Главная страница 1страница 2 ... страница 4страница 5

МАТЕРИАЛЫ


Муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории в 2009/10 учебном году
СОДЕРЖАНИЕ

МАТЕРИАЛЫ 1

Сопроводительная записка 1

7 класс 2

8 класс 8

9 класс 15

10 класс 21

11 класс 29

7. Темы сочинений-эссе 41




Сопроводительная записка


При разработке заданий учитывались принципиальные установки учебного стандарта нового поколения и основные нормативные документы, определяющие проведение Всероссийской олимпиады школьников.

Настоящий этап занимает второе место в вертикали олимпиад: школьный муниципальный региональныйвсероссийский.

Сроки проведения муниципального этапа ноябрь-декабрь 2009 г.

Количество заданий по различным возрастным группам: 7-й класс – 9, 8-й – 10, 9-й – 11, 10-й – 12, 11-й – 13. Кроме того учащиеся 9-11-х классов пишут и устно защищают сочинение-эссе.



Время выполнения заданий: в 7-8-х классах – до 90 минут, в 9-11-х – до 120 минут.

7 класс


ЗАДАНИЯ

  1. По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ.

  1. Дрожки, «эгоистка», одноколка, двуколка. ___________________________

  2. Бойница, флешь, шанец, равелин. ___________________________________

  3. Дымное, мыт, извоз, ясак. __________________________________________



  1. Что или кто является лишним в ряду (лишнее слово подчеркните и кратко объясните свой выбор)?

  1. Красноярские храмы: Благовещенская церковь, Богородице-Рождественский собор, Параскевы Пятницы часовня, Покровская церковь, Троицкая церковь. ________________________________________________

________________________________________________________________

  1. Ю.П. Ишханов, Д.И. Каратанов, А.Г. Поздеев, Б.Я. Ряузов, В.И. Суриков.______________________________________________________________________________________________________




  1. Славянскими апостолами называют:

  1. Просветителей Кирилла и Мефодия.

  2. Первых правителей – христиан князя Владимира и княгиню Ольгу.

  3. Первых русских святых Бориса и Глеба.

  4. Первого русского митрополита Иллариона и летописца Нестора.




  1. Определите приблизительное время возникновения документов, по-возможности название, и расположите их в хронологическом порядке.

  1. «… А который крестьянин живет за нем год да пойдет проч, и он платит четверть двора; а два года поживет, и он платит полдвора; а три годы поживет, и он платит три четверти двора; а четыре годы поживет, и он платит весь двор, рубль и два алтына.»_______________________________

  2. «… А отдавать беглых крестьян и бобылей из бегов по писцовым книгам всяких чинов людем без урочных лет….». ____________________________

  3. «.. Которые крестьяне … из поместий и из вотчин … выбежали до нынешняго 106 году за пять лет, и на тех беглых крестьян в их побеге … давати суд и сыскивати накрепко всякими сысками и по суду и по сыску тех беглых крестьян с женами и с детьми … возити назад, кто за кем жил. А которые крестьяне выбежали до нынешняго 106 году лет за шесть и за семь и за десять … суда не давать». _________________________________

  4. «… А христианом отказыватися из волости в волость, из села в село один срок в году, за неделю до Юрьевого дня осеннего и неделя после … Дворы пожилые платить в полех за двор рубль, а в лесах полтина…». _____________________________________________________________





  1. Из перечисленных исторических личностей составьте три пары современников. Выпишите эти пары.

Митрополит Алексей, Алексей Михайлович, Александр Невский, Василий II Темный, Дмитрий Донской, Иван IV Грозный, митрополит Макарий, патриарх Никон, Феофан Прокопович. 1._______________________________________________________________2.______________________________________________________________

3._______________________________________________________________




  1. Кто из известных вам русских людей мог бы стать современником знаменитого героя А. Дюма Д’Артаньяна? Назвать не менее трех человек.

________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Установите соответствие между князьями и событиями, связанными с их правлением:

  1. Владимир I

  2. Владимир Мономах

  3. Святослав

  4. Ярослав Мудрый

  1. Ввел христианство как государственную религию; для обороны Руси от печенегов начал строительство городов-крепостей по притокам Днепра;

  2. Разгромил Хазарский каганат; вел войны на территории Византийской империи;

  3. Добился для русских купцов права беспошлинной торговли на византийских рынках;

  4. С деятельностью этого князя связано появление древнейшей части «Русской правды»;

  5. Основатель г. Владимира-на-Клязьме; организатор походов в половецкие степи; один из инициаторов Любеческого съезда князей.

