Главная страница 1

Контрольная по административному праву

Содержание


1. Понятие и особенности административной ответственности……...3

2. Составьте схему: «Классификация правовых актов управления исполнительной власти в РФ»…………………………………….……...….9

3. Назовите признаки административного правонарушения……….10

4. Общее задание………………………………………………..………….14

Список литературы……………………………………………….……….18

Иллюстрируя этой контрольной качество нашей работы, мы предлагаем вам ознакомиться и тем, что есть у нас на сайте о курсовых по праву, дипломах по праву. В контексте дипломов вам будет интересен материал о речи на защиту диплома и о раздаточном материале к дипломной работе. Также на сайте обсуждаются вопросы об информационном законодательстве, рассматривается пример курсовой работы о понятии ошибки, курсовая на тему, смежную с признанием недееспособным. Приятного чтения!


1. Понятие и особенности административной ответственности

Ответственность и ответственное отношение к делу по все времена справедливо связывались с уровнем самосознания народа и уровнем развитости государства. Ответственность и юридическая ответственность – далеко не равнозначные понятия. В русском языке под ответственностью понимают и нравственное чувство (долг) и состояние готовности выполнить какую-либо работу, это и выполнение и обязанность дать отчет о своих действиях.

Юридическая ответственность – это особое состояние лица, нарушившего право. Оно: 1) возникает в связи с фактом правонарушения, 2) характеризуется возможностью использовать механизм государственного принуждения, 3) позволяет применять к правонарушителю меры воздействия – санкции, и 4) заключается в лишении определенных прав или возложении дополнительных обязанностей.1

О.С.Иоффе понимает юридическую ответственность прежде всего как санкцию за правонарушение, как последствие, предусмотренное нормой права на случай ее несоблюдения.2 Эта санкция, как считает О.С.Иоффе, выражается в мерах принуждения к соблюдению норм права и применяется органами государства к тем, кем эти нормы нарушаются. И соответственно юридические последствия, не связанные с мерами государственного принуждения, нельзя относить к области правовой ответственности.

Итак, некоторые санкции в соотношении с ответственностью можно представить как некое абстрактное явление, которое при наступлении определенных условий материализуется и становится ответственностью. Совокупность санкции и условий ответственности в тех случаях, когда такая конкретная санкция есть суть ответственности, и дает собственно ответственность.

Юридическая ответственность — это обязанность лица претерпевать определенные лишения государствен­но-властного характера за совершенное правонарушение. Она характеризуется следующими признаками:

- неразрывно связана с государственным принуждением;

- ее фактическим основанием является правонарушение;

- сочетается с государственным осуждением правонару­шителя;

- правонарушитель несет определенные отрицательные последствия.

Характерные особенности присущи всем видам юриди­ческой ответственности: уголовной, административной, материальной, гражданско-правовой и дисциплинарной.3

Административная ответственность обладает признаками, свойственными юридической ответственности вообще.

В то же, время в законодательстве общие признаки юридической ответственности специфически преломляются применительно к административной ответственности, а также закрепляются признаки, характерные именно для данного вида ответственности.

В целом основные черты административной ответственности сво­дятся к следующему:

а) Административная ответственность устанавливается как зако­ном, так и подзаконными актами, либо их нормами об административных правонарушениях. Следовательно, она имеет собст­венную нормативно-правовую основу. Нормы административной ответственности образуют самостоятельный институт административного права. В отличие от этого уголовная ответственность устанавливается только законами; дисциплинарная — законодательством о труде, а также различными законами, подзаконными актами, устанавлива­ющими особенность положения отдельных категорий рабочих и слу­жащих; материальная ответственность — законодательством о труде, гражданским законодательством, а в отдельных случаях — нормами административного права;

б) Основанием административной ответственности является административное правонарушение. Уголовной — преступление; дисциплинарной — дисциплинарный проступок; материальной — причинение материального вреда (ущерба) или гражданско-правовой деликт;

в) Субъектами административной ответственности могут быть как физические лица, так и коллективные образования, юридические лица, должностные лица. Уголовной — физические лица; вопрос о дисциплинарной ответственности органов и организаций является дискуссионным. Но его постановка обоснованна, ибо предусматривается отставка органов исполнительной власти, прек­ращение незаконной деятельности общественных объединений и т.п. Природа этих мер не определена в законодательстве.

