Главная страница 1


На правах рукописи

МИСЮТИН Алексей Николаевич



ИНСТИТУАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ





Специальность: 22.00.04 – Социальная структура,
социальные институты и процессы


Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата социологических наук

Москва – 2009

Диссертаций выполнена на кафедре социологии коммуникативных систем социологического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова.




Научный руководитель:

Доктор социологических наук, профессор

Коломиец Виктор Петрович.




Официальные оппоненты:

Доктор философских наук, доцент




Орлова Ирина Викторовна
Кандидат социологических наук

Назаров Денис Алексеевич




Ведущая организация:

Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина, кафедра проблем развития современного общества

Защита состоится «30» октября 2009 г. в 14.00 часов


на заседании Диссертационного совета Д 501.001.01 по социологическим наукам при Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова, по адресу: 119991, г. Москва, ГСП-1, Ленинские горы, МГУ, 3-й учебный корпус, социологический факультет, ауд. 408.
С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале Отдела диссертаций в Фундаментальной библиотеке МГУ имени М.В.Ломоносова по адресу: г. Москва, Ломоносовский проспект, д.27 (сектор «А», 8 этаж, к. 812).
Автореферат размещен на сайте социологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова://http:www.socio.msu.ru 30 сентября 2009 г.
Автореферат разослан « 30 » сентября 2009 г.


Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат социологических наук, доцент Микеладзе Е.Е.











ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность темы исследования.

Формирование основных черт постиндустриального общества и связанная с этим глобализация социальной жизни оказали существенное влияние на систему социальных практик. Традиционные социальные практики, основанные на долговременной связи работника с корпорацией, обеспечивающие статусный рост в зависимости от стажа работы и передаваемые как семейная профессиональная традиция, подверглись в конце ХХ века эрозии и заменились характерной для постмодернистского сознания нового общества мобильностью и личной креативной значимостью. Человек как социальный субъект рассматривает свою личную стратегию в условиях все возрастающей динамичности социальной жизни и ориентируется на поиск не постоянного места работы, а наиболее эффективных ниш для личного роста и связанного с этим мобильного переобучения и умения работать в сменяющихся коллективах-командах. Формируется принципиально новое социальное профессиональное сознание - проектное сознание. Субъект входит в команду исполнителей проекта, успешно реализует проект и переходит к новому проекту, выполняемому с другой командой. Возрастает ценность личного опыта и креативных навыков, умение работать в новой команде, более высокая степень личной ответственности и самостоятельное формирование личного портфолио.

Этот социальный процесс влияет и на структуру профессиональной деятельности корпораций. Корпорации, построенные по функциональному принципу, не справляются с вызовами инновационного развития, требующими синэнергетических усилий и построения сетевого сотрудничества. Во всем мире со второй половины ХХ века активно развивается новый институт проектного менеджмента как новая социальная управленческая практика.

Поскольку российская экономика включена в мировой экономический процесс, то и в управлении российской экономикой на протяжении последних двух десятилетий происходит смена управленческих парадигм.

Все более широкое применение получает новая социальная практика - управление проектами (проектное управление), или менеджмент проектов (Project Management). Внедрение принципов и механизмов проектного управления стало одним из ключевых условий конкурентоспособности компаний во многих отраслях экономики и российской экономики в целом, важнейшим фактором повышения эффективности деятельности российских органов власти и управления на всех уровнях – от муниципального до федерального, основой новых методов управления некоммерческими, общественными и общественно-политическими организациями.

Сегодня управление проектами – это одна из наиболее эффективных управленческих технологий, основу которой составляют планирование, мотивация, гибкая организационная структура и оптимальные коммуникации внутри проекта.

От темпов и эффективности перехода к новой управленческой парадигме, от того, насколько успешно происходит формирование новой культуры управления, зависит, таким образом, успешность решения российским обществом важнейших экономических и социальных задач.

Существенной составляющей формирования этой новой культуры управления является институализация проектного менеджмента: его организация и оформление в виде совокупности специализированных институтов (учреждений, органов и установлений) и практик.

Несмотря на практическую важность и актуальность, а также существование достаточно обширного массива специальной литературы по управлению проектами, целенаправленных социологических исследований институализации нового менеджмента в нашей стране пока не проводилось.

