Главная страница 1 ... страница 9страница 10страница 11страница 12

ПРИЛОЖЕНИЕ
Послесловие к публикации 2006 года
Итак, книга об Аркадии Северном, которую мы так давно обещали, наконец-то увидела свет.

И теперь хотелось бы высказать некоторые мысли, которыми для меня подытоживается этот труд...

Возьму на себя наглось сделать это отдельно от соавтора и инициатора создания книги, Игоря Ефимова. Мысли в тексте книги мы согласовывали и приводили к общему знаменателю... а теперь уж каждому лучше изложить свои соображения по отдельности. Игорю, разумеется, тоже найдется, что сказать; а пока я выступлю со своей парой слов.  Поскольку некоторые вопросы надо разъяснить именно сейчас...

Так вот. Книгу нашу, конечно, я не считаю идеалом, и прекрасно понимаю, что она не дает ответа на многие вопросы. Многие места биографии Аркадия Северного так и остались белыми пятнами, многие факты, приведенные нами, могут быть истолкованы совершенно неоднозначно, а многие − могут быть просто опровергнуты в будущем. Всё-таки мы в основном опирались на "свидетельские показания", что является источником малонадёжным по определению.

Впрочем, это как раз ещё ерунда, − понимающий читатель и без этих моих экивоков будет снисходителен к вещам подобного рода; а на всех малопонятливых и обиженных не напасёшься. Так что с чисто фактографической частью беда небольшая. Проблема в другом...

В своём стремлении узнать как можно больше подробностей о жизни Аркадия, мы залезли в такие дебри, что за деревьями стало не видно леса. Я так и не нашёл для себя ответа на вопрос − а кто ж он такой был, Аркадий Северный? Имею в виду не только глобальную тему − кто он был, как явление в масштабах страны. Это вообще отдельный вопрос. Но вот, хотя бы, − от чего и к чему развивалась его личная и творческая судьба? Увы, на сей счёт у нас нету чёткой концепции... А без неё всё обилие собранных нами фактов превращается в какое-то бесформенное нагромождение. И если собрать ещё хоть в сто раз больше подробностей о том, куда он ездил, и с кем пил − понятнее не станет.

Из-за этого не так четко, как хотелось бы, получились и "параллельные линии" сюжета, тоже тесно связанные с личной и творческой судьбой Аркадия... Я имею в виду эволюцию Легенды о Северном, и развитие Жанра вообще. Может, именно на них и надо было напирать, а факты из жизни Аркадия лишь тщательно отбирать в качестве иллюстраций? А не стремиться вывалить всё, что мы узнали? Но что теперь махать кулаками...

Я, конечно, не дохожу в этом "самобичевании"  до того, чтоб говорить, что у нас вообще нет никакой концепции. Есть, конечно. Хоть и не Бог весть какая. В сухом остатке получается примерно следующее: Аркадий Северный − сначала простой советский служащий, потом бродяга. Певец от Бога, но кроме абстрактной любви к пению особых творческих устремлений не имел. Его передавали друг другу конкретные ребята из мира подпольной звукозаписи и делали на нем бабки. Каждый в меру своих способностей. Сам же Аркадий ничего с этого не имел. Слава легенды по имени "Аркадий Северный" жила в значительной степени отдельно от человека Аркадия Звездина. Вот, вроде, и всё...

И всё это, вроде бы, − правда; а сверх правды ничего, вроде, не надо и выдумывать... Однако вся эта правда не дает ответа всё на тот же сакраментальный вопрос − Кто он, Аркадий Северный? И если уж честно говорить... Вся эта правда уже была, в общем-то, обозначена в книге Михаила Шелега! Что ж, выходит, наш труд только и свёлся к тому, чтоб исправить вопиющие ошибки Шелега в части имён и дат? И все собранные нами факты − лишь новые иллюстрации к тем же самым общеизвестным незамысловатым положениям?

А ведь истина совершенно не в этом. Ведь не пьянки ж Аркадия, и не коммерческие комбинации "продюсеров" обеспечили ту фантастическую популярность, и сделали из Северного легенду, не имевшую аналогов  в истории. Тут была другая причина... Какая? − увы, мы это разве что только слегка обозначили. Об этом-то и надо писать отдельно. Громко говоря, − о тогдашней жизни нашей страны. К сожалению, мне этого не потянуть.

