Главная страница 1
учитель МОУСОШ № 67 г. Томск Буянова Г.В.

Деятельностный подход на уроках биологии.

Занятие на тему «Лишайники» 6,7 класс.

В последние десятилетия меняется характер обучения, многие педагоги переходят на развивающие технологии обучения. Они могут быть разными, но есть в них и общее - например, деятельностный подход – «это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в образовательном процессе» (Б.Эльконин)(1). Деятельностный подход предполагает активную самостоятельную познавательную деятельность учащихся, т.е. становление школьника субъектом учебной деятельности.(2)

Специфика предмета биологии дает возможность реализовывать его на практике в полной мере. Предлагаю к рассмотрению разработку занятия по биологии на тему «Лишайники». Именно занятия, а не урока, т. к. оно предполагает обязательный выход на природу. Не секрет, что городской ребенок, выходя в лес, не только не знает названий многих растений, но часто даже не способен различить основные отделы растений. Путают мхи и лишайники, папоротники и цветковые растения. … И хотя лишайники окружают нас повсюду, о них практически ничего не знают. Данную разработку также можно использовать для внеурочного школьного экологического мероприятия.

Целями занятия являлось:

  • Познавательные: изучение природы родного края, раскрытие загадки «растений-сфинксов» - лишайников, знакомство с лишайниками как с биоиндикаторами окружающей среды.

  • Развивающие: сбор гербария и определение названия лишайников, мониторинг окружающей среды по лишайникам; формирование способности к коллективно - распределенной деятельности, умение творчески переработать изучаемый материал и представить отчет.

  • Воспитательные: формирование экологического мировоззрения, любви к родной природе.
Оборудование: схема строения лишайников, образцы лишайников, фотографии лишайников с подписями для определения, микроскопы, ватман, фломастеры, скотч.

Ход занятия


Занятие состоит из 3-х частей и рассчитано на 4-6 часов. Проходит эмоционально легко, весело, вызывает огромный интерес детей.

Первая часть – это выступление учителя, (желательно в форме проблемной или поисковой лекции, беседы, увлекательного рассказа или диалога) во время которого, сообщаются основные сведения о лишайниках, выясняются личный опыт ребят, знания о лишайниках.. В конце выступления выдается каждой группе детей распечатанные на листках задания.(40 мин)(можно провести в классе или в лесу по желанию учителя.)

Вторая часть – экскурсия в лес, для сбора гербария лишайников. Дети с руководителем группы собирают образцы лишайников (небольшие кусочки, чтобы как можно меньше нанести вреда природе)(30 –40 мин). Учитель остается на поляне и консультирует все группы.


Третья часть – практическая (на поляне или в классе). Ребята, разбившись на микрогруппы, выполняют задания и оформляют результаты работы на ватмане. Для работы в их распоряжении определители или фотографии лишайников, микроскопы, дополнительная литература по лишайникам. Учитель опять активный консультант: помогает определять лишайники, рассказывает, как приготовить препараты для микроскопа, как правильно работать с микроскопом. (2-4 час)

Для повышения мотивации был введен элемент соревновательности. И в конце занятия все продукты поисковой деятельности ребят были вывешены на всеобщее обозрение. Была организована их презентация. Выработана система оценивания, и группы за лучшие работы были награждены. (Можно ввести и этап защиты своей работы или устроить «конференцию»)



Сведения для сообщения:

  1. Есть легенда, что когда пророк Моисей водил еврейский народ по пустыне Сахара 40 лет в поисках земли обетованной, он кормил этих людей манной небесной. Что же это такое? Лишайник—Аспицилия съедобная. Почему же люди были сыты, питаясь лишайником? Мы сейчас разберемся.

  2. Его называют: «зеленые разведчики» , «отважные первопроходцы», т.к. они первыми заселяют места обитания, на камнях образуют почву, «растение-сфинкс», «растение - загадка», так как представляет собой синтез водоросли и гриба; «долгожители Земли»,т.к. появились более200 млн. л. назад, «самые выносливые и самые чувствительные». «указателями приближающейся беды»,т.к. они показатели загрязненности атмосферы .

  3. Строение лишайников Зеленые водоросли как в плену оплетены гифами гриба.

Но это не плен. Организмы образуют симбиоз, т.е. взаимовыгодные отношения.

Зеленые водоросли это фотобионт осуществляет фотросинтез, продуцент углеводов, сахаров и аминокислот,

Гриб поставщик воды для водоросли. Но он консумент 1 порядка и когда гриб увеличивает свои аппетиты, то водоросль страдает, бледнеет и сам лишайник может погибнуть. Тело лишайника называют слоевищем, корней и листьев нет, но могут быть плодовые тела, в которых находятся споры.


  1. Размножение: Размножение может быть половое, бесполое и вегетативное. Половое происходит с помощью спор. Споры образуются в сумках—«аско». Они могут быть разной формы. При прорастании на подходящем субстрате гифы гриба ищут подходящую водоросль. Бесполое – осуществляется очень мелкими бесцветными клеточками, которые созревают в особых мешочках. И вегетативное размножение происходит кусочками слоевища.

  2. Возраст. Появились на земле примерно 200 млн. лет назад. Сейчас их более 20 тысяч видов. Возраст некоторых лишайников в Альпах 600-1300 лет, в Гренландии—4500 лет, в Норвегии, Колорадо и Антарктиде—10000 лет. Но в основном возраст лишайников 10-40 лет.