Все сказанное обосновывает актуальность темы предпринимаемого исследования. Она обусловлена такими причинами, как:

а) неуклонное расширение сферы приложения управления проектами в деятельности современных организаций;

б) развитие в России социальных практик, связанных с управлением проектами ;

в) необходимость социологического изучения институциальных аспектов управления проектами как востребованного типа социальных практик.

В целом, актуальность диссертации состоит в исследовании ранее не изученной области деятельности, развитие которой имеет существенное значение для нормального роста российской экономики и организации общественной жизни.



Степень разработанности проблемы. Вопрос об институализации социальных практик рассматривается в работах таких авторов, как И.Ансофф, З.Бауман, У.Бек, Д.Белл, П.Бурдье, М.Вебер, Ф.Гваттари, И.Н.Герчикова, Ж.Делез, Э.Дюркгейм, В.И.Добреньков, Г.Е.Зборовский, П.Козловски, С.А.Кравченко, И.Кристол, Дж. Оллсот, Г.В.Осипов, Т.Парсонс, Ф.Тейлор, А. Файоль, Г.Эмерсон др.

Особое место среди источников исследования занимают работы, обобщающие и систематизирующие практику управления проектами. Проблемы проектного управления в разное время освещались в работах зарубежных ученых, таких, как Дж. Адамс, Э.Андерсэн, Ф.Бэгьюли, М.Вайдман, К.Грей, К.Груде, С.О`Доннел, Д. Де Карло, А. Кезин, Г.Керцнер, И. Кунов, Г.Кунц, Э.Ларсон, Х.Литке, С. Макконнелл, Д. Мараско, Т. Де Марко, П.Мартин, К. Тейт, Т. Хауг и др., а также в работах отечественных ученых: Э.Э. Абелиса, А.А. Авдеева, Ю.А. Авдеева, Г.М. Адельсона-Вельского, Р.А. Алавердова, К.А. Антонавичюса, А.Д.Баженова, С.Беркуна, А.В. Борисова, А.В.Боровкова, A.M. Брехмана, В.Н. Буркова, А.В. Бусыгина Ю.М. Власова, В.И. Воропаева, Д.И. Голенко, П.С.Гейзлер, Ю.Н. Гусева, В.В. Демидова, Д.В.Димитриева, З.М.Дмитриевой, В.И. Дудорина, О.В.Завьяловой, В.А.Заренкова С.И.Зуховицкого, Я.А. Каплана, Г.С. Клевицкого, А.И. Купермана, Ю.В. Лаптева, Ю.Н. Лапыгина, В.И. Либерзона, СИ. Лившица, И.И.Мазура, В.Н.Михеева, В.Т. Мячикова, С.П.Никанорова, Д.А.Новикова, Н.Г.Ольдерогге, В.В. Познякова, Г.С. Поспелова, В.В.Овчинников, М.Л. Разу, И.А. Радчика, М.Ю.Рыбакова, В.И. Рыбальского, В.И. Садовского, Н.В. Скрыдлова, Ю.В. Сутта, А.И. Теймана, В.Д.Шапиро, М.В. Шейнберга, В.М. Шершнева, В.В. Шкурбы, Б.И. Хацета и др.

Отдельные вопросы, прямо или косвенно связанные с исследованием других социальных аспектов проектного управления в России, рассматриваются в работах таких авторов, как В.И.Ананьин, А.К.Гультяев, У.Мейон-Уайт, Л.Уотсон и др.

Признавая высокую научную ценность исследований, осуществленных перечисленными авторами, необходимо отметить, что выводы и положения, содержащиеся в их трудах, требуют дальнейшего развития, преимущественно в направлении углубления социологических аспектов, ряд теоретических положений нуждается в корректировке в свете происшедших социальных изменений и развития социальных практик, связанных с внедрением принципов и систем проектного управления как новой управленческой парадигмы, сущностные особенности которого необходимо исследовать в контексте социальных процессов информационной эпохи.



