Главная страница 1
Региональная общественная организация

«Кузбасский центр «Инициатива»



Составитель: Шевелева Е.И.

Методическое пособие:

Лицензирование

образовательной деятельности,

осуществляемой общественными организациями (объединениями)

Данное пособие составлено в рамках реализации проекта «Next Wave” при финансовой поддержке Американского агентства по международному развитию

(US AID)

Кемерово, 2005

Содержание


  1. Правовая база

  2. Зачем нужна лицензия на образовательную деятельность?

  3. Что нужно, чтобы получить лицензию?

  4. Решение на выдачу лицензии

  5. Что указывается в лицензии?

  6. Отказ в лицензии

  7. Когда можно приостановить действие лицензии или изъять ее?



Правовая база
Лицензирование1 образовательной деятельности регламентировано следующими документами:

- Законом РФ "Об образовании";

- Федеральным законом от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании";

- Федеральным законом «О дополнительной образовании2» (Принят Государственной Думой 16 июля 2001 года)

- Положением о лицензировании образовательной деятельности, которое утверждено постановлением Правительства РФ от 18 октября 2000 г. N 796 (с изменениями и дополнениями от 03 октября 2002 года) (далее - Положение)

и нормативными правовыми документами Минобразования России.

Обращаем ваше внимание, что согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", требования этого документа на образовательную деятельность не распространяются.


Зачем нужна лицензия на образовательную деятельность?
Если вы собрались вести образовательной деятельность по дополнительным образовательным программам, то не забывайте, что согласно действующему законодательству данный вид деятельности подлежит обязательному лицензированию.

Как правило, правоспособность юридических лиц возникает, когда создается организация (п.3 ст.49 ГК РФ), то есть в момент государственной регистрации (п.2 ст.51 ГК РФ).

Однако это требование гражданского законодательства в Законе РФ "Об образовании" трактуется несколько иначе. Согласно статье 33 данного Закона, финансово-хозяйственная и образовательная деятельность образовательной организации начинается не одновременно. А именно: финансово-хозяйственную деятельность организация может осуществлять, как только зарегистрируется в качестве юридического лица, а образовательную деятельностью она вправе вести только после того, как получит лицензию (разрешение) на ведение образовательной деятельности.

Лицензированию же подлежит образовательная деятельность обра­зовательных учреждений (п.6 ст. 33 Закона РФ «Об образовании»), организаций, имеющих в своем составе образовательные подразделения по профессиональной подготовке (п. 3 ст. 21 Закона РФ «Об обра­зовании»), а также образовательная деятельность, осуществляемая общественными организациями (объединениями), основной уставной целью которых она является, но только в части реализации ими дополнительных образовательных программ3 (п. 9 ст. 12 Закона РФ «Об образовании»).

Подчеркнем: не подлежит лицензированию образовательная деятельность в форме «разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации», а также индивидуальная трудовая деятельность.

Таким образом, проведение семинаров-практикумов не будет относиться к образовательной деятельности, подлежащей лицензированию при соблюдении вышеизложенных условий, а документы, выдаваемые по завершении таких мероприятий, не будут являться документами об образовании.
Подлежит ли лицензированию производимое силами организации-работодателя обучение своих сотрудников?

В Письме Минобразования РФ и Минтруда от 21.07.98 N 06-51-48ин/23-10/4226-НП "О лицензировании профессиональной подготовки и профессионального обучения работников организаций" указывается, что профессиональное обучение работников организаций сроком до 72 часов, осуществляемое специалистами и высококвалифицированными рабочими этих организаций в целях углубления и поддержания уровня квалификации работников организации с отражением сведений о прохождении обучения в квалификационной характеристике без выдачи документов об образовании или квалификации лицензированию на право ведения образовательной деятельности не подлежит. Таким образом, в подзаконных актах содержится одно общее требование к профессиональной подготовке для возможности ее осуществления без лицензии: по ее результатам обучаемому не должен выдаваться документ об образовании. Требование вытекает из смысла Закона "Об образовании", в котором выдача документа, подтверждающего получение соответствующего образования, является неотъемлемой частью образовательного процесса, осуществляемого образовательными учреждениями (абз.2 преамбулы и п.1 ст.27 Закона "Об образовании").


