Главная страница 1

- -

Санкт-Петербургский Государственный Университет Экономики и Финансов

Кафедра Социологии

Реферат по социологии

Тема: Изменение ролей и отношений внутри семьи
Выполнила: студентка группы ХХХ

ФИО


Преподаватель: ФИО
Санкт-Петербург

2002 год
Содержание


Введение………………………………………………………………………….3

Глава I. Типы семьи и ее хозяйственно-экономическая функция……………3

Глава II. Марксистский и феминистский взгляды на семью………………….5

Глава III. Изменение ролей и отношений внутри семьи………………………6



  1. Мужчины и женщины………………………………………………………..6

  2. Работа по дому: кто ее выполняет…………………………………………..8

  3. Распределение денег и других ресурсов…………………………………..12

  4. Принятие решений………………………………………………………….14

  5. Насилие………………………………………………………………………15

Заключение……………………………………………………………………...17

Список литературы……………………………………………………………..19




Введение

На первый взгляд, семья кажется одним из простейших социологических понятий. Однако на практике этот термин не так прост, как может показаться, когда дело доходит до определений, - когда мы хотим определить разнообразные уклады жизни, которые мы бы описали как «семьи». В 1949 году Джордж Мердок, социолог-функционалист, после изучения 250 семей различных слоев общества определил семью как социальную группу, характеризующуюся совместным проживанием, общим ведением хозяйства и воспроизводством. С институтом семьи тесно связан другой общественный институт – институт брака. Это санкционированная обществом, социально и личностно целесообразная, устойчивая форма половых отношений. Семья и брак относятся к явлениям, интерес к которым всегда был устойчивым и массовым. Проблемы семьи и семейно-брачных отношений постоянно находятся в центре внимания социологии.



Глава I. Типы семьи и ее хозяйственно-экономическая функция

Существует три типа семей:

Традиционная (или патриархальная) семья. Такой тип организации семьи предполагает совместное проживание как минимум трех поколений. Роль лидера отводится старшему мужчине. Для семьи такого типа характерны: экономическая зависимость жены от мужа, четкое распределение сфер семейной жизни, закрепление обязанностей (муж – кормилец, жена – хозяйка) и признание приоритета мужчины в вопросах семейного главенства.

Неотрадиционная семья. В ней сохраняется мужское лидерство и семейные обязанности разграничены. Но в отличие от традиционных семей - без объективных экономических оснований. Такой тип семьи является эксплуататорским, т.к. наряду с правом на равное с мужчиной участие в общественном труде женщина получает «исключительное» право на домашний труд.

Эгалитарная семья (семья равных). Для семьи такого типа характерны: справедливое, пропорциональное разделение домашних обязанностей в семье, взаимозаменяемость супругов в решении бытовых проблем («ролевая симметрия»), а также обсуждение проблем и совместное принятие решений.

В современной семье изменяются не только традиционные роли женщин в связи с их участием в профессиональной деятельности, но и роли мужчин. Например, известно, что в западноевропейских странах уже не являются аномальными случаи, когда мужчина берет отпуск по уходу за ребенком. Поэтому важно, как супруги воспринимают новую ситуацию, готовы ли они к перераспределению семейных обязанностей, от чего зависит лидерство в семье.

Хозяйственно-экономическая функция семьи охватывает различные аспекты семейных отношений: ведение домашнего хозяйства, составление и использование семейного бюджета, организацию семейного потребления, проблему распределения домашнего труда. В нашей стране бытовые проблемы ложатся в первую очередь на плечи женщин. Массовые опросы показывают, что лишь 5% женщин выбирает в качестве наиболее привлекательного образ жизни семейной неработающей женщины, посвятившей себя исключительно заботе о детях и муже. Уравнивание себя с мужчинами в отношении к работе, продолжительности рабочего времени и размеров отпусков допускает всего 1% опрошенных женщин. Между тем более половины считают, что рабочее время женщин могло бы быть короче, чем у мужчин, а ежегодный отпуск – длиннее*.

Однако учитывая существующее положение дел и сознавая, что государство не способно предоставить женщинам выбор предпочтительного для них образа жизни, единственный реальный вариант решения проблемы двойной занятости для женщин – перераспределение семейно-бытовых обязанностей.

