Главная страница 1


Министерство образования Республики Мордовия

Мордовский республиканский институт образования

Курсовая работа
Новые педагогические технологии

в преподавании литературы.

Выполнила:

учитель русского языка и литературы

МОУ «Лямбирская СОШ №1»

Фазлова Н.И.


Руководитель:

Насырова Н.Х.-

методист кафедры

филологического образования.

Саранск, 2009

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.

Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.

•  Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперированием информацией, творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ.

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.

•    Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

•    Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).

•   Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).

•   Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).

•   Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М.Шепель).

•   Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).

•   Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей за дачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

•   Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин).

В нашем понимании педагогическая технология является содержательным обобщением, вбирающим в себя смыслы всех определений различных авторов (источников).

Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.

Теория содержательного обобщения В.В.Давыдова - Д.Б.Эльконина. В основу этой концепции обучения положена гипотеза о ведущей роли теоретического знания и, в частности, содержательного обобщения в формировании интеллекта. Учебная деятельность ребенка представляется как познавательная, построенная по теоретико-дедуктивному типу. Реализация ее достигается формированием у учащихся теоретического мышления путем специального построения учебного предмета и особой организации познавательной деятельности. Учебный предмет не просто излагает систему знаний, а особым образом организует освоение ребенком содержательных обобщений.

Теория поэтапного формирования умственных действий. В отечественной психологии разработана одна из интереснейших теорий усвоения - теория поэтапного формирования умственных действий (Л.С. Выготский, П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина). В ее основе лежит идея о принципиальной общности внутренней и внешней деятельности человека. Согласно этой идее, умственное развитие, как и усвоение знаний, навыков, умений, происходит переходом «материальной» (внешней) деятельности во внутренний умственный план. В результате такого перехода внешние действия с внешними предметами преобразуются в умственные.

Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений. К ним относятся педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили, система преподавания литературы как предмета, формирующего человека Е.Н.Ильина и др.

б) Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Примеры: игровые технологии, проблемное обучение, технология обучения на основе конспектов опорных сигналов В.Ф.Шаталова, коммуникативное обучение Е.И.Пассова и др.

в) Педагогические технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения. Примеры: программированное обучение, технологии дифференцированного обучения (В.В. Фирсов, Н.П. Гузик), технологии индивидуализации обучения (А.С. Границкая, Инге Унт, В.Д. Шадриков), перспективноопережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении (С.Н. Лысенкова), групповые и коллективные способы обучения (И.Д. Первин, В.К. Дьяченко), компьютерные (информационные) технологии и др.

г)   Педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирована учебного материала: укрупнение дидактических единиц (УДЕ) П.М. Эрдниева, технология «Диалог культур» B.C. Библера и СЮ. Курганова, система «Экология и диалектика» Л.В.Тарасова, технология реализации теории поэтапного формирования умственных действий М.Б. Воловича и др.

д) Природосообразные, использующие методы народной педагогики, опирающиеся на естественные процессы развития ребенка; обучение по Л.Н. Толстому, воспитание грамотности по А. Кушниру, технология М. Монтессори и Др.

е)  Альтернативные: вальдорфская педагогика Р.Штейнера, технология свободного труда С.Френе, технология вероятностного образования А.М.Лобка.

ж)  Наконец, примерами комплексных политехнологий являются многие из действующих систем авторских школ (из наиболее известных - «Школа самоопределения» А.Н.Тубельского, «Русская школа» И.Ф.Гончарова, «Школа для всех» Е.А.Ямбурга, «Школа-парк» М.Балабана и др.).

Педагогика сотрудничества

Педагогика сотрудничества является одной из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений 80-х годов, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании. Название технологии было дано группой педагогов-новаторов, в обобщенном опыте которых соединились лучшие традиции советской школы (Н.К.Крупская, С.Т.Шацкий, В.А.Сухомлинский, А.С.Макаренко), достижения русской (К.Д.Ушинский, Н.П.Пирогов, Л.Н.Толстой) и зарубежной (Ж.Ж.Руссо, Я.Корчак, К.Роджерс, Э.Берн) психолого-педагогической практики и науки.

Как целостная технология, педагогика сотрудничества пока не воплощена в конкретной модели, не имеет нормативно-исполнительского инструментария; она вся «рассыпана» по сотням статей и книг, ее идеи вошли почти во все современные педагогические технологии, составили основу «Концепции среднего образования Российской Федерации

Система Е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека



Ильин Евгений Николаевич - учитель литературы 84-й школы г. Санкт-Петербурга. Создал оригинальную концепцию преподавания литературы как искусства и нравственно-этического курса, помогающего каждому ученику состояться Человеком.

Целевые ориентации

•  Нравственное и эмоциональное воспитание личности, в процессе которого осуществляется необходимое обучение.

•  Преподавание литературы как искусства.

Особенности содержания

Каждое художественное произведение, изучение которого входит в программу школьного курса литературы, содержит множество нравственных проблем, которые так или иначе в нем ставятся. Вопрос-проблему, которая служит ядром урока, учитель Ильин ставит так, чтобы:

а)  вопрос был для современных учащихся жгучим, злободневным, личностно значимым;

б) был по возможности обращен не вообще к учащимся, а именно к школьникам данного класса или даже к конкретному ученику (ученице);

в) ответ на него, разрешение проблемы, содержащейся в вопросе, требовали тщательного изучения произведения, учебника и дополнительной литературы, ознакомления с историей изучаемого произведения и с биографией автора.

Особенности методики

В обучении предмету формула развития выглядит так: от опыта личности - к анализу художественного произведения и от него - к Книге.

В каждом случае Ильин руководствуется целью помочь подростку поверить в свои силы, разбудить в нем лучшие качества личности, подвести к высотам гуманизма и гражданственности.

Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся

К таким технологиям можно отнести игровые технологии, проблемное обучение, коммуникативные технологии, систему В.Ф.Шаталова, Е.Н.Ильина, НА. Зайцева, А.А. Окунева, Р.Г.Хазанкина, К.В.Маховой и другие.

Игровые технологии

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.



Технология проблемного обучения не нова: она получила распространение в 20-30-х годах в советской и зарубежной школе.

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.



Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов)

Особенности содержания

•  Материал вводится крупными дозами.

•  Поблочная компоновка материала.

•  Оформление учебного материала в виде опорных схем-конспектов

Система Шаталова по своему содержанию является дидактической. Но при должном уровне организации деятельности учащихся по принципу «от работы к поведению, а не от поведения к работе» она дает эффективные воспитательные результаты:

-   каждый приобщается к ежедневному трудовому напряжению, воспитывается трудолюбие, воля;

-   возникает познавательная самостоятельность, уверенность в своих силах, способностях;

-   формируются ответственность, честность, товарищество.

