Главная страница 1страница 2страница 3
ИНФОРМАТИКА И ФИЛОЛОГИЯ.

  1. Информатика как наука.

  2. Из истории взаимоотношения точных и гуманитарных наук.

  3. Вещество – энергия – ИНФ-я и информац.взгляд на мир.

  4. Возникновение информатики и родственных ей идей.

1) Информатика как наука. Инф-ка – молодая наука. 1976г – возн-е этого термина. 1983г – при АкадемииНаук СССР было создано отделение информатики, вычислительной техники и автоматизации. Однако V этого понятия не вполне устоялся. Мы можем встретить 3 определения этой науки: (1) – в узком смысле под инф-кой понимают науку об оптимальных способах обработки, передачи и хранении ИНФ-и с помощью ЭВМ. Синонимичен принятый в англоязычных странах термин “компьютерная наука”; (2) – более широкое понимание; изучение все тех же процессов научной ИНФ-и н только с помощью ЭВМ. Это научная инф-ка; (3) – наука о тех же процессах вообще, и при этом не важно, происходит накопление ИНФ-и с помощью ЭВМ или нет. Ближе всего нам, т.к. мы работаем с текстами, к-е могут быть не всегда научными.

В этих опр-ях варьируется тип ИНФ-ии используем ли мы ЭВМ или нет. Инф-ка включается ряд филологических составляющих, т.к. именно филология традиционно занималась хранением, обработкой и передачей ИНФ-и. Выделяется 2 направления связи инф-ки и филологии: (1) – сосредоточено на общих вопросах передачи ИНФ-и и связано с опр-ми разделами филологии; (2) – предшественники инф-ки: с тех пор как изобрели письмо, именно филология занималась ИНФ-ей: (1)риторика – наука о порождении текстов, об убеждающей речи. Существовала и в СВ – “свободное художество” и входило во все образовательные программы; (2)герменевтика – наука о понимании и истолковании скрытых смыслов текста. Зародилась в СВ в связи с истолкованием священных писаний. Развивалась в двух направлениях: (2а)с позиции говорящего; (2б)с позиции слушающего; (3)лингвистика – восприятие и порождение текстов. Многие термины в настоящее вр. пришли к нам из риторики и герменевтики; (4)семиотика – учение о знаковых S, т.к. процесс передачи ИНФ-и носит знаковый хар-р; (5)библиотековедение – упорядочевание ИНФ-и; (6)книговедение – хранение книг. Инф-ка имеет тесные связи с и с др.науками: кибернетикой (наукой и S), теорией ИНФ-и, программированием и лингвистикой. Изучение инф-ки объясняется повышением ИНФ-й культуры, т.к. создается новое ИНФ. Слово – инструмент воздействия. Компьютерная грамотность: (1) – применение ЭВМ в проф.деят-ти; (2) – исп-е преподаваний, зучений; (3) – умение работать с ЭВМ. Все аспекты работа.т на общую идею филологической культуры – культуры обращения с ИНФ-ей (умение работать с каталогами, библиографией, составлением рефератов и т.п.).