Последствием занятия образовательной деятельностью без лицензии может стать ликвидация этой общественной организации. Так, например, Судебная коллегия по гражданским делам Российской Федерации (определение СК от 21 мая 2004 г. № 49-Г04-48) оставила без изменения решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 9 февраля 2004 г. о ликвидации общественной организации Центр «Дианетика» Республики Башкортостан, а кассационную жалобу общественной организации Центр "Дианетика" Республики Башкортостан - без удовлетворения. Одной из причин принятия такого решения является то, что судом было установлено: в нарушение норм Закона Российской Федерации «Об образовании» общественная организация Центр "Дианетика" Республики Башкортостан, руководствуясь уставными целями и задачами, осуществляла образовательную деятельность, не создав соответствующего образовательного учреждения и не имея необходимой лицензии.

По этой же причине (в ХРГЦ "Дианетика" проводилась образовательная деятельность, которую можно определить как дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги4, реализуемые "в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан" (ст. 26 п. 1 Закона РФ "Об образовании") судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации (определение СК от 26 ноября 2002 . № 58-Г02-38) оставила без изменения решение Хабаровского краевого суда от 25 сентября 2002 г. о ликвидации общественной организации "Хабаровский региональный гуманитарный центр "Дианетика", а кассационную жалобу общественной организации "Хабаровский региональный гуманитарный центр "Дианетика" - без удовлетворения.



Что нужно, чтобы получить лицензию5?
Образовательная организация, которая хочет получить лицензию на образовательную деятельность, должна собрать пакет определенных документов.

Перечень этих документов приведен в пункте 12 Положения. Это:

- заявление учредителя, в котором указаны наименование и организационно-правовая форма соискателя лицензии, его местонахождение (В соответствии с п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, если в соответ­ствии с законом в учредительных документах юридического лица не ус­тановлено иное), наименования обслуживающего банка и номер расчетного счета в банке, срок действия лицензии, а также перечислены образовательные программы, направления специальностей подготовки;

- копия устава и свидетельства о государственной регистрации;

- копия положения о подразделении, ведущем профессиональную подготовку (для организаций, в составе которых имеются такие подразделения);

- справка о постановке на учет в налоговом органе, в которой указан идентификационный номер налогоплательщика;

- сведения о структуре, укомплектованности штатов соискателя лицензии, а также о предполагаемой численности обучающихся, воспитанников;

- сведения о зданиях и помещениях, объектах физической культуры и спорта, общежитиях, необходимых для организации образовательного процесса. И кроме того, информацию о том, как обучающиеся, воспитанники и работники обеспечены питанием и медицинским обслуживанием и оказываются ли им медицинские услуги. Вместе с этим пакетом подаются и копии документов, которые бы подтверждали, что в течение срока действия лицензии соискатель может владеть, пользоваться или распоряжаться необходимой учебно-материальной базой (При подготовке документов, подтверждающих право соискателя лицензии на владение, пользование или распоряжение необходимой учебно-материальной базой (п. 12 «д» Положения) следует руководствоваться Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122—ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»). При этом Положение о лицензировании образовательной деятельности не устанавливает каких-либо ограничений возможности расположения отдельных помещений образовательного учреждения по разным адресам в пределах одного населенного пункта.

- заключения государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации и Государственной противопожарной службы о том, что используемые здания и помещения пригодны для образовательного процесса;

- перечень дисциплин, входящих в каждую заявленную образовательную программу с объемом учебной нагрузки (для учреждений профессионального образования - аудиторной и внеаудиторной) по этим дисциплинам.

- сведения о педагогах, их квалификации и условиях, на которых они привлекаются к трудовой деятельности (для тех, кто намерен вести послевузовское профессиональное образование, - данные о научных руководителях).

Филиалу образовательного учреждения нужно представить еще и сведения о регистрации по своему местонахождению, копию решения о создании филиала, а также утвержденное положение о филиале.

Отметим: филиалы образовательных учреждений проходят лицензирование в том же порядке, что и головное учреждение. Они должны иметь свою лицензию. Вести деятельность по лицензии головного образовательного учреждения нельзя.

Из этого перечня видно, что к соискателю лицензии6 на осуществление образовательной деятельности предъявляются достаточно высокие требования. Однако требовать от организации какие-либо дополнительные документы запрещается.

Представленные документы подаются в лицензирующий орган, который их регистрирует и где они потом хранятся в течение всего срока действия лицензии. Что же это за орган и как проводится лицензирование?
Решение на выдачу лицензии
Лицензированием образовательной деятельности занимаются Министерство образования РФ, государственные органы управления образованием субъектов РФ и органы местного самоуправления, наделенные соответствующими полномочиями.