*Груздева Е.Б., Чертихина Э.С., Положение женщин в обществе: конфликт ролей – М., 1993

Глава II. Марксистский и феминистский взгляды на семью

По мнению марксистов, модель семейной жизни создается способом производства. Произведенный Марксом анализ производственных отношений в


капиталистическом обществе демонстрирует примеры служения семьи не обществу в целом, а лишь тем, кто владеет средствами производства, - капиталистам, или буржуазии. Например: разделение труда между мужчинами и женщинами в семье и на работе означает, что за основными работниками (мужчинами) женщины будут ухаживать, заботиться о них, кормить и одевать. Другими словами, женщины выполняют эти функции, делая работников более счастливыми и трудоспособными. Это экономически выгодно работодателю, поскольку не требует дополнительных затрат. Женщины также бесплатно воспитывают следующее поколение рабочих.

Марксисты анализируют отношения между семьей и другими институтами в широком масштабе. Они игнорируют тот факт, что мужчины, подобно капиталистам, извлекают выгоду посредством эксплуатации женщин. Феминистки критикуют марксистов за то, что они не уделяют должного внимания происходящему внутри семей.

Неудовлетворенность женщины своим реальным положением внутри семей дала толчок Движению за освобождение женщин в 1960-х годах. Когда Бетти Фридан писала в «Женской загадке» о «проблеме без названия», тысячи женщин во всем западном мире понимали, что она имела в виду. Женщинам было сказано, что они будут счастливы, если «найдут своего мужчину», будут жить в благоустроенном доме и иметь двух прекрасных детей. Им не было сказано, как удовлетворять собственные потребности или реализовать свой потенциал вне семьи. Считалось, что женщины должны удовлетвориться семейной жизнью. Но многие желали чего-то большего. Основное значение феминистской точки зрения для понимания семьи состоит в изучении «внутренней жизни» семей и природы отношений между супругами.

Глава III. Изменение ролей и отношений внутри семьи

  1. Мужчины и женщины

Социологи-функционалисты Джордж Мердок и Толкотт Парсонс утверждали, что современная семья характеризуется общностью супружеских ролей, в то время как раньше роли супругов были разделены. Создание браков по любви и предполагаемое развитие нуклеарной семьи привели к большей близости между супругами, которые в современном браке считаются равноправными. Но функционалисты предполагают, что для каждого супруга разумно выполнять те функции, которые определены биологическими различиями между мужчинами и женщинами. То есть, поскольку женщины рожают детей, они должны опекать их, а также ухаживать за мужем и домом. Парсонс рассматривал роль женщин в семье как «выразительную», связанную с воспитанием, тогда как роль мужчин была «инструментальной», связанной с обеспечением жены и детей. Хотя он признавал, что не все женщины были бы счастливы ограничиться этой ролью. Он говорил, что это разделение разумно. Мужчины и женщины выполняют взаимодополняющие функции.

Функционалистские теории иногда называют теориями «прогрессивных шагов», потому что они подразумевают, что общества, развиваясь, становятся лучше, чем были. С этих позиций, семьи станут эгалитарными, устанавливая общую ответственность за принятие решений и проведение досуга.

Элизабет Ботт в своем исследовании «Семья и социальная сфера» в 1957 году писала, что существует два типа супружеских ролей: сегрегированный и совместный.

Сегрегированные супружеские роли существуют там, где муж и жена ведут относительно раздельную жизнь. Сегрегированные роли как внутри, так и вне дома, были строго разграничены: мужчины были кормильцами, но не покупателями, они починили бы детскую коляску, но не стали бы возить ее.

Совместные роли существовали там, где мужья и жены проводили больше времени вместе, имея некоторые общие задачи, интересы и решения. В своем небольшом исследовании двадцати семей Ботт обнаружила, что совместные супружеские роли были характерны для семей из среднего класса, которые стали жить самостоятельно и поэтому должны были полагаться больше на поддержку друг друга. Это вписывалось в теории «прогрессивных шагов», которые определили признаки возникновения большего равенства между супругами, по мере того как нуклеарная семья становилась нормой.

В «Симметричной семье» (1974 г.) Уилмотт и Янг представили теорию для объяснения изменяющихся отношений внутри семьи. Они провели исследование 1928 человек, живущих в Лондоне, и доказали, что сегрегированные роли большой семьи почти исчезли. Возникал новый тип сконцентрированной на доме, замкнутой семьи, в которой муж и жена были равноправны и не считали семью женской сферой.

