Главная страница 1
Исследование - универсальный способ познания действительности, который помогает развитию личности в динамично изменяющемся мире. Руководство научно-исследовательской деятельностью школьников - одно из направлений в работе современного учителя. Организация данного вида деятельности опирается на ряд условий. И главным из них можно считать наличие у педагога и учащегося общей точки соприкосновения в какой-либо области, интересной для исследования. Именно отсутствие этого общего интереса делает многие темы научной работы бесперспективными.

Исследовательская и проектная деятельность учащихся является результативным способом достижения одной из важнейших целей образования: научить детей самостоятельно мыслить, ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей; уметь прогнозировать вариативность результатов.

Организация и дальнейшее развитие научно-исследовательской работы школьников - одна из основных форм творческой работы с детьми. Она требует применения современных информационных технологий, обеспечивающих доступ к необходимым профильным базам, банкам данных, источникам информации по теме исследования.

Как показывает опыт, метод проектов и деятельностный подход к обучению как нельзя лучше решают задачи новой школы. Раннее приобщение детей к научно-исследовательской и поисковой деятельности позволяет наиболее полно определять и развивать интеллектуальные и творческие способности, причем не только в старших классах, но и в 5-9.

Научно-исследовательская работа открывает перед учащимися один из аспектов математики, столь же важный, сколь редко упоминаемый: математика предстает в этих задачах наукой, тесно связанной с другими; естественными науками, разновидностью "экспериментальной науки", в которой наблюдение (эксперимент) и аналогия могут привести к открытиям (этот аспект математики должен особенно привлекать будущих "потребителей" математики - естествоиспытателей и инженеров). Она может привить им вкус к математике, так как является творческой деятельностью.

Выделяют следующие основные этапы реализации исследовательского метода:



  • мотивация исследовательской работы, прогнозирование ее результатов, планирование деятельности;

  • постановка проблем исследования;

  • выдвижение гипотез;

  • сбор фактического материала;

  • систематизация и анализ полученного материала;

  • проверка гипотез;

  • доказательство или опровержение гипотез;

  • практические выводы о возможности и необходимости применения и обобщения полученных результатов исследования.

Учебно-исследовательская деятельность характеризуется следующими принципами: новизны, теоретической значимости, научности, активности и самостоятельности учащихся при руководящей роли преподавателя, прочности усвоения знаний, единства и оптимальной взаимосвязи репродуктивной и поисковой учебно-познавательной деятельности, всемерного стимулирования и мотивации положительного отношения учащихся учению, современности содержания, сознательности, систематичности и последовательности.

Говоря о признаках организации исследовательских работ, выделяют:



  • самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию;

  • самостоятельное применение известных способов деятельности к решению вопросов темы исследования;

  • видение структуры объекта исследования;

  • построение принципиально нового способа решения в отличии от других известных или не являющегося комбинацией известных способов.

Важная роль в процессе создания исследовательских работ принадлежит компьютерным и Интернет технологиям, особенно в средней школе как основному источнику получения новейшей информации. В настоящее время многие учащиеся школ владеют компьютерными и Интернет технологиями, что может существенным образом повысить уровень выполняемых ими исследовательских работ. Однако следует отметить, что включение компьютера в структуру исследовательской работы ни в коем случае не вытесняет из деятельности преподавателя.

Выполнение ученических исследовательских работ имеет следующие цели:



  • получение хороших предметных знаний вследствие упорной работы над решением проблемы, многократных обсуждений и защиты своей позиции;

  • формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований;

  • самопроверку учащимися своих наклонностей, профессиональной ориентации и готовности к предстоящей трудовой деятельности;

  • самовоспитание целеустремленности и системности у учащихся в учебной деятельности;

  • самоутверждение учащихся благодаря достижению поставленной цели и публикации полученных полезных результатов;

  • удовлетворение познавательных потребностей учащихся;

  • углубление интереса школьников к научным дисциплинам, в частности, математике;

  • воспитание культуры исследовательской деятельности;

  • формирование навыков самостоятельной работы и др.

