Главная страница 1
Лекция №3

Особенности развития физических качеств.(1 час)
Вопросы: 1.Характеристика физических качеств.

2.Показатели физического развития

3. Самоконтроль и симптомы утомления после нагрузки различной величины.

4. Карточка здоровья.



Самостоятельная работа: 1 час. Составить «Карточку здоровья школьника» ( см. ресурсы преподавателя)

3.1 К физическим (двигательным) качествам относятся: сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость. Воспитание физических качеств у детей школьного возраста сопряжено с рядом особенностей, связанных с ростом и развитием организма.

Сила - это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий (напряжений).

Выносливость - это способность противостоять физическому утомлению длительное время, в процессе мышечной деятельности .ОФП и СФП

Быстрота- способность че­ловека, выполнять двигательные действия в минимальный промежуток времени. Гибкость - это способность человека выполнять движения с большой амплитудой. Недостаточно развитая гибкость затрудняет координацию движений человека, так как ограничивает перемещения отдельных звеньев тела.

По форме проявления различают гибкость активную и пассивную.



Активная гибкость - движение выполняют с большой амплитудой за счет собственной активности соответствующих мышц. Под пассивной гибкостью понимают способность выполнять те же движения под воздействием внешних растягивающих сил: усилий партнера, внешнего отягощения, специальных приспособлений и т.п.

Ловкость - способность человека быст­ро, оперативно, целесообразно, осваи­вать новые двигательные действия, успешно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях. Ловкость - сложное комплекс­ное двигательное качество, уровень развития которого определя­ется многими факторами. Основу лов­кости составляют координационные способности.

В развитии двигательных качеств школьников есть периоды, когда педагогические воздействия дают наибольшие результа­ты. Установлено, что от 7 до 12 лет идет интенсивное нараста­ние двигательных способностей. Задача педагогов в этот пери­од — успеть сформировать двигательные умения, навыки и качества. Практика показывает, что наиболее успешно развитие двигательных способностей происходит в том случае, когда ребенок достаточно много двигается, совершенствуя разнооб­разные движения.

В младшем школьном возрасте двигательные качества разви­ваются неодинаково у мальчиков и девочек. Учеными выявлено существование так называемых критических или сенситивных (чувствительных) периодов, в которые можно добиться наиболь­ших приростов (см. табл. 1).

Таблица 1

Физические качества, подлежащие акцентированному воспитанию на уроках физической культуры у младших школьников (по А. А. Гужаловскому)

Класс (возраст, лет)




Физические качества

Гиб­кость





Рав­нове­сие





сила



быст­рота



скоростно- силовые каче­ства



выносливость

стати­чес­кая

дина­мическая

общая

Мальчики
1 (7-8)

II (8—9)

111 (9—10)

IV (10—11)


Девочки

I (7-8)


II (8—9)

III (9—10)

IV (10—11)


+



+

+



+

+

+



+

+


+

+





+

+



+

+


+
+

+

+



+

+

++



Так, для мальчиков I—II классов наиболее эффективны уроки физической культуры, содержанием которых являются упражнения, развивающие быстроту. Во II—IV классах хорошо развива­ются такие физические качества, как общая выносливость, гиб­кость и равновесие.

У девочек упражнения на быстроту должны присутствовать на всех уроках физической культуры. Выносливость у них хоро­шо развивается со II класса. Девочкам младшего школьного возраста показаны упражнения, развивающие статическую, динамическую и общую выносливость и равновесие. Уже с IV класса девочкам можно предлагать силовые упражнения для крупных мышечных групп.

По данным А. А. Гужаловского, сила развивается достаточно интенсивно до 9 лет, а затем ее развитие тормозится. С 11 лет начинает увеличиваться сила, особенно интенсивно с 13 до 14—16 лет. Эти данные учителю следует использовать в практике своей работы, правильно планируя учебный материал. Силовые упражнения на различные группы мышц, присутствую­щие в достаточном количестве в I и II классах, должны быть не­сколько увеличены в III—IV классах.

Быстрота увеличивается от 8 до 10 лет и продолжает нарас­тать до 12 лет, а затем ее развитие тормозится и даже несколь­ко снижается. Учитывая этот факт, учителю в этот период следу­ет больше вводить упражнений на развитие быстроты, включая их в разнообразные подвижные игры.