Физические лица в качестве субъектов административной ответст­венности могут выступать в качестве граждан, должностных лиц, несо­вершеннолетних и т.д. Но этот момент не представляет ее особенности;

в) За административные правонарушения предусмотрены административные взыскания. За преступления — уголовные нака­зания, за дисциплинарные проступки — дисциплинарные взыскания. Материальная ответственность выражается в имущественных санкциях;

г) Административные взыскания применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц: исполнительной власти, местного самоуправления, их должностные лица, а также суды (судьи). Уголовные наказания — только судом; дисциплинарные взыскания — органами и должностными лицами, наделенными дисциплинарной вла­стью и в пределах их компетенции; меры материальной ответствен­ности — судами общей юрисдикции и арбитражными судами. В отдель­ных случаях — в административном порядке;

д) Административные взыскания налагаются органами и должно­стными лицами на неподчиненных им правонарушителей. По этому признаку административная ответственность отличается от дисциплинарной, меры которой к работникам и служащим применяют­ся в основном в порядке подчиненности вышестоящим органом, долж­ностным лицом. В установленных случаях в таком же порядке могут применяться меры материальной ответственности (администрацией за причиненный ущерб предприятию его работником и т.д.);4

е) Применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы. Лицо, к которому оно применено, считается име­ющим административное взыскание в течение установленного срока;

ж) Меры административной ответственности применяются в соот­ветствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях. Уголовные дела рассматривают­ся в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством; дисциплинарные — в соответствии с нормами, устанавливающими порядок дисциплинарного производства; дела о материальной ответст­венности — как правило, в порядке гражданского и арбитражного су­допроизводства.

Следовательно, административная ответственность обладает рядом черт, отличающих ее от других видов ответственности. Но основ­ная особенность административной ответственности состоит в том, что ее основанием является административное правонарушение, а мерами — административные взыскания.

Таким образом, административная ответственность — это особый вид юриди­ческой ответственности, которой присущи все признаки последней (она наступает на основе норм права, за нарушение правовых норм, конкретизируется юрисдикционными актами компетентных орга­нов, связана с государственным принуждением).

Административная ответственность — это вид юридической ответственности, которая определяет обя­занности лица претерпевать определенные лишения госу­дарственно-властного характера за совершенное админи­стративное правонарушение.

В то же время, с одной стороны административная ответственность —это особый вид юриди­ческой ответственности, которая определяет обя­занности лица претерпевать определенные лишения госу­дарственно-властного характера за совершенное админи­стративное правонарушение, а с другой стороны она является видом административного принуждения, все меры которого можно разделить на три группы: административно - предупредительные, меры административного пресечения, административные взыскания. Административное взыскание является мерой административной ответственности и применяется в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе соблюдения законов, уважения к обществу, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В качестве целей административной ответственности можно выделить защиту личности, охрану прав и свобод человека и гражданина, охрану здоровья граждан, санитарно - эпидемиологического благополучия населения, защиту общественной нравственности, охрану окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защиту законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, привлечение лиц, совершивших административные правонарушения к установленной законом ответственности, а также предупреждение административных правонарушений.

Анализ признаков административной ответственности, по мнению автора Бахраха Д.Н., позволяет выделить три ее основания:

1) нормативное, т. е. систему норм, регулирующих ее;

2) фактическое, т. е. деяние конкретного субъекта, нарушающее правовые предписания, охраняемые административными санкция­ми (административное нарушение);

3) процессуальное, т. е. акт компетентного субъекта о наложении конкретного взыскания за конкретное административное наруше­ние.

Для наступления реальной ответственности необходимо, чтобы были все три основания и именно в такой последовательности. Пре­жде всего, должна быть норма, устанавливающая обязанность и санк­цию за ее неисполнение. Затем может возникнуть фактическое ос­нование — противоправное деяние. При наличии нормы и деяния, ее нарушающего, уполномоченный субъект в установленном зако­ном порядке вправе определить взыскание за административное нарушение.


2. Схема «Классификация правовых актов управления

исполнительной власти в РФ»




3. Назовите признаки административного правонарушения

Основанием административной ответственности признаются административные правонарушения, преступления, не представляющие большой общественной опасности, от уголовной ответственности, за которые преступник освобожден судом, а также администритивно-дисциплинарные проступки. В подавляющем большинстве случаев административная ответственность применяется за совершение административного правонарушения.

В Российской Федерации действует большое количество различных административных правил. К их числу относятся, например, правила поведения в общественных местах, правила дорожного движения, санитарно-эпидемиологические, противопожарные правила, правила торговли, таможенные правила, правила по технике безопасности и охране труда, правила охоты, рыбной ловли, охраны окружающей среды и природных ресурсов, правила воинского учета, пограничного режима, чрезвычайного положения и др. Все они устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а в некоторых случаях и нормативными правовыми актами органов исполнительной власти в пределах своей компетенции.

Нарушение таких правил считается правонарушением.