Они не рассматривали роли мужчин и женщин как взаимозаменяемые - подобно Парсонсу. Они были уверены в том, что равноправия между мужем и женой можно достичь разделением работ на мужские и женские. Они видели в семье «убежище», в котором мужчины могли отдохнуть после скучной и тяжелой работы и удовлетворить свои личные потребности в нерабочее время.

Они предположили, что этот тип семьи может изменяться, и предсказали изменения в промышленности, которые заменят грязную, физически тяжелую работу. Так что большинство работ будет заключаться в обслуживании или наблюдении, становясь более ответственными и принося больше удовлетворения. В этом случае, больше мужчин станет «ориентироваться на работу», подобно тем, кто сейчас занимает руководящие должности. Опросив небольшое число управляющих, они нашли, что их отношение к своей работе привело к большему разделению труда между мужьями и женами и к асимметричным ролям.

Однако эта теория не была связана с действительностью. Техническая революция привела не к улучшению качества работы, а к сокращению рабочих мест и к тому, что возросло количество низкооплачиваемых работ в сфере обслуживания, в которых главным образом были заняты женщины. Она также совпала с новым всплеском феминизма.


Феминистская критика теории супружеских ролей
Феминистская теория критикует функционалистские взгляды на семью за то, что они не учитывают перемены внутри семьи. Теории о равенстве между мужчинами и женщинами не были подтверждены на практике. Они также не принимали в расчет влияние неравенства между мужчинами и женщинами в других общественных институтах: в образовании, на работе, в общественной жизни, - т.е. в распределении богатства, власти и статуса.

Только благодаря феминизму семейная жизнь и семейные отношения подверглись подробному, тщательному исследованию, в результате чего возникла связная теория. Влияние феминизма заставило социологию семьи уйти от ранних функционалистских объяснений. Утверждение, что «личное является общественным» означает, что даже самые личные отношения внутри семьи неотделимы от системы неравенства полов, и что эти отношения, следовательно, предполагают различные степени власти.

В последние годы показатель власти в семейных ролях и отношениях был изучен с точки зрения:

разделения труда

распределения денег и других ресурсов в семье

принятия решений

эксплуатации

  1. Работа по дому: кто ее выполняет

Вопрос, кто же выполняет работу по дому, долгое время был причиной недовольства женщин. Но только с появлением в социологии феминистского анализа работа по дому стала рассматриваться как область, достойная интереса социологов. Даже сейчас она изучается скорее как часть семейной социологии, чем социологии труда.

В начале 1970-х годов на эту тему было проведено множество исследований. Иногда говорили, что возник новый тип мужчин, которые делят работу по дому поровну, или что растут ряды домашних мужей, которые поменялись ролями со своими женами. Множество фактов говорит о том, что, несмотря на 30 с лишним лет существования феминизма, женщины (и иногда дети) готовят еду, убирают, ходят по магазинам и стирают. Кроме того, создалось впечатление, что, в то время как многие женщины берут на себя мужские роли кормильца, они по-прежнему выполняют больше работы по дому, чем мужчины.

В 1994 году организация потребительских исследований «Mintel» опубликовала результаты опроса 1500 мужчин и женщин. Ее целью было изучение пар, которые делили поровну домашнюю работу (приготовление еды, стирку, поход по магазинам). Но эта организация была вынуждена отказаться от выбранного направления, обнаружив, что только 1 мужчина из 100 выполнял свою часть работы по дому. Только 20% работающих женщин сказали, что мужья делят с ними работу по дому, и 85% говорили, что они почти всегда выполняли всю стирку, глажку и готовили еду.

Имеет ли в действительности значение то, кем выполняется работа по дому? Феминистки утверждают, что имеет. Они доказывают, что женщины боль­ше времени отдают этой работе, нередко после основной оплачи­ваемой работы. Работа по дому подобна второй смене. И вместо того, чтобы представлять собой «тихую гавань», дом для боль­шинства женщин становится местом непрерывного труда. Время, затраченное на работу по дому и воспитание детей, неблагоприят­но влияет на положение женщин на работе. Женщин считают вре­менными и ненадежными работниками. Имея обязанности в доме, они предпочтут работать на неполную ставку, будут искать работу возле дома, или откажутся от повышений по служ­бе. Другими словами, выполнение работы по дому способствует экономическо­му неравенству между мужчинами и женщинами.