2) Из истории взаимоотношения точных и гуманитарных наук. В V веке Марциан Копелло опирался на труды римского писателя и ученого Варрона в трактате о “Браке Филологии и Меркурия”; в перечь 7 осн-х дисциплин (свободных ис-в), к-е в последствии на многие века определи лицо университетского общественного образования (европейского). В VI веке Массандр разбил эти науки на (1) триллиум (о слове: грамматика, риторика и диалектика) и (2) квадриллиум (о числе: геометрия, арифметикуа, астрономия и музыка). Все 7 наук были гуманитарными. Т.к. мир создан Богом, ч-к по его образу и подобию, то оппозиция гуманит./естесств. опускалась, заменяя представление подобия мира (макрокосмоса) и ч-ка (микрокосмоса). Это база алхимии и астрономии. Не разграничивались энциклопедические и лингвистические Z. Античная мысль искала объяснения тех или иных явл-й в этимологии слов(трактат Севильского,VIв. “Этимология, или начало”). При таком подходе начало всех наук – грамматика, т.к. она рассматривается как универсальная наука о слове, а => о мире. Филология как наука о текстах растворяла в себе все ост-е науки. Но время провело черту между естественным и гуманит.науками. При это математика как аппарат, обслуживающий естествознание, утратила свою гуманитарность. Также и логика. На почве возникновения и распространения формальных языков. Снижалась роль наблюдения в опыте, роль интуиции, роль наблюдателя, роль ДЛ подобного рода исследдования; или на процессе ДЛ формируются коды, к-е позволяют накапливать ИНФ-ю вне мозга ч-ка. Коды образуются именно в процессе передачи ИНФ-и от одного ч-ка другому, а не в процессе порождения ИНФ-и, при взаимодействии с внешней средой.

3) Вещество – энергия – ИНФ-я и информац.взгляд на мир. Взгляд на мир глубинным образом связан с категорией ИНФ-и. Триада ВЭИ соответствует 3 S взглядов на мир, последовательно сменившимся в Европе после Эпохи Возрождения (XIV – XVI вв.): (1) – для познания мира на вещественном уровне хар-но классиф-е мышление: мир мыслится как разнообразие мат-х предметов, к-е описываются в перечнях. Гл.инструмент ч-ка – инструмент в точном смысле слова. Практически полезные лишь мат-е ресурсы. Для этой S ключевые понятия разнообразие, перечень, классификация. (2) – для познания мира на энергетическом уровне хар-но динамическое мышления. Мир – процесс, развитие. Строятся теории, объясняющие происхождение тех или иных явл-й, описываются эволюции и даже делаются прогнозы на будущее. Гл.инструмент – механизм, осознается полезность энернетических ресурсов. Ключевые понятий – развитие, борьба, движение. (3) – для познания мира на информационном уровне хар-но системное мышление. Мир – S взаимообусловденных объектов. В этой S выделяются (1) инвариантная (то, что не изм-ся) и (2) вариантная (то, что подвержено изм-ю). Равновесие S, согласованность частей, а также балансирование вокруг свой инвариантов. Гл.инструмент – информационный взгляд на мир, ЭВМ, компьютер. Осознается огр.роль информац.ресурсов. Ключевые понятия: S, ИНФ-я, равновесие. S позволяется объединить понятия микро- и макрокосмос.


ИНФОРМАЦИЯ И ЕЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ.

  1. Из истории.

  2. Составляющие понятия ИНФ-и.

  3. Определение ИНФ-и.

  4. Распространение ИНФ-и.

1) Из истории информации. Слово “ИНФ” употреблял еще знаменитый римский оратор Марк Тулий Цицерон (106 – 132 вв. до н.э.). Латинское существительное “informano”, имеющее значение “изъяснение”, “изложение” происходит от глагола “informo”, что означало “передать форму”. В русском языке это слово оказалось из латыни через польский язык и имело след.значение: “представляющие”, “понятие о чем-либо”, “идея”, “наука”.

В XIX веке слово находится на периферии, о чем свидетельствует отсутствие этого слова в словарях.

Носители русского языка прежде всего понимают под этим словом “сведения”, “сообщение”. Сходное значение отражено в толковом словаре под ред.Ушакова (1934г.). Однако сегодня популярно “инфо”, которое буквально преобразовывается. Научное видение мира стало одним из ключевых понятий и мы не можем ограничиться типичным пониманием ИНФ-и. Мы нуждаемся в более глубоком определении.

ИНФ – это не только сведения, передаваемый одними людьми другим, ИНФ-ю обрабатывают ПК, ее несут гены, содержат книги, газеты, архитектура, живопись.

2) Сопоставляющие понятия информации. Система – это совокупность объектов и отношений между ними, образующая единое целое.

