Главная страница 1страница 2страница 3страница 4
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПОДГОТОВКЕ ЗАДАНИЙ ШКОЛЬНОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ЭТАПОВ ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2008-09 УЧ. ГОДА
СОДЕРЖАНИЕ

1. Основные нормативные документы, определяющие проведение всероссийской олимпиады школьников

2. О подготовке заданий школьного и муниципального этапов Олимпиады (из «Положения о всероссийской олимпиаде школьников»)

3. Характер заданий олимпиады

4. Обществоведческое образование в школе и предметная олимпиада

5. Отражение регионального компонента школьного курса обществознания в заданиях олимпиады

6. Принципы формирования олимпиадных заданий

7. О сочинениях-эссе в заданиях олимпиады.

8. Рекомендуемая литература и сайты Интернета

9. ПРИЛОЖЕНИЕ. Примеры различных типов заданий, применяемых на школьном и муниципальном этапах олимпиады


1. Основные нормативные документы, определяющие проведение

всероссийской олимпиады школьников
С 2008-09 уч. г. начинают действовать новые нормативные документы по проведению олимпиад школьников. Это:

- «Порядок проведения олимпиад школьников» (Приказ министра образования и науки РФ от 22 октября 2007 г. №285).

- «Положение о всероссийской олимпиаде школьников» (Приказ министра образования и науки РФ от 22 октября 2007 г. №286).

Содержание заданий олимпиады определяются:

- обязательными минимумами содержания и уровня подготовленности учащихся по предмету, сформулированные в документах Минобразования России: по основному общему образованию (приказ от 19 мая 1998 г. №1236) и по среднему (полному) общему образованию (приказ от 30 июня 1999 г. №56);

- школьным образовательным стандартом (приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. №1089).

При подготовке заданий необходимо учитывать принципиальные установки учебного стандарта нового поколения, который ныне находится в состоянии разработки и обсуждения.

На основании «Положения о всероссийской олимпиаде школьников» выстраивается следующая вертикаль олимпиад.




Этапы

Участники

Сроки

Подготовка

заданий

Школьный

5-11 кл.

Октябрь

Предметно-методическая комиссия муниципального этапа олимпиады

(по рекомендации Центральной предметно-методической)



Муниципальный

7-11 кл.

Ноябрь-декабрь

Предметно-методическая комиссия муниципального этапа олимпиады

(по рекомендации Центральной предметно-методической)



Региональный

9-11 кл.

Январь-

февр.


Центральная предметно-методическая комиссия

Заключительный

9-11 кл.

Определяет Рособр.

Центральная предметно-методическая комиссия


2. О подготовке заданий школьного и муниципального этапов

Олимпиады

(из «Положения о всероссийской олимпиаде школьников»)
«20. Школьный этап олимпиады проводится организатором данного этапа Олимпиады в октябре. Конкретные даты проведения школьного этапа Олимпиады устанавливаются организатором муниципального этапа Олимпиады.

21. Для проведения школьного этапа Олимпиады организатором данного этапа Олимпиады создается оргкомитет и жюри школьного этапа Олимпиады.

22. Школьный этап Олимпиады проводится по олимпиадным заданиям, разработанным предметно-методической комиссией муниципального этапа Олимпиады с учетом методических рекомендаций центральных предметно-методических комиссий Олимпиады».

<…> «29. Муниципальный этап олимпиады проводится организатором данного этапа Олимпиады в ноябре-декабре. Конкретные даты проведения муниципального этапа Олимпиады устанавливаются организатором регионального этапа Олимпиады.

30. Для проведения муниципального этапа Олимпиады организатором данного этапа Олимпиады создается оргкомитет, предметно-методическая комиссия и жюри муниципального этапа Олимпиады.

31. Муниципальный этап Олимпиады проводится по олимпиадным заданиям, разработанным предметно-методическими комиссиями регионального этапа Олимпиады, с учетом методических рекомендаций центральных предметно-методических комиссий Олимпиады».

При подготовке заданий олимпиады школьного и муниципального этапов необходимо учитывать необходимость усложнения заданий по мере повышения олимпиадного уровня и следующие сравнительные характеристики этапов:





Вопросы для сравнения

Школьный этап

Муниципальный этап

Возможность проведения для параллелей учащихся

6-11 классы

7-11 классы

Оптимальное время для проведения.

Один учебный час для 6 – 7 классов.