В младшем школьном возрасте существуют предпосылки для развития общей выносливости. У девочек данного возраста периодом наибольших приростов в развитии общей выносливо­сти является 8—11 лет.

Большая подвижность позвоночного столба, высокая растя­жимость связочного аппарата в 6—10 лет благоприятствуют раз­витию гибкости. Основными средствами развития гибкости явля­ются упражнения на растягивание, которые могут быть динами­ческого (пружинистые, маховые движения) и статического (сохранение максимальной амплитуды при различных позах) характера.

Достигнутый уровень гибкости необходимо постоянно под­держивать, поэтому на уроках и дома в комплексы для младших школьников нужно включать упражнения на развитие гибкости в большом объеме.



3.2.Показатели физического развития

Физическое развитие — закономерный процесс изменения морфологических и функциональных особенностей организма, тесно связанный с возрастом и полом человека, состоянием его здоровья, наследственными факторами и условиями жизни. К младшему школьному возрасту относятся дети 6—10 лет В этот период организм ребенка интенсивно растет и развива­ется. Длина тела (рост), масса тела (вес), окружность грудной клетки плавно увеличиваются (см. табл. 2).

Таблица 2



Показатели физического развития младших школьников

Возраст


(лет)


Масса тела, кг

Рост, см

Мальчики

Девочки

Мальчики

Девочки

6
7


8
9
10

19,7 — 24,1


21,6 — 27,9
24,1 —31,1

26,1 — 34,9


30,0 — 38,4

19,0 — 23,5


21,5 — 27,5
24,2 — 30,8
26,6 — 35,6
30,2 — 38,7

111—121
118—129


125 — 135
128—141
135 — 147

111 — 120


118 — 129
1 24 — 134
128—140
134 — 147

За год длина тела увеличивается на 4-5 см, вес - на 2-3 кг, окружность грудной клетки - на 2-3 см. Прирост длины тела наблюдается в возрасте с 7 до 8 лет у девочек и с 8 до 9 лет у мальчиков.

Рост у мальчиков увеличивается преимущественно за счет длины ног, у девочек в большей мере за счет длины туловища.

Позво­ночник сохраняет большую гибкость, мускулатура его недоста­точно развита, наблюдается относительно большая высота меж­позвоночных дисков, поэтому он податлив к искривлению.

Кости таза к семи годам начинают срастаться, и при резких сотрясениях возможно их смещение, поэтому в данном возра­сте нежелательно выполнение прыжков с приземлением на твердую поверхность. Окостенение фаланг пальцев заканчивает­ся к 9—11 годам.

Мышцы детей эластичны, богаты водой, но беднее, чем у взрослых, белковыми веществами, жирами и неорганическими солями. Они не способны к значительным напряжениям и подат­ливы к растягиванию. Рост мышечных волокон в этот период происходит неравномерно. Быстрее развиваются крупные мыш­цы нижних конечностей, туловища, плечевого пояса. Мелкие мышцы развиваются позднее. В связи с этим младшим школьни­кам труднее даются точные мелкие движения.

С возрастом замедляется частота сердечных со­кращений (ЧСС): в 7—8 лет она составляет в среднем 80— 92 уд/мин, в 9—10 лет — 76—96 уд/мин. При физических на­грузках ЧСС у детей 6—10 лет возрастает в большей степени, чем у взрослых. Возрастные резервные возможности серд­ца и кровеносных сосудов в этом возрасте проявляются в том, что ЧСС после нагрузки (50—70% от максимальной) восстанав­ливается за 1—3 мин.

В период с 6 до 10 лет изменяется деятельность дыхательной системы: существенно возрастает емкость легких (с 1100 до 2200 мл), снижается частота дыхания (до 18—24 дыханий в ми­нуту).

Необходимость двига­тельной активности проявляется в большой потребности млад­ших школьников к различным движениям, подвижным играм.

Двигательный аппарат детей 6—10 лет приспособлен в основ­ном к динамическим нагрузкам. Статические нагрузки, даже небольшие,— поддержание позы сидения — переносятся хуже. Аэробное энергообеспечение двигательной активности мышц у нетренированных детей 6—10-петнего возраста обеспечивает работу небольшой продолжительности. Большие мышечные усилия для детей этого возраста в практике физического воспита­ния применяются реже и должны строго дозироваться.