Под отношениями подразумевают форму связи между объектами, открывающая то общее, что у них имеется.

Система - русский алфавит, объекты – буквы, связи – звуки шипящие, гласные, согласные и т.д.

Система гласных звуков: объекты – гласные звуки, отношения – те свойства, по которым определяется место гласного в системе: ряд, подъем, лабиализация.

Сложнее обстоят дела с совокупностью, образующей единое целое. Совокупность будет целостной, если она выполняет некую единую функцию:

Русский алфавит отражает звучание русских слов.

Три первые буквы греческого алфавита будут образовывать систему, если будут обозначать разные типы излучения.

Среди множества систем выделяют адаптивные, способные изменять свои хар-ки в зависимости от условий внешней среды. В этой связи чрезвычайно важно понятие, возникшее в биологии в XX веке; понятие гомеостаз, которое понимается как свойство системы удерживать параметры своего процесса. Например, живой организм поддерживает необходимую ему температуру, кровяное давление, не допускает переохлаждения или перегрева и т.д. и т.п.

В системы, подобные осуществлять подобные действия, , - гомеопат, - саморегулирующаяся система, способная поддерживать параметры в допустимых пределах.

Любой организм гомеостат.

Искусственные системы тоже бывают гомеостатическими. ПК – тоже гомеостаз.

Гомеостазы бывают простыми и сложными в зависимости от количества параметров, которые им необходимо поддерживать.

Человек как гомеостаз чрезвычайно сложен, поскольку параметры, которые ему необходимо поддерживать для существования, бывают не только физиологическими (хим.состояние). Но человеку как сложному гомеостату необходима поддержка и других групп параметров – этических, эстетических, моральных, нравственных. Регулируется информацией.

Каждый из параметров имеет свой диапазон: и для 1-й группы параметров, и для 2-й.

Чем сложнее гомеостаз, тем сложнее его взаимодействие с внешней средой. Когда окружающая среда препятствует поддержанию параметров, гомеостаз начинает реагировать на эти изменения, т.е. он перестраивается. Это происходит благодаря тому, что как всякая S, гомеостаз упорядочен, т.е. внутри него есть определенные связи между элементами, которые называются корреляция. Чем больше корреляции, тем больше упорядочен гомеостаз.

Для того, чтобы, адаптируясь, реагировать на изменения внешней среды, необходим отбор возможных реакций, поскольку гомеостаз как система располагает множеством выборов или альтернатив. Например, чтобы адекватно реагировать на такое атмосферное явление как дождь, нужно решить массу проблем (выборов): взять зонт, вызвать такси, взять плащ.

Такого же рода проблемы стоят у организма, который регулирует температуру тела в зависимости от температуры среды.

С точки зрения упорядоченности S эти выборы неравноценны, а иногда и неоправданны. Следовательно, гомеостаз должен стремиться к наилучшей из альтернатив. А правильный выбор поможет сделать информация.

3) Определение ИНФ-и. Необходимость выбора всегда создает некую определенность, внутреннюю неупорядоченность. В теории информации всякая неоправданная хаотичность называется энтропия. Снятие энтропии, т.е. обретение определенности, возникает, когда мы получаем ИНФ-ю и не совершаем необдуманных движений. В связи с дождем ИНФ-ю можно получить: (1) – из окна, (2) – от кого-то (вербальное).

ИФН – это содержание связи между средой и гомеостазом, проявляющееся в изменении состояния гомеостаза.

Основоположник кибернетики Норберт Винер определил ИНФ-ю как “содержание полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств”.

Таким образом, информация создает упорядоченность, вносит определенность. Антоним слову ИНФ – энтропия. Накопление энтропии ведет гомеостаз к гибели: распад этносов. Дело не в недостатке материальных или энергетических ресурсов, они есть следствие накопившейся энтропии. Сложному гомеостазу требуется намного больше ИНФ-и, чем может дать мгновенное состояние окружающей среды. Значит, ИНФ-ю надо накапливать. Человек накапливает ИНФ-ю в течение жизни, непосредственно жизненные впечатления из личного опыта (из общения с другими людьми, книгами). ИНФ записана в генах человека, накопленная в хар.эволюции. Это все является потенциальной информацией. В тот момент, когда ПИ начинает меняться, она становится прагматической, т.е. практически полезной.

