Главная страница 1 ... страница 10страница 11страница 12страница 13страница 14

Потери года….

В мае скончался в Киеве Игорь Ефимов, соавтор книги «Аркадий Северный. Советский Союз». Этот человек создал сайт «Блатной фольклор» - один из самых полных и подробных о творчестве Аркадия Северного и истоках блатной песни в России. Он всегда был готов помочь словом и делом, когда к нему обращались, истинный подвижник жанра.

В Санкт-Петербурге умер Николай Ивановский, автор песни «Постой, паровоз». В 2007 ушли из жизни бард Александр Дулов и певица Катя Огонек, уже в самом конце года в США умер Гриша Димант – легенда жанра в самом прямом смысле этого слова. У Диманта всего три альбома, но все – «золотые».

Михаил Дюков: «Слово «неформат» придумали осторожные редактора….»

(интервью для радио «Россия-Калининград)


- Михаил, у тебя выходит новая книга, о чем она? И сразу еще один вопрос, знаю, что она уже не первая….

- Да, книга уже не первая, та, что выходит, это третье издание, как написано на обложке «дополненное и переработанное», а так еще есть парочка и не собираюсь на достигнутом останавливаться. Энциклопедия уже выходила до этого под разными названиями и в разных видах, сейчас она выходит в твердом переплете, там более сотни фотографий, некоторые довольно редкие, так что, надеюсь, она будет востребована и интересна. Я очень доволен настоящим изданием – и по наполнению и по качеству издания.

А собственно, о чем? Это музыкальный справочник, о певцах, поэтах, композиторах, продюсерах, коллекционерах, издающих компаниях и вообще о многом, что связано с понятием «русский шансон». Поэтому она так и называется «Кто есть кто в русском шансоне» (люди, факты и диски).
- Сколько всего имен туда вошло, если говорить о книге, как о справочнике?

- Первоначально книга называлась «Энциклопедия русского шансона», душа вошло около ста имен, может, чуть больше, точно не помню…. Во втором издании имен уже было около трехсот, а вот в новом издании – более пятисот. Сейчас очень много фото, большую часть предоставил мне санкт-петербуржский фотограф и коллекционер Евгений Гиршев, за что ему большое спасибо, часть скреб по сусекам, часть предоставили непосредственно сами авторы и исполнители.

Книга «Кто есть кто в русском шансоне?» все больше и больше стремиться к справочности, хотя мне уже не раз предлагали писать более развернуто и литературно, скажем так, умягчить стиль. Каждая статья представляет собой биографию исполнителя (даты и факты), дискографию и ссылку на его персональный сайт, если таковой имеется.
- Идешь в ногу со временем?

- Скажем так, не все можно рассказать и показать, даже оперируя книгой в 300 страниц, но можно подсказать читателю и интересующимся, где можно найти более расширенную и полную информацию. Опять же, заинтересованный читатель может там и музыку послушать, это я о сайте, решить для себя, хочет он покупать диски этого исполнителя, заслуживает ли его творчество внимания, или слушать то, к чему он уже привык.

И потом, в биографиях, я имею ввиду мою книгу, иногда написано то, что на сайтах не встретишь, порою исполнители рассказывают о себе больше, чем обычно пишут в электронных и других СМИ.
- Почему «шансон»? Откуда интерес к этой теме? Не боишься, что людей оттолкнет название и они не захотят ее покупать? Не секрет, что музыка жанра «шансон» считается неформатом на многих радиостанциях…

- Ну, начнем с того, что, наверное, слово «неформат» придумали осторожные, или, скажем так, трусливые музыкальные редактора. Им проще отказать исполнителю или автору, чем попытаться поэксперементировать в эфире. На самом деле, только слушатель может определить, хочет он слышать ту или иную композицию в эфире или нет. У меня иногда возникает такое ощущение, что живи сейчас Владимир Семенович Высоцкий, он бы тоже попал в раздел «неформат». Не хочется впадать в надменный пафос, но что крутят на большинстве радиостанций? Песенки-однодневки, да, они запоминающиеся и навязчивые, покрутили их месяц, все запомнили, и поехал исполнитель по городам и весям стричь бабки по залам и клубам. Тут все оправданно и понятно. Но людям нужны иногда все же и песни со смыслом, душевные и хорошие.

А придет серьезный автор с чем-то интересным, ему предложат подождать, написать что-то в «формате»…. Иногда доходит до смешного, автор возвращается с той же песней в той же аранжировке, но на этом месте сидит уже другой музыкальный редактор и песня уходит в эфир. Значит, определение форматности – в большей степени вкусовщина отдельно взятого человека.