Примечание. Общепедагогическая технология В.Ф.Шаталова реализована в предметных технологиях В.М.Шеймана (физика), Ю.С.Меженко (русский язык), А.Г.Гайштута (математика), С.Д.Шевченко (история) и др.

Метод проектов. Еще в 1919 г. в городе Дальтон (США) Е. Паркхарст делает попытку заменить классно-урочную систему индивидуальной работой с каждым учеником с последующей работой каждого ученика по плану, выработанному совместно с педагогом. Ученики получили возможность продвигаться в изучении школьных программ каждый своим темпом, первую половину дня работали самостоятельно на основе рабочих руководств, без всякого расписания. Во второй половине - занятия в группе по интересам; не запрещалось собираться в группах или парах, чтобы какие-то вопросы или темы обсуждать или прорабатывать сообща. Этот опыт получил название «Дальтон-план». В России он как «метод проектов» применялся во многих школах и вузах в 20-х годах; сегодня школьная практика вновь обращается к нему. Метод проектов - это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ребенку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

В современной отечественной педагогической практике и теории наиболее яркими примерами технологий внутриклассной индивидуализации обучения являются следующие:

-  технология индивидуализированного обучения Инге Унт;

-  адаптивная система обучения А.С.Границкой;

-   обучение на основе индивидуально-ориентированного учебного плана В.Д.Шадрикова.

Технологии индивидуализации обучения представляют динамические системы, охватывающие все звенья учебного процесса: цели, содержание, методы и средства.



Блочное обучение осуществляется на основе гибкой программы, обеспечивающей ученикам возможность выполнять разнообразные интеллектуальные операции и использовать приобретаемые знания при решении учебных задач. Выделяются следующие последовательные блоки такой обучающей программы, предусматривающие гарантированное усвоение определенного темой материала:

-  информационный блок;

-  тестово-информационный (проверка усвоенного);

-  коррекционно-информационный (в случае неверного ответа - дополнительное обучение);

-  проблемный блок: решение задач на основе полученных знаний;

-  блок проверки и коррекции.

Изучение следующей темы повторяет вышеприведенную последовательность.

Модульное обучение (как развитие блочного) - такая организация процесса учения, при которой учащийся работает с учебной программой, составленной из модулей.

Технология модульного обучения является одним из направлений индивидуализированного обучения, позволяющим осуществлять самообучение, регулировать не только темп работы, но и содержание учебного материала.

Сам модуль может представлять содержание курса в трех уровнях: полном, сокращенном и углубленном.

Программный материал подается одновременно на всех возможных кодах: рисуночном, числовом, символическом и словесном.

Система контроля и оценки учебных достижений - рейтинговая; накопление рейтинга происходит в процессе текущего, промежуточного и заключительного контроля.

Нетрадиционные уроки. К групповым технологиям следует отнести и многие технологии нетрадиционных уроков, в которых имеет место разделение класса на какие-либо группы.

Примеры: урок-конференция, урок-суд, урок-путешествие, интегрированы урок и др. При использовании групповых технологий на уроках и во внеурочно время происходит увеличение учебного актива учащихся, основное ядро которого составляют консультанты (их называют также ассистентами, лаборантами) по различным предметам. Консультанты по учебному предмету - это хорошо успевающие и интересующиеся предметом ученики, которые проявляют желание помочь своим товарищам в учении.

Для эффективного проведения групповых занятий педагог должен очень хорошо знать класс (не только уровень знаний, но и особенности личностных отношений, сложившихся в коллективе) и систематически заниматься с консультантами (проверять качество их знаний, давать методические советы.). Некоторые дополнительные затраты времени на подготовку полностью компенсируются большим педагогическим выигрышем.

Технологии развивающего обучения

Теория развивающего обучения берет свое начало в работах И.Г.Песталоцци, А.Дистервега, К.Д.Ушинского и др. Научное обоснование этой теории дано в трудах Л.С.Выготского. Свое дальнейшее развитие она получила в экспериментальных работах Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, Н.А.Менчинской и др. В их концепциях обучение и развитие предстают как система диалектически взаимосвязанных сторон одного процесса. Обучение признается ведущей движущей силой психического развития ребенка, становления у него всей совокупности качеств личности

В 1996 г. Министерство образования России официально признало существование систем Л.В.Занкова и Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова. Остальные развивающие технологии имеют статус авторских, альтернативных.

Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова



Эльконин Даниил Борисович (1918-1959) - виднейший советский психолог, автор всемирно известной периодизации возрастного развития.

Давыдов Василий Васильевич - академик, вице-президент РАО, автор теории развивающего обучения, теории содержательного обобщения.

Эта технология направлена на развитие логического, теоретического мышления.

Развивающий характер обучения в технологии Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова связан прежде всего с тем, что его содержание построено на основе теоретических знаний.

На начальной ступени изучения какого-либо фундаментального понятия вводится общее абстрактное представление об этом понятии, в дальнейшем обучении оно обогащается и конкретизируется частными фактами и знаниями, служит для учащихся ориентиром для всего процесса изучения данного понятия, оно помогает осмыслить все вводимые в дальнейшем частные понятия с точки зрения уже имеющегося общего представления.



Русский язык. Единым основанием обучения русскому языку является фонематический принцип. Буква рассматривается как знак фонемы, обозначающий ряд позиционно чередующихся звуков, зависящих от определенной позиции. По звуку, представляющему фонему в сильной позиции, данная фонема обозначается буквой (содержательный анализ).

Для детей, приступающих к изучению языка, объектом рассмотрения является слово. Оно и есть содержательное обобщение, представляющее сложную систему взаимосвязанных значений, носителями которых выступают морфемы, состоящие из определенных фонем. Овладев звуковым анализом слова (содержательная абстракция), дети переходят к учебным задачам, связанным с предложениями и словосочетаниями.

Выполняя различные учебные действия по анализу и преобразованию фонем, морфем, слов и предложений, дети усваивают фонематический принцип письма и начинают правильно решать конкретные орфографические задачи (восхождение от абстрактного к конкретному).

В своей работе каждый учитель использует не одну технологию. Я очень люблю уроки литературы строить по Ильину, было время, когда я работала по опорным конспектам по Шаталову, в последнее время изучаю технологию педагогических мастерских.

Технологию мастерских исповедует группа французских учителей «Французская группа нового воспитания»; она основывается на идеях свободного воспитания Ж..­-Ж.Руссо, Л.Толстого, С.Френе, психологии гуманизма Л.С. Выготского, Ж. Пиаже, К. Роджерса.