А ведь, по хорошему-то, − вот сейчас бы и писать книгу! Когда уже есть достаточная масса фактического материала, можно строить из него и концепции, и все прочее. Но это уже для других исследователей. Буду рад, если наш материал окажется полезным для будущих серьёзных трудов.

А сам я пока что уйду немножечко "в запас". Ковыряться в мелочах жизни Аркадия уже нет никакого желания, а чтоб замахнуться на глобальный взгляд, − на это, как я уже тут поплакался, нет потенции.

И не только на это... Ведь ещё кое-что осталось за рамками книги. Причём, это мы оставили уже вполне сознательно, о чём даже специально оговорились в предисловии. Речь идёт о нашем личном, субъективном восприятии Северного. Впрочем, в этой книге такой теме действительно не место, но сама по себе она очень и очень стоит внимания! Однако...  С прискорбием должен сказать, что для меня это тоже неподъёмно. Много раз пробовал  написать чего-нибудь, чтобы изобразить ту атмосферу 70-х годов, то восприятие жизни вообще, и песен Северного в частности... и не получается даже и бледной тени. Жаль. Вот это хотелось бы сохранить, и сохранить так, чтоб было понятно не только тем, кто это пережил лично, но и потомкам... Ладно, чего это я размечтался. Об этом всё было уже сказано до нас, в уже не раз приводимой мною по самым разным поводам цитате из Писания: "Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после". (Екклесиаст, 1, 11)

А вы говорите...

Ну, и напоследок. Может, кто-то воспримет все это как некое "кокетство" с моей стороны, напрашивание на то, чтоб меня успокаивали, и уверяли, что не все так плохо. А кто-то, может, решит, что все это я написал, чтобы упредить возможную будущую критику, и, тем самым ее обезоружить... Пусть так. Я заранее согласен на любую версию. Спасибо за внимание.

 

Дм. Петров, апрель 2006 года.

 

 

Я прекрасно понимаю, что в нашей книге много чего надо уточнять, но дело в том, что уточнять можно до бесконечности. Уже после того как книга была написана, появились новые сведения. Например, я получил письмо из Штатов от родственников Бальбера, и там было написано, что есть неточности в описании киевского концерта и т. д.



Но Дима уже высказался, что ему все это остохренело, и вообще он не видит, чтобы у нашего "произведения" была бы какая-то концепция. Хотя я считаю, что в этом он не совсем прав. Концепция есть, и заключается в том, чтобы собрать как можно больше информации. Ведь о любом человеке сначала были биографические исследования, а потом уже спец. исследования. Может быть, и о Северном потом будут писать эссе типа "Влияние алкоголя на творчество Северного":) и т. д. Ну, а если будущим исследователям наша книга поможет, то я буду только рад. На меня же в последнее время свалилось столько бед, что я и не знаю, смогу ли и дальше заниматься этим. Но в любом случае, буду только рад любым поправкам и новой информации. Шлите − кому не жалко:)

В заключение хочу только сказать, что очень много материалов не попало в книгу, т.к. мы старались брать только проверенные сведения. А так, например, многие непосредственные участники Киевского концерта называли мне даты от 1972 до 1979 г. включительно, и лишь присланная Бальбером фотография, на которой стоит дата концерта, помогла уточнить истину.

Вот, пожалуй, и всё.

 

Игорь Ефимов, апрель 2006


___________________________________________
К публикации 2007 года
Вашему вниманию предлагается окончательный вариант книги "Аркадий Северный, Советский Союз!"

Мы не называем это ни "вторым изданием", ни "новой редакцией". Дело в том, что текст, опубликованный нами в апреле 2006 года, не являлся первой редакцией или первым изданием. Пожалуй, наиболее подходящим определением для него был бы современный программистский термин "бета-версия".

Тот текст был опубликован, можно сказать, для "обкатки". Точнее – для общественного обсуждения, в результате которого смогут быть выявлены какие-то ошибки, уточнена трактовка спорных моментов, а также появятся ранее не известные факты. Так и получилось. И вот теперь мы можем предложить вашему вниманию исправленный "релиз".

