Главная страница 1 ... страница 5страница 6страница 7страница 8страница 9

ЕНШ Адам-Арнольд Карлович.

Член-корреспондент Петербургского общества архитекторов.

Первоначальное образование получил в лодзинском высшем ремесленном училище. В 1885 году поступил в Институт Гражданских Инженеров и окончил курс в 1890 году с правом на чин 10 класса; при выпуске награжден серебряной медалью за лучшие проекты.

В июне того же года Адам Карлович был назначен архитектором университета св. Владимира в г. Киеве. Состоя в этой должности, в мае 1891г.был командирован заграницу для осмотра библиотек. Возвратившись в Киев, составил проект здания библиотеки для университета.

В июле 1891 года занял место Бердического городского архитектора. К этому времени он был в чине титулярного советника. В 1892 году принял участие в конкурсе по составлению проекта водоснабжения г. Кременчуга и получил за представленный проект первую премию.

С 24.1.1898 - губернский инженер ярославского губернского правления. В этой должности в 1902 г. награжден орденом Св. Анны 3-й степени, а с 18.02.1902г. произведен в надворные советники.

В 1907году - статский советник, профессор рижского института. До 1915 года работал в Риге.

Улицы в Зачеремушной части города: долевые - по течению реки Черемуха: Ярославская, Покровская, Лесная и Выгонная. Поперечные улицы: Папушевская, Кладовая, Словочевская, Богдановская и Инвалидная.


Из истории названий улиц Зачеремушного района
Из далекого прошлого пришли к нам улицы Полевая, Луговая, Моховая, Выгонная, Лесная. Они говорят о том, что раньше Зачеремушный район был окраиной города, долгое время не застраивался. За его чертой далеко простирались поля, луга, тянулись бесконечные болота, поросшие мхом. Много лет назад этот район состоял из ветхих деревянных домиков, а его узкие кособокие улочки весной и летом буквально утопали в грязи. В ту пору в районе улицы Куйбышева стоял запущенный пруд, в котором местные хозяйки круглый год полоскали белье, брали воду для полива огородов. Одной из старейших улиц этого района является и набережная Черемхи. Понятно, конечно, что название улица получила по названию реки, вдоль которой протянулась.

Название улицы Моховая происходит от бывшего места торговли мхом для проконопачивания бревенчатых домов.

Улица Куйбышева раньше называлась Инвалидная. Ее название становится понятным, если вспомнить, что в прошлом здесь размещалась небольшая Солдатская слобода.

Улица Ухтомского в прошлом называлась Выгонной. Слово, давшее название улиц, -исконно русское. В документах по истории Рыбинска издавна встречалось такое понятие как «выгонная земля» - так называлось пастбище для городского скота.

Улица Бори Новикова (ранее улица Лесная) названа в честь пионера - героя Бори Новикова. Боря Новиков (1930 - 1942) родился в Ленинграде; во время Великой Отечественной войны жил в Рыбинске; сбежал на фронт. Юный боец, «сын полка» оказывал помощь раненым в бою, был связным в 3-м батальоне 380-го стрелкового полка. Погиб под Старой Руссой.

Интенсивная застройка улиц микрорайона велась заводом полиграфических машин и совпала со временем наивысшего расцвета деятельности предприятия. В эти годы начинается строительство благоустроенного жилья по улицам Куйбышева, Блюхера и далее по микрорайону, заменяя сносимые дома дореволюционной застройки.



Кононова Т.А.,

заведующая библиотекой-филиалом № 1



Козина Г.А.,

библиотекарь филиала № 1


Воскресная школа храма во имя Иверской иконы Божией Матери
В конце XIX века на левом берегу реки Волги напротив г. Рыбинска было основано село Александровское, получившее свое название в память убиенного императора Александра II.

В 1890 г. здесь была основана приходская церковь во имя Иверской иконы Божией Матери. Инициатором строительства храма был купец Сергей Никифорович Емельянов, затративший на это дело значительную часть собственных средств. В расходах по благоустройству церкви большое участие принимал и известный благотворитель купец 1-ой гильдии, почетный гражданин Федор Архипович Копейкин-Серебряков. Он известен тем, что уже ранее выстроил на свои средства двухклассное училище между деревнями Мелкой и Полтинным (бывшая школа № 9). Жертвователи и строители пожелали освятить храм в день памяти принесения Иверской иконы Божией Матери в Москву в 1648 году, т.е. 13 октября.