А слово «шансон» пусть никого не пугает…. Евтушенко когда-то написал: «Интеллигенция живет на Красной Пресне, интеллигенция поет блатные песни…». Ведь люди, работающие в жанре шансона в достаточном количестве грамотные, образованные, культурные. Эта песня не призывает воровать или убивать, в больше степени – это стерильный адреналин, с одной стороны, с другой – кое-что из нашей ментальности и истории, скажем так.


- А ты не пытаешься обелить жанр?

- Нет, как ни крути, «шансон», и я часто повторяю, но это на самом деле так, это то, что осталось после советской эстрады, половина советской, а теперь уже и российской эстрады прошло через школу ресторанов. И потом, не хочу обидеть юное поколение попсовиков, они мало чем отличаются от своих предшественников, те пели в ресторанах, эти – в клубах. И там и там люди развлекаются, пьют, закусывают…. Простите, но это вам не концертный зал, не консерватория… И еще не известно, что хуже – ресторан или ночной клуб.

Шансон, и не надо делать вид, что этого нет, давно уже серьезная индустрия, с иерархией, издающими лейблами, интригами и всем тем, что есть и в простом «шоу-бизнесе». Как бы там не ругали и не морщились при слове «шоу-бизнес», он есть, он существует, правда, может несколько странный, но есть. Слушатель, как я люблю говорить, голосует рублем, а самые большие продажи и никто этого особо не скрывает, у музыки в жанре шансона.
- И все же почему ты взялся за эту тему?

- Все просто, свою коллекцию я начал собирать году в 1988, так… по серьезному, до это были отдельные кассеты, бобины, но вот осмысленно, не сборники и нарезки, а полноценные альбомы – где-то с года 1988-1989. Сначала это был Высоцкий, потом Александр Новиков и Михаил Гулько, Люба Успенская, Вилли Токарев… потом был целый взрыв шансона: Асмолов, Новиков, Полотно, Геннадий Жаров. У меня появились записи цыган Димитриевичей… Аркадий Северный и Владимир Шандриков. И как-то задался вопросом, кто сочиняет эти песни, уже не говоря о том, что это за люди?

И я начал собирать песенки, искать информацию про авторов, находит интересные факты и к 1993 году собрал большую-большую книгу, называется она «И тогда эта песня звучала», там про авторов, где эти песни упоминались – фильмы, книги, спектакли. У читателей возникла масса вопросов, у меня тоже была необходимость разобраться во многих моментах – кто, что и откуда? Так появилась книга «Путеводитель по русскому шансону», где были и анализ жанра, и его структура, и попытка рассказать историю возникновения, и большие статьи об исполнителях. Книга публиковалась на сайтах в инете, обсуждается горячо до сих пор, и году в 2004 она уже вышла в виде диска, так что – у нее хорошая судьба. Ее помнят, ссылаются на нее, занимаются плагиатом, что ж – раньше меня это расстраивало, теперь понимаю, что гордиться нужно. Раз тебя воруют, значит, ты не зря написал и живешь.

И параллельно собиралась информация об авторах, исполнителях…. Сначала все писалось на карточках, потом я это все перепечатал в отдельный буклет…. Потом мне кто-то сказал, а почему бы тебе не сделать отдельную книгу?! Так и появилась отдельная энциклопедия.


- Хотел этот вопрос задать позже, но ты сам уже поднял эту тему, сказав, что воруют…. Знаю, что твоя новая книга «Кто есть кто в русском шансоне» выходит тоже благодаря пиратам. Это правда?

- Как не смешно, это так, книга в определенной степени выходит благодаря пиратам, которых все ругают и клянут. Получилось так, что одна нехорошая компания (она уже ликвидировалась, поэтому и не называю ее) издала мои песни…. Я позвонил ее владельцу, сказал, что делиться надо, он нахамил, сказал, что я копейки не получу и вообще разговаривал грубо. Потом, так судьба распорядилась, он приехал в Калининград, вел он себя уже более сдержанно, предлагал мир и дружбу, но не деньги. Как это часто бывает, я погоревал-посетовал и махнул на это дело рукой, но мой друг, на самом деле хороший мудрый человек, Яша Боярский сказал, что надо идти регистрировать свои права в РАО (Российское авторское общество) и они помогут решить проблему. Так и получилось… я был в Москве в отпуске, заехал в РАО, потратил несколько часов, зарегистрировал права на свои песни и написал заявление о факте незаконного издания песен. Причем отмечу такую деталь, песни издавались и переиздавались несколько раз. Потом была переписка и – мне выплатили компенсацию. Так что, кто ищет правды и справедливости, тот ее добивается.


