Главная страница 1
конспект урока

«Организм – сфинкс»

Краткая аннотация

Данный урок - второй по теме «Отдел Лишайники» (программа Сонина-Плешакова, Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс). На предыдущем рассмотрены вопросы строения, жизнедеятельности и местообитания лишайников. Учащиеся готовили дома кроме теоретического материала информацию практического характера: рассмотреть деревья, растущие рядом с домом, выбрать одно из них и определить, сколько разновидностей(!) лишайников произрастает на нем, каков процент обрастания коры лишайниками.

Урок можно считать компонентом интегративной модели преподавания биологии-экологии.
Форма учебной работы:

Классно – урочная, ведущий метод обучения - объяснительно иллюстративный с элементами исследовательско - поисковой деятельности.

Цель урока:

Систематизировать знания учащихся о лишайниках, рассмотреть вопросы их практического использования, в том числе как объекта лихеноиндикации.


Задачи урока:

-развивать мышление учащихся, работая с биологической терминологией

- повторить вопросы биологии лишайников;

-расширить кругозор учащихся в области практического использования лишайников;

- способствовать развитию интереса к родному краю (сбор информации по лихеноиндикации и ее обработка);

- развивать интеллект учащихся через вопросы проблемного характера.


Оборудование:

Школьная таблица «Лишайники»; самодельные карточки-таблицы А 4 (13 шт.); карта г.Вельска; кружки Ø 2-3 см по числу учащихся; английские булавки, кнопки.



Тезисами показаны фразы учителя, в скобках - предполагаемые ответы учеников.
Вступление. Интрига урока.

- В 1885 году на улицах Москвы появилась необычная афиша. Климент Аркадьевич Тимирязев (очень известная личность широким кругам общественности) приглашал на публичную лекцию всех желающих. Лекция называлась «Растение – сфинкс».

Слушателей собралось много…. Тимирязев рассказывал о…лишайниках!

- Почему собралось много желающих на лекцию?

(заинтересовало название лекции)

- Почему лекция называлась «РАСТЕНИЕ – сфинкс»?

(в те времена лишайники считали растениями)

- Почему Тимирязев назвал лишайники «СФИНКСАМИ»?

(привлекаются знания из истории, возможна демонстрация рисунка; сфинкс - «человеколев», лишайник - «грибоводоросль»)




Учитель сообщает адаптированную на детей цель урока и предлагает ответить на вопросы:

- Как называется тело лишайника?

(слоевище или таллом)

- Какие вы знаете типы слоевищ?

(накипные, листоватые, кустистые)

- От чего зависит окраска лишайника?

(от преобладающего пигмента)

- Как питается водоросль в теле лишайника?

(автотрофно, фотосинтезирует)

- Как питается гриб в теле лишайника?

(гетеротрофно, берет готовые вещества у водоросли)

- Где можно встретить лишайники?

(на коре деревьев, на почве, скалах; учитель может дополнить ответ учащегося – на старинных пушках (металле), на древесном угле, на стекле; данные факты подтверждают, что лишайники используют субстрат как опору)

- Почему лишайники так широко распространены?

(обладают морозоустойчивостью, засухоустойчивостью, легкостью вегетативного размножения)


- Взгляды на взаимоотношения гриба и водоросли в теле лишайника постоянно меняются. (свой рассказ учитель сопровождает демонстрацией таблиц размером А4, на которых написаны типы взаимодействий)

Первоначально лишайники считали консорцием, т.е. гриб и водоросль - неделимое целое.

В середине 19 века была доказана двойственная природа лишайника. Помещенное в банку с водой тело лишайника распалось, а высвободившиеся водоросли стали размножаться делением и вскоре образовали зеленый налет. Через два года немецкий ботаник А. Де Бари для обозначения выгодных взаимоотношений двух организмов, образующих лишайник, ввел термин «симбиоз».

Позже выяснилось, что эти взаимоотношения далеко не идиллия. Лишайники рассматривались как воздушные грибы, паразитирующие на водорослях. Пока водоросль жива, гриб ведет себя как паразит. Когда она погибает, он становится сапрофитом и поедает ее останки, лишившись источника пищи – погибает сам. Эти отношения назвали эндопаразитосапрофизмом.

Мрачный взгляд на лишайник смягчили представления об умеренном паразитизме. Их сторонники полагали, что погибает только незначительная часть «пленных» водорослей.

Существует также гипотеза, согласно которой водоросль не остается в долгу – отбирает у гриба все, что можно (совместный паразитизм).


- Какой тип взаимоотношений нам, людям, кажется более привлекательным? (симбиоз) Идея гармонии и сотрудничества всегда кажется более привлекательной, может быть поэтому, мы в школе рассматриваем симбиоз как основу взаимодействия гриба и водоросли в теле лишайника. Так хочется верить, что в маленьком лишайнике на коре дерева гриб и водоросль дарят друг другу добро.
- Каково же значение лишайников в природе и жизни человека?

( учитель просит учащихся открыть и подготовить тетради к работе, свой рассказ сопровождает демонстрацией таблиц А4, учащиеся фиксируют главное, возможно включение в беседу)

1.