Кроме того, работа по дому и оплачиваемая работа имеют раз­ный статус в обществе, несмотря на то, что работу, выполняемую женами и матерями, признают жизненно важной. Такие фразы, как «всего лишь домохозяйка», по-прежнему являются признани­ем ее низкого статуса в нашем обществе. Работа по дому становится во многих отноше­ниях символом неравенства в деньгах, статусе и власти, которое часто испытывают женщины.



В 1974 году Энн Оукли в «Социологии работы по дому» утверждала, что роль домохозяйки была создана социально. Она возникла в процессе индустриализации, и поддерживается могущественной идеологией хозяйственности и женственности. До индустриализации женщины выполняли и те работы, которые не считаются женскими сегодня, - они были переплетчиками, кораблестроителями, пивоварами и фермерами. Но, начиная с XVI века женщин «выживали» с прибыльных мест работы. Среди среднего класса стало нормой считать женщин хрупкими, зависимыми созданиями, не пригодными для рабочей жизни, нуждающимися в заботе и защите со стороны своих мужей.

Этой идеологии понадобилось больше времени, чтобы утвердиться среди рабочего класса, поскольку принадлежащие к нему женщины были прислугой в домах среднего и высшего класса. К началу XX века женщины из рабочего класса все чаще после замужества оставались дома.

Таким образом, исследование Оукли не подтвердило то предположение, что разделение труда между мужчинами и женщинами в семье имело биологические основы. Оно показало, что в обществах с разными культурными традициями женщины выполняют разные роли. Например, в Великобритании роль домохозяйки была относительно новой.

Оукли особенно критиковала работу Уилмотта и Янга о симметричных семьях. Она считала, что они должным образом не изучали разделение труда. Они основывали свое утверждение о равенстве между супругами на том, в какой степени мужья помогали в работе по дому. Вопрос был следующим: «Помогаете ли Вы (помогает ли Ваш муж) хотя бы раз в неделю в выполнении любой работы по домохозяйству?»

Как полагает Оукли, любой мужчина, который раз в неделю накрыл на стол или погладил свою рубашку, будет включен в 72% тех, кто, по мнению Уилмотта и Янга, разделял работу по дому.

В своем собственном исследовании Оукли опросила 40 состоящих в браке пар с маленькими детьми и обнаружила, что только в 15% случаев мужья активно помогали в работе по дому. Только в 25% случаев они помогали в воспитании детей. Она также обнаружила, что многие женщины считали работу по дому и уход за детьми своей обязанностью и думали, что это не мужское занятие.

Оукли комментирует: «Пока вина за пустоту в кладовой или грязь в доме возлагается на женщину, нет смысла говорить о браке как о взаимном или равном партнерстве. То же самое верно и для родителей. При условии, что о матерях, а не об отцах, судят по виду и поведению их детей…равенство остается мифом».

В 1981 году Хейди Хартман проанализировала исследования работы по дому, проведенные в США. Она обнаружила, что домохозяйки в среднем работали по дому от 50 до 60 часов в неделю. А если имелись маленькие дети, то и 70 часов. Когда женщины работали вне дома, время их работы по дому сокращалось, но их общее время увеличивалось, потому что они тогда работали в две смены: одну на оплачиваемой работе и одну дома.

Оказывается, что если женщина идет на работу, то это не означает, что мужчины больше будут помогать по дому. Мужчины в среднем работают дома 11 часов в неделю. Если мужчины воспитывают маленьких детей, то их общее время увеличивается до 15 часов. Тогда они уделяют меньше времени другой домашней работе.

Было проведено исследование семей, где мужья и жены имеют одинаковую работу, чтобы определить, выполняют ли мужчины больше работы по дому в случае финансового равенства. Оказалось, что не выполняют. Элдсон опросил врачей (женщин и мужчин) и обнаружил, что походы по магазинам, приготовление еды и уход за больными детьми по-прежнему выполняли женщины.

Энджела Хагс, руководитель исследований в рамках проекта 1994 года «Женщина 2000», проведенного «Mintel», говорила: «Кажется, что у мужчин возникает желание разделить работу по дому, но все меняет рождение ребенка. В это время мужчина отказывается от ответственности за свою часть работы, независимо от того, работает ли женщина».

