Главная страница 1страница 2

Министерство образования и науки Челябинской области

ГОУ СПО «Троицкий педагогический колледж»


С.М.Ахметова

Е. А. Латыпова




Развитие нравственных качеств у младших школьников

на уроках литературного чтения
Методические рекомендации

для студентов педагогического колледжа,

учителей начальных классов

г.Троицк, 2010г.


Ахметова С.М., Латыпова Е. А. Развитие нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения – Троицк, 2010 г
Нравственное воспитание школьников является одним из приоритетных направлений в современной сфере российского образования. Оно основывается на развитии не только нравственных и моральных ценностей и мотивов, но и на развитии основных нравственных качеств личности человека. Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка, должен уделить проблеме нравственного воспитания важнейшую роль в своей деятельности.

Однако не все учителя способны организовывать правильную и плодотворную работу по развитию нравственных качеств в коллективе. Чаще всего данная работа состоит в основном из ряда этических бесед, хотя учитель в своей деятельности должен использовать разнообразные формы работы для воспитания нравственности.

Предложенные методические рекомендации можно использовать при подготовке и организации уроков литературного чтения или внеклассных занятий по изучению произведений с нравственным содержанием.

Рекомендации могут быть использованы студентами педагогического колледжа, учителями начальных классов, заинтересованными в эффективном решении образовательно-развивающих задач уроков литературного чтения.



Содержание
Введение

  1. Цели и задачи нравственного воспитания младших школьников

  2. Нравственное воспитание на уроках литературного чтения.

  3. Методика составления и использования этического словарика

  4. Конспекты уроков литературного чтения, способствующие развитию нравственных качеств младших школьников.

Список рекомендованной литературы

Введение
Модернизация российского образования происходит в сложное время, когда наряду с экономической нестабильностью одной из глобальных проблем современности остается духовный кризис нашего общества. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество - духовных и нравственных идеалов, формирующих смысл человеческой жизни и общечеловеческие ценности. Школьники, равно как и взрослые, не могут ответить на вопрос, для чего живет человек, в чем высший смысл человеческой жизни. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию (в том числе детскому и молодежному) во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства.

В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны. Приобретая сумму знаний, но, не имея представлений о духовности, о добре и зле, о любви и милосердии, человек не может чувствовать себя счастливым.

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Изучением нравственности занимались такие великие мыслители античности как Платон, Сократ, Аристотель. На необходимость усиления внимания к вопросам воспитания подрастающего поколения ориентируют выступления и публикации ведущих специалистов в этой области педагогики: Ш.А.Амонашвили, Е.П.Белозерцева, Е.В.Бондаревской, Б.З.Вульфова, В.А.Караковского, Н.Д.Никандрова, Л.И.Новиковой, Н.Л.Селивановой, В.Д.Шадрикова, Н.Е.Щурковой и др.

Сейчас проблема нравственности в России – стратегическая, недаром бывший патриарх Московский и всея Руси Алексий II предложил Президенту России создать общественный совет по поддержке нравственности.

Воспитание нравственных качеств личности основывается на понимании и освоении нравственных ценностей, оставляющих современную общечеловеческую мораль. Ценности эти – свобода, демократизм, достоинство, честь, ответственность, совесть, стыд, любовь, доброта, экологическая культура, вера, воля, добродетельность – должны усваиваться детьми не только в семье, но и в школах, на практически всех уроках. Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить проблеме нравственного воспитания важнейшую роль в своей деятельности. И именно поэтому целью педагога является оградить малыша от мира жестокости и грубости, познакомить ребенка с принципами морали и этики, формировать нравственные представления и понятия.

Однако, не все учителя способны организовывать правильную и плодотворную работу по формированию нравственной воспитанности в коллективе. Чаще всего данная работа состоит в основном из ряда этических бесед, хотя учитель в своей деятельности доле использовать разнообразные формы работы для воспитания нравственности.

Методические рекомендации раскрывают не только основные понятия, цели и задачи нравственного воспитания, но помогут учителю в организации уроков литературного чтения, которое будут способствовать развитию нравственных качеств младшего школьника.