Согласно ст.2.1. КоАП РФ5 административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Это понятие охватывает собой конститутивные признаки административного правонарушения. Ими являются: а) противоправность; б) виновность; в) наказуемость деяния6.

Исходным в характеристике указанных признаков является понятие деяние. Это акт волевого поведения. Он заключает в себе два аспекта поведения: действие либо бездействие. Действие есть активное невыполнение обязанности, законного требования, а также нарушения запрета.

Бездействие есть пассивное невыполнение обязанности (например, невыполнение правил пожарной безопасности, непринятие землепользователями мер по борьбе с сорняками и т.д.). Часто одни и те же обязанности могут быть нарушены как действием, так и бездействием (например, нарушение правил охраны водных ресурсов).

Административная ответственность за деяние также относится к безусловным признакам административного правонарушения, признается только то деяние, за которое законодательство предусмотрена административная ответственность.

С одной стороны, административное правонарушение — основа административной ответственности, с другой, такая ответственность признак административного правонарушения, определяющий юридическую природу. В установленных законодательством случаях для признания деяния административным правонарушением необходимо наличие причинной связи между деянием и его неблагоприятными противоправными последствиями в виде причинения вре­да здоровью, имуществу, экологии и т.д. (например, расточительное расходование электрической и тепловой энергии и т.д.).

Таким образом, основными признаками административного правонарушения являются:

во-первых, то, что это деяние, выраженное во вне в виде действия (активного поведения) или бездействия (пассивного поведения). Мысли, убеждения, психические процессы не составляют правонарушения, кроме того, у лица должен быть хоть какой-то выбор между антисоциальным и правомерным поведением, иначе говорить о наличии деяния нельзя. Не образует деяния также и неконтролируемое телодвижение7.

Во-вторых, административное правонарушение - это антисоциальное деяние. В науке существует спор по поводу природы административных правонарушений, являются ли они общественно-вредными, или общественно-опасными. По существу, административный проступок есть общественно-опасное деяние, которое отличается от преступления лишь характером и степенью общественной опасности о чем свидетельствует постоянный обмен составами между административным и уголовным правом в форме криминализации и декриминализации деяния. Об этом же свидетельствует привлечение к уголовной ответственности за некоторые повторные деяния, за которые ранее применялась административная ответственность.

Антисоциальность административных проступков проявляется в том, что они наносят вред правоохранительным общественным отношениям. Характер и степень антисоциальности деяний определяется объектом посягательства, качественным содержанием и величиной ущерба, особенностями способа посягательства, формой и степенью вины, местом, временем совершения правонарушения и т.п. Личность правонарушителя не влияет на степень общественной опасности правонарушения, однако является основанием для индивидуализации наказания.

В-третьих, административное правонарушение - противоправное деяние. Это означает, что данное деяние нарушает нормы права, причем не только административного, но и любой другой отрасли, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. Противоправность заключается в совершении деяния, нарушающего нормы права. Эти нормы могут принадлежать не только к административному, но и к ряду других отраслей права. Принципиально то, что соблюдение соответствующих норм охраняется мерами административной ответственности. Это, кроме административной могут быть нормы конституционного, финансового, гражданского, тру­дового и других отраслей права. Так, при безбилетном проезде не исполняется договор перевозки, при уклонении от уплаты налога — нормы финансового права. Деяние, не являющееся противоправным, не может образовать административного правонарушения и повлечь административную ответственность.

В-четвертых, административное правонарушение - это виновное (умышленное или неосторожное) деяние. Виновность деяния означает, что оно совершенно умышленно или по неосторожности. Наличие вины — обязательный признак административного правонарушения, отсутствие вины исключает признание деяния административным правонарушением, в том числе при его формальной противоправности. Например, невменяемый гражданин нарушает правила, установленные для пешеходов.



4. Общее задание

Определите, какие из приведённых ниже мер воздействия являются административными наказаниями:



Предупреждение. Согласно ст.3.4. КоАП РФ: Предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

Замечание. Согласно ст.192 ТК РФ замечаение является дисциплинарным взысканием.

Строгий выговор. Согласно ст.192 ТК РФ выговор является дисциплинарным взысканием.

Арест имущества. Согласно ст.77 НК РФ. Арест имущества - способ обеспечения исполнения решения о взыскании налога признается действие налогового или таможенного органа с санкции прокурора по ограничению права собственности налогоплательщика-организации в отношении его имущества.



Приостановление работы столовой. Согласно ст.3.2. КоАП РФ административное приостановление деятельности является видом административного наказания.

Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Перевод на нижеоплачиваемую работу. Согласно ст.182 ТК РФ: При переводе работника, нуждающегося в соответствии с медицинским заключением в предоставлении другой работы, на другую постоянную нижеоплачиваемую работу в данной организации за ним сохраняется его прежний средний заработок в течение одного месяца со дня перевода, а при переводе в связи с трудовым увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с работой, - до установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности либо до выздоровления работника.

Лишение права на охоту. Согласно ст.3.2. КоАП РФ лишение специального права является видом административного наказания.

В соответствии со ст. 3.8 КоАП РФ: Лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса. Лишение специального права назначается судьей.

Увольнение. Согласно ст.192 ТК РФ увольнение по соответствующим обстоятельствам является дисциплинарным взысканием.

Конфискация предмета (финского ножа). Согласно ст.3.2. КоАП РФ конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения является видом административного наказания.

Конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается судьей (ст. 3.7. КоАП РФ).


Понижение в должности. В соответствии с п.51 Дисциплинарного устава Вооружённых сил РФ: снижение в должности является дисциплинарным взысканием.

Возмездное изъятие охотничьего ружья. Согласно ст.3.2. КоАП РФ: возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения является видом административного наказания.

Возмездным изъятием орудия совершения или предмета административного правонарушения является их принудительное изъятие и последующая реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета. Возмездное изъятие назначается судьей.

Возмездное изъятие охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

Снижение в воинском звании. Согласно п.36 Дисциплинарного устава Вооружённых сил РФ снижение в воинском звании является дисциплинарным взысканием.



Штраф. Согласно ст.3.2. КоАП РФ: административный штраф является видом административного наказания.

Снос самовольно возведённого строения. Согласно ст.222 ГК РФ: Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

Изъятие вещей и документов. Согласно ст.27.1 изъятие вещей и документов является мерой обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

Назначение в наряд вне очереди. В соответствии с п.51 Дисциплинарного устава Вооружённых сил РФ: назначение в наряд вне очереди является дисциплинарным взысканием.



Административный арест. В соответствии со ст.3.9 КоАП РФ: Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции до тридцати суток. Административный арест назначается судьей.

Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп.

Срок административного задержания включается в срок административного ареста.

Список литературы




  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 196-ФЗ // "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1)

  2. Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. Часть I. Сущ­ность и основные институты административного права. Учебник. — М.: «ТЕИС», 2005

  3. Бахрах Д.Н. Административное право. М., 2002

  4. Бровко Н.В., Григорян С.А., Соколова Ю.А. Административное право / Под ред. С.А. Григоряна. Ростов н/Д. Издательство «Феникс», 2002

  5. Иоффе О.С. Обязательственное право. М., 1975

  6. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. / Под ред. Ю.М.Козлова. М.,2006

  7. Хохлов В.А. Ответственность по обязательствам М.,1990


1 Хохлов В.А. Ответственность по обязательствам М.: 1990, Юридическая литература. С. 15

2 Иоффе О.С. Обязательственное право. - М., 1975.С.95


3 Бровко Н.В., Григорян С.А., Соколова Ю.А. Административное право / Под ред. С.А. Григоряна. Ростов н/Д. Издательство «Феникс», 2002.С. - 139


4 Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. Часть I. Сущ­ность и основные институты административного права. Учебник. — М.: «ТЕИС», 2005.С. – 230


5 Ст. 2.1.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 196-ФЗ // "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1)

6 Бахрах Д.Н. Административное право. М., 2002.С.132


7 Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. / Под ред. Ю.М.Козлова. М.,2006.С.37




Смотрите также:
Контрольная по административному праву
171.28kb.
1 стр.
Курсовая работа по административному праву 2 административное наказание, понятие и виды 4
262.28kb.
1 стр.
Курсовая на тему субъектов административного права на примере граждан РФ 2
273.8kb.
1 стр.
Рабочая программа по Административному праву для специальности
626.75kb.
2 стр.
Контрольная по гражданскому праву
170.35kb.
1 стр.
Контрольная работа по Аграрному Праву
235.08kb.
1 стр.
Контрольная работа по информационному (гражданскому) праву
183.81kb.
1 стр.
Контрольная работа по дисциплине «Общий курс железных дорог»
171.34kb.
1 стр.
Контрольная работа №1) и динамике (контрольная работа №2)
17.86kb.
1 стр.
Методические рекомендации по выполнению и оформлению контрольных работ
773.96kb.
7 стр.
Методические указания по дисциплинам, в которых затрагиваются вопросы темы
139.22kb.
1 стр.
Программа государственного экзамена по уголовному праву для студентов специальности 030501 «Юриспруденция»
1415.24kb.
9 стр.