  1. Распределение денег и других ресурсов

Джордж Бернард Шоу говорил: «Истина в том, что семейная жизнь никогда не будет достойной, будет гораздо менее облагороженной, пока с этим главным ужасом зависимости женщин от мужчин не будет покончено».

Ранние взгляды на семью предполагали, что женщины являются и должны быть финансово зависимыми от мужчин. Функционалистская концепция предусматривает, что, хотя мужчины являются кормильцами, их заработок делится поровну, полностью учитывая работу, которые женщины выполняют в семье.

Интересно, что этот аспект семейной жизни гораздо меньше изучен, чем работа по дому, разделение ресурсов и личные отношения в семье.

Есть исторические факты, которые позволяют предположить, что женщины в бедных семьях питались хуже, чем мужчины или дети, и поэтому были предрасположены к заболеваниям, связанным с плохим питанием (например, туберкулез). Даже в наше время все тяготы бедности несут преимущественно женщины, пытаясь свести концы с концами. Женщины с маленькими детьми чаще всего оказываются среди наиболее экономически зависимых групп в обществе. Менее 10% всех женщин с детьми-дошкольниками занято на оплачиваемой работе.

Многие женщины зависимы либо от мужчины, либо от государства. Причем женщины, зависящие от государственных пособий, более состоятельны. Сумма денег, хотя и незначительная, есть всегда, и если они живут отдельно или с детьми, они свободно распоряжаются деньгами так, как считают нужным. Если женщина проживает совместно с мужчиной, контроль находится в других руках. Теоретически, семьи с двумя родителями состоятельнее неполных семей, но это может скрывать тот факт, что обычно ресурсы между партнерами распределяются не поровну. Исследование определяет пути распределения ресурсов внутри семей и того, кто сохраняет контроль над этими ресурсами. Распоряжаются деньгами и «растягивают» заработную плату, чтобы покрыть все расходы по дому чаще всего женщины.

В 1994 году исследование «Mintel» «Женщина 2000» показало: 8 из 10 женщин говорят, что они участвуют в решении крупных финансовых вопросов в равной степени, но только 4 из 10 имеют свои собственные банковские счета.

Самой распространенной системой распределения ресурсов считается та, в которой контроль и управление ресурсами распределены. Женщине выдается сумма на содержание домашнего хозяйства, а мужчина сохраняет остальную часть заработной платы. Часто женщины оплачивают внешние расходы (счета за электричество, воду), а то, что остается, расходуется на питание, одежду и транспорт. Иногда женщины не знают, сколько зарабатывают их мужья, и не имеют денег на личные расходы. Это также означает, что главная ответственность за семейный бюджет падает на женщин, что приводит к стрессам.

Понятие «совместные деньги» часто представляет собой миф. Женщины не чувствуют, что они могут тратить деньги на что-то другое, а не на детей или дом, тогда как мужчины всегда кладут что-нибудь в карман, чтобы потратить в кафе или на свое хобби.

Воглер и Пал в 1993 году исследовали различные способы рассчитывать бюджет семьи и связали их со степенью удовлетворенности партнеров в браке. Наивысший уровень неудовлетворенности браком, особенно со стороны жен, возникал в браках, где мужчины контролировали все финансы.

Принято считать, что внутри брака иногда существуют два различных брака, где женщины имеют меньше доступа к деньгам, транспорту, пространству и времени, чем мужчины. Бремя контроля, которое иногда испытывают замужние женщины, усиливает их неравенство.

Международные данные говорят, что оплачиваемая работа и экономическая независимость важны не только для материального благополучия женщин, но также и для их детей. Если женщина работает, она, вероятно, будет иметь больше прав в распределении своего заработка. Факты свидетельствуют о том, что чем больше денег в руках женщины, тем больше их будет потрачено на еду, здоровье и образование. Например, рацион ребенка в Бразилии в 8 раз лучше, если дополнительный доход контролируется женщинами. Кроме того, в то время как отцы склонны тратить свои деньги на сыновей, матери потратят больше денег на здоровье и образование дочерей.