4) Распространение ИНФ-и. ИНФ распространяется 2-мя способами: (1) – из внешне среды в гомеостаз (необработанная сырая информация); (2) – от гомеостаза к гомеостаза, от человека к человеку через внешнюю среду (обработанная информация).

Материальным носителем ИНФ-и является внешняя среда (воздух при разговоре, бумага, диски, платы). Материальный носитель не следует смешивать с самой ИНФ-ей. В гомеостазе носителем информации является сложным образом организованная материя. Человек – головной мозг и ЦНС, у других живых существ – ЦНС, у компьютера – память.

5) Обработка информации. Получая сырую ИНФ-ю из внешней среды, человек разделяет ее на отображения: (1) – материального носителя (МН), (2) – самой ИНФ, (3) – связи между МН и ИНФ. У человека, отчасти и у ЭВМ, средством такого отображения является язык (который определяется в информатике как система знаков, а знаки рассматривают как (1) – означающее, МН, (2) – означаемое, ИНФ, (3) – единство связи МН и ИНФ).

Первый этап обработки ИНФ-и – это превращение ИНФ-и в S знаков: это умеет делать человек (язык), а ЭВМ - в некоторой степени; животные – в виде голоса.

Второй этап – установление связей между носителями и элементами.

Осн.задача – сократить объем МН, при этом увеличив кол-во ИНФ-и, которое на нем фиксируется. Возможности обработки ИНФ зависят: (1) – мат.свойства самого носителя; (2) – за счет выявления корреляций в S знаков, с помощью которых передается ИНФ (лингвист.задача).
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС И ЕГО КОМПОНЕНТЫ.


  1. Общее представление об информационном процессе (ИП).

  2. Адресант и кодирование ИНФ-и.

  3. Декодирование ИНФ-и.

  4. Реакция адресата.

  5. Канал.

  6. Компоненты ИП и функции (ф-и) языка.

1) Общее представление об ИП. Под ИП понимают процесс передачи ИНФ-и от человека к человеку. Из определения видно, что этот процесс не сводится только к получению ИНФ-и из внешней среды, но предполагает и получение и отправление ИНФ-и.

Чем слышней удары грома и заключает, что на улице гроза (получение ИНФ-и). Пришедший с улицы приходит и говорит, что там гроза (получение и отправление).

Процесс получения ИНФ-и отличается от обыкновенного энергетического воздействия тем, что получатель интерпретирует поступившие сигналы (истолковывает гром как признак или знак грозы).

Внешний шум, который никак не истолковывается, соответственно не несет ИНФ-и. таким же образом двусторонний процесс получения и отправления ИНФ-и предполагает как декодирование (получении)е, так и кодирование (отправление)ИНФ-и, а это значит, что должен существовать и существует некий код, понятный и отправителю, и получателю сообщений. Таким кодом является язык (именно с помощью него ч-к рассказывает нам).

Несущественно, пользовался ли ч-к звуковым языком или языком жестов, т.е. не важно, как выразил, главное, чтобы его поняли.

Понимание может быть ускорено видом ч-ка, к-й пришел (промокшая одежда). Это означает, что к ИП прибавил процесс получения незакодированной ИНФ-и из внешней среды, к-й будет выступать в роли контекста к ИП.

НА основе общепонятного кода строится сообщение, состоящее из определенных мат.сиганлов. она движутся от источника сообщения к приемнику по мат. среде, к-я в информатике называется каналом.

Таким образом, в ИП выделяют 5 обязательных компонентов: (1) – отправитель (сообщает, адресант; кодирует ИНФ-ю); (2) – получатель (адресат; декодирует ИНФ-ю); (3) – код; (4) – канал; (5) – само сообщение.