Решение выдать лицензию принимается на основании заключения экспертной комиссии. По заявлению учредителя эту комиссию создает государственный орган управления образованием или уполномоченный законодательством субъекта РФ орган местного самоуправления. Комиссия проводит свою работу в месячный срок. В экспертную комиссию на паритетных началах входят представители этих органов, действующих образовательных учреждений, общественности.

При формировании экспертных комиссий следует учитывать, что их членами не могут быть лица, состоящие не только в трудовых, но и в гражданско-правовых отношениях с соискателем лицензии (п. 16 Положения), т.е. лица, выполняющие в интересах соискателя лицензии любую работу по договорам подряда, НИР, возмездного оказания услуг, авторским и иным договорам гражданско-правового характера.

Комиссия работает в течение месяца. Предметом и содержанием экспертизы является установление соответствия условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых образовательным учреждением, государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений, оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса, образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов. Содержание, организация и методики образовательного процесса предметом экспертизы не являются.

Особенности предмета и содержания экспертизы, проводимой в отношении образовательных учреждений, использующих дистанционные образовательные технологии для реализации образовательных программ частично или в полном объеме, устанавливаются федеральным (центральным) государственным органом управления образованием, если иное не установлено федеральным законом.
Отказать в лицензии или же выдать ее? Комиссия принимает это решение в течение 60 дней с того дня, в который было зарегистрировано заявление соискателя.

В это время включаются срок рассмотрения заявления (он не может превышать 20 дней со дня регистрации) и срок проведения экспертизы (30 дней с момента создания комиссии).

Если экспертная комиссия принимает положительное решение, то лицензирующий орган7 выдает соискателю лицензию. Как, правило, она выдается на три года. Однако в своем заявлении учреждение может указать, что лицензия нужна ему и на меньший срок. Представлять документы на лицензирование образовательной деятельности организация вправе (в том числе повторное) с 1 сентября по 28 февраля каждого учебного года. Такие сроки установлены приказом Минобразования России от 10 августа 2000 г. N 2437.


Что указывается в лицензии?
Лицензия на право ведения образовательной деятельности определяет объем специальной правоспособности образовательного учреждения. В ней указывается:

- наименование органа, выдавшего лицензию;

- регистрационный номер лицензии и дата решения о ее выдаче;

- наименование и местонахождение лицензиата;

- идентификационный номер налогоплательщика;

- срок действия лицензии.

У лицензии на образовательную деятельность есть еще и приложение.

В нем должна быть следующая информация:

- перечень образовательных программ, направлений и специальностей подготовки, на которые выдана лицензия, их уровень (ступени) и направленность, нормативные сроки освоения;

- квалификация, которую образовательное учреждение, имеющее свидетельство о государственной аккредитации, присвоит своим выпускникам;

- контрольные нормативы и предельная численность обучающихся, воспитанников (их рассчитывают по нормативам очной формы обучения).

Подчеркнем, что лицензия без приложения недействительна.

А нужно ли получать новую лицензию, если образовательное учреждение было реорганизовано? Это зависит от способа реорганизации.

Если у вас изменилась организационно-правовая форма, например учреждение стало автономной некоммерческой организацией, то лицензия теряет юридическую силу и считается аннулированной. В этом случае нужно будет получать новую лицензию. То же происходит и в случае, если образовательное учреждение было ликвидировано.

Но если изменилось наименование лицензиата, его местонахождение или произошли другие, не связанные с нарушением контрольных нормативов и показателей изменения (они указаны в приложении к лицензии), а также если лицензия была утрачена, то ее просто переоформляют. Для этого лицензиату8 или его правопреемнику нужно подать заявление на переоформление и представить соответствующие документы, подтверждающие указанные изменения. Сделать это надо в недельный срок. При этом экспертиза уже не проводится. Поэтому лицензию вам переоформят не позднее чем через 20 дней с момента регистрации заявления.

Пока проходит переоформление, учебное заведение, которое находится в процессе реорганизации, ведет образовательную деятельность согласно ранее выданной лицензии.

Если же утрачена лицензия, то придется получить в лицензирующем органе временное разрешение.

Отказ в лицензии
Отказать в лицензии вам могут в двух случаях.

Во-первых, если в документах, представленных на экспертизу, недостоверная или искаженная информация. Во-вторых, если экспертная комиссия придет к выводу, что ваши условия обучения не соответствуют государственным требованиям и их среднестатистическим показателям для территории, на которой зарегистрирован лицензиат.

