Главная страница 1
Отзыв на исследовательскую работу

Авторы: Сутыгина Яна Николаевна, Мотовилова Алёна Алексеевна, Чубис Александр Александрович, Лазарева Евгения Вячеславовна, Новожилова Елена Викторовна учащиеся 10А класса МОУ Подгорнская СОШ Чаинского района Томской области
Руководители: Журавлева Светлана Геннадьевна, учитель истории МОУ Подгорнская СОШ Чаинского района Томской области; Анисимова Ольга Витальевна, учитель информатики МОУ Подгорнская СОШ Чаинского района Томской области; Кузнецова Наталья Алексеевна, учитель русского языка и литературы МОУ Подгорнская СОШ Чаинского района Томской области
Учебное заведение: Муниципальное общеобразовательное учреждение Подгорнская средняя общеобразовательная школа Чаинского района Томской области
Тема реферата: «История государства в именах» объём работы: 25 страниц

Краткое содержание: Тема исследования: Влияние происходящих в СССР событий на процесс выбора имени и образование новых имен.

Гипотеза: все происходящие в обществе события оказывают влияние на имятворчество и имянаречение

Цель исследования: доказать, что все происходящие события так или иначе оказывали влияние на процесс выбора имени для человека.

Этапы исследования: создание рабочей группы, вычленение проблемы, выдвижение гипотезы, постановка цели, изучение литературы и источников информации, создание реферата, создание презентации к реферату, оценка деятельности каждого члена команды. Предмет исследования: личные имена людей

Методы исследования: Наиболее трудоемкая часть работы – сбор фактического материала – осуществлялся в два этапа. Первый изучение литературы по данному вопросу и второй работа с архивными материалами в Архиве Чаинского района Томской области. Источниками фактического материала являются, во-первых, выписки из актов гражданского состояния, во-вторых, похозяйственные книги сельских поселений Чаинского района с 1926 года по 1982 год. Сбор материала осуществлялся путем выписок имен и дополнительной информации о носителе имени и имядателях. Исходя из гипотезы и цели нашего исследования, мы брали в расчет периоды 1926-28гг, 1933-34гг, 1938-39 гг. 1945-48гг , 1961-63 и 1980-82гг. В эти годы происходили наиболее значимые для нашей страны события. Как уже отмечалось, выписывались также имена родителей, относящиеся к разряду редких или необычных. Это, прежде всего, заимствования нового времени, неологизмы советского периода с идеологической составляющей. Обращалось также внимание на употребление редких православных имен после 1917 года (например, Митрофан, Евфросиния). Фиксировались также отчества родителей с необычными, редкими именами в основе. Переход к политике «военного коммунизма», создание карательных органов для борьбы с контрреволюцией и саботажем — Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией (ВЧК) (декабрь 1917), организация массовой Красной Армии обусловили победу большевиков в Гражданской войне и утверждение их однопартийной диктатуры. Октябрьская революция 1917 оказала громадное влияние на развитие России и всего мира в 20 веке.

Во времена великих реформ, революционных и переломных моментов в жизни общества отмечалось стремление людей изменить окружающий мир. При этом волна перемен охватывала не только главнейшие, фундаментальные стороны жизни общества. Образовывались новые государства, переименовывались города, улицы, люди отказывались не только от своих прежних идеологических убеждений, но и от собственных имен, рушились прежние моральные устои и традиции, менялось отношение к любви и семье.

В период строительства социализма имена превращались в самые разнообразные слова, которые отражали достижения нового общества в хозяйственной, политической и культурной областях. Стали появляться младенцы с именами Искра, Эра, Авангард, Герой, Борец, Бунтарь, Декабрист, Днепрогэс, Партизан, Победа, Свобода, Пятилетка. Так же стали обычными имена, указывающие на пролетарские праздники и месяцы рождения: Октябрин(а), Ноябрин(а), Май, Мая, Маеслав.

Однако наряду с этими простыми именами новорожденным иногда давались имена, значение которых без определенных умственных усилий сразу и не поймешь. Эти уникальные по своему сочетанию имена были составлены из нескольких слов. Например, Пятвчет – пятилетка в четыре года; Догнат-Пергнат – от лозунга «Догнать и перегнать!»; Ренат – революция, наука, труд; Сиврэн – система, время, энергия; Рабинт – рабочая интеллигенция; Рина – революция, интернационал; Кинта – Коминтерн; Ким – Коммунистический интернационал молодежи; Икки – исполком Коминтерна.

В 1924 году возникло общественное движение «За новые имена»..Однако волна увлечения необычными именами охватила незначительную часть населения страны и довольно быстро, уже к концу 1930-х годов, сошла на «нет». Тем не менее, многие традиционные русские имена оказались в известном смысле скомпрометированными: к ним формировалось отношение как к «старорежимным», «мещанским», «пошлым». В военные и послевоенные годы снизилось количество нерусских имен, связано это было с тем, что понимали простые люди, что войну выиграли простые русские солдаты с обычными именами, Иван, Михаил, Николай. Александр. Хотя и под эти цифры можно подвести целую теорию о том, что люди давали имена погибших прославивших себя героев Великой Отечественной войны. Просто всегда во все времена, после тяжелых войн, унесших жизни миллионов мужчин, оставшиеся в живых будто хотят сохранить генофонд нации и не дают новорожденным чужеродных данному обществу имен. Именно поэтому на протяжении почти 20 лет после войны в архивных документах не удалось встретить иностранные мужские имена, их просто не давали детям!