Понятие ИП представляет собой безусловное обобщение речевого взаимодействия, речевые коммуникации. Гомеостаз – обобщение ч-ка говорящего и слушающего. Код – обобщение чел-го языка.

2) Адресант и кодирование ИНФ-и. Для того, чтобы адресант начал передавать ИНФ-ю, у нас должна быть причина. В психологии такая причина называется мотив. Мотив вызывает определенные намерения, которые называются интенциями – стратегическое намерение. Эта категория важна для филолога. Именно благодаря ей сообщение может связываться не только с действительностью (эта связь называется локацией). Благодаря интенции сообщение может связываться с целью информации (эта иллокация - целевое назначение). Именно соотношение сообщения с действительностью ставит вопрос о его истинности или ложности. А связь с целью говорящего ставит вопрос о добросовестности или искренности говорящего. Это особенно актуально в риторике.

Категория интенция важна и для понятия худ.литературы: она спос. раим-ю побуждений автора, его желание выразить себя в каком-либо жанре: то ли это желание соперничества и т.п. Эти не рессем. в категориях традиционной эстетики и часто выпадал из поля зрения.

Эмоционально – волевые побуждения гомеостаза превращаются в сообщения, т.е. обретают мат.форму, которая затем распространяется через мат.среду. Риторика – наиболее древняя наука о порождении речи. Выделяют 5 осн.ступеней этого процесса – превращения эмоц.-вол.побуждений в кодированные сообщения: (1) – “изображение” мыслей – формирование смысле; (2) – “расположение мыслей” – организация сформированных смыслов в определенную последовательность; (3) - выражение мыслей; (4) – запоминание (развернутый монолог); (5) – демонстрация (озвучивание, произношение). 1, 2, 3 – кодирование ИНФ-и.

Теория литературы, во многом опирающейся на достижения риторики, в свою очередь выделяет определенные уровни формы: (1) – предметная изобр-ть - внутр.мир худ.произведения; (2) – композиция – расположение частей текста; (3) – речь, в которой этот внутр.мир закодирован.

Т.о. отмечается последовательное формирование плана содержания и плана выражения. В плане содержания сначала формируются смыслы, связанные с инд.опытом ч-ка и не ориентируемые на системные связи языка, затем формируются знания, которые образуют сложившуюся в рез-те многих обобщений сеть, которым соответствуют определенные единицы плана выражения. На каждом этапе формирования и кодирования ИНФ-и адресант имеет дело с двумя операциями: (1) – селекция (т.е. выбор единиц; уровень парадигматики, верт.св.); (2) – комбинация (т.е. организация этих частей в последовательность; синтагматика, горизонт.отношения). В этом не только различие изобрет. и расположения мыслей, предметной изобр-ти и композиции, но и акт выбора единицы плана выражения и сочетания ее с другой единицей. Болезненные отклонения в механизме порождения речи – афазия. Они связаны либо в нарушением селекции, либо с нарушением комбинации. в первом случае имеет место затруднение в начале реч.акта, во втором случае ч-к не в состоянии развернуть мысль в цепочку. Процесс кодирования ИНФ-и адресантом не связан автоматически с производством мат.знаков: звуки, буквы, тексты. Но очень интересный феномен –внутр.речь (одна из фаз порождения высказывания), внутр.проговаривание.

3) Декодирование ИНФ-и. Реакция адресата. С точки зрения получателя ИНФ-и не столь важно, не столь существенно, интерпретировал ли он ИНФ-ю, просто поступившую из внешней среды или декодировал ИНФ-ю, к-я была предварительно закодирована другим ч-ком. Одного полного тождества между простой интерпретацией и декодированием нет. Наличие во внешней среде другого ч-ка, другого гомеостаза с аналогичным внутр., т.е. идеальным содержанием, делает процесс ДКД качественно отличным от обычной интерпретации. Более того КД, возникшее в рез-ту многих общений, сосредотачивает (аккумулирует) и фиксирует в сообщении огр.V ИНФ-и, полезной и необходимой гомеостазу и для взаимодействия со средой и для внутр.организации.