Конечно, и он не является истиной в последней инстанции. Нет сомнения, что и факты и трактовки ещё будут всплывать и всплывать. Это процесс практически бесконечен... И мы не собираемся постоянно править и править текст книги, вдогонку за всеми этими "обновлениями". На нынешнем, исправленном варианте мы и поставим точку. В нынешнем виде книга фиксирует наши сегодняшние (т. е. по состоянию на начало 2007 года) знания о жизни и творчестве Аркадия Северного.  И этим её задача, собственно, и исчерпывается. Все остальное, – как новые факты, так и какие-то новые идеи или концептуальные взгляды, – это уже задачи для другой книги.

Вероятно, читатели помнят, что в послесловии, написанном в апреле 2006 года, один из нас сокрушался как раз по поводу недостатка идей и концепций в нашей книге... Что ж, надо признать, что и в новом тексте их особо-то не прибавилось. Но вторично стенать по этому поводу, конечно, незачем. Исправленная фактография – тоже неплохой результат. Пусть даже она исправлена лишь частично, и может, всё это будет ещё не раз опровергнуто. Тем, кто придет за нами, ещё есть над чем поработать.

Хочется верить, что такие люди обязательно найдутся. Пожелаем им удачи!

 

Игорь Ефимов, Дмитрий Петров, февраль 2007 г.
___________________________________________

Игорь Анатольевич Ефимов скончался 11 мая 2007 года


 Здесь мы немного погрешили против истины. Был один (всего один!) человек, который хотя и называл себя одним из самых близких друзей Аркадия Северного, но потребовал от нас за свои воспоминания… плату. Причём обещал "вспоминать" в зависимости от количества проплаченных ему у. е. Ну что ж – Бог ему судья…

 Помимо прочего, существует устойчивый слух, о том, что Д. И. Звездин был крупным начальником на железной дороге. Информация эта до настоящего времени никем не подтверждена, в т. ч. и ивановскими родственниками А. Северного. Ещё один слух о том, что Е. М. Звездина была врачом-рентгенологом, был создан в своё время самим Аркадием. И в основе своей имел всё-таки тот реальный факт, что какое-то время Елене Макаровне действительно довелось поработать лаборантом в рентгенкабинете.

 "Он вышел родом из народа…" (воспоминания Б. П. Соловьёва), "Будни-2", г. Иваново, 2001 г.

* Вот что по этому поводу говорилось в Уголовном кодексе:

ст. 58-10 – Пропаганда и агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву и ослаблению Советской власти или совершению отдельных контрреволюционных преступлений, а равно распространение или изготовление или хранение литературы того же содержания влекут за собой –

– лишение свободы на срок не ниже шести месяцев.



ст. 58-11 – Всякого рода организационная деятельность, направленная к подготовке или совершению предусмотренных в настоящей главе преступлений, а равно участие в организации, образованной для подготовки или совершения одного из преступлений, предусмотренных настоящей главой, влекут за собой –

– меры социальной защиты, указанные в соответствующих статьях настоящей главы. (Уголовный кодекс РСФСР, официальный текст с изменениями на 1 января 1952 г. и с приложением постатейно систематизированных материалов. Государственное издательство юридической литературы, Москва, 1952).



1 Статья 70. Антисоветская агитация и пропаганда.

Агитация или пропаганда, проводимая в целях подрыва или ослабления Советской власти либо совершения отдельных особо опасных государственных преступлений, распространение в тех же целях клеветнических измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй, а равно распространение либо изготовление или хранение в тех же целях литературы такого же содержания –

наказываются лишением свободы на срок от шести месяцев до семи лет и со ссылкой на срок от двух до пяти лет или без ссылки или ссылкой на срок от двух до пяти лет.

Статья 72. Организационная деятельность, направленная к совершению особо опасных государственных преступлений, а равно участие в антисоветской организации –

наказываются соответственно по статьям 64-71 настоящего Кодекса.



Статья 190-1. Распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй.

Систематическое распространение в устной форме заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй, а равно изготовление и распространение в письменной, печатной или иной форме произведений такого же содержания –

наказывается лишением свободы на срок до трех лет, или исправительными работами на срок до одного года. (Уголовный кодекс РСФСР, "Юридическая литература", М., 1971).