  1. Принятие решений

О степени равенства в семье лучше всего судить не столько по разделению труда или ресурсов, сколько по способности каждого из партнеров вести совместную жизнь. Контроль над деньгами также подразумевает принятие решений о том, как их тратить, или о том, следует ли их копить. Пал и Воглер в своей работе рассказали, как один мужчина объяснял свою роль в принятии решений.

Он говорил: «Поскольку библейский принцип гласит, что мужчина является главой дома, и он освобождает мою жену от многих эмоциональных давлений, я принимаю те тяготы, которые Бог не намеревался возлагать на нее».

Его жена комментировала: «Я обнаружила, что поначалу тяжело привыкнуть к мысли, что мужчина собирается делать всю домашнюю работу. Ты жил один, а теперь вы все делаете вместе. Мой муж думал, что мужчина должен это делать, и что так будет лучше. Но когда вы независимы, это оказывается намного сложнее».

Стивен Энджелл в своей работе «Пары среднего класса» спросил респондентов о том, кто принимает решения, и какие решения они считают важными. Его работа продемонстрировала дисбаланс власти между мужьями и женами. Решения, которые обеспечивали семье своего рода каркас, такие, как финансовый контроль, переезд в другой район или покупка жилья, обычно принимаются одним мужчиной. Женщины, с другой стороны, принимали решения о повседневных вещах, таких, как внутреннее украшение интерьера, домашние расходы и детская одежда. Решения об образовании детей и отпусках чаще всего принимаются совместно. Оба супруга были склонны оправдывать это законным использованием мужской власти. Эта власть основывалась на экономической роли мужчины – роли кормильца. Он - тот, кто зарабатывает деньги и имеет право принимать важные решения.

Исследование «Женщина 2000» обнаружило, что, хотя больше половины опрошенных женщин имели работу, им платили в среднем на 29% меньше, чем мужчинам на подобной работе. Разрыв в заработке между мужчинами и женщинами был наибольшим в возрасте между 40 и 49 годами, когда заканчивались выплаты по закладным и на обучение детей.

Прерогатива мужчин в принятии решений широко признана в обществе. Шутки о «мужьях-подкаблучниках», «пилящих женах», «женских уловках», чтобы «провести его», говорят о том, что господство мужчин в принятии решений рассматривается как обычный порядок вещей.

Джесси Бернард в «Будущем брака» (1982 год) указывает, что, по крайней мере, в прошлом эти полномочия в браке давали мужчинам государство, церковь и суд. Женщины, как и мужчины, были социализованы, чтобы принять это, так что мужская власть была признана законной и бесспорной.

Необходимы дальнейшие исследования, чтобы увидеть, привел ли рост занятости женщин к тому, что они бросают вызов этой власти и играют большую роль в принятии решений.

  1. Насилие

Последней степенью применения власти внутри семьи является насилие для осуществления контроля и над женщинами, и над детьми. Домашнее насилие – способ поведения, пользовавшийся молчаливым одобрением в течение долгого времени на Западе. И только в 1993 году насилие в семье стало считаться преступлением. Традиционно английское законодательство поддерживало представление, что женщины и дети являются собственностью мужчины, и что мужчины имеют право обращаться с ними так, как им нравится. Общественность впервые обеспокоилась и заинтересовалась незавидным положением подвергшихся побоям женщин в начале 1970-х годов, когда группы женщин начали компанию против насилия. Тогда и была учреждена Национальная женская федерация поддержки как организация взаимопомощи, которая могла бы предоставлять убежища для подвергшихся побоям женщин и их детей.

Несмотря на то, что некоторые социологи попытались возложить вину за домашнее насилие на поведение незначительной группы психически ненормальных мужчин или на некую подозреваемую психологическую потребность у некоторых женщин, большинство исследований определило домашнее насилие как последнюю степень контроля, который мужчины осуществляют над женщинами в патриархальном обществе. У. Гуд в «Исследованиях социальной теории» (1973 год) описал семью как основанную на силе систему власти, в которой авторитет мужчины держался на его большей экономической власти и на положении в обществе. Утверждалось, что в этом случае мужья часто прибегают к насилию как к способу отвоевать свое господство, когда они чувствуют, что их авторитет падает.

Д. Хэнмер в своей работе «Женская поддержка и Женское движение поддержки в Великобритании» подчеркивает, что побои возникают как следствие неравенства между мужчинами и женщинами – как в семье, так и в обществе в целом, - неравенства, которые определяются доходами, получением жилья и гарантированной законом степени защиты. Чем больше женщины зависимы, тем они беспомощнее, и тем вероятнее, что они будут подвержены насилию со стороны мужчин.