Цель исследования состоит в том, чтобы, опираясь на выработанные научной социологией положения, с учетом специфики проектного управления как принципиально новой управленческой парадигмы изучить особенности институализации социальных практик, связанных с проектным управлением в России, и выработать практические рекомендации, направленные на оптимизацию этого процесса.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

– проанализировать социально-исторические предпосылки и условия возникновения современного менеджмента проектов;

– рассмотреть особенности проектного управления как управленческой и коммуникативной парадигмы, выявить то новое, что привносит проектное управление в систему управления организацией;

– выявить основные направления институализации управления проектами, в том числе в России

– выявить основные проблемы, возникающие в процессе институализации управления проектами в России, оценить перспективы их решения.



Объектом настоящего исследования является процесс институализации управления проектами в России.

Предмет исследования составляют особенности реализации данного процесса в России, причины возникновения и факторы, влияющие на систему управления проектами, социокультурные особенности профессиональных групп, участвующих в обеспечении проектного менеджмента, а также перспективы развития процесса институализации управления проектами.

Методологические основы исследования.

В ходе решения поставленных задач в диссертационной работе в качестве основных методов используются:

– метод историзма, раскрывающий становление и развитие проектного управления как управленческой парадигмы и системы социальных практик;

– метод структурно-функционального анализа, позволивший выявить институциональные элементы в системе социальных практик, связанных с управлением проектами, основные направления и формы институализации этих практик;

– формально-логические методы, позволяющие воссоздать целостность системы проектного управления путем раскрытия ее элементов и их взаимной связи;

– системный метод, обеспечивающий рассмотрение объекта исследования в виде системы, выявление его целостности, анализ взаимодействия элементов системы, конструирование системных моделей;

– метод контекстуального анализа, состоящий в изучении материалов, представленных в научно-исследовательской литературе, их анализе и сопоставлении;

– социологические методы: экспертный опрос, анкетный опрос, интервью в фокус-группах, анализ документов.



Эмпирическую базу исследования составляют материалы, раскрывающие предметное содержание управления проектами как учебной и научной дисциплины, материалы научно-практических конференций, выставок и других форумов специалистов в области управления проектами, специальных учебных курсов по управлению проектами для профессионалов.

– опубликованные результаты социологических исследований, проведенных на базе Института по управлению проектами и инновациям по заказу компании «Volkswagen Coaching GmbH» в 2001 – 2005 г. (250 немецких компаний, внедривших Project Managemen)1 и в 2004 – 2006 гг. (180 компаний стран Западной Европы)2;

– результаты исследований, проведенных лично автором в 2005 – июнь 2008 гг. на базе компании «PM Expert», являющейся лидером в области управления проектами в России и оказывающей профессиональные услуги по управлению проектами, программами и портфелями по таким трем основным направлениям, как консалтинг, аутсорсинг, обучение.

В ходе исследований использовались методы:

– анализа документов (анализировались материалы итоговых опросов и интервью, проводимых по результатам сотрудничества PM Expert с российскими компаниями, всего обработано 2022 документа);

– экпертного опроса (в качестве экспертов выступали сотрудники «PM Expert», всего 14 экспертов);

- анкетного опроса (всего приняли участие 892 респондента);

– интервью в фокус-группах (интервьюировались сотрудники фирм – клиентов «PM Expert», менеджеры среднего и высшего звена, всего 23 человека – 2 группы численностью 12 и 11 человек).



Научная новизна исследования определяется, в первую очередь, выбором его темы, объекта и предмета. Объектом диссертационного исследования становится проектное управление как система социальных практик, претерпевающая процесс институализации.

Кроме того, новизна настоящей работы заключается в следующих результатах, полученных автором в ходе исследования:

– изучены социально-исторические предпосылки и условия возникновения современного менеджмента проектов как системы социальных практик (они связаны с переходом к постиндустриальному информационному обществу, развитием культуры постмодерна);

– выявлены принципиальные отличия современного управления проектами от методов управления проектами в предшествующие эпохи, заключающиеся в профессионализации и институализации деятельности по управлению проектами;

– определено значение процесса управления проектами для современного производства в целом. Оно состоит в том, что методы управления проектами позволяют перевести управление сложными и уникальными процессами, протекающими в условиях высокой степени неопределенности и существенно зависящими от субъективных факторов, в информационную плоскость и оптимизировать их протекание, выделив процесс управления в особый тип профессиональной деятельности специально подготовленных специалистов.