Авторами определена цель методических рекомендаций: в сжатом виде показать методические особенности работы над развитием нравственных качеств на уроках литературного чтения в начальных классах




  1. Цели и задачи нравственного воспитания младших школьников

Для того, чтобы правильно начать работу, способствующую развитию нравственных качеств необходимо вначале определить все понятия, которые включает в себя нравственное воспитание, а также выделить цели, задачи, методы и средства нравственного воспитания.

Вначале мы более подробно рассмотрим понятия нравственности.

В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)»

Г.М. Коджаспирова выделяет 2 определения нравственности:


  1. Особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм

  2. Система внутренних прав человека, основанная на гуманистических ценностях доброты, справедливости, порядочности, сочувствия, готовности прийти на помощь.

В.С. Кукушин отмечает, что нравственность человека определяется и проявлениями уважения и терпимости по отношению к окружающим.

А.И. Шемшурина дает следующее определение нравственности: выработанное личностью в соответствии с традициями, социальной средой, воспитанием и опытом поведения убеждений в необходимости моральной нормы отношений к окружающему миру, людям и самому себе.

Рассмотрим понятие нравственное воспитание.

В педагогической энциклопедии дается следующее определение нравственному воспитанию – это одна из форм воспроизводства, наследования нравственности в обществе.

Г.М. Коджаспирова отмечает, что нравственное воспитание – это формирование нравственных отношений, способности к их совершенствованию и умений поступать с учетом общественных требований и норм, прочной системы привычного, повседневного морального поведения.

В.Т. Чепиков отмечает, что нравственное воспитание есть педагогический процесс моральной социализации школьников, направленный на организацию усвоения ими социального морального опыта и осуществление их нравственной подготовки, благодаря чему происходит нравственное формирование и включение личности ученика в систему доступных ему общественных отношений.

И.П. Подласый отмечает, что нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.

В педагогической теории существует также понятие этическое воспитание, которое неотъемлемо связано с нравственным воспитанием. Перейдем к более подробному рассмотрению данного понятия:

А.И. Шемшурина считает, что этическое воспитание и этика в частности - это неистощимый источник нравственного осмысления в жизни человека, его бытования в обществе, становление человеческого Я, осознание его ценности через познание сущности этических понятий, погружения в историю этических учений, диалог эпох и культур.

Анализируя и сравнивая, приведенные выше понятия нами был сделан вывод, о том, что понятия «нравственное воспитание» и «этическое воспитание» неотъемлемо связаны между собой. Данные виды воспитания младших школьников направлены на формирование определенных ценностей, но этическое воспитание направлено на формирование этических понятий и ценностей, приобщение учащихся к культурным ценностям, а нравственное воспитание направлено на развитие и формирование нравственных качеств личности ребенка.

В педагогической литературе выделяют также понятие духовное воспитание, а также духовно-нравственное воспитание. Уточним содержание данных понятий.

А.В. Моторин утверждает, что понятие духовное воспитание в своем полном, не усеченном объеме предполагает веру не только в духовность, бесплотность человеческой души или, если угодно, личности с ее сознанием и сверхсознанием, но также обязательно и веру в бытие сверхчеловеческих духов как добрых, так и злых, и, прежде всего, веру в бытие Божьего Духа. При этом А. В. Моторин выделяет, что такая личностно выражаемая духовность может быть как светлой, так и темной, как доброй, так и злой, как нравственной, так и безнравственной. Поэтому А.В. Моторин считает не лишним объединять эти два понятия в одно – духовно-нравственное воспитание.

По мнению Г.М. Коджаспировой, духовное воспитание - это воспитание чувства долга, справедливости, искренности, ответственности и др. качеств, способных придать высший смысл делам и мыслям человека.

Н.А. Виноградова выделяет, что духовное воспитание – это формирование целостного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоническое развитие личности человека, а духовно-нравственное воспитание – это содействие формированию у детей мировоззрения, основанного на базовых ценностях традиционной к общенациональной культуре; формированию личностной направленности и развитию личностной направленности и развитию нравственных качеств, которое является ключевым звеном в механизме принятия решений касающихся духовно-нравственного поведения человека.