В технологии мастерских главное не сообщить и освоить информацию, а передать способы работы, будь то естественнонаучное исследование, текстологический анализ художественного произведения, исследования исторических первоисточников, средств создания произведений прикладного искусства в керамике или батике и др. Передавать способы работы, а не конкретные знания- очень не простая задача для учителя. Тем благодарнее результаты, выражающиеся в овладении учащимися творческими умениями, в формировании личности, способной к самосовершенствованию, саморазвитию.

Мастерская – это оригинальный способ организации деятельности учеников в составе малой группы(7-15 учеников) при участии учителя- мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности учеников.

Творчество. Мастерская дает ученикам творческий «опыт дерзновения», а не «опыт послушания». В какой же мере на мастерской предоставляется возможность использовать свое дерзновение, в какой мере мастер требует от него послушания? Каковы их пропорции на мастерской? Принять задание мастера – акт послушания ученика. Но в выполнении задания свобода творчества, ребята сами выбирают путь его осуществления, и одна версия не исчерпывает всего задания. Мастер не получает запланированных им дома ответов, а иногда результат выполнения задания учениками приводит к разрыву цепей, сковывающих самого мастера.

Удивительная миссия мастера: разблокировать способности человека, разобрать завалы в самом человеке и в окружающем мире, убрать то, что тормозит реализацию творческого потенциала, заложенного природой.

Педагогические мастерские - это новая технология, которая по всей специфике основывается на тех целях, использует те средства образования и воспитания, которые стратегией модернизации образования отмечаются как важнейшие:

- ученик должен действовать автономно и рефлективно;

- использовать различные средства интерактивно;

- входить в социально- гетерогенные группы и функционировать в них.

Идеолог «Нового образования» Мишель Дюком отметил, что в мастерских обучающиеся обучаются «умению творчески мыслить, воображать, фантазировать и одновременно четко, в образной, нетривиальной форме выражать свои мысли». Но необходимым условием организации мастерских является умелое сочетание учения, общения и творчества. Образовательный компонент должен гармонировать с творчеством, мыслями учащихся.

Мастерские дают обильный материал для рефлексии и последующей деятельности педагога. Каждый этап работы, по выражению И.А.Мухиной, требует соблюдения своих принципов и законов.

Например, в мастерской «Трагедия народа в произведениях А.Солженицина» индуктором могут быть вопросы: Почему трагические моменты истории изучает литература? Зачем автор писал о страшных лагерях?

На втором этапе - создается творческий продукт: из разрозненных частей знаний об исторических событиях, произведениях Е.Замятина, А.Ахматовой, А.Платонова, А.Солженицына, В.Шаламова создать единое целое «новое» знание, представление.

Промежуточная рефлексия способствует формированию новых информационных запросов, для разрешения которых учащиеся предлагают свои гипотезы, версии. На этом этапе работы можно предложить групповую работу.

1. Указать художественные детали и особенности текста, требующие осмысления, объяснить свой выбор.

2. Записать какие проблемные вопросы возникают при изучении произведения.

На последнем этапе предлагаются моменты социализации и общей рефлексии, которые являются своеобразным выходом на новую систему проблем.

С мастерской гораздо чаще, чем с урока, дополнительно к общему знанию каждый ученик уносит что-то свое: чувство, вопросы, раздумья, а главное – опыт личного и совместного проживания и какого-то пусть маленького, открытия. Согласимся с Т.Я.Ереминой, по-своему определившей значение уроков-мастерских: «Литература как учебный предмет и касается прежде всего духовных открытий, но на уроках это знания о чужом духовном опыте, а в мастерской вырабатывается собственный. И побуждает к дальнейшему творчеству и исследованию».

Особое значение активизации умственной деятельности учащихся имеют приемы осуществления обратной связи. В течение урока все умственные действия учащихся незаметно перетекают одно в другое, потому что есть один проводник – учитель, ведущий класс от проблемной экспозиции к кульминации и развязке урока. Но каждый урок предполагает осуществление обратной связи с учеником: он должен уметь самостоятельно воспроизводить, оценивать, анализировать художественное произведение.

Развитию внимательности и осмысленности чтения, умения прогнозировать особо важные моменты урока помогают различные викторины, тесты, составление словарей на предложенную тему. Можно также предложить составить справочники- таблицы. Например, справочник, объединяющий информацию о произведениях с одинаковым названием: «Словарь говорящих имен и фамилий», «Географическую карту произведений» (в каком городе или населенном пункте происходят события).

Вызывает интерес составление тематических сборников: «Русские писатели и поэты XIX века о природе», «Поэт и поэзия», «Тема любви в творчестве поэтов Серебряного века».

Можно предложить и такой вид обратной связи, как проведение на уроке заочной экскурсии по грибоедовской Москве, блоковскому Петербургу, лермонтовскому Кавказу, Замоскворечью Островского с использованием слайдов, видеоматериалов.

Поэтическая разминка на уроке- лучший способ создания проникновенной, лирической атмосферы и динамичной проверки выученного дома к уроку. Побуждают к чтению следующие задания: «Продолжите строчки…», «Вспомните поэтические строчки о любви» (например, по творчеству Тютчева и Фета), «Определите по началу и продолжите произведение».

А выразительное чтение наизусть учителем своего любимого стихотворения по изучаемой теме развивает интонационную память учащихся, воспитывает познавательный интерес к лирическим произведениям.

Приемы активизации познавательной деятельности могут провоцировать не только читательскую активность, но и артистические наклонности. Учащимся очень интересно представлять себя в роли актера или режиссера, когда они проявляют свободу творчества и выражения. Можно предложить нарисовать рекламу прочитанной книги, обложку, плакат, устроить вернисаж иллюстраций, придумать и нарисовать медали к юбилейным датам. Также можно устроить «Салон», где «внутреннее» содержание героя должно передаваться внешностью. «Будущие модельеры» разрабатывают свои модели одежды для Ярославны и Игоря, князя Мышкина и Настасьи Филипповны, Мастера и Маргариты, Кабановой и Катерины; группа «будущих историков, археологов» знакомит их с историей костюма, аксессуаров; группа «будущих музыкантов и поэтов» готовит музыкальное и поэтическое обрамление; «будущие художники, дизайнеры» устраивают декорации, продумывают бутафорию. Эта творческая работа развивает понимание художественного мира писателя, помогает почувствовать символику художника и осознать идею творчества писателя.

К этому же типу активизации познавательной деятельности учащихся относится и следующее задание – посмотреть на героя или ситуацию глазами психолога, президента, соседа. На Кутузова смотрим глазами Андрея Болконского, Наташи Ростовой и побежденного Наполеона. Эти три взгляда помогут ученикам понять главную «мысль народную» Л.Н.Толстого и составить психологическую характеристику двух главнокомандующих.