– выявлены основные проблемы, возникающие в процессе институализации управления проектами в России, выработаны практические рекомендации по их разрешению.

С учетом выводов исследования наиболее актуальными задачами развития управления проектами в России на современном этапе являются:

а) развитие государственной системы высшего профессионального образования в области управления проектами;

б) развитие практики использования услуг профессионалов в области управления проектами на началах аутсорсинга;

в) открытость и доступность образования и самообразования в области управления проектами.

С учетом полученных в ходе исследования результатов на защиту выносятся следующие положения:

1. Современное управление проектами как управленческая парадигма и система социальных практик является продуктом постиндустриальной эпохи. Ее социально-исторические предпосылки: ускорение инновационных процессов; информатизация производства; глобализация экономики; смена культуры модерна культурой постмодерна.

2. По внутреннему содержанию современное управление принципиально не отличается от управления проектами в предшествующие эпохи. Специфика управления проектами на современном этапе состоит в том, что оно впервые за всю историю человечества превращается в самостоятельную профессию и приобретает институциональную базу.

3. Основу институализации управления проектами составляет профессионализация связанных с ним видов деятельности. При этом под профессионализацией понимается создание автономного независимого сообщества профессионалов, обладающего собственной системой профессиональных стандартов и профессиональной сертификации, относительно независимое от государство и от бизнеса.

4. Данные проведенного опроса российских специалистов Project Management позволили сделать общий вывод о том, что на их трактовку понятия профессионализма повлияла специфика их деятельности. Понятие профессионализма у них более богатое и дифференцированное, заметно более высокую значимость для них имеет такое качество, как готовность брать на себя ответственность. Также их представление о профессионализме отличается более высоким уровнем автономности, независимости от государства, то есть приближается к западной трактовке этого понятия.

5. Причиной негативного отношения к внедрению управления проектами со стороны менеджеров среднего звена в России является неопределенность карьерных ожиданий.

6. Учитывая отсутствие в России системы высшего профессионального образования в области Project Management, приходится признать, что управление проектами как профессиональная сфера в России пока еще находится лишь на пути к своей институализации.

Теоретическое и практическое значение работы определяется научной ценностью и новизной перечисленных результатов. Содержание диссертации, ее основные выводы и положения могут быть использованы для дальнейшего углубленного изучения процесса институализации управления проектами в России.

Основные результаты данного исследования могут быть использованы в педагогических целях при чтении спецкурсов, посвященных проблемам институализации новых социальных практик в условиях постиндустриального общества.



Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры социологии коммуникативных систем социологического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова.

Основные положения диссертации нашли отражение в публикациях автора по теме исследования. Материалы дискутировались на «Круглых столах» в рамках научных конференций МГУ «Ломоносов-2006», «Ломоносов-2007» , других научных форумах.



Структура работы определяется последовательностью целей и задач. Диссертация состоит из трех глав, включающих шесть параграфов, введения, заключения и списка используемой литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновывается актуальность темы исследования, анализируется состояние разработанности рассматриваемой проблемы, определяются объект и предмет исследования, его цель и задачи, указываются методологические принципы разработки поставленной темы, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования.



В главе I «Управление проектами как новая управленческая и коммуникативная парадигма» рассматривается менеджмент проектов как метод и система управления.

Изучение этих объединяемых понятием институализации процессов позволяет, во-первых, осмыслить и, во-вторых, сознательно воздействовать на этот процесс, добиваясь ускорения и более высокой рациональности и эффективности формирования новой, имеющей жизненно важное значение для развития всего российского общества, культуры менеджмента.

В параграфе 1 «Менеджмент проектов как метод и система управления. От управления программами к управлению проектами» прослеживается история формирования новой социальной практики управления проектами.

Современное управление проектами как управленческая парадигма и система социальных практик является результатом многовекового развития практик управления. В едином процессе развития традиций и технологий управления чередовались этапы доминирования «функциональных» и «проектных» тенденций.