Проанализировав данные понятия, мы отметили то, что понятие духовное воспитание гораздо ближе к понятию нравственное воспитание, чем понятие этическое воспитание. И духовое, и нравственное воспитание направлено на формирование у учащихся как нравственных качеств и ценностей, так и развитие личности ребенка. Именно поэтому в педагогической теории все чаще употребляется понятие духовно-нравственное воспитание.

Также необходимо выделить понятие нравственная воспитанность. В.Т. Чепиков утверждает, что под нравственной воспитанностью следует понимать интегративную характеристику морального облика младшего школьника, которая включает целостную совокупность сформированных нравственных качеств его личности и их содержательно-структурных компонентов, устойчиво проявляющихся в ее поведении и деятельности и определяющих систему и направленность ее нравственных отношений.

Одним из основополагающих понятий нравственной воспитанности является наличие сформированных нравственных качеств. Что же такое нравственные качества?

Т.Б. Лихачев определяет нравственные качества как психические новообразования, которые возникают в результате взаимодействия ребенка с миром в системе общественных отношений.

И.Ф.Харламов отстаивает точку зрения, согласно которой нравственные качества личности школьника следует рассматривать как психологические образования ее моральной сферы.

В работах В.Т. Чепикова нравственные качества рассматриваются как системообразующие психологические образования моральной сферы личности, как существенные, основополагающие компоненты характера человека, играющие определяющее значение в саморегуляции его поведения и деятельности.

Анализируя методическую литературу, мы выделили, что между основными компонентами нравственного воспитания (цели, задачи, методы, средства и формы) имеется определенная взаимосвязь, что способствует лучшему воспитанию младших школьников в плане нравственности. Данную взаимосвязь выделил в своих работах В.Т. Чепиков и представил ее в форме следующей таблицы:


Общие цели нравственного воспитания:

Интегративные нравственные качества личности младшего школьника





Содержание нравственного воспитания:

Совокупность нравственных привычек и качеств, которые характеризуют

нравственность личности младшего школьника на конкретном этапе

возрастного развития и определяют его отношения



к Родине другим

странам народам



К материальным

Ценностям и природе



К труду и выполнению своих

обязанностей



к другим людям и к

самому себе



ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ



Задачи нравственного воспитания:

Формирование структурных компонентов нравственных качеств личности

младшего школьника:


Нравственных потребностей и мотивов поведения

и деятельности



Нравственных представлений,

понятий, взглядов, эмоций

и чувств


Нравственных умений, навыков и привычек,

волевых свойств




Методы стимулирования

активности и формирования

нравственных потребностей и мотивов поведения


Методы организации

Познавательной деятельности и формирования

морального сознания

Младших школьников



Методы организации

деятельности и общения младших школьников и

формирования опыта их

нравственного поведения


Методы нравственного воспитания



Средства нравственного воспитания

учебная деятельность

внеучебная деятельность и общение



Уроки, экскурсии, предметные кружки,

домашняя учебная работа



Воспитательные мероприятия: классные

часы, этические беседы, встречи с выдающимися людьми, конференции,

утренники, олимпиады, выставки, коллективные и индивидуальные поручения, конкурсы, коллективные

творческие дела и т.д.



Формы организации нравственного воспитания



  1. Нравственное воспитание на уроках литературного чтения.

Процесс нравственного воспитания есть общественное осуществление педагогически целенаправленной деятельности по организации нравственной подготовки подрастающих поколений, результатом которой является усвоение растущим человеком социального морального опыта и формирование нравственных качеств его личности.

Трудно переоценить в решении задач образования и воспитания роль и значение уроков литературы. Во-первых, на этих уроках ученики знакомятся с нравственно-этическими ценностями культуры своего народа и человечества в целом. Во-вторых, потому что, как вид искусства способствует глубокому, личностному усвоению этих ценностей, поскольку в процессе восприятия художественного текста участвуют и разум, и чувства, и воля, а значит, параллельно проходит процесс общего и нравственного развития личности ребенка, его воспитание.