Процесс ДКД речи начин-ся с восприятия единиц плана выражения и образование ими плана содержания, который складывается в смысл полученного сообщения. При этом важная роль принадлежит вероятностному прогнозированию, основанному на вероятных оценках, которые складываются в рез-те неоднократных прошлых оценок (общения). Эти оценки касаются и выбора ед-ц, и их сочетаемости. Процесс ДКД ИНФ-и и процесс ее усвоения предполагает реакцию. Реакция не всегда бывает мгновенной и не обязательно выливается в физ.действие. Однако сущ-ют сообщения, требующие мгновенной реакции, предотвращающ.опасности. ИНФ-я, не порождающая никакой реакции (ни непосредственной, ни опосредованной, ни физ., ни интеллектуальной, ни правовой, ни какой), признается бесполезной. Для оценки полезности ИНФ-и используется понятие прагматичность. В быту прагматичностью называется практическая целесообразность. В семиотике прагматикой называется аспекты отношения пользователя к знакам. Прагматической ИНФ-ей наз-ют ту ИНФ-ю, к-я снимает неопределенность выбора, стоящего перед адресатом (расписание занятий, поездов).

4) Код и сообщение. Гарантией адекватного ИНФ-о процесса выступает общий для говорящего и слушающего код. Код – это S знаков, с помощью которой передается ИНФ-я. Применительно к речи кодом является язык, знаком – языковой знак. В качестве паралингвистического средства в речи используется мимика и жест, к-е выступают в качестве контекста. Пример знаковых S – S дородных знаков, S карт и шахматных фигур, специфический процесс. Знакомыми S занимается семиотика. Из знаком строится сообщение, к-е может связываться с действительностью (локация), с целями адресанта (иллокация), с реакцией адресата (перлокация). Главная ф-я знака – заменить нечто, представить. Знак “дождь” заменяет само явл-е. именно благодаря этому св-ву знаков ИНФ-я в сообщении соотносится с действительностью.

Роман Якобсон “Русский глагол и гл.категории” в книге “Принципы типологического анализа языков различного строя” (М., 72г.).

Сообщение и код способны выполнить двоякую ф-ю, выступая в качестве орудия речевой коммуникации и в то же вр.объекта речи. В связи с этим Якобсон говорит, что сод-е сообщения может относиться к коду, но может относится к другому сообщению, с другой стороны значение кода, элементов кода может содержать ссылку на код или на сообщение. 4 осн.случая – двойная ориентация. Сообщение, направленное на код – подобная ситуация в логике называется автопимической речью (или автономной, или метаязыком). (1) – щенок скулит (речь идет о событии в реальности, связь с действительностью.); (2) – щенок значит молодая собака (аппелируем к значению слова, связь с реальной действительностью – переходный случай); (3) – щенок имя сущ.м.р. (связь с языковой действительностью, трактовка слова, не имеющая никакой связи с реальностью, автономная речь; особенно в научном стиле – метаязыковой аспект). Предметом сообщения может быть сам код, который представляет не реальную действительность, а языковую или кодовую реальность.

Связан с еще одним компонентом, который не обязателен, но играет большую роль. Метанаблюдателем принято называть некий третий гомеостаз, присутствующий при ИНФ-м процессе: ученый – лингвист (т.к. речь не адресована непосредственно к нему). Речь для метанаблюдателя выступает как автономная. Любой участник коммуникац.акта может начать выступать в роли метанаблюдателя при одном очень важном условии: перестать говорить о предметах, явлениях, событиях, составляющих компонентах, а начать говорить о словах. Мотивом подобного действия явл-ся прежде всего затруднение при КД или ДКД ИНФ-и, т.е. когда нужно уточнить знач-е того или иного слова.