Необходимо учитывать координационную сложность применяемых упражне­ний, их влияние на вегетативные органы и энергетические затра­ты при их выполнении. Работоспособность у детей этого возра­ста значительно меньше, чем у взрослых. Они быстро утомля­ются при однообразной работе, но и быстро восстанавливаются.

. Младшие школьники успешно осваивают про­стые по координации движения, состоящие из одного-двух эле­ментов, которые не требуют при выполнении большой точности и больших мышечных движений.

3. Самоконтроль и симптомы утомления после нагрузок разной величины.

Для самоконтроля можно использовать частоту сердечных сокращений (ЧСС).

Учащимся III—IV классов можно порекомендовать пробу с приседаниями. Ребенок выполняет приседания с частотой — од­но приседание за 1 с. В этом ритме он выполняет 20 приседаний. Порядок проведения пробы такой: считается пульс до приседа­ний, выполняются 20 приседаний и затем каждую последующую минуту считается пульс, пока не определите, через какое время он вернулся к исходному уровню. Если пульс восстановился за 1—3 мин, то школьнику можно продолжать заниматься. Его ор­ганизм справляется с нагрузкой. Если пульс не приходит к ис­ходной величине, то следует на время прекратить занятия или снизить нагрузку.

Существует так называ­емая ортостатическая проба. Лежа на спине надо подсчитать пульс. Затем мед­ленно, без рывков встать и через 1,5 мин снова посчитать пульс. Если пульс изменился и разница составила 6—14 уд/мин, то это нормально. Значит, организм справляется с нагрузкой, которую ученик получает в школе или при самостоятельных занятиях фи­зическими упражнениями. А если пульс увеличился значительно больше, то это свидетельствует о том, что организм не справляется с нагрузкой и школьнику следует на время прекратить за­нятия.

Таблице 3



Колебания ЧСС при различных физических упражнениях у детей 67 лет (по Г. П. Юрко)

Физические упражнения

ЧСС, уд /мин

Время восстановления, мин



Общеразвивающие упражнения

100—140

1—2

Умеренная ходьба

120—150

1—2

Осложненная ходьба (степ-тест, ходьба по лестнице)

130—160

3

Бег: на месте


130—170

3

средней интенсивности


150—180

3—4

трусцой

150—170

2—3

Прыжки: в длину

130—165

1—2

со скакалкой

140—170

3—4

Подскоки


130—160

2—3

Равновесие

120—150

1

Езда на велосипеде

130—160

3

Игра в мяч

145—195

3


Дневник самоконтроля

Во время занятий физическими упражнениями с детьми це­лесообразно вести дневник самоконтроля.

Рассмотрим подробнее те показатели, которые приводятся в нашем дневнике.

Самочувствие. Оно оценивается как хорошее, удовлетвори­тельное или плохое. Если занятия строятся правильно и проводятся регулярно, то самочувствие, как правило, хорошее. Ухуд­шение его может быть следствием различных неприятных ощу­щений, связанных с чрезмерной нагрузкой и в связи с ухудшени­ем общего состояния здоровья. Все это требует соответствую­щего пересмотра режима занятий, а возможно, и консультации врача.

Желание заниматься. В дневнике самоконтроля этот показа­тель отмечается словами: есть, безразлично, нет. При переутом­лении желание заниматься физическими упражнениями и дыхательной гимнастикой пропадает.

Нагрузка и ее переносимость. В этой графе указывается, выполнена ли запланированная нагрузка, если нет, то почему. От­мечается также продолжительность занятий и переносимость нагрузки (отличная, неудовлетворительная, плохая).

Нарушение режима: Сведения о нарушении (не было, было) смогут объяснить изменение других показателей самоконтроля.

Решив серьезно заниматься физическими упражнениями, спортом, закаливанием, дыхательной гимнастикой и т.д., необхо­димо строго соблюдать режим. Это условие должно стать обя­зательным, в противном случае можно повредить своему здо­ровью и не добиться желаемых результатов.



Болевые ощущения. Они могут быть признаком травмы, за­болевания или перенапряжения и требуют серьезного анализа, а нередко и консультации врача. В дневнике этот показатель, так же как и предыдущий, отмечается знаками «+| » — « — «нет».

Пульс. Этот показатель легко доступен для определения и дает важную информацию о деятельности сердечно-сосудистой системы (см. табл. 7). Пульс можно считать 10, 15, 30, 60 с.