Как разъясняет Джен Пал («Убежище для подвергшихся побоям женщин»), нет никаких достоверных данных об уровне насилия в семье. От страха, стыда и вины женщины часто не сообщают об этом. Кроме того, женщины мало надеются на помощь полиции и государства. Следовательно, официальные цифры не отражают реального размаха домашнего насилия. Как и в случае оскорбления детей, мы можем только предполагать его истинный размер.

Насилие в семье связывается со стремлением мужчин показать свою власть. Они установили, что нападения чаще всего происходят, когда жены не реагируют на немедленные потребности мужчин (например, горячий обед на столе) или когда женщины были не согласны с действиями или с мнением мужчин. Они обнаружили, что спор между супругами обычно заканчивался, когда мужчина решал, что пора его закончить. А если жена продолжала упорствовать, это могло привести к насилию. Они определили, что это относилось к женщинам из всех классов и было результатом действия не людей с психическими отклонениями, а мужчин, которые во всех остальных отношениях считались нормальными.

Только относительно недавно насилие стало открыто преследоваться судами и полицией. В 1970-е годы законодательство было усилено изданием судебных запретов и указов. Но в последние годы суды неохотно принимали решение удалить мужчину из семьи. Чаще всего именно женщины и дети вынуждены уйти, хотя приюты слишком непригодны для жизни и обычно очень зависят от финансирования местными властями.

Заключение

При анализе семейной жизни может возникнуть вопрос: чьим интересам служит такой институт? Внимание было обращено на различный опыт мужчин и женщин в браке. Было установлено, что внутри любого брака существует два брака: жены и мужа, и что эти два опыта различны. Мужчинам, несмотря на шутки о «затаскивании к алтарю», брак нравится больше, чем женщинам, и мужчины извлекают из него большую выгоду. Доказано, что женатые мужчины живут дольше и имеют лучшее психическое и физическое здоровье, чем одинокие мужчины. А женщинам брак может нанести вред здоровью. Многие замужние женщины страдают синдромом домохозяйки. Сравнивая здоровье домохозяек со здоровьем работающих и одиноких женщин, оказалось, что первые чаще страдают от головных болей, обмороков, сердцебиения, приступов истерии, депрессии и других симптомов психических расстройств.



Известно, что более 75% всех разводов происходят по инициативе женщин. И максимальное количество разводов происходит в первые 5 лет совместной жизни. Если учесть экономические трудности, которые часто стоят перед разведенными или раздельно живущими женщинами, это вызывает удивление.

Список литературы


  1. Пристли Д., Томпсон Д., Социология - изд. «Инициатива», Львов, 2000

  2. Кравченко А.И., Социология – изд. «Просвещение», М., 1999

  3. Монсон П., Современная западная социология – изд. «Айрис», СПб, 1999

  4. Арутюнян М.Ю., Распределение обязанностей в семье и отношения между супругами – изд. «Питер», М., 1995

  5. Груздева Е.Б., Чертихина Э.С., Положение женщины в обществе: конфликт ролей – изд. «Просвещение», М., 1993


Смотрите также:
Изменение ролей и отношений внутри семьи
195.2kb.
1 стр.
«Правовые основы брака и семьи»
131.25kb.
1 стр.
1. Семья, ее функции и отношения План
102.45kb.
1 стр.
Опыты сексуальных отношений, материнства и супружества несовершеннолетних женщин
242.76kb.
1 стр.
План: Брак основа семейных отношений
189.99kb.
1 стр.
Предмет задание Алгебра 8Б
21.21kb.
1 стр.
Классические методы исследования одномерных временных рядов
545.98kb.
4 стр.
Истмат и проблема Восток-Запад
2448.3kb.
29 стр.
Семейно-правовое регулирование отношений между ребенком и другими членами семьи, не являющимися его законными представителями
324.85kb.
1 стр.
Групповая форма работы на уроках в начальной школе
69.44kb.
1 стр.
Л отман Ю. М. Внутри мыслящих миров Ю. М. Лотман Выходные данные
4550.11kb.
23 стр.
Взаимосвязь школы и семьи в профориентации
27.08kb.
1 стр.