В п. 6 комментариев к статье 190-1 говорится: "Форма и способ изготовления таких произведений не имеет значения для ответственности, это могут быть литературные произведения, письма, любые документы, фотографии, рисунки и звукозаписи (разрядка наша − И. Е., Д. П.) (Комментарии к Уголовному кодексу РСФСР, "Юридическая литература", М., 1971).




1 Ныне – Вознесенский проспект

 Рувим Рублёв "Памяти Аркадия Северного", "Новое русское слово", 20 мая 1980 г.

 Рувим Рублёв "Памяти Аркадия Северного", "Новое русское слово", 20 мая 1980 г.

* Здесь Рудольф Фукс ошибается – эту фразу произнёс он сам.

1 О том, что псевдоним был придуман Виктором Смирновым, говорили Рудольф Фукс и сам Смирнов. Однако Борис Тайгин тоже предъявлял свои права на авторство (Б. Тайгин, "Расцвет и крах "Золотой собаки", "Пчела", №20, май-июнь 1999 г).

 Н. С. Резанов в беседе с авторами книги рассказал, что в 90-е годы полковник милиции Сергей Петрович Соколов проверил соответствующие архивы на предмет того – привлекался ли Северный к уголовной ответственности. И убедился, что ни по одному уголовному делу Аркадий Дмитриевич Звездин не проходил.

 Валентин Шмагин "Северный Фукс", "Вне закона", №16, 2000 г.

 Эта и все последующие стихотворные цитаты даются по расшифровкам соответствующих фонограмм в исполнении А. Северного.

 Рувим Рублёв "Король подпольной песни", "Новая газета", №56, май-июнь 1981 г.

 "Литературное обозрение", №11, 1991 г., с. 3.

М. Шелег "Аркадий Северный. Две грани одной жизни". М., Издательство "ННН", 1997, с. 66.

1  Современное значение немецкого слова Freier (по новой орфографии Frayer) – "клиент проститутки". Тоже почти что "жених", но всё-таки уже несколько ближе к нашему, блатному значению...

1 Ныне – Троицкая площадь

1 Ныне – Введенская улица

 По сути, эта фраза – просто бессмысленный набор слов на идиш. Дословно это можно перевести как: "говорить (вариант – стукач) делец (дело) сделанный блатной парень".

Дело в том, что у Северного чудовищно искажен оригинальный текст, который должен был звучать так: "а зугт ыр махт ыр их бин а фахтовер ят", что означает – "говорят: я – блатной парень". Что, впрочем, не помешало бессмыслице Северного стать знаменитой и знаковой для многих любителей его творчества, – поскольку большинство из них (в том числе и мы) все равно ничего не понимало в идише. Также, видимо, как и исказившие текст Аркадий с Фуксом...



* Ныне дом, где жил Д. М. Калятин, числится по Дальневосточному проспекту.

 М. Шелег "Аркадий Северный. Две грани одной жизни". М., Издательство "ННН", 1997, с. 83.

1 Ныне – Александровский парк и Троицкий мост

* "Лесопильный цех" – по воспоминаниям Д. М. Калятина, одно из мест непродолжительной трудовой деятельности Аркадия.

 Нам удалось найти только одно документальное свидетельство о том, где работал А. Северный в описываемый период. Это ответ начальника УВД Красногвардейского райисполкома Ленинграда на судебное определение Нарсуда того же района, в котором помимо прочего говорится, что "гражданин Звездин А. Д. работает на заводе "Пирометр". Документ датирован 10 февраля 1976 г.

 М. Шелег "Аркадий Северный. Две грани одной жизни". М., Издательство "ННН", 1997, с. 83.

 При записи "Первого Одесского концерта" в январе 1975 года Владимир Ефимов предложил дать этому, тогда ещё безымянному ансамблю имя "Бандиты", но такое название не было поддержано ни Фуксом, ни Аркадием, ни музыкантами, и в историю не вошло. Оно всплыло только через двадцать лет в книге Михаила Шелега (М. Шелег "Аркадий Северный. Две грани одной жизни". М., Издательство "ННН", 1997, с. 78.), на основании рассказа того же В. Ефимова.