- Просто сказка какая-то, автор из провинции получил свои авторские в Москве….

- Ну, тут бы я поспорил, Калининград далеко не провинция, я люблю свой город, так что – не надо! Он красивый, динамично развивающийся…. Очень разный – смешение архитектуры разных стилей и времен, настоящий европейский город…


- Сел на своего любимого конька?

- Да, Калининград – особая песня, и что скрывать, что я его люблю? Мне здесь хорошо, комфортно, я всех знаю, меня знают…. Как большая коммунальная квартира.


- Итак, о книге и ее названии.

- Да. Я не думаю, что кого-то оно отпугнет, книга, да и сам жанр, охватывает период с середины девятнадцатого века по наши дни. В энциклопедии упомянуты альбомы вышедшие и выходящие уже в этом, 2009 году…. Так что, книга очень актуальна, приходиться быть в курсе дел и событий. С одной стороны эту возможность дает работа на радио, с другой – фестиваль «Хорошая песня», который вот уже пятый год проводит в Калининграде Юрий Белоусов и вся его команда. Приезжают люди, завязываются контакты, за эти годы через фестиваль прошли сотни людей, в этом году будет юбилей – пять лет, десятый фестиваль. Вот тебе и материал не на одну книгу.

Самое первое время люди не верили, что фестиваль будет жить, а теперь стоит очередь, отборочные туры проходят в Германии, Израиле, планируется в Белоруссии, в России – в Санкт-Петербурге, в Москве. Не стыдно сказать – вся страна приезжает, много зарубежных гостей.
Вернемся к энциклопедии…. Первоначально планировалось, что книга будет только об авторах и исполнителях, потом я понял, что еще надо писать о поэтах и композиторах, потом пошли музыканты… чуть позже встал вопрос, что надо писать о тех, кто записывал эти альбомы и концерты, не только о компаниях, но и о людях… вот так на сегодня и набралось более пятисот имен. Поверь, и это далеко не все… интернет - один из источников информации, там можно и новинках почитать и, как теперь это говорят, о стареньком. Там собраны многие сотни статей, имен, аудио и видео единиц материала. И чтобы привести это в какой-то порядок и выудить редкое и конструктивное, надо много времени, короче, работы – море.
- И кто это все будет читать?

- На самом деле ты зря иронизируешь, книга «Кто есть кто в русском шансоне» интересна не только для тех, кто интересуется жанром самого шансона, там много и просто об авторах-исполнителях, в том числе калининградских, имена которых пока не вошли ни в одну энциклопедию, но их творчество заслуживает внимания. Пробиваться на вверх и к слушателю, что скрывать, довольно тяжело, книга в чем-то призвана помочь этим людям. Потом, на некоторых радиостанциях очень востребована эта книга, непосредственно из Украины звонили и писали люди, благодарили, спрашивали, когда новую версию можно будет увидеть.

Половину имен из этой книги читатель пока не найдет ни в одном другом справочнике, ни в инете, это не самореклама, это факт, все аккуратно собрано, отредактировано и сведено под одну обложку.
- А простой, скажем так, смертный может попасть в твою книгу?

- Ну, в это издание уже точно нет, оно в типографии и в середине марта люди его подержат в руках, а в следующем – легко. Главное – желание, ну, и творчество, если человек пишет, издается, выступает и заслуживает внимания слушателя – милости просим. Кстати, так иногда и происходят, не только я сам нахожу новые имена, иногда исполнители и их директора обращаются, насколько я помню, пока никому отказа не было.


- Какие дальнейшие планы?

- Ну, думаю сделать презентацию книги в Калининграде, работа закончена, теперь можно и о празднике подумать, шучу. Есть идея представить книгу в Москве и Санкт-Петербурге, короче, куда позовут, туда и поеду. А так – работать, лелею надежду, что в следующий раз выпущу уже двухтомное издание, с цветными фотографиями, развернутыми статьями.

