Главная страница 1страница 2 ... страница 23страница 24
Содержание


Обращение к студенту — будущему педагогу (вместо предисловия) 4

ЧАСТЬ I. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: СТАНОВЛЕНИЕ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ 6

Глава 1. Педагогическая психология — междисциплинарная отрасль научного знания 6

§ 1. Общенаучная характеристика педагогической психологии 6

§ 2. История становления педагогической психологии 10

Глава 2. Педагогическая психология: основные характеристики 15

§ 1. Предмет, задачи, структура педагогической психологии 15

§ 2. Методы исследования в педагогической психологии 18

ЧАСТЬ II. ОБРАЗОВАНИЕ – ГЛОБАЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ 26



Глава 1. Образование в современном мире 26

§ 1. Образование как многоаспектный феномен 26

§ 2. Основные направления обучения в современном образовании 35

§ 3. Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса 46



Глава 2. Приобретение человеком индивидуального опыта в образовательном процессе 56

§ 1. Двустороннее единство обучения — учения в образовательном процессе 56

§ 2. Обучение и развитие 59

§ 3. Развивающее обучение в отечественной образовательной системе 70

ЧАСТЬ III. ПЕДАГОГ И УЧЕНИКИ - СУБЪЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 76

Глава 1. Субъекты образовательного процесса 76

§ 1. Категория субъекта 76

§ 2. Специфические особенности субъектов образовательного процесса 79

Глава 2. Педагог как субъект педагогической деятельности 81

§ 1. Педагог в мире профессиональной деятельности 81

§ 2. Субъектные свойства педагога 83

§ 3. Психофизиологические (индивидные) предпосылки (задатки) деятельности педагога 87

§ 4. Способности в структуре субъекта педагогической деятельности 88

§ 5. Личностные качества в структуре субъекта педагогической 93

деятельности 93

Глава 3. Обучающийся (ученик, студент) субъект учебной деятельности 102

§ 1. Возрастная характеристика субъектов учебной деятельности 102

§ 2. Школьник как субъект учебной деятельности Младший школьник как субъект учебной деятельности 106

§ 3. Студент как субъект учебной деятельности 111

§ 4. Обучаемость — важнейшая характеристика субъектов учеб­ной деятельности 113

ЧАСТЬ IV. УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 117

Глава 1. Общая характеристика учебной деятельности 117

§ 1. Учебная деятельность — специфический вид деятельности 117

§ 2. Предметное содержание учебной деятельности Предмет учебной деятельности 118

§ 3. Внешняя структура учебной деятельности Компонентный состав внешней структуры учебной деятельности 119



Глава 2. Учебная мотивация 133

§ 1. Мотивация как психологическая категория Основные подходы к исследованию мотивации 133

§ 2. Учебная мотивация 137

Глава 3. Усвоение — центральное звено учебной деятельности обучающегося 143

§ 1. Общая характеристика усвоения Подходы к определению усвоения 143

§ 2. Навык в процессе усвоения 147

Глава 4. Самостоятельная работа — высшая форма учебной деятельности 152

§ 1. Общая характеристика самостоятельной работы 152

§ 2. Самостоятельная работа как учебная деятельность Основные требования к самостоятельной работе 153

ЧАСТЬ V. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАЗНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМАХ 160



Глава 1. Общая характеристика педагогической деятельности 160

§ 1. Педагогическая деятельность: формы, характеристики, со­держание 160

§ 2. Мотивация педагогической деятельности Общая характеристика педагогической мотивации 162

Глава 2. Педагогические функции и умения 165

§ 1. Основные функции педагогической деятельности Функции и действия (умения) 165

§ 2. Педагогические умения Общая характеристика педагогических умений 166

Глава 3. Стиль педагогической деятельности 170

§ 1. Общая характеристика стиля деятельности 170

§ 2. Стиль педагогической деятельности Общая характеристика стиля педагогической деятельности 171

Глава 4. Психологический анализ урока (занятия) как единство проективно-рефлексивных умений педагога 175

§ 1. Психологический анализ урока в деятельности педагога 175

§ 2. Уровни (этапы) психологического анализа урока Предваряющий психологический анализ 179

§ 3. Схема психологического анализа урока 182

ЧАСТЬ VI УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО И ОБЩЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 187

§ 1. Общая характеристика взаимодействия Взаимодействие как категория 187

§ 2. Взаимодействие субъектов образовательного процесса Образовательный процесс как взаимодействие 189

Глава 2. Учебно-педагогическое сотрудничество 191

§ 1. Общая характеристика учебного сотрудничества Сотрудничество как современная тенденция 191