5) Канал. Каналом обычно наз-ют мат.среду, по к-й передается ИНФ-я (тел.кабель). Характеризуется шумами или помехами, к-е не только не несут ИНФ-ю, но затрудняют ИНФ-й процесс (треск в тел.трубке). Помехи канала, связанные не с ИНФ-й, ведет к энтропии. Вопрос защиты от помех явл-ся сегодня приоритетным и проблема эта не чисто инженерная, т.к. защита ИНФ-и нач-ся прежде всего с самого кода, к-й обладает для этого опр-ми механизмами, речь идет о надежности кода, к-й позволяет ему ф-ть в усл-ях разл-х помех. Применительно к речевому общению канал можно разделить на внешний и внутренний. Под внешним понимается мат.среду, разделяющая адресата и адресанта. Может быть многоступенчатым. Внутренний заключен в самом адресанте (органы артиукляции). У адресата органы слуха и зрения. Каждый канал характеризуется шумами или помехами как внутренними (плохая дикция, зрение), так и внешними (плохое кач-во бумаги). В передачи ИНФ-и ч-ка ч-ку участвует восприятие, т.е. перцепция. В ряде случаев внутр.каналом являются те или иные органы чувств. Следовательно, накал, по к-му ИНФ-я попадает в гомеостаз, наз-ся перцептивным. Канал, по к-му один гомеостаз передает ИНФ-ю другому ч-ку, наз-ся лингвистическим, т.к. в кач-ве кода у ч-ка выступает язык. ИНФ-я, накопленная в ходе эволюционного филогенеза, передается по генетическому каналу.



6) Компоненты ИНФ-го процесса и ф-и языка. Выделялись первоначально 3 ф-и: (1) – ф-я выражения (связана с адресантом); (2) – воздействующая (связана с адресатом); (3) – связана с предметом речи. Роман Якобсон дополняет эту S исходя из перечисленных компонентов этого процесса. Он выделяет: (1) – эмотивную ф-ю (связана с адресантом), ф-я самовыражения (связана с желанием адресанта высказаться, выразить свой внутр.мир средствами языка Наделяет речь таким кач-вом как эмоциональность, делает речь выразительной, четко расставляет смысловые акценты, актуализирует смыслы); (2) – конативная (ф-я усвоения в связи с адресатом. Опирается на такое кач-во речи как ясность, повышенная изобр-ть, наглядность) ; (3) – реферативная ф-я (связана с предметом речи. Очень важная ф-я, именно благодаря ей сообщение связывается, соотн-ся с действительностью, называет и обозначает действительность); (4) – фатическая ф-я (установление контактов связи с каналом. Состоит в проверке канала и проявляется в опр-х репликах “алло”); (5) – метаязыковая ф-я (в связи с кодом. Благодаря ей сообщение может концентрироваться на коде. Связана с автонимической речью); (6) – поэтическая (в связи с сообщением. Связана с красотой речи, сосредотачивает внимание не на предмете речи, а не речи как таковой, на единстве, гармонии сочетания формы и сод-я).
ЯЗЫК КАК КОД.

  1. Структура языкового знака.

  2. Типы языкового знака.

  3. Структура яз.знака и виды ИНФ-и.