Чтобы получить сравнимые данные, необходимо измерять пульс всегда в одном и том же положении (лежа, сидя или стоя). Например, утром желательно измерять пульс сразу после сна, в положении лежа. Перед сном и после занятий — сидя.



Таблица №4.

Внешние признаки утомления (по Я. С. Вайнбауму, 1991)


Признак

Небольшое физиологическое утомление


Значительное утомление (острое переутомление)


Резкое переутомление (острое переутомление II степени)

Окраска кожи
Потливость

Дыхание
Общий вид


Внимание

Пульс, уд/мин



Небольшое покраснение
Небольшая

Учащенное (до 20—26 дыханий в мин), иногда доходящее до 36

Обычный

Хорошее, безошибочное выполнение указаний


110—150

Значительное покрасне­ние
Большая

Учащенное, поверхностное (38—50 в мин),


Снижение интереса к ок­ружающему. Усталое вы­ражение лица, наруше­ние осанки (сутулость, опущенные плечи)


Неточность в выполне­нии команд, ошибки при перемене направления

160—180


Резкое покраснение, побледнение, синюшность
Особо резкая (ниже пояса). Выступление солей

Резкое (более 50—60 в мин) учащенное, поверх­ностное, дыхание через рот, переходящее в от­дельные вдохи, сменяющиеся беспорядочным дыханием

Изможденное выражение лица, апатия, резкое нарушение осанки («вот-вот упадет»)
Замедленное, неправильное выполнение команд. Воспринимается только громкая команда

180—200 и более




Врачебно-педагогический контроль за уровнем развития дви­гательных качеств

Одной из главных задач физической культуры является осу­ществление педагогического контроля, обучения и усвоения учащимися программ­ного материала.

Эту задачу учитель физической культуры решает с помощью контрольных тестов и методом наблюдения за учащимися в процессе практической деятельности.

Первоначальные сведения о физическом развитии и физиче­ской подготовленности учитель может получить, ознакомившись с «Карточкой здоровья ребенка». Такая карточка заполняется родителями при записи ребенка в школу. В карточке вместе с показателями физической подготовленности по годам обучения имеются и показатели физического развития, которые каждый год заполняются школьными медицинскими работниками.

В процессе урока учитель осуществляет так называемый те­кущий учет, получая оперативную информацию о степени усво­ения программного материала тем или иным учеником.

В педагогический контроль входит и тестирование двигатель­ной подготовленности учащихся. Эти тесты для своей школы мо­жет составлять сам учитель физической культуры или пользо­ваться теми, которые даны в «Карточке здоровья». Кроме при­мерных тестовых заданий, в карточке даны уровни их выполне­ния. Они обозначены разными цветами: низкий — синим, сред­ний — зеленым, высокий — красным.

Учитель проводит тестирование в сентябре — октябре, опре­деляя двигательную подготовленность школьников в начале учебного года, а затем итоговое в мае. Такая система тестирова­ния помогает учителю правильно планировать программный материал на весь учебный год.

Сопоставляя результаты тестирования, учитель может кор­ректировать свои планы.

Определенное значение имеет и выставление оценки (отмет­ки) за выполнение тех или иных двигательных действий (техники движений).

Младшие школьники с повышенным интересом относятся к оценке своих действий, поэтому отметка должна быть обязатель­но объективной, отражать индивидуальные возможности школь­ников. Учитель должен аргументировать оценку, объяснить, какие ошибки допустил учащийся в том или ином упражнении, что он сделал правильно..

Первоклассников надо чаще поощрять, отмечать положи­тельные сдвиги в освоении упражнений, подбадривать, если у них что-то не получается.

Иногда учитель может ориентироваться и на оценку самих учеников. Для этого достаточно спросить одноклассников: «Какую отметку поставить такому-то ученику за выполнение упражнения? Какие он допустил ошибки?» Практика показала, что учащиеся достаточно объективно оценивают своих това­рищей.

Однако надо напоминать детям о доброжелательном отно­шении друг к другу, без насмешек и грубости.

При выставлении отметки учителю необходимо помнить, что она должна стимулировать ребенка к дальнейшей работе, спо­собствовать развитию у него интереса к физической культуре, желание заниматься ею, а не наоборот.

Определенное значение имеет и оценка эффективности урока по воздействию физической нагрузки на организм учащихся. Учитель должен помнить, что младшие школьники не могут ак­тивно двигаться продолжительное время, им необходим отдых. Определить степень утомления учащихся на уроке физической культуры вам помогут приведенные ниже таблицы 3 и 4.