Интересны учащимся и такие задания, как написать монолог Е.Онегина после встречи с Татьяной на балу в высшем свете, составить диалог Максима Максимыча и Григория Печорина на могиле Бэлы. Или составить монологи вещей о своих хозяевах: о чем могут рассказать халат Обломова, шинель Акакия Акакиевича, гармонь Василия Теркина? Такие приемы помогают учителю следить за личностным восприятием учащихся, проанализировать движение их чувств, психологические процессы, протекающие в душе каждого ученика при изучении художественного произведения.

В программе по литературе под редакцией А.Г.Кутузова есть серия уроков под рубрикой творческий практикум. Это уроки-мастерские, которые проводятся в системе, начиная с 5 класса.

Урок № 11

РУССКИЕ СКАЗОЧНИКИ.

В ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ:

СОЧИНЯЕМ СКАЗКУ

Цели урока:

1. Выявить на основе самостоятельного чтения уровень усвоения теории фольклорной сказки.

2. Закрепить теоретические знания на практике, в творче­ской работе.

3. Способствовать развитию творческих задатков учащихся.



Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

- Кто такие братья Гримм?

- А русских собирателей фольклора вы знаете?

(Учащиеся могут назвать А. Н. Афанасьева. Если не зна­ют, то учитель сам говорит, что в России тоже есть извест­ные собиратели фольклора. Александр Николаевич Афанасьев еще в середине XIX века составил сборник «Народные русские сказки». Собирали фольклорные произведения Владимир Ивано­вич Даль, Владимир Яковлевич Пропп. Если есть сборники А. Н. Афанасьева, В. И. Даля, надо их показать.)

- А теперь мы приступаем к интереснейшему делу - вы сами (вы ведь тоже народ) будете сочинять сказки по всем пра­вилам фольклора.

II. Повторение пройденного материала.

Учитель: Сначала все эти правила, все художественные условности фольклорной сказки повторим.

- Фольклор - это что?

- На какие классы делятся фольклорные сказки?

- Что является обязательным в любых сказках? (Сказочный художественный мир.)

- Животные встречаются во всех сказках?

- Какую роль они играют в волшебных сказках, в сказках о животных?



(Роль помощника, роль героя.)

- Какое художественное время в сказках: прошлое, на­стоящее или будущее?

- Чем вы можете подтвердить, доказать, что в фольклор­ных сказках всегда прошлое время?

(Сказки передаются из поколения в поколение; слова употребляются в прошедшем времени: «жили-были», «на пиру был», «мед-пиво пил» и т. д.)

- Какое художественное пространство может быть в фольклорной сказке?



(Любое, в разных сказках разное.)

- Чем отличаются художественные пространства бытовой и волшебной сказок?

- Какие люди бывают в сказках? Как делятся герои?

- Что воплощают положительные герои?

- Какие качества человека народ считал идеальными?

- Где и как эти качества герои проявляют?

- Какая художественная условность волшебной сказки спо­собствует тому, чтобы герой проявил лучшие свои качества?

(Уход из дома.)

- Кроме героев еще какие-нибудь люди могут быть в сказках?

- В каких образах еще могут быть волшебные помощники?

- Какие художественные признаки фольклорных сказок мы не назвали?



(Троекратное повторение, олицетворение, постоянные эпитеты, особое построение: зачин, концовка.)

- Что такое олицетворение? Что олицетворяется в сказках?



III. Творческая работа.

Учитель: Теперь вы будете сочинять сказки в фольклор­ном стиле. На первый раз можете объединиться небольшими группами (до четырех человек), можно работать вдвоем, можно сочинять одному - как вам удобнее.

Важное задание всем: в вашей сказке должны быть по возможности все художественные условности, которые мы сей­час повторили. Сочинять будете разные сказки, но по данному направлению:

I ряд - сочиняет сказку про животных. Ваши герои -волк, сова, петух. Помните, что каждое животное в сказке во­площает определенное человеческое качество.

II ряд - сочиняет волшебную сказку. Начало вашей сказ­ки такое: жили-были Иван да Марьюшка. Жили дружно, любили друг друга. А дальше я предлагаю такой сюжетный ход: Иван за что-то обиделся на Марьюшку - придумайте, за что, - она обер­нулась горлицей, крикнула что-то Ивану и улетела. Дальше -ваша версия по законам волшебной сказки.



III ряд - сочиняет бытовую сказку. Персонажи: жадная старуха, хитрый и умный старик, солдат. Бытовая сказка вы­смеивает. Подумайте, кого будет высмеивать ваша сказка при таком наборе действующих лиц.

(Учащиеся до конца урока работают самостоятельно. Учитель подходит к группам, помогает, отвечает на вопросы, но не сковывает творческой фантазии учащихся.

Если учащиеся работают группой, один пишет в тетради для письменных работ, другие сочиняют устно. В тетрадь вкладывают листочек с фамилиями всех авторов.

Индивидуалы тоже записывают свою сказку в тетрадь.

Специально оговаривается, что за орфографические и пунктуационные ошибки оценка не снижается.

Если учащиеся не успевают сочинить совместную сказку, желательно найти дополнительное время: часть урока русско­го языка, после урока, но работу закончить.)

III. Домашнее задание: каждый ученик должен сочинить свою сказку. Класс сказки выбирается по желанию.
Уроки № 12-14

ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР.

В ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ:

СОЧИНЯЕМ САМИ

Цели уроков:

1. Дать понятие детского фольклора в его многообразии.

2. Выявить художественные особенности жанра.

3. Развивать творческие способности детей.

Ход уроков

(Методическое предисловие: материал дан тематиче­ским блоком из 3 уроков. Один из них - заключительный - следу­ет отвести на практикум-угадывание по текстам жанров детского фольклора и творческую работу-сочинение, два дру­гих - на объяснение художественных особенностей. Если учеб­ный материал затягивается, то творческое задание можно полностью перенести на дом.

Учитель сам распределяет материал в зависимости от класса.

Учитель начинает урок словами статьи учебника на с. 12 «Загадка загадки». Потом появляется Проша. Голосом Проши: «Вы что-нибудь поняли?». Далее весь абзац читается до конца на с. 13.)
I. Введение нового материала.

Учитель: О чем же наш сегодняшний урок? (О загадках.)

- Как вы думаете, загадки - это произведения?

- К чему они относятся: к фольклору или к литературе?

- Почему к фольклору?

- А вы можете сочинить загадку? (Учащиеся, конечно, го­ворят: «Можем».)

- Сочините загадку вот об этом листочке. (Показывает лист тетради.) Пожалуйста. Что же мало желающих?

ЗАГАДКА - это жанр фольклора. При этом загадки входят в цикл детского фольклора.

- Как вы понимаете, что такое детский фольклор?

- Да, это произведения для детей, интересные детям.