Более подробно о купце Емельянове С.Н., строительстве храма, о деятельности храма в годы Советской власти, его священниках вы можете прочитать в книге Александра Владимировича Михайлова «Церковь Иверской иконы Божией Матери города Рыбинска».

Церковь ведет большую работу по духовному просвещению и воспитанию местного населения. Не забыты в духовном просвещении и дети. В 1992 году церкви был передан пустующий расселенный двухэтажный дом. Осенью того же года здесь была организована Воскресная школа для детей прихожан, руководителем которой являлась матушка Марина.

В июле 2007 года воскресная школа переехала в новое помещение. Теперь она расположена в здании бывшей детской библиотеки им. Пушкина, по адресу ул. Александровская, д. 1. Здание было передано в безвозмездное пользование в длительную аренду. Большую помощь в ремонте помещения, благоустройстве территории оказали прихожане церкви. Был сделан косметический ремонт. Установлены стены, отделяющие две новые классные комнаты от общего зала. В результате такой перепланировки занятия в 4-х возрастных группах проходят в изолированных классных комнатах. За зданием воскресной школы были вырублены кусты и подготовлена спортивная площадка, там дети занимаются физкультурой и играют в футбол.

Школу посещает около 80 детей. Всего создано 4 группы. В 1 (дошкольной) и 2 (младшей школьной) группах проводятся занятия по изобразительному искусству, где используются методические разработки Л. Суровой по программам «Введение в Предание» и «Лето Господне», а также занятия по лепке, пению, физкультуре.

В 3-ей группе (4-7 класс общеобразовательной школы) проводятся занятия по изучению священного писания, церковно-славянского языка, мироведение (программа Л. Суровой), физкультуре.

В 4-ой группе (старшие школьники) изучаются следующие дисциплины: Новый Завет, Ветхий Завет, История церкви, сектоведение, церковно-славянский язык, проводятся консультации по подготовке к ЕГЭ по русскому языку и биологии.

При школе организованы кружки: плетение из лозы, рукоделие для девочек (вязание на спицах, крючком, вышивание).

Второй год руководит школой Кащеев Алексей Викторович, инженер-конструктор НПО «Сатурн», кандидат технических наук.

Преподаватели школы:

Архипова Анна Владимировна – педагог Детской художественной школы. Закончила Ярославское художественное училище, является студенткой художественно-графического факультета СПбГПУ.

Высшее педагогическое образование имеют преподаватель пения Воеводская Наталья Сергеевна и преподаватель лепки Цветкова Ольга Александровна.

Студенты теологического факультета ЯГПУ Валеев Алексей Александрович и Разумов Александр Владимирович преподают соответственно священное писание, сектоведение и мироведение.

Гусева Ольга Юрьевна преподает церковно-славянский язык (высшее образование).

У старшей группы Новый Завет преподает Андреева Инна Владимировна, имеющая высшее юридическое образование.

Высшее техническое образование имеет преподаватель Ветхого Завета Майорова Алевтина Галиковна.

Об истории церкви рассказывает Добродеева Татьяна Ивановна (высшее образование).

Закон Божий преподают Васильева Ольга Николаевна и Добротина Ольга Анатольевна. У каждой из них своя тематика проведения занятий. Занятия Ольги Николаевны посвящены праздникам Православного календаря (в основном, Двунадесятым праздникам). Она знакомит детей с православными и народными традициями каждого праздника. Задача же Ольги Анатольевны сформировать православное мировоззрение ребенка, его нравственность.

Уроки в школе длятся по 45 минут.

Утро для детей начинается с посещения службы в Иверской церкви. Отстояв службу, причастившись, а с 7 лет и исповедавшись, дети приходят в Воскресную школу на трапезу. Следуют молитвы перед трапезой, после трапезы, а также общая молитва перед началом учения. Далее дети в соответствии с возрастом расходятся по классам. Посещение занятий свободное, каждый идет на ту дисциплину, на которую ему хочется.