Автор приходит к выводу, что формирование современной формы управления проектами является не чем иным, как процессом взаимодополняющего развития двух типов управления организацией – функционального и проектного, направленного на достижение оптимальной формы сочетания этих двух принципов. При этом цель совершенствования систем управления проектом состоит не в том, чтобы найти какой-то один идеальный тип, подходящий для решения любых задач, а в том, чтобы тип управления оптимально соответствовал типу задач, стоящих перед организацией. Весь процесс исторической эволюции методов управления был направлен на выработку именно такой оптимальной формы управления, сочетающей все достоинства как чисто функционального, так и чисто проектного управления и позволяющей избежать недостатков, свойственных этим «крайним» формам.

Особенности современного управления проектами заключаются, во-первых, в использовании современных IT-технологий, во-вторых, в профессионализации этой сферы деятельности, существовании сообщества профессионалов, специализирующихся в области управления проектами.

Всего в развитии этой сферы деятельности в ХХ в. выделено два важных рубежа:

I. Переход к использованию математических моделей производственных процессов, что позволило подняться над наивно-интуитивным управлением проектами, которое человечество использовало на протяжении тысячелетий, и

II. Переход к использованию компьютерного программного обеспечения, что позволило многократно повысить эффективность управления и привело к возникновению профессионалов в области управления проектами и профессионального сообщества.

Тем самым были созданы необходимые условия для институционализации проектного управления.



Параграф 2 «Содержание и преимущества управления проектами как метода» посвящен анализу значения проектного менеджмента для современного производства в целом. Оно состоит в том, что менеджмент проектов позволяет перевести управление сложными и уникальными процессами, протекающими в условиях высокой степени неопределенности и существенно зависящими от субъективных факторов, в информационную плоскость и оптимизировать их протекание, выделив процесс управления в особый тип профессиональной деятельности специально подготовленных специалистов.

Параграф 3 «Социально-исторические предпосылки и условия возникновения современного проектного управления» посвящен исследованию условий возникновения современного проектного управления в контексте объективных исторических изменений в производстве, мировой экономике, организации труда и обществе в целом.

Начало развития графических и математических моделей управления проектами относится к периоду становления индустриального общества, а разработка гуманитарной составляющей Project Management является плодом постиндустриальной эпохи.

Таким образом, показано, что истинным продуктом постиндустриальной эпохи является не управление проектами как таковое, а современная система управления проектами, в которой равно высокую значимость имеют как технический компонент, использующий современные информационные технологии, так и гуманитарный компонент, воплотивший характерное для постиндустриальной эпохи признание высокой значимости человеческого фактора.

Социально-исторические предпосылки формирования этой новой социальной практики связаны с переходом от промышленного капитализма сначала к индустриальному, а затем к постиндустриальному обществу. К числу этих предпосылок относятся такие явления, как глобализация, ускорение инновационных процессов; информатизация и формирование информационного общества; перерастание культуры модерна в культуру постмодерна с характерным для нее индивидуализмом, плюрализмом ценностей, преобладанием синергетических связей над системно-структурными.

В этих условиях главное специфическое отличие современного управления проектами состоит в том, что оно впервые за всю историю человечества превращается в самостоятельную профессию и приобретает собственную институциональную базу.

Специфические особенности современного менеджмента проектов состоят не столько в функциональных, сколько в системных качествах, сформировавшихся на этапе постиндустриального информационного общества в условиях глобализации мировой экономики и распространения культуры постмодерна.

Центральное место среди системных качеств Project Management занимают такие качества, как высокий уровень инновационности, преобладание синергетических связей над системно-структурными, сочетание высокого уровня технологичности (особенно в использовании информационных технологий) и высокая значимость гуманитарного компонента.

Вторая глава «Состояние и перспективы институционализации управления проектами в России» посвящена всестороннему анализу социальных практик, связанных с управлением проектами в России и их институциональной базы.

В параграфе 1 «Институализация управления проектами» рассматриваются общие закономерности и механизмы институционализации управления проектами. Показано, что ее основу составляет профессионализация видов деятельности, связанных с управлением проектами. При этом под профессионализацией понимается создание автономного независимого сообщества профессионалов, обладающего собственной системой профессиональных стандартов и профессиональной сертификации. Существование такого сообщества профессионалов открывает перспективу аутсорсингового взаимодействия между независимыми специалистами или профессиональными агентствами, специализирующимися в области управления проектами, с одной стороны, и организациями-заказчиками, с другой стороны.