Один астрономический час для 7-8 классов.

Два учебных часа для 9-11 классов.


Два учебных часа для 7-8 классов.

Два астрономических часа для 9-11 классов.



Использование заданий со значительным развернутым текстом (сочинение-эссе, исторический рассказ и т.д.).

Рекомендуется для учащихся 9-11 классов.

Рекомендуются для учащихся 8 классов.

Желательно обязательно провести для учащихся 9-11 классов.


В практике олимпиады школьников по обществознанию широкое применение получили сочинения-эссе для учащихся старших классов. Их применение, как видно из таблицы, данной выше, возможно на школьном и муниципальном этапах. В представленных методических рекомендациях есть материал о сущности этого вида работы, рекомендации по его написанию и оцениванию (см. ниже).


3. Характер заданий олимпиады
Олимпиады являются предметными, о чем конкретно говорят названные выше нормативные документы:

- «Олимпиада проводится по общеобразовательным предметам…» ( из «Положения о всероссийской олимпиаде школьников» (п. 6);

- «Этапы олимпиады проводятся по заданиям, составленным на основе общеобразовательных программ, реализуемых на ступенях основного общего и среднего (полного) общего образования…» (там же, п.7).

Отмечается важнейшее требование к олимпиадам, последовательное выполнение которого приводит к сохранению различия олимпиады от контрольной работы: в п. 20 «Порядка проведения олимпиад школьников», когда речь идет об условиях формирования перечня олимпиад, говорится о творческом характере олимпиадных заданий и других видов испытаний.

Ориентирами для составления заданий олимпиады, таким образом, являются:

- отражение нормативных требований к уровню подготовленности учащихся по предмету;

- отражение творческого характера соревнований;

- отражение общей культуры участников, их эрудированности.


4. Обществоведческое образование в школе и предметная олимпиада
Как уже отмечалось выше в основе олимпиадных заданий лежат действующие нормативные документы, определяющие обществоведческое образование в современной российской школе.

Установками методологического характера для формирования заданий олимпиады являются важнейшие черты современного школьного обществоведческого образования.

1. Новая иерархия целей изучения обществознания в школе:

1.1. выделения в качестве основной цели – воспитания и развития личности, осуществляемые на основе овладения школьниками обществоведческими знаниями, умениями их использовать при ориентированности изучения обществознания на социальную практику. Стремление осуществить гражданско-патриотическое, нравственное воспитание учащихся, помочь школьникам сформировать ценностные ориентаций и убеждения на основе личностного осмысления опыта современной жизни России;

1.2. деление целей обществоведческого образования на те из них, которые можно планировать и достаточно гарантированно достигать при системной работе (усвоение учащимися определенных учебных знаний и умений), и на цели, прогнозируемые, на достижение которых направлена вся организация обучения, но достоверность анализа реализации которых по ряду причин (необходимость знания повседневного поведения учащихся, оценка отдаленного результата и т.д.) проблематична;

1.3. направленность на социализацию учащихся, формирование у них основы для освоения социальных ролей и базовых коммуникативных, политических, социальных компетенций.

2. Акцент на личностный аспект общественного развития, внимание к роли человека, мотивам его деятельности.

3. Ознакомление учащихся с различными точками зрения на современный этап развития человечества.

4. Нацеленность на органическое единство школьных дисциплин: обществознания, ориентированного на логический или структурный подход при рассмотрении общественного развития, и истории, для которой ведущим является исторический подход к изучению общества.

5. Ориентация на сущностные черты обществознания как школьного предмета, который характеризуют:

5.1. интегрированный характер, опора на педагогически отобранный материал ряда общественных наук, которые определяют следующие содержательные линии дисциплины:

- общество;

- человек;

- познание;

- экономическая сфера;

- социальная сфера;

- политическая сфера;

- правовая сфера;

- духовная сфера;

- социальная психология.

5.2. направленность на теоретическое обобщение учебного материала, философское его осмысление;

5.3. особая в сравнении со многими школьными дисциплинами нацеленность на межпредметные связи;

5.4. практико-ориентированный характер;

5.5. нацеленность на создание условий для формирования представления школьника обо всей системе общественных отношений, создание условий для самореализации личности учащегося;

5.6. ориентированность содержания курса на возможности различных методологических подходов, существующих в современной науке, направленность предмета на раскрытие многомерной картины жизни общества;

5.7. представление в курсе наряду с научными знаниями социальных норм, способов познавательной и практической деятельности, системы гуманистических и демократических ценностей.