Классы оборудованы для занятий. В кабинете рисования дети, которые остаются для самостоятельной работы, рисуют на мольбертах. Темы занятий по рисованию: православные праздники, времена года, явления мира, история храмов, пейзажи.

Урок предваряет рассказ преподавателя по данной теме. А по итогам занятий оформляются выставки работ учащихся.

Занятия в Воскресной школе проводятся с использованием технических средств. В школе есть проектор, большой экран, компьютер, новые колонки, ноутбук, телевизор.

Ежегодно проводятся 2 больших утренника на Рождество и Пасху. В программу входят праздничный стол и спектакль, поставленный силами детей по сценариям профессионального режиссера, супруга одной из преподавателей. Так на Пасху показали спектакль по сказке монаха Лазаря «Как божья коровка на небо летала». Дети всех возрастов с удовольствием принимают участие в спектаклях и подготовке к праздникам.

На родительских собраниях и педагогических советах обязательно присутствует настоятель Иверского храма протоиерей отец Дмитрий Садовский.

Учебный процесс в школе проходит с сентября по апрель (заканчивается после пасхальных праздников). В летний период организуется сборная группа. Дети занимаются в школе, участвуют в трудовых делах. Также летом организуются походы. Дети побывали на родине преподобного Серафима Вырицкого, ездили в Троице-Сергиеву лавру с заездом в Черниговский скит, в Свято-Введенскую оптину пустынь, в Тверь, в Алексеевскую пустынь. В августе 2010 года принимали участие в VI Ушаковских сборах на родине святого праведного воина адмирала Федора Ушакова в с. Хопылёво и по итогам своей поездки оформили большую стенгазету с фотографиями.

Воскресная школа существует за счет пожертвований («Во славу Божию»). В храме Иверской церкви стоит ящик для пожертвований на Воскресную школу.

В настоящее время к школе подведен природный газ, поставлен новый забор, решены проблемы с водоснабжением и канализацией. И все же само здание школы уже старое. Поэтому в перспективе планируется строительство нового кирпичного здания Воскресной школы на территории церкви.

Мясцова С.А.,

заведующая библиотекой-филиалом № 3


Музейные экспонаты рассказывают…

(Музей детского сада № 52 «Незабудка»)
Музейная педагогика – одно из популярных направлений. Она объединяет и музееведение, и краеведение, и педагогику.

Во многих образовательных учреждениях нашего города созданы небольшие музеи, организованы уголки по истории своего края. Такой музей организован и в детском саду № 52 с красивым названием «Незабудка».

Педагог Галина Агаповна Голодова рассказала о возникновении музея… Музей начинался с небольшой горницы и затем постепенно расширился до современных объемов…

Экспонаты собирали по крупицам сообща: часть экспонатов были найдены и собраны воспитателями, что-то принесли родители воспитанников.

Собрание музея похоже на волшебную шкатулку, т.к. состоит из множества интересных вещей: прялка, утюги, скатерти, самовары и другие предметы быта.

Каждый экспонат подобран по тематическим экспозициям и представляет собой частичку истории родного края.

Здесь можно увидеть настоящий крестьянский уголок – русская изба с утварью: стилизованная печь, ухват, чугунки, крынки, утюги, лапти…

О царе лесов и символе Ярославского края расскажет коллекция медведей.

Интересно собрание часов. Когда-то они были частью нашей жизни, теперь же многие из представленных экземпляров стали частью истории.

О старинных русских ремеслах и народном творчестве маленьких посетителей знакомит собрание гжели, глиняных изделий, изделия народных промыслов…

О народном творчестве расскажет уголок музыкальных инструментов.

Большая и интересная коллекция льняных и вышитых полотенец, подзоров, скатертей, покрывал… Они не только вызывают восхищение своей красотой и умением мастериц, но и дают представление о том, как наши предки вязали кружево, ткали холсты, шили одежду, украшали красные углы с иконами, зеркалами, использовали их в праздничных обрядах…

Все эти богатства хранились очень бережно в сундуке, который также играл большую роль в жизни крестьян: на нем спали, одежду с приданным хранили, перевозили различный скарб…

Есть в коллекции музея и ещё один предмет из русской жизни – самовар.