Таким образом, современный Project Management – это не только перспективная система организации бизнеса и новая парадигма организационного мышления, но и новая профессиональная парадигма, задающая определенные перспективы карьерного роста, систему социальной самокатегоризации, жизненные стратегии, а значит, содержащая в себе значительный потенциал социальной мобильности.

Параграф 2 «Состояние и перспективы профессионализации управления проектами в России» посвящен анализу и оценке состояния и перспектив профессионализации управления проектами в России.

В свете того, что именно профессионализация составляет основу институционализации Project Management, оценка перспектив профессионализации проектного управления в России в значительной мере зависит от трактовки понятий «профессия», «профессионализм», «профессионализация». Эта трактовка в России отличается от западной трактовки указанных понятий. В России традиционно под профессией понимается просто специализация человека на определенном виде труда, под «профессионализмом» - умения и компетенции, необходимые для выполнения этого труда, под «профессиональной деятельностью» фактически понимается постоянное оплачиваемое занятие. При этом к профессиям относятся не только сложные и престижные виды деятельности, но любые виды деятельности, в том числе те, которые в англоязычной традиции называются не «professions», а «occupations» (занятия). Таким образом, в русском эквиваленте понятия профессии упускаются важные смысловые элементы, значимые для институционализации деятельности по управлению проектами. Это независимость или слабая зависимость профессионала от работодателя и государственных структур, его включенность в профессиональное сообщество, организованное по цеховому принципу, его обязанность строго следовать кодексу профессиональной этики.

Данные проведенного опроса российских специалистов Project Management и представителей российского бизнеса позволили сделать общий вывод о том, что понимание профессионализма у российских специалистов Project Management хотя в целом и лежит в русле национальной традиции, но отличается некоторыми особенностями, которые можно объяснить спецификой их собственной профессиональной деятельности. А именно, понятие профессионализма у них более богатое и дифференцированное, чем у среднего представителя российского бизнеса, заметно более высокую значимость для специалистов Project Management имеет такое качество, как готовность брать на себя ответственность. Их представление о профессионализме отличается более высоким уровнем автономности, независимости от государства, то есть приближается к западной трактовке этого понятия.

В параграфе 3 «Состояние и перспективы развития системы профессионального образования в области управления проектами в России» с учетом существующих условий оцениваются перспективы институционализации управления проектами.

В нашей стране до распада СССР существовала собственная давняя и сильная традиция разработки методов сетевого планирования и подготовки профессионалов в этой области. Однако разработка и применение этих методов разворачивались всецело в рамках командно-административной системы управления организациями. Между тем одной из сущностных характеристик современного управления проектами является то, что это управление в рыночной среде. Поэтому после распада командно-административной системы и перехода к рыночной экономике стали востребованными не отечественные, а западные разработки Project Management. Вхождение нашей страны в мировое интеллектуальное сообщество сопровождалось разрушением собственной научной базы. Национальная традиция разработки методов проектного управления была прервана. Это послужило причиной того, что отечественная школа управления проектами сегодня находится вновь на начальном этапе своего формирования. Это проявляется, в частности, в крайней неравномерности распространения сертифицированных специалистов, имеющих квалификацию PMI PMP® , по регионам России.

Материалы итоговых опросов, проводимых по результатам сотрудничества PM Expert с российскими компаниями, позволили обнаружить корреляции между демографическими характеристиками менеджеров и их отношением к системам управления проектами: так, люди более молодого возраста оценивают управление проектами (и, соответственно, перспективы его внедрения на своей фирме) лучше, чем люди более старшего возраста (от 35 до 44 лет), мужчины – лучше, чем женщины, люди с гуманитарным образованием – лучше, чем люди с техническим образованием (хотя последние демонстрируют более высокие результаты на тренингах).

Выдвинутая по материалам опросов гипотеза о том, что причиной негативного отношения к внедрению управления проектами со стороны менеджеров среднего звена является неопределенность карьерных ожиданий, получила подтверждение в ходе фокус-групп.

Причиной отсутствия в нашей стране практики аутсорсингового использования независимых специалистов в области управления проектами является в целом пока низкая культура аутсорсинга, непрозрачность многих российских бизнесов, боязнь промышленного шпионажа и гринмейла. Однако положение корпоративного проектного менеджера не вполне соответствует эталону профессионализма, предполагающему независимость и участие в профессиональном сообществе.