- А кроме загадок, что еще близко детям, что входит в детский фольклор, какие жанры?

(Песенки, считалки, небылички, колыбельные.) Да, детский фольклор многообразен. Он отличается про­стотой языка, яркостью образов, занимательностью - все это привлекает детей.

- А зачем фольклор детям? Зачем, например, детям загад­ки? Игровые песенки? Считалки?



(Они развивают детей.) Запишем в тетради: «Загадки».

Загадки имеют особое строение:

а) по сходству или различию. Скатерть бела весь свет одела. — Что это? Колючий, а не иголки, круглый, а не мячик. - Кто это?

б) по названию отдельных частей. Отгадкой будет целое. Два кольца, два конца, посередине гвоздик.

в) в форме вопроса. Кто на себе свой домик носит?

г) указывается действие, а тот (то), кто его производит, и есть отгадка. Бежит-бежит, не выбежит, течет-течет, не вытечет.


П. Самостоятельная работа.

Учитель: Попробуйте сами сочинить загадку. Отгадка -ландыш.

I ряд - постройте загадку по сходству или различию.

II ряд - в форме вопроса.

III ряд - по названию частей.



(Учащиеся быстро работают. Желающие отвечать под­нимают руку, учитель сразу спрашивает - это спонтанная, быстрая проба сил.)
III. Продолжение знакомства с новым материалом.

Учитель: Теперь познакомимся с другими жанрами дет­ского фольклора.

(Учитель голосом Проши читает статью «Пригород считалок, или Кто съел мои вареники?» - с. 15-16.)

Учитель: (своим голосом): Так кто же такие Эники и Бэники?

- Какая главная художественная особенность считалок? (Четкий ритм, чтобы считать.)

- Значит, мы можем сделать запись. Какой новый жанр мы узнали?

(Учащиеся делают записи в тетрадях.)

- Какие еще считалки не узнал Проша?

- Теперь прочитайте статью на с. 17 «Горелки» (Ученик читает.)

- Что такое горелки? (Игра.)

- А причем тут наш урок литературы? (Играя, дети выкрикивают определенные слова.)

- Это будет следующий жанр - игровые песенки. (Записывают.) Какая их особенность?

- Найдите в учебнике небылицу и прочтите ее. (Учащиеся читают.)

- Чем отличаются небылицы - их еще называют перевер­тыши? (Учащиеся записывают.)

- А вот послушайте: «Васька-Васенок,

Худой поросенок,

Завяз в траву -

Кричит: «Мяу!

Никак не вылезу!». Что это?

- Еще послушайте: «Коля, Коля, Николай,

Кинул шапку на сарай. Шапка вертится, Колька сердится». Что это? Конечно, это дразнилки. Какая отличительная особенность дразнилок?

(Обращение к конкретному ребенку, шутливое подчерки­вание каких-то недостатков. Но самое главное - дразнилка не должна быть злой, обидной.)

- А какую-нибудь колыбельную песенку вы знаете? Какая отличительная особенность колыбельной песенки?



(Тихая, ласковая, мягко ритмичная.)

- Еще послушайте: Ладушки, ладушки,

Где были? - У бабушки, Что ели? - Кашку, и т. д.

Такие приговорки называются пестушками, потешками, они предназначены малышу, их цель - забавлять ребенка, под­брасывая его, похлопывая или показывая какие-то движения ру­ками.

Вместе со взрослыми дети активно использовали заклин­ки. Послушайте:

Солнышко-ведрышко, Радуга-дуга,

Выгляни в окошечко: Не давай дождя,

Твои детки плачут, Давай солнышко,

Пить-есть хотят. Колоколнышко.

- Какие особенности вы видите в этих песенках? (Обращение к явлениям природы, как к живым, какая-то



просьба к ним.)

Очень любят дети многочисленные прибаутки - веселые стихи про животных, про самих детей. Главное в них - веселить детвору.

Я умница-разумница, Ежик по дорожке

Про то знает вся улица: Бежал на слабых ножках,

Петух да кошка, А киска Лариска бежала

Поп Ермошка, навстречу,

Да я немножко. Ежа увидела -

грибы потеряла.

И побежали дальше

Бродить по дорожкам

На маленьких ножках.

- И последний жанр детского фольклора - скороговорки.

Я думаю, не надо объяснять, что это такое. Какие скорого­ворки вы знаете?

(Учащиеся приводят примеры скороговорок.)

- Их главная особенность?



(Трудное сочетание звуков надо правильно и быстро про­изнести. Эффект в том, что сразу это не получается и слова звучат смешно.)

- Сколько, вместе с загадками, получилось у нас жанров детского фольклора?



(Десять. 1 - считалочки, 2 - игровые песни, 3 - дразнилки, 4 - колыбельные, 5 - пестушки, 6 - заклички, 7 - прибаутки, 8 -небылицы, 9 - скороговорки, 10 - загадки. Все эти жанры под номерами записаны на доске.)

IV. Тренировочный тест.

Учитель: Теперь потренируемся. Я читаю песенку, а вы записываете ее под номером и определяете жанр. Можете де­лать, как тест, то есть - номер песенки и рядом номер жанра.

- Попробуем первую песенку:

1. Золотой шар по голубому платку катится, людям улыбается. Что это?

(Это загадка, значит, записываем: 1-10.)

2. Раз, два, три, четыре, Кошку грамоте учили: Не читать, не писать, Мышек по углам искать.

3. Кукушка кукушонку Купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон -Как в капюшоне он смешон!

4. Во поле береза стояла, Во поле кудрявая стояла, Люли-люли, стояла, Люли-люли, стояла. Некому березку заломати, Некому кудряву заломати, Люли-люли, заломати, Люли-люли, заломати.

Я ж пойду-пойду погуляю, Белую березу заломаю, и т. д. 5. Ленка-пенка, Голая коленка, Пошла через мостик, Потеряла хвостик.

6. Идет коза рогатая За малыми ребятами. Кто соску сосет, Молочка кто не пьет, Того бу, бу, забодаю, На рога посажу.

7. Ух ты, котенька-коток, Котя, серенький лобок! Приди, котик, ночевать, Мою деточку качать.

8. Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы играть В мячики, скакалки, жмурки, догонялки.

Раз, два, три четыре, пять, в прятки будем мы играть.

9. Катилось яблочко по огороду и упало прямо в воду. Буль-буль-бульон, выходи из круга вон.

10. Зайчик волка испугался, удирает от него.

Он бежит скорее к маме, ближе к дому своему. Он бежал и спотыкался, думал, хвостик оторвут.

11. Из-за леса, из-за гор едет бабушка Егор. Скрюченные ножки, в поясе сапожки, А на этих ножках скрюченная кошка, На бабкиных ручках тапочки и брючки,

А на скрюченной лошадке две ободранные шапки.