Величину нагрузки и ее переносимость школьниками во вре­мя занятий можно определить и по так называемой кривой ча­стоты сердечных сокращений на протяжении всего урока. Для такого контроля можно на уроке у двух-трех учеников измерить пульс в покое (до начала урока), через 5—10 мин в течение урока и в конце занятий (после одевания). Затем вычертить гра­фик, который и даст достоверное представление о величине на­грузки. Как правило, физиологическая кривая растет до высших значений ЧСС, имея пилообразный вид — с пиками (в основной части урока) и спадами (к его окончанию). Следует, однако, за­метить, что не только сама нагрузка является условием повыше­ния пульса, но и эмоциональное состояние на уроке учащихся класса играет немалую роль в учащении пульса.

В связи с тем, что функциональные возможности организма младших школьников недостаточны, максимальные нагрузки для них не применяются, за исключением преодоления очень коротких дистанций.

Таблица №5.

ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Учебный год

Класс

Рост, см

Масса тела, кг

ЧСС, уд/мин

Артериальное давление, мм.рт.ст.

Мед. группа

Подпись мед. работника

1






















II






















III






















IV





















Подпись учителя физкультуры:__________________________________________________



Таблица №6.
Показатели физической подготовленности


Класс


Челночный

бег 3х10 м), с


Бег (30 м), с


Прыжок в длину с места, см


Наклон вперед из положения сидя, см


Подтягивание из виса, колич. раз


Плавание, м


6-минутный бег






Сент-брь

Май

Сент-брь

Май

Сент-брь

Май

Сент-брь

Май

Сент-брь

Май

Сент-брь

Май

Сент-брь

Май

I











































II











































III











































IV













































КАРТОЧКА ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА

Фамилия, имя Год рождения



округа

Москвы

Школа №

Для Вас, родители!

Укажите умения и навыки Вашего ребенка (умеет, не умеет):


лазать различными способами (по канату, гимнастической стен­ке, шесту) _________________________

Прыгать через короткую и длинную скакалку

Кататься на коньках, на лыжах__________________

На самокате_______________ двухколесном велосипеде____________________

Самостоятельно играть в подвижные игры _____________________

Плавать________________________

Пробегать кроссовую дистанцию (от 300 м)______________________

Занятия спортом (каким?_________________________

Подпись родителей_____________________________

Примечания: 1. Родители заполняют карточку при по­ступлении детей в школу перед собеседованием.

2. Медицинский работник заполняет карточку в сентябре — октябре каждого года.

3. При переходе ученика в другую школу карточка выдается родителям с другими документами.



  1. Карточка хранится в личном деле ученика.

  1. Показатели физической подготовленности (см. табл.) запи­сываются: красным цветом — высокий уровень, зеленым — средний, синим —низкий уровень развития.

ПРИЛОЖЕНИЕ К «КАРТОЧКЕ ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА»

  1. Частота сердечных сокращений (пульс) определяется пальпаторно до и после нагрузки (20 приседаний). Пульс прослу­шивают в нижней части предплечья в углублении на лучевой ко­ сти тремя пальцами (указательным, средним, безымянным) в те­ чтение 15 с. Чтобы

определить пульс за 1 мин, надо полученную цифру умножить на 4.

  1. Бег на 30 м. В забеге принимают участие не менее двух человек. Бег выполняется из положения высокого старта. По команде «На старт» участники забега приходят к линии старта и занимают исходное положение. По команде судьи «Внимание» вес тела переносится на переднюю ногу. Затем подается команда «Марш» и флаг резко опускается вниз. Судьи на финише по первому движению флага пускают секундомеры. Время опреде­ляется с точностью до 0,1 с.




  1. Челночный бег. Участвуют в забеге не менее двух школь­ников У каждого из них на линии старта имеется по два кубика размером 70 X 70 мм. По команде Марш» надо взять один из«кубиков и как можно быстрее достичь линии финиша и поло­жить кубик за черту. Не останавливаясь, вернуться к линии стар­та забрать второй кубик и отнести его на финиш. Секундомер выключается в тот момент, когда второй кубик коснется пола. Результат фиксируется с точностью до 0,1 с.