И в заключении хочу сказать большое спасибо тем, кто помогал словом и делом в издании этой книги: моей семье, которая смирилась уже много лет назад, что я все время в поисках, работе – утром, ночью, вечером, а так же Сергею Дятлову (Солнцево), Ашоту Хоротяну (США), Владимиру Стольному (Москва), Олегу Биркле (Германия), Юрию Уральскому, Виктору Сибиряку и Елене Шапошниковой (Томск), Олегу Федотову (Самара), Давиду Огану (Ереван-Москва), Наталье Лоховой и всем сотрудникам Северо-западного филиала Российского Авторского Общества.

Книга «Кто есть кто в русском шансоне» (люди, факты и диски) – по большому счету коллективный труд, друзей, переводчиков, дизайнеров и просто хороших людей.


- Спасибо за беседу и удачи!

- Спасибо и тебе!


Беседовал Сергей Кирин, январь 2009 года

Михаил Дюков: «Читатель сам решит, где алмазы, а где каштаны…»

(о новой книге и о современном шансоне)
- Михаил, название книги….. и изначально оно таким было или были другие рабочие варианты?

- Сначала предполагалось оставить прежнее название «Русский шансон: люди, факты и диски», но потом… издатели, и просто грамотные люди сказали, что название, дизайн и некоторый подход надо поменять… Почти все биографии, даже тех, кто давно скончался и казалось бы, что там нового уже нечего добавить, были перечитаны, сделаны правки и изменения.

А потом как-то так…. Даже не знаю, откуда это название выплыло, появилось «Кто есть кто в русском шансоне» Ведь расширилась суть книги, туда вошли не только авторы и исполнители, но и те, кто их записывал, кто издавал и издает, появились имена, кто изучает жанр шансона. Ведь жанр шансона – это многослойное и многогранное явление, это композиторы, поэты, продюсеры, певцы, звукорежиссеры, журналисты и ди-джеи радио. Возможно, со временем я расскажу и о тех, если эти люди позволят, кто не только сам записывает, но и спонсирует такие записи. Есть сложный по своей структуре клан, называется он «коллекционеры», они собирают записи жанра, обмениваются, иногда сбрасываются и дают деньги неким исполнителям для записи альбомов. Скажем так, раритетных и эксклюзивных записей, это очень интересно.

Может быть, это немного странно, иметь какие-то записи и не делиться ими, но для них это образ жизни, в какой-то мере, их бизнес, ведь, например, прошло почти тридцать лет с момента кончины Аркадия Северного, а некоторые записи только появляются в свободном доступе, в полных версиях. Люди терпеливо сидели и ждали, когда они смогут на этом заработать, а некоторые просто наслаждались тем, что слушать какую-то кассету могут только они, а теперь становиться жаль, что запись приходит в негодность и они начинают показывать свету свои архивы. Мы вообще никогда не узнаем, какие раритеты пропали вместе с выброшенными архивами умерших коллекционеров. Ведь часто для наследников – это просто хлам и не более. И поверь, таких записей не единицы, а сотни и тысячи, сами исполнители километрами теряют свои записи, что говорить о наследниках и людях, далеких от темы.

Ладно, не будет о грустном, окончательное и полное название книги «Кто есть кто русском шансоне» (Люди, факты и диски), выходит она в Калининграде, приличная часть тиража уже заказана и уедет в Москву, часть в Европу и США.

- По какому принципу отбирались персоналии для энциклопедии? То есть, какие условия было достаточно соблюсти, чтобы попасть на страницы твоей энциклопедии?

- Ну, есть один немного субъективный принцип: нравиться – не нравиться творчество данного исполнителя, это я говорю о современных. А вообще-то, появиться на страницах книги может практически любой желающий, если он выпустил хотя бы один диск достойный внимания. Есть, конечно, и казусы…. Буквально неделю назад звоню одной легенде жанра шансона, как он себя любит величать, предлагаю участие в энциклопедии, а он мне так бодренько отвечает:

- А сколько ты мне за это заплатишь?

О какой адекватности может идти речь? Я ему пытаюсь объяснить, что я не стихи там его смешные печатаю, а биографию, дискографию – то есть о самом человеке. Он – ни в какую, говорит, мне все и за все платят… ну, я молчал трубку положил, а вчера открываю его сайт и читаю, что его имя внесено в эту вот самую выходящую энциклопедию шансона, что он, мол де, чуть ли не второй Есенин и так далее. И смех, и грех одним словом. Разуметься, имя такого человека уже никогда в книге не появиться, ни при каких условиях.