Маленьким посетителям бывает интересно, не только познакомится с нашей историей, но и выпить чай из самовара или молока из глиняных чашек, поесть блинчиков…

Знать и помнить историю родного края помогает и исторический печатный материал о Ярославском крае, Рыбинске, о Рыбинском водохранилище, о истории нашего поселка и наших земляках.

Благодаря созданию такого музея ребята наглядно знакомятся с нашей историей, обычаями, учат пословицы, поговорки, потешки, участвуют в театрализованных утренниках. Все это вместе помогает воспитывать в ребенке человека, который знает, что такое малая родина, привить чувство патриотизма и любви к Отечеству.

Сучкова М. А.,

заведующая библиотекой-филиалом № 18


Организация работы библиотеки по продвижению
экологической информации среди читателей

Экологические проблемы приобрели характер настолько масштабный ,что стали одной из основных глобальных проблем человечества, сотрудники библиотеки считают экологическое просвещение одним из основных направлений.

Цель деятельности:

  • воспитание экологической культуры личности, социально – адаптированной, творчески развитой, со сформированными духовно – нравственными, патриотическими, правовыми знаниями и взглядами в мировом сообществе через знакомство с книгой.

Информационные задачи:

  • -популяризация экологической литературы;

  • -расширение знаний о животном и растительном мире,

путем прочтения книг писателей – природоведов;

  • формирование бережного отношения к природе;

  • -воспитание навыков правильного поведения в природной среде;

Организующую роль по экологическому просвещению играет Целевая библиотечная Программа МУК ЦБС г. Рыбинска «Экология и мы», координатором которой является библиотека – филиал № 18 (экологическая). Коллектив библиотеки успешно работает в рамках собственной Программы «Библиотека. Книга. Экология».

Проектную деятельность экологическая библиотека осуществляет в рамках договоров о сотрудничестве и совместных планов.

На мероприятиях по экологии частые гости специалисты отделов охраны окружающей среды городского округа город Рыбинск, Рыбинского муниципального района, экологи предприятий, педагоги – предметники, сотрудники городских библиотек.

Специалисты делятся с присутствующими информацией об экологических проблемах города и района, обмениваются опытом. Систематически фонд библиотеки пополняется новыми книгами и периодическими изданиями по экологическому краеведению.

Специалисты – экологи принимают активное участие во всех мероприятиях библиотеки: информационно–практических конференциях, Днях информации, образовательных лекториях для учащихся.

Работа с фондом по экологии – одна из приоритетных задач экологической библиотеки.

Деятельность по комплектованию экологического фонда ведется с 2005 года. Средства для комплектования фонда поступали ежегодно до 2011 года из бюджета городского округа город Рыбинск по Целевой библиотечной Программе МУК ЦБС г. Рыбинска «Экология и мы».

Систематически сотрудники библиотеки ведут работу по продвижению экологической информации среди читателей.

23 марта 2010 года работники библиотеки приняли участие в работе межрегионального семинара «Волга – исторический путь России», посвященного 90–летию выдающегося ученого Кирилла Яковлевича Кондратьева, уроженца города Рыбинска.

Участники семинара познакомились с исследовательскими материалами из фонда библиотеки о жизни и научной деятельности знаменитого земляка.

В рамках семинара работала выставка – просмотр «Человек глобального измерения».

Кирилл Яковлевич Кондратьев занимался вопросами изменения климата, работал в области экологии космоса. (К сожалению, дом, где провел первые годы жизни известный ученый был разрушен в 2011 году).

Вниманию педагогов были предложены книги экологической тематики, подаренные вдовой ученого Светланой Ивановной Кондратьевой библиотеке, фото из семейного архива военных лет, газеты прошлых лет с публикациями Кирилла Яковлевича, переписка сотрудников библиотеки с родственниками ученого.

Посетители выставки – просмотра получили на память рекомендательный указатель «Эколог, известный миру». Исследовательские материалы собраны в дайджест «Эколог мирового значения».