Опираясь на такое понимание школьного обществоведческого образования, центральная предметно-методическая комиссия Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию так формулирует основные подходы к ее проведению:


  1. сочетание разнообразных целей:

- стимулирование интереса учащихся к изучению предмета;

- выявление школьников, проявляющих интерес и особые способности к изучениюобществознаия;

- анализ уровня подготовленности, широты социально-гуманитарного кругозора и мышления этих учащихся;

- накопление научно-методического опыта по развитию обществоведческого образования, в том числе по переходу к профильному обучению в старших классах;

- содействие обмену опытом учебной работы по обществознанию между педагогами;

- подготовка аналитических материалов по результатам олимпиады для учителей и методической службы.

Особо выделим цель – отбор учащихся-победителей для создания ими портфолио успешности ученика и, в конечном счете, формирования льготных условий поступления в профильные вузы (на факультеты);

2) формирование вертикали олимпиад: школьных – муниципальных – региональных – заключительного этапа Всероссийских с дифференциацией уровней заданий при сохранении общей логики и принципов состязаний;

3) поиск органического единства отражения в олимпиадных заданиях нормативных требований изучаемого школьного предмета и творческого характера олимпиады;

4) использование олимпиад для оценки успешности усвоения учащимися курса обществознания. Результаты олимпиад, содержание заданий, их типы, характер требований, предъявляемых в ходе состязаний, отслеживаются педагогами, методистами, нередко родителями учащихся, становятся объектами изучения самими школьниками. Поэтому олимпиады все в большей степени играют роль информационного канала, через который, кроме прочего, осуществляется предъявление вузами своих критериев подготовленности абитуриента к получению высшего профессионального образования.

Опыт проведения совместных олимпиад по обществознания вузами и институтами повышения квалификации работников образования, центрами дополнительного образования показал перспективность подхода, в котором применяется совместное составление заданий специалистами по содержанию научных дисциплин, отраженных в школьном предмете и методистами, учителями, знающими дидактические и психологические аспекты изучение этого предмета школьниками.

На школьном, муниципальном и региональным этапах олимпиады по обществознанию большое значение имеет отражение краеведческого материала как регионального компонента школьного курса обществознания.


5. Отражение регионального компонента школьного курса обществознания в заданиях олимпиады
Под региональным, краеведческим компонентом школьного курса обществознания понимается педагогически отобранный обществоведческий материал в контексте базового содержания предмета, раскрывающий типичное и особенное в жизни конкретного региона.

Основные структурные единицы регионального компонента обществознания составляют:

- конкретные факты локального развития региона, используемые в качестве примеров при изучении основного содержания федеральных курсов, а также в качестве объектов применения теоретических знаний, полученных в ходе их изучения;

- общие процессы, закономерности развития российского общества и региона, проявление региональных особенностей в данном социуме при рассмотрении общих тенденций общественной жизни России;

- дополнительные вопросы и темы, вводимые в содержание курса, отражающие уникальность данного региона.

Отбор содержания регионального компонента целесообразно подчинить ряду принципов.

Первым в этом ряду является принцип органичности включения содержания регионального компонента в базовый федеральный курс. Под этим принципом понимается соответствие регионального компонента общему содержанию курса, его теоретическому уровню, доступности для учащихся, целям и задачам, которые стоят перед историей как школьным предметом.

Вторым принципом является принцип типичности отображаемого регионального содержания. Этот принцип означает раскрытие на региональном материале тех процессов жизни социума, которые являются типичными для России в целом или сходными для всего мирового сообщества.

Неотделимым от принципа типичности является принцип третий – специфичности отображаемого регионального содержания. Принцип отражает раскрытие особенностей развития региона как проявления многообразия жизни России и мира.

Четвертый принцип – комплексность в раскрытии регионального содержания. Применение этого принципа в отборе регионального компонента нацеливает на поиск учебного материала, отражающего все содержательные линии обществоведческого образования в школе. Локализация учебного материала при применении этого принципа направлена на одновременное раскрытие на конкретном содержании механизмов развития общества как системы, проявляемых в разных его подсистемах.

Одним из важнейших принципов отбора содержания регионального компонента обществознания является пятый принцип – сочетания регионального и субрегионального обществоведческого материала (город, район, поселок, село, улица…).