Художественная литература представляет собой одно из важнейших средств нравственного воспитания. Произведение выстраивается на основе критерия художественности как способа освоения реальности посредством образов в смысловой перспективе художественной идеи. Как форма познания действительности такое издание расширяет жизненный опыт ребенка, создает для него духовно-эмоциональную среду, в которой органическая слитность эстетических и нравственных переживаний обогащает и духовно развивает личность ребенка.

Знакомясь с художественной литературой, учащиеся знакомятся с такими нравственными понятиями, как добро, долг, справедливость, совесть, честь, смелость. С ней связываются большие возможности развития эмоциональной сферы личности ребенка, образного мышления, расширения кругозора детей, формирования у них основ мировоззрения и нравственных представлений.

Искусство, любое, каждый его вид создает особыми средствами художественную картину мира, которую человек воспринимает как особую реальность. Читатель, особенно маленький, представляет себе героев, сочувствует, или, наоборот, гневается и может даже отождествлять себя с ним.

Психологи утверждают, что ребенок к первому классу готов к достаточно серьезной работе над художественным текстом. Именно с семи лет у ребенка уже может формироваться осознание своих представлений и переживаний при чтении художественного текста и осмысление содержания и художественной формы произведения, а главное, в этом возрасте у него появляется способность наслаждаться художественным словом.

Но не просто так духовно-нравственное содержание, а тем более социально-нравственный опыт «перетекает» из художественного произведения в душу ребенка. Главным условием решения задач нравственного воспитания учащихся на уроках «Литературного чтения» является организация личностно значимого для ученика полноценного чтения и глубокого анализа художественных произведений.

Нравственные ценности составляют основу истинных произведений искусства, но читатель должен суметь их извлечь, перевести на свой язык и сделать своими. Это непростая работа, требующая определенных духовных усилий и умений. Эту работу на уроках литературного чтения может организовать учитель. Суть этой работы состоит в организации полноценного восприятия детьми художественных произведений, которые они читают на уроках и дома. А самое главное – необходимо, чтобы работа учителя была системно организована по двум приоритетным основаниям: нравственному и эстетическому, поскольку нравственное воспитание – это цель изучения литературы в школе, а литературное образование, содержание которого – организация полноценного восприятия учениками художественного текста – это путь, средство решения этой цели. Надо так организовать учебный процесс, чтобы дети думали над серьезными нравственными проблемами, спорили, переживали и сопереживали героям, хотели жить по их нравственным правилам.

На уроке литературного языка дети под руководством учителя читают великие книги с огромным нравственным потенциалом. Чтобы воспринимать эстетические и нравственные ценности нужно, чтобы дети на уроке:


  • думали над прочитанным;

  • сопереживали героям;

  • оценивали их поступки;

  • осмысливали их проблемы;

  • соотносили их жизнь со своей жизнью

  • старались поступать в соответствии с воспринятыми нравственными нормами.

Читая и анализируя произведение, ребенок должен задумываться о важных вопросах бытия: о правде и лжи, любви и ненависти, истоках зла и добра, возможностях человека и его место в мире.

Кроме сопереживания, основой формирования нравственных убеждений является оценка. Оценивая поступки литературных героев, ученик соотносит свои представления о том, «что такое хорошо, что такое плохо», с нравственными ценностями своего народа и человечества и в конечном итоге воспринимает «чужое» как «свое», получает представление о нормах поведения и взаимоотношения людей, которые ложатся в основу его нравственных представлений и личностных качеств. Задача учителя – организовать полноценное, глубокое восприятие детьми всей информации, заложенной в текст помочь им представить себе картины, нарисованные автором, эмоционально отозваться на чувства автора и героев, понять авторскую мысль. Другими словами – сформировать читательские умения и навыки, главные из которых:



  • умение представить себе картину, нарисованную автором произведения

  • сопереживать героям и автору

  • понять главную мысль произведения, его идея; осознать свою позицию и передать ее в форме устной и письменной речи.