Сотрудники библиотеки проводят научно – познавательные мероприятия о вкладе Кирилла Яковлевича Кондратьева в отечественную и мировую науку среди детей и молодежи.

В рамках Всемирного дня Земли прошла Неделя экологии, куда вошли обзор по виртуальной книжной выставке «Человек глобального измерения», презентация фильма «Вселенная Кондратьева» и книжно – иллюстративная выставка из цикла «С маленьким принцем по планете людей».

Днем информации «Экология – этика цивилизации» городские библиотеки включились в работу четвертого экологического просветительского марафона «Планета Земля – наш общий дом ».В него вошли акции и мероприятия, приуроченные к праздникам экологического календаря, направленные на привлечение внимания рыбинцев к проблемам окружающей среды, воспитание экологического мировоззрения и чувства ответственности за будущее Земли. Мысль о проведении экомарафона в Ярославской области впервые возникла в 1997 году. Началом экомарофона по традиции стал Всемирный день Земли. В рамках этого дня библиотекой проведена Неделя экологии «За чистую воду, небо и Землю».

С 15 апреля по 5 июня традиционно в рамках экомарафона проходят Общероссийские дни защиты от экологической опасности под девизом: «Экология. Безопасность. Жизнь».

Проведение Дней защиты стало доброй традицией, которая объединяет миллионы неравнодушных людей в стремлении жить в согласии с природой, в чистом и безопасном мире. Стоит отметить, что Дни защиты активно поддерживаются библиотеками города, которые проводят различные экологические выставки, экскурсии, конкурсы фотографий, рисунков, поделок, стихов и песен.

Главная задача Дней:


  • -привлечь внимание жителей города Рыбинска к вопросам экологии и охраны окружающей среды

В 2011 году Дни защиты в городских библиотеках открылись информационно – практической конференцией

«Экология. Библиотека. Образование»

В работе конференции приняли участие экологи города, педагоги, сотрудники медицинских учреждений, краеведы ,библиотекари всех ведомств, читатели.

Интересны для жизни были доклады «Энергосберегающие лампы: не выбрасывай – утилизируй!» представила Наталья Наримановна Скороспелова. Центром медицинской профилактики подготовлен доклад «Человек и окружающая среда» представила Фадеева Светлана Борисовна.

Трохина Александра Ивановна сотрудник Ярославского Рериховского общества «Орион» провела презентацию выставки репродукций Святослава Николаевича Рериха «Вестник красоты».

Украшением конференции была презентация фильма «Мологи светлая обитель» и встреча с одним из авторов фильма Александром Груничевым.

Закрытие Дней защиты прошло 7 июня в рамках Дня информации «Человек и окружающая среда» в читальном зале экологической библиотеки. Подведены итоги работы библиотек МУК ЦБС г. Рыбинска в акции Дни защиты от экологической опасности.

От экологической грамотности наших читателей зависит состояние природных ресурсов, а следовательно – и самого человека. Формирование экологической культуры жителей – главный путь решения экологических проблем общества.

Наша библиотека, предоставляя все имеющиеся информационные массивы, становится необходимым звеном в системе непрерывного экологического образования, непосредственным активным участником формирования экологической культуры современного человека.

В своей работе мы решаем и реализуем следующие задачи:


  • -побуждение интереса к экологии, ее острейшим проблемам

  • -формирование убежденности в уникальной ценности всего разнообразия живых существ и их охрана

  • -воспитание гражданской ответственности за судьбу природы

  • -ориентация на практическое применение информации, как у детей, так и у взрослых.

Чтобы содействовать решению этих задач, мы будем использовать все имеющиеся у нас ресурсы, как книжные, так и электронные, а также традиционную систему работы с книгой,

а ведущими формами были и остаются:



  • -информация

  • -просвещение

  • -наглядные формы работы

  • -организация познавательно-досуговой деятельности

В заключение можно сказать, что проблемы информированности населения по экологическим вопросам пока не решены, и библиотеки призваны это положение исправит.