Важно учитывать и механизмы отбора содержания регионального компонента. Слово «механизм», в одном из значений, определяется как совокупность состояний и процессов, из которых складывается какое-либо явление. Опираясь на это определение, здесь под механизмами понимаются пути реализации принципов отбора.

Принципы отбора, таким образом, реализуются через следующие, органично связанные между собой, механизмы:

- Механизм актуализации. Он состоит в отборе учебного материала, значимого для понимания развития региона и субрегиона, сущностных характеристик его жизни.

- Механизм локализации. Его действие означает вычленение материалов, раскрывающих связь глобального и регионального, общефедерального и регионального, регионального и субрегионального.


  • Механизм реализации личностно-ориентированного подхода. Этот механизм заключается в определении содержания, лично значимого для конкретных учащихся.

  • Механизм дидактической целесообразности. Региональный компонент обществознания помогает преодолевать затруднения учащихся на пути к требуемому уровню их подготовленности.


6. Принципы формирования олимпиадных заданий

Опираясь на положения, характеризующие олимпиаду пообществознанию, предлагаются следующие принципы формирования олимпиадных заданий на школьном и муниципальном уровне:

1.Учет возрастных особенностей учащихся в определении сложности заданий с ее нарастанием по мере увеличения возраста соревнующихся.

2. Рост объема времени в сочетании с ростом числа заданий, исходя из возраста учащихся и этапов олимпиады. Конкретные число заданий и время на их выполнение определяет муниципальная и региональная предметно-методическая комиссии в зависимости от сложившейся традиции проведения олимпиад, организационных возможностей и санитарных норм.

3. Отражения в заданиях различных содержательных линий курса и степени их рассмотрения на уроках ко времени проведения этапа олимпиады школьниками с возможным в условиях соревнований обращением к максимально большому количеству этих содержательных линий.

4. Проверка соответствия готовности участников олимпиады требованиям к уровню их знаний, пониманию сущности изучаемых событий и процессов, умениям по предмету через разнообразные типы заданий.

5. По-возможности сочетание заданий письменных (от краткого ответа до развернутого текста) и устного собеседования жюри с участниками олимпиады, что позволяет проверить разные стороны подготовленности школьников.

6. Введение заданий на выбор участниками (например, при выборе из списка заданий творческого характера для краткого рассказа) с сохранением как основы инвариантных заданий.

7. Преставление заданий через различные источники информации (отрывок из документа, диаграммы и таблицы, иллюстративный ряд и др.).

8. Создание дифференцированной шкалы оценивания, позволяющей оценить различные нюансы ответа участников соревнований.

9. Принятие как правильных ответов, данных не по эталону, но верных, или ответов, сформулированных на высоком для школьников уровне в результате иного понимания задания.

10. Опора в части заданиях на межпредметные связи.


7. О сочинениях-эссе в заданиях олимпиады
В практике российской школы складывается такое представление о сущности учебного сочинения-эссе:

во-первых, речь идет о работе, которая определена конкретной темой или вопросом. Т.е. при написании сочинения-эссе непродуктивно давать учащимся вопрос, охватывающий широкий круг проблем;

во-вторых, сочинение-эссе требует личностного восприятия проблемы и ее осмысления. Эссе – жанр субъективный и тем особенно ценный, через эту работу может увидеть личность автора, своеобразие его позиции, стиля мышления, речи, отношения к миру, и, конечно, определить уровень его обществоведческой подготовки;

в-третьих, сочинение-эссе характеризуется небольшим объемом;

в-четвертых, важной особенностью сочинения-эссе является свободная композиция. Эссе по своей природе устроено так, что не терпит никаких формальных рамок;

в-пятых, сочинение-эссе характеризует непринужденность повествования;

в-шестых, отправной точкой для размышлений, воплощенных в эссе, нередко являются афористическое, яркое высказывание или парадоксальное определение, буквально сталкивающее на первый взгляд бесспорные, но взаимно исключающие друг друга утверждения, характеристики, тезисы. Таким образом, эссе характеризует парадоксальность;

в-седьмых, при всей парадоксальности сочинения-эссе его непременной характеристикой является внутреннее смысловое единство, т.е. согласованностью ключевых тезисов и утверждений, внутренняя гармония аргументов и ассоциаций, непротиворечивостью тех суждений, в которых выражена личностная позиция автора;

в-восьмых, эссе остается принципиально незавершенным – автор не претендует на исчерпывающее раскрытие темы, на полный, законченный анализ. Это – такая черта эссе как открытость.