1) Структура языкового знака. ЯЗ – осн.ед-ца языка. 3 осн.направления. В S совр.языкознания существует мнение, к-е отрицает знаковость слова. Она трактовали знаковую теорию как идеалистическую. Постепенно нач-ют выделяться значимые признаки: (1) – звуковая оболочка (Панфилов, Солнцев, Ломтев). Галкина – Федорук: знаком можно назвать звуковой корпус слова, а не понятие. В значении слова нет знака. Однако изъять знач-е из характеристики знака значит изъять сущность из нее, т.к. звук, лишенный значения, вообще не явл-ся знаком. Понятие возникат с голове ч-ка много раньше, чем звуковой комплекс. Мономалотеральная теория – т.е. однострононная, выделяет только мат.оболочку. (2) – представляет другую точку зрения, рассматривает слово как знак в целом. Знач-е при этом не определяется относительно знака, а рассматривается как атрибут знака. Подобную точку зрения высказывал Донелл, Фердинант де Соссюр, Чейс и др. Считается, что еще от Аристотеля бытует следующее высказывание: “Слова, выраженные звуками, суть символы представлений в душе”. В дальнейшем такое понятие становится трад-м представлением о двустрононней сущности знака. Солюр определил язык как S знаков, в к-й единственно существенным явл-ся соед-е смысла и звук.образа. Знак представляется как билатеральная сущность. Солюр отмечается, что обе стороны звук.знака психичны, и связываются в нашем мозгу ассоциативной связью, т.к. яз.знак связывает не вещь и ее название, а понятие и акустический образ. Следовательно, акустический образ явл-ся не мат.звучанием, а лишь психическим отпечатком этого звучания. Акустический образ имеет чувственную природу. Психологический хар-р обнаруживается при наблюдении за реч.практикой внутренним проговариванием. Соссюр говорит, что знак – это двустороння психическая сущность. Акустический образ/понятие. Вводит 2 термина: (1) - означающие или (2) – означаемое.

Яз.знак обладает 2-мя осн.ф-ми. Два принципа: (1) - произвольность знака (связь, к-я существует между означающим и означаемым, произвольна. Может возникать в рез-те разнообразных ассоциаций. Означаемое в разных языках означается по-разному. Всякий принятый в об-ве способ выражения основывается прежде всего на коллективной привычке или согласии. Ч-к один не может внести изм-я в язык или знак, уже принятый ранее. Существует выражение “Звукоподражательный междометия и слова”); (2) – линейный характер означающего – знака (слова развертываются во времени и пространстве в определенной последовательности. В наст.время наиболее актуальной явл-ся концепция яз.знака, представленная В.Фреге и в дальнейшем описанная в работе Ю.Степанова (+ см.треугольник: 1а – звуковая (графическая) оболочка слова – означающее, 2а – денотат, представление наглядно – образное об обозначающем, означаемое, денотат может быть одинаковым у людей, к-е проводят много времени вместе; 3а – понятие, сигнификат, объективно для всех носителей одного языка).



следующая страница >>
Смотрите также:
Курс лекций по основным проблемам внешней лингвистики, адаптированных к учебному процессу в вузе. Предназначается для студентов специальностей 050205-Филология: русская филология, 050210-Филология: иностранная филология
1142.61kb.
6 стр.
Рабочая программа по дисциплине «Русская ономастика: онтология и ментальность» для специальности филология
736.58kb.
6 стр.
Темы, название подтемы
981.97kb.
5 стр.
Кабардино-балкарский государственный
2832.73kb.
10 стр.
Информатика и филология
407.67kb.
3 стр.
Программа для вступительных экзаменов в магистратуру по специальности 6N0210 «Иностранная Филология»
340.33kb.
1 стр.
Программы дисциплин подготовки магистра филологии по направлению 031001. 62 «филология» специализации «теория языка» Часть I. Издательство Алтайского государственного университета Барнаул 2008
467.15kb.
4 стр.
Методические рекомендации по преподаванию предмета «Информатика и икт»
191.94kb.
1 стр.
Программа спецкурсов для магистрантов I и II гг обучения по направлению 031000 (520300) филология (по программам подготовки «Русская (отечественная) литература»
310.34kb.
1 стр.
Программа спецкурсов для магистрантов I и II гг обучения по направлению 031000 (520300) филология (по программам подготовки «Русская (отечественная) литература»
223.49kb.
1 стр.
Пояснительная записка «Информатика
132.7kb.
1 стр.
Пояснительная записка «Информатика-хх!»
110.44kb.
1 стр.