Умнова Г.А.,

библиотекарь детского филиала № 19


Приобщение дошкольников микрорайона к культуре чтения
«Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя»

В. Сухомлинский
Одними из важных факторов, способствующих всестороннему развитию ребенка, являются чтение и посещение библиотеки. Но в настоящее время возникла серьезная проблема: у детей падает интерес к книге. Ее место занимает телевидение, другие технические средства, которые во многих случаях не могут заменить книгу. Падение интереса к чтению является фактором сегодняшней жизни. Дошкольный возраст - время активного становления читателя в ребенке, требующее внимания и кропотливой совместной работы родителей, детского сада и библиотеки. Библиотека обладает уникальными ресурсами для эффективной поддержки социальной рекламы чтения, формирует интерес читателя любого возраста. Дошкольный возраст - начальный период читательской деятельности, этап вхождения в нее. В каждом ребенке заложен колоссальный потенциал развития, в том числе и в области чтения. Детская библиотека призвана обнаружить его, раскрыть и реализовать. Она входит в контакт с дошкольниками тогда, когда домашний книжный фонд «освоен», и у них возникает необходимость в большем массиве литературы. Именно в это время родители нуждаются в совете библиотекаря, в его рекомендации лучших книг, периодических изданий для совместного чтения с детьми.

В настоящее время изучение дошкольника как читателя приобрело особую актуальность. Это связано со сложившимися в обществе традициями: во-первых, большинство детей овладевает техникой чтения с 5-6 лет; а во-вторых, многие образовательные учреждения начали принимать детей на учебу с 6 лет.

Детская библиотека филиал № 19 сотрудничает в своем микрорайоне Полиграф с тремя дошкольными учреждениями - это д/к 22, 31, 94. Группы посещают библиотеку один раз в неделю. При работе с дошкольниками перед нами поставлена важная и очень актуальная задача:

Приобщить детей к культуре чтения посредством формирования у ребёнка сознательного отношения к книге и библиотеке, обучению самостоятельного выбора книг, внимательному и вдумчивому чтению, а также помощь в понимании прочитанного.

Процесс формирования читателя в дошкольнике проходит в два этапа:

1-й этап: пассивный. На этом этапе большую роль играет развивающая среда. Важно создать такую обстановку в библиотеке, чтобы у детей появилось желание прийти сюда не только с группой детского сада, а посетить ее вместе с родителями. Большое внимание мы уделяем экскурсии дошкольников в библиотеку, т.к. это является ярким и важным событием в жизни детей. Именно здесь у них возникает желание посмотреть книгу, иллюстрацию. Книжный уголок для дошкольников на абонементе оформлен в виде домика. Здесь в открытом доступе выставлены разные книги: и новые, красивые, и зачитанные, но аккуратно подклеенные.


<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Муниципальное учреждение культуры Централизованная библиотечная система г. Рыбинска Исследовательские работы библиотек Централизованной библиотечной системы г. Рыбинска «Золотаревские чтения – 2011»
1444.89kb.
9 стр.
Конкурсе литературно-творческих работ «Мудрость сказок Евгения Шварца»
36.37kb.
1 стр.
Волгоградское муниципальное учреждение культуры «Централизованная система городских библиотек»
285.28kb.
1 стр.
Муниципальное учреждение культуры «централизованная детская библиотечная система»
137.91kb.
1 стр.
Санкт – Петербургское государственное учреждение «Централизованная библиотечная система Кировского района»
822.86kb.
3 стр.
Волгоградское муниципальное учреждение культуры «Централизованная система городских библиотек» Центральная городская библиотека
278.98kb.
1 стр.
13 сентября. IV конференция библиотечной ассоциации республики карелия «корпоративное управление ресурсами библиотек». Посещение библиотек кондопожского района республики карелия
563.25kb.
3 стр.
Муниципальное учреждение культуры
186.36kb.
1 стр.
Анализ работы библиотеки за 2010 2011 учебный год
145.99kb.
1 стр.
Г о. Самара «Централизованная система детских библиотек» Центральная городская детская библиотека Информационно-библиографический отдел к 160-летию Самарской губернии Биобиблиографический справочник
983.66kb.
7 стр.
От составителей
4450.55kb.
33 стр.
Центральная библиотека имени М. Ю. Лермонтова Централизованной библиотечной системы города Ярославля
2422.29kb.
15 стр.