В процессе начального обучения до минимума сокращаются информационно-репродуктивные методы, используя их лишь в тех случаях, когда у учащихся отсутствует база для организации конструктивной мыслительной деятельности, или в силу сложности материала. Беседа особенно плодотворна в том случае, когда в ходе ее не только воспроизводится прочитанное, но стимулирует размышление учащихся, сопоставление фактов и т.д.


  1. Методика составления и использования этического словарика

В методической литературе нет подробного описания данного приема, как и нет самого понятия этический словарь. Данное было ведено нами как индивидуальная разработка. Какое же определение можно дать этическому словарику?

Рассмотрим вначале понятие словарь и его значение уроках в начальной школе.

В словаре С. И. Ожегова приводится следующие определение словарю – это собрание слов, устойчивых выражений с пояснениями, толкованиями, или с переводом на другой язык.

В большой педагогической энциклопедии выделяется понятие учебный словарь – это словари, обучающей направленности, также используемые как средство обучения.

Учебные словари имеют 3 функции: учебную, справочную и систематизирующую. На уроках в начальной школе используются различные виды словарей, как учебных, так и обычных: грамматические, орфоэпические, орфографические, морфемные, словообразовательные, фразеологические, толковые. На уроках литературного чтения чаще всего используются толковые словари, которые являются хорошими помощниками в организации словарной работы как отдельного этапа урока.

Понятие же этика означает неистощимый источник нравственного осмысления в жизни человека, его бытования в обществе, становление человеческого Я, осознание его ценности через познание сущности этических понятий.

Исходя из данных понятий, можно вывести следующее определение Этическому словарику – это собрание нравственных и этических понятий с этих толкованием, способствующее формированию у человека нравственных качеств, а вследствие этого и нравственной воспитанности.

Значение применения этического словарика на уроках литературного чтения очень велико. Огромную роль в организации процесса осмысления проблем играет эмоциональный фон деятельности учащихся, организация моментов сопереживания, поскольку в постижении художественного текста особенно важен принцип сочетания чувственного и рационального познания, а эмоциональные переживания являются условием восприятия нравственных ценностей. Используя данный метод можно добиться более высокого понимания и осмысления нравственных ценностей и мотивов через анализ проблем нравственного характера, описанных в литературных произведениях.

На наш взгляд этический словарь должен состоять из следующих пунктов:

- нравственное качество;

- определение данного качества;

- произведение, герой, обладающий этим качеством;

- признаки, поступки, по которым было определено данное качество;

- наличие данного качества у близких людей, одноклассниках;

- наличие данного качества у самого ребенка;

- иллюстрация, показывающая наглядно качество.

Работа с этическим словариком организуется на этапе анализа произведения, когда выполняется анализ художественного образа. Ученики в ходе анализа выявляют наличие у героя нравственного качества, пытаются раскрыть понятие, определить признаки, доказывающие наличие этого качества у героя. Учитель помогает сформулировать определение, организует самостоятельную работу учеников со словариком. Работа с пунктами 5 и 6 ориентирована на то, чтобы ученик начал переосмысливать выделенное понятие и «примерять» его на себя: « А кто из моих близких такой? А можно ли про меня так сказать? Могу ли я быть таким же? Способен ли я так поступать?» Работа со словариком продолжается и дома. Ученики подбирают рисунки, фотографии, на которых представлена ситуация, эпизод, иллюстрирующий проявление записанного в словарик на уроке литературного чтения нравственного качества. Эта работа способствует лучшему пониманию и осмыслению качества.

В качестве основных нравственных качеств, которые могу анализироваться и записываться в этический словарик можно выделить следующие:



  • Бескорыстность – умение человека быть чуждым личных интересов, выгоды, материального поощрения.

  • Вежливость – умение человека соблюдать правила приличия, быть воспитанным, учтивым.

  • Взаимопомощь – взаимная помощь друг другу

  • Дисциплинированность – верность слову и делу, ответственность за порученное дело.

  • Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро.

  • Доброжелательность - качество человека, которое проявляется в умении и желании делать добро другим людям, радоваться чужим успехам.