Основной формой образования в области управления проектами сейчас в России является профессиональная переподготовка в виде тренингов. По-прежнему остаются востребованными услуги западных университетов, в первую очередь, Великобритании, США, Австралии и Японии. Наряду с этим наметилась тенденция развития корпоративного высшего образования, что соответствует общемировой тенденции. Однако эта практика только усиливает тенденцию замкнутости внутрикорпоративных рынков Project Management.

Учитывая отсутствие в России системы высшего профессионального образования в области Project Management, автор приходит к выводу, что управление проектами как профессиональная сфера в России пока еще находится лишь на пути к своей институционализации.

В целом образование в сфере управления проектами характеризуется высокой степенью закрытости. Если такое положение сохранится и дальше, то это может серьезно замедлить распространение методов и идеологии управления проектами. Сейчас эта достаточно перспективная специальность является доступной чрезвычайно узкому сегменту российского общества, и сохранение этой тенденции может, в конечном счете, привести к углублению социального расслоения в российском социуме.

В Заключении подводятся итоги исследования, делаются обобщающие выводы. На основании полученных теоретических и эмпирических результатов автор приходит к выводу о том, что наиболее актуальными задачами развития управления проектами в России на современном этапе являются:

– развитие государственной системы высшего профессионального образования в области управления проектами при максимально возможном использовании существующих отечественных теоретических и практических разработок в сфере проектного управления;

– развитие практики использования услуг профессионалов в области управления проектами на началах аутсорсинга;



– открытость и доступность образования и самообразования в области управления проектами.

По теме диссертации автором опубликованы следующие работы:

  1. Мисютин А.Н. «Проектное управление как коммуникативная парадигма в управлении компанией»/ Регионология, 2008, № 3. - 0,5 п.л.

  2. Мисютин А.Н «Проектно-ориентированные системы управления в России: социальный аспект»/ Вестник Оренбургского государственного университета, 2008, №9. - 0,5 п.л.

  3. Мисютин А.Н. «Проектно-ориентированные системы управления в России»/ Социально-Гуманитарные знания, 2008, № 4 - 0,5 п.л.

  4. Мисютин А.Н. «Социально-исторические предпосылки и условия возникновения процесса проектного управления»/ Глобализация и социальные изменения в современной России: материалы международной научной конференции «Ломоносов 2006»: сборник статей аспирантов. Электронный сборник, 2006. – 0,5 п.л.



1 Dworatschek S., Schmidt K., Preuschoff A. Human Factors in international Project Management - A Research Framework // http://www.pm-world-study.com ; Status and Trends in Project Management in Germany // http://www.pmprofy.ru/content/rus/148/1487-article.asp

2 Status and Trends in Project Management in Global Context // http://www.pm-world-study.com



Смотрите также:
Институализация управления проектами в современной россии: проблемы и перспективы
215.06kb.
1 стр.
В апреле в Гомеле состоятся научно-образовательные чтения «Православное мировоззрение и этические проблемы современной биомедицины: тенденции, проблемы, и перспективы развития»
21.98kb.
1 стр.
Переходные состояния политического режима в современной россии и перспективы его развития
521.37kb.
3 стр.
«Формирование современной модели региональной системы образования состояние, проблемы, перспективы развития»
262.8kb.
1 стр.
-
416.3kb.
3 стр.
Доклада: " Региональное электронное правительство в России: проблемы и перспективы развития."
119.75kb.
1 стр.
Темы рефератов по политологии
10.21kb.
1 стр.
А. М. Коновалов  проблемы и перспективы транспортно-коммуникационного обеспечения развития северных и арктических территорий россии тезисы
443.92kb.
1 стр.
1. 2 Законодательная база системы ипотечного кредитования с. 9 Глава №2: Система ипотечного кредитования в современной России Ипотечные модели, развивающиеся в России
526.72kb.
2 стр.
Программа курса «Управление проектами»
129.84kb.
1 стр.
Рабочая программа по специальности 061800 «Математические методы и исследование операций в экономике»
109.48kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс дисциплины
1412.49kb.
9 стр.