12. Под кроватью я лежал, а потом залез в диван. Я в диване полежал, а потом подумал: Может, в стуле хорошо? И залез туда.

Нет уж, в стуле плохо, лучше на кровати.

13. Спи, мой мишутка, усни, скоро погаснут огни, Много увидишь ты снов, добрых и злых колдунов.

14. Вовка, Вовка-карапуз, съел у бабушки арбуз. Бабка его бьет, а Вовец орет:

«Я, бабуля, не хотел, мой живот арбуз твой съел!»

КОД: 1-10, 2-1, 3-9, 4-2, 5-3, 6-5, 7-4, 8-1, 9-1, 10-7, 11-8, 12-7, 13-4, 14-3.

(Тест сразу проверяется, и ответы называются.)
V. Общие выводы.

- Какие художественные особенности являются общими для всех жанров детского фольклора?



(Учащиеся коллективно обсуждают и выводят общее.)

1. Четкий ритм.

2. Небольшой объем.

3. Смысл песенки - не самое главное, главное - звучание.

4. Но воспитательный, поучительный смысл тоже обязателен.

5. Песенки, как правило, смешные, комичные.

6. В песенках заложено действие: покачивание, приплясы­вание, хоровод.

7. Каждый жанр имеет свои отличия.

Вы все правильно отгадали и, наверное, уже поняли, что я использовала на уроке песенки, сочиненные моими прежними учениками?
VI. Творческий практикум.

Учитель: Сейчас вы тоже будете сочинять детские стиш­ки разных жанров. Особенности каждого жанра вы знаете и должны обязательно им следовать. В этом и смысл творческой работы - сочинять грамотно.

Можете сесть группами, как хотите, вместе легче сочи­нять. Но тот, кто хочет работать один, пожалуйста. Если я заме­чу, что вы не работаете, а отвлекаетесь, то каждый из этой груп­пы сядет на свое место и будет работать один - значит, вместе работать вы не умеете.



(Учащиеся пересаживаются.)

Задание: каждая группа должна сочинить 5 разных жан­ров детских песенок. Все записывают сочиненное в своих твор­ческих тетрадях.



VII. Домашнее задание: индивидуально попробовать со­чинить разные песенки.

Уроки № 26, 27

ВЛАДИМИР ДАЛЬ. «У ТЕБЯ У САМОГО СВОЙ УМ». ТВОРЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

Цели уроков:

Закрепить понятие литературной сказки, ее отличие от фольклорной.

Выявить своеобразие литературной сказки В. Даля.

Развивать творческие способности детей.



Ход уроков

I. Вступление.

(Урок начинается с диалога Ивана Калинина и Проши.)

ПРОША: Иван Калиныч, а что это за такие большие кра­сивые книги вы принесли? У, да это какие-то церковные книги, золотом расписаны.

ИВАН КАЛИНЫЧ: Нет, Проша, это словарь русского языка.

ПРОША: Иван Калиныч, да у нас не русский язык, вы, на­верное, спутали, мы же с вами учим детей литературе.

ИВАН КАЛИНЫЧ: Все правильно, Проша. Я и принес этот словарь на урок литературы. Но это особый словарь. В нем и русские слова, какие были в языке народа в XIX веке, и рас­сказы, и пословицы. А собрал все это Владимир Иванович Даль, Вообще-то он не писатель и не лингвист по профессии. Он сна­чала был морским офицером, на флоте служил, а потом выучил­ся на врача, так на военных кораблях врачом и был.

Собирать меткие народные выражения, пословицы, пого­ворки, песни - фольклор - было его любимым занятием, хобби, как теперь говорят. Всю свою жизнь везде и всюду, где Даль бывал, он в заветную тетрадочку что-нибудь записывал. А по­том все это и сложилось в такой вот 4-томный «Словарь живого великорусского языка» (читает на корешке) и в другие сборники.

Я вот вижу у Людмилы Михайловны еще трехтомник «Пословицы русского народа».

ПРОША: Ну, мы уже фольклор прошли, да и эти послови­цы все с детства знают. А сказки он собирал?

ИВАН КАЛИНЫЧ: PI сказки собирал. И сам писал. Очень интересные сказки получались. По-моему, сегодня как раз та­кую сказку, которую Владимир Иванович Даль сам написал, ре­бята и будут читать.

Учитель: Правильно, сегодня мы будем читать и разби­рать сказку Владимира Ивановича Даля «У тебя у самого свой ум».

II. Вопросы по пройденному материалу.

Учитель: Несколько вопросов для разминки:

Литературная сказка - это что?

К какому роду литературы относится сказка?

Чем отличается сказка от других жанров эпической ли­тературы?

Какой главный смысл в любой сказке?

- А какие сказки бывают?


(Литературные и фольклорные.)

Зачем народ создавал сказки, что он хотел передать дру­гим поколениям?

Какие главные качества ценил народ?

А что хочет сказать автор, если пишет сказку? (Что его волнует.)

В ком он воплощает свою мысль? (В разных героях.)

В литературной сказке обязательно герои-люди? (Нет, как хочет автор.)

А фольклорные сказки могут быть без людей?

Как они называются?

Кто выступает в литературной сказке от автора? (Пове­ствователь.)

Как повествователь себя проявляет? Повторим, можете подсмотреть в своих записях.



III. Новый материал.

Учитель: Теперь читаем новую литературную сказку.

(Учитель читает сказку В. И. Даля «У тебя у самого свой ум».)

- Давайте растолкуем кое-какие слова. Кстати, как вы ду­маете, почему они нам не очень понятны?



(Читают сноски.)

Это какая сказка: литературная или фольклорная?

Почему литературная?

Появляется ли в сказке повествователь? Как?



(Учащиеся перебирают все знакомые им признаки присут­ствия повествователя: особое начало, детали, авторская оцен­ка, особые формы слов, авторское прямое обращение к читате­лю с выводом-заключением.)

Зачем Даль от животных в конце сказки перешел к лю­дям - читателям? Или он этот конец овце говорит?

Какой смысл имеет сказка для людей? (Она поучает.)

Где это поучение? (В конце.)

Учитель: Такое поучение в литературной сказке, которое прямо высказано автором, называется моралью.

- Какую же мораль выводим мы из этой сказки?

Коль уж мы говорим о В. И. Дале, то он очень любил рус­ские пословицы и поговорки. Вон сколько насобирал. (Показы­вает трехтомник.)

- Это Даль сочинил все эти пословицы и поговорки?

- Кто нашел и записал пословицы об уме? (Несколько учащихся зачитывают по одной пословице, коллективно обсу­ждают, что они значат.)

Я тоже подобрала пословицы об уме из сборника В. И. Даля:

Где ум, там и толк.