Есть другая категория, что наотрез отказываются от участия, хотя не понимаю, что скрывать? Все гадости и глупости они про себя сами уже написали и рассказали на страницах своих сайтов. Или начинают ставить какие-то непонятные условия, я хочу быть в вашей книге, но уберите имена того и вот этого исполнителя из нее. В общем, цирк, да и только. Хотя я догадываюсь и предполагаю, как это было и с прошлым изданием, кто-то обидеться, что не попал.

Система работы, я расскажу немного о ней, очень простая, или я пишу исполнителю, или он (или его директор) пишут мне, я высылаю анкету, очень простую, пунктов на 10-15… когда приходит ответ, делаю биографическую справку и отправляю на редактирование. Заметка возвращается с правками и пожеланиями, я вношу изменения и высылаю обратно. Если все хорошо, выставляю на сайт «Классика русского шансона» и ставлю в рукопись, на все уходит максимально дней пять, а обычно два-три. Но иногда… иногда это длиться месяцами или неожиданно адресаты пропадают и все… работа на смарку. Вот уже накануне сдачи в макет в книге появилось сразу десять имен, кого-то я наше сам, и с одной певицей я списался-созвонился буквально накануне… она ответила на все вопросы и уехала на концерты, сказал, что доверяет написание статьи по моему вкусу. Ведь тут работает главный принцип, не навреди, как и у доктора, напишешь что-то не то, больше люди с тобой работать не будут, не будут душу открывать и свою биографию.

Конечно, иногда до анекдотов, но это больше касается женской половины книги, пытаются скрывать свой возраст, найдешь три-четыре статьи, а там везде разный год рождения. Ну, начинаешь на девушку давить, просить, уговаривать… чаще сдаются, хотя иногда приходиться и в паспорт заглядывать. Может быть, это не очень красиво, но что не сделаешь для истории.


- Принцип расположения в книге: по алфавиту, по дате? Может быть что-то другое? Сгруппированы ли персоналии по каким-либо признакам (временным, жанровым и так далее)?

- По алфавиту, это самое удобное и практичное, кажется, тут я не оригинален и никто ничего более умного пока не придумал. Мне предлагали сделать разделы – музыканты, исполнители и другие, на самом деле, этого не стоит делать. Иногда человеку нужно посмотреть сразу все: и певца, и его продюсера, и автора…. Тогда Вику Цыганову, как певицу, и ее мужа Вадима, как поэта и продюсера, придется искать не рядом, а в разных разделах, это явно неудобно. По временным рамкам – тоже нет, ведь часть исполнителей работало на стыках Эпох… Константин Беляев пел и в 1970-е годы, и в 1990-е и уже двадцать первый век на дворе, а он в строю – поет, записывается и издается. Куда его отнести, в какие временные рамки? И так со многими.


- По каким источникам собиралась информация?

- Источников три…. Нет, больше, непосредственно инет, как российский, так и зарубежный, в книге довольно много переведенного материала, например, про Сержа, то есть, Сергея Полякова, гитариста, брата певца Володи Полякова, но больше Серж прославился, как художник, хотя… очень даже вероятно, существуют и его записи. Затем книги – библиография в этот раз около двухсот пунктов, это довольно прилично, хотя все равно не хватает информации. И непосредственно сами исполнители, если еще лет пять-семь назад кого-то надо было уговаривать, стучаться в закрытые двери, то теперь адекватные исполнители поняли, что проект живет, он нужен взаимообразно и слушателям, и специалистам (тем же ди-джеям форматных радиостанций), ну, и просто интересующимся.

Отдельная строка поиска, это различные инет-аукционы и инет-магазины…. Не буду делать рекламу, но есть один очень симпатичный инет-магазин, он работает для русских граждан США, но я туда регулярно захожу, смотрю новинки и так далее. Очень часто там появляется то, что российскому слушателю не доступно. Благо у меня в Штатах живут друзья и два-три раза в год они скупают новинки по моей просьбе и пересылают.

Ну, и конечно, волка ноги кормят – радио, телевидение, газеты, издающие компании, все это надо прочитывать, отслеживать, чтобы быть в курсе. Дружу с несколькими издателями, они регулярно присылают новинки, за что им большое спасибо – все идет в дело, в архивы и под пыль на полки не ложиться. Один знакомый как-то сказал, что это болезнь такая «шансонофрения», кажется так, когда люди повернуты на какой-то теме, в данном случае – на шансоне.




- Является ли книга просто сборником уже имеющейся в инете и книгах информации или есть принципиально новые данные?