ПОЧВО-ОБРАЗОВАНИЕ
Поскольку лишайники могут расти в таких условиях, в которых другие организмы существовать не могут, часто являются пионерами зарастания каменных субстратов.

2.



К О Р М
В тундровой зоне, где основные продуценты мхи и лишайники, последние являются главным кормом северных оленей. Могут лакомиться ими свиньи и овцы.
3.



П И Щ А
В Японии и Китае деликатесным считается лишайник умбиликария, из нее готовят блюдо иватаке. В конце 19 века лишайники в больших количествах продавали на рынках Токио, но в середине 20 века исчезли из продажи - истощились запасы. Многие народы, путешественники, люди находящиеся в бедственном положении своим спасением и выживанием обязаны лишайникам!
4.



ЛЕКАРСТВО
В результате взаимодействия гриба и водоросли образуются специфические вещества, которые нигде в природе больше не встречаются – лишайниковые кислоты, обладающие антибиотическим действием.

Так усниновая кислота, образуемая 70 видами лишайников, под названием антибиотика бинан введена в медицинскую и ветеринарную практику для лечения ран, язв, ожогов, гнойных процессов.

5.


ПАРФЮМЕР-

НАЯ

ПРОМ - СТЬ
Из лишайников извлечено ароматическое вещество резоноид, являющееся хорошим закрепителем аромата. Из сухих лишайников получают порошок - основу пудр.

6.



КРАСИТЕЛИ
Основной цвет красителей, получаемых из лишайников - темно-синий. Добавка уксусной кислоты дает пурпурные, красные, желтые тона. До сих пор в Шотландии некоторые твидовые ткани окрашивают только красителями из лишайников.

7.



АРХЕОЛОГИЯ
Свойство лишайника медленно расти используют для датировки возраста субстрата. Когда открыли статуи на о. Пасхи, потребовалось определить их возраст. Обычные радиоуглеродные методы были не применимы, т.к. статуи были высечены из вулканического туфа. Сравнили размеры слоевищ на фотографиях 1914 и 1961 г.г. и (исходя из возможностей времени, можно попросить учащихся предположить действия археологов, хорошая возможность применить субъектный опыт) … по годовому приросту определили минимальный возраст статуй - 430 лет.

8.


ЛИХЕНО-ИНДИКАЦИЯ
Путем наблюдений были установлены закономерности: чем крупнее промышленный город, чем сильнее загрязнен воздух, тем меньше видов лишайников; первыми в загрязненной воздушной среде исчезают кустистые лишайники, затем листоватые и последними – накипные. Учитель может попросить объяснить почему именно в такой последовательности.

(У кустистого лишайника больше площадь соприкосновения с воздухом, а, следовательно, больше накапливается загрязнений).


Учитель предлагает выполнить



коллективную исследовательскую работу.

Информацию, «собранную» дома, учащимся необходимо разместить на подготовленном кружке диаметром 2-3 см. Кружок, в свою очередь, - на карте нашего города в том месте, где проживает учащийся (на работу уходит до 5 минут, чтобы уменьшить потери времени целесообразно на перемене попросить учащихся найти на карте местоположение своего дома).
Наиболее способному ученику можно поручить формулировку вывода. Необходимо проанализировать информацию на кружках с позиций «центр-периферия», количество видов, процент покрытия. Выявить закономерность, сделать выводы о степени загрязненности воздуха в г.Вельске. (предполагаемый ответ – в центре города источников загрязнений воздуха больше, на деревьях бедный видовой состав лишайников, малая площадь покрытия)
Учитель подводит итоги урока, задает задание на дом, сообщает и комментирует оценки учащихся.


Смотрите также:
Конспект урока «Организм сфинкс»
64.77kb.
1 стр.
Конспект урока чтения (3 класс). Тема урока : Чтение сказки Шарля Перро «Подарки феи»
41kb.
1 стр.
План-конспект урока литературы в 9 классе по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Тема урока : «Язык комедии Грибоедова». Эпиграф: Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку
84.55kb.
1 стр.
Конспект урока по литературе 5 класс. Тема урока: «Удивительный мир Андерсена» Цели и задачи
89.24kb.
1 стр.
Конспект открытого урока, проведенного в 4 классе с использованием икт («Школа России») Тема урока: «С. А. Есенин «Лебёдушка»
69.87kb.
1 стр.
Конспект урока в 10 классе (1 час) Цели урока: обучающая
138.14kb.
1 стр.
Конспект урока по литературе Тема урока Поступок, продиктованный любовью. Л. Н. Толстой
45.62kb.
1 стр.
Конспект на Конкурс лучшей разработки нетрадиционного урока
121.55kb.
1 стр.
Конспект урока литературы в 10 классе Ионыч А. П. Чехова
156.05kb.
1 стр.
Конспект урока «Основные cовременные тенденции развития мирового машиностроения»
134.14kb.
1 стр.
Конспект открытого урока по литературному чтению в 3- б классе «В гостях у сказки». Учитель: Горбачева Наталья Викторовна
80.13kb.
1 стр.
Разработка урока по предмету: «Страховое дело» Сибай 2011 План конспект открытого бинарного урока
144.67kb.
1 стр.