Был бы ум, будет и рубль; не будет ума, не будет рубля.

Брат он мой, а ум у него свой.

Чужим умом жить — добра не нажить.

Вырасти вырос, а ума не вынес.

То-то голова: только туловище заняла, а кабы ее сбил, так и стул бы был.

Он из-за угла пустым мешком прибит.

Дурака учить - только портить.

- Вот эта последняя пословица мне очень нравится!
IV. Коллективная творческая работа.

Учитель: А теперь нам предстоит интересное дело. Про­чтите задание после сказки В. И. Даля.

(Учащиеся читают: ПРОБА ПЕРА.)

- Будем сочинять сказку коллективно. Меня берете в коллектив? Чур, я придумываю заголовок!



(Открывает доску: «Дурака учить - только портить». Учащиеся записывают заголовок в тетради.)

- Мы должны постоянно помнить, что наша сказка лите­ратурная, и все время давать повествователю (то бишь нам) про­явить себя. Как начнем сказку?

(Учащиеся непременно скажут: жили-были..., учитель еще раз должен перевести их в русло литературной сказки.)

- Давайте я вам помогу - всегда трудно начинать. Начнем так: «Я у Даля как-то пословицу прочитал: «Дурака учить – только портить». И вправду так! Слушайте, что я вам расскажу.»

(Учащиеся пишут в тетрадях начало.)

Что мы этим началом показали? (Что повествователь выступил от «Я», он использует пословицу, высказывает свое суждение.)

Пойдем дальше. О ком будет наша сказка, о каком пер­сонаже? (О дураке.)

- Это Иванушка-дурачок, который оказывается умнее всех, или настоящий дурак? (Настоящий.)

Как вы думаете, кого нам лучше сделать героем - чело­века или какое-нибудь животное? (Учащиеся высказывают раз­ные мнения, желающим сделать героем человека учитель пред­лагает сочинить сказку о ком-нибудь из класса, подчеркивая, что никому не приятно выступать в роли настоящего дурака, даже в сказке. Поэтому возьмем животное.)

Кто же из животных самый дурной? (Баран.)

Вот баран и будет нашим героем. Он что-то должен за­думать, какую-нибудь нелепицу, и по глупости начать это дело.

Кто дальше должен вступить в сказку? (Кто-то умный, кото­рый подскажет, как правильно надо сделать.)

- Баран прислушивается к совету? (Да, он должен по­учиться, но опять сделает все по-дурному.)

Вот мы с вами и определили замысел. Теперь и сказку пи­сать пора.



(Учащиеся вместе с учителем придумывают и записыва­ют в тетрадях одно за другим предложения текста сказки. Конечно, учитель имеет свою заготовку, но если по наводящим вопросам учащиеся говорят выразительные фразы, придумы­вают неожиданные повороты, яркие слова и выражения, — все это идет в дело. Надо создать эффект коллективного творче­ства, сочинения сказки тут же, на ходу. Если до звонка работа не будет закончена, то завершить сказку задается на дом.)

V. Домашнее задание: закончить сказку. Если захочется, выбрать любую пословицу и сочинить свою авторскую сказку. Прочитать сказку X. К. Андерсена «Снежная Королева» для специального отчета по читательскому дневнику.

Примечание: проверяя отчеты о самостоятельном чтении, учитель задаст насколько вопросов по сказке X. К. Андерсена «Снежная королева».



УЧИТЕЛЬСКИЙ ВАРИАНТ СКАЗКИ

Я у Даля пословицу прочитал: «Дурака учить - только портить». И вправду так! Слушайте, что я вам расскажу.

Решил Баран в лесу дворец построить. Не просто дом, а дворец, чтобы от всех в отличку. И стал сгребать листья на по­стройку. Да-да, не смейтесь: баран так и задумал из листьев дво­рец сотворить - дурак же! Пыхтит, рогами и копытами кучи сгребает. А ветер-шалунишка над ним посмеивается: раз! — и все разлетается! Шур-шур-шур, шур-шур-шур - шум по всему лесу идет. Собрались звери, встали в сторонке и наблюдают. Дворца что-то не видно, а из кучи листьев бараний хвост тор­чит, и колючка на нем болтается по ветру. Сжалились звери.

- Слушай, - говорит Медведь, - ты зверь не нашенский, может, чего не знаешь, так мы тебе по доброте душевной хотим подсказать - дома-то из бревен строят.

А Баран никого не слушает, листья знай подгребает.

Потом до него дошло, что звери дело говорят. Побежал бревна собирать. Тут ему лесная братва подсобила. Набралась бревен куча! Баран как закричит: «Не трогайте, я сам!». Ну, сам так сам. Звери и отошли в сторонку.

Баран корячился-корячился, кое-как два бревна друг к дружке приткнул, ну, знаете, так - горкой: сверху слепились ветками-чубчиками, а снизу врозь, нараскоряку. Еще одно брев­но подтащил, подлез в рогатину, хотел это третье приставить к двум, а они все рухнули да Барана-то и придавили. Вот беда-то!

В народе еще говорят: «Кому бог ума не дал, тому кузнец не прикует». Это точно про нашего Барана.


Мастерская по литературе (конспект)
Цели

Обучающие: способствовать формированию у учащихся представления о басне как жанре, её жанровых особенностях.

Воспитывающие: воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям; воспитание культуры общения и самостоятельности.

Развивающие: способствовать развитию у учащихся умения наблюдать, выделять существенные признаки, делать выводы, развивать ассоциативное мышление у детей; способствовать развитию творческих способностей школьников.

Ход мастерской

Включение в работу

Доброго всем дня. Тема сегодняшнего занятия "Басня как жанр". Как вы думаете, о чем следует говорить в связи с этой темой? ... Попробуем ответить на эти вопросы. Работать мы будем в группах и все вместе. Усаживайтесь поудобнее. Мы начинаем разговор о басне. Хотя, наверное, я не права, вы ведь знакомы уже с произведениями, именуемыми в литературе баснями? Да. Мы читали и даже учили наизусть басни.



Индуктор

Напишите слова и выражения-смысловые ассоциации, возникающие в вашем воображении, когда вы слышите слово "басня". {Сначала слова пишет каждый, затем они прочитываются вслух. Индивидуальные списки дополняются тем, что понравилось из предложенного другими.)



Работа с материалом

Ученикам предлагается подойти к столу и взять листок с текстом басни (любой листок). Сейчас вам предстоит работа с текстами, поэтому давайте уделим минутку здоровью наших глаз.

Упражнение выполняется сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд. Затем открыть глаза на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаз.

Продолжаем учиться. Каждый должен прочитать свою басню и те басни, которые выбрали для себя члены его группы.

Затем группа должна представить свои выводы на листе "Признаки басни".