Очень выразительно здесь выглядит 1962 год. 12 апреля 1961года Юрий Алексеевич Гагарин совершил первый космический полет. И уже в следующем году это событие сразу отразилось на имянаречении мальчиков в Чаинском районе, (а мы полагаем и всей стране). Количество мальчиков с именем Юра – 25. Вероятнее всего популярности имени Сергей с 1961 года тоже способствовала слава его знаменитого носителя Сергея Павловича Королёва – авиаконструктора, создателя первого космического корабля.

Тем же можно объяснить и популярность имени Валентина -23. Космический полет Валентины Владимировны Терешковой, состоявшийся в 1963 году, повлиял на имянаречение девочек. Имя Валентина означает «сильная, крепкая».Длительное время в имянаречении в нашем государстве не было нормативных документов. Это дало волю народному творчеству, после 1917 года, когда большинству населения хотелось отречься от всего старорежимного, а происходящие события в стране находили отражение в именах людей. Фактически, население страны разделилось на несколько больших групп: те, кто продолжал пользоваться святцами, хотя церковь уже была отделена от государства; Небольшая группа любителей новизны, которые награждали собственных чад именами типа Даздраперма или Лагшмивара, не нашедших большого распространения в советском обществе. Основная же масса населения старалась дать детям имена более нейтральные, которые часто использовались деятелями культуры в своих произведениях. По большому счету эти имена тоже были в святцах, но только теперь они стали более светскими благодаря деятелям культуры. Отсутствие нормативных списков имен приводит к тому, что одни и те же имена у разных людей появляются в различном написании, а отчества из одних и тех же имен образуются различным образом. У каждого народа есть много красивых имен, как своих исконных, так и заимствованных. Имена собственные – это неисчерпаемый интернациональный источник, из которого каждый может выбрать то, что ему понравится.
Анализ эффективности работы: в ходе работы над рефератом, учащиеся самостоятельно работали с архивными документами, учились находить нужную информацию, среди большого объема. Поиск Интернет–источников не составил большого труда, ребята с ним справились быстро. Сложнее было отобрать необходимую для нас информацию для подтверждения нашей гипотезы. Работа в архиве Чаинского района по три часа в течение пяти дней дала нам хорошие результаты. Всю информацию разделили на три основных группы: церковные имена, иностранные имена и новые имена, поиском в документах которых занимались Новожилова Елена, Мотовилова Алёна и Сутыгина Яна. Елене удалось найти отчество по имени матери Флоридовна и множество иностранных имен; Яна и Алёна нашли уникальные имена Январь, Декабрист, Веклалин, Идея, Аврора, Июлия, Июля и Ким. Систематизацию имен по национальному признаку проводила Евгения Лазарева. Поиском Интернет-источников и их анализом занимался Александр Чубис. Работа с историческими источниками дала ребятам возможность больше узнать об истории страны, района, села, где они живут, некоторым из них посчастливилось узнать более подробную информацию о своих родственниках.

Когда шел процесс создания общей работы, ребятам необходимо было повторить курс истории России XX века. Подобный вид работы сближает ребят, дает основу для общения не только учебного, но и внеучебного, является, несомненно, полезным, как для детей, так и для педагогов.



Никитина О.А.,

учитель истории и обществознания МОУ ПСОШ


Смотрите также:
Исследования: Влияние происходящих в СССР событий на процесс выбора имени и образование новых имен
56.33kb.
1 стр.
Диагностика исследования систем управления
490.95kb.
3 стр.
Задача выбора и применения оборудования. Содержание задачи выбора и применения оборудования
151.88kb.
1 стр.
Для передачи на русском языке иностранных личных имен существуют три основных способа: транскрипция, то есть более или менее сходное изображение звуковой формы имени
240.95kb.
1 стр.
Исследования в рамках Гранта л-23
1232.38kb.
33 стр.
Монография Павлодар, 2010 м инистерство образования и науки Республики Казахстан
2855.65kb.
12 стр.
Чернобыльская катастрофа часть І историография событий социально-экономические и экологические последствия глава 1
10176.38kb.
51 стр.
Реферат в аспирантуру обоснование выбора темы и цели диссертационного исследования
361.04kb.
1 стр.
«Склонение имен прилагательных женского рода»
63.11kb.
1 стр.
Поэзия российских бардов
17.71kb.
1 стр.
Программа кружка "Волшебный квиллинг"
143.97kb.
1 стр.
Решение поставленной задачи требует внедрения в образовательный процесс новых Образовательных программ, методологические принципы которых предполагают включение ребёнка в активный творческий процесс
74.11kb.
1 стр.