1 Написание фамилии Николая Гавриловича приводится здесь в соответствии с исходным текстом М. В. Шелега. Однако оно не является правильным, – согласно сохранившимся документам, правильное написание – Рышков.

 М. Шелег "Аркадий Северный. Две грани одной жизни". М., Издательство "ННН", 1997, с. 89-90.

 Не совсем понятно, какой "концертный зал" имел в виду Д. М. Калятин. Самым известным концертным залом в то время был "Октябрьский", а "Юбилейный" – это, вообще-то, Дворец Спорта. Хотя концерты в нём тоже время от времени проводились.

 М. Шелег "Аркадий Северный. Две грани одной жизни". М., Издательство "ННН", 1997, с. 90.

 М. Шелег "Аркадий Северный. Две грани одной жизни". М., Издательство "ННН", 1997, с. 84-85.

1 Ныне − Захарьевская улица.

* Имеется в виду Владислав Петрович Коцишевский. Из-за путаницы уменьшительных имен "Владик – Вадик", многие называли его Вадимом.

1 Ныне – улица Нежинская

 "Новая Сибирь", 5 октября 1995 г.

"Новая Сибирь", 18 января 1996 г

 В коллекционерских кругах этот концерт иногда называют "У Михаила Модеста". Этот момент весьма показателен в качестве иллюстрации к тому, как действует здесь принцип "испорченного телефона". И сколь бывают запутаны исходные данные, с которыми приходится иметь дело... Итак, от старых киевских коллекционеров мы получили следующую информацию: действительно, был в Киеве такой деятель, которого звали Модест. Но это было его имя, а не фамилия. "Михаил" в данном случае мог быть разве что кличкой Модеста. Хотя, по другим данным, не то кличка, не то настоящее имя этого Модеста – Абрам…

1 О музыкантах, принимавших в различные годы участие в составе "Черноморской чайки", есть информация от Владимира Ващенко, клавишника этого ансамбля. Вот его рассказ: "Состав периодически обновлялся, но основной костяк это были: гитара Володя Спекторский; бас Жора Спирин (покойный) или Александр Белый;. саксофон Борис Добровольский или Сима Кандыба уехали в Америку; органист Фима Король (несколько концертов, потом уехал в Америку) или я Влад Ващенко; барабаны Игорь Демешкан (покойный) или Петя Ройтман; труба Петя Вайман (в Америке); кларнет Жора Горовенко (покойный); скрипач Миша Беленький (в Америке)".

 Данный концерт иногда также называют "Братья Жемчужные" с "Ленинградским диксилендом", что заведомо неверно, так как из "Ленинградского Диксиленда" в этом составе был только Г. Чиков. Но ошибка оказалась в некотором роде пророческой: из этого состава вскоре действительно родился питерский эстрадный диксиленд, известный не менее, чем "Ленинградский" – "Невская восьмёрка". Вот что пишет об этом коллективе В. Фейертаг в книге "Джаз в Петербурге. Who is who" ("Скифия", СПб, 2004, с.158) "В 1977 году тромбонист Георгий Чиков пригласил Валерия Заварина на запись вокалиста Аркадия Северного. Там же присутствовали кларнетист Виталий Смирнов и гитарист Николай Резанов. "Мы завелись рассказывает Валерий Заварин,и тут же сколотили ансамбль "Невская шестёрка", потом превратили его в "Семёрку" и в "Восьмёрку". Добавим, что в составе "Восьмёрки" участвовал ещё один бывший "Жемчужный брат" – А. Кавлелашвили.

 М. Шелег "Аркадий Северный. Две грани одной жизни". М., Издательство "ННН", 1997, с. 97-101.

 М. Шелег "Аркадий Северный. Две грани одной жизни". М., Издательство "ННН", 1997, с. 93.

 М. Шелег "Аркадий Северный. Две грани одной жизни". М., Издательство "ННН", 1997, с. 98.

* Интернет-сайт журнала "Северный мотив" (http://piotr1.narod.ru/velikie.htm).

1 Ныне – улица Ивана и Юрия Липы

* Отзывы читателей на книгу М. Шелега "Аркадий Северный /Две грани одной жизни" в "Русском журнале", 19.11.97 г. – http://www.russ.ru/journal/zloba_dn/97-11-19/medved0.htm.

