской и Вислинской кос, покрытых песчаными дюнами.

Кстати, ещё много тысячелетий назад идея пирамидальной застройки склонов была воплощена в древнем городе на территории современного Перу - Мачу-Пикчу (рис.5). Здесь реализованы основные элементы пирамидальной застройки: ступенчатое расположение домов и совмещение стен соседних

домов.


Рис. 5. Древний город Мачу-Пикчу
Конечно, при повсеместном строительстве пирамидальных городов возникнут трудности и проблемы, касающиеся совершенствования систем освещения, вентиляции, защиты от шума и вибраций, сохранения исторических памятников, и другие, сейчас еще не осознанные проблемы. Не следует сбрасывать со счетов и психологическую проблему боязни замкнутых пространств (клаустрофобии), которой подвержены некоторые люди.

Необходима комплексная оценка и прогнозирование всех последствий пирамидальной перестройки антропосферы и принятие оптимальных многофакторных решений. Думается, что всесторонняя оценка решит дело в пользу сооружения пирамидальных городов.

В заключении подчеркнём, что идеи, изложенные здесь не новы. Большинство из них уже было опубликовано в большом количестве книг и статей различных авторов, дать ссылки на которые не представляется возможным. В своих рассуждениях мы опирались на самые общие цифры и оценки, а задачу этой работы видели в том, чтобы объединить все эти идеи в целостную картину и дать ей оценку с биосферных позиций. Если у читателя, вслед за авторами, возникнет мнение, что современная экологическая ситуация вполне созрела для осуществления подобных проектов, цель работы будет достигнута.

Литература





  1. Паршев А.П. Почему Россия на Америка? – М:, АСТ.Астрель, 2000.

  2. Универсальный атлас мира - М.: "Дизайн. Информация. Картография", Астрель, АСТ, 2003.

  3. Бурак П.И. Современные тенденции развития крупных городов и экономическая наука. В "Научно-информационный вестник. Москва. Выпуск шестой. Экономические решения для крупнейших городов мира. Правительство Москвы. ДЭПР. ГУП "Экономика". Москва, 2003 год.

  4. Лазарева И.В. Пятое измерение города. Труды Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН), Серия "Теоретические основы градостроительства". - М.: ЛЕНАНД, 2006..

  5. Градостроительная программа возрождения России. – М.: Стройиздат, 1995. – 120 с.

  6. Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.06.2008 № 877-Р.

  7. Основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020-2030 годов. Приложение к Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. Министерство экономического развития РФ. Москва, 2008.

  8. Дроздов Б.В. Облик и размещение супергородов Сб. "Культура. Народ. Экосфера" – М:, "Спутник", 2009.

  9. Жданова К.В. Фермерские хозяйства России. ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет, 2004.

  10. Горшков С.П. Экзодинамические процессы освоенных территорий.

- М:, Недра, 1982.

  1. Оськин Б.В. Архитектура пространства обитания человечества на планете Земля. Тема: "Пространство обитания человечества". -М.: Компания "Спутник", 2004.

  2. Степанов А.М. Узловато-ячеистая структура экосистем суши и её значение в глобальном мониторинге. В сб. "Комплексный глобальный мониторинг

состояния биосферы". М. Гидрометеоиздат, 1985, сс. 23-24.

  1. Степанов А.М. Эволюционный подход к определению генетически

значимых доз радиации. В сб. "Мутагенез при действии физических

факторов". М. Наука, 1980, сс.176-186.






Смотрите также:
О путях развития урбанизации в россии
286.08kb.
1 стр.
Наташа Ростова
42.32kb.
1 стр.
Обзор проблемы загрязнения кадмием, свинцом и ртутью окружающей среды в россии и украине
933.88kb.
6 стр.
Программа дисциплины «История и теория музыки»
916.31kb.
5 стр.
К проблеме взаимосвязи социальной и профессиональной адаптации личности
163.02kb.
1 стр.
Программа курса составители: к ф. н., доцент Е. Е. Малинина, к ист н., доцент С. А. Комиссаров
158.18kb.
1 стр.
Концепция развития металлургической промышленности России до 2010г
265.22kb.
1 стр.
Возможности развития производства древесных топливных гранул в россии
213.42kb.
1 стр.
Б 2 12. Рынок книжной продукции в России и за рубежом
7.72kb.
1 стр.
Древний и средневековый Испиджаб 07. 00. 06 Археология
901.53kb.
5 стр.
Г. З. Беседовского "На путях к термидору". М.: Современник, 1977
102.21kb.
1 стр.
Модернизация экономики России: приоритеты развития
10.94kb.
1 стр.