Социализация

После обсуждения в группе, свои выводы ребята представляют вниманию всех. Записи с выводами о признаках басни вывешиваются на стенде "Афиша". Идет свободное общение. Дети ходят по классу, смотрят, задают вопросы, высказывают свои мнения.



Кульминация

Но ведь многие из перечисленных вами признаков мы можем отнести и к другим жанрам, не басням. Как быть? Значит надо выделить, найти те признаки, которые являются обязательными только для басни. Проанализируем еще раз наши списки с признаками басни.

(Идет обсуждение в группах).

На этом этапе может возникнуть ситуация, когда учащиеся сами скажут о необходимости обратиться к специальной литературе, т. е. о необходимости пополнить свои знания.



Работа с материалом

Примените новые знания. Найдите обязательные признаки жанра в выбранных вами баснях. (Работа в малых группах.)



Рефлексия

Представьте басню как жанр, используя в качестве подсказки все имеющиеся у вас записи.

Учащиеся представляют результат своей деятельности.

Вот, пожалуй, все на сегодня о басне как жанре. И прежде чем попрощаться, я хотела бы узнать ваши впечатления о сегодняшнем занятии. Что же за урок у нас сегодня получился?

Многое из сказанного вами в начале урока мы смогли использовать для определения басни как жанра, но не все. А это значит, что разговор о басне должен быть продолжен.

Результатом творческого осмысления окружающей жизни и природы, участия в общественной жизни, изучения литературы являются сочинения. Сочинение - главная форма обратной связи- долгое время в традиционно-учебных понятиях служило своеобразной итоговой работой по прохождении темы. Современное образование, требующее от учащихся подготовленности к ЕГЭ, все больше и больше внимания уделяет публицистическим жанрам информационного и аналитического характера. Учащиеся должны владеть навыками составления заметок, зрительских и читательских отзывов, рецензий, очерков, конспектов и тезисов, аннотаций, анализа и исследования литературного эпизода. Но самое главное - нужно помнить, что обучение сочинениям требует особенно чуткого, индивидуального подхода у ученику. Перед учителем стоит сложнейшая задача: пробудить творческие способности каждого ученика, вызвать интерес к работе, развить соответствующие навыки, привить культуру творческого труда, чутье языка, вкус к работе над словом.

Учить школьников отражать в сочинении свои мысли, чувства, настроения, иначе говоря, свою личность - это значит учить познавать окружающий мир, вырабатывать свою точку зрения на изучаемый предмет, приобщать к тому, что уже известно людям, свои наблюдения, выводы, анализировать свои представления, поступки, намерения.

Урок литературы должен быть интересным, разнообразным, емким, содержательным и вырастать из всего многообразия человеческой деятельности: интеллектуальной, эстетической, нравственно-психологической. Поэтому активность учителя, выраженная в применении современных методов обучения и воспитания, должна быть направлена на активную познавательную деятельность ученика, приводящую к формированию нравственно совершенной личности с активными жизненными позициями.

Только постоянный поиск, педагогическое мастерство и самостоятельность, объединение усилий ученика и учителя, взаимное уважение и бескорыстная любовь к художественной литературе, совместное постижение ее вечных вопросов, загадок и нравственных уроков помогут в современном мире возродить интерес к искусству слова, приобщить к прекрасному.

 

Использованная литература.

1. Поиск новых путей: Из опыта работы./ сост. С.Н. Громцева.- М.: Просвещение, 1990.

2. Литература. Уроки-семинары./сост. И.В.Громова.- Волгоград: Учитель, 2004.

3. Нестандартные уроки по литературе./ сост. Н.М.Скоркина.- Волгоград: Учитель - АСТ, 2001.

4. Проблемы преподавания русской литературы/ М.В.Черкезова, Л.А. Шейман, И.В. Андреева.- Л.: Просвещение. Ленинградское отделение, 1989.

5. Н.М.Шанский. Лингвистический анализ художественного текста. – Л.: Просвещение, 1986.

6. И.А.Фогельсон. Литература учит: кн для учащихся.- М.: Просвещение, 1990.

7. Г.И.Беленький. Приобщение к искусству слова: (Раздумья о преподавании литературы в школе)- М.: Просвещение, 1990 .

8. А.М.Гринина- Земскова. Сочинения в газетных жанрах.- Волгоград: Учитель, 2001.

9. Г.П.Лазаренко. Приемы активизации и обратной связи на уроке литературы.- Литература в школе, 1996, № 1.

10. Т.Я.Еремина. Мастерские по литературе. Методическое пособие.- СПб.: «Паритет», 2004.

11. И.А.Мухина, Т.Я.Еремина. Мастерские по литературе: интеграция инновационного и традиционного опыта: Книга для учителя.- СПБ., 2002.

12. Русская литература. Большой учебный справочник для школьников и поступающих в ВУЗы.- 5-е изд., - М: Дрофа, 2005.



13. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.




Смотрите также:
Курсовая работа Новые педагогические технологии в преподавании литературы учитель русского языка и литературы
381.34kb.
1 стр.
«Уроки гуманизма и гуманизм уроков русского языка и литературы»
78kb.
1 стр.
Жигло И. В., учитель английского языка, Ступак Л. В., учитель русского языка и литературы, многопрофильный лицей №37, г. Донецк
131.21kb.
1 стр.
Жигло И. В., учитель английского языка, Ступак Л. В., учитель русского языка и литературы, многопрофильный лицей №37, г. Донецк
131.21kb.
1 стр.
Преподавателей русского языка и литературы китайская ассоциация преподавателей русского языка и литературы
1247.73kb.
14 стр.
О преподавании русского языка и литературы в 2008-2009 учебном году
120.81kb.
1 стр.
Исследовательская деятельность обучающихся на уроках русского языка и литературы при изучении творчества А. И. Солженицына Зиновьева Татьяна Петровна, учитель русского языка и литературы моу города Кургана
70.17kb.
1 стр.
«Формирование коммуникативной направленности личности на уроках русского языка, литературы и в неурочное время» Учитель русского языка и литературы Кем Елена Геннадьевна
260.75kb.
1 стр.
Н. А. Шабанова учитель русского языка и литературы мвсоу осош г. Инта Республики Коми Используемая литература
271.73kb.
1 стр.
Реферат на тему: Игровые формы уроков русского языка Прокина Н. А. Учитель русского языка и литературы
295.42kb.
1 стр.
Из опыта работы Агеенко Нина Васильевна, учитель русского языка и литературы моу «сош №120» г. Омска Анкетирование читательских интересов как метод изучения читательских интересов школьников
76.52kb.
1 стр.
Конкурс творческих работ, посвященный Году русского языка " о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!"
61.99kb.
1 стр.