  2. Прыжок в длину с места. Провести линию и перпендику­лярно к ней закрепить сантиметр. Ребенок встает около линии, не касаясь ее носками, слегка сгибает ноги в коленях и, оттолк­нувшись двумя ногами, прыгает вперед. Расстояние измеряется от начальной метки до пяток. Даются три попытки.

5. Наклон вперед. Нарисовать на полу линию А — и перпендикулярно к ней провести мерную линию. Ребенок садится на пол так, чтобы пятки оказались на линии А — Б. Расстояние между пятками 20—30 см, ступни вертикальны. Партнер прижи­мает ваши колени к полу. Выполняются три наклона вперед, на четвертом наклоне фиксируется цифра мерной линии, которой коснулись пальцы.

6 Плавание. Дети 5—7 лет считаются умеющими плавать, если они проплывают 12 м и более без учета времени любым способом. Для детей старше 8 лет плавательная подготовлен­ность определяется проплыванием максимальной дистанции (не менее 25 м)
любым способом без учета времени.

7. Подтягивание в висе. Учащийся принимает положение вис» хват сверху, подтягивает тело к перекладине до уровня«подбородка (не касаясь им), а затем возвращается в исходное
положение. Упражнение выполняется плавно, без рывков. Тело не выгибать, сгибание колен и дергание ногами не разрешается. Девочки выполняют упражнение на низкой перекладине из виса лежа, не отрывая ног от пола.

8. 6-минутный бег. Тест может проводиться как в спортив­ном зале, так и на стадионе
. Бег выполняется по кругу, размеченному по 10 м. В забеге могут участвовать 6—8 человек. Фик­сируется расстояние, которое ученик преодолел за 6 мин, в метрах/

В процессе урока учитель осуществляет так называемый те­кущий учет, получая оперативную информацию о степени усво­ения программного материала тем или иным учеником.



В педагогический контроль входит и тестирование двигатель­ной подготовленности учащихся. Эти тесты для своей школы мо­жет составлять сам учитель физической культуры или пользо­ваться теми, которые даны в «Карточке здоровья». Кроме при­мерных тестовых заданий, в карточке даны уровни их выполне­ния. Они обозначены разными цветами: низкий — синим, сред­ний — зеленым, высокий — красным.

Учитель проводит тестирование в сентябре — октябре, опре­деляя двигательную подготовленность школьников в начале учебного года, а .затем итоговое в мае. Такая система тестирова­ния помогает учителю правильно планировать программный материал на весь учебный год.

Сопоставляя результаты тестирования, учитель может кор­ректировать свои планы.

Определенное значение имеет и выставление оценки (отмет­ки) за выполнение тех или иных двигательных действий (техники движений).

Младшие школьники с повышенным интересом относятся к оценке своих действий, поэтому отметка должна быть обязатель­но объективной, отражать индивидуальные возможности школь­ников. Учитель должен аргументировать оценку, объяснить, какие ошибки допустил учащийся в том или ином упражнении, что он сделал правильно..

Первоклассников надо чаще поощрять, отмечать положи­тельные сдвиги в освоении упражнений, подбадривать, если у них что-то не получается.

Иногда учитель может ориентироваться и на оценку самих учеников. Для этого достаточно спросить одноклассников: «Какую отметку поставить такому-то ученику за выполнение упражнения? Какие он допустил ошибки?» Практика показала, что учащиеся достаточно объективно оценивают своих това­рищей.

Однако надо напоминать детям о доброжелательном отно­шении друг к другу, без насмешек и грубости.

При выставлении отметки учителю необходимо помнить, что она должна стимулировать ребенка к дальнейшей работе, спо­собствовать развитию у него интереса к физической культуре, желание заниматься ею, а не наоборот.

Определенное значение имеет и оценка эффективности урока по воздействию физической нагрузки на организм учащихся. Учитель должен помнить, что младшие школьники не могут ак­тивно двигаться продолжительное время, им необходим отдых. Определить степень утомления учащихся на уроке физической культуры вам помогут приведенные ниже таблицы 3 и 4.

Величину нагрузки и ее переносимость школьниками во вре­мя занятий можно определить и по так называемой кривой ча­стоты сердечных сокращений на протяжении всего урока. Для такого контроля можно на уроке у двух-трех учеников измерить пульс в покое (до начала урока), через 5—10 мин в течение урока и в конце занятий (после одевания). Затем вычертить гра­фик, который и даст достоверное представление о величине на­грузки. Как правило, физиологическая кривая растет до высших значений ЧСС, имея пилообразный вид — с пиками (в основной части урока) и спадами (к его окончанию). Следует, однако, за­метить, что не только сама нагрузка является условием повыше­ния пульса, но и эмоциональное состояние на уроке учащихся класса играет немалую роль в учащении пульса.