Уведомление об отказе составляется в письменной форме. Оно направляется соискателю не позднее чем через три дня после принятия решения. В уведомлении должны быть указаны причины отказа в выдаче лицензии. Однако и отказ, и отрицательное решение можно обжаловать в суде.
Когда можно приостановить действие лицензии или изъять ее?
Можно приостановить действие лицензии полностью, а можно только частично, по отдельным образовательным программам (они есть в приложении к лицензии). Исчерпывающий перечень оснований, по которым это может произойти, приведен в статье 34 Положения.

В этом решении лицензирующий орган устанавливает срок, в который образовательная организация должна устранить свои нарушения. Он не может превышать шесть месяцев. Если и после этого нарушения не были исправлены, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением изъять лицензию.

Письменное решение о приостановке лицензии доводится до лицензиата, его учредителя и налогового органа.

Но допустим, лицензиат устранил нарушения, из-за которых была приостановлена лицензия. Об этом он письменно сообщает лицензирующему органу и представляет подтверждающие документы.

Лицензирующий орган в таких случаях в недельный срок решает вопрос о том, стоит ли возобновлять лицензию. Об этом он письменно сообщает образовательной организации, ее учредителю и в налоговую инспекцию.

Учтите: решение о приостановке лицензии организация вправе обжаловать в суде.

А вот изъять вашу лицензию могут лишь по решению суда, но только на следующих основаниях:

- на экспертизу были представлены документы с недостоверными или искаженными данными;

- учебное заведение неоднократно или грубо нарушало лицензионные требования9;

- решение о выдаче лицензии незаконно.




1 Под лицензированием понимается процедура, включающая проведение экспертизы и принятие решения о выдаче (или отказе в выдаче) образовательному учреждению лицензии на право ведения образовательной деятельности в соответствии с поданным заявлением.

2 Дополнительное образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и осуществления образовательно-информационной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства. Дополнительное образование включает в себя общее дополнительное образование и профессиональное дополнительное образование.

3 Дополнительные образовательные программы определяют содержание дополнительного образования и подразделяются на дополнительные общеобразовательные программы и дополнительные профессиональные образовательные программы.

Дополнительные общеобразовательные программы и дополнительные профессиональные образовательные программы могут быть программами дополнительного образования детей, дополнительного образования взрослых, дополнительного образования лиц независимо от возраста.




4 Дополнительные образовательные услуги - деятельность, направленная на удовлетворение потребностей человека в приобретении им новых знаний и развитии индивидуальных способностей при содействии педагогических работников и осуществляемая за пределами основных образовательных программ, являющихся профилирующими для образовательных учреждений и организаций, осуществляющих деятельность в области дополнительного образования.

5 Лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю

6 Соискатель лицензии - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности;

7 Лицензирующие органы - федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование в соответствии с настоящим Федеральным законом;

8 Лицензиат - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности.

9 Лицензионные требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.





Смотрите также:
Методическое пособие: Лицензирование образовательной деятельности, осуществляемой общественными организациями
142.92kb.
1 стр.
Управление общественными отношениями учебно-методическое пособие
1454.94kb.
6 стр.
Информация о деятельности
1725.37kb.
15 стр.
"Лицензирование деятельности предпринимательских организаций"
237.35kb.
1 стр.
Учебно-методическое пособие Ульяновск, 2004 г. Ббк: 74. 200. 52 + 74. 265. 1
840.41kb.
5 стр.
Учебно-методическое пособие по Новой истории стран Азии и Африки Брянск, 2008 Сагимбаев Алексей Викторович. Учебно-методическое пособие по курсу «Новая история стран Азии и Африки»
613.79kb.
3 стр.
Лицензирование туристской деятельности
99.9kb.
1 стр.
Н. Г. Чернышевского методическое пособие Саратов 2003 Методическое пособие
2896.53kb.
18 стр.
Учебно-методическое пособие минск 2006 г. (075. 8) Ббк 57. 33я7 Б43
745.35kb.
6 стр.
Семинара (18 часов) по теме «Правовые аспекты процедур лицензирование образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательных учреждений»
54.75kb.
1 стр.
Методическое пособие для студентов Казань 2005 Печатается по решению учебно-методической комиссии исторического факультета кгу
593.33kb.
4 стр.
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов Ростов -на -дону 2006 г
677.5kb.
4 стр.