1 Шорин Александр Фёдорович (1890 – 1941), лауреат Сталинской премии, автор систем фотографической (1928 г.) и механической (1932 г.) звукозаписи и воспроизведения звука в кино.

* О казусах, случавшихся с Аркадием Северным в лечебных учреждениях, существует немало историй. Например, история, напечатанная подпольным рок-журналом "Ухо" в №3 за 1983-й год: "Однажды лечился А.С. от хронического алкоголизма. Рассказ врача: "Так, вроде, мужик в пижаме и мужик в пижаме, но есть какой-то шарм, его и не знали сначала, а потом… ну вот, курить он выходит, и через десять минут все, кто был в курилке – его друзья, и не просто, а закадычные, он весь был подкупающе хорошим, что ли, располагал к себе не только алкашей, но и врачей, персонал, говорил красиво, просто и умно, закругляя этак, вроде с прибаутками. Но они не замечались. Весёлый был и умный. Но вот не везло ему, что ли, т.к. в больнице он умудрился сломать ногу. Как сказать? Он не был в центре событий, но вокруг него обязательно что-то происходило. Тут один псих сказал, что он излучает энергию и она материализуется. Ну так. Сломал он ногу, а уже была договорённость, что он будет петь, ну что-то типа концерта. Сломанная нога, ругань врачей, так он разрешил, больные его на руках перенесли на сцену, соорудили ему спец-стул, и он пел и играл на гитаре. Ну, чудесный концерт. Артист, понимаешь, от Бога, да и человек хороший. Жалко его. Очень жалко".

Теперь уже невозможно сказать, – исходят ли эти истории из одного реального случая, или из разных, и каков этот случай был на самом деле. И остаётся только фиксировать вариации Легенды, неизбежно возникающие при изустной передаче.



1 Внимательный читатель не может не заметить, что в рассказах Фукса и Шорина есть некоторые расхождения относительно места проведения записи. Нам кажется, что это – всё те же игры времени и памяти, на которые нам уже не раз приходилось сетовать на страницах этой книги...

1 Ныне – улица Успенская

1 Р. Рублёв, "Король подпольной песни", "Новая газета", №56, май-июнь 1981 г.

* Лидия Валентиновна Иванова, мать Елены Раменской, вспоминала в 1994 году, что Владимир Раменский написал по просьбе Аркадия стихотворение, посвящённое его дочери – "Наташенька". Однако, тогда же она называла в числе песен, написанных Раменским, "Поручика Голицына" и "Сладку ягоду". Что, к сожалению, не придаёт особой достоверности её словам…

1 Напомним читателям, что Андрес Сеговия и Александр Михайлович Иванов-Крамской – мастера и авторы школ игры на шестиструнной гитаре. Сам же Аркадий до конца жизни играл только на семиструнной

<< предыдущая страница  
Смотрите также:
И. Ефимов, Д. Петров аркадий северный, советский союз! Игорь Ефимов, Дмитрий Петров
2939.32kb.
12 стр.
П. П. Петров, А. М. Савенков, А. И. Савицкий, С. П. Петров, нпф
157.31kb.
1 стр.
Заявитель: Петров Владимир Владимирович
368.36kb.
1 стр.
Золотой Теленок (полная версия) Илья Ильф Евгений Петров
5557.26kb.
50 стр.
Ю. Н. Петров Научная школа «Непрерывное инженерно-педагогическое образование»
1152.91kb.
13 стр.
Методические указания Санкт-Петербург Издательство Политехнического университета 2007
1695.09kb.
12 стр.
Декан ит /Петров А. Б
95.6kb.
1 стр.
Петров Василий Петрович
20.05kb.
1 стр.
Рабочее движение в России в конце XIX в
41.07kb.
1 стр.
Развитие региональной и малой авиации: диалог общественности и бизнеса с властью Обзор материалов круглого стола по теме «Обеспечение доступности населения к региональным авиационным перевозкам», состоявшегося 8 ноября 2011 года в г
220.37kb.
1 стр.
Новая постиндустриальная волна на Западе
8057.15kb.
54 стр.
Воспоминания Филипсона
165.92kb.
1 стр.