Итак: в результате научно-исследовательской работы школьники должны (конечно с учетом возрастных особенностей)

быть знакомы

  • с методами поиска научной информации, работы с каталогами в библиотеке;

  • с работой в системе Internet;

  • с современными методами научно-исследовательской работы;

  • с современными методами обработки научных результатов;

  • с основными компьютерными математическими пакетами;

уметь

  • делать обзор литературы по интересующему вопросу;

  • систематизировать информацию;

  • составлять план работы (эксперимента);

  • применять теоретические навыки для решения соответствующих практических задач;

  • анализировать и обобщать полученные результаты;

  • оформлять и докладывать их на семинарах и конференциях;

Вовлечение школьников в научно-исследовательскую деятельность и выявление учащихся, склонных к занятию исследовательской деятельностью в 5-9 классах возможно с помощью например:



  1. Проведения факультатива «Дополнительные главы алгебры» .

  2. Подготовки и принятия участия в школьных, районных олимпиадах по математике.

  3. Работы кружка «Юный математик».

  4. Проведения конкурса на лучший реферат по математике

  5. Подготовки проектов и т. д.



Направления проектов могут быть такими:

  • Магия чисел.

  • Шифровальные таблицы.

  • История возникновения математики.

  • Геометрические иллюзии.

  • Теорема Пифагора.

  • Геометрический вальс.

  • Реклама.

  • Симметрия вокруг нас.

  • Дроби и музыка.

  • Календарь.

  • Математика в искусстве.

  • Математика и оборона и т.д.

Примеры презентаций проектов:

  • Доклад;

  • Слайд-шоу;

  • Компьютерная презентация;

  • Игра;

  • Стендовая презентация;

  • Концерт;

  • Видеофильм;

  • Реклама;

  • Театрализованное представление;

  • Демонстрация электронных пособий и т.д.

Представляю вашему вниманию маленький фрагмент компьютерной презентации на тему «Геометрические иллюзии».

Список используемой литературы




  1. Д. Пойа, Математическое открытие, "Наука", Москва 1970.

  2. Д. Пойа "Математика и правдоподобные рассуждения", М.: "Наука"., 1975



Доклад

Научно – исследовательская работа

по математике

учащихся 5-9 классов



Подготовила: учитель математики

МОУ «Школа №55» Алешкина О. Ю.


Смотрите также:
Исследование универсальный способ познания действительности, который помогает развитию личности в динамично изменяющемся мире. Руководство научно-исследовательской деятельностью школьников одно из направлений в работе современного учителя
57.71kb.
1 стр.
Управление образования администрации города новочеркасска
1112.21kb.
4 стр.
Моу сош№15, город Вышний Волочёк, учитель начальных классов Тарасова Н. Н. Технология продуктивного чтения одно из направлений формирования читательской деятельности школьников
32.18kb.
1 стр.
Отчет о научно-исследовательской работе
2793.82kb.
18 стр.
А. В. Зберовский культура как фактор обусловленности и способ бытия демократической традиции в полисах древней греции VIII-V веков до н э. исследование
4069.2kb.
13 стр.
Организация научно-исследовательской работы студентов с помощью виртуальных исследовательских лабораторий
106.13kb.
1 стр.
Методика работы над сочинением
300.23kb.
1 стр.
Отчет о научно-исследовательской работе кафедры
184.7kb.
1 стр.
Историко – краеведческое направление исследовательской деятельности младших школьников
36.54kb.
1 стр.
Сочинением в 1-ом классе. 4 Тема сочинения и ее раскрытие. 10 Сочинение по картинам. 12 Сочинения по наблюдения
295.59kb.
1 стр.
Справка по вопросу «Об организации научно-исследовательской работы на экологическом факультете»
114.15kb.
1 стр.
Отчет о научно-исследовательской работе
46.52kb.
1 стр.