Для организации работы учащихся по написанию сочинений-эссе целесообразно обратить внимание на наиболее распространенные их классификации:

- с точки зрения содержания эссе бывают философскими, литературно-критическими, историческими, художественными, художественно-публицистическими, духовно-религиозными и др.;

- с позиций композиционных особенностей они делятся на: описательные, повествовательные, рефлексивные, критические, аналитические и др.;

- по степени представления личностной позиции автора проводится деление на личностное, субъективное эссе, где основным элементом является раскрытие той или иной стороны авторской личности, и эссе объективное, где личностное начало подчинено предмету описания или какой-то идее.

Принципиальным является проблема критериев оценивания сочинения-эссе, подготовленного школьником.

При оценивании ответа необходимо выделить следующие элементы:

1) представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы;

2) раскрытие проблемы на теоретическом уровне, с корректным использованием обществоведческих понятий в контексте ответа;

3) аргументация своей позиции с опорой на социальные факты, концепции общественного развития и т.д.

Целесообразно обратить внимание учащихся на то, что при выборе темы важно ответить себе на целый ряд вопросов:

- интересна ли эта тема для меня?

- понимаю ли я смысл темы?

- обладаю ли я знаниями и умениями для того, чтобы ее раскрыть?

- если нет, то, что необходимо сделать для решения вопроса в положительном смысле?

- как я отношусь к высказанному в теме (согласен, не согласен, частично согласен)?

Важно настроить учащегося на то, что при раскрытии темы целесообразно обратиться к различным точкам зрения на проблему или различным подходам к ее решению, показать многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе.

В завершении приведем краткую памятку по критериям оценивания сочинения-эссе (она в адаптированном виде может быть использована в школе), которая была выработана центральной предметно-методической комиссией всероссийских олимпиад школьников по истории.


Критерии оценивания сочинения-эссе
ПИСЬМЕННАЯ РАБОТА

1. Знание социальных фактов.

2. Владение теоретическим материалом (понятия, термины и др.).

3. Аргументированность суждений и выводов.

4. Знание мнений ученых-обществоведов.

5. Внутреннее смысловое единство, соответствие теме.

6. Оригинальность решения проблемы, аргументации.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

1. Умение в краткой форме представить главные положения работы, ее цели.

2. Ответы на вопросы (аргументация, доказательность, точность).

3. Включение в устное выступление дополнительных аспектов темы.



РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ РАБОТ ДРУГИХ УЧАСТНИКОВ ОЛИМПИАДЫ

1. Самостоятельность суждений.

2. Корректность и доказательность оценки рецензируемой работы.

3. Точность вопросов, связь с главной темой.


8. Рекомендуемая литература и сайты Интернета
- Всероссийские олимпиады школьников по истории и обществознанию: материалы и комментарии /Под ред. С.И. Козленко и М.Ю. Брандта – М.: Школа-пресс, 2003.

- Всероссийская олимпиада школьников по обществзнанию: Методическое пособие /Под ред. С.И. Козленко – М.: АПКиППРО, 2005

- Козленко С.И., Козленко И.В. Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию в 2006 г.: Методическое пособие – М.: АПКиППРО, 2006

- Козленко С.И., Козленко И.В. Обществознание. Всероссийские олимпиады. Вып. 1 – М.: Просвещение, 2008

* * *

http://www.edu.ru/ - федеральный портал «Российское образование». Содержит обзор образовательных ресурсов Интернета, нормативные документы, образовательные стандарты и многое другое.

http://www.rusolymp.ru – федеральный портал российских олимпиад школьников.

http://ecsocman.edu.ru/ - федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент». Собраны материалы по социальной и экономической истории России, в том числе журнальные статьи и материалы круглых столов, посвященные проблемам исторического пути России.
9. ПРИЛОЖЕНИЕ

Примеры различных типов заданий, применяемых на школьном и муниципальном этапах олимпиады и уже использованных на них

Ряды (продолжение перечисления, дать определение элементу ряда и т.д.)
Примеры:
1. Укажите лишнее имя в ряду российских дипломатов:


  1. П.П. Шафиров

  2. П.А. Толстой

  3. М.Б. Барклай-де-Толли

М.И. Кутузов
Ответ: 3
2. Какой из перечисленных рядов составляет даты начала войн, которые вела Россия?