§ 2. Влияние сотрудничества на учебную деятельность 193

Глава 3. Общение в образовательном процессе 198

§ 1. Общая характеристика общения Общение как форма взаимодействия 198

§ 2. Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов образовательного процесса 203

Глава 4. «Барьеры» в педагогическом взаимодействии, общении и учебно-педагогической деятельности 212

§ 1. Определение и общая характеристика затрудненного общения 212

§ 2. Основные области затруднения в педагогическом взаимодействии 213

ПРИЛОЖЕНИЕ 224

224

ЛИТЕРАТУРА 225


Мы не говорим педагогам — посту­пайте так или иначе; но говорим им: изу­чайте законы тех психических явле­ний, которыми вы хотите управлять, и поступайте, соображаясь с этими за­конами и теми обстоятельствами, в ко­торых вы хотите их приложить.



КД. Ушинский. Человек как пред­мет воспитания

Обращение к студенту — будущему педагогу (вместо предисловия)


Хорошо известны основные нравственно-этические, профес­сиональные заповеди медиков, соотносимые с предостережени­ем великого мыслителя и врачевателя Востока Ибн Сины (Ави­ценны) (980—1037): «Не навреди». Они выражены в клятве Гип­пократа (IV в. до н.э.), которую дают выпускники медицинских вузов. Возникает вопрос, существуют ли в педагогике професси­ональные заповеди, которые определяют характер и эффектив­ность педагогического воздействия. По нашему глубокому убеж­дению, в качестве таковых можно назвать два совета начинаю­щим педагогам: «пойми ученика» и «помоги ему научиться». Сле­дование им с учетом всей сложности образовательного процесса, знание механизмов и закономерностей педагогического воздей­ствия способствуют выполнению основной задачи образования — развития и становления личности ученика.

Сложность образовательного процесса заключается в том, что он, занимая значительное место в жизни человека, не дает ощутимо зримого конкретного результата сразу по его заверше­нии. Результатом образования (конечно, с учетом воздействия и дру­гих факторов, в частности наследственности, семейного воспи­тания, самовоспитания и др.) является все последующее поведе­ние, деятельность, образ жизни человека. Поэтому влияние пе­дагогического воздействия любого образовательного учрежде­ния не может контролироваться непосредственно.

Каждый, кто выбирает профессию педагога, берет на себя от­ветственность за тех, кого он будет учить и воспитывать, вмес­те с тем отвечая за самого себя, свою профессиональную подго­товку, свое право быть Педагогом, Учителем, Воспитателем.Достойное выполнение профессионального педагогического дол­га требует от человека принятия ряда обязательств.

Во-первых, следует объективно оценивать собственные воз­можности, знать свои слабые и сильные стороны, значимые для данной профессии качества (особенности саморегуляции, само­оценки, эмоциональные проявления, коммуникативные, дидак­тические способности и т.д.). Например, такое позитивное про­фессиональное качество, как умение человека адекватно оцени­вать и корректировать свое поведение, есть одна из предпосылок адекватного воздействия на других людей. Формирование этого качества требует от будущего педагога развития рефлексивного мышления, высокого уровня познавательной активности и воле­вой саморегуляции.

Во-вторых, будущий педагог должен овладеть общей культу­рой интеллектуальной деятельности (мышления, памяти, воспри­ятия, представления, внимания), культурой поведения, общения и педагогического общения в частности. Педагог — это образец, которому сознательно, а чаще неосознанно, подражают ученики, перенимая то, что делает учитель. Соответственно отрефлексированный и корректируемый образ «Я» студента — будущего пе­дагога требует постоянного личностного, коммуникативного и профессионального тренинга.

В-третьих, обязательной предпосылкой и основой успешной деятельности педагога являются уважение, знание и понимание своего ученика как «Другого». Ученик должен быть понят пе­дагогом и принят им вне зависимости от того, совпадают ли их системы ценностей, модели поведения и оценок; это также пред­полагает знание психологических механизмов и закономернос­тей поведения, общения.

В-четвертых, педагог является организатором учебной деятель­ности обучаемых, их сотрудничества и в то же время выступа­ет в качестве партнера и человека, облегчающего педагогичес­кое общение, т.е. «фасилитатора», по К. Роджерсу. Это обязы­вает студента — будущего педагога развивать свои организатор­ские, коммуникативные способности для того, чтобы уметь уп­равлять процессом усвоения учениками знаний, включая их в активные формы учебного взаимодействия, стимулирующего познавательную активность его участников. Развитие таких про­фессиональных умений предполагает не только глубокие психо­лого-педагогические знания, но и постоянный, систематичес­кий профессиональный тренинг студентов.