  • Доверие – уверенность в чьей-либо добросовестности, искренности, правильности чего-либо.

  • Достоинством называют такое нравственное отношение человека к самому себе, которое исходит из признания ценности каждого человека как нравственной личности.

  • Искренность – умение человека выражать сои подлинные чувства и эмоции.

  • Коллективизм – коллективное начало, как принцип жизни и деятельности людей.

  • Любовь - чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности.

  • Любознательность – склонность человека к приобретению новых знаний и умений.

  • Мечтательность – стремление к выполнению своей заветной мечты

  • Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу.

  • Преданность - чувство любви и верности к кому-либо.

  • Скромность – умение человека быть сдержанным в обнаружении своих заслуг, достоинств, простота и умеренность в общении.

  • Смелость - уверенное, решительное поведение в трудной ситуации.

  • Сочувствие – умение понять, почувствовать эмоциональное состояние другого человека, помочь ему.

  • Сопереживание – умение переживать за других и вместе с другими умение утешить, подержать в трудную минуту.

  • Справедливость – умение давать правильную нравственную оценку своим и чужим поступкам.

  • Стыд – чувство сильного смущения от осознания предосудительного поступка, вины

  • Терпимость – умение без вражды, миролюбиво относится к чужому мнению, характеру.

  • Товарищество - качество, основанное на взаимопонимании, доверии, общности интересов между людьми.

  • Точность – качество, выражающиеся в умении делать что-то своевременно, точно в срок.

  • Трудолюбие – качество человека характеризующиеся желании человека трудится.

  • Уважение – почтительное отношение, основанное на признании чьих-то достоинств.

  • Целеустремленность - стремление достичь поставленную цель.

  • Честность – неспособность аморальным, антиобщественным поступкам.

  • Чуткость – это такое отношение к людям, которое предполагает заботу об их нуждах, внимательное отношение к их заботам и интересам, мыслям и чувствам.

Работа с этическим словариком может вестись в соответствии со следующим Перспективным планом изучения литературных произведений в 4 классе, ориентированных на развитие представлений о нравственных качествах. Данный план был разработан в ходе анализа учебника Н. А. Чураковой «Литературное чтение»




Произведение

Герой

Нравственное качество

Признаки

1 четверть

1

Пословицы о земледелии




Трудолюбие

Положительное отношение к труду, желание и умение работать

2

Морской царь и Василиса Премудрая

Василиса Премудрая

Взаимопомощь

Василиса Премудрая помогала Ивану-Царевичу выполнять наказы морского царя

3

Ф.Тютчев. «Весенние воды»

Весенняя природа

Любовь к природе

Автор восхищается приходом весны

4

Н.Матвеева. «В лощинах снег, слоистый, как слюда…»

Ручеек, Весна

Любовь к природе

Автор видит красоту весенней природы и восхищается ею

5

Б.Пастернак. «Опять весна»

Образ Весны

Любовь к природе

Автор радуется приходу весны

6

А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…»

Лирический герой

Любовь к природе

Автор ярко описывает свои воспоминания, связанные с приходом весны

7

Л. Андреев. «Петька на даче»

Петька

Сострадание

Автор сочувствует герою произведения

8

А. Чехов. «Ванька»

Ванька

Сочувствие

Автор жалеет героя, сочувствует ему, показывает безысходность его положения

9

В. Берестов. «Разлука»

Мальчики – друзья

Товарищество

Герой переживает разлуку с лучшим другом

10

В. Берестов. «Братья»

Два брата

Братская любовь

Брат защищает брата во дворе

2 четверть

11

Э.Т.А. Гофман. «Щелкунчик и Мышиный король»

Мари

Сострадание

Мари испытывает жалость к Щелкунчику

12

Э.Т.А. Гофман. «Щелкунчик и Мышиный король»

Мари, Щелкунчик

Смелость

Мари и Щелкунчик проявляют смелость во время битвы с мышами и их королем

13

М.Волошин. «Зеленый вал отпрянул»