____________________________________________________________________

___________________________________________________________________




  1. Соотнесите имя и прозвище.

  1. Андрей

  2. Василий

  3. Владимир

  4. Всеволод

  5. Иван

  6. Олег

  1. «Александр Македонский русской истории»

  2. Боголюбский

  3. Большое Гнездо

  4. Вещий

  5. Калита

  1. Святослав

  2. Ярослав

  1. Красное Солнышко

  2. Мудрый

  3. «Пардус»

  4. Святой

  5. Темный

____________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Как называлось первое в России высшее учебное заведение? Когда и где оно возникло?_______________________________________________

________________________________________________________________

ОТВЕТЫ



  1. Транспортные средства.

  2. Названия фортификационных укреплений и их элементов.

  3. Разновидности податей и сборов.

По 2 балла за каждый правильно определенный ряд (1 балл за некоторые неточности, не искажающие сути). Всего – 6 баллов.




  1. Богородице-Рождественский собор в Красноярске был взорван в 1930-е гг. Остальные храмы – действующие.

  2. Ю.П. Ишханов – скульптор; остальные – живописцы.

По 1 баллу за верно найденное слово. По 2 балла – за точное объяснение своего выбора (1 балл – за некоторые неточности, не искажающие смысла). Всего – 6 баллов.




  1. Кирилл и Мефодий (1 балл)






  1. Судебник 1550 г.

  2. Соборное уложение 1649 г.

  3. Указ об урочных летах 1597 г.

  4. Судебник 1497 г.


4

2

1

3

По 1 баллу за приблизительную датировку документа. По 1 баллу – за каждое правильное название. 4 балла за верную хронологическую расстановку (за неверную – 0 баллов). Всего – 12 баллов.


  1. Дмитрий Донской – митрополит Алексей, Иван IV Грозный – митрополит Макарий, Алексей Михайлович – патриарх Никон

За каждую правильную связку – 2 балла. Итого – 6 баллов.


  1. Царь Алексей Михайлович, боярин Морозов, патриарх Иосиф и Никон, Аввакум Петров, Степан Разин и др. люди середины XVII в.

За каждое правильное имя – 1 балл. Всего – 3 балла (возможно – и более).


  1. 1) – А; 2) – Д; 3) – Б; 4) – Г.

За каждую правильную связку – 1 балл. Всего – 4 балла.


  1. 1) – Б; 2) – К; 3) – Е,И; 4) – В; 5) – Д; 6) – Г; 7) – А,З; 8) – Ж.

За каждую правильную связку – 1 балл. Всего – 10 баллов.


  1. Славяно-греко-латинская академия; в Москве; в 1682 г.

За каждый правильный элемент ответа – по 1 баллу. Всего – 3 балла.
Всего за 9 заданий – 51 балл.

следующая страница >>
Смотрите также:
Материалы муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории в 2009/10 учебном году
335.25kb.
5 стр.
Всероссийская олимпиада школьников по экономике
204.42kb.
1 стр.
Справка по итогам III этапа Всероссийской олимпиады школьников по географии в 2007/2008 учебном году (Владимирская область) Общие справочные данные
227.51kb.
1 стр.
Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по информатике в 2009/2010 учебном году
445.92kb.
3 стр.
Методические рекомендации по подготовке заданий школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по истории 2008-09 уч. Года
649.52kb.
4 стр.
Методические рекомендации по подготовке заданий школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по истории 2008-09 уч. Года
649.52kb.
4 стр.
Утверждены на заседании Центрального оргкомитета Всероссийской олимпиады школьников
479.8kb.
2 стр.
Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по экономике в 2009/2010 учебном году
172.97kb.
1 стр.
Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по информатике в 2010/2011 учебном году
551.12kb.
3 стр.
Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по информатике в 2011/2012 учебном году
519.3kb.
3 стр.
Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по биологии в 2011/2012 учебном году
618.91kb.
8 стр.
Методические рекомендации по подготовке заданий школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2008-09 уч. Года
573.29kb.
4 стр.