  3. Рост. Растут они медленно, например, за год умбиликария цилиндрическая вырастает на 0,01мк, пельтигера рыжеватая -- 25-27мм , пельтигера окаймленная --45 мм.

  4. Физиология.

  • Фиксируют СО +НО с образованием глюкозы, т.е. фотосинтезируют. Так как нет корней, то воду всасывают всем телом как фильтровальная бумажка (роса, дождь, туман), впадают в анабиоз, когда сухие. Даже при 0 С и при –5С у альпийского вида летария может идти фотосинтез. Лишайники можно заморозить до –196 С, а затем они восстанавливались и могли переносить 100С без разрушений.

  • Водоросли фиксируют N из атмосферы, синтезируя аминокислоты и пептиды, которые поступают в гриб, и там образуется белок.

  • Лишайники накапливает минеральные вещества из атмосферы двуокись серы, сернистый газ

  • Образуют лишайниковые кислоты. С этим связано химическое выветривание, Разрушается даже гранит

  1. Искусственные лишайники. Ученые-лихнеологи уже давно попытались осуществить синтез искусственных лишайников. Но многие попытки были неудачны. Е.Томас в 1939 году в Швейцарии синтезировал кладопию крыпочковидную. Но 800 попыток повторить опыт не удались. Ученый В.Ахмаджян провел огромное количество опытов по лихнезации. Гифы кладонии гребешековой помещали с водорослями других видов (извлеченных из 13 других лишайников и свободноживущими в природе). Были получены следующие результаты.

  • грибные гифы оплетали все подряд, и даже стеклянные шарики. Затем

  • 17 водорослей оказались несовместимы и погибли. Гриб повел себя как паразит.

  • 4фотобионта из других лишайников дали такой же лишайник как и в природе, как и со своим фотобионтом.

  • А вот уснея щетинистая может обратить лишайник только со своим видом фотобионта.

9. Использование человеком.

1). Во время войны лишайники добавляли в хлеб

2). Ягель—олений мох (тундровые кладонии), в тундре основной корм олений, в южных степях поедают овцы.

3).В китайской медицине – отхаркивающие средства, пельтигера собачья—от болезней печени.

В лекарственные препараты добавляется устиновая кислота (антибиотик)

Бинан препарат лечит ожоги.

4) В парфюмерии для фиксации запахов.

10. Биоиндекация.

Лишайники—показатели загрязненности атмосферы. Вокруг промышленных предприятий

Вокруг промышленных предприятий существуют зоны «лишайниковых пустынь», где лишайники отсутствуют полностью. Например Гипогимния вздутая легко реагирует на ухудшение атмосферы, накапливает все элементы и высаживая вокруг заводов этот лишайник можно выяснить, сделав химический анализ, чем же именно загрязняет атмосферу данный завод. Составляют даже лихнеологические карты, позволяющие наблюдать за изменениями, которые происходят в состоянии воздуха в течении20-50 лет.


По отношению к загрязнению воздуха выделяют 3 группы лишайников

  1. Самые чувствительные. Исчезают при первых признаках загрязнения: Уснея хохлатая, Уснея пышная, Цетрария сизая, Кладония неприглаженная. Гипогимния вздутая. Пармелия козлиная

  2. Среднечувствительные, приходят на смену погибшим чувствительным видам: Пармелия бороздчатая, Пармелия скальная, Кладония порошистая,

  3. Самые выносливые, толерантные к загрязнению. Кладония бахромчатая.

( литература: И. А. Шапиро «Загадки растения – сфинкса»,Ленинград,1991)

Задания для групп


  1. Собрать образцы лишайников.

  2. Определить название лишайников.

  3. Сделать вывод о состоянии атмосферы по наличию лишайников.

  4. Посмотреть в микроскоп внутреннее строение лишайников.

  5. Зарисовать внутреннее строение лишайников

  6. Составить кроссворд о лишайниках.

  7. Сочинить небольшое стихотворение. «Ода лишайникам».

  8. Оформить красочно всю работу на ватмане. (Образцы лишайников заклеить скотчем).

  9. Представить свою работу.


Литература:

1. Б.Д.Эльконин. «Я- экстремист деятельностного подхода».- в еженедельнике «Школьный психолог»,М, изд-во «Первое сентября» ,2001,№14

2 Г.В.Репкина, Е.В.Заика. «Оценка уровня сформированности учебной деятельности», Томск, «Пеленг»,1993

3 .И. А. Шапиро «Загадки растения – сфинкса», Ленинград,1991



4. Энциклопедия для детей. Биология, М.,»Атланта +»,1993


Смотрите также:
Отдел Лишайники
11.05kb.
1 стр.
«Царство Грибы. Отдел лишайники» 7 класс
59.07kb.
1 стр.
Лишайники
62.49kb.
1 стр.
Литература Общая Жизнь растений. В 6 т. Том Грибы. Том Водоросли. Лишайники. М.: Просвещение, 1976, 1977
413.46kb.
3 стр.
Научные руководители: Игнатьева Л. Л., учитель биологии гимназии №4 Научный консультант
125.76kb.
1 стр.
Лекция лишайников, т. «Лишайники», иллюстрации из книги «Жизнь растений»
142.96kb.
1 стр.