Образ Моря

Любовь к природе

Автор любуется красотой морского пейзажа

14

Д.Самойлов «Красная осень»

Осенний лес

Любовь к природе

Автор восхищается красотой осеннего леса

15

А. Пушкин. «Зимняя дорога»

Лирический герой

Сочувствие, сострадание

Внутренние переживания героя, оказавшегося в трудной ситуации

16

А. Белый. «Весна»

Весна

Любовь к природе

Автор радуется приходу весны

17

Ф.Тютчев «Как весел грохот летних бурь»,

Гроза летом

Любовь к природе

Автор восхищается величием грозы

18

С.Маршак. «Как поработала зима…»

Образ Зимы

Любовь к природе

Автор восхищается красотою зимы

19

А.Фет. «Это утро, радость это…»

Образ Весны

Любовь к природе

Автор в красках описывает весну

3 четверть

20

С.В.Михалков

«Гос. гимн РФ»






Патриотизм

В стихах воспевается мощь и величие России

21

М. Лермонтов. «Бородино»

Лирический герой

Патриотизм

В стихах воспевается мощь русской армии в Отечественной войне 1812г.

22

В.Берестов. «Сиротская зима», «В эвакуации», «А как мы фронту помогали?», «Мир»

Лирический герой

Патриотизм

В стихах герой размышляет о страшных годах в жизни России – Годы Великой Отечественной войны.

23

М. Метерлинк. «Синяя Птица»

Митиль, Тильтиль, Душа Света, Пес, Радость Материн-ской любви

Доброжелатель-ность, доброта, преданность, любовь, целеустремлен-ность

Герои, несмотря на испытания, стараются найти синюю птицу, пес проявляет преданность Тильтилю, Душа Света помогает детям в поисках птицы

24

К. Бальмонт. «Аромат солнца»

Образ Солнца

Любовь к природе

Автор восхищается величием и красотой солнца

4 четверть

22

А.Чехов. «Гришка», «Белолобый»

Гришка,

Волчица


Сочувствие

Читатель испытывает сочувствие к главным героям

23

К. Некрасов. «Весна»

Образ весны

Любовь к природе

Автор красочно описывает приход весны




Н. Заболоцкий. «Весна в лесу»

Лесные жители весной

Любовь к природе

Автор восхищается лесными жителями

24

А. Куприн. «Слон»

Девочка

Мечтательность

Героиня стремится к мечте: увидеть настоящего слона

25

Ф. Искандер

Девушка и парень

Взаимопомощь

Девушка и парень спасают мальчика от смерти

следующая страница >>
Смотрите также:
Методические рекомендации для студентов педагогического колледжа, учителей начальных классов г. Троицк, 2010г
468.66kb.
2 стр.
Кабинет педагогической информации
138.11kb.
1 стр.
Анализ работы школьного методического объединения учителей начальных классов моу «сош №10» за 2009-2010 учебный год
293.08kb.
1 стр.
О состаянии преемственности и взаимодействии учетелей начальных классов и учителей-предметников
79.59kb.
1 стр.
Сборник докладов научно педагогических чтений учителей начальных классов нижневартовск 2005
1560.62kb.
9 стр.
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Социальная психология»
366.03kb.
1 стр.
Рассмотрено: на заседании мо учителей начальных классов
4053.52kb.
15 стр.
Методические рекомендации по подготовке, выполнению и оформлению курсовых работ для студентов специальности 080105. 65 «Финансы и кредит»
774.15kb.
4 стр.
Методические рекомендации для студентов и преподавателей высших учебных заведений. Минск: ривш, 2008. 56 с
1011.2kb.
8 стр.
Методические рекомендации для студентов и дипломантов факультета культуры Санкт-Петербург 2009
536.01kb.
4 стр.
Методические рекомендации для студентов, 2011, с. Составители: доц. В. К. Гобеджишвили Утверждена к изданию цикловой методической комиссией по хирургии Ставропольской государственной медицинской академии
263.99kb.
1 стр.
Методические рекомендации по выполнению и оформлению курсовых работ для студентов
424.42kb.
2 стр.