  1. 1556 г., 1648 г., 1812 г., 1884 г.

  2. 1558 г., 1632 г., 1700 г., 1768 г.

  3. 1499 г., 1590 г., 1812 г., 1893 г.

4) 1558 г., 1812 г., 1876 г., 1890 г.
Ответ: 2
3. По какому принципу образованы ряды (дайте краткий ответ)? Завершите ряд или заполните пробел в нём.

А) 1505 г., 1533 г., 1584 г., ________г.

__________________________________________________________________

Б) Устав, полуустав, скоропись,_________________

__________________________________________________________________

В) В.И. Ленин, И.В. Сталин, ____________________, Л.И. Брежнев, Ю.В. Андропов.

__________________________________________________________________
Ответ: А) Годы начала правления монархов в XVI в. 1505 г., 1533 г., 1584 г., 1598 г.

Б) Типы письма. Устав, полуустав, скоропись, ВЯЗЬ.

В) РУКОВОДИТЕЛИ КОМ. ПАРТИИ (СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА) В.И. Ленин, И.В. Сталин, Н.С. ХРУЩЁВ, Л.И. Брежнев, Ю.В. Андропов.
4. Что или кто является лишним в ряду (лишнее слово подчеркните и кратко объясните свой выбор)?

А. Перун, Стрибог, Плутос, Сварог, Велес

__________________________________________________________________

Б. Титулярный советник, коллежский асессор, фендрик, рейтар

__________________________________________________________________

В. Н.Н. Ге, И.Н. Крамской, В.Г. Перов, В.А. Тропинин, И.И. Шишкин



Ответ: А) Плутос (греческий бог). Остальное – имена славянских богов периода язычества.

Б) Рейтар (наёмный солдат кавалерии в XVII в.). Остальное – чины из «Табеля о рангах» XVIII в.

В) В.А. Тропинин. Остальные художники второй половины XIX в., художники-передвижники.
5. Какой из перечисленных рядов составлен только из имён композиторов России?


  1. М.И. Глинка, В.Ф. Одоевский, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков

  2. П.И. Чайковский, А.П. Бородин, М.И. Глинка, А.И. Куприн

  3. Д.Б. Кабалевский, Л.Н. Пахмутова, М.И. Глинка, А.К. Глазунов

  4. Ц.А. Кюи, П.И. Чайковский, М.П. Мусоргский, Н.Н. Ге

Ответ: 3

6. Заполните пропуск в ряду.

6.1. «Колокол», А.И. Герцен; «Вперед», П.Л. Лавров; ________________, В.И. Ленин, Л. Мартов.

6.2. «Слово о полку Игореве», поход против половцев 1187 г.; «Песня о Щелкане», _________________________________________; «Задонщина», Куликовская битва 1380 г.

Ответ:

6.1 «Искра»

6.2 Ордынская рать Чолхана против Твери

7. Заполните пропуск в ряду.

1) Операция «Багратион», освобождение Белоруссии; ......... , контрнаступление под Сталинградом; операция «Кутузов», наступление Красной Армии на орловском направлении.

2) Приказы, коллегии, министерства, ……… , министерства.

Ответ:

1) Операция «Уран».

2) Наркоматы.

На грамотность написания исторических терминов

Примеры:

1. Историк должен грамотно писать, исторические понятия и термины, географические названия. Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков и объясните, что обозначает термин.
1. Хр…ст…матия;

2. Ц…л…бат;

3. Д…льм…ны;

4. …встрал…п…тек;

5. М…м…р…альный;
Ответ:

1) Хрестоматия - учебное пособие, сборник избранных текстов;

2) Целибат – обязательное безбрачие католического духовенства;

3) Дольмены – сооружения в виде огромных каменных плит и глыб;

4) Австралопитек – ископаемая человекообразная обезьяна.

5) Мемориальный – служащий для увековечения памяти о ком-либо или о чем-либо.



2. Историк должен грамотно писать, исторические понятия и термины. Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков.

1. К…нс…стория – духовное учреждение, управлявшее епархией.

2. Акц…д…нции – доходы канцелярских служащих, живших добровольными приношениями челобитчиков.

3. В…кар…атство – в Русской Православной Церкви несколько приходов

4. Др…бан- - телохранитель в России XVII-XVIII вв.