Таким образом, профессиональные качества педагога долж­ны соотноситься со следующими постулатами — заповедями его психолого-педагогической деятельности:

— уважай в ученике Человека, Личность (что является кон­кретизацией золотого правила древности — относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе);

— постоянно ищи возможность саморазвития и самосовер­шенствования (ибо известно, что тот, кто не учится сам, не мо­жет развивать вкус к учению, «умственный аппетит» у дру­гих);

— передавай ученику знания так, чтобы он хотел и мог их осваивать, был готов их использовать в различных ситуациях и в сво­ем самообразовании.

Эти постулаты суть конкретизация общеизвестного тезиса: толь­ко личность воспитывает личность, только характер формирует характер. Педагог обязан быть Личностью, это его профессиональ­ная характеристика.

Рассматриваемые нами проблемы педагогической психоло­гии анализируются на основе личностно-деятельностного подхо­да в общем контексте основных тенденций развития современно­го образования. Согласно этому подходу, а) в центре образователь­ного процесса находится сам обучающийся, формирование его лич­ности средствами данного конкретного учебного предмета, б) учеб­ный процесс подразумевает организацию и управление учебной деятельностью обучающихся, направленной на их всестороннее развитие и освоение ими предметных знаний. В соответствии с личностно-деятельностным подходом к обучению в книге рассмотрен ряд проблем, которые сегодня составляют фундамент педагоги­ческой психологии. Из них ключевыми являются: взаимодейст­вие преподавателя и обучаемых как учебное сотрудничество рав­ных партнеров, направленное на решение учебно-познавательных задач; психологическая характеристика педагога и обучаемых как субъектов учебной деятельности и педагогического общения; психологические особенности самой учебной деятельности; пси­хологические механизмы и закономерности усвоения и др.

В заключение отметим, что любой учебник представляет собой структурированную совокупность научных знаний, точек зрения, концепций и теорий, излагаемых с определенной автор­ской позиции, в данном случае с позиции личностно-деятельно­стного подхода. Этот подход сформировался в отечественной пси­хологии благодаря усилиям таких ученых, как К.Д. Ушинский, М.Я. Басов, П.Ф. Каптерев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубин­штейн, А.Н. Леонтьев и многие другие. Данный подход созву­чен и основным положениям гуманистической психологии К. Роджерса.

Принося извинения читателю за допущенные в тексте перво­го издания опечатки, смысловые искажения и другие редакционно-издательские погрешности, автор предлагает обратить вни­мание на целый ряд уточнений и дополнений, внесенных в текст второго издания и на другую форму цитирования и представле­ния литературы.

При цитировании и ссылках на текст учебника автор про­сит пользоваться вторым его изданием.

Автор признателен всем, кто выразил свое заинтересованное отношение к дальнейшей доработке первоначального текста книги.


следующая страница >>
Смотрите также:
I. педагогическая психология: становление, современное состояние 6 Глава Педагогическая психология — междисциплинарная отрасль научного знания 6
5083.2kb.
24 стр.
Психолого-педагогическая профилактика и коррекция тревожности современного подростка 19. 00. 07 Педагогическая психология
441.13kb.
2 стр.
Психология
8031.86kb.
49 стр.
Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология —СПб.: Издательство «Питер», 2000. —416 с: Серия «Мастера психологии»
6949.27kb.
28 стр.
Детерминанты развития представлений о профессии студентов-психологов 19. 00. 07 «Педагогическая психология»
311.54kb.
1 стр.
Психокоррекционная работа педагога-психолога с семьями, воспитывающими подростков с двигательными нарушениями 19. 00. 07 педагогическая психология 19. 00. 10 коррекционная психология
390.16kb.
2 стр.
Психологическая профилактика интернет-зависимости у студентов 19. 00. 07 педагогическая психология
335.43kb.
1 стр.
Психолого-педагогическое Прогнозирование успешности обучения первоклассников 19. 00. 07 Педагогическая психология
381.58kb.
2 стр.
Психологические особенности стрессоустойчивости педагога и пути ее повышения 19. 00. 07 педагогическая психология
313.04kb.
1 стр.
Формирование ключевых компетенций познавательной активности современного подростка 19. 00. 07 Педагогическая психология
485.82kb.
3 стр.
Влияние экзаменационного стресса на учебную мотивацию студентов вуза 19. 00. 07 Педагогическая психология
417.13kb.
2 стр.
Психологические условия развития творческого потенциала интеллектуально одаренных подростков 19. 00. 07 Педагогическая психология
487.92kb.
3 стр.