В связи с тем, что функциональные возможности организма младших школьников недостаточны, максимальные нагрузки для них не применяются, за исключением преодоления очень коротких дистанций.





Контрольные упражнения

(тест)


Возраст

(лет)


Уровень

Мальчики

Девочки

низкий

средний

высокий

низкий

средний

высокий

Бег 30м

7

7,5 и выше

7,3—6,2

5,6 и ниже

7,6 и выше

7,5-6,4

5,8 и ниже




8

7,1

7,0—6,0

5,4

7,3

7,2—6,2

5,6




9

6,8

6,7—5,7

5,1

7,0

6,9—6,0

5,3




10

6,6

6,5—5,6

5,1

6,6

6,5—5,6

5-2 .

Челночный бег(3х10)

7

11,2 и выше

10,8—10,3

9,9 и ниже

11,7 и выше

11,3-10,6

10,2 и ниже




8

10,4

10,0—9,5

9,1

11,2

10,7-10,1

9,7




9

10,2

9,9—9,3

8,8

10,8

10,3-9,7

9,3




10

9,9

9,5—9,0

8,6

10,4

10,0-9,5

9,1

Прыжок в длину с места

7

100 и ниже

115—135

155 и выше

85 и ниже

110-130

150 и выше




8

110

125—145

165

90

125—140

155




9

120

130—150

175

110

135—150

160




10

130

140—160

185

120

140—155

170

6-минутный бег

7

700 и менее

730—900

1100 и выше

500 и менее

600—800

900 и выше




8

750

800—950

1150

550

650—850

950




9

800

850—1000

1200

600

700—900

100




10

850

900—1050

1250

650

750—950

1050

Наклон вперед из положения сидя

7

1 и ниже

3—5

9 и выше

2 и ниже

6—9

12,5 и выше




8

1

3—5

7,5

2

5—8

11,5




9

1

3,5

7,5

2

6—9

13,0




10

2

4—6

8,5

3

7—10

14,0

Подтягивание на высокой перекладине

7

1

2—3

4 и выше

2 и ниже

4—8

12 и выше




8

1

2—3

4

3

6—10

14




9

1

3—4

5

3

7—11

16




10

1

3—4

5

4

8—13

18

















































Таблица №7.

Уровень физической подготовленности учащихся 7-10 лет

Вопросы для закрепления:

  1. Дать определение физическим качествам.

  2. Что такое физическое развитие и физическая подготовка

  3. Дать характеристику уровням физической подготовки

  4. Дать характеристику видам тестирования физической подготовки.

  5. Карточка здоровья, ее характеристика.


Смотрите также:
Лекция №3 Особенности развития физических качеств.(1 час) Вопросы: Характеристика физических качеств
363.82kb.
1 стр.
Программа курса по выбору предназначена для организации предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов и призвана решать следующие
16.77kb.
1 стр.
Основы олимпийских знаний
624.25kb.
4 стр.
Лекция Компьютерное моделирование в решении физических задач. Типы компьютерных задачных моделей и методика организации познавательной деятельности. Особенности использования на уроке виртуального физического эксперимента
152.34kb.
1 стр.
Мотивация как фактор развития личностно-профессиональных качеств студентов-психологов 19. 00. 07 педагогическая психология
346.58kb.
2 стр.
Теоретические основы изучения профессионально-важных качеств личности студентов-психологов
212.44kb.
1 стр.
Автоматизация физических исследований
24.89kb.
1 стр.
Использование теста кpmi в диагностике управленческих качеств руководителя
94.47kb.
1 стр.
Система коммуникативных качеств русской речи
387.56kb.
1 стр.
3 Теория юридического лица 4 Заключение 27 Использованная литература 28
307.1kb.
1 стр.
Направление подготовки: 140800 Ядерная физика и технологии Наименование программы: «Системы автоматизации физических установок и их элементы»
26.81kb.
1 стр.
Программа по формированию лидерских качеств у студентов, возглавляющих органы студенческого самоуправления Задачи программы
184.04kb.
1 стр.