- Начну с того, что читательская аудитория инета и тех, кто покупает книги, журналы и газеты – очень различна, это точно. Один человек полезет в сеть и будет искать информацию и потратит кучу времени, иногда и впустую, а другой – просто возьмет книгу с полки и все найдет в одном месте. И потом, сборник – это немного другое, это просто компиляция материала, большие необработанные куски, а в данной книге большая часть того, что еще не публиковалось нигде и никогда: биографии от самих исполнителей, сведенные и выверенные дискографии. Все это сводиться в одну, пусть немного суховатую, но лаконичную форму, строгую по виду и содержанию. Периодически я выкладываю на сайтах какие-то биографии из книги, чтобы посмотреть реакцию людей, услышать конструктивную критику, принять или не принять какие-то советы. Так что…. Если собрать все данные о человеке в одном месте и на одной странице – принципиально это новое или нет?! Не знаю, пусть читатель решает.




- Сколько всего имен собрано в энциклопедии?
- Честное слово, не знаю… Когда я в последний раз пытался посчитать, там было 497 имен (и названий) или около того, если не сбился, была идея остановиться на 501, как модель джинсов… Такая шуточка – не больше, не меньше, а 501…. потом нашел интересную информацию, потом другую и понеслось… потом один исполнитель написал, потом я нашел адрес другого интересующего меня исполнителя, так что… сказать точно не могу. Знаю, в этом издании их точно больше пятисот, может 520, может 530…. Если кому-то будет интересно, пусть сядут и посчитают, заодно и мне потом расскажут.

Хочу сказать, не называя персонально, но вообще, самое большое зло для артиста (во многих случаях) это его директор и продюсер. Могу с полной ответственностью заявить, что благодаря именно этому буферу между журналистом и исполнителем, многие люди в книгу не попали. Далеко ходить не будем, звоню директору одного известного певца (имя не называем, он долгое время молчал, сейчас начинает вновь работать) и предлагаю сотрудничество, а он мне (директор) начинает объяснять, что он то ли филфак, то ли журфак МГУ окончил и если ему (не певцу, а лично ему) вопросы не понравятся, то сотрудничества не будет. Я вопросы отправил – ни ответа, ни привета. Ну, что ж, книга от того, что в ней одним именем больше, одним именем меньше, даже известным, сильно не пострадает, заменим другими людьми. Но вот спесь продюсеров, директоров и пиар-менеджеров, не всех, а некоторых, просто убивает, людям, чтобы, чем что-то делать, проще отказаться от сотрудничества. А у меня такой простой принцип: два раза замуж не зовут. Не хотят – не надо… Один простой пример, автор-исполнитель Владимир Гольдфайн из США, мне понравился его дебютный диск, что вышел пару лет назад, случайно нашел его адрес, написал – человек в тот же день ответил, списались, пообщались – через пару дней статья о нем уже была готова. Вот что значит – человек без звездной болезни и адекватный.

С другой стороны, напишу я о ком-то хорошо – ругают, что продался, что, мол, журналюга, не напишу – скажут, что бездарь, что ничего не знаю, а в тему лезу. Это было и так будет всегда, книга «Кто есть кто в русском шансоне» – она для умных и думающих людей, способных не только к чтению, но и самостоятельному поиску материала и осмыслению прочитанного.


<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Михаил Дюков «Путеводитель по Русскому шансону 2»
2347.24kb.
14 стр.
С. П. Карпачев путеводитель по тайнам масонства
5088.2kb.
27 стр.
Программа по русскому языку и литературе. Общие указания
296.62kb.
1 стр.
Рабочая программа по русскому языку на 2010-2011 учебный год Учитель: Таиркина Людмила Ивановна Календарно-тематический план по русскому языку для 11 класса
585.96kb.
4 стр.
-
3771.15kb.
18 стр.
Рабочая программа по русскому языку. 7
225.9kb.
1 стр.
Программа по русскому языку и литературе
54.91kb.
1 стр.
Межкультурная коммуникация и обучение русскому языку как иностранному
791.23kb.
4 стр.
1 экспериментальной экзаменационной работы по русскому языку для выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений
128.33kb.
1 стр.
Из книги: Клюкин А. А., Корженевский В. В., Щепинский А. А. Эчки-Даг: Путеводитель. Симферополь: Таврия, 1990
141.06kb.
1 стр.
Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2011/2012 учебном году
166.71kb.
1 стр.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе: примерной программы основного общего образования по русскому языку
1205.18kb.
7 стр.