5. Ир… …гулярные войска – войска, не имевшие постоянной организации, по особому комплектовавшиеся.

6. К...нт…нисты – в 1805-1856 гг. солдатские сыновья, с рождения числившиеся за военным ведомством

7. Лес…в…чная система – принцип княжения, по которому княжеский стол переходил не от отца к сыну, а к старшему мужчине в роду.

8. Не…ч…ки – в XVI- начале XVIII вв. дворяне, уклонявшиеся от обязательной службы.

9. Фуз…леры – в первой половине XVIII в. название пехоты в русской армии.

10. Евр…зийство – идейное историко-политическое течение, возникшее в русской эмиграции 1920-1930-х гг.

11. К…нд…минимум – управление одной и той же территорией двумя или несколькими государствами.

12. Анг…ж…мент – приглашение артиста на какой-нибудь срок для участия в спектакле.

13. Вым…р…чное имущество – имущество, на которое после смерти владельца никто не заявил претензий на владение.

14. Д…заб…лье – легкая свободная домашняя одежда.

15. Д…ф…лировать – в военном деле XVIII-XIX вв. маршировать.

16. К…з…мат – помещение в крепостных стенах для артиллерии, боеприпасов и людей.

17. Кр…н…лин – особый покрой платья или юбки в XVIII-XIX вв.


Ответ:

1) консистория; 2) акциденции; 3) викариатство; 4) драбант; 5) иррегулярные; 6) кантонисты; 7) лествичная; 8) нетчики; 9) фузилеры; 10) евразийство; 11) кандоминимум; 12) ангажемент; 13) выморочное; 14) дезабилье; 15) дефилировать; 16) каземат; 17) кринолин.



Документ с внешней и внутренней критикой
Примеры:
1.«Крестоцеловальная запись», в которой было дано обещание: «…Всякого человека, не судя истинным судом с бояры своими, смерти не предати», связана с именем:

  1. Бориса Годунова

  2. Михаила Романова

  3. Василия Шуйского

  4. Ивана IV


Ответ: 3
2. К какому периоду истории России относится следующее описание? Своё мнение кратко обоснуйте, ссылаясь на данный текст.

«История Европы не знает другой революции, которая казалась бы столь бесплодной по своей развязке и своим последствиям. В течение 10 лет эта революция расшатывала всю страну, заливала её потоками крови и покрывала развалинами, но сама не внесла в народную жизнь ни одного нового начала, не указала нового пути её будущему развитию. Она пронеслась разрушительным и бесплодным ураганом. Пройдя сквозь многие смены династий и политических и социальных порядков, Россия самодержавных царей путём этого длинного обхода вернулась к исходной точке».


Ответ:

Смута.

«История Европы не знает другой революции, которая оказалась бы столь бесплодной по своей развязке и своим последствиям. В течение 10 лет эта революция расшатывала всю страну, заливала её потоками крови и покрывала развалинами, но сама не внесла в народную жизнь ни одного нового начала, не указала нового пути её будущему развитию. Она пронеслась разрушительным и бесплодным ураганом. Пройдя сквозь многие смены династий и политических и социальных порядков, Россия самодержавных царей путём этого длинного обхода вернулась к исходной точке».


следующая страница >>
Смотрите также:
Методические рекомендации по подготовке заданий школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2008-09 уч. Года
573.29kb.
4 стр.
Методические рекомендации по подготовке заданий школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по истории 2008-09 уч. Года
649.52kb.
4 стр.
Методические рекомендации по подготовке заданий школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по истории 2008-09 уч. Года
649.52kb.
4 стр.
Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по биологии в 2011/2012 учебном году
618.91kb.
8 стр.
Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по информатике в 2010/2011 учебном году
551.12kb.
3 стр.
Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по информатике в 2011/2012 учебном году
519.3kb.
3 стр.
Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по информатике в 2009/2010 учебном году
445.92kb.
3 стр.
Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по экономике в 2009/2010 учебном году
172.97kb.
1 стр.
Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2011/2012 учебном году
166.71kb.
1 стр.
Методические рекомендации предназначены для организаторов первого (школьного) и второго (муниципального) этапов Всероссийской олимпиады школьников по экологии
623.72kb.
3 стр.
Материалы муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории в 2009/10 учебном году
335.25kb.
5 стр.
Методические рекомендации для I и II этапов Всероссийской олимпиады школьников
641.32kb.
6 стр.